К 100-летию со дня рождения
Н. Е. Жуковского
	В МВТУ имени Баумана
	лест, Л. Г. Кифер, Л. П. Смирнов,
М. В. Носов. Один из лучших уче-
ников и ближайший помощник Ни-
колая Егоровича по научной работе
лауреат Сталинской премии профес-
сор В. П: Ветчинкин ведет сейчас
в Высшем техническом училище ка-
федру теоретической механики, BO
главе которой в свое время стоял
Жуковский, +
	В книгохранилище МВТУ находит-
ся. библиотека великого’ ученого.
В десяти шкафах собрано 4.000 то-
мов литературы, главным‘ образом по
математике, механике, гидродинами-
ке, гидравлике, по теории упругости,
по вопросам воздухоплавания и авиа-
ции. Все эти книги хранятся здесь,
как священные реликвии.
		Немало славных страниц вписал в
историю Высшего технического учи-
лища им. Баумана «отец русской
авиации» Николай Егорович Жуков-
ский. Память о нем бережно хра-
нит коллектив училища.

На протяжении почти 50 лет ве-
ликий ученый был связан с МВТУ.
До послелних дней жизни он бли-
стательно вел курс теоретической
механики, здесь же он заклады-
вал основы аэродинамики — науки
о движении тел в воздухе, соста-
вившей Жуковскому имя мирового
ученого. По инициативе ‘Николая
Егоровнча при училище была по-
строена аэродинамическая лаборато-
фия, ставшая солидной технической
базой для экспериментов Жуковско-
го и его учеников.

В Высшем техническом училише
Николай Егорович Жуковский ор-
ганизовал студенческий воздухопла-
вательный кружок. Здесь под руко-
BOACTBOM «отца русской азнапции»
пробовали свои силы Ha изобрета-
тельском поприще ныне выдающие-
ся деятели нашей авиации академик
Б. Н. Юрьев, известные конструкто-
ры С. А. Лавочкин, А. А. Микулин,
А. Н. Туполев и другие. :

С именем Жуковского связано <оз-
дание в МВТУ Авигционного рас-
четно-испытательного бюро, превра-
щенного в декабре 1918 года в
Центральный аэрогидродинамический
институт (ЦАГИ). .

В МВТУ Жуковский был одним
из самых замечательных воспитате-
лей целой плеяды крупнейших уче-
ных. Его учениками были сегодняш-
ние руководители основных кафедр
училиша — профессора И. И. Ку-
колевский, В. Е. Цидзик, А. Н. Ше-
		ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
	Уоллеса
	В ЧЕСТЬ ВЫБОРОВ
В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
РСФСР
	С ДВУХ СТАНКОВ —
НА ЧЕТЫРЕ
	Токарь - стахановка шарикопол-
шипникового пеха 1-го Государст-
венного подшипникового — завола
имени Л. М. Кагановича Анна Гри-
торъевна Кувшинова решила o3Ha-
меновать пни подготовки к выбо-
рам в Верховный Совет РСФСР пе-
реходом с двух станков на четыре
Ее примеру последовали токари-
стахановки тт. Дурова, Соломатина,
Самсонова, Ерошкина и Марьянова.
	Работая каждая за двоих. много-
	станочницы ежедневно выполняют
нозму на 135—150 процентов.
	В кузнице завода  стахановпы
А. Нечаев и А. Кузминский заклю-
чили между собой индивидуальные
социалистические договора. Ky3-
минский обязался дать в 1947 году
не меньше двух годовых норм, Не-
чаев — не меньше двух с поло-
виной.

