Гастроли
азербайджанского
цирка
	Пирк в Азербайджане является
подлинно народным зрелищем, —© дав-
них времен ни один народный празд-
ник не обходился без участия цир-
ковых артистов. На этих праздниках
народные шуты — «kéc-Kécca> co-
ревновались в шутках и остротах,
‘устраивались состязания ‘борцово и
атлетов, выступали  канатоходны,
фокусники-факиры, укротители змей.

В октябре прошлого года Главное
управление цирков Комитета по де-
лам искусств организовало постоян-
ный азербайджанский цирковой кол-
лектив в составе около 100 человек.
В него вошли профессиональные
цирковые артисты, наиболее одарен-
ные участники художественной  са-
мсдеятельности и спортсмены Азер-
байджана. В коллективе представле-
ны разнообразные жанры ‘азербайд-
жанского циркового искусства, на-
циональный балет, музыка.

Завтра на манеже Московского
цирка начнутся гастроли азербайд-
жанских артистов.

Первое отделение программы. —
«азербайджанский той» — даст зри-
телям представление об источниках,
откуда цирковые артисты Азербайд-
жана черпают свое мастерство. Во
время народного представления вы-
ступят 73-летний колхозник-—укроти-
тель змей Кули Вели Джафаров,
67-летний атлет Сали Сулейман, ил-
люзионист Исмаил, факир Г. Гусей-
	Требование разрыва
отношений с Франко
	РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 2. (ТАСС).
На-днях в Бразилии отмечалась пер-
вая годовщина деятельности . бра-
зильского «Общества друзей испан-
ского народа».

На торжественном собрании в
Рио-де-Жанейро присутствовали де-
путаты конституционной ассамблеи,
вндные политические деятели —
друзья испанского народа, испанские
эмигранты и антифашисты.
	‚ Собрание постановило послать пре-
	зиденту республики и председателю
Верховного федерального трибунала
телеграмму с требованием разрыва
отношений с правительством Франко.
	Положение
в Индонезии
	ГААГА, 2. (ТАХСС). После того,
как правительство Шарира от имени
народа Индонезии вновь повторило
свое требование о немедленном при-
знании Индонезийской республики,
голландские войска с помощью
англичан начали операции на Яве и
других островах Индонезийского ар-
хнпелага с целью расширения окку-
пированной территории. — Одновре-
менно с этим голландцы, как сооб-
щают газеты индонезийских респуб-
ликанцев, решили организовать в Ма-
лино (близ Макассара на острове
Целебес) `конференцию из прогол-
ландских элементов, < представляю-
	щих якобы жителей Борнео, Целе-
	беса, Гимора, Бали, Молуккских
островов и др.

Индонезийская республиканская пе-
чать разоблачает попытки голланд-
цев представить султана Понтиана-
ка и других ему подобных людей
как представителей индонезийского
населения. Печать называет этих лю-
дей самозванцами, которых народ
ненавидит.
	Газета «Мердека» пишет: «Было
об’явлено, что конференция в Мали-
но будет проходить на основе пол-
ной свободы мнений, без какого-ли-
бо давления или угроз. He нужно
глубоко вдаваться в эте заявление,
чтобы понять, что голландцы вновь
пытаются колонизировать Индоне-
зию, обновить диктатуру и устано-
вить полицейское государство, осо-
бенно в тех районах, которые нахо-
лятся под их контролем. О какой сво-
боде мнений может итти речь, если
голландцы подавляют свободу. Они
арестовали д-ра Ратуланги и его
сторонников, показав тем самым, что
они хотят уничтожить все, что
связано с национальным движением.
Аресты и террор продолжаются на
всех островах. Голландцы действуют
фашистскими методами».
	<Мердека» предупреждает, что
конференция, которая состоится в
Малино в ближайшие дни под ру-
ководством ван Моока, имеет целью
ввести в заблуждение международ-
ное общественное мнение. «Однако,
— пишет газета, — индонезийский
народ нельзя обмануть. Мы знаем,
что на этой конференции будет при-
сутствовать лишь группа  голланд-
ских агентов,’ презираемых  индоне-
зийпами».
	В Зеленой
гавани
	ПАРУСНАЯ РЕГАТА
ЗАКОНЧИЛАСЬ
	В воскресенье в Зеленой гавани
был заключительный день Москов-
ской парусной регаты. Разыгрыва-
лась гонка на 20 морских миль.

