К. Ф. Богаевский. Пейзаж. 1937. Масло.
Москва.
входили молодые, выдвинувшиеся в годы революции мастера: Дейнека, Вильямс, Пименов, Самохвалов, Пахомов и др. Говоря об этих течениях, надо отметить работу над советскими темами ряда художников ОСТ, которые дали интересные полотна (Дейнека - «Оборона Петрограда»,
«На стройке новых цехов», Пименов - «Даешь тяжелую индустрию!»). Но наряду с этим в ОСТ нашла себе место значительная группа формалистов, которая в своих произведениях искажала нашу действительность (картины Штеренберга, Лабаса, Тышлера и др.). Формалисты, являясь выразителями враждебной нам буржуазной идеологии, создавали нарочито непонятные вещи, занимались только формальными исканиями, игнорируя работу над содер
жанием. Но вопреки разлагающей работе формалистов большинство художников стало на путь реализма, на путь правдивого показа жизни нашей социалистической родины.
Этому способствует ряд мероприятий партии и правительства, рассчитанных на приближение художников к советской действительности.
Еще в первые годы советской власти при ВЦСПС создается постоянная выставка «Революция, труд и быт в искусстве», которая заказывает художникам картины из советской жизни. Здесь впервые появляются такие значительные произведения, как «Транспорт налаживается
Б. Яковлева, «Рабочие во время перерыва» Шухмина, картины Савицкого, Касаткина, Моравова.
Заказы художникам на революционные темы давал также Музей революции.
По еще большее значение имели огромные государственные заказы, сделанные Совнаркомом и Реввоенсоветом к десятилетию Октября и к десятилетию Красной армии (1927 и 1928 годы).
На выставке к десятилетию Октября впервые было широко представлено замечательное искусство палех
ских живописцев, сохранивших традиции древнерусского искусства в своих тонких росписях изделий из папьемаше.
Политика партии и правительства в области живописи была направлена на приближение искусства к массам, на создание подлинно реалистической живописи, правдиво отображающей эпоху социализма и высокой по своему художественному качеству. Троцкистско-бухаринские реставраторы капитализма не раз пытались сорвать, из
вратить эту политику партии. Они выдвигали и защи
щали формалистов и другие враждебные течения в живописи, ругали ведущих советских художников-реалистов, пытались сорвать государственные заказы. Но, разоблачая и разбивая эти происки врагов, партия своей