Bis
хи
Ми

им

{Xe
 e
TS
oT,
	b*
	Д=
	т:
И
го
	3°
		We
	_В ПРАНСКОМ
АЗЕРБАЙДЖАНЕ
	Мероприятия
Национального
правительства
	ТАВРИЗ, 10. (ТАСС). Националь-
ное правительство Иранского Азер-
байджана принимает решительные
меры к ликвидации нищенства. В
Тавризе и других городах все без-
домные дети до 14 лет направля-
ются в специально созданные дет-
ские дома, нищенствующие больные
и калеки будут направляться в
больницы или дома для престаре-
лых ит д
	Введение
азербайджанского языка
в качестве официального

языка
байджана постановило ввести азер-
байджанский язык в качестве офи-
циального языка в Иранском Азер-
байджане. Вся переписка в государ-
ственных учреждениях и ‹судопроиз-
водство должны вестись на этом
языке. В городах и селениях пред-
ложено повесить написанные на
азербайджанском языке вывески.

В районах, населенных курдами,
армянами и жителями других нацио-
нальностей, делопроизводство В
местных учреждениях и преподава-
ние в школах будут проводиться на
соответствующем родном языке, а
вся переписка с национальным пра-
вительством будет вестись на азер-
блялжанском языке.

Министерству просвещения пору-
чено открыть ‹еть вечерних курсов
по повышению грамотности населе-
НИЯ.
	ГАЗЕТА «PAXbAP»
05 АНТИДЕМОНРАТИЧЕСНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
HMABAMA ШИРАЗИ
	ТЕГЕРАН, 10. (ТАСС). Газета
«Рахбар» 6 января опубликовала
статью об активной антидемократи-
ческой деятельности на юге Ирана
известного реакционера и иностран-
ного агента Кавама Ширази. По
приказу Кавама Ширази муллы про-
поведуют религиозную войну против
азербайджанцев Северного Ирана.
Недавно на ширазском базаре один
ахунд, пользующийся поддержкой
Кавама Ширази и местной полиции,
обвинял азербайлжанцев в измене
исламу и призывал к борьбе против
них. Однако присутствующие не по-
желали слушать ахунда и разош-
лись. В той же статье газеты «Рах-
бар» сообщается, что Кавама ШИи-
рази создает на юге Ирана воору-
женные отряды племен. К этому де-
лу привлекаются бывшие инспектора
корпуса «южно-персидских  стрел-
ков», который был создан на юге
Ирана иностранцами в конце про-
шлой мировой войны.
	ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ
АЛЬАНСНОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИНИ
	БЕЛГРАД, 12. (ТАСС). Белград-
ское радио передает сообщение Ал-
банского телеграфного агентства 0
том, что вчера Учредительное соб-
рание Албании единогласно провоз-
гласило Албанию народной респуб-
ликой. Учредительное собрание еди-
ногласно приняло решение об об’яв-
лении 11 и 12 января народным
праздником. В то время, как салют
из 101 орудия извещал о провоз-
глашении республики, население Ти-
раны ‘толпами вышло на улицы и ©
неописуемым воодушевлением вы-
ражало свою радость по этому по-
воду.
	QOTOBCW
	* ЮГОСЛАВСКОЕ радио передает, что
в Белграде открылея пленум централь-
	ного комитета об единенного совета
антифалиистской молодежи Югославии.
Участники пленума обеудят решения,
принятые на международной конфе-
ренции в Лондоне.

х КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер,
бывитий офицер английской армии
Норман Бейли-Стюарт приговорен к 5
голам каторжных работ за то, что он
	выступал в свое время по радио с про-
пагандой в пользу немцев.

х ПО СООБЩЕНИЮ Польекого атент-
ства печати, на ! января 1946 года чис-
ленность населения города МЛодзи со-
ставляла 502.527 человек.

% АГЕНТСТВО Франс Пресе передает,
что парижские театры «Опера» и «Опе-
ра комик» прекратили постановки В
связи с тем, что артисты оркестров от-
казались выстунать, так как дирекция
театров не удовлетворила их экономи-
ческие требования.
	Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге
	министра финансов
	был направлен в госпиталь, где его
сделали об’ектом различных экспе-
риментов по брюшнотифозным забо-
леваниям. Затем заключенного хо-
тели подвергнуть экспериментальным
операциям, ноему удалось избежать
этого. Через некоторое время Блаху
предложили сделать операцию же-
лудка у двадцати вполне здоровых
заключенных. Так как он отказался
от этого, его переместили в отдел
по вскрытию трупов. До освобожде-
ния ‘из лагеря Блах произвел лично
более семи тысяч вскрытий, а всего
под его руководством было произ-
ведено 12 тысяч вскрытий. Таким
образом, свидетель может самым
очным образом дать характеристи-
ку причин смерти многих заключен-
ных концлагеря Дахау.

