Воспоминания
старых рабочих
	История завода «Фрезер» неразрывно свя-
зана < именем М. И. Калинина. Дважды
Михакл Иванович посетил этот завод, два
раза заводские делегации были у него.
Эти беседы < великим государственным
деятелем и чутким, отзывчивым человеком
навсегда остались в памяти у людей. Вы
слышите слова, исполненные большой че-
ловеческой теплоты и большого человече-
ского горя, слова, идущие из самых глу-
бин сердца. Е

Старейший слесарь завода Петр Павло-
вич Малинин, работающий на «Фрезере» со
дня его пуска, рассказывает:

— Два раза видел я Михаила Иванови-
ча, два раза беседовал с ним. Летом 1932
года М. И. Калинин посетил наш завод.
Работал я тогда в кузнице. Михаил Ива-
нович зашел`к нам, интересовался нашими
трудовымн делами. Потом собрались на
митинге в термическом цехе. Помню — яб-
локу было негде упасть. Мы с большим
вниманием слушали выступление Михаила
Ивановича. Он тепло поздравил < откры-
THEM завода, пожелал успеха в работе. Ви-
дел я Михаила Ивановича и весной 1943
года. Вместе с делегацией завода я тогда
побывал у него. Почти полтора часа дли-
лась наша беседа с этим замечательным
человеком. Он очень интересовался нашей
работой. Узнав о том, что мы испытываем
трудности, Михаил Иванович обещал ока-
	Московский институт цветных металлов
и золота носит имя Михаила Ивановича
Калинина. Этой чести институт удостоен
в 1940 году, в день его десятилетия, за
заслуги в подготовке инженерных кадров
и за научную работу.
	Студенческий и профессорско-препода-
вательский состав института хранит Ten-
лые воспоминания о встречах со своим
шефом. Мне не раз пришлось беседовать
лично с Михаилом Ивановичем и слушать
его, когда он говорил со студентами.
	Вспоминается выступление Михаила
Ивановича в ноябре 1940 года. Он прежде
всего коснулся текущих нужд учащихся,
наиболее важных вопросов их жизни и
быта. Затем незаметно перешел к оценке
чрезвычайно сложной международной об-
становки и к определению роли Советско-
го Союза в разрешении ближайших поли-
тических задач. На ярких, убедительных
примерах он показал, какие обязательства
накладывает международная обстановка
на каждого из нас. Не только крупные
героические поступки двигают вперед раз-
витие социалистического общества; гово-
рил Михаил Иванович. Необходимо, чтобы
и каждый студент настойчиво, упорно ра-
ботал над собой. успешно овладевал нау-
кой, совершенствовался в производствен-
ных навыках. Стране нужен не только хо-
решо подготовленный специалист-инженер,
но и глубоко образованный человек, вла-
цеющий основами марксизма-ленинизма.
	В его речи была неотразимая сила аргу-
ментации, высокое педагогическое мастер-
	Пример любви
н Родине
	Трудно передать скорбные чувства и
мысли текстильщиц комбината им. Шерба-
кова. собравшихся на траурные митинги.
посвяшенные памяти М. И. Калинина.
	< большим волнением слушают раобот-
ницы цеха ворса выступление ткачихи тов.
Ваниной:

— Я встретилась с Михаилом Иванови-
чем в Кремле, когда’ вместе с другими ра-
ботницами пришла получать  правитель-
ственную награду. Мы все очень волнова-
лись и робели. Но вот выходит Михаил
Иванович и приветливо улыбается, здоро-
вается < нами запросто, как близкий,
родной человек. У всех нас как-то сразу
исчезло чувство робости. Мы почувство-
вали его искреннее расположение к про-
стому рабочему человеку. Он показался
нам таким родным и близким! Михаил
Иванович вручил нам награды, сердечно
поздравил каждую из ‘нас и пожелал даль-
нейших успехов в работе на благо нашей
Родины.

