[1-й выпуск
	В МОСКОВСКОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ
	Недавно в Московской государст-
венной консерватории имени П. И.
Чайковского состоялся ‘выпускной
вечер студентов. В — 77-й раз про-
славленное музыкальное училище,
отмечающее в этом году рвое 80-ле-
тие, выпустило из своих стен моло-
дых людей,  овладевших большой
музыкальной культурой, — музыко-
ведов, пианистов, скрипачей,  пев-
цов. Во все концы страны понесут
они отсюда светоч высокого и бла-
городного искусства.
	Места за столом президиума’ за-
няли виднейшие советские музыкан-
ты. Среди них — лауреаты
Сталинской премии заслуженный дея-
тель искусств В. Шебалин и на-
родный артист РСФСР А. Свешни-
ков, профессор С. Козолупов и дру-
гие.

С отчетным докладом о 77-м вы-
пуске выступил директор консерва-
тории В. Шебалин:

— В этом году консерватория вы-
пустила 61 специалиста. В их чис-
ле — композиторы, пианисты, пев-
цы, хормейстеры и т. д. Несколько
человек получило дипломы с отли-
чием.
	В. Шебалин говорил 0б учебе и
творческой деятельности учеников, о
напряженном 1945—1946 учебном го-
де. Особенно отметил он исполни-
тельскую деятельность молодых му-
зыкантов, приуроченную к 80-летию
этого крупнейшего музыкального
центра. В этом году ими было да-
но 90 различных концертов. Концер-
ты показали, что многие из выпуск-
ников добились больших творческих
успехов.
	В. Шебалин остановился также на
общих итогах учебного года на всех
курсах. Показательно, что из 916
студентов 50 получают специальные
стипендии. Интересна также науч-
ная диссертационная деятельность
консерватории, обогатившая музыко-
ведение новыми выдающимися про-
извелениями.
	Вечер закончился большим концер-
том, в котором приняли участие сту-
денты-выпускники. Среди выступав-
ших — пианистка В. Петровская,
сыгравшая сонату Бетховена, певи-
цы 3. Петрова и В. Львова, спев-
шне романсы Римского-Корсакова и
	Рахманинова, хормейсчеры Е. Ло-
бачева и И. Иванов (хор под их
руководством исполнил  произведе-
	ния Баха и др. композиторов}, скри-
пачи, виолончелисты и т. д.

Новый — 77-й — выпуск Москов-
ской консерватории обогатил наше
музыкальное искусство незаурядны-
ми молодыми силами.
	В. Фроловскии.
	ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА

ариже. У Эйфелевой  балени.

Фото В. КОВРИГИНА {ТАСС).
	К формированию
итальянского
правительства
	РИМ, 6. (ТАСС). Выступление
бывшего министра казначейства Kop-
бино в роли представителя христи-
анско-демократической партии при
переговорах между партиями об
основах финансово-экономической
программы будущего правительства
вызвало возмущение в политических
кругах Рима,

После консультаций с руководите-
лями социалистической и коммуни-
стической партий, имевших место
3 июля, де Гаспери вынужден был
дезавуировать Корбино. Де Гаспери
заявил представителям печати, что
Корбино был им уполномочен участ-
вовать в экономической дискуссии
лишь в качестве бывшего министра
казначейства в интересах «преемст-
венности» политики в этой области.
	На состоявшемся 4 июля совмест-
ном совещании делегаций коммуни-
стической и социалистической парла-
ментских групп социалисты, как со-
общает газета «Аванти», подвергли
резкой критике предложения Корби-
но и требовали облегчения условий
жизни трудящихся путем снижения
цен. В передовой статье газеты
«Аванти» Моранди писал 4 июля,
что основными экономическими зада-
чами правительства, которым под-
чинены все другие, являются улуч-
шение жизненного уровня трудящих-
ся, ликвидация безработицы и прове-
дение в жизнь чрезвычайных прину-
дительных финансовых мер.