С середины 1941 года до конца
1942 года, свидетельствует доктор
Блах, было сделано около шестисот
операций здоровым заключенным.
Они производились для обучения
студентов-медиков из состава СС и
врачей-эсэвовцев. Операции делали
студенты, которые обучались до
этого всего два года, хотя обычно
такого рода операции может делать
только врач, имеющий, по меньшей
мере, четыре года хирургической

практики. — Многие заключенные
умирали на операционном столе, а
другие — вскоре после операции.

В течение всего пребывания в Да-
хау Франц Блах был свидетелем
многочисленных преступных — меди-
цинских экспериментов над людьми.
Заключенные никогда не соглаша-
	лись на это добровольно, и их пППи-
	нуждали к этому насильно. Опыты
с малярией проводились по персо-
нальному указанию Гиммлера.
Жертвы этих экспериментов подвер-
гались укусам комаров или же спе-
циальным — вливаниям. Свидетель
вскрывал тела всех погибших OT
экспериментов и заявляет, что мно-
гие заключенные погибли oT caMmo-
го заболевания малярией, другие же
	медикзментов, которые на них
испытывали.

В 1942 голу гитлеровцы началу
производить в Дахау эксперименты
	для установления эффекта от изме-
нения воздушного давления. Около
25 человек одновременно помеша-
лись в специально построенном со-
оружении, в котором можно было
повышать или понижать давление
воздуха. Цель этих опытов заклю-
чалась в том, чтобы установить дей-
	вали. чтобы воспользоваться их та-
туированной кожей.

Далее в письменных — показаниях
свидетеля говорится о транспорти-
ровке эшелонов с заключенными Б
Дахау. Некоторые эшелоны находи-
лись в пути по две—три недели, и
за это время заключенные не полу-
чали ни воды, ни пищи. В одном
транспорте, когда он начал свой
путь, было около 2 тысяч людей,
из них 800 погибли в пути и были
выброшены на ходу. После прибы-
тия эшелона еще 500 человек оказа-
лись мертвыми, а остальные 700 по-
гибли вскоре после прибытия в ла-
герь. Франц Блах вскрыл целый
ряд трупов и установил, что 3TH
заключенные погибли от голода.

В 1941—42 гг. в Дахау поступали
транспорты инвалидов, не способных
к работе или больных. Гитлеровцы
цинично именовали их «командами,
которые должны были подниматься
в небеса». Каждую неделю по 100
— 120 человек из них направлялись
в так называемые душевые группами
по четыре человека. Им впрыскива-
ли яд, и они погибали. Инвалиды
уничтожались также и другими спо-
собами.

В самом лагере, пишет доктор
Блах в своих показаниях, соверша-
лись многочисленные казни путем
применения газа, впрыскивания ядов
или расстрела, Расстреливали заклю-
ченных обычно перед зданием кре-
матория. Свидетель сам видел, как
живых людей вталкивали в печь
крематория.

