КИЕВСКАЯ СТУДИЯ УКРАИНФИЛЬМ К XX ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ

С. ОРЕЛОВИЧ
Когда говорят о трудностях кинопроизводства, всякий знает, что обязательно начнут со сценариев, с кинодрама
тургии. К сожалению, и на этот раз приходится начинать с этого участка кинематографии, участка, находящегося, особенно в украинском кино, в самом неорганизованном и разваленном состоянии.
Нам кажется совершенно бесспорным именно то, что отставание украинской кинодраматургии прежде всего зависит от неорганизованности этого дела, от того, что люди,
которым организация этого дела была поручена, отнеслись к своей задаче несерьезно, пошли по линии наименьшего сопротивления, стараясь выйти из тупика, в который они попали, полумерами, договорами с астрономическими гонорарами, бессмысленной раздачей авансов и другими подоб
ными же путями. Подписывались договоры с московскими и ленинградскими писателями, и без того перегруженными сценарными договорами в Москве и Ленинграде. Киевская и Одесская студии получали по таким договорам явный брак, отходы. Авансы выдавались людям, которые вовсе
никогда не были писателями, ни одного произведения не напечатали и ни одного своего сценария не могут назвать экранизированным, имея в то же время биографию, богатую договорами, авансами и сложнейшими денежными от
ношениями с киностудиями. Платились огромные деньги
людям, мало проверенным, за так называемые «переработкиочень плохих, в большинстве случаев безнадежных сценариев.
Стало довольно широко известно, что в Киевской и Одесской киностудиях очень легко получить деньги. Для мно
гих любителей легких заработков отпала необходимость делать настоящие вещи. Сценарные отделы погрязли в возне с массой посредственных произведений, а порой макулатуры. Все это в известной мере определило художественный уровень кинопродукции наших студий.
Необходимо коренным образом изменить практику сценарной работы в студии, взяв курс на качество за счет количества.
Нужно прекратить погоню за большим количеством договоров и отказаться от расчета на «авось из двадцати получится 1 - 2 настоящих».
Нельзя подписывать договоры с авторами до тех пор, пока совершенно членораздельно не будет изложена тема вещи, сюжетная конструкция, трактовка основных героев.
Все должны знать, что впредь отношения автора со студией не могут ограничиваться лишь подписанием договора и по
лучением денег, а должны быть основаны на действительном намерении автора написать хорошее кинодраматургическое произведение. Это намерение должно быть подтверждено серьезной творческой заявкой. Авторы, движимые другими намерениями, нам не нужны, от них необходимо быстро и решительно освободиться, взыскав к тому же, хотя бы и через суд, даром полученные государственные деньги, которые наши киностудии, находясь в длительном прорыве, добывают пока лишь в виде систематических дотаций.
Студии должны позаботиться о том, чтобы писатели, подписавшие договоры на сценарии, ни в коем случае не были в дальнейшем предоставлены самим себе. Им необ
ходимо обеспечить постоянную консультацию по вопросам специфики киноискусства, причем консультация должна осуществляться квалифицированными товарищами, масте
рами кино, лучше всего режиссерами. Особенно хорошо, если удается уже при рассмотрении творческой заявки на
метить режиссера, который бы работал с автором сценария как будущий постановщик последнего.
Короче говоря, задача состоит в том, чтобы студия и режиссер добились общего с автором понимания задачи, которая ставится перед будущим фильмом, и способов решения этой задачи, до того как сценарий автором оконча
тельно написан. Постоянная углубленная работа с автором вместо многочисленных малопродуктивных договоров - вот основное в перестройке сценарной работы студий.
Однако сценарное дело, являясь решающим вопросом в деле оздоровления нашего кинопроизводства, все же не решает всей задачи этого оздоровления.
Имея хороший сценарий, студия не может быть уверена, что тем самым полностью обеспечен и хороший фильм, хотя сценарий в весьма значительной и даже решающей мере определяет характер и качество фильма, если только постановка фильма попала в руки квалифицированного ре
жиссера. Никак нельзя рассчитывать на хороший фильм, если постановка фильма поручена малоспособному и неквалифицированному человеку, не обладающему необхо
димым для кинорежиссера мастерством. В таких случаях хороший фильм создать невозможно даже при наличии очень хорошего сценария.
Нужно, к сожалению, признать, что за последние годы в студиях Украинфильма было очень мало сделано для того, чтобы воспитать новые режиссерские кадры. Мы знаем, что на отрезке времени 1930 - 1936 гг. в Московской и Ле
нинградской студиях выросли хотя и очень немногие, но зато вполне квалифицированные режиссеры, как Л. Арнштам, М. Дубсон, А. Зархи, Хейфец, М. Ромм, В. Строева, братья Васильевы, С. Герасимов, И. Пырьев, который в 1936 г. переехал в Киев, и др. Некоторые из них вышли в ряд лучших мастеров кинематографии. В студиях Украинфильма даже и такого далеко недостаточного роста ре
жиссерских сил за эти годы не было. За эти последние годы в Киевской киностудии вырос режиссер Луков, фильм которого «Я люблю» говорит о больших возмож
ностях этого еще незрелого, но несомненно талантливого мастера.
Причина такого недостаточного выдвижения новых режиссеров заключается в том, что в студии не было притока новых молодых сил, которые могли бы, работая при крупных мастерах в качестве ассистентов и практикантов, овладеть киномастерством и затем пополнить собой столь огра
ниченный состав наших кинорежиссеров. Вместо этого киностудии Украинфильма выискивали выдвиженцев среди своих же старых работников, возможности которых были давно известны. Этого, конечно, оказалось недостаточно.
В результате в студиях очень мало режиссеров, могущих гарантировать высокое мастерство постановок, и еще меньше таких мастеров, при которых могли бы работать и учиться новые молодые кадры.
Необходимо набрать из смежных искусств одаренную молодежь, интересующуюся киноискусством, и поставить ее на выучку к мастерам.
Это необходимо сделать не только для подготовки режиссеров, но и для подготовки киноактеров, недостаток которых затрудняет работу студий.
В этом смысле огромна роль одного из крупнейших мастеров киноискусства, Александра Петровича Довженко, при котором необходимо создать специальную режиссерскую студию.
Киностудии Украинфильма ни в коем случае не должны рассчитывать на то, что удастся привлечь квалифицированные кадры со стороны, из других городов и студий.
Рост советского кинопроизводства настолько велик, что во всех студиях Союза ощущается огромный недостаток в квалифицированных людях, которых, конечно, ни одна студия отпускать ни под каким видом не станет.
Должна быть начата упорная, настойчивая работа по подготовке кадров здесь, на месте, в студиях Украинфильма, и на это дело должно уйти средств и энергии не меньше, чем на прямую производственную работу. При этом, конечно, необходимы специальные ассигнования на учебные