_ RECTOR reese ee
	НОВЫЕ
книги
	БОРИС ЛЕВИН. ИЗБРАННОЕ.
Изд. «Советский писатель», 1946 г.
Стр. 356. Цена 14 руб.

Издательство «Советский писатель»
осуществляет весьма благородное и
полезное дело — издание избранных
произведений советских писателей,
погибших на фронтах Отечественной
войны. Одной из первых издательство
выпустило книгу избранных произве-
дений Бориса Левина.
	В повести «На Врангеля», К сожа-
лению, не вошедшей в данный сбор-
	ник, Борис Левин нарисовал образ.
	молодого лектора, прозванного крас-
ноармейцами «Робинзон Крузо». ЛЕк-
	тор горячо верил в чудесное будущее
нашей Родины и со всей силой своей
	пламенной мечты рассказывал бой-
цам, как замечательна, как прекрасна
будет жизнь человечества при ком-
мунизме. Бойцы любили слушать лек-
тора. В бою лектор показал себя
подлинным героем, и, оплакивая по-
гибшего товарища, бойцы — поняли,
какая прекрасная и мужественная ду-
ша жила в этом чудаковатом ча пер-
вый взгляд человеке. Такая душа бы-
ла и у самого Бориса Левина. Об этом
хорошо и тепло рассказывает в пре-
дисловии Анна Караваева, рисуя жиз-
ненный и творческий путь погибшего
писателя.

В сборник вошли роман «Юноша»
и четыре рассказа. Роман «Юноша»
— крупнейшее яроизведение Б. Ле-
вина. Герон романа — юноша Минта
Колче и девушка Нина. Самовлюб”
ленный честолюбец. любящий славу,
	власть, равнодушный к людям, даже
	к ближайшим друзьям, Миша мечтает
только о том, чтобы стать выше то-
варищей, «затмить» их, прославиться
только самому, ‘стать самым главным.
И рядом с ним Нина — смелая, чест-
ная, чистая, ищущая девушка, все
мысли и стремления которой направ-
лены к общественной жизни. Нина
идет на фронт, вступает там в пар-
тию, растет, превращается в крепкую,
мужественную, закаленную женщину.
Она живет с народом и для народа.
Столкновением этих двух характеров
писатель-коммунист разрешает про’
блему молодости, говорит о том, что
дело не только и не столько в возра-
стной молодости, сколько в молодо-
сти социальной, молодости класса,
продолжительность которой зависит
от самого человека и среды, его ок?
ружающей. И вполне закономерно и
правильно, что Нина полюбила не
Мишу Колче, по существу старика,
мысли которого отравлены старым
миром, а его дядю,  сорокалетнего
Александра Петровича, по-настояще-
му молодого, несмотря на свои лета,
прошедшего прекрасную школу рево-
люциоЕНОой борьбы, жизнь котерого
деятельна, радостна и ясна, ибо она
связана с коллективом, с народом.
	Сборник избранных произведений
Бориса Левина — книга нужная и
полезная.

Сергей Иванов.
	ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ
B HATAEBA
		УЧЕНЫЙ-—!
	мической технологии. В 1946 году
прочитано больше 70 докладов на
заводах столицы.
	Особой популярностью пользуется
университет имени академика Зелин-
ского, где свыше 150 человек гото-
вятся к защите диссертаций по раз-
личным отраслям химии и химиче-
ской технологии. Диссертантами яв-
ляются, главным образом, работники
заводов, — научно-исследовательских
институтов и вузов Москвы. ‘

Интересные научные работы прове-
дены под руководством академика
Наметкина по синтезу веществ, спо-
собствующих быстрому росту расте-
ний. Синтезировано несколько новых
веществ, которые в 1947 году Зудут
	получены в полупроизводственном
масштабе. :

> *
	Завтра в Доме ученых состоится
заседание, посвященное 40-летию со
дня смерти Д. И. Менделеева, со-
званное Академией наук СССР ин
Всесоюзным химическим обществом.
После вступительного слова  прези-
дента общества академика Дубинина
с докладом «Творческий путь’ Д. И.
Менделеева» выступит академик Ар-
бузов. Тема доклада академика Лан-
дау — «Периодическая система эле-
ментов в современной физике».
		хах гидравлического способа добычи
торфа, советовал делегатам -с’езда
«...Посмотреть  кинематографическое
изображение работ по добыванию
торфа». Этот учебный фильм, о ко-
тором говорил Ильич, был снят
Ю. Желябужским. Он показал кар-
тину В. И. Ленину в Кремле.