Франц Блах сообщает, что в 1941
году от пяти до шести тысяч pyc:
ских было заключено в Дахау в от-
дельном лагере. Трижды в неделю
их группами по 500—600 — человек
приводили к краю болышого рва
вблизи лагеря и расстреливали. Од-
нажды доктор Блах был свидетелем
расстрела 94 советских пленных офи-
церов, среди которых было два во-
енных врача. В апреле 1945 года,
незадолго до освобождения лагеря
	них   союзниками, гитлеровцы расстреляли
	большую группу видных заключен-
ных, среди которых было два фран-
цузских генерала. Накануне — осво-
бождения лагеря немцы расстреляли
другую большую группу заключен-
ных, содержавшихся под кодом
«Мрак и туман». Это была особая
	было   группа людей, которых держали от-
	дельно и, повидимому, оли оыли до
заключения крупными деятелями.
В конце письменного показания
	Ббечернее заседание /! января
	НЮРНБЕРГ, 11. (ТАСС). Вечер-
нее заседание Трибунала. If января
открылось выступлением представи-
теля американского обвинения лей-
тенанта Мельтцера, который про-
должал докладывать суду материа-
лы об участии подсудимого Функа в
преследовании евреев в экономнче-
ской области.
	Обвинитель цитирует отчет о со-
вещании по еврейскому — вопросу,
которое состоялось в ноябре 1938
года под председательством Герин-
га. Комментируя протокол этого со-
вещания, представитель обвинения
отмечает, что подсудимый . PyHK
явился на это совещание хорошо
подготовленным. У него уже был
составлен проект закона; о котором
он доложил собравшимся. Обвини-
тель оглашает текст выступления
Функа, в котором он излагает со-
держание подготовленного им зако-
на.
	Напомнив, что вскоре после это-
го Геринг подписал декрет, оза-
главленный «Изгнание евреев из эко-
номической жизни Германии», обви-
нитель обращает внимание Трибуна-
ла, что специальный раздел этого
закона уполномочивал. Функа изда-
вать постановления в развитие де-
крета. О дальнейшей роли Функа в
преследовании, евреев ‚суд знакомит-
ся по цитируемой обвинителем из
газеты «Франкфуртер цейтунг» ре
чи, произнесенной Функом в ноябре
1938 года. В этой речи Функ зая-
вил, что программа экономического
преследования евреев является
только частью! более кобширной про-
граммы их истребления. Представи-
тель обвинения цитирует также дру-
гие документы, свидетельствующие
о непосредственной ответственности
Функа за преследование еврейского
населения Германии.
	Затем Мельтцер переходит к ха-
рактеристике преступной деятельно-
сти Функа на посту министра по
вопросам экономики. Обзинитель нз-
поминает, что Функ сменил на этом
посту Шахта в 1938 году и с этого
времени начал непосредственно про-
водить подготовку германской эко-
номики К войне. В доказательство
этого. представитель обвинения ци-
тирует немецкую книгу «Германия
сражается», в которой помещена
речь Функа, произнесенная им 14
октября 1939 года. В этой речи
Функ поясняет, каким образом в
качестве главного уполномоченного
по вопросам экономики он в тече-
ние полутора лет до начала агрес-
сии против Польши тайно перезо-
дил германскую экономику на рель-
сы войны.

Характеризуя на основании пред’-
явленных суду документов дальней-
шую деятельность Функа,  обвини-
тель констатирует, что после ухода
в отставку Шахта Функ стал цент-
ральной фигурой в. подготовке пла-
на финансирования. войны. Подсуди-
мый был облечен большой властью
в руководстве важными областями
германской, экономики, которые име-
ли значение в военной подготовке,
в создании мощной германской во-
енной ‘машины.
	Доказав далее, что Функ персо-
нально участвовал в преступном
экономическом планировании, кото-
рое предшествовало военной агрес-
сии против Советского Союза, об-
винитель в заключение заявляет,
что Функ участвовал в реализации
программы гитлеровских заговорщи-
ков на всех сталиях вплоть До по-
ражения Германии.
	Представитель американского об-
винения Додд просит Трибунал раз-
решения допросить свидетеля вс<вя-
зи © обвинением ряда подсудимых.
В зал вводят свидетеля — гражда-
нина Чехословакии, чеха по нацнио-
нальности, доктора медицины Фран-
на Блах. В целях экономии време-
ни представитель американского
обвинения предлагает прежде, чем
приступить к допросу свидетеля,
огласить его письменное показание,
данное под присягой.
	Доктор медицины Франц Блах
изучал медицину в Праге, Вене и
Париже и получил диплом в 1920
году. Шесть лет он работал асси-
стентом в клинике а © 1926 года
стал главным врачом гослиталя в
Чехословакии. Этот‘ пост <видетель
занимал до вступления немцев на
теориторию республики, когда он з
1939 году был арестован оккупан-
тами в качествё заложника. В апре-
ле 1941 года Блах был заключен в
концлагерь Дахау изнаходился там
до освобождения этого лагеря аме-
риканцами в апреле 1945 года. Пер-
вые три месяца свидетель находил-
ся в штрафной ротё, после чего
	На вопрос полковника Пожровско-
го, следует ли из этого, что факти-

чески и до и после 1943 года Дахау

был лагерем уничтожения и что
менялся только способ уничтожения

‘заключенных, свидетель отвечает ут-

вердительно.

Обвинитель;: Сколько по вашему
наблюдению через лагерь уничтоже-
ния Дахау прошло заключенных, до-
ставленных туда из Советского Со-
юза?

Свидетель: С ноября 1941 года в
Дахау помещались исключительно
русские военнопленные. Через не-
сколько месяцев большинство их
было уничтожено. Летом 1942 года
остатки этой группы заключенных,
примерно 12 тысяч человек, были
переведены в лагерь Маутхаузен.
Люди, которые позже приехали из
Маутхаузена, рассказали, ‘что 9TH
русские военнопленные были унич-
тожены там в газовых камерах. Пос-
ле этого в Дахау было привезено
около 2 тысяч 16—17-летних рус-
ских юношей. Их держали в двух
особых бараках и с ними обраща-
лись особенно жестоко. Их давали
в распоряжение зеленых новичков,
которые их нещадно избивали.

