Ф. С. Журавлев.
Поминки у купца. 1872. Масло. Москва.
Прекрасна картина Савицкого «Встреча иконы», представляющая собой высоко талантливую и могучую по силе производимого впечатления иллюстрацию к словам Ленина: «Бог есть... комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека...»
Тесно сгрудились вокруг иконы забитые, пришибленные нуждой мужики и бабы. В исступлении они прикла
дываются к иконе, бьют земные поклоны, крестятся. Около кареты косматое чудище с фиолетовым носом, с опухшим от перепоя злющим лицом - «владыко»-архиерей. Рядом с ним дьячок, относящийся ко всей церемонии с тупым равнодушием ремесленника, которому осточертела его скучная профессия.
Три знаменитые картины Перова - это прямой обвинительный акт против религии.
На картине «Чаепитие в Мытищах» голодный, оборванный ребенок робко протягивает «за подаянием» затре
панную шапчонку монаху, услаждающему свою «грешную утробу» чайком на вольном воздухе. Рядом с ребенком безногий слепец просит у попа «христа-ради». Хозяйка «столика», охраняя покой «чревоугодника - владыки», толкает нищего в грудь, утешая его обычным в этих случаях обещанием: «бог пошлет ...иди с богом».
В другой картине - «Проповедь на селе» - изображается помещик, которому «бог послал» уже вполне до
статочно. Он дремлет, слушая проповедь попа. Помещик знает заранее, что скажет «батюшка», и авансом с ним согласен. Иное настроение у бедняка-крестьянина. Он чешет затылок, досадуя на собственную пассивность и со
ображая про себя: «А не послать ли ко всем чертям попа, призывающего бедняка терпеть до конца страдания, посылаемые богом?»
«Сельский крестный ход на пасхе» - шедевр антипасхальной агитации. Пьяная «пасха христова» изображена здесь художником во всем своем вопиющем безобразии и непристойности. Благочестивые глашатаи чистоты духов
ной, ходившие на светлый христов день по приходу, дошли до полного свинства в своем обжорстве и опьянении.
Художник В. В. Пукирев в своей картине «Неравный брак» показал вековое угнетение женщины. На картине изображен момент венчания старика-генерала с моло
денькой красивой девушкой, насильно выдаваемой замуж. Церковь устраивала такие насильственные браки, церковь
скрепляла своим крестом кабальную зависимость женщины от мужчины.
Неотразимое впечатление остается у зрителя от произведений блестящих мастеров изобразительного искус
ства, и это делает его могучим орудием в нашей борьбе против религии. Но, к сожалению, в области антирели
гиозного изобразительного искусства наши художники работают мало.
В этом отношении попы оставили нас далеко позади себя. Известно, что у попов все стены храмов от по
ла до потолка бывают завешены и заставлены иконами.
Перед ними преклонялись миллионы трудящихся, здесь проливались целые реки народных слез. Почему же в дан
ное время в нашей стране, ведущей великую борьбу за ликвидацию элементов капитализма в человеческом сознании, антирелигиозная тематика является почти совершенно заброшенной нашими художниками?
Новая Сталинская Конституция предоставляет права гражданства всем бывшим лишенцам и в том числе служителям религиозных культов. В данный момент, когда