Перед выборами
в Польше
	ВАРШАВА, 3. (ТАСС).  Полити-
ческие партии в Польше назали
сбор средств в свои избирательные
	фонды. Больших успехов добились В
этом отношении Польская рабочая
партия (ППР), в избирательный
фонд которой на 1 января поступило
49.594 тысячи злотых. Денежные
взносы в избирательный фонд ПИР
поступают не только от членов этой
партии, но и от самых различных
кругов польской общественности —
крестьян, научных работников, спе“
ниалистов, ремесленников, купечест-
ва. Население Силезско-Домбровеко?
го воеводства собрало в избира-
тельный фонд ППР 8,5 миллиона зло-
тых, Лодзинского — более 6 мил-
лионов, Познанского воеводства —
5,6 миллиона, Поморского — около
3.5 миллиона, Варшавского — 4,5
миллиона и т. д. Жители Варшавы
внесли в фонл ППР 3,8 миллиона.
	Повый посол
Польской Республики
		Статья
	НЬЮ-ЙОРК, 2. {ТАСС). Редак-
	тор журнала «Нью-рипаблик» быв-
	ший вице-президент Уоллес в своей
новогодней редакционной статье пре-
дупреждает, что американские прэ-
грессивные элементы должны про-
должать борьбу против остатков
международного и внутреннего фа-
шизма и империализма для того, что-
бы сохранить мир, и призывает про-
грессивные элементы об’единиться в
1947 г. для политических действий.
Отказ от такого об’единения, пишет
Уоллес, «позволит реакционерам сле-
по вызвать сначала экономический
кризис, затем американский империа-
лизм и, наконец, войну. Для того,
чтобы бороться с силами реакции, мы
должны больше делать, чем писать и
говорить. Мы должны организовать
для конкретных политических дей-
ствий округ за‘округом. В 1947 г. мы
можем заложить основу работы, кото-
рая даст результаты в 1948 г.».

Уоллес призывает американский
народ вечно благодарить «русских за
то, что они держались как в Ленин-
граде, так и в Сталинграде» и ан-
глийских летчиков за то, что они
выиграли битву за Англию.

Далее Уоллес пишет, что реакци-
онные силы в США лучше организо-
ваны и преисполнены большей реши-
мости, чем когда-либо, и в настоящее
время стремятся расколоть прогрес-
сивные силы. Косвенно говоря о
группе так называемых либералов,
включая обозревателей газеты «Нью-
Йорк геральд трибюн» братьев Ол-
соп, обозревателя газеты «ПМ» Лер-
нера и руководителя профсоюза дам-
ских портных, входящего в АФТ,
Дубинского, который в настоящее
время организует движение, называе-
мое «некоммунистическим левым»,
Уоллес заявляет, что одним из ре-
зультатов подрывных действий реак-
ции является существование в рядах
	прогрессистов группы элементов,
главными эмоциональными побужде-
ниями которых являются ненависть к
России и запугивание коммунизмом.
Уоллес пишет, что большинство аме-
риканских прогрессивных элементов
заинтересовано «только в ‘передовой
программе, основанной на мире с Со-
ветским Союзом, обеспечении всех ра-
ботой, использовании атомной энергии
для мирных целей и свободе выраже-
ния своих взглялов кажлымь.
	Уоллес заявляет, что прогрессив-
ные элементы США в настоящее вре-
мя являются меньшинством, так как
американская печать скрывает уг-
рэзу фашизма, и пишет, что миллио-
ны американцев невольно помогают
нацистам в Германии, фалангистам в
Испании, церонистам в Аргентине, в
то время как другие жадно предвку-
шают войну против Советского Сою-
за под руководством «американских
фашистов, которые сознательно и
бессознательно сотрудничают с ис-
панскими и аргентинскими фашиста-
ми, прикрывающими нацистов, пока
немцы вынуждены оставаться в под-
полье. Поэтому в этом 1947 г., пи-
шет Уоллес, я заявляю, что борьба
против фашизма не окончилась © вой-
ной. Она только началась с установ-
лением мира. Мы, прогрессивные аме-
риканцы, которые борются с осью
Буэнос-Айрес—Мадрид по мере то-
го, как она пытается вовлечь нас в
войну < Россией, не являемся комму-
нистами.
	Мы не руссофилы, мы все еше ду-
маем, что большая опасность всему,
что дорого для великого центрально-
го ‘блока прогрессивных элементов,
исходит в основном от реакционеров
и фашистов во всем мире, которые
делают все для того, чтобы заставить
США воевать с Россией’ в течение
следующих 95 лет».
	Гри Тамирязевеком районном ко-
митете ВКП(б) открыт ‚филиал Мо-
сковского городского’ Университета _
	марксизма-легинизма. Sieh занн-
маются 200 слушателей из срецы
партийного. хозяйственного актива
	и интеллигенции фрейона. НА СНИМ-
КЕ: на лекции в филиале универ-
снтета марксизма-ленинизма. В пер-
вом рялу справа — секретаоь парт-
бюро Московского Северного порта
канала Москва—Вслра, член Окруж-
ной избирательной комиссии Тими-
рязевского округа ‘бвтолицы И. Же-
стков; слева — инженер Москховско-
го узла связи пароходства канала
Москва_—Волга П. Татаринов.
	Фото Б. ВЕЛЬЯШЕВА (ТАСС).
	Радиофикаиия
избирательных
участков
	Закончилась радиофикация поме-
щений избирательных участков
Фрунзенского, Советского, Герцен-
ского, Арбатского, ` Киевского 4H
Дзержинского избирательных окру-
гов по выборам в Верховный Совет
РСФСР. Заканчивается радиофикза-
ция помещений избирательных уча-
CTKOB B остальных округах - Моск-
вы. Всего уже срадиофицирдвано
1.200 ‘участков.

