„КОМСОМОЛЬСК

Литературный сценарий М. ВИТУХНОВСКОГО, С. ГЕРАСИМОВА и З. МАРКИНОЙ Режиссер С. ГЕРАСИМОВ
В МАРТЕ 1932 ГОДА ПАРТИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОРУЧИЛИ ЛЕНИНСКОМУ КОМСОМОЛУ ПОСТРОЙ
КУ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ГИГАНТА И ГОРОДА НА
РЕКЕ АМУРЕ.
Поезд.
На груди паровоза украшенный лентами и цветами портрет вождя.
Этот поезд пройдет через Волгу, Урал и Сибирь. Он идет в Комсомольск на-Амуре.
Поезд промчался мимо нас, промелькнули красные полотнища, надписи на вагонах:
«3-й сквозной комсомольский Рязань - Тихий океан». В окнах цветы.
Вырвалась песня и с шумом колес промчалась мимо. Поезд промчался вперед, на Восток.
Утро, седое от росы.
Матово блестят рельсы. На платформе большой станции собрались люди, чтобы проводить еще одного строителя, комсомольца Петра Мартыновича Алейникова.
Среди друзей и родных Петр. На вид ему не больше 18 лет. Родителей у него нет, и его провожает дядя.
Старик говорит прощальную речь:
- Товарищи, я провожаю своего родственника (племянник он мне), товарища Петра Алейникова,
члена вашей организации... Стоющий вырос парень (я так считаю), если организация посылает его на
Дальний Восток... Скажу спасибо всему коллективу, что посылаете моего племянника на такое дело...
Оборачивается к племяннику:
...А тебе, Петя, скажу: работай там так, чтобы
я о тебе здесь слышал. И помни, чему мы тебя учили... Достает бинокль.
- Передаю тебе боевой бинокль Цейса, от старых, партизанских времен; не теряй, гляди в него аккуратно - вещь ценная... Передает бинокль.
- Владей!
Перед семафором загудел паровоз. За перелеском побежал дым.
Петр Алейников взял ответное слово:
- Уезжаю я от вас, товарищи, и от вас, дядя... Начало его речи покрыл грохот и лязг подошедшего поезда. Из вагонов выбежала молодежь.
Веселая девушка - Наташа - кричит и машет трем ребятам с чайниками, указывая на сторожа, дающего второй звонок. В этот момент мы слышим речь Петра Алейникова. Он говорит:
- Я о себе говорить не буду, но скажу, товарищи, что опыт моей работы в нашей организации я перенесу в город Комсомольск...
На площадке вагона - Наташа. Она слушает Петьку.
- В далекой тайге мы получим ваши топоры, и мы посмотрим на ваши топоры, что-то будут за топоры...
Пробежал какой-то паренек с чайником. Садясь в вагон, крикнул Наташе:
- Во, как загнул! Наташа засмеялась.
За спиной Наташи, щурясь от солнца, в тамбуре стоит, улыбаясь, седоусый мужчина. Он слушает Петра Алейникова.
Петька гордо обвел глазами поезд и увидел Наташу.
*) Гонорар за напечатание сценария передан авторами в фонд помощи женщинам и детям героической Испании,
Смеясь, она ему показывает, что надо кончать речь. Петька гневно нахмурился. Свистнул кондуктор.
Ответно закричал паровоз.
Договаривая находу, бросился Петька к вагону.
- В общем и целом - в письме напишу... Дядя бросает вещи в вагон. Наташа принимает.
Петька прощается с ребятами. В руках у него два сундучка. Поезд набирает ход.
Наташа удерживает Петьку навесу.
Старик бежит за вагоном, расправляет усы:
- Попрощаться бы надо, Петро!
И подвигает к вагону жену. У той покраснел нос, быстрые слезы побежали по лицу, но она улыбается и старается дотянуться до Петьки.
Старик приподнял ее, Петька наклонился. Наташа держит Петьку за пояс, чтобы не упал. Поцеловались.
Успели поцеловаться и со стариком. - Ну, гляди, Петро...
- Бесспорно, дядя! - крикнул Петр.
Еще раз мелькнула тетка, что-то машет рукой, - слов уже не слышно.
Наташа все еще держит Петьку за пояс, тот скрывает лицо (наверное, растрогался).
Седоусый мужчина мягко улыбнулся своим мыслям и ушел в вагон.
Поезд простучал по маленькому мостику. Петька обернулся и сердито сказал:
- Зачем держите? - Чтобы не упал.
- Как-нибудь не упадем.
Мимо поезда мелькнули шлагбаум, пыльный проселок. К поезду бегут мальчишки. Один, размахивая веткой, кричит:
- Петька!.. голубей-то твоих куда девать?
Петька украдкой покосился на Наташу. Та, едва сдерживая улыбку, отвернулась.
Петька крикнул неестественным басом:
- Выпусти на волю... И прошел за Наташей.
- Куда это ты едешь, уж не в Комсомольск ли? - спросил Петр.
- В Комсомольск, - сказала Наташа, подходя
к окну.
Петька рассовал свои сундучки и встал у окна рядом с Наташей.
Наташа молча и с любопытством рассматривает Петьку. - Ты откуда сама? - Из Воронежа.
- Специальность имеешь? - Дозировщица.
- Знаю. На бетоне дозируешь. - Сколько лет?
- Двадцать. А тебе сколько? - Восемнадцать.
- Ого, много... - сказала Наташа.
- Много - не много, но и не мало... Сказал это Петька с достоинством и замолчал.
В окне быстро убегает Урал. Невысокие горы и лес. Речка бежит вдоль пути.
В соседнем купе запели песню. Сейчас же откликнулись во втором и третьем.
В песню вмешался паровозный гудок.
Поезд бежит по высокой насыпи, огибает лес...
Покачиваясь на полке, Степан Никитович спросил Наташу: - Так, значит, дозировщица?
- Дозировщица, - сказала Наташа,