Газета «Унита» указывает, что
только коммунисты настаивают на
необходимости увеличения заработ-
ной платы, тогда как социалисты и
христнанские демократы предлагают
снижение стоимости жизни при неиз-
менной заработной плате.
	После провала плана Корбино’и
отступления христианско-демократи-
ческой партии де Гаспери, как сооб-
щает агентство АНСА, занялся со-
стазлением проекта правительствен-
ной программы, приэмлемой для трех
партий.
	Подготовка всеобщей
забастовки работников
связи в Японий
	ТОКИО, 5. (ТАСС). Как передает
агентство Дзидзи Цусин, если до
9 июля министр связи Хитоцумацу
не даст удовлетворительного ответа
на требование работников связи о
повышении заработной платы, то на-
циональный союз работников связи,
охватывающий 400 тысяч членов,
об’явит 10 июля всеобщую забастов-
		Пропесс главных немепких военных
	в Пюрнберге
	дание 5 пюля
	преступзиков
	Бечернее засе
	Раскольнические Маневры:
‚ ФТ в странах
Латинской Емерики
	НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Сообще-
ния из Бразилии подтверждают вы-
дхвннутые Конфедерацией трудящих-
ся Латинской Америки против Аме-
	  риканской федерации труда (APT)
	обвинения в Том, что последняя пы-
тается. расколоть  латино-американ-
ское профсоюзное движение.

Нью-йоркское отделение «Совета
пан-американской демократии» He-
давно  критиковало Американскую
федерацию труда за то, что она
стремится уничтожить Конфедерацию
трудящихся Латинской Америки и
создать другую конфедерацию < по-
мощью реакционных католических
	‚групп. «Совет пан-американской де-
	мскратии» заявляет, что представил
тель АФТ Ромуальди был связан <
лидером чилийских социалистов Бер-
нардо Ибаньес, который недавно
был исключен из Конфедерации тру-
дящихся Чили за то, что он предал
происходившую в феврале общую за-
бастовку.

Корреспондент агентства «Эллайд
лейбор ньюс» сообщает из Гаваны,
что генеральный секретарь  кубин-
ской Конфедерации труда Jlacapo
Пенья недавно обвинял председателя
АФТ Грина и вице-председателя
АФТ Уолла в раскольнической по-
литике, направленной против проф-
союзного движения в странах Ла-
тикской Америки:

Председатель Конфедерации тру-
дящихся ‘Латинской Америки Лом-
бардо Толедано призывал правитель-
ства латино-американских стран из-
гнать всех агентов Американской
федерации труда, которые пытаются
вмешизаться во внутренние дела
этих стран.
	Член английского
парламента о политике
Англии в Малайе
	ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, 3 июля член
английского парламента консерватор
Гэмманс, который недавно посетил
Малайю, заявил в Королевском им-
перском обществе, что Малайя мэ-
жет легко стать «второй Палести-
ной». Английское правительство, за-
явил OH, настолько взбудоражило
весь малайский народ, что можно
ожидать кампанию массового неповн-
новения. Выразив сожаление по по-
воду «непреклонных деспотических
методов правительства», Гэмманс за-
явил: «Малайя стоит перед самым
серьезным конституционным  кризи-
сом в ‹своей истории».
	Протест аргентинских

писателей против арест:

чилийскими властями
испанского поэта
	БУЭНОС-АИРЕХ, 38 (TACC).
Группа известных аргентинских пи-
сателей обратилась K  чилийскому
посольству в Буэнос-Айресе с про-
тестом против приказа чилийских
властей 0б ‘аресте находящегося в
Чили известного антифранкистского
поэта Антонио Апарисио, которому
вменено в вину то обстоятельство,
что он «занимался политической де-
ятельностью».

Газета «Ла ора» резко осуждает
подобные действия чилийского пра-
вительства, направленные против ис-
панского республиканского поэта. В
Буэнос-Айресе полагают, что все
«преступление» Апарисио заключает-
ся в том, что он обратился с откры-
тым письмом к послу франкистской
Испании, в котором разоблачает его
лживые заявления относительно по-
ложения в Испании, находящейся
под властью Франко.
		НЮРНБЕРГ, 5. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала защит-
ник подсудимого Геринга адвокат
Штамер закончил свою защититель-
ную речь.

