в РЕДАКЦИЮ
	Троллейбус
«постарел»
			 ’ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ
ЗЕЛЕНИ
	Праздник в Городском
доме пионеров
	Завтра, 29 марта, в Городском ломе
пионеров состоится встреча юных на-
туралистов — организаторов озеле-
нения с учеными-растениеводами.

Среди кружков юных ботаников
кружок, готовящий молодых органи-
заторов озеленения, является самым
молодым: он возник лишь в этом году
по инициативе учащихся двух-трех
школ, имеющих сады и активно помо-
гающих благоустройству своих райо-
нов,

Сейчас в кружке занимается около
ста школьников. В феврале они про-
вели первый слет, где обменялись
опытом и наметили планы ближайше-
го будущего. Пионеры будут самосто-
ятельно составлять проекты озелене-
ния отдельных дворов, небольших
скверов и т. д. В апреле, как только
сойдет снег и земля слегка подсох-
нет, начнутся практические занятия
на территории парка Дома пионеров.
Посадочный материал уже имеется;
ребята будут сажать сирень, аралию
и другие декоративные растения, а
из плодово-ягодных культур — виш-
ню, смородину, крыжовник.

Одним из лучших своих активистов
кружок не без основания считает Бо-
рю Лебедева. В прошлом году этот
пятиклассник 310-й школы посадил
50 кустов смородины, 120 кустов спи-
реи и 2.000 садовых цветов. В  HH-
нешнем году энтузиаст озеленения
обещает посадить еще больше, а тах-
же помочь своему району весной при
устройстве новых скверов и садов.
	МАШИНЫ
ДЛЯ ОЧИСТКИ
ДВОРОВ
	ВЫПУСКАЕТСЯ
300 МУСОРОВОЗОВ
	По решению ХХ! сессии Моссовета
в этом году проводятся крупные ра-
боты для улучшения очистки города.
Во дворах будет установлено 25.600
металлических мусоросборников. Сле-
циальные автомашины-мусоровозы,
оборудованные механическими пере-
гружателями, регулярно будут об’ез.
жать домовладения и забирать содер-
жимое мусоросборников.

В этом году Москва получит пер-
вые такие автомашины. Выпуском их
займется 5-й авторемонтный завод
Моссовета.

Главный инженер завода тов. Миз-
гирев рассказал нашему сотруднику:

— Уже разработаны чертежи новой
машины, цехи завода заканчивают
подготовку к их серийному выпуску.
На шасси «ЗИС-5% монтируется гер-
метически ` закрывающаяся металли-
ческая коробка кузова. Ее грузо-
под’емность — три тонны. Сзади ку-
зова укреплен перегружатель. В ка-
бине шофера’ сосредоточена особая
система управления — механизмами
кузова. Когда перегружатель запол-
нен, шофер приводит в действие
гидропод’емник: Ящик. поднимается и
опрокидывается в люк.

Новая машина будет монтироваться
в цехах на конвейере. Первые ae-
сять машин должны быть изготовле-
ны в апреле. До конца года завод
даст триста таких машин.

HTPO-
ВЕРЕТЕНА
	На заводе, где
директором тов.
Дикарев, освоены и
пущены в серий-
ное TPOHSBOJICTBO
	ное производство
электрове ретена
для изготовления
искусственного
	ШоЛвОвБОГО ВоОлЛОК-
на. НА ОНИМКЕ:
слесари - сборщики
Л. Захаров и А.
Прохоров у кон-
вейера за отделкой
электроверетен.
		Наш завод, где директором тов,
Агуреев, выпустил уже первую сот-
ню цельнометаллических  комфорта-
бельных троллейбусов, которые кур-
сируют по Москве.

Много`труда’ ‘вложили рабочие,
специалисты ‘и ‘служащие в эту кра-
сивую и весьма удобную машину. Во
внешней ‘и внутренней отделке видна
забота о пассажирах.

Вот’ новенький троллейбус № 1193,
Он только что сошел с конвейера.

Было это в феврале. Через месяц у
станции метро «Сокол» мы ‘увидели
снова эту машину. Новенький трол-
лейбус был грязным, тусклым. Яркая
окраска и блеск исчезли.

