Т. Г. Гапоненко.
На обед к матерям. 1935. Масло. Москва.
последовательной борьбой за социалистический реализм в живописи, повседневной помощью художникам и вниманием к их нуждам обеспечила рост советской живописи и пе
реход подавляющего большинства художников к советским темам и реализму. Эти успехи живописи, достигнутые в тесной связи с победоносным строительством социализ
ма, создавали все большее и большее единство у лучшей
части художников. Существовавшие группировки с их ошибочной, а порой враждебной социалистическому искус
ству линией мешали серьезному размаху художественного
творчества. Особенно это сказалось в деятельности РАПХ (Российской ассоциации пролетарских художников), созданной в 1930 году.
Рост советского искусства, поворот основных масс художников к советской действительности и в то же время узость существующих группировок подготовили решение ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке лите
ратурно-художественных организаций. Согласно этому решению, вместо существовавших различных замкнутых груп
пировок во всех областях искусства были созданы единые союзы работников искусства. Был создан и единый союз художников.
Организованные после этого решения выставки показали, что постановление ЦК способствовало более быстрому росту советской живописи.
На выставках «15 лет советской живописи» и «15 лет
РККА» (1932 - 1933 годы) появился ряд замечательных полотен, воплотивших в глубоких образах содержание нашей эпохи.
Такова, например, картина художника Погансона «Допрос коммунистов». Она изображает коммунистов - героев эпохи гражданской войны - во время допроса в штабе бе
лых. Художнику удалось здесь чисто живописными средствами показать идейное и моральное превосходство ком
мунистов над белыми, раскрыть их мужество и целеустремленность. Он создал глубокие, волнующие образы.
Значительные произведения дал на выставках и после них А. Герасимов, написавший портрет товарища Сталина на XVI съезде партии, групповой портрет героев Первой Конной армии и др.
Образы новых, советских людей дал Ряжский в своих картинах «Колхозница-бригадир» и «Политбеседа». II. Грабарь дал картину «Ленин у прямого провода».
Соколов-Скаля выступил с картиной «Два брата», в драматической, напряженной форме показывающей столкновение представителей двух борющихся миров: старого и нового.
Ряд значительных произведений дали также художники Богаевский («Днепрострой» и др.), Петров-Водкин («Тревога»), П. Кузнецов, И. Машков, С. Герасимов.
Выдвинулись и новые, молодые художники, из которых следует назвать Гапоненко, Антонова, Одинцова, Бубнова, Лукомского и других.