Как тяжело теперь ‘чувствовать, что его
уже больше нет с нами! Светлый образ
Михаила Ивановича Калинина навсегда
останется в нашей памяти как яркий при-
мер любви и преданнссти нашей великой
Родине и народу. Лучшим нашим памят-
ником Михаилу Ивановичу будут наши
дела. Мы будем трудиться так, как тру-
дился Михаил Иванович.

Траурные митинги, посвященные памяти
М. И. Калинина, состоялись во всех це-
x2X комбината.
	ласть. На части территории области
	еще идут ожесточенные бои с не-
	мецкими войсками. Михаил Ивано-
вич об’езжает город. Только на-днях
ссвобожденный от гитлеровцев, го-
род несет на себе страшные следы
нх владычества. Михаил Иванович
приезжает на завод имени   Мая.
	Завод выведен из строя, HO уже
оживают первые станки. В друже-
ской беседе с рабочими Михаил
	Иванович об’ясняет:

— Работать надо сейчас особенно
хорошо. Город должен немедленно
псмогать фронту. Бить немцев мы
начали, надо бить дальше. А чтобы
бить, надо иметь то, чем бьют.
Боеприпасов, вооружения армия тре-
бует много. Где какая машина ‚есть,
надо ее использовать для помошн
	фронту, для изготовления вооруже-
НИЯ.
*
	С мудростью выдающегося госу.
дарственного деятеля, неустанно за-
ботясь в годы мирного <строительст-
ва об укреплении обороноспособно-
сти страны, повседневно пропаганди-
руя идеи защиты советской Родины,
в дни войны М. И. Калинин за-
нимается всеми мвогообразными BON-
росами организации разгрома немен-
ких захватчиков. Он встречается с
фронтовыми агитаторами и учит их,
как в боевой обстановке вести аги-
танионную работу. Он принимает
комсомольских работников Красной
Армии и дает им указания, как вос-
питывать  воинов-комсомольцев. В
беседе с комсомольцами-колхозни-
ками М. И. Калинин говорит о
трудной и почетной задаче сельско-
го хозяйства — обеспечить фронт и
тыл продовольствием, необходимым
для достижения победы. Выступая
	зать нам помощь. И сильно помог. Когда
кончилось совещание, он закурил и вышел
из-за стола. Рядом со мной был свободы
ный стул. Михаил Иванович запросто под»
сел и стал расспрашивать, где я раныше
работал. Когда я сказал, что в 1917 году
жил. в Петрограде и работал кузнецом на
одном из заводов, Михаил Иванович улыб-
нулся и сказал:

— Знаю; знаю, бывал там. Значит, вы
наш, питерский.

Начальник цеха Андрей Константинович
Макаров вместе с делегацией завода был
у Михаила Ивановича Калинина в день
его 70-летия.

— Мы подарили Михаилу Ивановичу, —
сспоминает тов. Макаров, — набор инст-
рументов и фотоальбом о нашем заводе.
Михаил Иванович был очень тронут по-
дарком. Он интересовался заводскими де-
	лами и особенно качеством инструмен-
та марки «Фрезер». «Я сам  инструмен-
тальцик. ваша работа мне близка», — на-
	помнил он нам.
лу Ивановичу,
качеству выше
этим доволен.
	Когда мы сказали Михан-
что наш инструмент по
заграничного, он был очень
	Взволнованно звучат голоса старых ра-
бочих, — они видели Михаила Ивановича,
беседовали с ним. Они расскажут об этом
детям и внукам.
	ство прекрасного воспитателя и учителя
молодежи.

Мы, профессора института, особенно хо-
рошо ощутили, какую большую роль сы-
грало выступление Михаила Ивановича
для учебного процесса. Оно буквально
зажгло ‹стулентов и не замедлило поло-
жительно сказаться на сдаче экзаменов в
период зимней сессии.

Для Михаила Ивановича Калинина бы-
ла характерна удивительная скромность.
В этом мы снова убедились вв время раз-
говора со всесоюзным старостой о при-
своении его имени нашему институту,
Товарищ Калинин сказал нам тогда, что
он может быть недостаточно близко знает
изучаемую в институте отрасль народного
хозяйства, ближайшие задачи и возмож-
ности ее технического развития. Но fo-
следующая беседа показала нам, что оя
прекрасно знает не только общие, но и
многие частные вопросы цветной метал-
лургии. Мы были поражены многогранно:
стью его суждений в этой области.