Машина прожила: всего только ме-
сяц и утратила прежний вид и блеск.

Машина сделана’ и: окрашена от-
лично. «Постарел» новенький трол-
лейбус потому, что попал к неради-
вым хозяевам. После трудового дня
водитель загоняет его в тараж и ухо-
дит. В троллейбусных парках никого
не волнуют грязные машины,

Видя состарившийся раньше време-
ни троллейбус, когда-то любовно сде-
ланный руками рабочих нашего заво-
да, думаешь: до чего еще некультур-
но у нас обращаются < машинами!

Повидимому, у некоторых работни-
ков троллейбусных парков потеряно
чувство бережливости. Только этим
можно об’яснить факты, когда но-
венькие троллейбусы, украшающие
своим видом улицы столицы, через
месяц становятся неузнаваемыми.
	Инженер А. АРОНОВ,
	ПО СЛЕДАМ ПАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«Комиссий много,
толку мало»
	Директор фабрики-кухни № 9 Ку-
зовкина и некоторые ее подчиненные
систематически занимаются злоупот-
реблениями. Утаивают для себя часть
пайка столующихся, уменьшают пор-
ции диэтического питания, грубо,
некультурно обслуживают потреби-
телей.

Об этом давно было известно на-
чальнику инспекции общественного
питания Киевского райсовета т. Ня-
конову. Рабочие завода, столующие-
ся на фабрике-кухне, писали и пред-
седателю Киевского райсовета т. Куз-
нецову.

Формально райсовет реагировал на
сигналы. Посылал на фабрику-кух-
ню № 9 свои комиссии. Комиссии
приносили акты, в которых перечис-
лялись серьезные преступления, со-
вершаемые на фабрике. Акты подши-
вали в папки. Кузовкина-и компания
продолжали спокойно обкрадывать
клиентов.

Не добившись ответа от руководи-
телей района, рабочие написали
письмо в редакцию «Вечерняя Моск-
ва». Письмо было опубликовано в
номере за 13 февраля. Казалось бы,
после сигнала печати Киевский рай-
ссвет должен сделать соответствую-
щие выводы о работе фабрики-кухни
№ 9. Но райисполком ограничился
лишь тем, что об’явил Кузовкиной
выговор.

Выговор, однако, не подействовал
на Кузовкину. Она еше грубее стала
обращаться с людьми. Воровство
продуктов продолжается. Помещеняя
кухни и столовой грязные, обслужи-
вающий персонал не соблюдает пра-
вил санитарии и гигиены.

До каких же пор Райисполком и
прокуратура Киевского района будут
терпеть покровителя воров Кузовки-
ну? Пора навести порядок на фабри-
ке-кухне № 9.
		fhopomnut
		40 лет с киновппаратом
	40 лет назад, на заре русской кинематографии,. начал работу в ки-
ностудии оператор Григорий Гибер. Пятнадцатилетний юноша рабо-
тал сначала склейщиком, проявщиком, сушильщиком лент, развозил
	по московским кинотеатрам фильмы. В 1913 году в руки ему попал
с’емочный киноаппарат, один из первых, выпущенных фирмой «Патэ».
Молодой оператор выезжал со своим «верблюдом» (так называли тог-
да анпарат «Патэ») на места различных городских событий, снимал,
в частности, на Ходынском поле первые полеты русских летчиков.
В 1915 году т. Гибер выехал на фронт и делал <’емки в войсках
генерала Брусилова.

Большой и интересный творческий путь прошел Григорий Гибер. В
дореволюционное время он снял много художественных фильмов <
участием Полонского, Мозжухина, Веры Холодной, Максимова и
других. Советские зрители хорошо ‹омнят снятые им картины «Каш-
танка», «Иуда», «Булат-Батыр», «3-„ Мещанская», «Сердце гор». Од-
нако наибольшей заслугой оператора была его работа в области доку-
ментального кино.

В дни февральской революции Гибер, находясь в Петрограде, за-
печатлел на пленке эпизоды революционных событий. Затем он при-
ехал в Москву, где принимал участие в с’емках октябрьских боев.

