СТАРИННАЯ
РУССКАЯ
МУЗЫКА
	ЦИКЛ ИСТОРИЧЕСКИХ
КОНЦЕРТОВ
	В Малом зале консерватории на-
чинается цикл исторических концер-
тов «Русская музыка конца ХУШ н
начала ХХ века». Программа перво-
го концерта посвящена творчеству
замечательного русского композитора
конца ХУП века Евстигнея Ипатье-
вича Фомина.
	ри жизни Фомин пользовался ог-
ромной популярностью, но после
смерти был совершенно забыт. Значи-
тельная часть его творческого на-
следия утрачена. До нас дошли все-
го лишь три партитуры — «Ямщики
	однако   На подставе», «Американцы», «Ор-
	Рея» — и два произведения, сохра-
нившиеся в оркестровых голосах, —
«Новгородский богатырь Боеславо-
вич» и «Золотое яблоко».
	В программе первого концерта, ко-
торый состоится 17 января, впервые
в Москве будут полностью исполне-
ны одноактная комическая опера Фо-
мина «Ямщики на подставе — игри-
ще невзначай» и мелодрама «Орфей».
Эти два произведения ярко вскрыва-
ют все своеобразие творческого обли-
ка композитора.
	«Ямщики» — музыкальная бытовая
комедия с драматическими эпизодами
и музыкальными номерами. В музыке
Фомин использует народный песен-
ный материал, свободно и самостоя-
тельно перерабатывая его.
	Написачный пятью годами позже,
«Орфей» является одним из интерес-
нейших и оригинальнейших образцов
в истории русского музыкального те-
атра. «Орфей» написан в форме мело-
драмы и отличается широким симфо-
ническим развитием.

В концерте, организуемом, как и
весь цикл, Московской филармонией
и Центральным музеем музыкальной
культуры, принимают участие соли-
сты филармонии и Государственный
симфонический оркестр СССР. Руко-
писи исполняющихся произведений
Фомина отредактированы и подготов-
лены к исполнению научным сотруд-
ником музея, кандидатом искусство-
ведческих наук Б. Доброхотовым.
	«ЗА ВАШЕ
СЧАСТЬЕ»
	ПРЕМЬЕРА В ТЕАТРЕ
«РОМЭН»
	Вчера в цыганском театре «Ро-
мэн» состоялась премьера спектакля
«За ваше счастье» И. Ром-Лебеде-
ва. Руководитель постановки . —
М. Яншин, постановка режиссера
А. Храмченко, декорации художни-
ка И. Федотова, музыка С. Бугачев-
ского.
	В основных ролях с успехом вы-
ступили артисты: О. Янковская (Ла-
рийка), М. Скворцова (Чора), С. Ши-
шков (Лавру) и К. Ананьев (Мигай).
	метро «Дворец Советов».
		Заседание союзной комендатуры
гор. Берлина
	Коменданты не утвердили избэачия
Карла Делиуса на пост начальника
отдела почты и телеграфа магистрата
гор. Берлина по причинам его поли-
тической неблагонадежности. Комея-
данты в принципе согласились < иро-
цедурой, согласно которой  издазле-
мые берлинским магистратом законо-
положения должны быть ими утьерж-
дены.

Коменданты утвердили смертные
приговоры, вынесенные берлинским
ландгерихтом д-ру Хильде Вернике и
Елене Вечорек.

Коменданты также  утверлчли
смертный приговор вынесенный ланд-
герихтом гор. Берлина Гельмуту Кой-
		БЕРЛИН, 9. (ТАСС). 7 января 19347
года под председательством британ-
ского коменданта генерал-майора
Нейрс состоялось 57-е  заседачие
союзной комендатуры гор. Берлина.

На заседании присутствовали:
французский комендант бригадный ге-
нерал Ганеваль, советский комендант
генерал-майор Котиков и американ-
ский комендант генерал-майор Ки-
TAHT.

