` Возвращение
в Будапешт
	Н.Е. Ворошилова
	БУДАПЕШТ, 15, ТАСС). Вчера
в Будапешт возвратился председа-
тель Союзной Контрольной Комис-
сии в Венгрии Маршал Советского
Союза К. Е. Ворошилов.
		Общественный просмотр
советского кинофильма
в Стокгольме
	СТОКГОЛЬМ, 15. (ТАСО). На-
днях в одном из крупнейших кино-
театров Стокгольма состоялся обще-
ственный просмотр советского кино-
фильма «Физкультурный парад в
Москве». На просмотре присутство-
вали главнокомандующий шведскими
вооруженными силами генерал Юнг,
	президент шведского государствен-
	ного комитета международной помо-
щи Экеберг, командующий шведски-
ми военно-морскими силами контр-
адмирал Стрембек, начальник штаба
военно-воздушных сил генерал Юнг-
даль и многочисленные представите-
ли шведской общественности. На
просмотре присутствовали также ди-
	пломатические представители ино-
странных государств. Фильм вызвал
восторженные отзывы. Отдельные
	кадры сопровождались аплодисмен-
тами.
	Смягчение приговора
гитлеровскому генералу
Мейеру
	ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рей-
тер, 14 января штаб третьей диви-
зии канадских оккупационных сил
сообщил, что смертная казнь коман-
диру войск СС генерал-майору
Курту Мейеру, признанному винов-
ным В расстреле канадских военно-
пленных. заменена пожизненным тю-
	ремным заключением в Канаде.

Забастовки
в США

НЬЮ-ЙОРК, 15. (ТАСС). Пред-
седатель независимой «Националь-
	ной федерации телефонных рабочих»
Бирни об’явил в Вашингтоне, что ис-
полнительный ‘комитет этой органи-
зации решил начать всеобщую заба-
стовку телефонных рабочих. К ним
примыкают также рабочие радностан-
ций, типографий и др. Бирни отка-
зался ответить на вопрос, будет ли
продолжаться забастовка, если пра-
вительство установит свой контроль
над организациями телефонной свя-
	Зи.
НЬЮ-ЙОРК, 15. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства Ас-
сошиэйтед Пресс из Детройта, ис-
полнительный комитет профсоюза
рабочих автомобильной прсмышлен-
ности, входящего в состав КПП, го-
тов принять предложение правитель-
ства о повышении заработной платы
на 17,5 проц., если оно будет приня-
то компанией до 21 января. В про-
тивном случае комитет вернётся к
своему первоначальному требованию.
	Первый Сс’езд греческой
антифатпистекой
молодежи
	АФИНЫ, 14. (ТАСС). 153 января
в Афинах открылся первый с’езд
греческой антифашистской молодё-
жи. Около 600 делегатов с’ехалось
со всех концов Греции. Присутству-
ют также представители молодёжи
Кипра. Член центрального комитета
греческой патриотической организа-
ции молодёжи (ЭПОН) — участник
международного конгресса молодёжи
Канелопулос сделал доклад © дви-
жении молодёжи в других странах.
С’езд приветствовали известный поэт
Греции Варналис, писатели Родас,
один из руководителей партизанской
борьбы ЭЛАС генерал ИПсиарес и
представители многих общественных
организаций.
	Военные действия
	на Яве
	_ Заседание Румынской Академии наук,
посвященное памяти В. Л. Комарова
	в Албании
	БУХАРЕСТ, 14. (ТАСС). Бухарест-
	ское радио передает, что 11 января
в Бухаресте под председательством
профессора Д. Густи состоялось за-
седание Румынской Академии наук,
	посвященное памяти бывшего прези-
	дента Академии наук СССР В. Л.
		Окончательные
	ТИРАНА, 15. (ТАСС). Централь-
ная избирательная комиссия опубли-
ковала официальный доклад о ре-
зультате выборов в Албании, пред-
ставленный Учрелительному  собра-
нию. Как указывается в докладе, в
82 избирательных районах было выл-
винуто 82 кандидата Демократиче-
ского фронта, 30 отдельных канди-
	датов, присоединившихся к ‹<пискам
	округов, и 2 независимых кандидата.
Накануне выборов 2 кандидата Де-
мократического фронта и   незави-
симый сняли свои кандидатуры. Та-
ким образом, баллотировались 110
кандидатов Демократического фрон-
та и один независимый кандидат.
Было зарегистрировано 603.560 из-
бирателей, имеющих право голоса.
2 декабря участвовали в выборах
542.400, т. е. 89,86 процента избира-
телей. Кандидаты национального
списка получили 505.304 голоса, что
	На заседании присутствовали за-
меститель председателя совета ми-
нистров и почётный член Румынской
Академии наук Г. Татареску и по-
сол СССР в Румынии С. И. Кавта-
радзе.