Много десятков различных научно-
пойулярных картин заснял затем
Ю. Желябужский. И вот сейчас мы
	видим его- 75-й фильм «Живопись
И. Е. Репина». В основе сюжета
(консультанты — И. — Грабарь и
	Н. Машковцев) лежит история созда-
ния полотна «Запорожцы», которое
художник писал 13 лет. Фильм рас-
сказывает о поездках Репина на Ук-
ргину в места бывшей Запорожской
сечи и на Кубань, где жили потомки
запорожцев, Здесь художник  соби-
рал необходимый ему иконографиче-
ский материал. На экране проходят
люди, послужившие прообразами. для
пергонажей картины, — генерал Дра-
гомиров, бас Стравинский, украинский
историк Иварницкий... ‘Одновременно
в фильме показываются полотна, кэ-
торые создавал художник в годы ра-
боты над «Запорожцами»: «Царевна
Софья», «Иван Грозный и сын его
Иван». «Крестный ход в Курской
губернии», «Проводы нозобранца» и
многие другие. Цветная пленка от-
лично передает мастерство и красоту
творений великого художника.
	В ближайшее время Ю. Желябуж-
ский приступит к с’емкам фильма о
другом замечательном русском хХу-
дожнике — вВ. Сурикове,
	В. Шевнов.
	РУССКИЙ
	К 40-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
			3 ABIPA страна отмечает 49-летие
со дня смерти великого русского
ученого Дмитрия Ивановича Менде-
леева. Почти 80 лет Русское химиче-
ское общество—ныне Всесоюзное хи-
мическое общество—связано. с име-
нем творца периодической системы
элементов. }

Президент общества академик Ду-
бинин в беседе c корреспондентом
«Вечерней Москвы» сказал:

— Первое заседание общества (18
ноября 1868 г) состоялось под пред-
седательством Д. И. Менделеева.
Исторический доклад об открытии
	гериодического закона элементов
i. И. Менделеев сделал впервые в
Русском химическом обществе 18
	марта 1869 года. Пачиная с 1885 го-
ла, Менделеев в течение шести лет
был презилентом общества.

Первый сезд русских химиков со:
стоялся в 1907 году, и с тех пор «Мен-
делеевские с’езды» стали традицион-
кыми в нашей стране. В настоящее
зремя Всесоюзное химическое обще-
ство готовится к 8-му Менлелеев-
скому с’езлу. Он обсудит вопросы,
связанные с послевоенным развитием
химии, химической технологии, ис-
пользованием достижений химической
науки в народном хозяйстве.

Общество в настоящее время об`-
елиняет свыше 5.000 химиков, насчи-
	ве
НА ВЫБОРЫ!
	ИЗДАТЕЛЬСТВА «ИСКУССТВО»
	«За кандидатов блока коммунистов
и беспартийных! За братский союз и
нерушимую дружбу народов СССР!»
— такова подпись под одним из кра-
сочных плакатов, выпущенных‘ изда-
тельством «Искусство» к выборам в
Верховные Советы союзных  респуб-
лик. На фоне алых знамен рельефно
выделяются три знаменательные да-
ты — 9, 14 и 16 февраля — дни,
когда братские народы Советского
Союза, символически изображенные
на плакате, пойдут голосовать за сво-
их кандидатов. Художнику М. Несте-
ровой удалось ярко раскрыть чераз-
рызную дружбу народов Советского.
государства, созданного В. И.
Лениным и И. В. Сталиным, чьи порт-
реты являются центром всей компо-
зиции плаката.