Затем председатель Трибунала
предоставил слово ‘для защититель-
ной речи защитнику подсудимого
Гесса адвокату ‹ Зайдлю. Лоуренс
сделал этому защитнику замечание,
что он не передал своевременно сво-
ей речи для ее перевода на англий-
ский, русский и французский ‘языки,
н таким образом члены Трибунала
не имеют экземпляра, по которому
они могли бы’ следить за текстом
речи адвоката. =
	Зайдль начинает свою речь с пе-
риода 1918 года, останавливаясь на
известных четырнадцати пунктах
американского президента Вильсона.
Председатель Трибунала перебивает
защитника, заявляя, что вопрос о
Версальском договоре не относится
к разбираемому ‘делу и Трибунал не
хочет выслушивать никаких выступ-
лений по этому-тноводу. Защитник
обещает выполнить ‘требование суда.
Несколько раз он принимается чи-
тать свою речь < разных страниц, но
каждый раз снова начинает с. крити-
ки Версальского договора. Председа-
тель Трибунала Лоуренс оказывает-
ся вынужденным в Течение коротко-
го времени `12 раз прерывать адзо-
ката, и 12 раз Зайдль снова говорит
об одном и том же. Не помогает и
предупреждение Лоуренса о том, что
Трибуналу придется прекратить вы-
ступление защитника. В конце коп-
nop терпение Трибунала истощается,
ин Лоурене в 13-й раз прерывает
адвоката:

— Вопрос о Версальском догово-
pe, — говорит он, — не имеет ни-
какого отношения к тому; была ли
агрессивная война, которую вёла
Германия, преступной. Поскольку вы
не можете перестроить вашу речь на
ходу в соответствии < установлен-
ными Трибуналом правилами, мы не
будем заслушивать вас сегодня. Мы
перейдем к защитительной речи по
делу следующего подсудимого, (и
	вы, таким образом, получите воз-
можность перестроить вашу ` речь и
передать ее для перевода прежде,
чем будете произносить.
	После этого Трибунал предостав-
ляет слово защитнику подсудимого
Риббентропа адвокату Горн. Защит-
ник напоминает,. что, по мнению об-
винителей, ‹Риббентроп считается ли-
цом, несущим среди заговорщиков
главную ответственность за внешне-
политическую сторону заговора, ста-
вившего целью подготовку и веде-
ние агрессивных войн. Однако, рас”
сматривая деятельность  подзащит-
ного и стремясь найти смягчающие
его вину обстоятельства, Горн пус-
кает в ход избитую версию о том,
	что Риббентроп являлся якобы
только механическим исполнителем
чужой воли.
	Перед концом вечернего заседания
адвокат делает попытку нарушить
регламент, принятый Трибуналом, и
приступает к рассмотрению обще-
правовых вопросов. Лоуренс переби-
вает его, заявляя, что по этому по-
воду уже выступал д-р Яррейс. Ад-
вокат об’ясняет, что он будет касать-
ся других тем в этой сфере. Лоу-
ренс вновь перебивает его, напомн-
ная, что Трибунал дал только одно-
му защитнику право говорить об об-
щих правовых вопросах, так как Три-
бунал не может двадцать раз слу-
шать одни и те же вопросы право-
вого порядка. Вступивший в дис-
куссию адвокат Дикс заявляет cy-

ду, что д-р Яррейс рассматривал
лишь две правовые проблемы, и, по
его мнению, остались нерассмотрен-
ными многие другие вопросы между-
народного права. Заключая дискус-
сию, Лоуренс об’являет, что Трибу-
нал рассмотрел этот вопрос и вы-
нес решение, что повторение на су-
де одних и тех же вопросов, имею-
щих чисто правовое значение, может
только растянуть процесс.
	Следующее заседание  Грибунала
состоится 8 июля.
	Портрет Нюзнякова рабсты художнтысв
венной зажупочной комиссией Комите
Министров СССР.

*

6. Серова, приобретенный Государст-
A по делам искусств при Совете
		Малоизвестные портреты
В. А. Серова
	Приобретение Третьяковской галлереи
	Имя гениального русского худож-
хика Валентина Александровича Ce-
рова (1865—1911) занимает олно из
почетнейших мест в истории разви-
тия русского национального изобра-
зительного искусства. Блестящий ко-
хорист, тонкий рисовальщик, он в
своих композициях, портретах и Ka-
рандашных рисунках показал себя
первоклассным мастером, завершив-
шим  предреволючионный  пернод
развития русского реализма в живо-
писи.