Особый интерес при этом Михаил Ива-
нович проявлял ‘к новым видам полезных
ископаемых, к новым металлам, к разви-
тию их производства в нашей стране.

С чувством глубокой благодарности мы
будем помнить о том огромном вкладе,
который внес М. И Калинин в строитель-
ство советского государства, в построе-
ние социалистического общества, в дело
коммунистического воспитания молодежи
и развития отечественной науки.

Профессор И. Н. ПЛАКСИН
доктор технических наук
	На Фабрике имени
М И нНалинина
	Глубокой печалью отозвалась весть о
смерти Михаила Ивановича Калинина в
сердцах работников камвольно-прядильной
фабрики. носящей его светлое имя.

2.000 работниц, служащих, инженеров
и техников собрались на траурный митинг.

Когда секретарь партийной организации
тов. Михеева сообщила о тяжелом горе,
постигшем страву, люди застыли в мо4-
	чании.

От работнип сортировки слово берет
стахановка тов. Иванова. Она вспоминает
	радостные дни, когда на фабрику в гости
к рабочим и работницам приезжал Михаил
Иванович:

— Подолгу дружески беседовал он <
нами. Помните, как перед войной он при-
ехал в наш клуб, чтобы поздравить ра-
ботниц с Международным женским днем?
С затаенным дыханием слушали мы его
слова. Его жизненный путь всегда будет
примером беззаветного служения народу-

Выступают стахановка крутильного цеха
Логинова, работники сельфакторного цеха
Кубышкин и Мотанова, сортировщица Гор-
бачева, помощник мастера ватерного цеха
Селиверстова, помощник мастера банкг-
	брошного цеха Богачева, начальник моеч-о
	ного цеха Румянцев и другие. В их ре-
чах выражена горечь народа в эти траур-
вые дни.

Выступающие призывают коллектив тру-
диться еще лучше на благо Отчизны, для
которой жил и трудился Калинин.
	— Михаил Иванович был верным дру-
	гом молодежи, ее воспитателем. Наша
комсомольско-молодежная бригада, — fo
ворит 7%B. Комиссарова, — становится на
	вахту памяти Калинина и обязуется вы-
рабатывать 170 процентов нормы.
	на совешании КОЛХОЗНИКОВ-ЛЬНОВО-
	дов, он подчеркивает необходимость
увеличения производства льна,
нужного для обороны страны. Вру-
чая ордена и медали ореховэ-зуев-
ским текстильщикам, М. И. Калинин
говорит о восстановлении текстипь-
ных фабрик как о первоочередной
задаче. В беседе с работниками Го-
сударственных трудовых резервов
Михаил Иванович дает указания,
как лучше воспитывать кадры моло-
дых рабочих.

Говоря о задачах командиров и
политработников Красной Армии,
М. И. Калинин неустанно напоми-
нает, что боеспособность сложного
армейского организма начинается с
боеспособности красноармейца. «На-
до, — говорит он, — чтобы каждый
боец понимал, что судьба воднны,
исход борьбы решаются его оружи-
ем, его стойкостью, его боевой ак-
ТИвнОСТЬЮ».

Воспитание бойцов личным при-
мером, вопросы .укрепления дисцип-
лины и организованности, изучения
военного дела — все это занимает
большое место в статьях, речах и
беселах М. И. Калинина. Он по-от-
повски заботится © повседневных
нуждах советских воинов.

*

Тяжелой болью отдались в серд-
цах миллионов звуки траурного мар-
ша, плывшие вчера над страной.
В цвета печали и скорби олелись
города и села. Мы проводили в
последний путь родного и близкого
всем нам человека. Он ушел из жиз-
ни, но его светлый образ будет слу-
жить примером для поколений и
навсегда останется в нашем боевом
строю.