В дни предвыборной кампании из-
дательство «Искусство» выпустило
44 красочных агитационных плаката
и 33 плаката-портрета кандидатов В
депутаты Верховных Советов  союз-
ных республик. Общий тираж этих
произведений достигает почти 6 мил-
лионов экземпляров. Свыше 20 пла-
катов издано для союзных республик
с текстами на русском и национзль-
вых языках.
	Центральное место среди ’предвы-
борных плакатов занимают работы. в
которых запечатлен образ творца на-
шей Конституции, первого всенарод’.
ного кандидата — И. В. Сталина.
Таковы изданные миллионным , тира:
жом акварельный портрет И. В.
Сталина, принадлежащий кисти ху-
дожнихов Н. Денисова и В. Правли-
на, и фотомонтажные плакаты с пор-
третами И. В. Сталина, созданные
В. Коренким. Б. Мухиным, И. Шаги-
ным и А. Дружковым: Е

Разнообразны темы предвыборных
плакатов. Вот плакат художника
В. Иванова «Слава русскому наро-
у — народу-богатырю, народу-сози-
дателю!». Одухотворенное лицо мо-
лсдого рабочего, держащего в руках
план новых строек, олицетзоряет CO-
бой наше сегодня, полное героиче-
ского труда. Орден  Отечествен-
ной войны, ‘сверкающий на груди
рабочего. и стоящий за’ его спиной
силуэт древнерусского богатыря го-
верят о том, что еще недавно юнс-
ша защищал свою Родину от фаши-
стских захватчиков.
`Запоминается серия плакатов, 06-
ращенных к’ колхозному крествянст
ву, работы художников А. Чернова,
В. Иванова и Г. Шубиной. О несокру-
шимости Советской Армии и бое-
вом содружестве всех родов ее ору-
жия говорят плакаты художников
В. Говоркова и В. Корецкого.

Интересны плакаты Л. Голованова,
П. Голубя, А. Кокорекина, В. Лива-
нова, В. ‘Климашина, В. Правдина,
И. Тоидзе и других художников, на-
писанные для братских республик.

Все эти плакаты ‘украшают в пред-
выборные дни. улицы городов и с®-
лений советской страны.
	В МОСКОВСКИХ
ТЕАТРАХ
	ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ
РАБОТЫ 1946 ГОДА
	В большинстве театров Управле-
ния по делам искусств Мобгориспол-
кома в течение последних дней со-
стоялись собрания актива. Художе-
ственные руководители и директора
сделали сообщения об итогах произ-
водственной и творческой деятельно-
сти театров за 1946 год.

Выступавшие на собраниях  Под-
робно говорили о TOM, как театры
перестраивают свой репертуар после
тюстановления ЦК ВКП(б), расска-
зывали о работе с драматургами, о
ксзых советских пьесах, которые бу-
дут показаны в текущем году,
участии ведущих актеров и режис-
серов в готовящихся спектаклях.

Итоги . производственной и твор-
ческой работы за 1946 год обсудит
также общегородское собрание ак-
тива московских театров, созывае-
мое в ближайшие дни Управлением
по делам искусств Мосгорисполкома.
	Репертуар
самодеятельных
кружков
	Всесоюзный дом народного твор-
чества им. Н. К. Крупской вместе с
Московским областиым домом народ”
ного творчества выпустил два репер-
туарных листка с материалами для
художественной самодеятельности.

Первый листок содержит стихи
Н. Тихонова, С. Шипачева, П. Бров-
ки и др., песню Дм. Покрасса и од-
ноактную пьесу К. Фина «Девчонка».
Во втором напечатаны стихотворение
В. Лебедева-Кумача «Молодой изби”
ратель», стихи С. Васильева, С. Кир-
санова, Н. Рыленкова и одноактная
пьеса Я. Апушкина «Солдатская
клятва».
	тывает 54 отделения в разных горс-
дах СССР. В Центральный  сбвет
общества входят 60 вилнейщих уче-
ных и инженеров — химиков. Новый
сталинский пятилетнай план — бое-
вая программа для советских хними-
ков. которые должны внести свой
вклад в дело дальнейшего развития
науки’ и народного хозяйства.
	В ближайшие дни заканчивается
ковкурс на лучшие научные работы
по химии и химической технологии
за 1946 год. Рассматривается около
60 трудов. Большие задачи стоят пе:
ред нами также в области подготов-
ки химиков в высшей и средней шко-
лах. р

Важную роль-в развитии химиче-
ской науки и техники играет ~ Mo-
сковское отделение общества. В нем
насчитывается больше 1.500 членов.
Различные секции отделения возгла-
вляют видные ученые бтраны, в том
числе академики Черняев и _Родио-
нов. В секциях ставятся доклады о
современных проблемах химии и хи-
	„ЮИВОПИСЬ И.
	В Московской студии научно-попу-
лярных фильмов закончена работа
над короткометражной цветной кар-
тиной «Живопись И. Е. Репина» —
первой кинолентой из серии фильмов
о творчестве крупнейших русских ху-
дожников. Режиссер и оператор —
профессор Ю. Желябужский.