Коменданты утвердили порядок. на
основании которого лицам, законно
прибывающим в город Берлин, будут
выдаваться временные продоволь-т-
венные карточки до пред’явления ими
справок о прививках против брюшчо-
	го тифа.
	„Свет
		НОВЫЕ
Книги
	БОРИС ЧИРСКОВ. «Победители».
Военная драма в четырех действиях,
десяти картинах. Государственное

издательство «Искусство». Москва—
Ленинград. 1946.
	Пьеса Бориса Чирскова «Победи-
тели» раскрывает значение победы
под Сталинградом, как «великого пе-
релома» в ходе Отечественной войны,
решающего разгрома армий врага по
плану Верховного Командования. В
пеесе показаны важнейшие этапы ста-
‘линградской битвы, подготовка и
осуществление одной из величайших
военных побед в истории человече-
	ства.
Пьеса, посвященная тем же собы-
тиям, что и сценарий Б. Чирскова к
	фильму «Великий перелом», однако.
является вполне самостоятельным и
оригинальным художественным dpo-
изведением, раскрывающим тему ве-
ликого сражения под Сталинградом
средствами театральной драматургин.
И в произведении, написанном для
театра, Б. Чирскову удалось создать
сильный, яркий, глубоко впечатля-
ющий образ сталинского полководца,
вдохновленного грандиозным по своз-
му размаху стратегическим планом
Сталина. Командующий фронтом ге-
нерал-полковник Муравьев предстает
перед нами, как замечательный пол-
ковсдец сталинской школы, вдохно-
зенный мастер тактического искус-
стваа умеющий не только учи-
тывать обстановку и  соотноше-
ние сил борющихся сторон, но и
видеть большую цель, глубокую
перспективу победы. ‘С большой
я.изненной правдой раскрыты в пьесе
основные черты, определяющие облик
полководца и облик нового совет-
ского человека, искреннего и чисто-
го в своем высоком патриотизме, в
своих взаимоотношениях с товарища-
ми и подчиненными, в своей личной
ЖИЗНИ.

Правдиво и реалистично показаны
в пьесе и образы генералов — co-
ратников Муравьева — смелого и по-
рывистого Кривенко, умного и сдер-
жанного Виноградова, талантливого
‘и благородного Пантелеева. У каж-
дого из них есть свои достоинства
и свои недостатки, которые Муравьев
отлично видит и умеет учесть в ре-
шающих обстоятельствах. Удались
автору и второстепенные персонажи
пьесы, помогающие читателю глубже
‘понять и оценить сюжетные кон-
 фликты, в которых раскрывается ос-
ROBHOM замысел — как подготовлял-
ся и был осуществлен «велихий пе-
релом» в ходе событий Отечествен-
ной войны.

Фильм «Великий перелом» знают
миллионы советских зрителей. Пье-
са Б. Чирскова принята.к постановке
на сцене лучших драматических
телтров нашей страны. В ближайшее
время премьера этой пьесы состоится
в Московском Художественном те-
атре. Тем больший интерес приобре-
тает выход ее отдельным изданием в
серии издательства «Искусство».
Пьесу «Победители» прочтет с удо-
вольствием всякий, кто интересуется
развитием советской драматургии.

В Рыжов.
	Хуложник Б. Рыбченков. У стагции
	нап Россией
	Кадр из Фильма «Свет чад Россией». В креетьянекой избе. В роли В.
Ленина артист Омского театра Н. Колесников.
	нет. Нет в ней и таких сцен — В. И.
Ленин у постели больного Ф. Э.
Дзержинского, И. В. Сталин читает
лекцию в Свердловском университе-
те ит. д.

—  Небезынтересно отметить, —
продолжает С. Юткевич, — и 10,
что в отличие от театра, кинемато-
граф дает возможность показать зри-
телю более полно и разнообразно
всё, что связано с историей кремлев-
ских курантов. Будет снята Спасская
башня Кремля, на вершине которой
установлены куранты. Одна из сцен
фильма рисует моменты ремонта ку-
рантов.

С’емки фильма «Свет чад Россией»
начались месяц назад. Выполнено уже
больше 20 процентов плана. Пред-
стоит заснять крупные натурные в
массовые сцены и среди них боль-
шой эпизод — строительство элек-
тростанции. Не менее ответственной
Оудет работа и во время монтажа. В
новом Фильме используется кинохро-
ника. Зрители увидят фрагменты из
цветной документальной картины ©
физкультурном параде. Эти эпизоды
будут включены в ту сцену, когда
матрос Рыбаков, находящийся Ha
Спасской башне Кремля, мечтает ©
будущем страны и как бы воочию
видит то, что будет на Красной пло-
щади через 20 лет.

