ХУЛОЖНИКИ-
ВОИНЫ
	В СТУДИМ ИМЕНИ
ГРЕКОВА
		«Международный комитет по изучению  езвропейсквх pots
письме к союзным правительствам предупоедило 0 попытках
созланных нацистских организаций в Германии активизировать
	деятельность.
Рие. А. ЗУБОВА.
	ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
	К налету фашиствующих хулиганов
	в Шанхае
		Советской `
	танковых и других воинских частей,
в военных училишах и академиях.
Среди будущих офицеров — питом-
цев Калининского суворовского учи-
лнша — зрители увидят сына летчи-
ка-героя Гастелло — Виктора Гастел-
ло. .

В новый выпуск включены, кроме
того, кадры, снятые на литературной
«среде» в газете «Сталинский сокол».
Здесь состоялась встреча Б. Полево-
го, автора «Повести о настоящем че-
ловеке», и героя этого произведения
— летчика Героя Советского Союза
Маресьева с трижды Героем Совет-
ского Союза Кожедубом, лважды Ге-
роем Советского Союза Глинкой и
другими.

Киновыпуск снимали операторы Ле-
витан, Шафран, Семенов и Школьни-
NOR.
	чемпионат СССР
	женном положении Левенфиш дол-
жен одержать победу. ~

Энергично играл гроссмейстер Ли-
лиенталь против Каспаряна. Белые
создавали много угроз и в кКонце-
концов выиграли фигуру. В отложен-
ной позиции Каспарян, видимо, рас-
считывает об’явить «вечный шах», но,
как сказал после игры Лилиенталь,
король уходит от «вечного шаха», и
тогда гроссмейстер одержит. побе-
ду.

Кан пожертвовал пешку гросемей-
crepy Флору и получил многообе-
щающую позицию. Партия осталась
незаконченной, но Кан попрежнему
сохраняет шансы на выигрыш.
	Интересно были разыграны две
испанских партии — у Рагозина с
Макогоновым и Бронштейна с Ала-
торцевым. До 12-го хода обе партии
были одинаковы по дебюту. но в
дальнейшем начались осложнения.
Рагозину удалось выиграть пешку.
Алаторцев под конец пожертвовал
Бронштейну коня. Возникший  энд-
нишиль скорее был к выгоде Алатор-
цева, но Бронштейн очень точно за-
щищался. Обе партии отложены в не
совсем ясном положении.

После 13 туров впереди Kepec —
10 очков, Болеславский — 9, Смыс-
лов 8 очков и одна партия, отложен-
ная в выигрышном положении, Бонда-
ревский — 82 ит. д.

Сегодня — 14-й тур. Встречаются:
	Керес — Алаторцев, Левенфиш —
Смыслов, Болеславский — Рагозин,
Гольденов — Бондаревский  Юдо-
	вич — Бронштейн, Флор — Аронин,
Уфимцев — Лилиенталь. Каспарян —
Дубинин, Макогонов — Кламан, То-
луш — Кан.
	Мастер Вл. Алаторцев.
	DUA оО.
	Дрмии
		ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ
			Центральная студия документаль-
ных фильмов подготовила к 29-й го-
довщине Советской Армии специаль-
ный киновыпуск (режиссер — Я. Ба-
бушкин, редактор — А. Колбанов-
ский).

Фильм начинается кадрами, сняты-
ми у стэндов боевых знамен в Цент-
ральном доме Советской Армии. Мы
видим славные знамена периода граж-
данской войны, рядом с которыми
стоят знамена героических частей и
соединений, участвовавших в боях с
немецко-фашистскими захватчиками.
На экране — знамя 150-й стрелковой
дивизии, которое в памятные дни
победы развевалось над поверженным
Берлином.

Следующие эпизоды посвящены
учебе Советской Армии. Операторы
побывали на занятиях стрелковых,
	ХУ шахматный
	ЛЕНИНГРАД, 2. (По телэфону.
Наш спец. корр.). Эффектную побе-
ду одержал вчера в триналцатом
туре ХУ шахматного чемпионата
СССР гроссмейстер Керес над киев-
ским мастером Гольденовым.