С. Аксанов
	Похороны Михаила Ивановича Калинина. Траурная процессия направ ляется от Дома союзов к Красной площади. За гробом идут товарищи
	 . М. Маленков,
	В. Сталин, В. М.
	Н. А. Булганин, Л. П. Берия,
	Вознесенский, А. А. Андреев,
	Фото С. Гурарий и Н. Петрова («Известия»).
	Молотов, Н. М. Шверник, Н.А.
	Л. М. Каганович, А. А, Жданов, В. В. Кузнецов, Г. М. Попов, М. Ф. Шкирятов, А. Ф. Горкин и другие.
	Господин Министр, я имею честь про-
сить Ваше Превосходительство соблагово-
лить передать Советскому Правительству
самое глубокое и искреннее соболезнова-
ние Итальянского Правительства по елу-
чаю ‘кончины Ето  Превосходительства
Михаила Ивановича Калинина, бывшего
Председателя Президиума Верховного С0-
вета СССР. Члена Политического Бюро
Центрального Комитета Коммунистической
партии СССР и Члена Президиума Верхов-
ного Совета.

Итальянский народ по-братски присое-
тиняется к великому готю.  постигшемх
	Министру Иностр
	Его Превосходительству Вячеславу МОЛОТОВУ,
Вице-Премьер-Министру и Министру Иностранных Дел
		Союза Советских Социалистических Республик
	Пезаб ываемые встречи
	Телеграмма итальянского посла в СССР
Министру Иностранных Дел СССР
В М. МОЛОТОВУ
	М. МОЛОТОВУ
	советский народ в связи со смертью одно-
0 из самых больших и евамых выдаю-
щихся деятелей Совэтской страны. кото-
рый столько сделал для благополучия сво-
ей великой Родины — СССР и лля бла-
га человечества вообще.

Кроме того. разрешите мне. Ваше Пте-
восходнтельство. выразить также мое лич-
ное соболезнование и соболезнования слу-
жаших Посольства.

Соблаговолите принять. Господин Ми-
нистр. уверения в моем самом высоком
	уважении
П КВАРОНИ.
	анных Дел СССР
	Я прошу Ваше Нревосходительство и   вительство хотим передать Вам по <лу-
	Правительство Союза Советеких Социали-
стических Республик соблаговолить при-
нять выражение искреннего ‹<оболезнова-
иня, которое я лично и бразильское прз-
	Глубокоуважаемый  тосподин Молотов,

в связи ‹ печальным известием о смер-
ти выдающегося государственного деятеля
Господина Михаила Ивановича Калинина.
бывшего на высоком посту Председателя,
З затем члена Президиума Верховного (л-
вета Союза Советских Сопиалистических
Республик до последних дней своей плодо-
творной жизни, с чувством глубокой cKop-
	Я имею честь, как от своего имени,
так и от имени членов моего Посольства,
направить Вашему Превосходительству, а
также через посредство Вашего Превосхо-
дительства Правительству Советекого Сою-
83а ©в0е искреннее соболезнование по слу-
чаю великой утраты. только что постиг-
шей Советский (Союз. в липе Госполина
	чаю смерти Ёго ПШоевосхолительства Ми-
	хаила Ивановича Калинина.
ЖОАО НЕВЕС ДА ФОНТОУРА,
	Министр Иностранных Дел Бразилии.
	би выражаю Вам, Господин Министр, от
имени своего Правительства. своей етра-
ны и своего лично искреннее сочувствие
И соболезнование в столь тяжелой утрате.

fipomy Вае, Господин Министр, принять
уБерения в моем глубоком к Вам почтений
	уважении.
С. АХМЕД,
	посол Афганистана.
	Министру Иностранных Дел
В М. МОЛОТОВУ
	Министру Иностранных Дел СССР
В М МОЛОТОВУ
	arn
			Совета СОСР и показал себя выдающимся
деятелем.