Режиссером подобраны уже все ис-
полнители главных ролей. В pon
В. И. Ленина снимается артист Ом-
ского театра Н. Колесников. В роли
И. В. Сталина — М. Геловани. Ин-
женера Забелина играет Н. Охлоп-
ков, его дочь Машу — артистка Ху-
дожественного театра К. Иванова,
матроса Рыбакова — Н. Крючков, ча-

совщика — В. Зускин, английского
писателя — С. Ценин. В роли Ф. Э.
Дзержинского снимается артист

Марков. Оператор фильма М. Магид-
сон.
	В. Шевцов.
Полное собрание
сочинений
A. H. Toraemoz2o
	В Государственном издательстве
художественной литературы продол-
	` жЖается работа над изданием полного
	собрания сочинений А. Н. Толстого.
	На-днях вышел из печати девятый
том этого собрания. В него целиком
входит роман «Петр 1», напечатан-
ный впервые с теми исправлениями,
которые внес в текст романа сам пи-
сатель незадолго до смерти. Роман
сопровождается комментариями
А. Алпатова, где освещается  твор-
ческая история этого произведения и
публикуются отрывки из относящих-
ся к роману записных книжек и чер-
вовиков А. Н. Толстого.
	В ближайшее время выйдут УП и
УШ тома полного собрания ссчине-
ний писателя — трилогия «Хожде-
ние по мукам» и повесть «Хлеб».
	ных номеров. Большие арии, как пра-
вило, заменены в опере вокальными
монологами, где ариозное пение все
время переходит в мелодический ре-
читатив. Речитативов в опере много.
Они удачнее там, где призваны вы-
ражать оттенки лирического чувства,
И беднее, —где задачей их оказывает-
ся жанровая зарисовка или. пере-
дача типического, характерного. В
‘такие моменты речитативы Ан. Алек-
 сандрова теряют эмоциональную вы-
разительность, становятся вялыми,
«общими».

Опере нехватает широты мелоди-
ческого дыхания, выпуклых музы-
кальных образов, таких, которые
слушатель, уходя со спектакля,
уносил бы с собой, как музыкальные
символы персонажей не только с
детства любимой лермонтовской по-
вести, но и оперы Ан. Александрова.
В этом отношении рафинированность
музыкального языка Ан. Александ-
рова, «размельчив» выразительные
средства, оказали дурную услугу его
произведению. При том самый речи-
тативный стиль с его ограниченны-
ми возможностями в передаче слож-
ных психологических состояний ма-
ло соответствует  камерно-лириче-
скому жанру «Бэлы».

Оркестровая ткань в «Бэле» богата
и достаточно колоритна. Симфонизм
играет в опере весьма значительную
роль, даже чрезмерную. Он не толь-
ко обобщает частности музыкальной
драматургии, непрерывно  комменти-
рует происходящее на сцене, но, бо-
лее того, местами подменяет сцени-
ческое действие. Например, в пятой
картине оперы, в момент решающего
об’яснения, когда Бэла уже вынуж-
дена открыть свою любовь к Печо-
рину, напряженность их чувств, сме-
на этих чувств «рассказываются» в
оркестре гораздо красноречивее, не-
жели в вокальных партиях. Опять-
таки не вокальный элемент. не мело-
дия оказывается основным носителем
музыкально-драматургического нача-
ла.