С докладом о заслугах вылающе-
гося советского деятеля науки вы-
ступил профессор Траян Сабулеску.
	итоги выборов
	составляет 93,16 процента, а незави-
симый кандидат — 277 Голосов, или
0,05 процента от числа избирателей,
Участвовавших в голосовании. В ур-
ны без указания кандидата опусти-
ли шары 36.816 избирателей, или
6,79 процента голосовавших.

В докладе отмечается; что выборы
всюду прошли без всяких инциден-
тов и беспорядков, которые могли
бы повлиять Ha ход и результаты
выборов. К докладу прилагается
список депутатов, избранных народом
в Учредительное собрание. Среди
них председатель Демократического
фронта премьер-министр Энвер Ход-
жа, министры временного правитель-
ства, руководители Антифашистского
национального освободительного со-
вета во главе < его председателем
доктором Омер Нишани, представи-
тели рабочих, крестьян, торговцев,
духовенства и интеллигенции.
	Кинофестиваль
	В чееть выборов в Верховный Совет СССР
	В течение 15 дней больше чем в
тридцати московских кинотеатрах
проходит фестиваль в честь выбо-
ров в Верховный Совет СССР. На
экранах демонстрируются лучшие
историко-революнионные, художест-
венные, научно-популярные и доку-
ментальные фильмы. Многие кино-
театры организовали в первую ‘де-
каду фестиваля киносеансы для из-
бирателей. На 60 таких сеансах по-
бывало более 29 тысяч избирателей.
В кинотеатре «Орион» был устроен
вечер молодых избирателей Соколь-
нического района. Всего» за первые
десять дней фестиваль — посетило
больше 130 тысяч москвичей,

В кинотеатрах илут картины на
темы: «Великая Октябрьская социа-
листическая революция», «Сталин-
ская Конституция СССР», «Великая
отечественная война», «Героика и
герои гражданской войны», «Герои-
ческий комсомол» и др. Фойе теат-
ров празднично убраны. В 16 кино-
театрах открыты выставки,  посвя-
шенные выборам в Верховный Совет
ССЕР.

За первые десять дней состоялось
110 лекций, бесед и встреч < уча-
слниками Великой отечественной
войны, учеными, поэтами, режиссе-
рами, артистами. Интересно прошли
первые дни фестиваля в кинотеат-
	pax «Метрополь»,  «Художествен-
ный», «Орион», «Таганский», «Ок-
тябрь».
	Так, например, в кинотеатре «Та-
ганский» перед началом демонстра-
ции фильма «Чапаев» выступила
участница гражданской войны, пу-
	Сто лет назад из-под гениального пе-
ра Т. Г. Шевченко родились бессмерт-
ные строки «Запсв!та».

На многие десятилетия вперед гени-
азльный поэт предвидел события и
твердо верил в богатырские силы на-
рода, который «вигострить  сокиру»,
встанет на кровавую борьбу с царской
властью и создаст в будущем друж-
ную вольную семью. Через грядущие
десятилетия большое пророческое серд-
це поэта обрашается к будушему по-
колению, к BOFHOH HOBOH CceMbe Hapo-
дов:

: мене в с!м! велик,
В ем зольнйЙ, нов.
Не забудьте пом‘янути
Незлим тихим словом.

TexeT этого волнующего стихотвор®

ния Шевченко латировал: «95 декабря
	1845 года, з Переяславе» (по старому
стилю). История ero такова. После
окончания Академии художеств Tapac
	Шевченко в марте 1845 года уезжает
из Петербурга в новое путешествие по
Украине. Он направляетея в Киев, где
благодаря заботам лрузей поступает
художником в киевскую комиссию по
разбору превних актов. По заданию
комиссии Шевченко отправляется за-
рисовывать исторические и археологи-
ческие памятники старины. В середине
октября поэт приезжает в город Пере-
яслав и останавливается у своего зна-
комого врача Андрея  Козачковекого.
Старинный город © его красивыми ок-
рестностями, © богатыми исторически-
ми памятниками захватывает Шевчез-
ко. В это время особенно влохновенно
	раостает OH над поэтическими произве-.
	дениями и создает выдающиеся но»
мы и стихи: «Еретик», «Слший», «Ве-
ликий лъох», «Наймичка», «Кавказ»,
«: мертвим, {i живим», «Холодний яр»
и другие.

В конце декабря поэт заболел и во
время болезни написал вдохновенные
строки «Як умру, то поховайте», в ко-
торых звучат и призыв к’ борьбе, и
уверенность в победе, и чаяния народа.

Автографы этого беесмертного произ-
ведения дожили до наших дней. Они
сохраняются в отделе рукописей Инети-
тута украинской литературы им. Т. Г.
Шевченко Академии наук УССР.