Дирекцией  радиотрансляционной
сети Москвы изготовлена специаль-
ная мощная звукоусидительная ус-
тановка для обслуживания много-
людных предвыборных митингов.
	ГРАНИТНАЯ
ЛЕСТНИЦА
	С ПЛОЩАДИ: ТУРРЕНЕВА
НА СРЕТЕНСКИЙ БУЛЬВАР
	Жестокие морозы сковали земл®.
Но не прекрашаются дорожные рга-
боты в столице. В конце декабря
началось сооружение лестницы-вхо-
да с площади‘ Тургенева на Cpe-
тенский бульвар. Работы  произвс-
дит трест набережных Мосгор-
исполкома.

Строители воэдвигают лестницу
шириной. до 8 метров. Бетонное ос-
нование ее будет облицовано гра-
нитными плитами розового цвета.
Из этого же гранита сооружаются
парапет и две вазы. для цветов, ко-
торые украсят вход.

Коллектив строительного участка
взял. обязательство. закончить  с0-
оружение досрочно, ко дню выбо-
ров в Верховный Совег РСФСР.
	LL 4 янва ря —
	[1° ВСЕИ. стране продолжается вы-
движение. кандидатов в депутаты
Верховных Советов союзных респуб-
лик. На тысячах предвыборных co5-
раний, пишут «Известия» в передовой
статье, советский народ называет
имена своих лучших сынов и дочерей.
достойных выдвижения кандидатами
в депутаты Верховных Советов союз-
ных и автономных республик. Первым
кандидатом — самым близким, доро-
гим и любимым — зарод называет
Иосифа Виссарионовича Сталина. Рус-
ские и украинцы, белоруссы и гру-
зины, азербайджанцы. и литовцы, —
все народы великого Советского Сою-
захотят избрать товарища Сталина
депутатом высшего ‚органа власти
своей республики. Выдвигая кандида-
туру Иосифа Виссарионовича Сталина,
трудящиеся выражают своему вож-
дю, учителю и другу чувства безгра-
	  ничной любви и преданности.
	ГРУЗИНСКАЯ ССР значительно
переполнила ‘план заготовок
цитрусовых плодов. Государству сда-
но 573 миллиона 540 тысяч мандари-
нов, лимонов и апельсинов — ‘на 73,5
миллисна штук больше задания. Свы-
ше 470 миллионов Ш\ук цитрусовых
плодов уже отгружено в Москву,
Ленинград, в промышленные районы
Урала, в Украинскую ССР, в Литву,
Латвию, Эстонию, Среднюю Азию,
Азербайджан, Армению и в другие
	республики и области Союза.