...30 лет назад, в конце марта 1917
года, 14 операторов снимали Массо-
вую демонстрацию трудящихся Mo-
сквы. Среди снимавших был мололой
оператор Ю. Желябужский, неза-
долго до того окончивший корабле-
строительный факультет Петербург-
ского политехнического института, но
увлекшийся кинёматографией.

Первые два года он работал опе-
ратором, а в конце 4918 года дебю-
тировал как режиссер, выпустив лет-
ские картины «Девочка со спичкой»
и «Новое платье короля» (по Андер-
сену). /

Так началась творческая работа
Ю. Желябужского в кино. За 29 лет
им поставлено и снято 12 докумен-
тальных и 28 художественных фаль-
мов, в ТОМ числе такие популярные,
как «Поликушка» (первый фильм ©
участием И. М. Москвина), «Папи-
’росница от Моссельпрома», «Кол-
лежский регистратор», «В город вхо-
дить нельзя» и другие.

Кроме того, Ю. Желябужский —
пионер советского научно-популярно-
го и учебного кино. В 1919 году он
снимал строительство  Шатурской
электростанции и сделал затем на
эту тему учебный фильм. В докладе
ва УШ Всероссийском с’езде советов
В. И. Ленин, говоря © топливной про-
мышленности, и в частвости об успе-
	Вчера в Большом зале Московской
государственной консерватории име-
ни Чайковского о
симфонический оркестр Cosa CCP
под управлением дирижера А. Ста-
севича в первый раз исполнил Третью
симфонию композитора Гавриила
Попова. ‘Кроме того, были исполке-
ны 2-й концерт для ‘фортепиано
© оркестром С. Рахманинова и
танцы из балета «Гаянэ» А. Хачату-
	«ИСТОРИЧЕСКИЕ
КОНПЕРТЬЬ
	В МАЛОМ ЗАЛЕ”
КОНСЕРВАТОРИИ.
		Чехословакия. Братислаза. У вдания
	городского театра:
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	К 800-летию Москвы Дулевекий ‘pap-
форовый завод готовит художествен-
но оформленные Фарфоровые изде-
лия © видами столичь, портретами
ученых и знаменитых русских пол-
	коволцев. Роспись фарфоровых из-
делий выполняет художник В. Мы-
сягин, неоднократно участвовавший
на междукародных выставках. НА
СНИМКЕ: В. Мысягин  раснисывает
юбилейные вазы.
			Успехи профсоюзного движения
в Румынии -
	правительства 11. 1роза и делает
все для дальнейшего укрепления
единого фронта.

БУХАРЕСТ, 1. (ТАСС). В связи
со второй годовшиной румынской
Генеральной конфедерации труда
(ГКТ) в выпущенном конфелераци-
ей манифесте говорится, чтс проф-
союзами проведена большая работа
по улучшению материального поло-
жения труляшихся, по повышению
их культурного уровня. Многого до-
стигла конфедерация в области по-
вышения производительности труда,
введения системы коллективных ра-
бочих договоров. ‘разработки HOBO-
го устава государственных служа-
щих, организации рабочих столовых,
кооперативов и т. д. По инициативе
конфедерации на предприятиях ор-
ганизовано выше 600 профсоюзных
школ, уже выпустивших 20.000 спе-
пиалистов. 9.300 библиотек, распола-
	гаюших 600.000 TOMaMH, создано
300 рабочих xopos,. 200 оркестров,
500 театральных кружков. издано
	460.000 экземпляров книг и брошюр,
организованы сотни школ по лик-
видации неграмотности среди трудя-
нтихся и т. п.
	комментируя на пресс-конференции
огромное возмущение польской об-
щественности по поводу  гнусного
убийства группой, гимназистов, являв-
шихся членами подпольной террори-
стической организации, члена моло-
дежной организации «Звензка валь-
ки млодых» («Союз борьбы моло-
дых») Яна  Стаховяка, отметил
странную позицию, занятую в
этом вопросе органом партии Мико-
лайчика «Газета людова», Грош ука-
зал, что эта газета в течение 7 дней
замалчивала преступление, а затем
опубликовала статью, в которой
фактически взяла под защиту пре-
ступников. В числе главных оправ-
	дательных «аргументов» газета ‘вы-
двигает молодость преступников,
указывая при этом. что мололые
	люди, добиваясь своих «прекрасных

целей», He всегда _ считаются со
средствами.