В 10 часов утра раздается. звон
судейского колокола. Первыми стар-
туют самые’ крохотные парусные
шлювки. :

Больше пяти часов шла упорная
борьба между Азерьером и Чернаен-
ко. На финише более опытный яхт-
смен И. Чернаенко («Водник») су-
мел «поймать» ветер на «Боре» и
выиграл у ®Мошки» несколько се-
кунд. Результат — 5 ч. 41 м. 18 с.

Гонка судов класса «М» — самый
массовый тип шверботов, где разыг-
рывается приз имени заслуженного.
мастера спорта Wl. Леонтьева, —
прошла при явном преимуществе чем-
пиона Москвы А. Чумакова («Крылья
Советов»). Он взял старт как будто
в безнадежном положении, но обо-
шел более 10 яхт и финишировал с
выдающимся временем — 3 ч. 57 м.
58 с., выиграв у ближайшего конку-
рента болыне 30 минут.

Высокий результат в классе реч-
ных шверботов был показан Пинеги-
ным (водомоторный клуб). Как и в
двух предыдущих гонках, его «Ва-
ряг» развил высшую скорость дня
для всех классов судов: 20 миль за
3 ч. 49 м. 58 с.

Гонку судов класса «Р-3» выиг-
рал К. Александров («Динамо»). Он
уверенно занял на «Волге» первое
место — 4 ч. 5 м.

Упорно проходила борьба в клас-
се «Р-45». «Норд» встретил. достой-
ного конкурента. «Спартак», шедший
под управлением Елены  Гаудло,
первой девушки, выступавшей Ha
«линкоре» парусного спортивного
флота, был у финиша первым —
4 ч. 17 м.

В классе речных крейсеров победу
одержал М. Липский («Динамо») —
4 ч. 16 м.

Командное первенство по 20-миль-
ной гонке выиграла молодая коман-
да яхтсменов «Динамо».

Приз Московского комитета по
делам физкультуры и стюрта вручен
яхтклубу «Водник» — 93 очка, вто-
рое место занял яхтклуб «Динамо»
— 61 очко.

Н. Адамович.
	Дневник
	физкультурника
	\ж «КУБОК CCCP» ПО ТЕННИСУ. Sa
канчиваются угры на «Кубок СССР» по
теннису по зонам. В Прибалтийской
зоне победы одержали мужская коман-
да Таллина и женская команда Кауна-
са, в Центральной зоне — мужская и
женская команды Горького, в Кавказ-
ской зоне — мужекая и женская коман-
ды Тбилиси, в Поволжской зоне в фи-
нал вьпили команды Саратова и Куй-
бынтева,

tw СПАРТАКИАДА «ТРУДОВЫХ РЕЗЕР-
ВОВ». В воскресенье открылась пятая
городская летняя спартакиада «Трудо-
вых резервов». В программе — соревно-
вания по легкой атлетике, ‘плаванию,
велосипеду, стрельбе, баскетболу, BO
лейболу и городкам. В епартакиаде
участвует около. 3.000 человек.

х «КУБОК МОСКВЫ» ПО ГОРОДКАМ.
На городошных площадках стадиона
«Динамо» продолжается розыгрьии
«Кубка Москвы» но городкам. Встречи
первых команд «Красного знамени» с
четвертой командой «Динамо», первой
команды «Торпедо» со второй командой
«Динамо» и сильнейших команд столи-
цы «Динамо» — «Металлург» закончи-
лись в пользу «Динамо». В полуфина-
лы «Кубка Москвы» по городкам таким
образом уже вышли три команды «Ди-
вамо».
	Выступление учашихея хорового
училища под руководством Свапни-
	кова в Большом зале кенсервато-
рии.
		хор
мальчиков
	НА КОПЦЕРТЕ
В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
	В Праге. Массовая демонстрация чешской молодежи по случаю дня рожде-
ния Президента Чехословацкой республики доктора Эдуарда Benema.
		в референдуме
	Широкое участие
	ВАРШАВА, 2. {ТАСС}. Вся -поль-
ская демократическая печать отме-
чает массовое участие польского
народа в проведенном 30 июня ре-
ферендуме. Газета «Глос люду» в
передовой статье «Весь народ голо-
ссвал» пишет: «Когда лагерь поль-
ской демократии выступил с проек-
том всенародного голосования, реак-
ция высказалась прямо против этого,
а ПСЛ делала все, что могла, что-
бы поеуменынить до крайности зна-
чение референдума. Мы помним, как
некий «замечательный юрист» назвал
всенародный референдум  «необяза-
тельной анкетой». Мы не знаем еще
в точности, каков процент приняв-
ших участие в голосовании, но уже
сейчас на. основе предварительных
подсчетов нет оснований сомневать-
ся, что их число превысит ‘80 про-
центов, т. е. болыше, чем в. выборах
в законодательный сейм (1919 год}
и даже в сейм 1922 года. Марод по-
	польского народа
	Московские
премьеры
	B ГГАГРЕ ДРАМЫ
И КОМЕДИИ