Текст «Запота», как и других рево-
люнионных произведений Шевченко,
естественно, не мог быть напечатан в
царской России. Его распространяли в
рукописных списках. В Инетитуте ли-
тературы сохранилось несколько таких
списков.

Впервые «Запов!Т» под названием
«Думка» был напечатан в 1859 году, в
Лейпциге, в сборнаке «Новые произве-
дения Пушкинз и Шевченко».

В России стихотворение «Як .умру, TO
	поховайте» было опубликовано тольв-
ко в 1867 году в «Кобзаре», изданном
Кожанчиком под заглавием «Запов!Т»,
	через 22 года после написания его в
птесть лет спустя после смерти поата.
Олнако здесь по цензурным еоображе-
ниям из 24 строчек произведения Ha
печатано только 8. Выброшена вся ре-
волюпионная часть текста, даже без
	До конца января театры столицы
покажут несколько новых спектак-
лей.

В филиале МХАТ СССР им. Горь-
кого зрители увидят комедию
О. Уайльда «Идеальный муж» в
новом переводе В. Виленкина. Спек-
такль поставлен народным артистом
РСФСР В. Станицыным, художе-
ственное оформление заслуженного
деятеля искусств И. Гремислав-
ского.

Ближайшая премьера Центрально-
го театра Красной Армии — коме-
un Лопе де Вега «Учитель тан-
цев», впервые переведенная на рус-
ский язык Т. Шепкиной-Куперник.
Постановка В. Канцеля, оформление
художника И. Федотова, музыка за-
служенного деятеля искусств
А. Крейна.

Пьесу А. Гладкова «Новогодняя
ночь» покажет театр им. Вахтанго-
ва. Спектакль поставлен народным
артистом РСФСР Б. Бабочкиным,
художник — Ю. Пименов, музыка
Н. Сизова. Основные роли исполня-
ют; народная артистка РСФСР
Ц. Мансурова, заслуженная артист-
ка РСФСР Е. Алексеева, артисты
Г. Пашкова, А. Абрикосов и дру-
гие.
	Вечер студии им.
	Вчера в концертном зале им. Чай-
ксвского состоялся первый в ны-
нешнем году хореографический ве-
чер московской студии им. Айседо-
ры Дункан.

В программу вошло много этюдов,
поставленных Айседорой Дункан в
1921 году. Были показаны фрагмен-
ты из «Орфея», «Ифигении в Авли-
де», «Ифигении в Тавриде» Глюка,
«Полет бабочки» на музыку Шопе-
на, ирландская национальная пляска
«Жига», хореографическая KOMNO3H-
ция на мотив русской народной пес-
ни «Дубинушка» и др.

Зрители увидели также работы
студии последних лет. Среди них—
«Мужество» на музыку Ан. Але-
Бсандрова, «Клятва» на музыку трех
	леметчица Чапаевской Дивизии
М. Попова. В кинотеатр «Художе-
ственный» приехала жена писателя
Н. Островского, рассказампая ©
жизни и творчестве писателя. За-
тем был показан фильм «Как зака-
лялась сталь». В «Орионе», где де-
монстрировался тот же фильм, CO
зрителями беседовали постановщик
картины лауреат Сталинской премии
М. Донской и участник фильма ар-
тист Шпрингфельд.

Интересно прошла встреча зрите-
лей с участниками обороны Сева-
стополя в кинотеатре «Метрополь».
Участники обороны рассказали не-
сколько волнующих эпизодов герои-
ческой эпопеи. Затем собравшимся
был показан документальный фильм
«Севастополь». В кинотеатре «Мет-
рополь» на открытии фестиваля по-
казан новый художественный фильм
«Великий перелом».

Встречи с участниками  Отечест-
венной войны происходили также в
кинотеатрах «Октябрь», «Диск»,
«Молот», «Юный зритель». В этих
театрах демонстрируются фильмы
«Ленин в 1918 году», «Выборгская
сторона», «Яков Свердлов», «Член
правительства». Ученые столицы
выступали с популярными лекциями
в кинотеатрах «Смена», «Востокки-
нс» и др. Много зрителей присут-
ствовало в кинотеатре «Спартак» на
встрече с заслуженными мастерами
спорта.

Кинофестиваль в честь выборов в
Верховный Совет СССР в кинотеат-
рах столицы продлится до 10 фев-
  раля.
	могилы Тараса шевченко в
Каневе.

Фото Т. МЕЛЬНИКА.
	мБОГОТОЧИЙ, указывающих на цензур-
ные кунюры.

Сила поэтического гения великого
Кобзаря бессмертна. Огненный при-
зыв его к борьбе с врагами отчизны
звал советских людей на героический
бой с фашизмом в дни Великой Оте-
чественной войны.