В 1918 году на первомайском параде оператор впервые заснял
В. И: Ленина. С тех пор Г. Гибер 18 раз запечатлел на пленке образ
великого вождя. Бережно хранятся кадры, на которых мы видим
Владимира Ильича на балконе здания Московского совета, на кон-
грессе Коминтерна, на закладке памятника «Освобожденный труд»,
на УШ С’езде Советов, на Театральной площади в день проводов ча-
стей Красной Армии на Польский фронт.

В годы гражданской войны Гибер работал на различных фронтах,
Он совершил поездку в агитпоезде, в котором находился М. И.
Калинин, запечатлел посещение Михаилом Ивановичем Ясной Поляны,
могилы Л. Н. Толстого, беседу председателя ВЦИК с С. А. Толстой
и т. д. Оператор снимал также Михаила Ивановича во время его пре-
бывания на родине, в селе Верхняя Троица.

Гибером снято несколько научно-популярных картин — «Но-
вое в деревне», «Чайковский», «Ворошиловские всадники» и др. Ги-
бер работает в хроникальной кинематографии и сейчас. В числе дру-
гих операторов Центральной студии документальных фильмов сн
участвовал в с’емках картин «Повесть о наших детях», «Юные му-
зыканты», «Парад молодости», «Советская Латвия».
	НА СНИМКЕ: Г. Гибер. В. Шевцов.
	Три миллиона томов
	Книги из различных стран мира
	Фундаментальная библиотека по
общественным наукам Академии наук
СССР — одно из крупных книгохра-
нилищ страны. Она насчитывает око-
ло трех миллионов томов по истори-
ческим, философским и’ экономичес-
ким наукам. Библиотека ведет книго-
обмен с научными учреждениями,
культурно-просветительными общест-
вами, университетами и библиотеками
Европы, Америки, Австралии и Аф-
рики. Особенно возрос книгообмен
после войны. К началу 1947 года би-
блиотека насчитывала 775 пунктов,
с которыми она поддерживает посто-
янную связь. ‘

Книжные посылки систематически

прибывают в адрес библиотеки из

Ценные издания по историн Поль-
ши библиотека получила от Польской
Академии наук в Краков®. Больше
300 изданий по истории, языкознанию
и естественным наукам прислано

Югославской. ‚Академией наук. Среди

иностранной литературы, получаемой
в порядке книгообмена, — отчеты о
сессиях конгресса США, материалы о
внешней политике Мексики ит. д.
Библиотека систематически получает
издания организации Об’единенных
наций.

В кабинете славяноведения, создан-
ном при библиотеке, широко пред-
ставлена литература по историн, эко-
номике и языку Югославии, Польши,
Чехословакии и других славянских

страт Тани nr = Llevwnr innanevat
	стран. Недавно от _ Чехословацкой
`  Академии наук получено много книг

США, Великобритании, Франции,   Ка-

ow eee wT ENT owe eee Fo
	Ро Ви ESS gO EOE NO OIA NE NAO OES

нады, Бельгии, Швеции, Индии, Мек-  по истории Чехии. Среди них имеют-
сики, Полыши, Румынии, Чехослова-  с» уникальные издания.

кии, Югославии и других стран. Зарубежные научные, культурно-
изининииииинония  ПрОСветительные учреждеЕнея, обще-

ственные организации и высшие учеб-

Лечебные учрежления ные заведения получают через биб-
	4озоовыс узтролдснияа   ные заведения получают через биб-

лиотеку академии труды советских

в студенческом городке   ученых. С начала года в разные кон-
Не так давно для лучшего обслу-   НЫ Мира библиотека отправила 100

кивания населения. студенческого го-   КНИГ и журналов. Среди них — мате-
одка Московского университета пм,   РИАЛЫ © пятилетнем плане восстаноз-
Помоносова на Стромынке открылась   ЛеНИЯ и развития народного хозяйст-
ее леске. + Ва ОССВ. труды товарища. Сталина

Каме о ЗЕ ое Тан

< -
Здесь кабинеты физиотерапии,   о we аа войне Со
Ее а СО BETCKOTO оюза» И «бопросы лени-
	енттгеновскии. ‘зубоврачебный итд: р ое мые
р! и, зубовра еб. А низма», а также «История диплома-
	На-днях в студенческом городке тии», научные работы академиков
открылась больница. Скоро откроют-   Вавилова, Мещанинова, Орбели, Зе-
ся детские ясли. линского, Ферсмана и других.
	На бумаге уже вырисовывались!
контуры прибора. Изобретатель ду-
мал перенести работы с чертежного,
стола в лабораторию.