Многие пронзведения Серова, на-
ходящиеся в различных музеях Со-
ветского Союза, являются предме-
Tom глубокого изучения не только
советских художников, искусствове-
лов н зрителей, но и зарубежных
исследователей.
	{ осударственная Третьяковская
галлерея обладает наиболее полным
собраннем произведений замечатель-
вого художника и прежде — всего
изумительными портретами его со-
временников — К. Коровина, И. Ре-
кина И. Левитана, Н. Лескова,
С. Третьякова, В. Репиной, В. Ма-
	«Портрет неизвестной» работы ху-
дожника И. Репина, приобретенный
Государственной закупочной комис-
	сией Комитета по делам искусств
при Совете Министров CCCP.
	монтовой («Девочка с персиками»},
М. Симонович («Девушка, освещен-
ная солнцем»), О. Трубниковой и
многими другими.
	Ученик И. Репина и профессора
1. Чистякова, Серов в создаваемых
им портретах всегла стремился к
психологическому анализу изобра-
жаемого, к раскрытию его внутрен-
него мира, сохраняя при этом чер-
ты необычайного сходства с нату-
		живописных портрета, принадлежа-
щих кисти В. Серова.

Один из них, датированный 1902
годом, — гортрег Е. Лосевой, изве-
стной в свое время каК коллекцио-
Hep и меценат. На зрителя при-
стально смотрят болышие, красивые
глаза молодой женщины. Продолго-
ватый овал бледного лица, окайм-
ленный шапкой пышных волос, рель-
ефно контрастирует с черным плать-
ем и коричневым фоном обстановки.

В этом портрете В. Серов блестя-
ще показал ‹вое умение сочетать
рисунок с живонисью. — Выдержан-
ный в мягкой коричневатой гамме
красок, портрет вместе с тем отли-
чается богатством и разнообразием
оттенков.

Значительный интерес представ-
ляет портрет Н. Познякова, сде-
ланный в 1908 году, в период наи-
высшего расцвета творческих сил
художника. В нем с наибольшей вы-
разительностью раскрылось мастер-
ство Серова.

На низком диване, облокотившись
на подушки, лежит юноша. Его те-
ло, застывшее в непринужденной
позе, полно грации и покоя. При-
поднятая голова повернута в про-
филь. Вьющиеся черные волосы, изо-
гнутые брови и чуть-чуть пробива-
ющийся пушок на верхней губе от-
теняют матовую белизну кожи. По-
ложение рук с длинными бессильно
повисшими кистями еще больше под-
черкивает пластичность фигуры.
	Оба приобретенных портрета бу-
дут включены в постоянную экспо-
зицию Третьяковской - галлереи.

Ю. Скалов.

Дневник
искусств
	\ КОМИТЕТ пою делам искусетв при
Ссвете Министров СССР утвердил 48a
местителями художественных руководи-
телей теалров по вопросам репертуара:
в Камерном театре — писателя Ве. Вити.
невского, в театре им. Ленинского ком-
сомола — К. Симонова и в Централь-
HOM детском театре — С. Михалкова.
	\{ ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА, под ху-
дожественным руководством заслужен-
ного артиста РСФСР С. Алексеева о6-
служивающий части Красной Армии.
готовится к очередной поездке. Театр
пополнил свой репертуар новыми спек-
таклями -- «Капитан Костров» А. Фай-
ко (постановка С. Алексеева, художник
М. Самородский) и «День отдыха» (по-
становка В. Цыганкова, декорации
П.  Роднянекого). Возобновлен спек-
такль «Без вины виноватые» Остров’
ского в постановке лауреата Сталин-
ской премии, зазлуженного деятеля
искусств А. Лобанова. Помимо затих
спектаклей филиал Малого театра пока-
	жет в частях Красной Армии вой
прежние постановки — «Не в свои са-
ни не садись» и «На бойком месте»
Островского, а также новую концерт.
ную программу.

хп он В
	Памятники русской
истории
	МОНАСТЫРЬ
 DETACTh
	та густым сосновым бором, по
глухим дорогам толпы ярос-
лавских, владимирских, суздальских,
вологодских крестьян. В 70 верстах
	ю северу от Москвы — у деревян-
ных стен Троице-Сергиевского мо-
настыря — собирались они с топю-
	рами, лопатами и другим инструмен-
том.

Их созвал сюда на постройку но-
вых каменных стен указ царя Ива-
aa IV.