Сегодня в Московском театре
драмы и комедии состоится премье-
ра пьесы «Чудеса пренебрежения».
Эта комедия Jlone-ze-Bera, nepese-
денная М. Замаховской, никогда не
ставилась на московской сцене.
«Чудеса пренебрежения» — третий
новый спектакль, который показы-
вает московскому зрителю недавно
созданный Теало драмы и комедии.
	Спектакль поставлен художест-
венным руководителем театра A.
Плотниковым и С. Кудашевым, де-
коративное оформление Г. Лебеде-
вой, музыка С. Бугачевского, танцы
в постановке Б. Холфина и И. Стец-
кого. Основные роли исполняют ар-
тисты Л. Федотова, Г. Шумаков,
Н. Сунозов, Е. Бабич, С. Грин-Гуз
и др.
	В КОЛОННОМ ЗАЛЕ
ДОМА союзов
	Большим успехом пользуются у
москвичей постановки Всесоюзного
радискомитета в Колонном зале До-
ма союзов. В исполнении солистов,
хора и оркестра Московского театра
оперетты были показаны спектакли
«Принцесса’ пирка» и «Граф Люк-
сембург». Сейчас подготовлена опе-
ретта «Фиалка Монмартра» Кальма-
на, не шедшая в Москве более де-
сяти лет.
	Оперетта поставлена народным ар-
тистом РСФСР Г. Яроном, оформле-
ние художника В. Ридмана, дири-
жер Г. Фукс-Мартин, балетмейстер
Н. Холфин. Роли‘ исполняют: Заслу-
женные. артисты РСФСР Е. Лебеде-
ва, Н. Бравин, М. Качалов, народ-
ный артист РСФСР Г. Ярон, арти-
сты О. Власова, Е. Савицкая,
И. Гедройц, А. Феона, В. Зарубе-
ев, В. Даминский и др.
	лосование, . об’явленное Крайовой
Радой Народовой, политическим ак-
том огромной важности».

Газета. «Роботник» в статье «Мы
ликвидировали пассивность масс» пи-
пет: «Мы не знаем еще полных
итогов голосования, не знаем коли-
чества всех «да» и всех «нет», но
сдно уже знаем наверно: нам уда-
лось всколыхнуть весь народ».

Сравнивая проявленную во время
референдума активность широких
масс с пассивностью, которой отли-
чались ‘выборы в довоенной Польше,
газета приходит к заключению, что
польской демократии удалось до-
биться коренного перелома в наст-
роениях широких масс. «Те, кто рас.
считывал, что этот день станет днем
	поражения польской — демократии,
глубоко ошиблись, — указывает га-
зета «Роботник». — Этот день до-
	казал, что идеи польской демокра-
тии глубоко ароникли в умы, сердца
	нов, народные клоуны — «кес-кес- КОНСЕРВАТОРИИ
са» Д. Шараплы, Ю. Агаев, А. Рза-

Это бы —
ев, М. Алиев. л не просто концерт, а

9-12 ао АТ а
	Второе отделение познакомит зри-
телей с достижениями современного
азербайджанского циркового искус-
ства. Участвуют музыкальные клоу-
	стчетный концерт хора мальчиков—
учащихся Государственного хорово-
го училища. 100 маленьких певцов,
стаж учения которых в хоровом
	Fire
	«асе. © Аи ао, 4 Oe POM A Gelpt inn ny
ны-эксцентрики братья Агаевы, ка-
натоходеи Рза Алихан, акробаты
Мирзоев и Манучаров, эквилибри-

эзилище не превышает двух лет,
псд управлением своего художест-
венного руководителя народного ар-
тиста РСФСР А. Свешникова. отчи-
	сты Арзумановы, акробаты-прыгуны
Уч-Гардаш, жонглер Хосров Абду-
лаев и другие.