Примите. Ваше  Превосходительетво.
уверения в моем самом высоком  уваже-
НИЙ.
	Д. УИЛГРЕСС,
Посол Каналы.
		Я хочу выразить Вам и Советском)
Правительству от имени Канадского Пра-
вительства и от себя лично самое искрен-
нес сочувствие по случаю тяжелой утра-
ты, постигшей советские народы в связи
се кончиной г-на М. И. Калинина, кото-
рый в Течение столь многих лет занимал
ност Председателя Президиума Верховного
	М. И. Калинина, члена Президиума Веф-
ховного Совета Совётекого Союза.
	Соблаговолите принять, Господин Ми-
нистр, уверения в моем самом высоком
уважении.

К. БРУГЕЛЬ ДУГЛАС,
Посол Голландии.
	испытывает чуветва глубокой симпатии к
советскому народу, который только что
понео такую жестокую утрату.
	Я позволяю cede просить Ваше Превос-
ходительство соблаговолить принять также
выражение моего личного глубокого и CO-
вершенно искреннего соболезнования.

Я пользуюсь этим случаем, чтобы в0-
зобновить Вашему Превосходительству уве-
рения в своем самом высоком уважении.

Бельгийский Посол
9 ле ГЭ.
	Броме того. желаю довести до сведения
Bamero Превосходительства, что в знак
траура Напиональный Флаг Мексики над
Мексиканским посольством приспущен.

Прошу, Ваше Превосходительство. при-
нять уверения в моем весьма высоком и
	06000м уважении.
О. КРЕСПО де ла СЕРНА.
	Его Превосходительству господину МОЛОТОВУ,
Министру Иностранных Дел СССР
	Находясь в Ченинакане, я узнал пе-
чальную новость © кончине господина
Калинина. Позволяю себе, господин Ми-
	нистр, направить по этому екороному слу-
	Высокоуважаемый Господин Молотов, от
имени Болгарского Народа, от имени Бол-
гарского Правительства и от своего имени
выражаю Вам, Господин Министр, самые
сердечные соболезнования по поводу кон-
чины Михаила Ивановича Калинина.

Мы скорбим вместе в народами Велико-
го Советского Союза о тяжелой утрате.

Пусть вечна будет память о Михаиле
Ивановиче Калинине. великом революпно-
	Финское правительство и Финская Мис-
сия в Москве выражают Вам, г-н Министр
Иностранных Дел, и через Вас Правитель-
ству Союза ССР евое глубокое и искрен-
нее соболезнование по поводу смерти вы-
дающегося . государственного деятеля и
примерного гражданина. члена Президиума
	Разрешите мне выразить вам от имени
албанского народа, моего правительства и
от моего собственного имени ту большую
скорбь. которую мы чувствуем в связи са
смертью господина Михаила Ивановича
Калинина, одного из наиболее вылдающих-
ся создателей и руководителей Советско-
	Министру Иностранных Дел
В М. МОЛОТОВУ
	Министру Иностранных Дел СССР
В М МОЛОТОВУ
			CR
		bi
KKA
	чаю Вашему превосхолительству ‹©вое Ca-
	мое искреннее соболезнование.
Селим САРПЕР,
	посол Турции.
	Министру Иностранных Дел СССР
В М. МОЛОТОВУ
	Министру Иностранных Дел
	В. М. МОЛОТОБУ
Телеграмма Мексиканского Посла
	Я имею честь представить Валтему
Превосходительству и Советскому Прави-
тельству глубокое соболезнование Бель-
тийского правительства по случаю смерти
Его Превосходительства господина Кали-
HAHA.

Смерть этого крупного государственного
деятеля вызовет печаль в Бельгии, где па-
мять о роли  Предселателя Президиума
Верховного Совета в героические годы вой-
НЫ останется в памяти людей.

В эти часы траура бельгийский народ
	Господин министр. Шо случаю печаль-
ной утраты, постигшей Советское Прави-
тельство и народ в связи со смертью 9д-
ного из его наиболее прославленных И
выдающихся руководителей господина Ми-
хаила Ивановича Калинина, прошу Ваше
Превосходительство принять  выфажения
тлубокого чувства соболезнования Прави-
	тельства и народа Мексики, & также MOC
		нере, созидателе советского общественного
ий госуларственноге строя. верном сорат-
нике Ленина— Сталина и мудром руково-
дителе Верховного органа Советского Го-
сударства более четверти века.