Десять лет — с 1540 по 1550 гг.
— строились эти стены, превращая
монастырь, основанный еше в ХГУ
веке, в крепость на важнейшем тор-
говом пути из Москвы к Белому
морю. Вооруженный крепостными
орудиями и многими другими сред-
ствами обороны, каменным часовым
	встал монастырь на подходах A
Москве с севера.
Ровно четыреста лет стоят его
	стены, замкнувшие внутри еще 60-
лее древние постройки. Многовеко-
вая история монастыря’ тесно связа-
на со всей историей Москвы и Мос-
ковского государства.

В 1380 году, отправляясь во гла-
ве русских войск в поход против та-
тар, приезжал’ в монастырь князь
Димитрий Донской. Основатель мо-
настыря Сергий Радонежский благо-
словил Димитрия на битву с пол
чищами Мамая. Битва на Куликовом
поле окончилась славной победой
русского оружия и положила на-
чало освобождению Руси от татар-
ского ига.

Героическая и мужественная шест-
надцатимесячная оборона монастыря
от интервентов в ХУП веке — заме-
чательная страница в истории рус-
ского народа. Крепостные стены мо-
пастыря преградили путь иноземным
захватчикам, стремившимся прорвать-
ся к Москве с севера. На штурм
крепости отправился хорошо воору-
	Заявление колумбийского промышленника
	для Колумбии. Указав на то, что
договор обсуждался еще до того,
как Колумбия приступила к инду-
стриализации страны, этот промыш-
ленник сказал, что Колумбия имеет
право пересматривать. и. повышать
таможенные тарифы для того, чтобы
покровительствовать своей собствен-
ной промьинленности.
	‚; Пользуясь правом беспошлинной торгов-
ли, он вел ее в обширных размерах.

Многочисленные постройки внутри
крепостных стен — ценнейшие, уни-
кальные памятники русского зодчества.

Пестрые краски монастырских строе-
ний на фоне окружающей зелени так
же жизнерадостны, как и цветные мэ-
ковки храма Василия Блаженного —
лучшего образца московской архитек-
туры той поры. Причудливо живопис-
ные формы строений, вобравшие в ce
бя стели многих эпох, разнообразный
и -красочный облик всего монаетыря
не однажды привлекали внимание вы-
дающихся русских художников. Собо-
ры, палаты, стены и башни монасты-
ря запечатлены на полотнах Юона,
Кустодиева, А, Васнецова, Коровина,
Кончаловского.

Многие века жизни, суровые военные
бури не прошли бесследно для моиас-
тырских построек. Начали крошиться
добротные кирпичи и крепкий цемент,
связавший их в единое целое, подвер:-
лась частичному разрушению искусная
кладка древних строителей стен —
«изографов и муролей» Ярославля и Во-
логды. И памятнику замечательной рус-
ской строительной техники и оборон-
ного искусства, этому исключительно-
му «сказочному русскому городку», гро-
зило постепенное разрушение,

Еще перед войной в бывший Тро-
ице-Сергиевский монастырь, ставший
после Великой Октябрьской социа-
листической революции Загорским
музеем-заповедником, пришли уче-
ные — историки, археологи, архи-
текторы, инженеры-строители, \у-
дожники, проектировщики. Самая
ничтожная рана на камнях, орна-
ментах, живописных украшениях бы-
ла зафиксирована, выяснены причи-
ны болезней строительного материа-
ла, нанесены на кальку размеры и
местонахождение тех или иных по-
  вреждений...

И вскоре на территории монасты-
ря появились реставраторы и строн-
тели. Из Владимирской и Ярослав-
ской областей приехали высококва-
лифицированные каменщики, полу-
чившие по наследству от дедов и
  прадедов мастерство каменной клал-
„ки, которым так славились их пред-
ки — первые строители монастыр-
ских стен.

Впервые за всю историю Лавры,
как стал называться монастырь пос-
ле Петра, масштабы реставрацион-
ных работ приняли грандиозные раз-
меры. Источником для реставрации
служит сохранившийся документаль-
ный материал.