Этой статьей, ‘заявил Грош, «Газе-
та людова» полностью демаскирует
себя, как защитницу реакционного
подполья и как ярого врага поль-
ской демократии.
		BYXAPECT, 1. (TACC). To coos-
щению газеты «Скынтейи», 30 ян-
варя в театре железводорожников
«Джиулешть» в присутствии премь-
а д-ра П.: Гроза и руководства
состоялось торжественное заседание.
посвященное второй годовщине со
  AWA основания Генеральной конфе-
дерации. С большой речью о проф-
`‘союзном движении в Румынии вы-
‘ступил председатель Тенеральной
‚ конфедерации труда Апостол. От-
метив, что в прошлом трудящиеся
ава были лишены  элементар-
ных гражданских прав и профсоюз-
  ных - свобод и что число организо-
  ванных в профсоюзы граждан ни-
	РИ  HEeCKOJEKHX
` десятков тысяч, Апостол сообщил,
‘что ныне профсоюзы  об’единяют
	‚свыше 1,5 миллиона членов. Проф-
‘союзы стали важнейшим фактором
 B деле реконструкции страны и
‘укрепления демократии.

Апостол указал, что конфедерация
неустанно мобилизует все категории
трудящихся на борьбу за нод’ем
производительности труда, сплачи-
вает массы вокруг демократического
	ВАРШАВА, 1. (ТАСС). Варшавское
радио передает, что в Познани воен-
ный районный суд рассмотрел дело
виновников убийства члена «Союза
борьбы молодых» гимназиста Яна
Стаховяка группой его соучеников.
состоявших в подпольной террористи-
ческой организации. Военный район
ный суд приговорил двух непосред-
ственных убийц и организатора этого
злодеяния к смертной казни. Четвер-
того подсудимого — руководителя
подпольной ученической организацин
— суд приговорил к пожизненному
тюремному заключению.

Студенчество и ректор Познаньско-
го университета опубликовали в свя-
зи с убийством Стаховяка  обраще-
ние, в котором клеймят преступную
деятельность подпольных организа-
ций и полностью присоединяются ко
всем общественным и культурным ор-
ганизациям в выражении возмущения
против этого неслыханного злодея-
HHA.

ВАРШАВА, 31. (ТАСС). Директор
лепартамента печати министерства
иностранных дел Польши Грош,
	Письмо в «Спектейтор»
по поводу заявления
герцогини Атолльской
	ЛОНДОН, 31. (ТАСС). Журнал
«Слектейтор» публикует письмо поль-
ской студентки, в котором выражает-
ся мнение группы студентов Лодзин-
ского университета о письме англий-
сксй герцогини Атолльской, которая
оправдывала деятельность террори-
стического подполья в Польше. Сту-
дентка пишет:
	«Герцогиня Атолльская, которая
никогда не бывала в Польше и не
имеет ни малейшего представления о
том, что происходит в нашей стране,
пытается защищать подпольную поль-
скую армию против польской поли-
ции. Мы, поляки, слышали, что
англичане любят мир и законность.
Что бы вы стали делать в Англии,
если бы там возникла английская
подпольная армия, которая убивала
бы людей в их домах, на дорогах, в
поездах? Стали бы вы питать сочув-
ствие к армии, набранной из шпионов
и самых обыкновенных фашистов?
Стали бы вы питать сочувствие к
армии, которая терроризирует много
деревень и каждый день убивает офи-
циальных лиц, рабочих, евреев, чле-
нов демократических партий, делая
это самым ‚обычным путем, подобно
эсэсовцам? Мы, студенты, не можем
отправиться на Рожлество в горы из-
за той опасности, которую представ-
ляют собой эти банды. Герцогиня
Атолльская является членом Британ-
ской лиги свободной Европы. Не яв-
ляется ли это шуткой?». /
	Мятеж среди
голландских солдат
морской пехоты
	ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер из Гааги, на
голландском судне «Бойссевейн», на-
правляющемся в Индонезию, 200
солдат морской пехоты подняли мя-
тек.
	Канадский журналист
о фашистской организации
в Канаде
	ОТТАВА, 31. (ТАСС). Известный
канадский журналист и радиокоммен-
татор Филпот поместил в газете «Си-
тизен» статью, в которой сообщает о
фашистской организации, существую-
щей в провинции Квебек. В начале
второй мировой войны эта организа-
ция финансировалась немецкими фа-
шистами. Главари организации до сих
пор остались безнаказанными, а ее
агенты окопались в так называемой
партии социального доверия, квебек-
ское отделение которой известно под
названием «Юнион дез Электер».
	Приговор фашистским
террористам в Польше
	 РЕПЕРТУЕРЕ ТЕАТРОВ
ППЕРЫ И БАЛЕТА
	В КОМИТЕТЕ НО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ
МИНИСТРОВ СССР
Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР отметил, что
репертуар театров оперы и балета на-
ходится в неудовлетворительном со-
стоянии. 1