Третье отделение занимает попу-
лярная в Азербайджане  «зорхана»
(«проба сил») — соревнование луч-
ших борцов и атлетов,

В паузах выступает молодой ар-
тист Энвер Гулиев. В представлении
принимают участие солисты a3ep-
байджанского балета и исполнители
на национальных музыкальных инст-
рументах.

Программа подготовлена и постав-
лена заслуженным артистом РСФСР
Ю. Юрским, режиссер — заслужен-
ный деятель искусств  Азербайд-
жанской ССР Султан -Дадашев, му-
	тывались перед советской общест-
венностью в своих успехах. Незау-
рядные способности юных хористов,
большая музыкальность, монолит-
ность ансамбля, стройность и инто-
национная чистота голосов — все
это результат продуманного  учебно-
го процесса. В училище воспитыва-
ют не только певцов, но и всесто-
ронне развитых, культурных  музы-
кантов.

Скромно, с достоинством, серьезно,
с пленительной детской непосредст-
венностью выходят маленькие пев-
цы на огромную эстраду Болышого
зала консерватории. Задушевно и
яросто поют они русские, белорус-
ские, чешские песни. Но подлинное
мастерство хор обнаруживает, когда
переходит к исполнению произведе-
ний Гайдна, Палестрины. Здесь яс-
	казал, что считает всенародное Го-ги сознание граждан».

Избрание Требования бывших
нового мэра филиппинских
Праги партизан. -
ПРАГА, ‘2. (ТАСС). Состоялось   НЬЮ-ИОРК, 30. (ТАСС). Коррес-
заседание пражского национального   пондент агентства Ассонгиэйтед

Комитета для избрания нового мэра Пресе сообщает из Mannan что
Та >
	города. .

Болынинством голосов мэром  го-
рода избран доктор Вацек (комму-
HHCT).
	Массовая
демонстрация
в Токио
	ТОКИО, 1. (ТАСС). Как передает
токийское радио, 29 июня в Токио
состоялась массовая демонстрация,
в которой участвовало 10 тысяч ра-
бочих. Демонстранты несли лозун-
ги, на которых было написано: «Мы
против запрещения. рабочего контро-
ля над предприятиями», «Долой
реакционный кабинет Иосида», «Со-
здадим народное правительство».
	События
в Уругвае
	около 25 тысяч бывших филиппин-
ских партизан, боровшихся во время
войны против японских оккупантов,
устроили перед дворцом президента
демонстрацию, требуя официального
признания антияпонских сил сопро-
тивления. Демонстранты требовали
также выдачи пособий вдовам, си-
ротам и партизанам, ставшим инва-
лидами. Президент Роксас заявил,
зто Y него нет полномочий на вы-
полнение требований партизан. Как
указал Роксас, петиции партизан
будет рассматривать командующий
американской армией в западной ча-
сти Тихого океана  генерал-лейте-
нант Стайер.
	Голос изгнанников
	из Чамерии

ТИРАНА, 29. {ТАСС). Албанское
телеграфное агентство передает,
	что в [иране и в других городах
Албании состоялись собрания бе-
женцев, изгнанных из Чамерии гре-
ческими монархо-фашистами.

Участники этих собраний в своих
резолюциях выражают ‘протест про-
тив монархическо-фашистского  тер-
рора в Чамерии. Из многих мест
бывшие жители Чамерии прислали
совету министров Албанской  рес-
публики телеграммы, в которых бла-
годарят албанское правительство за
всестороннюю помощь. Жители Ча-
мерии обращаются также к Совету
Министров иностранных дел, требуя
репатриации, возмещения за погиб-
шее имущество и наказания винов-
ников их мучений.
	зыка — народного артиста СССР
Узеира Гаджибекова, художествен-
ное оформление — заслуженного

деятеля искусств С. Ефименко, ба-
летмейстер — Амина Ханум Диль-
бази. г ~

ность И JIOPHYHOCTh MHOPOPoOulOcDsA,
чистота и прозрачность чувств,
стройность хоровой фактуры чутко
схвачены и переданы хористами.

Четырехголосый хор Гайдна
«Пришла весна», трехголосая «Ве-
черняя песня» Палестрины доста-
вили истинное наслаждение всем
слушателям именно потому, что
	юные исполнители хорошо почувст-
		вовали хоровой стиль эпохи. Фе-
Спектакль режно донося каждый звук, каждое

слово до аудитории, хор мальчиков,

отменяется... видимо, не случайно воспринимает
	«Центральный клуб им. Горького.
В помещении летнего театра Измай-
ловского парка имени Сталина 23и
23 июня джаз-оркестр «Веселые по-
	зти. давние,. вековые традиции по-
лифонии, как.нечто живое и не ста-
реющее.