Прерванные войной, эти работы
	теперь снова возобновились. И ре-
	НЬЮ-ИОРК, 5. (TACC), Kak co-
общает корреспондент агентства
Юнайтед Пресс из Боготы, председа-
тель Национальной промышленной
	ассоциации Колумбии в CBOeM вы-
ступлении требовал денонсирования
торгового договора между Колумби-
ей и США на том основании, что
этот. договор является невыгодным
	Трои це-Сергиевская лавра).
	х СОВЕТ СОФИИСКОЙИ ОБЩИНЫ ук
вердил бюджет главной дирекции по
восстановлению Софии на 1946 год в
сумме около 2 млрд. лев.

* КАК СООБЩАЕТ Польское агентетво
печати, в Варшаву прибыл польский
пссол в Вашингтоне и представитель

Польши в Совете безопасности Оекар
Ланге.
		Яркий памятник так называемого
«московского барочко» — монастырская
трапезная. У входа в нее стоят рос-
кошно декорированные каменные
крылечки е резными колоннами, обви-
тыми гирляндами. Они как бы DO]
черкивают парадность этого здания —
палаццо, имеющего очень смелые евод-
чатые перекрытия над болышим внут-
ренним пространством широкого и длин-
ного зала. Архитектурно-технические ре-
шения конструкций сводов перекрытия
делают этот памятник исключительно
интересным для истории московского
строительства конца XVII Beka.

Каменная пятизтажная колокольня—
яркое выражение позднего барокко. Онь
была первоначально спроектирована, ге-
ниальным архитектором Растрелли на
три этажа. Позднее колокольня по про-
екту архитектора Ухтомского получила
еще два этажа. Ее архитектурные фор-
мы создают впечатление стремительно-
го взлета ввысь; широкие пролеты
этаяей-звонов придают особую легкость
и прозрачность всей постройке, увен-
чанной золоченой главой причудливой
формы в етиле рококо.

В стенах монастыря сосредоточено
еще немало замечательных в архитек-
турном отношении зданий: каменные
палаты, известные под названием мит-
рополичьих покоев, «Чертоги» — дв»
рец, в котором останавливались царв,
приезжавшие на богомолье,

Архитектурный ансамбль монас-
тыря как бы развертывает перед зри-
телем всю историю древнерусского
зодчества от белокаменных влади-
миро-суздальских построек (Троиц-
кий собор, построенный в 1422 го-
ду) до вздымающейся вверх легкой
и воздушной колокольни Растрелли
(ХУШ век). Величавые стены и
башни напоминают о замечательных
событиях в жизни монастыря-кре-
пости, которую с изумительным
упорством, мужеством и стойкостью
защишала маленькая горстка pyc-
ских людей, готовых отдать жизнь
за независимость, честь и свободу
	своеи родины.
	Загорский музей-заповедник (0.
	женный отряд, насчитывавший 39
тысяч человек. .
	В то время монастырь окружала
зубчатая каменная стена. В ней бы-
ли устроены двухярусные ниши —
«каморы», — в которых укрывались
защитники крепости. На углах и из-
гибах стен высилось десять башен-
бойниц: Пятницкая, ЛукКовая, Уточ-
кина, Каличья, Красная, Надворот-
ная и др. Каждая из них являлась
самостоятельным неприступным бас-
тионом и позволяла вести три Som:
верхний, средний и нижний или по-
дошвенный. На башнях и стенах
крепости стояли орудия, среди них
находилась пушка, стрелявшая пя-
типудовыми ядрами. Крепостные
стены были снабжены «машикулями»
— наклонными отверстиями, через
которые осажденные лили  кипя-
щую смолу на атакующих врагов,
Смола варилась в большом котле,
вмещавшем 100 ведер. Котел стоял
на стене у Водяной -башни.
	Крепость была хорошо вооруже-
на, но число защитников ее было
ничтожно мало. Их едва ли набира-
лось 3 тысячи человек. Поэтому, не
начиная военных действий,  интер-
венты пытались склонить героичес-
кий гарнизон к сдаче. Ответ осаж-
денных был короток: «Мы приня-
ли писание ваше-—и оплевали его».
Началась длительная, изнурительная
осала, с яростными штурмами, под-
копами. Осажденные, ‚сильно стра-
давшие от голода, не только упор-
но защищались, но и нападали, на-
нося все новые и новые удары вра-
гу. Сражались не только -ратники.
Люди, не искушенные в военном де-
ле, никогда не державшие в руках
оружия, «охрабрились», и те, что
у мучных жерновов были  «лени-
вые мелцы — стали на супротивные
удалые стрельцы».