Восточный колорит присутствует в
опере в спавнительно небольшой до-
зе.  Ан. Александров избегнул со-
блазна расцветить свое произведение
красочными панорамами быта горцев
(сцена  свадьбы—единственное, но
вполне уместное исключение). То,
что в «Бэле» связано с интонацион-
	время эту идею в кино осуществить
не удалось, и Погодиным была на-
писана пьеса «Кремлевские куран-
ты», поставленная на сцене МХАТ.
На ее сюжет в 1946 году Погодин
‘написал ` сценарий «Свет над Росси-
ей», который, однако, во многом
отличается от пьесы.
	В центре фильма — образы  велн-
ких людей В. И. Ленина и И. В.
Сталина. Основной же темой карти-
ны стало рождение плана электрифи-
кации России. В картине зритель уви-
дит такие эпизоды, как, например,
тот, которыйзмы сейчас снимаем, —
Ленин беседует с крестьянами. Кро-
ме того, мы уже сняли сцену разгово-
ра Ильича с известным английским
писателем. Этих эпизодов в пьесе
	В театре им. Станиславского
и Немировича-Ланчемко
	НОВЫЕ
СПЕКТАКЛИ
	НА СЕМКАХ НОВОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ФИЛЬМА
		Mi? ВОШЛИ в здание студии «Мос-
фильм» в тот момент, когда на
всех его этажах, во всех павильонах
и подсобных помещениях раздался
пронзительный звук сирены, извеща-
вший © начале с’ёмки. В одном из
павильонов услышали голос режиссе-
ра С. Юткевича, подававшего  по-
следнюю команду: «Включить мото-
ры!». Семка очередного эпизода но-
вого фильма «Свет над Россией» на-
малась.
	..Гускло освещенная крестьянская
изба. В углу видны иконы, рядом с
которыми висит портрет генерала
Скобелева на белом коне. За боль-
шим длинным столом сидят седобо-
родые старики. Сегодня у них боль-
moe событие — к ним приехал
Владимир Ильич Ленин. Он заехал в
их места поохотиться, и в избе у егеря
Ильич ведет беседу со стариками-
крестьянами, расспрашивая об их
жизни, нуждах, запросах. «В потем-
ках живем», — говорит один из них,
обращаясь к Ильичу... Свет нужен
деревне! Эта беседа с крестьянами
еще раз показывает Ленину, насколь-
ко необходима электрификация Рос-
сии.
	В полной тишине идет с’емка. Но
вот в середине беседы вновь звучнт
команда режиссера: «Стоп, спасибо!
Приготовить все для с’емок следую-
щего плана». Перевозят на другое
место аппарат, осветители перестав-
ляют световую аппаратуру, рабочие
начинают воздвигать новую стену
избы.
	Воспользовавшись небольшим пе-
рерывом, мы разговариваем с режиссе-
ром.
	— Сценарий фильма «Свет пад
Россией», — говорит лауреат Сталин-
ской премии С. Юткевич, — написан
драматургом Н. Погодиным по мо-
тивам его пьесы «Кремлевские ку-
ранты». Интересна история создания
сценария. После того, как несколько
лет назад я поставил картину «Чело-
век с ружьем», сценарий — которого
был также написан Н. Погодиным, у
нас возникла мысль создать новый
фильм о Ленине, где он предстал бы
перед зрителями как великий вождь
и мыслитель, создатель гениального
плана электрификации страны. В то
		В клубе
писателей
	ОБСУЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА
«ВОКРУГ СВЕТА»
	Журнал «Вокруг света» — одно
из старейших русских периодических
изданий. Первый номер журнала вы-
шел еще в 1861 году. Недавно был
разослан подписчикам № 11-12 за
1946 год. Эти 12 номеров «Вокруг
сБетё» и были подвергнуты обсуж-
дению на. состоявшемся на-днях со-
вещании в клубе писателей.
	«Бокруг света» — журнал моло-
дежный, популяризирующий новые
открытия, исследования, путешествия
и т. д. Донести до читателя роман-
тику географии — вот основная зада-
ча «Вокруг света». Об этом говорил
в своем вступительном слове ответ-
ственный редактор журнала И. Ино-
земцев.
	Краткий обзор 12 выпусков «Во-
круг света» сделал писатель С. Мар-
ков. отметивший, что наиболее инте-
ресным отделом журнала является
исторический. Очерки и рассказы о
русских землепроходцах и морепла-
вателях представляют несомненный
интерес. Говоря о недостатках жур-
нала, докладчик указал на то, что
статьи и очерки о наших союзных
республиках в большинстве случаев
сухи и малоинтересны. В них можно
увидеть лишь обшие положения, в то
время как надо писать о самом глав-
ном и важном в жизни той или иной
республики, края, области.
	Писатели С. Беляев, Н. Михайлов,
А. Ивич, Б. Могилевский и другие,
принимавшие участие в обсуждении,
указали на то, что в 1946 году в жур-
нале напечатан ряд аполитичных, не-
совершенных в художественном от-
ношении произведений. Говорилось и
о том, что надо больше печатать ма-
териалов, освещающих пятилетний
план восстановления и развития на-
родного хозяйства нашей страны,
нужно привлекать к работе в журна-
ле участников различных экспедиций
и делегаций, научных деятелей, пу-
тешественников, рассказывать о жиз-
ни колониальных стран, о борьбе их
вародов за свою независимость и т. д.
	Вонцерт студии
имени А. Дункан
	Студия имени Айседоры Дункан,
недавно отмечавшая 20-летие своего
существования, устраивает 13 января
в помещении театра им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко вто-
рой юбилейный концерт. В программе
— несколько балетных номеров, по-
ставленных А. Дункан. Среди них —
скерцо из седьмой симфонии Шубер-
та и шестая симфония Чайковского.
В концерте принимает участие сим-
фонический оркестр.
		К. Д. Ушинский. Н
скБульштора И. Чайксва.
	„Нейес Дейчланд“ о подготовке
конституции двух зон Германии
	нескольких центральных властей уг-
рожает затормозить работу». Но для
того, чтобы упростить управленче-
ский аппарат и сделать его более
эффективным, не нужна никакая но-
вая конституция. Ограниченная эф-
фективность управленческого аппара-
та прежде всего зависит от того, что
до сих пор нет никакого прогресса
на пути его демократизации.
	Покровителями этой новой констя-
туции, указывает далее газета, яв-
ляются служащие баварской государ-
ственной канцелярии, которая уже
дала свое заключение в чисто бавар-
ско-федералистском духе. Согласно
этому заключению, земли должны
стать не частями единой Германии, а
самостоятельными государствамн с
большим сувере#итетом.
	«Это является для Германии жиз-
ненно важным вопросом, — пишет в
заключение газета, — и все немецкие
демократы, независимо от партийной
принадлежности, должны создать в
Германии единый фронт против та-
ких реакционных предложений».
	поммюнике французского
министерства национальной
обороны
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Как передает
агентство Франс Пресс, в коммюнике
министерства национальной оборопы
сообщается, что в результате принято-
го министром решения и в связи с по-
ложением на Дальнем Востоке каж-
дый военнослужащий французских
всоруженных сил, находящихся в мет-
рополии, может быть переброшен на
этот театр военных действий.
	Omoccwdy
	хх ТРУМЭН официально назначил
бывшего сотрудника ЮНРРА Сэйра
американским представителем в Co-
вете по опеке организации Об’еди-
ненных наций, заместителя министра
финансов Гарднера — послом в Coe-
	диненное Королевство и представите-
ля штата Южная. Каролина Уиггинса
— заместителем министра финансов.