Быть может, самым ценным в му-
зыкальном воспитании этих ребят
	вара» покажет премьеру «Сирень   является то, что педагоги сумели
цветет» — джаз-водевиль в двух   возбудить в них истинную любовь
отделениях». ага к-рых (  ЖАЙ
	Подобное широковещательное об’-
явление можно было не раз встре-
тить на пути от станции метро «Из-
майловская» до самого парка. Ин-
тригующее название джаза, видимо,
привлекло внимание москвичей: в
воскресенье, 23 июня, многие из них
решили побывать на представлении.

Каково же было удивление
н разочарование, когда, подойдя к
летнему театру, они увидели небре-
жно наклеенную новую афишу по-
верх старой. На афише значилось,
что состоится концерт с участием
артистов Театра сатиры,
	Недовольные посетители парка
попытались обратиться к админист-
рации летнего театра и выяснить, в
чем дело, но так и не могли оты-
скать ответственного лица.
	Этот случай руководство парка,
BHAKMO, сЧИТает «мелочью»: дело
	идет «всего лишь» о клубной
работе!
	Законный вопрос возникает и по пю-
воду устроенной в парке выставки
советской карикатуры. Приметив вы-
веску, заинтересовавшиеся посетите-
ли парка сразу же устремляются
туда. Но все здесь, начиная с наз-
вания — «От Сталинграда до Бер-
лина», — напоминает что-то где-то
уже виденное раньше. Вспомннаем:
ла вель выставку мы видели... тут
же, только в прошлом году!
	к прекрасному в искусстве. Хор
мальчиков спел совместно с муж-
ской группой Государственного хора
русской песни «Весну» неизвестного
автора XVIII века и шестиголосый
хор из мессы Палестрины. М здесь,
как и в заключавшем концерт сов-
местно со всем составом Государст-
венного хора русской ‘песни испол-
нении гениального «Славься» Глин-
ки, мальчики обнаружили редкост-
ное чувство ансамбля, удивительную
звуковую спаянность, способность к
любым постепенным градациям звуч-
ности.

В заключение хотелось бы напом-
нить руководителям хора, что в рус-
ской хоровой классике есть немало
‘замечательных произведений, кото-
рые наряду с классикой Запада
должны быть включены в учебный
процесс и концертный репертуар хо-
ра мальчиков. И больше внимания
русской песне! Русская хоровая пес-
ня должна быть для воспитанников
училища самой близкой, родной
стихией.

Георгий Поляновский.
	НЬЮ-ИОРК, 2. (ТАСС). По. сооб-
щению корреспондента — агентства
Юнайтед Пресе из  Монтевидео,
уругвайское правительство официаль-
но об’явило о подавлении военными
силами антиправительственного за-
говора и об аресте заговорщиков.
	БРАЗИЛЬСНИЕ ГАЗЕТЫ
05 АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ
ПОСТАВКАХ БРАЗИЛИИ
	РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 2. (ТАСС).
В бразильских газетах опубликовано
сообщение о заключении соглашения
с Соединенными Штатами Америки,
по которому Бразилия приобретает
в порядке ленд-лиза американское
всоружение и военные материалы на
сумму более двух миллионов дол-
ларов.
	Студенты третьего Kypca художествен ного факультета Государственного инст итута кинематографии на практичес-
ких занятиях по рисованию в Тарусее, на берегу Оки, неподалеку от имения- музея Поленова. Руководит занятиями
		лауреат Сталинской премии художник Ф. С. Богородский (слева).
	И Я а ры

первый взгляд, узкой теме автор  видят своих собственных детей, в  когда опубликованы «Ленинград- Hae осеняет ленинское энамя,
нашего   маленьком «красноармейце Солнце-   ские дневники», особенно отчетливо Hac Haupapaner CTaanna Pyke.
! „р! КВИЧИ—Л раскрыл широкие проблемы наш ма pai ть кие , Mur — Oyaylero cnetaaa Crean,
i i времени. Душа великого народа-во- ве» видят свое будущее: завтраше-   выступает внутренняя взаимосвязь Met — enet. WH ‘угасить его нельзи.
. i KOH CT - ико поэмы.
ина живет в маленьком Ване. Его   него гражданина велик раны-   дневников  и ВЖЕ ИЕ