Черными играл гроссмейстер. Голь-
денов довольно робко разыграл де-
бют. Керес этим отлично воспользо-
вался и подготовил атаку на позицию
короля. Демонстрировался уже 16-й
ход, а король гроссмейстера все еще
не рокировался. Видимо, время нуж-
но было для подготовки штурма. В ре-
шительный момент Керес маневром
коня в центре начал атаку. Фигуры
черных нависли над белым королем.
Следовал удар, за ударом. Король
белых оказался в матовой сети. Вви-
ду неизбежных материальных потерь
Гольденов сдался.

„Хорошую партию дал гроссмейстер
Смыслов. Мастер Юдович в испан-
ской партии пожертвовал пешку. Это
привело к осложнениям. Смыслов иг-
рал очень изобретательно и в нуж-
ный момент атаковал черных своим
конем, что привело к взрыву пешеч-
ного центра. Уже через несколько
ходов гроссмейстер имел на две пеш-
ки больше. Партия отложена в вы-
игрышном для Смыслова положении.

Острая схватка между Кламаном
и Уфимцевым ‘быстро завершилась
победой мастера из Кустаная.

Через час после начала тура. на
24-м ходу, вничью закончилась пар-
тия Бондаревского с Толушем.

Упорно защищался Аронин против
гроссмейстера Болеславского. Парт-
неры признали ничью.

В острой тактической борьбе гросс-
мейстер Левенфиш переиграл Дуби-
нина и Под конец борьбы выиграл
ферзя за две легких фигуры. В отло-
	— Прошедитие тринадцать туров
	ХУ шахматного чемпионата СССР
определили ведущую группу: это
гроссмейстеры Керес, Боелеславский,
Бондаревокий ия: Острая борьба при-
вела.к тому, что только двое из уча-
стников — Болеславский и Бондарев-
ский — идут в турнире без пораже-
ний.

Впереди шесть туров. Они потре-
буют от участников большой выдерж-
	ических сражениях Великой
(иечественной войны рассказывают
‚ своих рисунках и картинах воины-
yO студии имени Грековз.
№ они не только свидетели, но и
посредственные участники боев с
емецко-фашистскими захватчиками.
	В 1948 году исполнится 30 лет со

основания Советской Армии. К
мой дате в Москве откроется Все-
оюзная выставка живописи, графики
; скульптуры. Значительное место на
ьй займут произведения художников
нудин имени Грекова. За годы Оте-
«лвенной войны студийцы накопи-
п оромный документально-художе-
‘ьенный материал — этюды, зари-
aKa, карандашные наброски и кар-
ины, сделанные ими в окопах, шта-
Gy, партизанских соединениях, гос-
уталях, во вражеских городах. Этот
утернал и лег в основу картин, гра-
ческих серий и скульптур, над ко-
торыми работают сейчас художники
	к
	средине апреля 1945 года
	бл осуществлен Олестящий прорыв
’оюны немцев на_ Одере, _ открыв-
		ий победоносной Советской Армии

на Берлин. На голову врага об-
ушнля шквал артиллерийского ог-
яз 22 тысяч орудий, а 200 про-
хекторов, ослепив вражеских сод-
вт, помогли продвижению советских
инков и пехоты, Эта операция бу-
т изображена в диораме старшего
epxakta Tl. Корецкого — «Разгром
ага на Одерском плацдарме».
	Художники А. Стадник и П. Жи-
зонт под руководством художника
\ Горленко работают над второй
порамой, изображающей ‘Popeuposa-
ие Днепра.
	(тараясь полнее раскрыть волную-
me эпизоды военных лет, многие
пудийцы обратились к тематиче-
ции композициям. Таковы картины
пастников ‘боев за рейхстаг лейте-
ama H. Обрыньба и младшего лей-
занта В. Богаткина «Штурм рейх-
	` мага», старшего. лейтенанта [1. Кри-
уногова «Конная артиллерия в бою»,
			эйтенанта И. Лукомского «Клятва
ул Сталинградом» и другие.
	Большой интерес представляет ра-
и лауреата Сталинской премии
иитана Н. Жукова и К. `Китайка,
вбражающая товарища И. В. Сталина
„ Красной. площади в радостный
	`зль парада Победы.
	Давным-давно пора бы,

вырвать жала
У этих оживающих гадюк.