Сто лет зеучит бессмертный «Запо-
вт» Шевченко, волнуя сердца людей
силой своей горячей любви к Родине,
силой своей безмерной ненависти к
врагу, силой призыва к борьбе за
счастье народа.

Отметить эту дату в  домик-музей
Т. Г. Шевченко собрались научные co-
трудники Лигерьтурно-художественного
музея и домика-музея Т. Г. Шевченко,
Института литературы Академии наук
УССР, писатели, преподаватели и сту-
денты Киевского государственного уни-
верситета им. Т. Г. Шевченко и Педаго-
гического института им. Горького.

Доклад о 100-летии «Заповта» сделал
научный сотрудник Литературно-худо-
жественного музея Т. Г. Шевченко тов.
Г. Лазаревскйй. Он познакомил собрав-
тшихся © историей возникновения этого
гениального произведения. (Соб. инд.).
	Б Театре сатиры состоится пре-
мьера комедии английского писате-
ля Соммерсета Могэма «Пенелопа»
в постановке заслуженного артиста
РСФСР Э. Краснянского. Декорации
— заслуженного артиста РСФСР
В. Рындина.

Театр им. Моссовета заканчивает
репетиции комедии видного  серб-
ского драматурга Бронислава Ну-
шича «Госпожа министерша» < на-
родной артисткой РСФСР В. Марец-
кой в главной роли. Постановка на-
родного артиста РСФСР Ю. Завад-
ского, художник — А. Гончаров.

Московский театр юного зрителя
покажет инсценировку романа
А. Дюма «Три мушкетера» (автор
инсценировки С. Радзинский}. По-
становка А. Кричко, художник —
Н. Прусаков.

Центральный театр кукол готовит
для взрослых вечер пародий в фор-
ме большого театрализованного кон-
перта. В нем примут участие джаз,
цыганский хор, хоровая капелла и
представители самых разнообразных
жанров: оперные певцы, балетная
пара, опереточный дуэт, акробаты
и т. д. Спектакль ставит заслужен-
вый артит РСФСР С. Образцов,
художники — В. Андриевич и
В. Терехова, музыка Г. Теплицкого.
	Айседоры Дункан
	прелюдий Скрябина, «Военный мари»
Шуберта, «Горе» на музыку Рахма-
нинова, «Праздник» на музыку Гла-
зунова, «Отражение» на музыку Шу-
берта, «Полонез» Шопена и многие
другие этюды.

Среди исполнительниц выделялись
артистки А. Аксенова, Е. Терентье-
ва, М. Мысовская, В. Головина и
ряд других, работающих в студии со
дня ее основания.

Выступление студии им. Айседо-
ры Дункан прошло с большим успе-
XCM.
	Завтра в концертном зале им. Чай-
ковского состоится второй вечер
студии, на котором будет повторе-
	на программа.
	Рессмертное творение
	100 ЛЕТ ШЕВЧЕНКОВСКОГО «ЗАПОВ1ТА»
		Московские премьеры
	В театрах столицы
	Волнения безработных в Италки
	РИМ, 15. (ТАСС). В последнее
время в Италии наблюдается серь-
езное беспокойство среди массы
безработных, низко оплачиваемых
служанцих и бывших. военнопленных
и интернированных, вернувшихся из
Германии и других стран и не на-
ходящих работы и хлеба. В первых
числах января демонстрации безра-
ботных имели место во Флорениии
и в Милане; в последние дни вол-
нения и демонстрации происходили
в Неаполе и других центрах юга.
В ряды демонстрантов, как прави-
ло, проникали преступные элементы
из числа фашистских провокаторов,
которые пытались вызвать беспо-
рядки и провоцировать акты наси-
лия со стороны голодных и отчаяв-
шихся участников демонстрации.
Так, во Флоренции, где число без-
работных достигает 16 тысяч, де-
монстранты начали с того, что мир-
но потребовали закрытия роскош-
ных магазинов, ресторанов и баров.
Однако под влиянием провокаторов
демонстрации закончились в ряде
случаев погромом магазинов. В Мн-
лане во время демонстрации безра-
ботных на центральных улицах го-
рода также были отмечены незна-
чительные инциденты.

3 января в Риме происходила де-
монстрация 300 рабочих, требовав-
ших работы и хлеба.

10 января в Неаполе также со-
стоялась демонстрация. Проникшие в
ряды демонстрантов  провокаторь
вызвали серьезные беспорядки. 12
человек было ранено. Итальянская
и союзная полиция разогнала де-
монстрантов.

Об аналогичных случаях провока-
ций, приуроченных к выступлениям
безработных, сообщают из провин-
ций Модены, Падуи, Тревизо, Ред-
жо-ди-Калабрии и из областей
Апулия, Марке, Кампанья и Сици-
лия.