Москва. 4 июня 1946 г.
	Чрезвычайный Посланник и Полно-
мочный Министр
H. HHKOJIOB.
	  Верховного Совета Союза ССР Михаила
Ивановича Калинина.

Благоволите принять, Господин Ми-

нистр. уверения в моем к Вам высоком
		Кай СУНДСТРЕМ,
посланник Финляндии.
	Министру Иностранных Дел СССР
	на фронт. Пламенный поборник спра-
ведливых целей ‘нашей борьбы, он
памятными своими выступлениями
призывал к отражению немецкого
нашествия. Михаил Иванович Кали-
нин, как никто другой, умел нести
в массы красноармейцев, рабочих,
крестьян идеи и указания товарища
Сталина, ярко и доходчиво раз’яс-
нять каждому ero место в войне,
требования к нему Родины.

Кипуча и неутомима была  дея-
тельность великого революционера
в годы войны. Мы помним его
статьи в газетах и журналах, все-
лявшие ‘в нас уверенность в победе.
Мы помним беседы М. И. Калинина
< политическими работниками Крас-
ной Армии, с партийными руководи-
телями заводов и учреждений.
Сквозь грохот сражений на фронте
звучал спокойный и уверенный го-
лос Михаила Ивановича. Сквозь
шум станков на заводах и фабриках
повседневно слушал нарол призыв
Калинина к большей помощи фрон-
ту, к самоотверженной работе, к
высшему проявлению трудовой до-
блести.

В самый тяжелый период войны,
в те дни, когда немцы подходили к
сердцу Родины — Москве, когда
враг считал наше сопротивление
сломленным, а наш народ побежден-
ным, М. И. Калинин спокойно и
уверенно заявил:

«Как бы фашисты ни рекламиро-
вали свои успехи в Советском Сою-
зе, они лишь тактические; стратеги-
чески Гитлер бит, и сроки его по-
ражения зависят OT напряженности
усилий нашего народа и всех свобо-
долюбивых народов — участников
антигитлеровской коалиции».

Там, где Сталин, там победа, —
	го правительства, олного из борцов за с©во-

боду всех угнетенных народов.

нистр. уверения в моем весьма высоком
	К. ТАШКО,
	посланник Албании.
	учил он советских людей. «Великие
	идеи Ленина — Сталина являются
могучим фактором единства и спло-
чения советского народа, его ге-
рсизма и самоотверженности. Под
знаменем Ленина—Сталина, под ру-
ководством коммунистической — пар-
тии была завоевана Советская власть
и происходила творческая созида-
тельная работа нашего народа в го-
ды мирного строительства; под этим
знаменем мы ведем борьбу с импе-
риалистическим разбойничьим агрес-
сором—немецким фашизмом — и
обеспечим победу над ним».

В дни войны еще больше окрепла
связь народа с руководителем вер-
ховного органа Советского государ-
ства. Народ делился думами, радо-
стями и горестями со своим верным
другом.

января 1942 года М. И. Кали-
нин выступает по радио < новогод-
ней речью. Это были дни перехода
на ряде участков фронта от актив-
ной обороны к наступлению на вра-
жеские войска. Говоря о хороших
перспективах, при которых начинает-
ся новый год, М. И. Калинин напо-
минает:

«Трудный путь прошли наши крас-
ноармейцы и краснофлотцы, KOMaH-
диры и политработники. Но большие
еше трудности стоят впереди. На-
ступление в морозы, при глубоких
снегах требует от вас огромных уси-
лий, напряжения воли.

Но одно вас должно воодушев-
лять, что силою вашего оружия враг
вынужден откатываться, что с вра-
гом мы деремся при равных усло-
виях, что инициатива из рук врага
вырвана».

И января 1942 года М. И. Кали-
HHH приехал в .Калининскую об-
	В боевом строю
		пушки.   — В деревне Верхняя Троица
	родился.

— А что, ребята, — вмешался в
разговор сержант — командир отде-
ления, — давайте напишем Михаилу
Ивановичу про наши боевые дела.
Поздравим его с новым, сорок вто-
рым годом. Расскажем, как с нем-
цем деремся.