Вице-адмирал Денфельд получил
звание адмирала.

* ПО СООБЩЕНИЮ белградско-
го радио, комиссия по выработке кон-
ституции при Учредительном собра-
нии народной республики Словении
приняла единогласно проект KOHCTH-
туцни народной республики Слове-
HH.

\ 9 КАПРАЛОВ английской армии
предстали перед военным судом по
обвинению в мятеже. Суд начался 8
января в Личфилде (Стаффордшир).
Обвинение связано с инцидентом,
нмевшим место в декабре 1946 года в
Лнверпуле, когда 176 солдат покину-
ли транспорт «Эмпресс оф Скотланд»
в знак протеста против плохих усло-
вий содержания.

ж ПО СООБЩЕНИЮ газет, в свя-
зи с 29-й годовщиной основания ар-
гентинской компартии в предместье
Буэнос-Айреса были проведены мас-
совый митинг и гулянье, на которых
присутствовали 60 тысяч‘ человек —
членов компартии и сочувствующих
ей лиц.
	БЕРЛИН, 10. (ТАСС). Газета
«Нейес Дейчланд» в статье «Феде-
ральная конституция для двух зон?>
нишет:

За последнее время из Мюнхена по-
ступают сообщения, которые вызы-
вают большое беспокойство. В трех
землях американской зоны состоялись
совещания по разработке общегерман-
ской конституции. Еще до того, как
будет осуществлено хозяйственное 4
	политическое единство Германии,
южно-германские федералисты и
прежде всего баварские торопятся
	не только поставить на обсуждение
проект общегерманской конституция,
но и создать уже готовую конститу-
цию для британской и американской
зон. Эта конституция создается лишь
органами управления без участия об-
шественности и должна стать основ-
ным законом.

Эта подозрительная активность,
продолжает газета, мотивируется яко-
бы необходимым ввиду двухзональ-
ного об’единения преобразованием со-
вета земель американской зоны, так
как «одновременное существозание
	Успех советских
артистов
в Румынии
	БУХАРЕСТ, 10. (ТАОС). В Румы-
нии с огромным успехом продолжают-
ся гастроли советских артистов лау-
реата международных и союзных кон-
курсов Лизы Гилельс и заслуженной
артистки Азербайджанской ССР Кна-
рик Григорян. 27 декабря в Бухарест-
ской филармонии состоялся сольный
концерт Лизы Гилельс. Румынская
печать оценила этот концерт, как
крупное событие в музыкальной жиз-
ни румынской столицы.