Як. Быланин.
	Они шипят, как некогда бывало,
И норовят опять ужалить вдруг.
	В мастерской лауреата Сталинской пре
ник Н. Бордюков (слова) показывает
по фарфору.
	лауреата. Сталинской премии художника В. Н. Яковлева. Худох-
	В. Н. Яковлеву образцы своей работы
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
	В конпертных залах
столицы,
	Бечер норвежской
музыки
	Наряду с вокальной классикой
	Новое произведение
Глиэра
	В Колонном зале Дома союзов
	Грига, цавно вошедшей в репертуар   собтоялся пятый вечер проводимого
	Всесоюзным радиокомитетом цикла
«Инструментальные концерты». Ha-
ряду с другими произведениями
впервые исполнялся новый KOH-
церт для виолончели и оркестра
Р. М. Глиэра.

Старейший советский композитор
сочетает большое мастерство и без-
укоризненное владение формой. фак-
турой и оркестром с юношеской не-
посредственностью мелодического
мышления. Про музыку Глиэра мало
сказать, что она напевна, мелодична.
Она покоряет благородством и яс-
ностью мелодического рисунка.

Эти черты отличают и последний
виолончельный концерт Глиэра —
большое  лирико-романтическое про-
изведение, выдержанное в традици-
онных, почти классических формах
инструментального концерта. В нем
три части. В первой — противопо-
	лучших исполнителеи мира, в нор-
	вежской музыке есть интересные об-   «Инструментальные концерты».
	разцы вокального творчества совре-
	менных композиторов. С некоторыми   ВПервые
	из них год назад познакомила‘ ©о-
ветскую аудиторию лауреат Сталин-
ской премии В. Давыдова.
	Программа ‘ее второго концерта,
намеченного на 26 февраля, явилась
результатом встреч артистки с ком-
псзиторами Норвегии во время боль-
шой концертной поездки по Сканди-
навии. Одиннадцать авторов Произве-
дений, вошедших в эту программу
(за исключением Альнеса, скончав-
шегося больше 10 лет назад), занима-
ют видное место в современной музы-
	кальной жизни Порвегии и ЯВЛЯЮТСЯ   изведение,
	представителями
кальных течений.
	различных MYSHI-
				ШАНХАЙ, 75. (ТАСС). Предсета-
витель мэра города Шанхая Чжан
Бэй-де навестал семью убитого
9 февраля Лян Жэнь-да во время на-
лета фашиствующих хулиганов на
участников митинга в Шанхае, требо-
вавших бойкота американских това-
ров, и об’явил, что местные власти
согласны на проведение похорон уби-
того при условии, что на них будут
присутствовать только члены семьи,
родственники и близкие друзья. При
этом Чжан Бэй-де выставил непре-
менное условие: «Число участников
похорон должно быть небольшим».

Члены семьи убитого заявили, что
похороны не могут состояться до тех
	пор, пока не будут арестованы убин-
цы И ЧТО семья не может нести ответ-
ственность, если дружеские организа-
ции сами придут на похороны.

19 главных участников налета на
митинг известны властям. организа-
торам митинга и членам семьи Лян
Жэнь-да. Однако все они находятся
на свободе, а их имена даже не бы-
ли опублекованы в газетах. Дата по-
хорон все еще не установлена, так
как местные власти предпринимают
	все меры к тому, чтобы не допустить
демонстрации протеста против фа-
шистских порядков и нарушения го-
миндановцами элементарных свобод,
		UFO
ина
{hx
	Эттли © топливном кризисе в Англии
	15,5 дня. Эттли не указал даты возоб-
новления снабжения электроэнергией
южной части Англии и Лондона, где
пока созданы только тринадцатиднев-
ные запасы топлива. г
	Эттли сообщил, что из-за прекраще-
ния снабжения электроэнергией ли-
шилось работы 2 млн. 100 тыс. чело-
век.
	ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, премьер-ми-
нистр Эттли заявил в палате общин,
что 24 февраля возобновилось снаб-
жение электроэнергией промыпглен-
ности в центральной части Англии.
В Северо-Западной Англии снабже-
ние будет возобновлено с 3 марта.
Запасы угля, сказал Эттли, достигли
уровня, достаточного, примерно, на
	Лауреат Сталинской премии капи-
	нЕ. ‚ Вучетич готовит скульптурный

ут В. М. Молотова. младший лей-
«инт М. Листопад — статую А. С.
	Пербакова и капитан И. Макагон —
	цульштуру «Народный  мститель».
№ большой серией рисунков, по-
зщенных обороне Сталинграда и
шуму Берлина, работают капитан
1, Баранов и младший лейтенант
$ Богаткин.

