ПРЕВРАЩЕНИЯ ОДНОГО СЦЕНАРИЯ

Н. ОТТЕН
Недавно кинематографическая общественность ознакомилась с черновым монтажом фильма «Заключенные» режиссера Е. Червякова по сценарию Н. Погодина. Статья т. Оттена имеет своей задачей ознакомление наших читателей с будущим фильмом и помощь т. Чер
вякову в его работе по досъемкам и демонтажу. Разумеется все выводы, сделанные т. Оттеком, имеют сейчас условный характер: окончательное суждение о фильме можно будет составить лишь тогда, когда эта работа будет завершена.
Первая половина 1934 года была отмечена в кинематографии разительным изменением отноше
ния к сценарию. Драматургия кино была признана основой кинематогра
фического производства и кровным делом писателя. Литературные ежемесячники стали печатать сценарии.
Вышел первый сборник сценариев
«Драматургия кино», посвященный писательскому съезду.
Общественное внимание было сосредоточено на четырех сценариях, написанных писателями и драматур
гами, до того в кинематографии не работавшими и олицетворявшими «призыв писателей в кино». Речь идет о «Частной жизни Петра Ви
ноградова» Л. Славина, «Строгом юноше» Ю. Олеши, «Мы из Кронштадта» В. Вишневского и «Заключенных» Н. Погодина.
Все четыре произведения поставлены. Сценарий Л. Славина, темпераментный и свежий по литературному изложению, был основан на воде
вильном положении, сконструирован беллетристически и не был доста
точно предохранен от того, чтобы в процессе постановки не превратиться в плоский и неубедительный фильм.
Ю. Олеша, наполнил свой сценарий высокопарными метафорами и убо
гими идейками. Он конце концов оказался автором идеологически враждебного, лежащего вне идейно
образной системы советской кинематографии фильма. В. Вишневский, всерьез учившийся кино, рабо
тающий в традициях эпического
фильма, в традициях «Броненосца Потемкина», лежащих в русле его дарований, - создал фильм, по-новому переосмысляющий эти тради
ции. И, наконец, Н. Погодин, еще в 1931 году написавший сценарий «Путешествие по СССР», в 1934 году выступил с большой реалистической повестью-сценарием о Беломорстрое - «Заключенные», превращенном в фильм через два с лишним года после написания.
«Заключенные» - повесть о лю
дях Беломорстроя. Почти одно
Сценарий Н. Погодина. Режиссер Е. Червяков Операторы М. Гиндин и Б. Петров. Мосфильм
«ЗАКЛЮЧЕННЫЕ