Г. Г. Ряжский. Делегатка.
1927. Масло. Москва.

РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Путь развития русской советской живописи за двадцать лет и всего искусства многонациональной великой социалистической страны теснейшим образом связан со всем ходом Октябрьской социалистической революции и строительством социализма.
Великая социалистическая революция вызвала глубочайшие изменения в искусстве. Она дала художникам новые темы и идеи, она вызвала к жизни новые формы, новый художественный язык, правдивый и понятный массам.
К двадцатой годовщине Октября все советское искусство в целом и живопись в частности пришли с большими достижениями. К своему расцвету советское искус
ство подошло не сразу. Лишь в результате долгой и упорной борьбы с чуждыми направлениями в искусстве - с фор
мализмом и натурализмом - основная масса советских художников добилась больших успехов. Лишь в результате этой борьбы, проводимой под руководством партии и пра
вительства и гениальных вождей революции - Ленина и Сталина, возникли лучшие произведения нашей живописи.
Развитие русской живописи советской эпохи нельзя понять без сравнения ее с живописью дореволюционной. Русский народ на протяжении своего многовекового раз
вития создал замечательные ценности искусства, давно получившие мировое признание. Уже произведения масте
ров древней Руси подымаются до вершин мировой живописи.
В XVIII веке появляются блестящие мастера портрета - Рокотов, Левицкий, Боровиковский. В первой половине XIX века не только Россию, но и Европу покоряют произведения Брюллова, Кипренского и Александра Иванова.
Наконец, во второй половине XIX века расцветает твор
чество великих представителей русской реалистической живописи - Репина, Сурикова и Серова.
Характерной особенностью почти всех этих художников явилось стремление к реализму, к воплощению в живописи жизненной правды и горячая любовь к своей стра
не, к своему народу, характер, мысли и чаяния которого они стремились отобразить.