Коллективными работами участни-
3 студии к юбилейной выставке
id) set Советской Армии» явятся
‘илюстрации к книгам «Героическая
Хорона Москвы», «Оборона Сталин-
ада», «Артиллерия в Отечественной
Ане» и др. НЕЕ:
	ДБЕ
ПРЕМЬЕРЫ
	«ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ»
И «НОВЫЙ САЛ»
	34 последние дни москвичи увиде-
ив театрах столицы два новых
етакля В Центральном театре
ной Армии состоялась премьера
иектакля «За тех, кто в море!».
)ю третья постановка пьесы Б. Лав-
хнеза на московской сцене. В; ©с-
звных ролях выступили: народный
шит РСФСР А. Хохлов (Харито-
os), заслуженный артист РСФСР
1. Сагал (Максимов), М. Майоров
Боровский). Спектакль поставлен
ижиссером Д. Тункелем. Оформле-
ие—заслуженного деятеля искусств
Й Фелотова.
	Оперно-драматический театр HM.
К. С. Станиславского показал пьесу
Г. Мдивани «Новый сад» — 01 ге-
мической борьбе югославского на-
Юла за свободу и независимость.
Режиссер — Ю. Мальковский, ХУ-
хжник — А. Левашова. Роли ис-
юлняют: С. Маркушев (Иосип Броз
Тито), Б. Балакин (Славко Бабич),
	1. Гурко (Милина) и другие.
				№!
т
	ель
		BEe2e2
	oH
	Ws
	Гроссмейстер Б. Смыслов
	Один из крупнейших композиторов  три части. В первой — противопо-
lavee Эгге. возглавляющий союз   СТавляются и развиваются две темы,
	различные по характеру, но обе —
обаятельные иярко запоминающиеся.

Вторая часть открывается и закан-
чивается широкими мягкими ‘гармо-
ниями ° русского народно-несенного
склада: Sto своеобразный орнамент,
как бы обрамляющий основное му-
зыкальное содержание части: три
	Клаусс Эгге, возглавляющий союз
норвежских композиторов и пред-
ставляющий ‘новое направление в
	ки: Победит тот, кто сможет выдер-
жать это испытание:

— Как вы чувствуете себя в Ле-
нинграде?

— Я закоренелый москвич. . Мест-
ный климат. не совсем нравится мне.

Я был нездоров. Сейчас чувствую се-
бя несколько лучше. Очень сожалею,
что вторая половина турнира прохо-
	дит не в моем родном городе.
Е
	К об’единению профсоюзного движения в Японии
	нейшее профоб’единение — Нацио-
нальный Конгресс производственных
профсоюзов, уже принимают участие
в движении по об’единению профсоюз-
ных организаций.

Создан подкомитет, в который вош-
ли по три члена от Национального
Конгресса производственных проф-
союзов и Национальной федерации
		ТОКИО, 26. (ТАСС). Как сообщает
агентство Киодо Мусин, Националь-
ная федерация`труда выразила согла-
сие участвовать вместе со всеми дру-
гими важнейшими рабочими органи-
зациями в движении за об’единение
профсоюзных организаций ‘страны.
32 крупных профсоюзных организа-
ции, об’единяющие в своих рядах до
2.200 тыс. человек, в том числе круп-
	Активизация
	Английские газеты сообщают, что
на совещания министров иностранных
дел в Лондоне при обсуждении одной
из статей будущего договора с
Австрией американский представи-
тель внес предложение: включить в
договор пункт, запрещающий членам
династии Габсбургов возвращаться в
Австрию. Англичанин тут же воз-
разил против этого пункта на том
основании, что проблема Габсбургов,
мол, неактуальна.