В ряде случаев местные власти
пытались успокоить волнения среди
безработных путем заключения ло-
кальных соглашений с предприни-
мателями об открытии некоторых
предприятий, чтобы дать работу хо-
тя бы части безработных. ’Проф-
союзные и политические организа-
ции, признавая справедливость тре-
бований демонстрантов о предостав-
лении работы и пресечении сабота-
жа предпринимателей, решительно
осудили действия провокаторов,
	Арест видного
	итальянского фашиста
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Как с00б-
нцает агентство Рейтер, итальянские
власти арестовали графа Бонакорси,
который недавно вернулся в Италию
из Индии вместе с освобождёнными
военнопленными. Ему будет прел’яв-
лено обвинение в насилиях, совер-
шённых при фашистском режиме. Он
захватил испанский остров Минорка
для Муссолини во время войны в
Испании, действуя под вымышлен-
ным именем графа Росси.
	Предстоящий ©’езд
итальянской
социалистической партии
	РИМ, 14. (ТАСС). Газета «Аван-
ти» официально сообщает, что 4 ап-
реля откроется <’езд итальянской
социалистической партии. С’езд со-
стоится в Генуе или во Флоренции.
Он обсудит политическую линию
партии, организационные вопросы,
устав партии, программу партии в
отношении Учредительного собрания.
	Новый избирательный
закон в Бразилии
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 15. (ТАСС).
Изданный, на-днях президентом рес-
публики в ‘связи с подготовкой К
выборам закон о введении новых
правил предвыборной регистрации
отменяет прежний порядок, при ко-
тором рабочие получали документы
на право участия в выборах коллек-
тивно, по месту работы. Новым за-
коном устанавливается порядок ин-
дивидуального оформления каждого
избирателя. Газета «Трибуна попу-
лар» указывает, что этот закон соз-
дает новые рогатки для рабочих из-
бирателей, ибо присутственные ме-
ста, где происходит выдача избира-
	тельных документов, открыты в
основном лишь тогда, когла все
трудящиеся работают. Вследствие
	этого они не могут пройти регистра-
цию, которая к тому же обставляет-
ся многими бюрократическими фор-
мальностями и требует длительного
выстаивания в очередях.
	вызывающие беспорядки в стране.
Против провокаций, чинимых фаши-
стами, протестуют как ‹ами безра-
ботные (в частности во Флоренции
и Неаполе, где представители быв-
ших интернированных. вернувшихся
на родину, заявили властям. что
снимают с себя ответственность за
беспорядки, вызванные провокатора-
ми), так и палаты труда, местные
комитеты национального освобожде-
ния и организации компартии. На-
циональный комитет бывших интер-
нированных опубликовал резолюцию
протеста против использования тём-
ными элементами мирных и органи-
зованных демонстраций  безработ-
вых. Резолюция требует от прави-
тельства немедленных мер в защи-
ту не имеющих работы и хлеба.

Во Флоренции состоялся митинг
2.000 безработных с участием пред-
ставителей Всеобщей Конфедерации
Труда (ВКТ). Была принята  резо-
люция, призывающая безработных
поддерживать тесный контакт с
ВКТ и укреплять связи со всеми
организациями трулящихся с тем,
чтобы пресечь происки реакционе-
ров.

Следует отметить, что правая пе-
чать, проявляя солидарность с про-
вокаторами, пытается раздуть ин-
циденты, имевшие место в городах
Италии, < явной целью создать
впечатлечие «хаоса», якобы царя-
щего в стране, и сорвать избира-
тельную кампанию. Министр внут-
ренних дел Ромита на последнем
заседании совета министров выра-
зил сожаление по поводу подобных
выступлений печати.

Прогрессивная печать разоблачает
преступные происки агентов реак-
ции в стране и их сообщников из
желтой печати, критикует бездея-
` тельность правительства и требует
принятия рентительных мер для
улучшения положения безработных
и репатриированных.

Газета «Унита» указывает на об-
шенациональное значение этого во-
проса и разоблачает попытки реак-
ции  скомпрометировать «старыми
испытанными методами»  демокра-
тию. «Необходимо, пишет газета, от-
нять миллионы у богачей, нажив-
шихся на фашизме, войне и пора-
жении, а также у спекулянтов чер-
ной биржи с тем, чтобы употребить
эти средства на дело реконструк-
ЦИИ».

га.
			а,
		на,
ыта
	их
ях

то-
	‘THE
д
	vl Sh

гре
	i=
	ОВ
KH
	гов
-ЫО
				ore
	prt
1 .05-

из
ия».
ров
ры
	BH

ния
кие
	25,
‚ети
	ре”
рта.
мер-
ова*

ной
11TO
пле-
net
ерт
туп
4.45.