*
НА ТЕРРИТОРИИ разрушенного
немцами стеклозавода «Пролета-
рий»› началось строительство _Мин-
ского патефонного.!”завода. Coopy-
жается главный ‘производственный
корпус, в котором чбудут размещены
механический, токарный и полировоч-
ный цехи. На новосфройку, сообщает
«Московский большевик», доставлены
первые 30 универсальных металлооб-
рабатывающих станков.
.
	В МИНИСТЕРСТВЕ  кинематогра-

фии ССОР вчёра состоялся про-
смотр нового документального филь-
ма «Советская Эстония». Каотина
выпущена ЦентралЬной студией до-
кументальных фильмов совместно ©
Таллинской студией кинохроники.
Режиссер фильма Л. Степанова. В
этой картине показываются жизнь
Ссветской Эстонии‘ после войны, со-
зидательный труд ‘эстонского народа,
природные богатствахреспублики, рост
эстонской культуры науки и искус-
ства. В ближайшеез время картина
выйдет на экраны московских кино-
театров. Помимо Этого Центральная
студия документальных фильмов за-
кончила работу еще над двумя доку+
ментальными картинами -- «Болга-
рия» и «Венгрия»; 0* {=
	Прием В. М, Молотовым

посла Афганистана

г-на Мухаммеда
Ноуруз Хана
	3 января Министр Иностранных
Tex CCCP B. M: MOCKOBCKOM цирке состоялась премгера второй программы
сезона. НА СНИМКЕ: выступление заслуженной артистки PC
			художественный руководитель
театра им. Ленинского комсо-
мола, народный артист РСФСР.
	й мысли
	дожницы комбината М. И. Луговской
не только в несколько раз расширил
цветную гамму, но и резко уменьшил
расход дефицитных красителей.
Только на одном комбинате «Крас-
ная Роза» предложение Луговской
экономит около 170 тысяч рублей в
год.

Гравирование ситцепечатных валов
считается в текстильном производст-
ве самой длительной и трудной опе-
рацией. Оно занимает от десяти дней
до месяца. Главный инженер 1-й Мо-
сковской ситценабивной фабрики
Н. П. Бацын и научные сотрудники
Научно-исследовательского институ:
та полиграфической и издательской
техники Р. А, Котик и С. П. Микла-
шевский разработали фотомеханиче-
ский способ гравирования «печатных
` валов. Он требует всего двух рабо-
‘`чих дней. На стэнде 1-й ситценабив-
ной фабрики видим образцы тканей,
отпечатанных валами, к которым не
‘прикасалась рука гравера.
	  Размеры статьи не дают возмож
  НОСТИ ХОТЯ бы бегло ознакомить чи-
тателей со всеми экспонатами этой
‚ выставки. Не только работники тек-
‘стильной промышленности, но и лю-
ди, не связанные с нею, найдут здесь
` много интересного.
	  MHOTO И
Когда
	Когда переступаешь порог де
монстрационного зала, первое, что
бросается в глаза, — это огром-
	ный портрет товарища Сталина — ор-
ганизатора всех наших военных и хо-

‘зяйственных побед, вдохновителя

творческих дерзаний советских лю-

‘nett. По обеим сторонам .портрета —

красиво оформленные, щиты. На пер-
вом золотыми буквами написано «В
1944 году внедрено 5.530 предложе-
ний, в 1945 году — 5.649». На другом:
«Получена экономия в 1944 году 46
миллионов 800 тысяч рублей, в 1945
году — 5! миллион 400 тысяч руб-
ЛЕЙ».

Этот стэнд открывает выставку. Но
в то же время он является заключи-
тельным аккордом, ярким итогом
вдохновенного труда. новаторов тех-
ники нашей страны.