Спор о том, не существует ли уг”
роза со стороны Габебургов для ав-
стрийского народа, носит, так ска-
зать, вспомогательный характер. Ды-
мовая завеса, пушенная в Лондоне,
имеет служебное назначение — спря-
	США к иностранной нефтяной про-
дукции. «Наш военный опыт, — пи`
сал он, — показал, как важно иметь
сильные позиции за рубежом и рас-
полагать энергично действующими
американскими компаниями за грани-
пей».
	Планы, направленные к установле-
нию американского господства на
Ближнем Востоке, достаточно откро-
венно излагает глашатай американ-
ского империализма небезызвестный
Уолтер Липиман. «Соединенные Шта-
ты, — пишет он, — должны войти на
Ближний Восток как олна из глав-
ных держав, а не. как вторая после
Великобритании... Когда мы высту-
num на Ближнем Востоке как глав-
ная держава, опираясь на свои соб-
ственные права и на свою собствен:
ную инициативу, мы должны  поощ-
рять великие проекты возрождения
и реконструкции этих территорий.
Мы не можем находиться в стороне
от Ближнего Востока. Мы не можем
оставаться там просто помошниками
Англии. Мы не можем выступать
там, как третьестепенная держава».
	Американские монопоФисты, изряд-
но обогатившиеся в ходе второй ми-
ровой войны, стоят сейчас перед про-
блемой расширения своих рынков
сырья и сбыта. Ближний Восток за-
нимает немаловажное место в планах
экспансии американского капитала.
Особый интерес к Ближнему Восто-
ку проявляют и военно-морские кру-
ги США, выступающие застрельщи-
ками создания американской  «все-
мирной системы баз». Именно эти
устремления лежат в основе амери-
канского наступления’ на Ближнем
и Среднем Востоке, одним из прояв-
лений которого явились подписанные
недавно в Нью-Йорке и Лондоне неф-
тяные соглашения.
	В. Е

зерский.
	норвежской музыке, — автор многих   чивается широкими мягкими ‘гармо-
	исполняется   зыкальное
	симфонических, фортепианных, aH-
самблевых и вокальных сочинений. Е
	предстоящем концерте
	его большая вокальная драматическая   эпизода, разделенные теми же ‹ор-
	наментальными» гармониями. Первый
	И третий эпизоды повествовательны,
	спокойны, средний — взволнованно
порывист, драматичен. Тембровые и
технические возможности виолонче-
	ли использованы здесь блестяще.
Третья часть — финал, убеди-
тельно завершающий целостный по
	поэма (в оригинале написанная для
голоса с оркестром) «Песня любви».
	Сверре Иордан — композитор и ди-
рижер национального театра в Бер-
гене — страстный пропагандист рус-
	ской музыки. Под его управлением   тельно
	исполняются целые программы из   форме и содержанию концерт. В нем

произведений русских классиков, в  широко использованы виртуозные
8 _ . ww _.   возможности виолончели и отлично
	разработано оркестровое сопровож-
дение.

К сожалению, исполнение концер-
та было не блестящим. Чувствова-
лись следы неподготовленности. не-
срепетированности. ‘Это тем более
	частности Мусоргского. В. А. Давы-
дова включила в программу три ли-
рических романса Иордана — «Осень»,
«Ручеек» и «Орел».

К особенно популярным в Норве-
	Лз международной жизни
	PHTACPOBCKHA
	тать от мирового общественного мне
ния подлинную угрозу, нависшую
над австрийской демократней.

События в англо-американской зо-
ве Австрии говорят о попуститель-
стве элементам, которые никак не
хотят примириться с действительной
демократизацией страны. Подняли
голову; выползли. из. щелей люди,
мечтающие не о временах Габсбур-
гов, а скорее о временах Бальдур
фон Шираха. Кое-где распростра-
няются листовки: < призывом к ан-
шлюссу. На стенах малюют свастику.
Но что-то не слышно, чтобы фашист-
ские провокаторы привлекались К
суровой ответственности. Мало то-
го, австрийское правительство и пар-
ламент с величайшей неохотой при-
няли закон о денацификации, пред-
ложенный Контрольным Советом.