Большим успехом пользуются кон-
церты Кнарик Григорян. Румынская
публика восторженно встретила вны-
ступление советской артистки ча
сцене румынской оперы, где она ис-
полнила роль Татьяны в опере Чай-
ковского «Евгений Онегин».
	Забастовка
транспортных рабочих
в Лондоне
	ЛОНДОН, Ш. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, вчера мини-
стерство труда опубликовало заявле-
ние относительно забастовки лондон-
ских транспортных рабочих, которая
угрожает продовольственному  снаб-
жению столицы. Министерство труда
настаивает на возвращении рабочих
на работу.

Бастуют уже 13 тысяч транспорт-
ных рабочих. Забастовка продолжает
расширяться. Вечером ‘8 января рабо-
чие решили продолжать ее до тех
пор, пока не будет достигнуто удов-
летворительное соглашение oTHOCH-
тельно улучшения условий труда.
		В середине января в музыкальном
театре им. К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко состоит-
ся премьера нового балета лауреата
Сталинской премии Б. Асафьева
«Франческа да Римини».
	Стремление к счастью, жизни, не-
нависть ко всему уродливому и
темному, что калечит человеческую
личность и мешает ее развитию, —
таковы мысли, положенные компо-
зитором в основу музыки этого ба-
лета.
	Спектакль поставлен заслуженным
деятелем искусств Н. Холфиным,
оформление художника Б. Волкова,
дирижер В. Эдельман. Основные
партии исполняют: лауреат Сталин-
ской премии заслуженная артистка
РСФСР М. Сорокина (Франческа),
С. Павлов (Паоло), Л. Якунина (Сме-
ральдина), О. Чичинадзе (Альфио),
А. Клейн (Джотто).

Начались репетиции оперы В. Эн-
ке «Любовь Яровая>х по одчоимен-
ной пьесе К. Тренева, в постановке
заслуженного деятеля искусств
П. Маркова и заслуженного артиста
БССР П. Златогороза. Дирижер —
лауреат Сталинской премии народ-
ный артист СССР С. Самосуд.
	Композитор Д. Кабалевский сов-
местно с театром работает над опе-
рой «Непокоренные» по повестн
Б. Горбатова (либретто С. Ценина).
	В нынешнем году театр покажет
также балет «Берег счастья» («Ар-
тек») А. Спадавеккиа в постановке
лауреата Сталинской премии
В. Бурмейстера, дирижер В. Эдель-
ман:

Театр возобновит и несколько
прежних своих спектаклей. Первой
возобиовляется опера С. Василенко
«Суворов». В дальнейшем намечено
возобновить «Периколу» Оффенбаха
и «Бал-маскарад» Верди.
	„оЭЛА“
	СПЕКТАКЛЬ ФИЛИАЛА
БОЛЬШОГО ТЕАТРА
		> >
		ской фабулой: впервые встречается
с Бэлой на свадьбе ее сестры, по-
хищает Бэлу, помогает  Азамату
увести казбичевского Карагеза, до-
	бившись любви Бэлы и охладев к
	своей пленнице, отправляется OX0-
титься на кабана, находится около
Бэлы в последние минуты ее корот-
кой жизни. Но тот ли это Печорин,
которого мы знаем по Лермонтову?
Музыка мало помогает слушателю
распознать в Печорине одно из клас-
сических для русского искусства во-
площений образа «лишнего челове-
ка», исторически сложившегося и в
русской литературе и в русской дей-
ствительности Х[Х вежа.
	Композитор имел право по-своему
истолковать образ Печорина. Он мог
бы, отодвинув на второй план бай-
ронические черты характера «героя
нашего времени», показать его как
неверного, внезапно вспыхивающего
и столь же быстро гаснущего воз-
любленного или даже просто как
коварного соблазнителя. «Перетол-
кован» ли Печорин в опере? Пожа-
луй, что и нет. Он попрежнему тя-
готится внутренней пустотой, его
душа испорчена «приманками стра-
стей», по его собственным словам,
он «достоин сожаленья». Но музыка
говорит обо всем этом в лучшем
случае только намеками. Оба глав-
ных монолога Печорина—автохарак-
теристики—недостаточно ярки. Слу:
шатель узнает о водовороте роко-
вых романтических страстей, бушую-
щих в сердце Печорина, больше от
либретиста, чем от композитора.
Усилиями артиста Г. Ф. Большако-
ва—хорошего певца, с точки зрения
вокальной выразительности, не очень
	разнообразного, однако, создавшего
рельефный рисунок роли, Печорин
запоминается в спектакле филиала
	Болышого театра. Но как хотелось
бы, чтобы по крайней мере так же
запоминалась музыка его партии.
	Остальные персонажи оперы очер-
чены совсем бегло. Это, видимо,
сделано сознательно: конфликт меж-
ду Азаматом и Казбичем, похищение
Карагеза ни на минуту не должны
засло ять историю Бэлы и Пезори-
на. М все-таки Максим Максимыч
(зртист С. А. Красовский) заслужи-
вал более теплого к себе отношечия
со стороны композитора. Он больше
	чем «фон» в опере. Музыка могла
бы передать. душевное обаяние, сер-
дечную доброту этого простого и
милого человека, тем более, что пар-
тия его не так уж мала. Для Каз-
бича (артист П. Г. Лисициан) и
Азамата (артист Н. В. Синицын)
следовало бы найти интонации по-
характернее. Даже оставаясь в жан-
ре чистой лирической оперы, воз-
можно было бы не побояться не-
скольких ярких жанровых штрихов.