На вопрос полковника Покровско-
го свидетель отвечает, что «зелены-
ми новичками» назывались преступ-
ники-профессионалы. Эти уголовные
преступники выполняли обязанности
надсмотрщиков над заключенными, в
их полную власть отдавались дети
советских граждан, заключенные в
Дахау, для того, чтобы их истязали,
били и надрывали на непосильной
работе, кончавшейся заболеванием
туберкулезом. Русских детей застав-
ляли выполнять самую тяжелую
работу, и примерно 70 процентов из
них умерли от туберкулеза. Затем в
лагерь Дахау было доставлено нес-
колько тысяч так называемых вос-
точных рабочих. Это были граждане
СССР, которых по обвинению в так
называемом саботаже пересылали в
концентрационные лагери. Кроме то-
го, в Дахау содержались многие
русские офицеры и граждане —
лица умственного труда.

Обвинитель: Не можете ли вы
сказать более подробно относитель-
но казни 94 старших и высших офи-
церов Красной Армии?

Свидетель; Летом или поздней
весной 1944 года в Дахау была до-
ставлена группа старших русских
офицеров — генералы, полковники,
майоры. Их «обследовали» в бли-
жайшую неделю в политическом от-
деле, После каждого допроса, как
я мог видеть, их доставляли в со-
вершенно  истерзанном состоянии.
Это были люди, которые могли ле-
жать только на животе, и врачи
должны были удалять отмиравшие
части тела путем операции. Некото-
рые не выдержали подобных мето-
дов допроса. Оставшиеся в живых
94 человека были доставлены в кре-
маторий и расстреляны в упор. Эти
военнопленные советские офицеры
были уничтожены по распоряжению,
исходившему из главного имперско-
го управления безопасности в Бер-
лине.

Отвечая на другие вопросы пол-
ковника Покровского, свидетель
рассказывает о казни в марте 1944
года 40 русских студентов, совер-
шенной также по распоряжению из
Берлина. Доктор Блах подтвержда-
ет, что эта казнь производила впе-
чатление одного из этапов общего
плана уничтожения людей,  посту-
павших в Дахау. Далее он расска-
зывает, что примерно две трети об-
щего состава заключенных лагеря
страдали сильной формой истощения
и по меньшей мере 25 процентов
всех погибших в лагере были люли,
которые умерли от голода.

В заключение допроса полковник
Покровский выясняет подробности
посещения лагеря Дахау подсуди-
мыми Кальтенбруннером, Розенбер-
гом, Функом и Заукелем.

Вслед за этим слово получает за-
меститель главного обвинителя от
Франции Дюбосс.

Он выясняет у свидетеля подроб-
ности транспортировки в Дахау за-
ключенных из Бордо, Лиона и Ком-
пьена, расспрашивает об уничтоже-
нии группы выдающихся людей
Франции, среди которых были фран-
пузские генералы, депутаты парла-
мента, священники. Обвинитель уста-
навливает факт жестокого обраще-
ния гитлеровцев с видными пред-
ставителями французской интелли-
генции.

Защитник Функа адвокат Заутер,
защитник Розенберга адвокат Тома
и защитник Фрика адвокат Панен-
беккер многочисленными вопросами
свидетелю пытаются запутать его,
чтобы опорочить его заявление отно-
сительно посещения лагеря Дахау
	Функом, Розенбергом и Фриком.
Однако свидетель вновь подтвер-
ждает факт посещения концентра-
HHOHHOPO лагеря этими и другими
	подсудимыми. Несколько вопросов
доктору Францу Блах задал также
защитник адвокат Кубушек.

На этом закончилось вечернее за-
седание 11  января.
		а также в попытке совершить  убий-
ство лидера вафдистской партии
	Нахас-Паши. Убийца признался так-
же в том, что он совершал нападе-
ния на английских солдат, имевшие
место более года тому назад.
	  Ответ
правительства Перу
на предложение Уругвая
	НЬЮ-ИОРК, 12. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед
Пресс передает из Лимы (Перу), что
правительство Перу, отвечая на
уругвайское предложение относи-
	тельно многостороннего вмешатель>
ства во внутренние дела других ла-
тино-американских стран, заявило,
что это предложение создает «серь-
езные, далеко идущие проблемы»,
которые должны быть тщательно
изучены с тем, чтобы не было при-
чинено ущерба принципу невмеша-
тельства.
	Нлакат работы художника В. Корецкого (издательство «ИМекусство»).
	Военные
зарисовки
	Альбом для мизеев
	1941 году Управление по де-
лам искусств при СНК РСФСР
приступило к созданию альбома ри-
сунков на тему «Города и области
РСФСР в дни Великой отечествен-
ной ВОЙНЫ».