На австрийской территорни, под-
контрольной англо-американским
войскам, фашиствующие молодчики
окончательно распоясались. Не так
давно газеты писали о провокацион-
ных выступлениях гитлеровцев, око-
павшихся в Венском университете.
Австрийское правительство дало тор-
жественное обещание произвести в
университете чистку, освободить его
от проникших туда эсэсовцев. Но
дальше обещаний дело не пошло.
Венский университет, находящийся
в американской зоне, попрежнему
остается убежишем для фашистского
охвостья. В последние дни были слу-
чаи избиения демократически на-
строенных студентов. Из окон вы-
брасывали книги Генриха Гейне,
топтали их ногами. Но что-то не
слышно, чтобы американская полиция
и австрийские власти остро реагиро-
вали на эти вопиющие безобразия.

Некоторое время назад в районе
Линца задержали: несколько бывших
членов гитлеровского союза молоде-
жи. У них нашли огнестрельное и
хололное оружие. Но их даже не
сулили. А за послелние дни, как со-
общает газета «Эстеррейхише фолькс-
штимме», обнаглевшие черносотенцы
стали   распространять листовки, в
которых угрожают расправой с демо-
кратическими деятелями, прямо заяв-
ляя, что, как только будет подписан
договор и оккупационные войска по-
кинут страну, они «по-настоящему
расправят плечи».

К сожалению, в Вене до сих пор
не придали должного значения этим
фактам. Австрийский народ с возму-
щением относится к претензиям раз’-
езжающих по Южной Америке эрц-
герцогов и герцогов из семьи Габ-
сбургов. Но с еше большим возму-
шением относится он к гитлеровским
госледышам, орудующим в Австрии,
	Бор. Львов. .
	последышей в Австоии
	гии авторам относится Агата Бакер- досадно, что солистом выступал ода-
Грендаль. Из ее поэтического цикла   ренный виолончелист С. Н. Кнуше-
	вицкий, сопровождал его превосход-
ный оркестр Всесоюзного радиоко-
митета, а за дирижерским пультом
	«Весенний день ребенка» певица вы-
брала песни «Жаворонок» и «Колы-
бельная». Эту песню В. Давыдова
поет по-норвежски. На этом же
языке исполняются ‘в концерте и
«Белые ночи» композитора Альф:
		бельная». Эту песню В. Давыдова   стоял опытнейший дирижер А. И. Ор-
поет по-норвежски. На этом же  лов.. Только очень плохой органи-
ке исполняются в концерте и   Зационной подготовкой концерта, не-
	достаточностью репетиций можно
об’яснить это явление, особенно не-
допустимое, когда речь идет о пер-
вом исполнении нового произведения
одного из виднейших советских ком-
позиторов.
	С. Корев,
	Кроме того будут ИСПОЛНЕНЫ
произведениня  Альнеса, Арнэ Де-
румсгорда, Нильса Ларсена и дру-
тих композиторов.
	ХУ шахматный чемпионат СССР. Посетители турнира у демонетрат
доски разбирают партию из седьмого тура между гросемейстером В.
ловым (Москва) и. кандидатом в мастера Н. Кламаном (Ленинград).
	Кламаном (Ленинград).
Фото В. ФЕЛОСЕЕВА (ТАСС).
	та было пропагандой в интересах
крупнейших американских нефтяных
монополий. Пропаганда эта была рас-
считана на то, чтобы использовать
мощь государственного аппарата для
	слиянием английской и американской
зон Германии. Таким образом, по мз-
ре развития отношений английское
правительство сможет предпринять
политические действия в Германии,
на Ближнем Востоке или там, где де-
ло касается международной торговли
Англии, лишь в той мере, в какой
это будет одобрено Соединенными
Штатами».

Свою усилившуюся в последнее
время нефтяную экспансию амери-
канские монополии мотивируют гем,
что США, добывая непропорцио-
нально своим ресурсам слишком
большие количества нефти и снаб-
жая нефтепродуктами Об’единенные
нации, чрезмерно истощили свои
нефтяные ресурсы. Ссылаясь на это
сенатская комиссия рекомендовала
«просить союзников, особенно Вели-
кобританию, компенсировать Соеди-
ненным Штатам это чрезмерное
уменьшение ресурсов путем переда-
чи нам в соответствующем od Eve
разведанных ресурсов нефти за пре-
делами нашей страны».