Эта мысль понравилась всем. Сер-
жант вынул лист бумаги. Вокруг
сгрудились бойцы, — каждому хо-
телось в письмо к Калинину вста-
вить свое слово.

«Дорогой Михаил Иванович! —
писали бойцы. — Поздравляем Вас
с новым годом и желаем много сил
и здоровья. Мы сейчас выметаем
немпа с Ваших родных мест — из
Калининской области. Недавно про-
читали в газете «Известия» Вашу
статью «Сила народная». Правильно
Вы пишете о немецкой армии, кото-
рую мы, красноармейцы. называем
бандитской ордой. Хорошие Ваши
душевные слова © том, как мы де-
ремся с немцем, нас подбодряют. и
мы с еше большей силой будем
бить насильников. Фашисты повер-
нули на запад, и мы подгоняем их
штыками на зимние квартиры в
глубокие снега для вечного  успо-
ксения. Будем драться до полной
победы».

Письмо бойцов с переднего края
войны, свернутое Ффронтовым  треу-
гольничком, пошло по адресу: Мо-
сква, Кремль, Михаилу Ивановичу
	..С первых дней Великой Отече-
ственной войны Михаил Иванович
Калинин стал в боевой строй вои-
нов народа. ,

Двадцать с лишним лет назад, в
	первые годы советской — власти,
М. И. Калинин — Председатель
ВЦИК — во главе агитационно-ин-
	структорского поезда «Октябрьская
революция» совершал многочислен-
ные поездки по важнейшим фрон-
товым и прифронтовым районам. С
поездом «Октябрьская революция»
Михаил Иванович побывал на Ура-
ле — на Колчаковском фронте, в
Белоруссии — на Западном фронте,
в деревнях и городах Украины —
на Южном фронте. Более 350 раз
выступал Председатель ВЦИК на
митингах красноармейцев-фронтови-
ков, на собраниях рабочих и кресть-
ян прифронтовых районов. Проник-
новенное слово «всероссийского ста-
росты» пробуждало горячие патрио-
тические чувства в сердцах людей,
поднимало на защиту советской вла-
сти все новые и новые слои трудо-
вого народа. Председателя ВЦИК
встречали восторженно. Вдохновлен-
ные его простым и убедительным
словом, шли в бой воины.

В годы Великой Отечественной
войны, будучи уже тяжело больным,
самоотверженнс работая на посту
руководителя верховного органа Со-
ветского государства, Михаил Ива-
нович Калинин все свои силы отда-
вал делу победы. Он снова, как и
в годы гражданской войны, выезжал
	ОЗДНЮО ночью умолкли TYP.
Лишь изредка, из глубины не-
мецкой обороны, где-то за редким
сосняком раздавался одинокий удар.
	Был канун нового года. В ротной
землянке отдыхали бойцы,  вернув-
шиеся из боевого ‘охранения. Жарко
пылал камелек в углу, на двух пат-
ронных ящиках беловатыми язычка-
ми пламени теплились трофейные
светильники — картонные коробоч-
ки, залитые стеарином.

—Вот мы и на земле калинин-
ской, — сказал один из бойцов —
Петр Илларионов. — А ведь я сам
—. калининский.
	В роте знали, что вблизи, за ле-
сом, на немецкой стороне лежит
деревня Городня — родная деревня
Илларионова. Бойцы понимали вол-
нение своего товарища: скоро, быть
может завтра, они пойдут в наступ-
ление, займут Городню. Петр И лла-
рионов увидит родные места, Уце-
лела ли его деревня? Или он най-
дет пепелище там, где стояли бре-
венчатые избы, знакомые с детства?
Жива ли семья?

В землянке воцарилось молчание.

Только в камельке гудело пламя,
жадно глотая свежую охапку смо-
янстых сучьев.
‚ — Вот мы ступили и на калинин-
скую землю, — повторил Илларио-
нов. — Пойдем дальше. То ли на
Лихославль. то ли на Осташков.
	— А вель недалеко тут родина
	Михаила Ивановича, — сказал боец.   Калинину.