Но тут грянула война.

23 июня 1941 года инженер Kay}
ман выехал на фронт. Он был на-
правлен на один из участков бере-
говой обороны Северного  военно-
морского флота. Талантливый изо-
бретатель, имевший десятки работ в
прошлом, и на фронте стал pa6o-
тать над изобретениями, которые
помогли делу борьбы с врагом.

Победа наших войск под Сталин-
градом вернула Кауфмана к мир-

разными диаметрами, то
размеры в миллиметрах.
отдаленно напоминающем  телефон-
ный диск, автор станка наберет
названные вами цифры и отойдет в
сторону. Станок заработает. Резец,
переходя со ступени на ступень,
без участия человека, сделает де-
таль, соблюдая при этом точность
до 0,03 миллиметра. Токарный ста-
нок послушно выполнит любое за-
дание, исключая фасонные работы.

Для прибора не требуется никз-
ких дорогостоящих копиров и чер-
тежей. Из слагаемых чисел двух
дисков Кауфман создает бесконеч-
ное разнообразие размеров  много-

назовите
На диске,
	ной теме. Это было в январе 1943 ступенчатых деталей.
года. Изобретатель развернул ста-  Изобретатель покончил с «копир-
рые эскизы бескопирного автомата! ным царством» в автоматике.
	и, продолжая нести служоу, стал с
рвением работать на послевоенную
пятилетку. В блиндаже, при смут-
ном свете коптилки чертил он на
клочках бумаги, совершенствуя TO,
	Разница между станком Кауфма-
на и копирным автоматом аналогич-
на разнице между автоматическим
телефоном и его предком. Самые
первые телефоны переключались от
	что было разработано еще в Москве.  одного к другому аппарату путем

Однажды чертежи изобретателя! пересоединения провода.  Станки-
показали инженер  контр-адмиралу   автоматы «переключаются» на но-
Курдюкову. On проявил горячий   вую деталь путем смены копиров.
gwurenar № MuNnouY типо Катфмоана   би ож we В
	интерес к мирным трудам Кауфманз
и приказал  инженер-подполковнику

Симкову дать отзыв. Ознакомившись
с чертежами, тот доложил: «Изобре-
тение очень интересное и. ценное
даже для единичного и мелкосерий-
ногс производства. Считаю  необхо-
димым сделать опытный экземпляр
в наших флотских мастерских».

..В начале 1946 года в Москву
прибыл демобилизованный инженер-
капитан Кауфман. Он вташил в
квартиру несколько тяжелых яща-
ков. В ящиках оказались части то-
карного станка и какого-то электро-
прибора. Изобретатель собрал  ста-
нок и установил в гараже Мини-
стерства электропромышленности.
Станок целиком сделан на фронте
руками Кауфмана. Если вы захоти-
те заказать ступенчатую деталь ©
	Станок Кауфмана — набором цифр,
как автоматический телефон.

Стоя у станка, чувствуешь себя
у колыбели чудесного изобретения,
которое произведет переворот в ав-
томатике не только токарных, но и
фрезерных, револьверных и других
станков.

Один из ведущих инженеров Горь-
ковского автозавода имени Молотова,
тов. Воронцов заявил: «Прибор Ка-
уфмана заслуживает” самого. серьез-
ного внимания. Разрешение  пробле-
мы автоматизации универсальных
токарных станков внесет перево-
рот в работе  ремонтно-механиче-
ских цехов заводов. Новый прибор
даст возможность широко ввести
многостаночное обслуживание и
сделает менее трудоемкими  токар-
ные работы. Большую роль сыграет
это изобретение в переоборудовании
		По почину Свердловского
——$—_— СВЕ же Е
района
	ВЫЗОВ
ПРИНЯТ
	`Истопника Михаила Струнина из
Новослободского жилищного управ-
ления за последние дни несколько
раз видели на крыше. Этой зимой
истопник овладел второй ‹специаль-
ностью‘ — ‘стал кровельщиком.