необычайная жизнеспособность и   победительницы, ее воина и защит- Написанный кристально-ясным сти-
= и > - © спасении воз ении бессмерт:
Сталинских ПВ ий стойкость, его преданность делу и   ника — носителя традиций добле-  лем, с той суровой простотой, ко- Horo ropoma. Hepen Orde души я

wan? orn а аи бон Фе Knecrunts Aneun к д еее
	первый взгляд, узкои теме автор
раскрыл широкие проблемы нашего
времени. Душа великого народа-во-
ина живет в маленьком Ване. Его
необычайная жизнеспособность и
стойкость, его преданность делу и
долгу, его мужество и храбрость —
свойства как бы врожденные. На-
стоящий ребенок, радующийся но-
венькому с иголочки обмундирова-
нию, озорной мальчишка, подстраи-
вающий забавные каверзы везущему
его в тыл солдату, Ваня одновре-
менно гражданин своей страны. Он
принадлежит поколению, которое с
первым пробуждением сознания уже
ощущает свое гражданство, свои
неот’емлемые шрава и ответствен-
ность перед своей землей, своим го-
сударством.

Ваня твердо знает, что будущее
принадлежит ему, и хотя фашист-
ские убийцы приходят в его дерев-
ню, разрушают его дом, убивают
его семью, полуживой от горя и
лишений, голый и босый, мальчик
хранит в своей рваной торбе ист-
репанный букварь. Он знает: война
пройдет, оккупанты будут стерты
< лица его земли, сметены, как
зловонный мусор, и вот тогда-то
OH должен вступить в жизнь BO
всеоружии науки, которая в его
детском сознании воплощается в
букваре. Пребывание в воинской
части среди красноармейцев и
офицеров закаляет характер малень-
кого героя. Открытая для всего
прекрасного, душа ребенка жадно
вяитывает атмосферу доблести, ца-
рящую на артиллерийской батарее
капитана Енакиева. Солдаты  спра-
ведливой войны, борющиеся за
свободу и счастье человечества, ар-
тиллеристы капитана Енакиева сра-
зу привязываются к  шустрому,
смышленому мальчику. Для них в
нем олицетворяется самое важное,
зд что они борются в этой страш-
ной войне. В Ване-«пастушке» они
	тот горячий, захватывающий  инте-
рес, < каким узнает читатель ©
прекрасной жизни и гордой судьбе
отважных героев Краснодона.

В образах героев Краснодона —
Олега Кошевого, Сергея Тюленева,
Ули Громовой, Любы Шевцовой и
других — показана вершина дости-
жения советского строя — новый
человек, от общения с которым ис-
пытываёшь то «полное обновление
души», какое испытал раненый май-
ор, приставший к ребятам в степи
во время отступления. И вместе с
	этим майором хочется сказать, что
это ‘счастье «отдать жизнь 3a
таких ребят», отдать жизнь за ту
землю, которая подняла таких ге-
роев.

В романе ‘Фадеева «Молодая
	гвардия» раскрыт во всем своем
многообразном единстве, в высоком
горении патриотизма, во всей вели-
кой своей красоте мир социализма.

Реалистически верный  действи-
тельности, роман Фадеева поднима-
	ет читателя на могучих крыльях
романтики к высотам подлинного

героизма.
*
	Повесть Валентина Катаева «Сын
полка» посвящена ребенку. В ней
рассказано; как двенадцатилетний
мальчик Ваня, у которого ‘немцы
убили всех родных, был подобран
аутиллеристами и принят в часть
как «сын полка». После  героиче-
ской гибели своего названного от-
ца — капитана Енакиева Ваня на-
правляется в суворовское училище,
чтобы стать профессиональным вои-
ном. Воспитание воина и есть ос-
новная тема книжки, Но в этой, на
	видят своих собственных детей, в
маленьком «красноармейне Солнце-
ве» видят свое будущее: завтраш-
него гражданина великой  страны-
победительницы, ее воина и защит-
ника — носителя традиций добле-
стной Красной Армии.