— За ‘последние несколько лет, —
говорится в приказе, — работа теат-
ров по созданию нового советского
оперного и балетного репертуара рез-
ко ‹ократилась. Оперные театры не
привлекают композиторов и. либрет-
тистов. Ряд ковых советских опер и
балетов не удержался. в репертуаре.

В Большом театре за пять лет по-
ставлена только одна опера совет-
ского ‘композитора на современную
тему — «В огне» Д., Кабалевского,
быстро сошедшая с репертуара. В ре-
пертуаре тватра:им, Станиславского
и Немировича-Данченко совершенно
нет опер советских композиторов.

Немногим лучше. положение и с с0-
ветским балетным репертуаром. От-
дельные удачны постановки новых
произведений, далеких от современ-
ности по своему ‘содержанию, не
решают проблемы создания совет-
ского балетного. спектакля.

Театры крайне медленно готовят
спектакли, в результате сокращается
количество новых постановок.

Для коренной перестройки работы
музыкальных театров и скорейшего
создания полноценных оперных и ба-
летных спектаклей на современные
советские темы Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
прелложил ‘провести ряд мероприя-
тий. - -

Театры оперы и балета в нынешнем
году должны показать как минимум
сдин оперный и один балетный спек-
такль на советские темы, а в даль“
кейшем ежегодно. ставить не мень-
ные двух современных оперных спек-
таклей и одного балета.
	В лвенадцати театрах оперы и 0а-
	лета создаются комиссии по реперту-
ару в составе ведущих творческих
работников.

Главному управлению театров пред-
ложено организовать обсуждение но-
вых произведений с участием круп-
нейших ‘деятелей музыкально-теат-
рального искусства.

В 1947 году решено провести кон-
курс ‘на сценарный план ‘либретто
оперы и балета на современпую со-
ветскую тему.
	Государствен-
ный институт те-
атрального искус-
ства им. Луначар-
“ского готовит ар-
тистов и режис-
серов для русских
и национальных
театров нашей
страны. При ак-
терском факульте-
те. института ра-
ботают чувашская,
‘мордовская. и та-
тарская националь-
ные студии. HA
СНИМКЕ: худо-
жественный руко-
водитель ГИТИС’ а
и чувашской сту-
дии народный ар-
тист СССР М. М.
Тарханов (в цент-
ре) беседует со
студентами — 6y-
дущими актерами
чувашекого те-
атра.
	: Фото
93м. БРАИЛОВСКОГО.
	75-й фильм режиссера-оператора
	Третья симфония Попова
	НА ТВОРЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ
В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ
	Вчера литературная общественность
столицы отмечала 50-летие видного
советского писателя, кандидата в де-
путаты Верховного Совета РСФСР,
лауреата Сталинской премии В. TI.
Катаева. Его книги, изданные общим
тиражом в шесть с половиной мил-
лионов экземпляров на 34 языках на-
родов СССР, пользуются большой
популярностью у советских читате-
лей. На организованной в клубе пи-
сателей небольшой выставке можно
видеть также книги В. П. Катаева,
изданные в США, Англии, Франции,
Чехословакии, Югославии, Болгарии,
Китае и других странах.*