Поднятая сейчас в американской
печати кампания по поводу «истоще-
ния» нефтяных ресурсов США подо-
зрительно напоминает аналогичную
кампанию, разыгранную, как по но-
там. после окончания первой миро-
вой войны. Известно, что еще в 1920
году главный геолог Геологического
бюро США д-р Уайт сделал сенса-
ционное «предсказание» о возмож-
ном истощении ресурсов нефти США
в течение. 18 лет. С момента этого
«предсказания» прошло более  чет-
верти века. За этот период (по
1945 г. включительно) в США добы-
то 3.604 млн. тонн нефти, или в че-
тыре раза больше разведанных ре-
сурсов ‘на 1920 год, и все же к на-
чалу 1946 года эти ресурсы США
составили около 2.850 млн. тонн.
Очевидно, «предсказание» д-ра Уай-
	Лондонские круги не скрываюг
своего беспокойства по поводу воз-
можных политических последствий
американской активности в странах
Арабского Востока. Некоторые анг:
лийские журналисты, правда, утеша-
ют своих читателей тем, что нефть,
которую станут поставлять на анг-
лийские рынки американские нефтя-
ные компании, будет отличаться тем
эхнталтренинрг  пленмутшебгтвом. что
	Аигло - алеринансное нефтяное
цглаенме ма Ближнем Востоке
	В КОНЦЕ минувшего года в JIOH-

доне и Нью-Йорке одновременно
было об’явлено о заключении согла“
Шения, по которому крупнейшим аме-
Иканским нефтяным компаниям
«Стандарт ойл оф Нью-Джерси» и
«Сокони Вакуум ойл компани» отны-
8 предоставляется значительная до”
я нефти, добываемой на промыслах
Англо-иранской нефтяной компании
3 Южном Иране. Сообщалось также
© подписании предварительного с9-
ашения о передаче этим компаниям
0 40 процентов нефти, добываемой
в Саудовской Аравии. Незадолго до
этого было об’явлено об участии аме-
риканоких нефтепромышленников В
‘роительстве двух нефтепроводов,
0 которым будет перебрасываться
нефть из района Персидского залива
к восточному побережью Средиземно”
to моря.
	Аотя заместитель государственного
екретаря США и представитель анг-
либского министерства иностранных
дел охарактеризовали эти соглашения
как «нормальные коммерческие сдел-
кн» между концернами, их заключе-
нию, несомненно, предшествовали
дипломатические переговоры: На это
вамекал в своем сообщении вашинг”
тояский корреспондент Британской
радиовещательной корпорации „Лен-
нард Мейл, отмечавший роль государ-
ственного департамента США в 3a
ключении этих соглашений. Лондон’
(кие обозреватели также сообщили,
Что соглашения имеют не только экКо-
комическое, но и большое политиче“
ское значение и что они носят полу

ициальный характер, ПОСКОЛЬКУ
	английское правительство само ЯВ
ляется крупным пайщиком. Англо-

иранской нефтявой компании.
	всемерного содействия монополиям в   американскими
	их борьбе за захват и передел ино-
странных источников нефти. Те же
мотивы лежат в основе и нынешней
кампании определенной части aMe-
риканской прессы по поводу  «исто-
щения» нефтяных ресурсов США.

Факты — упрямая вещь, а факты
говорят о том, что в течение второй
мировой войны, несмотря на значи-
тельное увеличение добычи нефти в
США, их разведанные ресурсы неф-
ти не уменьшились, а, наоборот, уве-
личились с 2,3 млрд. тонн на начало
1939 г. до 2,8 млрд. тонн к началу
1946 г. Крупнейший геолог США,
бывший ` президент Американской ас-
ссциации нефтяных геологов Ливер-
сен после всестороннего изучения
данного вопроса пришел к выводу,
что в течение двадцатилетнего пери-
ода — с 1944 по 1964 г. — в США
могут быть открыты дополнительные
ресурсы нефти в общем количестве
около 7 млрд. тонн, что даст возмож-
ность стране обеспечить свои &803-
можности в этот период и иметь в
конце его такое соотношение разве-
данных ‘ресурсов к годовой добыче
нефти, какое имеется ныне.