За годы войны в различных воин-
ских частях, партизанских отрядах,
городах и селах фронта и тыла ра-
ботали художники Жданко, Тархов,
Финогенов, Захаров, Соколов, Суво-
ров и другие.

Созданные ими за эти годы око-
ло тысячи рисунков отражают эпи-
зоды войны, чудовищные разрушенчя,
причиненные немецкими захватчика-
ми советским городам и ‹елам. Сре-
ди собранных произведений мно-
го портретов. советских воинов, ру-
ководителей партизанских. отрядов
и т. д. Художником Платуно-
вым создана болышая серия гуашей
(50 листов), посвященная обороне
Ленинграда.

В настоящее время рисунки аль-
бома «Города и области РСФСР в
дни Великой отечественной войчы»
передаются в музеи Ростова, Ка-
луги, Курска, Ярославля, Молото-
ва, Воронежа, Ленинграда и других
городов.
		К 50-летию
консерватории
	Юбилейные концерты
	В текущем году Московская кон-
серватория им. П. И. Чайковского
отмечает 80 лет своего существова-
ния. К этой дате  подготовляются
серия печатных изданий, ряд науч-
ных собраний, сессий и концертов.
	Паряду с этим дирекция консер-
ватории об’явила несколько творче-
ских и исполнительских конкурсов
для студентов. Первый (для студен-
тов теоретико-композиторского фа-
культета) — на создание «Шествия»
для симфонического оркестра. Луч-
шие произведения будут премиро-
ваны и исполнены в концертах.
	Для студентов фортепианного
факультета об’является конкурс на
лучшее ‘исполнение сонат Бетховена
и пронзведенай Чайковского, › Рах-
манинова. Скрябина и Метнера.
	Студенты-вокалисты примут  уча-
стие в конкурсе на лучшее исполне-
ние вокальных сочинений Глинки.
Выделившиеся на конкурсе певцы
получат премии. Для дирижерско-
‚хорового факультета об’явлен кон-
курс нг лучшую аранжировку на-
родной песни для четырехголосого
смешанного хора и т. д.
		ствие высоты на организм, а также   свидетеля рассказывается о прибы-
	действие быстрого спуска < парашю-
том. Свидетель сам видел людей,
которые после эксперимента лежалн
	на полу этого сооружения без со3з-
нания. Большинство заключенных.
	тии в октябре 1944 года в лагерь
транспорта < заключенными венгра-
ми, среди которых — свирепствовала
эпидемия сыпного тифа. Больные по-
мещались со здоровыми в одних ба-
раках, в результате чего эпидемия
	нания. рольшинство заключенных,
использованных для опыта, погибало
от внутреннего кровоизлияния или
же от разрыва артерий. Свидетель
показывает, что подобным  экспери-
ментам было подвергнуто 400—500
заключенных, и те из них, которые
не погибли, были переведены в от-
дел инвалидов, где они подлежали

медались со здоровыми в одних оа-
быстро распространилась по всему
лагерю. Ежедневно заболевало две-
сти—триста человек, из которых сто
погибало от самого тифа, а другие,
как показало вскрытие, от не-
достатка питания. В течение
1941—45 гг. многие тысячи русских,
	дел инвалидов, где они подлежале
истреблению.
Доктор Рашер проводил в Дахау
	эксперименты по изучению действия   смертью.
	холодной воды на организм челове-
ка. Подвергавшегося такому экспе-
	ка. 11одвергавтегося такому экспе-
рименту человека опускали в ледя-
	ченных были умерщвлены голодной
	Закончив чтение. письменного по-
казания доктора Франца Блах, пред-
ставитель американского обвинения
	ную воду и держали его там до тех   Додд приступает к допросу свидете-
	ля. Последний показывает, что ла-
	пор, пока он не терял сознания. Не-
	которые заключенные подве
этому тяжелому испытанию в
ние полутора суток. Когда п
	ние полутора суток. Когда потеряз-
их сознание заключенных извлека-
	заключенные подвергались   герь в Дахау часто посещали важ-
CPTOMY ИИЕРТАНИИ em ТтеЧче  ] wre долара пло А
	вые гитлеровские правительственные
чиновники, которые проводили в нем
от получаса до 3—4 часов. Частым
	ли из ледянои воды, делалась По-  посетителем концлагеря в Дахау был
пытка оживить их путем искусствен-  Гиммлер. который присутствовал пои
	ного отогревания солнечными луча“   проведении различных  эксперимен-
ми, горячей водой, электротеплом   тов над заключенными. Кроме того,
или же теплом человеческого тела.   в лагере бывали Борман, Кальтен-
Часто на этих экспериментах  при-  бруннер, Фрик, Розенберг, Функ,
	сутствовал Гиммлер. Для этих о©опы-
	тов было использовано примерно
триста заключённых, большинство
которых погибло. а оставшиеся в
живых сошли < ума. Они были на-
правлены так же, как и жертвы
других опытов, в отдел для инвали-
дов и впоследствии были уничтоже-
ны.