Домоуправлению, в котором слу-
жит Струнин, предстоит летом об-
новить крышу. Кровельщик уже
имеет задание. Узнав об обращении
работников жилищно-коммунального
хозяйства Свердловского района,
Струнин решил ускорить ремонт.

В домах Новослободского жилищ-
ного управления ощущалась нужда
в ремонтных рабочих. Тогда решили
некоторых работников домоуправле-
ний обучить вторым и третьим про-
фессиям.

Еще в прошлом году стал кро-
вельщиком 4-го разряда квалифици-
рованный слесарь тов. Пилипеня. В
домах на Писцовой улице, где он
работает, предстоит большой ремонт
крыш. Зимой, когда в доме обсуж-
дали план предстоящего ремонта,
Пилипеня предложил обучить про-
фессии кровельшика нескольких че-
ловек. Трое рабочих занимались В
организованной им школе взаимного
обучения. В этом сезоне под руко-
водством тов. Пилипеня они будут
вести ремонт.

Большие работы начаты в доме
№ 14/42 по Сущевскому валу. Вос-
станавливаются бездействовавшие в
голы войны ванные, ремонтируются
водопровод и канализация,  обнов`
ляются места общего пользования.
Свыше 80 тысяч рублей отпущено на
капитальный ремонт многоэтажных
корпусов болышного поселка.

Следуя примеру работников XKH-
`лжчнно-коммунального хозяйства
Свердловского района, здесь  стре-
мятся выполнить ремонт в сжатые
сроки. Полностью укомплектована
ремонтно-строительная группа домо-
управления. Приобретены  фальце-
загибочный станок, два  краско-
пульта и другие механизмы.

Сейчас в домовой мастерской ра-
ботают кровельщики. Все они овла-
	дели этой специальностью как

смежной.
15 домоуправлений Октябрьского
	района будут в этом году вести ре”
монт своими силами. При домо-
управлениях созданы — ремонтно-
строительные группы. В них вошли
домовые рабочие, овладевшие BTO-
рыми и третьими профессиями. За
зиму 42 работника домоуправлений
стали кровельщиками.

На состоявшемся вчера районном
собрании управляющих домами и
участковых техников представители
домоуправлений приняли вызов  ра-
ботников жилищно-коммунального
хозяйства Свердловского района за:
кончить годовой план капитального
ремонта к 30-летию Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
Пий.
	L_ 98 Mapme —
	КАЖДЬМ днем все шире и

шире развертывается социалис-
тическое соревнование за высокий
урожай и под’ем общественного жи-
вотноводства. В газетах опубликова-
но письмо товарищу Сталину  кол-
хозников и колхозниц, работников
МТС и совхозов Краснодарского
края. Они обещают собрать высокий
урожай, дать стране больше хлеба,
мяса и других сельскохозяйственных
продуктов, достойно встретить 30-ю
годовщину Великого Октября.

*
.
B ЛЕНИНГРАДЕ, сообщают газе-
TH, состоялось совещание лн-
нейных работников Северо-Западного
бассейна, посвященное подготовке к
навигации. С первых дней навигации
будет введена в эксплоатацию гру-
зовая линия самоходных барж Ленин-
град—Шербаков. Затем намечено от-
крыть грузовую линию Ленинград-—
Москва по Мариинской системе, Ры-
бинскому морю и каналу Москва-
	а.

* .
B ЧЕРА по приглашению Централь-
ного совета профсоюзов Чехо-
словакии в Прагу вылетела делега-
ция советских профсоюзов. В соста-
ве делегации: М. Д. Козин — руко-
водитель делегации, уполномоченный
ВИСПС по Ленинграду и Ленин-
	градской области, Г. А. Воршев —
	уполномоченный ВЦСПС по Горь-
ковской области, В. Г. Силуянов —
председатель ЦК профсоюза рабочих
транспортного машиностроения, Н. А.
Муравьева—председатель ЦК проф-
союза работников хлопчатобумажной
промышленности, П. А: Тарасов —
	искусств, 11. П. Щипин — член пре-
	зидиума ЦК профсоюза рабочих элек-
	тростанций, И. Г. Фатин — предсе-
	датель завкома завода «Динамо» им.
	Кирова («Правда»).
	ПЕРИЛ SDECKHEHAM CHBOM
		4) тысяч трудящихся Таганского
	района занимались в прошлом году
огородничеством. Несмотря на не-
благоприятное лето, они собрали
	свыше 140 тысяч центнеров картофе-
ля и овощей.