Юбилейный вечер начался вступи-
тельным словом генерального секре-
таря союза советских писателей
А. Фадеева, отметившего, что В. П.
Катаев является одним из зачинате-
лей советской литературы, книги
которого знает и ценит. советский на-
род. Фадеев говорил также о много-
гранности творчества писателя. Ка-
таев вошел в литературу как поэт,
много работал в области малых форм,
его пьесы ставятся на сценах совет-
ских и зарубежных театров. Но наи-
большего мастерства писатель достиг
в области художественной прозы. Та-
кие произведения, как «Белеет парус
одинокий», «Сын полка», войдут в 30-
лотой фонд советской литературы.
	Сообщение о тзорчестве В. П. Ка-
таева сделал критик В. Ермилов. С
приветственными речами выступили
также Н. Тихонов, М. Рыльский,
В. Инбер, Л. Славин, генерал-лейте-
нант А. Игнатьев и др. Затем слово
было предоставлено юбиляру, KOTO-
рый рассказал с своем творческом
	пути.
`° В заключение были исполнены сце-
ны из пьес В. Катаева.
	обильно насыщенный музыкальными
номерами — хоровыми, ансамблевы-
ми, сольными и оркестровыми.
	Но музыкальный материал этой
маленькой «оперы» очень интересен
прежде всего своей близостью к
русскому песенному фольклору. Осо-
бенно интересны хоровые эпизоды
«Не у батюшки соловей поет», «Вы-
соко сокол летает» и другие, впос-
ледствии вошедшие в сборники рус-
ских песен, как яркие образцы оте-
чественного народно-песенного ис-
кусства.
	Глубокому впечатлению, произве-
денному двумя забытыми операми
Фомина,. содействовало хорошее их
исполнение. В` концерте участвова-
ли: Государственный симфонический
оркестр Союза ССР (в уменьшенном
составе. соответствующем партиту-
рам опер), хоф, драматические ар-
тисты В. Кабатченко и И. Гошева,
певцы К. Шаповалова, А. Олейни-
ков, В. Андриевский, Д. Козлов, С.
Сладкопевцев. В. Куманин и другие.
Дирижировал Н. Аносов.
	Весь  исполнительский  коллек-
тив с хорошим профессиональным
мастерством разрешил свою интерес-
ную творческую задачу.
	С. Корев.
	ряна. Солистом в концерте высту-
пила Роза Тамаркина:

Третья пятичастная симфония ла-
уреата Сталинской премии’ Гаври-
ила Попова написана для большого
струнного оркестра. Она была севда-
на композитором под впечатлением
героической борьбы ‘испанского на-
рода с темными силами фашизма.

Москвичи тепло приняли новое
произведение молодого советского
композитора.
	посвященных творчеству композито-
ров Бортнянского, Верстовского 4
Алябьева.

Первый концерт цикла был по-
священ операм замечательного рус-
ского композитора второй половины
ХУШ века Евстипнея Фомина. Испол-
нены его оперы «Орфей» и «Ямщики
на подставе — игрище невзначай».

Фомин — один из популярнейших
русских композиторов своего време-
ни. Он принадлежит к‚числу выдаю-
шихся представителей отечественного
музыкального творчества, которые,
талантливо и профессионально осваи-
вая достижения западной музыки,
стремились сочетать их с националь-
ной русской тематикой и националь-
ным музыкальным материалом. Таким
образом эти композиторы подготов-
	ляли возникновение самостоятельной.
	русской музыкальной школы, осново-
положником которой стал позднее
М. И. Глинка.

Однако значение русской музыки
доглинкинского периода не ограни-
чивается историко-документальными
рамками. Творчество Фомина, напри-
мер; во многом сохраняет до наших
дней самостоятельное хугожествен-
ное значение. К сожалению. до нас
не дошло и половины творческого на-
слелия Фомина. Да и показанные на
конперте две его оперы оказалось
возможным исполнить лишь благода-
	Забастовка в Осло
рабочих станций
по снабжению горючим
	ОСЛО, 1. (ТАСС). Норвежское те-
леграфное бюро’ передает, что в Осло
продолжается забастовка рабочих,
обслуживающих станции 10 снабже-
нию горючим.

