В годы реакции русское изобразительное искусство вступило в полосу упадка. Стали господствовать течения, далекие от реализма: символизм, кубизм, футуризм и др.
Все эти течения формалистические, и для них характерен отказ от идейности во имя отвлеченного и услов
ного формотворчества. Для них характерно бегство от действительности в мир символов или геометрических отвлеченных форм.
Лучшие ценности русской реалистической живописи XIX века и более ранних эпох отвергаются формалистами. Так, например, формалисты устроили издевательский «суд
над картиной Репина «Убийство Иваном Грозным сына», превратив этот суд в поход против реализма. Один из фор
малистов - Малевич - прославился тем, что написал картину, на которой был нарисован черный квадрат на белом фоне. Этот черный квадрат, ничего не изображающий, кро
ме отвлеченной фигуры (беспредметная живопись), стал знаменем формалистов.
В предреволюционной живописи существовало академическое искусство с его мертвыми формами, а также натурализм, представляющий безыдейное копирование действительности.
Таково было состояние живописи перед революцией.
Великая Октябрьская социалистическая революция по
ставила перед художниками вопрос об использовании искусства в революционной борьбе. Революции нужно было такое искусство, которое призывало бы к защите завоеваний Октября, мобилизовало массы на борьбу с контрреволюцией, с интервентами и белогвардейцами.
Ленин в 1920 году писал, что постановка дела в области искусства в Советской республике «должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за сверже
ние буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком». Эта задача была выполнена боевым искусством эпохи гражданской войны-плакатами и «окнами сатиры» Роста. Активное участие в их создании приняли художники Маяковский (одновременно писавший и стихотворные надписи к плакатам), Черемных, И. Малютин, Дени, Моор и др.
Преодолевая расплывчатую символику и формализм, мастера революционного плаката нашли яркие, выразительные, лаконические и понятные массам формы.
Плакаты и «окна сатиры» Роста вели непримиримую борьбу с врагами революции на фронте и в тылу, разо
блачали врагов, вели агитацию за ударный труд, разъяс
няли лозунги, выдвигаемые партией и советской властью, декреты и мероприятия правительства.
И. И. Бродский. В. И. Ленин в Смольном.
1930. Масло.
Москва.