Есть здесь и явный драматурги-
ческий промах. Музыкальный центр
партии Казбича — рассказ о Кара-
гезе и песня «Много красавиц», ко-
торой он отвечает на просьбу Азамата
отдать ему Карагеза за Бэлу. Силь-
нейший же драматический — эпизод,
когда Казбич лишается любимого ко-
ня, слабо отражен в его партии. А
ведь какие чувства клокочут в этот
момент в душе Казбича: отчаяние,
ярость, ненависть к пПохитителю,
жажда мести! Какой это благодар-
нейший материал для арии! Это бы-
ла бы одна из кульминаций оперы,
и напрасно композитор упустил та-
кую возможность.
	Но, впрочем, в опере нет и дру-
гой, куда более существенной, куль-
минации. В конце пятой картины,
после страстных признаний Печори-
на, после того, как он об’являет Бэ-
ле о своем намерении покинуть ее
навсегда, и девушка, осознав, что
она не может жить без него, падает
в его об’ятия,—как раз в это самое
мгновение композитор  задергивает
занавес, хотя, казалось, — именно
здесь должен начаться кульминаци-
онный дуэт. Неужели же Ан. Алек-
сандров испугался мнимой «TpHBH-
альности» такого приема? Или, мо-
жет быть, здесь модернистическая
привязанность к «недосказанному»
восторжествовала над требованиями
сценической естественности?
	Отсутствие таких кульминаций в
соединении с замедленностью темпов
большей части вокальных партий
(едва ли не все «быстрые темпы»—
в оркестре) придает опере известную
	однокрасочность.
К недочетам оперы относится и
растянутость либоетто (автор
	Ю. Стремин): 4 действия и 7 картин
для такой оперы, как «Бэла», слиш-
ком много. Отказываясь от пункту-
	ным строем музыки народов Кавка-
за, в плане преемственности, застав-
ляет вспомнить скорее всего о ба-
лакиревском «ориентализме». Нет в
опере и «пейзажности», хотя дать
слушателю возможность почувство-
вать через музыку суровую и ди-
кую красоту Кавказа именно в та-
кой опере, как «Бэла», было бы
весьма уместно.

Жертвуя внешними «аксессуарны-
ми» эффектами, Ан. Александров все
внимание устремил к раскрытию ду-
шевного мира своих героев, точнее,
героини своей оперы — Бэлы. Лири-
ческие черты натуры Бэлы, ее
женственную  пугливость, а затем
нежную страсть, ее целомудренное
обаяние, ее грацию «горной серны»
композитор обрисовал любовно и
тонко, проявив подлинную  худо-
жественную чуткость.
	Монолог Бэлы на фоне чудесно
изображенного в оркестре журчания
ручья, ее трогательная песня в чет-
вертой картине, ее предсмертная
ария-монолог—все это создает вле-
кущий к себе образ, все это и вы-
разительно и очень искренне. Это
лучшие страницы оперы. Отличное
исполнение артистки Н. Д. Шпиллер
также подчеркивает лирический и
лирико-драматический элементы в
партии Бэлы. То, что явилось твор-
ческой удачей композитора, больше
всего удалось и певице. В создан-
ный Н. Д. Шоиллер образ Бэлы ве-
ришь, несмотря на то, что сцениче-
ские данные артистки не очень со-
ответствуют обычным  представле-
ниям 0б облике лермонтовской ге-
роини. Бэла портретизирована не-
сколько односторонне. Вспомним ха-
рактеризующие ее замечания, кото-
рые Лермонтов, как бы вскользь,
вплетает в рассказ Максима Мак-
симыча: она «гордо отталкивала по-
дарки», ее глаза «сверкали, будто
два угля»... Музыка оперы мало по-
`казывает эту свободолюбивую гор-
	дость, этот глубоко запрятанный
внутрь сердечный жар прекрасной
черкешенки.