Таким образом вовсе не «истоще-
ние» нефтяных ресурсов США, а с0-
всем иные причины лежат в основе
стремления США укрепить свои по-
зиции`на Ближнем и Среднем Восто-
ке. Интересно в связи с этим отме-
тить, что незадолго до подписания
англо-американских нефтяных согла-
шёний глава Управления министерст-
ва‘внутренних дел США по вопросам
нефти и газа Дэвис представил ко-
миссии конгресса доклад, в котором
требовал свободного доступа для
	Ha
mee

a
	Git
sah

{у
sft!
	у
	Эта «коммерческая сделка» Убеди-   существенным. преимуществом,
	тельно свидетельствует оо усилении   =.
№ у ее можно будет приобретать на анг“
	лийскую валюту, но и они не могу!
	американского проникновения Ha

a eety _
	Ближний и Средний Восток и Раст“    закрывать глаза и не видеть того, что
рении участия американского капита”   заключенные соглашения увеличива-

ЗАЗ Е ВАА аа   . _ ao
	ют влияние СИТА не только на Срел-
	Г ~
ла в эксплоатации нефтяных MECTO-
ах so «+
	$5 5 ne em ржай

рождений Ирана и Саудовской ‘Apa   нем Востоке, но и в бассейне всего
вии. Примечателен уже самый факт   Средиземного моря. «Нельзя игнори-

а аа
	ровать тот факт, — писал дипломати-
	пристуП-   ческий обозреватель агентства PeH-
англичан,   тер, — что это соглашение означает
я. Не МеЕ-   также увеличение заинтересованности
	проникновения американцев в такую,
до сих пор считавшуюся  неприступ-
вой, нефтяную < крепость англичан,
как англо-иранская компания, Не ме-
	тя С.Е

нее примечательно стремление дол-  СИТА в странах Среднего Востока... в
лара занять ведущую роль в но то время, когда этот район является

ЕР А а ва к об ее Ада =
	атации нефтяных Mec rope
удовской Аравии, которые;
корреспондента агентства
нелалеком будущем приоб
	месторождений Са-  ареной все еше незавершенной борь-
‚ которые; по мнению   бы за преобладание». Газета «Таймс»
агентства Рейтер, В  указывала, что заключенные соглаше-
тем приобретут важ”   ния имеют «далеко идущее полити-
	РТ.

нейшее значение. «Авторитетные спс“
ниалисты по нефти, — пишет он, —
убеждены, что Саудовская Аравия в
сравнительно короткий промежутж
времени станет одним из величайших
^ ллителей нефти на Средием

‘ческое, экономическое и стратегиче-

ское значение». «Растущее значениъ,
которое приобретает в области меж-
дународной политики интерес Амери-
ки к Среднему Востоку, говорит са-
мо за себя», — писала газета: Еще
	более откровенно высказывает свов
	Tee ®

FH OKHEM и Среднем Восто- лейбористский

На: Ч и
	ВОИ а А apa

ке Ныне, когда этот район стал са-
eee MAAN
	ae

мым богатым по разведанным ресур.
сам нефти (37 млрд. товн, или 46,
процента от разведанных . ресурсов
всего зарубежного мира), компании,
контролируемые американским капи-
талом, имеют здесь 41,4 процента:
Новые соглашения еше более увели-
чивают нефтяную долю Соединенных

Платов в этом районе.
	рвой мировой опасения в связи с проникновением
-ем не имели   американского капитала на Восток
	лейбористский журнал  «Трибюн»:
«Из робких начинающих в средне-
восточной игре американцы преврати-
лись в самых азартных игроков. Они
	ресурсов   не нуждаются более в поощрении
компании,   Даунинг-стрит. Наоборот, они сейчас
	претендуют на свою долю нефти, а
когда укрепят свон позиции, они мо-
гут поставить Англии условия на
	лю Создиненных   Среднем Бостоке столь же энергич-
	но, как и в случае с займом или со