из
7 20.
		Требования о присоединении Юлийской
	Крайны к
	Югославии
	БЕЛГРАД, 15. (ТАСС). Как сооб-
цают тазеты, в адрес Генеральной
Ассамблеи организации Об’единен-
ных наций из различных районов
Юлийской Крайны направлены сот-
ни телеграмм и резолюций с требо-
ванием присоединения Крайны к
Югославской федеративной народной
республике. В —Истрии проходят
массовые собрания, на которых на-
селение единодушно поддерживает
это требование.

В телеграмме, отправленной -жите-
	лями села Пляна, Опатинского райо-

на, говорится: «Шлем вам — пред-
ставителям победоносных народов
мира — горячие поздравления в на-

дежде, что вы правильно решите все
вопросы, стоящие перед вами, и нё-
всегда положите конец угнетению
отдельных народов. Мы уверены, что

Юлийская Крайна будет присоедине-
на к Югославии, ибо мы боролись
за это, ибо за это проливали свою
кровь наши лучшие сыны».
	Борьба внутри французской партии
радинал-социалистов
		ПАРИЖ, 13. (ТАСС). Вечером 12
января началось совещание предсе-
дателей и секретарей местных фе-
дераций радикал-социалистской пар-
тии, созванное исполнительным бюро
партии для обсуждения вопроса о
дальнейшей политике партии. Сове-
шанием руководит Эррио. Даладье
и административный — председатель
партии Пьер Мазе не присутствуют
на совещании, которое происходит
при закрытых дверях.
	В журналистских кругах утверж-
дают, что первый день совещания
был посвящён выступлениям руково-
дителей местных федераций партии
по вопросу о причинах провала’ ра-
дикалов на выборах 21 октября. По-
путно ‘’ выступавшие высказывали
свои соображения относительно по-
литики партии. В результате много-
численных выступлений руководите-
лей местных федераций партии на
совещании наметилось 3 течения:
	1. Часть участников совещания
(меньшая) высказалась за ‹оглаше-
ние с «Альянс демократик» (партия
Поля Рейно) и некоторыми другими
правыми группами в целях создания
НОВОЙ «либерально-антимарксист-
ской» партии. С таким предложе-
нием выступил Ипполит Дюко.

2. Ряд участников совещания вы-
сказался за сближение © левыми
		ПАРИЖ, 14. (ГАСС). В Париж
возвратилось большинство депутатов
Учредительного собрания, которые
во время двухнедельных парламент-
ских каникул встречались со своими
избирателями на местах. Передают,
что депутаты от партии «Народно-
республиканское движение» (МРП)
особенно встревожены настроениями
в их избирательных округах, где их
деятельность подвергалась фезкой
критике. 12 января закончилось со-
вещание, созванное директивным кКо-
митетом МРП, в котором приняли
участие как руководители этой пар-
тии, так и её депутаты, возвратив-
ниеся с мест. На совещании были
обсуждены дальнейшая линия пове-
дения МРП, а также ряд текущих
вопросов. Некоторые наиболее
встревоженные настроениями своих
избирателей депутаты предлагали
парламентской групле МРП занять
	демократическими организациями.
Депутат Учредительногс собрания
Дрейфус-Шмидт сказал, что у ра-
дикалое «не может быть врагов
слева» и`что если партия радикал-
социалистов примет антикоммунисти-
ческое направление, то он покинет
Такую партию. Дрейфус был под-
держан Жаком Кейзер (один из ви-
це-председателей партни  радикал-
социалистов).

3. Большинство участников сове-
щания высказалось за сохранение
партии радикал-социалистов в каче-
стве самостоятельной политической
партии. При этом значительная часть
участников совещания, примкнувших
к этому течению, настаивает на об-
новлении руководящих кадров‘ пар-
тии. Один из них — Гийон (мэр го-
рода Пуатье) предложил совещанию
избрать группу лиц в составе 15 че-
ловек, которая должна заменить су-
ществующее — исполнительное бюро
партии.
	Политические наблюдатели, одна-
	ко, не ожидают каких-либо — ради-
кальных решений, так как руководи-
тели исполнительного бюро партии
дали понять. что совещание не пра-
	вомочно изменять устав партии и
производить какие-либо программные
изменения вообще.
		НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). Как
сообщает корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс» из Вашингтона,
12 января посол Гаити в США
Антуан в беседе с представителем
печати сообщил, что президент Гаи-
ти Леско сообщил ему по телефону
о своём выходе в отставку после
беспорядков среди гражданского
населения в Порт-о-Пренс (столи-
ца Гаити). Леско указал, что era
попытка сформировать новое прави-
тельство потерпела неудачу, так
как представители оппозиции отка-
зались сотрудничать с ним. Как
указал Антуан, вероятно, во главе
правительства будет находиться во-
енная хунта (комитет) до тех пор,
	пока не будут проведены выборы
нового президента.
По сообщению — корреспондента
	агентства Юнайтед Пресс из Порт-
о-Пренс, 11 января после csepxe-
ния президента Эли Леско военная
хунта приступила к формированию
нового правительства. По сообще-
нию корреспондента агентства Ас-
сошиэйтед Пресс, либеральный
гражданский комитет по обеспече-
нию общественной безопасности и
левая партия «Демократик Юнифье»
отказались поддержать хунту.
	Как сообщает корреспондент
агентства Юнайтед Пресс, в ком-
мюнике руководства армии Гаити
	было обявлено, что военная хун-
та, возглавляемая тремя армейскими
офицерами, будет управлять cTpa-
ной, пока не будут проведены вы-
боры. В Гаити введена цензура.