В письменных показаниях свидете-
ля говорится также о других подоб-
ного рода преступных опытах.

Обычной практикой в лагере бы-
ло, свидетельствует Франц  Блах,
снятие кожи с мертвых заключен-
ных. Немцы подвергали ее химичес-
кой обработке, а затем высушивали
на солнце и изготовляли из нее сед-
ла, домашние туфли, дамские сумоч-
ки и другие вещи. В особенности
эсэсовцы ценили кожу с татуиров-
кой. Когда требовали такую кожу и
ее не оказывалось, доктор Рашер го-
ворил: «Мы достанем вам такие те-
ла». На следующий день в лаборато-
рию привозили трупы расстрелянных
молодых людей с татуировкой на
коже. Этих людей специально уби-
	Заукель и другие видные гитлеров-
	Обвинитель: Не видите ли вы че-
ловека, которого вы называете Фри-
ком, в зале суда?

Свидетель: Да, он сидит четвер-
тым в первом ряду с правой сторо-
ны.

Обвинитель: Насколько я помню,
вы называли и Розенберга в числе
лиц, котсрые посещали лагерь? He
видите ли вы этого человека сейчас
в зале суда?

Свидетель: Да, он сидит вторым
после Фрика.

В заключение свидетель рассказы-
вает подробности посещения подсу-
димыми концентрационного лагеря.

После короткого перерыва к доп-
росу свидетеля приступает замести-
тель главного обвинителя от СССР
полковник Покровский.

— Известно ли вам, — спрашива-
ет Покровский свидетеля Блаха, —
какое назначение имел лагерь Да-
хау? Был ли это концентрационный,
так сказать, рабочий лагерь, или же
это был лагерь уничтожения?

— До 1943 года это был лагерь
истребления, — отвечает свидетель,
— с 1943 года, когда в лагере было
организовано много служебных ма-
стерских и мастерских боеприпасов,
он превташался все более и более в
трудовой лагерь, но разницы не су-
ществовало, так как люли должны
были работать в таких тяжелых ус-
ловиях, были так голодны и с ними
так дурно обращались, что они уми-
рали попрежнему.
	Показания убийцы 6
	ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Каира, что, со-
гласно полученным из надежных ис-
точников сведениям, 20-летний Тев-
фик Хуссейн Ахмед признался в
убийстве бывшего египетского ми-
нистра финансов Амин Осман-Паши,
	Забастовки
телефонистов
		За последние годы значительно
расширился и пополнился Государ-
ственный русский народный оркестр.
В состав его вошла группа духовых
народных инструментов — брелки,
владимирские рожки, жалейки, —
обогативших обший ансамбль.
	В своих концертных — программах
оркестр об’единяет исполнение рус-
ских песен, переложения некоторых
классических сочинений и произведе-
ния советских композиторов,  напи-
санные специально для оркестра
русских инструментов.
	— Повая программа оркестра, <
которой мы выступим в конце янва-
ря, — рассказал нашему корреспон-
денту руководитель оркестра Д. Оси-
пов, —включает заново инструменто-
ванную для нынешнего состава ор-
кестра двухчастную фантазию Иппо-
литова-Мванова «На посиделках». В
основу ее положены две русские пе-
сенные темы: «Как по сахаоу река
	и. «Вдоль по Питерскои».
Ясный, жизнерадостный — характер
музыки, выдержанной в русском
классическом стиле, презосходное

течет»
	ощущение природы народных инс!
рументов обеспечивают фантазин
Ипполитова-Мванова большюй успех
у слушателей.
	Тесно связанный с нашим коллек-
тивом композитор Н. Будашкин на-
писал для оркестра «Праздничный
		иск усстб
	хоровод» и концерт для домры
оркестром. Оба эти произведения бу-
дут исполнены в Новой программе.