Сейчас огородники готовятся к
весеннему ‘севу. Ежедневно в сель-
хозотдел райисполкома обращаются
за советом десятки организаций. В
отделе регулярно читаются лекции,
дежурят опытные агрономы.

Хорошю подготовился к весеннему
севу крупнейший в районе коллек-
тив огородников 1-го Государствен-
ного подшипникового завода имени
Л. М. Кагановича. Он  об’единяет
5.000 рабочих и служащих. Огород-
вая комиссия завода организованно
приобрела удобрения. Семенной кар-
тофель заготовлен с. осени.
	Ученый совет
Политехничесного
музея
	УТБЕРЖДЕН НОВЫЙ
ПЛАН ЭКСПОЗИЦИЙ
	Недавно состоялась первая сессия
Ученого совета Государственного
Политехнического музея.

Ученый совет создан по постанов-
лению Совета Министров РСФСР. В
него вошли представители  минис-
терств, Академии наук СССР, вид-
ные деятели науки и техники.

На первой сессии Ученого совета
© докладом о генеральном тематиче-
ском плане музея выступил замести-
тель директора тов. Н. Поздняков.

Скоро музею исполняется 75 лет.
Он стал одним из центров научно-
технической мысли - передовой  рус-
ской интеллигенции. В лабораториях
музея. работали физики Столетов,
Лебедев, Якоби, талантливый изо-
бретатель Яблочков, крупнейший уче-
ный-естествоиспытатель  Тимирязев.
отец русской авиации Жуковский и
многие другие.

Неизмеримо вырос музей за годы
после Великой Октябрьской социали-
стической революции, пополнился
многочисленными коллекциями, занял
одно из ведущих мест в системе
пропаганды технических знаний.

План экспозиций на пятилетие,
рассмотренный Ученым советом, на-
мечает пути дальнейшего улучшения
работы музея. По плану в музее бу-
дет 16 отделов. Уже в мае откры-
ваются два зала отдела текстильной
промышленности, зал гидроэнергети-
ки и демонстрационный зал. по фи-
зике.

Ученый совет одобрил предложен-
ный генеральный тематический план.

Был утвержден план работы Уче-
ного совета и его секций. Избран
президиум Совета в составе 15 чело-
век. Создана также комиссия по
проведению 75-летнего юбилея Го-
сударственного Политехнического
музея.
		Огородники Гаганского района
	заслуженной популярностью поль-
зуется на заводе агроуголок. Кра-
сочные плакаты в. наглядной форме
рассказывают о календарных сроках
проведения работ, нормах внесения
	удобрений, правильной обработке
почвы и Т. Д.

Недавно на заводе состоялась
конференция огородников. С инте-
	ресной лекцией выступил профессор
П. Гуров. Беседы по агротехнике
проводятся также в цехах.

Готовы к началу весенних работ
огородники мясокомбината им. Ми-
кояна, райпищеторга, Хохловского
деревообделочного завода, холодиль-
ника № 10, завода контрольно-изме-
рительных приборов. В этом году
они вывезут на поля много торфя
ной крошки, которую наш район
имеет в изобилии.

По примеру прошлых лет многие
огородники будут выращивать в
ящиках рассаду. Выгонкой рассады
	занимаются также подсобные  хо-
зяйства нескольких предприятий.
Однако не все организации по-
	настоящему развернули подготовку и
весеннему сезону. Коллективы 1-го
авторемонтного завода, фабрики
«Кардо-лента», Таганского телефон-
ного узла, дровяной базы № 17 ог-
раничились лишь тем, что подали
заявки на землю. Об удобрениях и
семенах здесь пока не думают.