В хунту входят начальник штаба
армии полковник Лаво, начальник
военной академии майор Левели и
комендант национального дворца
майор Маглуар.

По сообщению — корреспондента
агентства Ассошиэйтед Пресс, на-
кануне отставки МЛеско  приблизи-‘
тельно 10 тысяч человек устроили
перед зданием полиции демонстра-
цию. Произошли столкновения, в
результате которых 4 человека бы-
ло убито и 100 ранено. 7 января 5
тыс. студентов организовали демон-
страцию перед зданием министерст-
ва информации, требуя свободы пе-
чати. Изгнанный с Гаити председа-
тель «комитета за демократию Ган-
ти» Гудикур, который в настоящее
время проживает в Нью-Йорке,
недавно опубликовал заявление, в
котором осудил Леско за преслело-
вание и заключение в тюрьму де-
мократов, рабочих, студентов и
других противников диктатуры, ко-
торая уничтожила свободу печати
и запретила организованное рабочее
движение.

*
	Республика Гаити занимает за“
падную часть одноименного остро“
ва, входящего в группу Больших
Антильских островов в Караибском
море. Плошаль республики состав-
ляет 28 тысяч квадратных километ-
ров, численность населения (10
данным на 1936 г.) — около 3 млн.
человек.
	землетрясение
в районе островов
		сппозиционную линию по отношению
к правительству. Как стало извест-
но, на совещании также обсуждался
вопрос о возможности выхода из
состава правительства министров —
членов МРП и о переходе МРП на
положение партии, оппозиционной
по отношению к правительству. Од-
нако большинство участников COBe-
шания отклонило эти предложения.
Против этих предложений особенно
возражали Франциск Гэ, министр
юстиции Тетжен и другие, которые
выражали опасение, что в случае
выхода министров МРП из состава
правительства будет создан каби-
нет из представителей социалистиче-
ской и коммунистической партий. В
результате большинство участников
совещания высказалось за участие
МРП в правительстве и за сохране-
ние кабинета в составе представите-
лей 3 партий.
	ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Лондон-
ское радио передаёт, что 13 января
индонезийские войска предприняли
атаку на казармы английских войск
в Батавии. Атака была отбита. Воен-
ные действия затихли только вече-
ром после того, как для очистки
района англичане использовали тан-
ки «Шерман».

Западнее Бандунга произошло ‹ра-
жение, причем индонезийны исполь-
зовали артиллерию и пулемёты.

Английские морские и полевые
орудия обстреливали  перекрёстки
дорог и позиции  индонезийцев в
районе Семаранга.
		„Дама-
невидимка“
	КАЛЬДЕРОВ, преемник Лопе де
Вега и современник‘ Мольера, при
жизни изведал радость всенародно-
го признания. Начиная с четырнал-
цати лет, когда он написал свою
первую пьесу, действие которой про-
исходит между небом и землей, и
ло последнего года жизни, когда
все болышие города Испании зака-
зали  восьмидесятилетнему драма“
тургу мистерию к Троицыну дню,
ему поклонялись все: и ремесленни-
ки, и гранды, и королевский двор, и
Лопе де Вега, провозгласивший его
гением эпохи.
	Кальдерон знал не только славу
драматурга, но и славу воина. Ис-
тинный воин умеет желать и дей-
ствовать. Решительность желания,
безостановочность действия, устрем-
ленного к цели, характеризуют и
драмы, и комедии Кальдерона, к
числу которых и принадлежит исто-
рия о невидимой даме, поставленная

Камерным театром.
	Достоинство режиссерской работы
В Ганнтина прежде всего в Том, ЧТО
	он верно раскрыл перед зрителем
движение действия комедии,  пПод-
черкнув основное. Удаче слектакля
значительно помог русский текст
	Щепкиной-Куперник. Мы не знаем.
насколько точно передана в HeM
	из породы тех своих современннков,
которые могли поджечь дом для
того, чтобы иметь право вынести на
руках свою возлюбленную.