Среди других новинок программы
концерт для балалайки с оркестром
А. Куликова и его же вариации на
русскую плясовую песню «Ах, вы,
сени, мои сени». Руководитель Op-
кестровой группы хора им. Пятниц-
кого В. Хватов написал специально
для чашего коллектива шуточную
оркестровую картинку «Шел Саввин
с именин».

Впервые Государственным ру<-
ским оркестром будет исполнено
скерцо из 4-й симфонии Чайковско-
го, над которым сейчас с большим
увлечением работают наши  музы-
канты. Скерцо представляет благо-
дарный материал для выявления
виртуозных возможностей коллекти-
ва.

В новой программе оркестра при-
мут участие в качестве солистов
лауреаты Сталинской премии В. Бар-
сова и А. Батурин, которые испол-
нят в сопровождении оркестра рус-
ские песни.
		ПЬЕСА ОСТРОВСКОГО
ТЕАТРЕ
имени МОССОВЕТА
	ПОЛЛОН Евгеньевич Окоемов

дал себе исчерпывающую авто-
характеристику: «На серьезное, чест-
ное дело не способен, при большом
плутовстве теряюсь; остается только
мелкое мошенничество». Аполлон
Евгеньевич жаждет богатой, при-
вольной жизни. Состояние жены, Зои
Васильевны, он прокутил и уже
успел вскружить голову молодой
богатой вдове Лундышевой. Теперь
перед Окоемовым сверкает манящая
перспектива: развестись с женой и
жениться на Лундышевой, благо он
— «красавец-мужчина», хорошо вос-
	питан и нравится легкомысленным
женщинам, которым автор устами
Сосипатры Семеновны дает совет:
	хпризадуматься над замужеством и
не кидаться, очертя голову, на шею
первому встречному».

Именно Сосипатре Семеновне по-
ручает драматург распутать вместе
с почтенным Наумом Федотовичем
Лотохиным ту жестокую и пошлую
интригу, узел которой завязал Окое-
мов не без посредничества Лупаче-
ва, брата Сосипатры, человека «pe-
путации не безукоризненной». Моло-
дая вдова спасена от гибельного
брака, честь Зои Васильевны не по-
страдала, а сам Окоемов, во-первых,
разоблачен и посрамлен, а, во-вто-
	ного игрока, циничного и пресы-
щенного, скучающего барина.

П. Герага играет Лотохина с той
сочностью творческих красок, кото-
рой требует драматургия Островско-
го. Но образ, созданный артистом, не
совсем верен. В гриме и в манерах
Лотохина в этом спектакле есть что-
то «купецкое», вступающее в конф-
ликт < социальной природой образа:
ведь Лотохин—«богатый барин», по-
жилой помещик, не только деловой,
но и умный, хорошо воспитанный че-
ловек.
	Племянницу Лотохина, Лундыше-
ву выразительно играет Л. Шапош-
никова, подчеркивая жизнерадост-
ную и легковесную натуру богатой
МОЛОДОЙ ВлОвВЫ.
	Очень хороша Н. Княгининская в
роли Сосипатры Семеновны. В ее
исполнении это — умная, самостоя-
тельная, ироничная женщина, KOTO-
рая, по замыслу Островского, «не
стесняется приличиями». Н. Чиндо-
рин сближает своего Ольшунина ©
Карандышевым из «Бесприданницы»,
от которого и заимствует психоло-
гическую окраску для своего героя,
очерченного в пьесе с эскизной
скупостью. В результате эта фигура
приобретает в спектакле живые че-
ловеческие черты, которых так не-
достает другим второстепенным пер-
сонажам — Аполлинарии, Пьеру,
Жоржу...

Новая для нашего зрителя коме-
дия Островского на сцене театра
имени Моссовета смотрится с боль-
шим интересом.
	рых, не лишен возможности испра-
виться, ибо жена наставляет его
столь же твердо, сколь и снисхо-
дительно: «Постарайтесь быть по-
рядочным человеком и доставьте мне
счастье опять полюбить вас...».
«Красавец-мужчина» — одно из
наиболее поздних произведений ве-
ликого драматурга {пьеса написана в
1883 году). Островский обрисовал в
	нем нравы провинциальных двУрян,
перебравшихся из своих поместий в
город, чтобы заняться ‘‹делами», как
Лотохин, или весело прожить свои
капиталы, как Лупачев. Эта коме-
дия, как и другие произведения дра-
матурга. написана < присущим Ост-
ровскому блестящим фабульным ма-
стерством и отточенностью сцениче-
ских диалогов.

