Е. Машкевич.
Разоружение японского карательного отряда партизанами.
1037. Масло.
Центральный музей Красной армии.
Эта выставка имела огромный успех. Ее посетили сотни тысяч зрителей. Бойцы Красной армии приходили целыми отрядами, и нередко выставка превращалась в ми
тинг. Выставку посетили члены правительства СССР во главе с товарищами Сталиным и Ворошиловым.
Так крепло советское искусство. Появилось несколько художников-баталистов, работающих почти исключительно над военными темами. Наиболее крупным советским батали
стом был рано умерший М. Б. Греков, посвятивший свое творчество истории славной Первой Конной армии. Будучи сам из Донской области, Греков был свидетелем мно
гих событий, которые изображал. Его искусство чрезвычайно правдиво и искренне, полно сдержанного и выра
зительного мастерства. Его полотна «с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащи
мися навстречу смерти и победе, - навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и великой эпохи классовых битв», сказал товарищ Ворошилов в дни похорон Грекова.
Греков умер в 1934 году, во время подготовительной работы к панораме «Взятие Перекопа».
Пятнадцатилетие РККА было отмечено грандиозной выставкой, которая снова привлекла многотысячный поток зрителей. Многие из картин этой выставки знакомы нашим читателям (например, «Допрос коммунистов» художника Иогансона, «Ворошилов и Горький в тире ЦДКА» художника Сварога и др.).
Для этой выставки И. Бродский написал большое полотно - «В. И. Ленин выступает перед отправляющи
мися на польский фронт красноармейцами», II. Грабарь -
«Ленин у прямого провода», А. Герасимов - «И. В. Сталин делает доклад на XVI съезде партии» и «Портрет товарища Ворошилова на коне», С. Герасимов - «Клятва сибир
ских партизан», Авилов - «Приезд товарища Сталина в Первую Конную армию», Ф. Богородский - «Нашли то
варища», Соколов-Скаля - «Колчаковщина», Дейнека - «Допрос в салон-вагоне», Кацман - «Портрет товарища Ворошилова», Ряжский - «Политбеседа», Рылов - «По
граничник». Много здесь было представлено и хороших скульптурных работ - портреты товарищей Сталина и Ворошилова.
Кроме картин исторического содержания, выставка показала сегодняшнюю Красную армию с ее новой мощ
ной техникой. Здесь можно было видеть и артиллеристов, и танкистов, и авиаторов во всем блеске их современного снаряжения (работы Покаржевского, Шухмина, Верейского).
На последних выставках интересные картины дали молодые советские художники: Ромадин - «Интервенция», Лукомский - «Дальневосточный Ревком».
В ноябре 1937 года была организована выставка работ художника Е. О. Машкевича, темой которых являет
ся революционная борьба русских рабочих и крестьян на Дальнем Востоке. Сам принимавший участие в работе революционного подполья Сибири, художник показал ряд