Значительно удачнее дон Луис У
артиста Аржанова, который переда-
ет комическое в ревности с тактом
и юмором. Дон Хуан (артист Пет
ровский) ограничивается внешним,
хотя и бесспорно выразительным ри-
сунком роли. Больше веселости и
лукавства хотелось бы видеть У
служанки Исабель (артистка Им-
берг).

Отличный комический слуга в ис-
полнении Бударова. Его Космэ —
пьян, труслив, жаден и вместе с
тем он земной, по-своему привлека-
тельный. В немалой степени Бударо-
ву-Космэ обязан спектакль неумолч-
ным смехом в зрительном зале.
	Есть в этом спектакле серьезный
пробел, не простительный постанов-
щику: роль очаровательной (у Каль-
дерона) Беатрис поручена артистке
Яковлевой, лишенной профессиональ-
ного умения держаться на сцене.
	С подлинным артистическим BKY-
сом, который является высокой тра-
дицией Камерного театра, выполне-
HO художником В. Кривошеиной
оформление, в котором выразитель-
но отражены и блеск «золотого ве-
ка», и торжественная, несколько
сказочная таинственность обители

«невидимой дамы».
С. Юльев.
	смена ритмов, Характерная для ис
панского театра, но мы ощущаем в
репликах героев мелодику обрывис-
того и резкого, подлинно театраль-
ного стиха.

Пусть иные феплики и кажутся
иногда излишне усложненными, но в
целом русский текст «Дамы-неви-
димки» вновь утверждает выдающие-
ся заслуги Т. Л. Щепкиной-Купер-
ник перед нашей сценической лите-
ратурой-

Интрига «Дамы-невидимки» завя“
зывается так же, как и в ряде дру-
гих произведений Кальдерона: Он
сам иронизирует над. постоянством
своих завязок: «Это похоже на пье-

су Кальдерона, — говорит один из
персонажей другого его. произведе
ния. — Здесь обязательно должен

быть спрятанный кавалер и дама
под вуалью».

Чтобы развить начатую интригу,
изобретательности Кальдерона тре
буется только одно положение: ком-
ната, в которой живет донья Анхе-
ла, свирепо охраняемая  сторожив-
шими ее честь братьями, соединяет-
ся потайной дверью с комнатой, в
которой поселяется повстречавший-
ся Анхеле на улице, но не знающий
ее дон Мануэль.

И в комнате Мануэля, куда тай-
ком проникает Анхела, в неистощи-
мом череловании происходят забав-
ные приключения, которые придумы
вает невидимая в темноте дама:
деньги преврашаются в уголья, заж-
женные свечи гаснут, подвыпивший
слуга едва не сходит < ума от стра-
ха женщина кажется призраком, и
призрак превращается в женщину.
	Однако в потоке комических вы“
вертов не исчезает поэтичность, и
сквозь все забавные выдумки зри-
тель ясно ощущает черты высокой
комедии: ее положения смешны, но
ее конфликты серьезны. «Невидимая
дама» придумала шутку, но < по-
мощью этой шутки она борется за
право любить, восстает против хан-
жества свирепых братьев, держащих
ее вдали от жизни, от веселья, от
свободы. И не шуточной является
для Анхелы затея, которая при
неудаче может стоить ей жизни. Она
рискует всем, потому что она не
только лукава и изворотлива, но В
страсти своей дерзка и непреклонна.
	Любовь и честь движут поступ-
ками кальдероновских героев, и
слово «честь» склоняется на — все
лады. «Где идет о чести дело, все
другое — пустяки», — восклицает
один из героев. Они безумствуют и
в своей любви, и в своей ревности,
эти испанские рыцари. «Любовью
горю, но ревностью пылаю!» — го-
ворит дон Луис. Вот эту-то одер-
жимость и не сумели передать едва
ли не все исполнители спектакля,
как явно не сумели они овладеть
искусством чтения стихов.
	Эти замечания относятся в первую
очередь к донье Анхеле — арти-
стке Врублевской. Она обаятельна,
лукава, шутлива, но она не «горит
любовью». У дона Мануэля (Кениг-
cou) есть благородство, простота,
мужественность, но он отнюдь не
неистовый рыцарь «невидимой дамы»
	НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). Как передает
агентство Ассошиэйтел Пресс,  сейсмо-
граф Фордгамского университета  отме-
тил 19 января в 01 час 45 мин. и 01 чае
55 мин. по Гринвичу два землетрясе-
ния на расстоянии 5 и 1 тысячи миль
от Нью-Йорка в неизвестном ваправле
нии.

По сообщению корреспондента агент-
ства Юнайтед Пресс, сейсмологисты Ка
лифорнийского технологического инсти-
тута 2аявили, это, по всей вероятно-
сти, землетрясение произошло вблизи
островов Фиджи на глубине приблизи-
тельно в 350 миль под уровнем моря,