Для всех солдат дивизиона Ваня
настоящий сын, которому принад-
лежат забота и суровая нежность
его многочисленных отцов. И Ваня
становится достойным сыном своего
полка: попав в руки врага, он He
поддается ни угрозам, ни ласке, ни
даже пыткам, а будучи спасен
разведчиками своей части, посильно
участвует в боевой жизни полка. И
уезжая из полка в  суворовское
училище — преддверие о большой
жизни, Ваня уносит с собой свой
неизменный букварь и письма по-
гибшего капитана Енакиева. Отныне
цель его жизни — стать достойным
того, чтобы надеть погоны.

Как всякое подлинно глубокое и
широко задуманное произведение,
‹Сын полка» Валентина Катаева не
имеет ограниченного круга читате-
лей; книга одинаково взволнует и
взрослого, и ребенка, и человека
высокой культуры, и только-что на-
чинающего читать. Каждый найдет
в ней свое, пищу для ума и серд-

ца; для ребенка — это увлекатель-
ная романтическая повесть, для
взрослого — еще одна «Педагоги-

ческая поэма», настольная книга
для родителей.
	С последним поездом из Москвы
в осажденный немцами Ленинград
прибыла московская писательница
Вера Михайловна Инбер, чтобы
стать ленинградкой на весь период
блокады. Поэма «Пулковский мери-
диан» и написанные в прозе «Ле-
нннградские дневники» — это прав-
дирый рассказ поэта «о времени и
о себе». Два произведения взаимно
дополняют друг друга, и теперь,
	Нельзя без волнения читать главу
о спасении и возрождении бессмерт-
ного города. Перед огнем души ©о-
ветского человека, перед огнем
пушек, созданных и управляемых
руками этого человека, рассыпается
кольшо блокады, бегут черные силы
гитлеризма. Начинается. возрождение
великого города, который снова на-
полняется щебетом птиц и голоеа-
ми детей. Уже идут архитекторы A
прорабы, чтобы залечить раны горо-
да, уже упоенно поет пчела и сте-
пенно ‘вторит ей топор.’ Уже вода
оживает в водопроводном кране, и
готов вспыхнуть под потолком цве-
ток электрической лампочки, ожива-
ют растения прославленного Ботани-
ческого. сада, мраморные музы гото-
BATCH покинуть мрачные подвалы
бомбоубежищ, чтобы воцариться В
Летнем саду, а декан вуза с ра-
достью видит, что В аудитории не-
хватает стульев. Недалек тот день,
когда с высот Пулкова, пока еще
дымящихся свежими  воронками от
снарядов, «мы вновь нацелим жер-
ла телескопов пою золотым ориенти-
рам звезд».

Величественную симфонию  «Пул-
ковского меридиана» дополняют сво-
ей подкупающей теплотой «Ленин-
градские дневники». Здесь мы ви-
дим показанную во всех подробно-
стях повседневную жизнь ленин-
гоадиев во время блокады, их быт,
	Написанный кристально-ясным сти-
лем, с той суровой простотой, ко-
торая является единственно достой-
ным тоном рассказа о величествен-
ной эпопее блокады, «Тулковский
меридиан»—не только неподкупно
правдивый документ эпохи, не
только лирическая песнь поэта-
гражданина, это — голос разума
эпохи, < высоты которого поэт су-
дит фашистских преступников, по-
сягнувших на свободу и счастье
всего человечества.
	«Нельзя. забыть, нельзя простить»
—кричат четкие” ямбические строки
«Пулковского меридиана». Последо-
вательно и спокойно, < тем спокой-
ствием, с каким говорит о самом
дорогом сдержанный человек беле-
ющими от волнения губами, пове-
ствует Вера Инбер о том, как ухо-
дит из города свет и тепло, Kak
замирает вода в оледенелом кране,
как застывает во льду автобус, как
постепенно и  страпию’ меняются
человеческие лина.
	Человеческая жизнь как бы за-
мерла, она уходит во’ мрак холод-
ного жилища. Но м в этом мраке
теплится крошечный огонек  кон-
тилки—огонек ‘ творчества, и на-
встречу мертвому несут  новорож-
денного младенца, и в стужу оса-
жденного ‘гитлеровцами русского
города сквозь звуки бомбежек до-
носится голос великого Сталина.

И мы — десятки, тысячи людей,
	В настороженном мраке Ленинграда,
Мы ошутили влруг, что мы —
	громада.