Е. Степанов.
		ем разговорного жанра (кстати, этот
раздел далеко не на высоте и в’ ны-
нешней програмуе), привлекают к это-
му делу писателей. По такому же пу-
ти следует пойти и при улучшении
тех номеров цирковой программы, ко-
торые включают в себя элементы
спорта и физической культуры. По-
чэму бы при подготовке очередной
программы не приглашать для. кон
сультации преподавателей ‘спортиз-
ных. дисциплин и мастеров спорта,
устраивая для них и предварительные
просмотры очередных постановок? На-
конец следует и работникам цирка,
отвечающим за подготовку гимнасти-
ческих номеров, почаще бывать В
спортивных залах столицы,
	Б трудном, сложном жанре рабо-
тает на арене цирка молодой Виталий
Лазаренко, продолжающий традиции
своего популярного отца. Он прила-
гает немало усилий, чтобы сделать
более «доходчивыми» до зрителя от-
дельные номера своей программы; К
сожалению, это ему еще не во всем
удается. . Очевидно,. мастерство при-
дет со зременем.
	«Весь, вечер на манеже Константин
Берман», — сказано в цирковой про-
грамме. О нем можно говорить, как
о хорошем цирковом артисте, отлич-
но, с комическими штрихами, допол-
няющем выступления гимнастов, ак-
робатов, жонглеров, ибо Берман сам
разносторонний спортсмен. Носон все
же неё коверный клоун: он явно He
может заполнить паузы между от-
дельными номерами.
	Руководителям Московского ‘цирка
следует более тщательно работать
над’ очередной программой, ‘добиваясь
того, чтобы весь ансамбль, представ-
ленный на арене, был об’единен про+

думанным во всех деталях. творче-
ским замыслом режиссера, Только
при таких условиях можно успешно
выполнять задачи, поставленные пё-
ред советским цирком: демонетриро-
вать силу, ловкость, отвагу, возбуж-
дать смех и восхищать зрителей. бле-
стащим, ярким зрелищем.
	Пик. Басильев.
	Па арене цирка
		технического кабинета Министер-
текстильной промышленности

СССР вчера открылась выставка по
изобретательству и рационализации.
В сами разделах размещено около
тоехсот экспонатов. Здесь собрано ‘все
лучшее, наиболее ценное и важное,
что создано за последние два года но`
ваторами текстильной промышленно-
сти. Еще не все эти машины, станки
и аппараты получили права граждан-
ства. Рядом с механизмами, приняты-
ми на зосружение прядильных и ткац-
ких фабрих, мы видим и опытные об-
разны, <ерийкое производство кото-
рых впереди. Но это время не за го-
рами. Выставка как бы приоткрывает
завесу над недалеким будущим CO-
ветской текстильной  промышленно-
стя показывает ее завтрашний день;

В ДЕМОНСТРАЦИОННОМ зале
ства
	В разделе «Первичная обрабзтка
сырья» видим действующую модель
хлопкоочистительной машины = —
nkesmarwyeckoro джина «НИТИ-2».
Машина, сконструированная  грун-
пой сотрудников Центрального науч-
но-исследовательского института
хлопчатобумажной промышленности,
в пять-шесть раз производительнее
общепринятого джина. Другая рабо-
Та этого же института — новый цент:
рифугальный способ прядения —
обещает произвести переворот в тех-
нике прядильных фабрик. Электро-
центрифуга, вращающаяся со скоро-
стью до 20 тысяч оборотов в минуту,
ускоряет процесс прядения в пюлто-
Ра раза и снижает стоимость обработ-
ки пряжи на 25—30 процентов. В 4o-
вом году советские машиностроители
дадут промышленности первую ма-
шину, оснащенную 228 такими прибо-
рами.

В печати уже сообщалось о вис-
козном комбайне. Эта чудесная ма-
шина соединила в одно целое четыре
разрозненных операции — прядение.
отделку, сушку и кручение вискозно-
го шелка. Она во много раз сократи-
ла время приготовления искусствен-
ного волокна, сделала ненужным це-
лый рлд цехов. На выставке  прел-
ставлены две секции этой машины,

