чашки, оставив на виду ее наиболее интересную часть с конической ручкой, темнокоричневая ручка пересекает удлиненную форму лука, четко выделяясь на его светлозеленой поверхности. Срезав нижнюю часть яиц краем чашки, художник открыл их
ровно настолько, чтобы выявить красивую овальную форму яиц и дать нужное для данной композиции светлое пятно в центре. Почти все предметы натюрморта расположены статично (в покое и устойчиво). Статичность их особенно подчерки
вается наклонным положением стеблей лука и ручки котелка. Стебли лука, протянутые из левого нижнего угла картины в правый верхний угол (по диагонали), и ручка котелка, на
клоненная в том же направлении, вносят в картину динамику (движение). В этом же направлении идет непрерывное нараста
ние форм предметов: головки лука, ручки чашки, пробки бутыли и ручки котелка.
Шардэн, как видим, построил свой натюрморт по определенному плану, при выполнении задуманного вложил в работу большое мастерство. Поэтому-то картина и производит такое цельное и стройное впечатление.
Перейдем к разбору натюрморта Шардэна с живописной стороны.
Каждое произведение искусства имеет живописный центр, то есть такое место в картине, куда внимание зрителя должно быть направлено прежде всего. Чтобы создать такой живописный центр, вложить в него наибольшую притягательную для зрителя силу, художник использует различные средст
ва. В живописном центре чаще всего дается наиболее сильный свет, берутся наиболее яркие, насыщенные цвета, в нем же помещаются и более крупные объемные формы. В натюрморте Шардэна живописный центр составляют яйца как самое крупное светлое пятно в картине, вокруг которого располагают
ся остальные предметы. Совершенно сознательно, чтобы уси
лить звучание живописного центра, Шардэн рядом с яйцами помещает темную бутыль. Здесь же художник сосредото
чивает больше всего света. Вокруг живописного центра - яиц -
Шардэн располагает предметы более темные. Между цветом
всех предметов легко заметить определенные отношения. Лук в определенной степени темней яиц, чашка темнее лука,
бутыль темнее чашки и т. д. Отношение в живописи играет решающую роль. От верно взятых отношений зависит многое. Что случилось бы, если бы Шардэн взял неверное отношение между луком и яйцами, например пересветлил бы лук? Невер
но взятый тон лука нарушил бы гармонию целого, вырвал бы лук из определенной среды, из отведенного ему места в про
странстве, изображенном на картине. Кроме того, вследствие этой ошибки яйца не стали бы живописным центром картины: лук спорил бы с ними в силе тона. Сломалась бы ценность всего произведения.
Как же находить верные отношения? Здесь встает вопрос о цвете как о главном факторе живописи. Один и тот же натюрморт можно написать по-разному. Представьте, что работают два художника. Один стремится решить натюрморт главным образом светотенью, а другой - цветом, то есть колористи
чески. Как начнет писать первый художник? Вся забота его будет устремлена на то, чтобы наиболее точно передать свето
тень, то есть взять верно отношения. Конечно, лук порей он будет писать зеленой краской, делая ее в нужных местах тем
ной или светлой, чтобы правильно передать отношения между светом и тенями. Такое решение натюрморта будет производить довольно хорошее впечатление и многим покажется превосходным.
Выясним, как подойдет к этой задаче художник-колорист. Конечно, он прежде всего признает исключительную важность светотени, но это не все. Он громадное значение придает так
же и цвету. Обычно под цветом понимают цвета спектра: синий, красный, зеленый и т. д. Но в практике живописи редко прихо
Кальф Виллем. Натюрморт.
Амстердам.