И монастырь устоял. После шест-
надцати месяцев безуспешной. оса-
ды интервенты прекратили ее и по-
зорно бежали. Они отступили перед
мужественными русскими людьми.
	Монастырь стал после этого од-
ним из центров организации борьбы
с интервентами. Сюда привезли тя-
жело раненого князя Пожарского.
Отсюда рассылались во все концы
грамоты с призывом подняться иро-
	зультатом упорного и кропотливого
труда будет восстановленный в пер-
воначальной суровой красоте и мо-
	щи весь архитектурный ансамбль
бывшего Троице-Сергиевского Mo-
настыря.

В этом комплексе одно из нан-
более интересных сооружений —
стены и башни. Редко где можно
найти так хороно  сохранившизся
	памятники оборонного строительства
AVI—XVII Ba. Правда, в первоначаль-
ном виде сохранилась только часть
стен. Как крепостные стены, так и
башни пострадали во время герои-
ческой защиты от интервентов в ХУЦ
веке. Их. реставрация. произведена
позже, в середине ХУП века. Стены
тогда были значительно надстроены
и в некоторых местах высота их до-
стигает 12 метров.

Одна из самых древних дошедших
по нас каменных построек Подмос-
ковья—Троицкий собор, выстроенный
в 1422 году по приказу князя Юрия
Дмитриевича Звенигородского. Вну-
тренние стены собора в ХУ веке
расписаны фресками знаменитым ху-
пцожником Андреем Рублевым. Ан-

прей Рублев — лучший ‘художник-
иконописец древней Руси. В его ху-
пожественном творчестве нашли

свое выражение наиболее яркие ‘чер-
ты русского народного искусства.
Некоторые из фресок, написанных
Рублевым в Троицком соборе, были
обнаружены только теперь. В ходе
реставрационных работ шесть слоев,
один за другим, пришлось снимать
со скрупулезной тщательностью, по-
ка не появилось подлинное рублев-
ское письмо.
	Изумителен каменный пятиглавый
Успенский собор, весьма схожий по
архитектурным формам со своим
тезкой в Московском кремле. Ровно
через сто лет после основания внут-
ренние стены его были покрыты
фресками, исполненными ярослав-
скими «кормовыми» иконописцами во
главе с известным художником сво-
его времени Дмитрием Григорьевым.
Фрески эти отличаются многофигур-
ностью, подчеркнутостью движения
и болышим количеством бытовых де-
талей.

‚ Около наружной стороны запад-
ной стены собора находится гробни:
ца Бориса Годунова и его семьи.
	тив врага. Эти призывы сыграли ог-
ромную роль. В Нижнем-Новгороде
патриот Кузьма Минин собрал на-
	родное ополчение, освободившее
впоследствии Москву и Русь от ин-
тервентов.
	Памятью героического «сидения»
в крепости служат сохранившизся
здесь большой закопченный котел,
в котором варилась смола для OT-
ражения неприятеля, «троицкий чес-
нок» — небольшие железные трех-
лапные якоря с острыми концами-
зазубринами — страшное оружие
против конницы и пехоты, и др. По-
врежденная пробоинами дверь Тро-
инкого собора — след влетевшего
сюда вражеского ядра. Все это —
реликвии знаменитой обороны.

В августе 1689 года через монас-
тырбкие ворота, предупрежденный о
заговоре стрельцов, промчался юный
царь Петр Г. Вслед“за ним сюда по
Троицкой дороге стали прибывать
«потешные» войска царя и остав-
шиеся верными ему стрелецкие пол-
ки. Бунт был подавлен Петром, на-
шедшим за крепостными стенами на-
дежную защиту.

Но не одними «ратными» делами
заслужил известность и вошел в
историю нашего ‘народа  Троице-
Сергиевский монастырь. Он был так-
же крупнейшим центром древнерус-
ской культуры.
	Начало ero знаменитой мастерской
письма ‘восходит еще к ХУ веку. Рэ-
ботавшие в ней многочисленные нисцы
и великолепные мастера-живопискы еоз-
дали собственную школу книжного
письма и миниатюры. Монахом Троице-
Сергиевского монастыря был один из
образованнейших людей первой четвер-
ти ХУ века Епифаний — автор житий
Стефана Пермского и Сергия Радонеж
екого.