Именно эти качества пьесы и бы-
ли положены в основу режиссерско-
го решения спектакля в театре име-
ни Моссовета. Спектакль смотрится
непринужденно и весело, и это на-
до поставить в заслугу молодому
	режиссеру Ю. Шмыткину. Оформ-
лен спектакль художником И. Фе-
	дотовым тщательно и — любовно.
Очень хороши костюмы, особенно
женские, верно передающие моду
	восьмидесятых годов в ее провив-
циальном преломлении.

Среди персонажей пьесы Зое Ва-
сильевне принадлежит особое ме-
сто. Этот образ написан Островским
с большой любовью к русской жен-
щине < ее душевной цельностью,
чистотой и сердечностью. В пьесе
это наиболее цельный и глубокий
	образ. И есть в игре О. Викландт
та правда чувства, которая застав-
ляет нас поверить в реальность ее
Окоемовой, сочувствовать ее горю,
переживать вместе сонею ее волне-
ния и тревоги. Разумеется, хотелось
бы в исполнении этой роли ощутить
большую силу гнева, больший накал
страстей, чтобы обиднее было нам
за ту обиду, которую нанес Окоемо-
вой муж, за то неведение наивно-
сти, за ту «простоту святую», кото-
рую он эксплоатирует. Но Викландт
предлагает другое решение образа,
и мы подчиняемся ее выбору, при-
нимаем ее простоватую лирическуго,
спокойную и прощающую Зою Вя-
сильевну. И всей душой ей сочув-
ствуем.
	А вот Аполлон Евгеньевич Окое-
мов в этом спектакле не очень убе-
дителен. Правда, он красив, само-
уверен и нагл, беспринципен и лег-
комыслен, и все эти черты доста-
точно выразительно воплощены в ис-
	полнении молодого актера К. Ми-
хайлова. Но это, скорее, герой
французской комедии, а не, персо-
	наж Островского. Чересчур легкий,
нарочито изящный, излишне рассу-
дительный, нет в таком Окоемове
того «разгула» души, который, ве-
роятно, и составляет сердцевину об-
раза и, в конечном счете, заставляет
Островского. не очень жестоко нака-
зать своего преступного героя.
Очень удачен образ Лупачева в
исполнении артиста Лаврова; умны-
ми, сдержанными намеками он дает
понять зрителю, что во всей этой
сложной «шахматной задаче» ему,
Лупачеву, принадлежит роль опыт-
	< УПРАВЛЕНИЕ по делам искусств
Мосгорисполкома в специальном прика-
зе отметило творческие достижения
коллектива Московского театра сатиры,
показавшего такие спектакли, как «Же-
нитьба Белугиназ» и «Факир на час».
Руководству и коллекливу театра об’яв-
лена благодарность.

* B ДОМЕ актера Воеероссийского
театрального общества в понедельник,
14 января, состоится обсуждение ново-
ro балетного спектакля Большого теал-
ра «Золушка». С докладом выстучит
В. Городинский. В обсуждении примут
участие балетмейстеры, артисты, кри-
тики.
		Восстановлен
алтинский санаторий
	им. А. П. Чехова

СИМФЕРОПОЛЬ, 11. (ТАСС). В Ялте, у
скалы Яузлар. в девяностых годах
	прошлого века на средства, собранные
Антоном Павловичем Чеховым, был
построен первый в Крыму туберкулез-
ный санаторий. Он предназначался, как
говорил писатель, для  «чахоточных
бедняков».

Санаторий. названный именем А. П.
Чехова, в годы советской влаети был
превосходно оборудован. В нем лечи-
лись гортанно-легочные больные. Не-
мецкие захватчики превратили здрав-
ницу в конюшню, предварительно раз-
грабив медицинское оборудование.
Много потрудились курортные работ-
ники над возрождением лечебного уч-
реждения. Сейчас санаторий принял
первую партию больных.
	ВАШИНГТОН, 12. (ТАСС). По-
мошник секретаря Белого Дома по
вопросам печати Айерс сообщил,
что в результате забастовки теле-
фонистов междугородней станции
прекратился прием Белым Домом те:
лефонных сообщений на дальние
расстояния. Белый Дом может по-
сылать срочные сообщения в глав-
ные города США по телефонным
линиям, используемым армией и
флотом.

Отвечая на вопрос представителей
печати. Айерс заявил, что Белый
Дом пока не собирался принимать
	М. Бертенсон. : мер в отношении забастовки.