Чтобы получить сотню метров бязи

ВТОРАЯ ПРОГРАММА
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЦИРКА
		Гимнастика — фундамент, основа ос:
нов физической культуры. Исключи:
тельно яркое зрелище — демонстра-
ция мастерства гимнаста, акробата, и
цирк, а тем более наш столичный,
имеет все возможности ‘для того, что-
бы заранее готовить в этом жанре со-
вершенные и ‘разнообразные, номера.
В текущей программе. . Московского
цирка следует выделить воздушных
гимнастов Е. Бараненко и К. Парма-
кян, показавших отличную, слажен-
ную работу, подлинное мастерство ис-
полЕения. Полет и прыжки < батутом
демонстрирует группа Чижевских,
несколько упражнений исполняют
гимнасты Арнаутовы. Бледное впеча-
тление оставляет разработанный груп-
пой акробатов Адамсон номер на пе-
рекрестной проволоке. Здесь нет
сстроты спортивно-технической ком-
бинации и не чувствуется, что но-
мер был тщательно подготовлен В
отдельных деталях.
	Думается, что руководству цирка и
его художественному совету пора об-
ратить более серьезное внимание на
этот жанр циркового искусства. Еже-
годно в Москве бывают красочные
физкультурные парады, на стадионах
столицы демонстрируют свое мастер-
ство выдающиеся спортсмены-гимна-
сты, легкоатлеты, представители дру-
гих видов спорта. В спортивных за-
лах московских коллективов «Диня-
мо», «Спартака» и других спортивных
обществ часто проводятся классифи-
	капионные соревнования по отдель:
ным видам гимнастики, акробатике,
проходящие на высоком спортивном
	уровне. Надо, чтобы москвичи, мно-
гие из которых являются постоянны-
ми посетителями стадионов, и в сто
личном цирке могли видеть такую
же совершенную спортивную прс-
грамму.

За последнее время в Главном уп-
равлении цирков занялись улучшени- 1
	за час, нужно иметь 2% обычных чел-
ночных станка. То же количество
ткани могут дать 19 бесчелночных
ткацких станков, сконструированных
инженером Леонтьевым. Последняя
модель станка демонстрируется на
выставке. Но изобретатель не считает
свою работу законченной. Он проек-
тирует другой, еще более совершен-
ный и быстроходный. станок.

В том же отделе «Гкачество» видим
еше несколько станков. На общем
фсне серой окраски резко. выделя-
ются детали, окрашенные в яркокрас-
‘ный цвет. Это — новые механизмы,
созданные одним из талантливейших
новаторов текстильной промышленно-
сти Н. И. Асафовым. На выставке
представлена только чаёть его работ.
Особое восхищение специалистов вы-
зывает новый ламельный прибор. ав-
томатически останавливающий ткац-
кий станок при обрыве основной ни-
ти. Текстильщики знают несколько
типов таких приборов, но по просто-
те и надежности конструкция Асафо-
ва — одна из лучших.

Агрегат для отбелки хлопчатобу-
мажной ткани, построенный на фаб-
рике «Красная Талка» по проекту
Ивановского — научно-исследователь-
ского института, не вместился бы в
демонстрационном зале. Здесь пред-
ставлена лишь его схема. Поясни-
тельная запись дает представление о
мощности агрегата; он в три раза со-
кращает процессе отбелки ткани.

Лёгкие шелковые крепы комбината
«Красная Роза», отделанные по спо-
собу комбинированной печати, <ме-
ло могут конкурировать с продукци-
ей лучших заграничных фабрик. Вот.
нежный креп-армюр. Рисунок на нем
исполнен четырьмя красками. Однако
разнообразие тонов ‘таково; что ка-
жется, будто художник пользовался
горазло более обширной ‘палитрой.
Способ комбинированной печати ху-
	Программа действительно разнооб-
разна. Нельзя пройти мимо отдель-
ных номеров, в исполнение которых
артисты вложили много труда, за-
тратили немало усилий, чтобы при-
дать им подлинную эффектность. От-
лично работает с группой дрессиро-
ванных львов заслуженная артистка
РСФСР Ирина Бугримова, заставля-
ющая своих свирепо-рычащих питом-
es беспрекословно выполнять ее
замыслы. Эффектное зрелище пред-
ставляет полет дрессировщицы с од-
ним из львов на маленькой платфор-
ме над ареной цирка. Любители цир-
кового искусства с удовольствием
просмотрели ‘и другой номер про-
граммы, где также с особенной на-
глядностью была продемонстрироза-
на школа хорошей дрессировки. Это
— работа Н.`А. Никитина с группой
лошадей. Старый мастер своего дела,
Н. А. Никитин опять привлек вни-
мание безукоризненным и четким ис-
полнением номеров конной . дресси-
ровки.

Как и в предыдущих программах,
основу циркового представления со
ставляют номера акробатическо-гим-
настического, спортивного жанра.