Мы — сила. Что сияние идей,
К которым мы приобщтены,
бессмертно.
Пусть ночь. Пускай еще не видим
черт мы
	Лица победы, Но ее венка
Лучи уже восходят перед нами.
	бсмбежек до- их волнения и заботы, их борьбу.
	Присуждение Сталинских премий
авторам любимых и популярных в
нашей стране произведений совет-
ский читатель встречает с уловлет-
ворением и гордостью.
	3. Кедрина,
	Ответственный редактор
Г. А. МЕЩЕРЯКОВ.
	mama TP KAK Оь ойство, которое род
а одно свойство, -
Е нит между собой столь различ-

В. Рыкуно
sseunecunsacs YHOB.   une 110 содержанию и форме произ-
зКированаве соооеннесниие ведения писателей-москвичей, удо-

стоенных Сталинских премий за

р. адио 1945 год: это — высокая их идей-
ность. О чем бы ни писал автор—

СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ о прославленной эпопее Краснодона,

На волнах 1961; 1724; 315; 31; 25; 19  0 судьбе мальчика-сироты или a

метров и по городской сети блокаде Ленинграда — он всегда
19.15. Опера Рахманинова «Алеко».   ГОВОРИТ о самом главпом и насуш-
20.15. Оперетта «Фиалка Монмартра»:   НОМ вопросе нашего времени, он
	трансляция из Колонного зала. 22.30.   всегда зовет нас к вершинам геро“
Стихи Якуба Коласа. 92.45. Песни Блан.  ... afStstrreaerreduorn полга. любвик
	тера. 0.02. Цьесы для виолончели в Родине
исполнении Казальса. 00.20. Четвертая у ii
симфония Чайковского. Алексей — Максимович Горьки
	ЗАВТРА
На волнах 1961; 1724; 1500; 31; 25; 19; 16
метров и по городской сети
6.30. Сюита из сперы «Золотой пету-
	призывал советских писателей «по-
нскать возможности об’единения ре-
ализма и романтики в нечто третье,
способное изображать героическую
современность более яркими краска-
	MICK», #10. PyccKkue mnecuH. 7.90. Me-   any говорить о ней более высоким и
лодии из опер. 7.50. Песни и Map- а ее тоном»
ти. 810. Сцены из оперы Спендна;   ДОсТОИНЫыЫМ ры
	рева «Алмает». 9.00. Концерт русской му-
зыки. 9.30. Глава из воспоминаний
Лннькова «Война в. тылу». 9.45. Отрыв-
ки из симфонии-кантаты Шапорина «Ha
none Куликовом». 10.00, Передача для
летей. 10.30. Концерт джаза ВРК. 11.00.
Передача для детей из цикла «Портре-
ты композиторов» — Калинников. 11-45,
Луэты Рубинштейна и Гречанинова.
13.15. Танты из опер советских компо-
	Произведения А. Фадеева, В. Ка-
таева и В. Инбер об’единяет еще и
то, что в них мы находим органи-
ческое слияние реализма и роман-
тики, о котором мечтал А. М. Горь-
кий.

Роман Александра Фадеева «Мо-
	BOR RARE EE RAMEN VUE AA Ae
зиторов. 14.15. Русские песни. 14.45. Пе-
редача для детей. 16.15. Эстрадный кон-
перт. 17.00. Передача для детей: отрыв-
ки из «Ленинградских дневников» Веры
Инбер. 17.20. Передача для дошкольни-
ков: Сказки оерернтту наропор 1745

лодая гвардия» — большое
ское полотно, написанное в

бессмертных традиций

эпиче-
духе

русской

классической литературы,—обога-

шает искусство тем

HOBBIM,

что
	ков: Сказки северных народов. 19.45.
Музыкальный календарь, 18.00. Пятое
«Пушкинское чтение» проза Пушкина.
19.15. Техника в новой пятилетке. 19.30.
	цает искусство тео > т
возникает и может возникнуть B
стране победившего социализма, —
характером нового человека. И этот
	Музыкальная передача: OTBerBlI H&   44 pen ee Oe аа М А Иа
письма радиослушателей, 20.00. Репор-   характер, раскрытый перед читате-
таж о фут: bHOM матче «Спартак». —   лем во всей своей широте, _ во всем

«Торпедо». 20.15. Монтаж оперетты «Мар-
тин-рулокон». 22.05. Концерт Игумнова.
22.35. Стихи и песни Джамбула. 23.00.
Концерт славянской музыки, 09.02. М=-
лодии и снены из оперетт,
	своем неисчерпаемом богатстве,
составляет неповторимое художест-
венное своеобразие книги; вызывает
	ire
ce-
	TO
		“pic
ная
м.