На организованном бастующими ра-
бочими собрании большинством голо-
сов ‘было решено продолжать  заба-
стовку, хотя Норвежское об’единение
профсоюзов настаивает на том, что-
бы рабочие возобновили работу.
	забастовка на рудниках
американской компании
	в Неру

НЬЮ-ЙОРК, 29. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Эллайл лейбор
	ньюс сообщает из столицы Перу —
герода Лимы, что на медных. рудни-
ках принадлежащей Соединенным
Штатам компании «Серро Паско коп-
пер компани» бастуют 5 тые. рабочих.
Забастовка началась 1 января. Рабочие
требуют улучшения условий труда,
оплаты отпусков и т. д. Профсоюзы
по всей стране собирают средства для
бастующих. Профсоюз горняков o6-
ратился к празительству < просьбой
разрешить конфликт, однако до сих
пор правительство отказывается от
этого.
	ПРОТЕСТЬ! В БРАЗИЛИИ
ПРОТИВ. ОТПРАВКИ
БРАЗИЛЬСКИХ ТОБАРОВ
BO ФРАНКИСТСНУЮ ИСПАНИЮ
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 1. (ТАСС).
Газета «Трибуна популар» поместила
статью, озаглавленную «Откармли-
вают фашиста Франко, в то время
‘как бразильский народ голодает». В
статье приводятся данные о торгов-
ле между Бразилией и Испанией в
1945 и 1946 гг. Мз этих данных вид-
но, что бразильский экспорт в Испа-
нию за последний год увеличился в
3,5 раза, причем вывозятся главным
образом продовольственные товары, в
которых остро нуждается само бра-
зильское население. В газете указа-
но, что лишь за последние 3 месяца в
печати сообщалось об отправке в
Испанию 100.000 мешков риса, 300.000
мешков сахара, 370.000 мешков кофе,
а также огромного количества фасо-
ли, хлопка и других товаров.

«Увеличение поставок в Испанию,
— заявляет газета, — является анти-
‘национальным маневром, направлен-
‘ным против решений организации Об’-
единенных наций и имеющим откро-
‘венно политические цели. Эти манев-
ры вдохновляются известным бра-
зильским фашистом МЛаррагоити н
другими элементами». я р
				Nb’
		aK!
				ря исследовательской и реставра-
торской работе Музея музыкальной
культуры и его сотрудника — кан-
дидата искусствоведческих наук Б.
Доброхотова.

Опера «Орфей» написана для двух
артистов, хора и оркестра. Назвать
«Орфей» оперой в нашем понимании
можно лишь весьма условно. Это —
мелодрама, где драматический текст
чередуется или совпадает с оркест-
ровой. музыкой, прерываясь в отдель-
ных местах пением хора. Своеоб-
разие художественной структуры «Ор-
фея» отнюдь не снижает его огром-
ной драматургической насыщенности,
нарастающей линии развития и глу-
бокой эмоциональной силы. Наибо-
лее яркое впечатление оставляет,
	однако, оркестровая музыка «Орфея».
	Она поражает логикой и органично-
стью внутрекнего развития, драмати-
ческой, подчас трагедийной _ вырази-
тельностью. На исключительно вы-
соком уровне находится и формаль-
ная. профессиональная закончен-
ность музыки Фомина, и, в частно:
сти, ее инструментовка.

«Ямшики на подставе» — жанро-
вая комическая опера — He пред-
	ставляет. сейчас ADKOTO художествен-
	ного интереса: Причина этому —
прежде всего слабость либретто.
«Ямщики на подставе» — водезиль,
	А музей музыкаль-
ной культуры вместе с Москов
ской филармонией проводит интерес-
нейший цикл так называемых истори-
ческих концертов, посвященных PyC-
ской музыке ХУШ и начала ХХ ве-
ков. ‘Первый концерт цикла состоял-
ся в Малом зале консерватории.
Это художественное мероприятие
особенно ценно потому, что русская
до-глинкинская ‘музыкё не вполне
изучена, мало известна широким кру-
гам слушателей, а многие ее образ-
	цы He разысканы. Каждому конкер-

ту «исторического цикла» должна
es EVEL EEE mme nintercTRORATS большая
	поэтому о предшествовал  эерстех
изыскательская, исследовательская и
реставраторская работа. Ее сейчас и
велет Центральный музей музыкаль-
ной культуры, подготовляющий в
текущем сезоне еше три. концерта,