Здесь жил учевый монах Максим
Грек. приехавигий. с Афона в Москву
	СР: м. о
HO вызову великого московского князя,

we lg

Василия Ш для перевода богослужео-
вых книг. Его труды во многом по-
могли Мелетию Смотрицкому при coc:
тавлении им грамматики. И «воротами
учености» стала потом эта грамматика
пля юного Ломоносова,
	Здесь жилая архимандрит Дионисий,
автор многочисленных грамот, призы-
вавитих русских людей подниматься
против интервентов, Симон Азарьин —
автор «Повести о разорении Московско-
го государства», Ареений Суханов, опи-
савший свое посольство на Восток,

Монастырь, владевший землями,
угодьями, промыслами, оказывал боль-
шое влияние на эконсмическую жизнь
развивавшегося русского государства.
	На-днях Государственная закупоч-
ная комиссия Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР приобрела находившиеся до
енх пор в частных собраниях два

сд
На волнах 1961; 1724; 315; 40; 41; 31
метр и по городской сети
	19.15. Новости науки и техники. 19,30.
Камерный концерт. 20.00. Эстрадный
концерт. 29.30. Репортаж о футбольном
матче «Крылья Советов» (Москва) —
«Динамо» (Киев). 20.45. Легкая музыка.
21.20. Русские песни и пляски. 21.40.
Псгма Веры Инбер «Пулковский мери-
	диан». 22.00. Концерт из цикла —
«Композиторы — лауреаты Сталинской
гремии». 22.45. Эстрадно-танцовальный
коннерт. 00.02. Выступление ансамбля
	несни ВРК. 00.45. Камерный концерт из
вроизведений Бетховена.
	На волнах 1233; 550 метрор
	19.00. Танцовальная музыка. 19.25.
Опера «Князь Игорь»: трансляция из
Большого театра. 22.30. Отрывок из Ho
вести Горького «Дело  Артамоновых».
23.30. Коннеёрт для воинов Красной Ар-
мии. 00.02. Легкая музыка. 00.30. Кон-
перт Энрико Карузо.
	Wa волнах 1961; 1724; 1500; 3%; 25; 19; 16
метров и по городской сети
	6.30. Коннерт из произведений tipo
кофьева, Глиэра и Ракова. 7.10. Увер-
тюры Глинки. 7.39. Фортепнанные пье-
сы Грига. 7.50. Песни о героях. 8.10.
Легкая музыка. 9.09. Украинские’ песни
и танцы. 9.30, Глава из воспоминаний
Ленькова «Война в тылу». 9.45. Форте
пианные пьесы Гайдна. 10.30. Передача
для детей: Тургенев «Хорь и Калиныч»,
11.15. Концерт из произведений Бала.
кирева. 12.45. Произведения  Штраува,
Равеля и Дебюсси. 18.15. Обзор «Лите:
Ратурной газеты» и газеты «Советское
искусстеко». 1330. Конперт-лекция «Алек-
сандр Серов и Антон Рубинштейн». 14.40.
Литературная передача. 15.00. Монтаж
комической оперы «Запорожец за Ду-
наем». 16.00. Новости недели. 16.30. Те-
атр у микрофона: монтаж спектакля
«Соломенная шляпка». 18.00. Главы иъ
романа Фадеева «Молодая гвардия».
18.30. Эстрадный концерт. 19.10. бесе-
да: «Памир — копа мира». 19.25. Опера
«Ромео и Джульетта»: трансляция из
Филиала Больнюго тезтра. 20.00. Беседа:
«Тутовый шелкопряд». 21.50. Очерк о
лауреат» Сталинской премии Николад-
ве. 23.15. Романсы русских композито-
рев. 00.02. Эстрадный концерт.
			Проехать к древнему монастырю-
крепости можно электрическим по-
	ездом с лрославского вокзала до
станции Загорск (7! Км. от Моск-
ры). В Загорске надо пройти по
	Вокзальной улице вправо к деревян-
ному мосту через речку Кончуру
(10 минут хольбы). Сейчас же за
	мостом высится огромный массив
бывшего монастыря.
Музей в Загорске открыт еже-
	дневно кроме ПЯТНИЦЫ.
В. Длусач,
С. Романов.