Весьма — обеднен мизыкальный
	’портрет Печорина. Опера «Бэла» He
выдержала бы наименования «Герой
‚ нашего времени». Печорин поет во
 всех семи картинах. Он действует
‘в полном соответствии с лермонтов-
	ального следования лермонтовскому
тексту, надо было, скажем, слить
первые две картины. (Свадьба и на
фоне ее встреча героев, разговор
Казбича с Азаматом, ссора их —
это создало бы необходимую много-
планность действия, сочетание лири-
ческого, драматического и жанрово-
го элементов открыло бы возможно-
сти для сложных и разнопланных
ансамблей, сделало бы развитие бо-
лее живым и компактным. Нетрудно
и, думается, целесообразно было бы
поискать путей для слияния послед-
них двух картин.

Спектакль филиала Большого те-
атра (постановщик Б. А. Покров-
ский) сделан добросовестно и тща-
тельно, но не ярко. Например в сцене
свадьбы можно было бы ждать
большей режиссерской изобретатель-
ности. Сцена недостаточна красочна.
Мало удачен и эпизод в кар-
тине, где Н. Д. Шпиллер с ее
подчеркнуто европейским обликом
танцует горскую пляску. В этом
месте постановщик должен был бы
придумать какой-то «заменяющий
эквивалент». Явной ошибкой поста-
новщика является образ духанщицы
{артистка А. В. Щербакова). Это не
хитрая, прижившаяся при русской
крепости бабенка, а какая-то рабыня
Из экзотического балета. К тому
же и поет она маловыразительно и
небезупречно в интонационном от-
ношении.

Очень хорошее впечатление остав-
ляют солисты-танцоры в первой кар-
тине (невеста-А. Г. Джалилова и
жених—Г. К. Тарабанов). Блестящи
декорации, сделанные В. В. Дмитрие-
вым. Его горные пейзажи написаны
в одной манере, но очень разно-
образны и в известной мере воспол-
няют недостаток пейзажности музы-
ки «Бэлы».
	Дирижер К. П. Кондрашин, види-
мо, много поработал над оперой.
Она звучит Под его управлением
стройно и слаженно. Оркестр, столь
существенный в опере Ан. Алексан-
дрова, выразителен и ‘ритмически че-
	ток. Однако же звучности его Me-
стами представляются несколько
преувеличенными.
	Д. Рабинович.
	РЕДИ неиспользованных еще

композиторами произведений рус-
ской классической литературы труд-
но найти более подходящий для
оперы сюжет, чем «Бэла» Лермонто-
ва. Общая поэтическая атмосфера
повести, пленительный центральный
женский образ и противопоставлен-
ный ему сильный и сложный мужской
характер, сильные страсти, психоло-
гическая напряженность сюжета и
его драматическая развязка, окруже-
ние — люди, природа, — колоритное
и открывающее широкие просторы
для воображения художника, — как
благоприятствует все это созданию
оперы, и притом лирической.

Автор оперы «Бэла»  компози-
тор Ан. Александров пошел именно
по этому пути. Он уклонился от за-
манчивой перспективы «осложнения»
сюжета социальными мотивами и
строго ограничил себя рамками лер-
монтовского повествования. Он на-
писал оперу не только лирическую,
но и камерную: Бэла и Печорин —
два основных персонажа, Максим
Максимыч—как бы аккомпанирую-
щая фигура, Азамат и Казбич, дан-
ные почти эпизодически, всего две
сцены с участием хора: первая кар-
тина с черкесскими песнями и пляс-
ками и начало седьмой—превосход-
ная русская солдатская песня. Ка-
мерность отражена и в общем стиле
музыки, очень типичной для творче-
ства Ан. Александрова, в истоках
своих восходящей к умеренно MO-
дернистическим течениям в русском
музыкальном искусстве первых де-
сятилетий века, отмеченной ‚серьез-
ностью мысли, высокой культурой,
благородством вкуса, гармонической
и мелодической изысканностью.

Эти несомненные достоинства му-
зыки Ан. Александрова ослабляются,
однако, серьезными дефектами про-
изведения, именно, как оперы.

Ан. Александров избегает в «Бэ-
ле» традиционных законченных опер-