В этом году огородники 70 орга-
низаций иззявили желание  обраба-
тывать землю. Им следует учесть
прошлогодние ошибки отдельных
коллективов, которые несвоевремен-
но подготовились к весенним рабо-.
там, плохо ухаживали за посевами и.
в результате собрали со своих ого-
родов плохой урожай.

Увеличивается число огородников
Таганского района. Есть основания
думать, что в этом году они выра-
стят богатый урожай картофеля и
овощей. .

Г. Зеленцов,
районный агроном.

вают действующий макет Ленинградск ого торгового порта.
	направляют движение резца. де
лать чертежи, копиры, наладить ав-
томаты часто обходится дороже, чем
изготовить небольшую серию дета-
	лей на неавтоматическом станке.
Вот почему такие работы принято
поручать токарю-универсалу, обслу-
живающему всего один станок. Но и
в этом случае детали обходятся до-
ого. Если бы токарь сумел рабо-
ать одновременно на’ двух-трех
станках, то, разумеется, детали обо-
шлись бы дешевле.

Многостаночник должен успевать
подходить к каждому  взеренному
ему станку и корректировать его
работу. Между тем это нелегко.
Универсальные станки не отличают-
ся послушностью автоматов. ‘Они
могут «запороть» деталь или сло-
мать резец, как только зазеваешься
и не выключишь суппорт. Во мно-
гих случаях токари не успевали
управлять станками. Чтобы предупре-
дить брак и поломки, приходилось
устанавливать автоматические вы-
ключатели суппорта — упоры. Закон-
чив операцию, резец останавливал-
ся и бездействовал до тех пор, пока
токарь был занят у других  стан-
ков. На такие простои иногда за-
трачивалось 50—60 проц. машинного
времени,

Движение многостаночников поро-
дило сотни и тысячи предложений,
изобретений, совершенствующих уни-
версальные станки. Инженеры стре-
мились поддержать это передовое
движение рабочих и выдвигали раз-
личные варианты так называемой
малой автоматизации.
	Среди многих изобретений были
и заграничные. За рубежом  много-
станочная‘ работа увеличивала бары-
ши ‘заводчиков. Немецкие конструк-
торы, например. создали станок, где
копир-кулачок заменялся  копиром-
лентой. Это не вносило существен-
ных изменений. Американская маши-
на Келлера была прозвана «умной»
за то, что, «ощупывая» какую-либо
	Около здания гаража (Ростокин-
ский проезд, 13) накопилось много
тонн железного и чугунного лома.
Тут же среди хлама можно видеть
две грузовые и одну легковую авто-
машины, пригодные для восстанови-
тельного ремонта.

Следовало бы убрать ценный лом я
переплавить его в металл.

Фото 1. ВЕЛИКЖ.

АНИНА (ТАСС).
	готовую деталь, создавала множест-
во ее идентичных экземпляров. Ho
ведь размножение ‘изделия станком
есть копирование, только в данном
случае копиром служит готовый об-
разец детали.

Крупным шагом было изобретение
советского специалиста Вихмана. В
его конструкции фотоэлементный
глазок скользил по линиям  черте-
жа и ‘управлял резцом. Но даже еса-
мые тонкие, искусно нанесенные
чертежные линии были грубы и не
давали той микронной точности, ко-
торую требует современное машино-
строение. Чертеж у Вихмана, по су-
ществу, был бумажным копиром.

Изобретатели всех стран не могли
избавиться от копира. Все попытки
уйти от него сводились лишь К
варьированию и некоторому  совер-
шенствованию старого принципа.

Изобретатель Кауфман пошел
против «копирного господства» в
автоматике производства. Он хотел,
чтобы машина получила способность
действовать «разумно», точно, без
капризов. Изобретатель начал ра-
ботать над созданием механического
заместителя токаря.

Через бесконечные лабиринты ис-
каний. противоречий, трудностей,
	какие обычно встают на пути созда-
	ния крупных изобретений, Кауфмав
упорно двигался к заветной цели.
Отбросив все возникшие в ходе ра-
боты варианты автоматизации, он
решил, что нужно дать станку за-
дание путем набора цифр на диске,
напоминающем диск автоматическо-
го телефона. Немало людей отнес-
лось тогда скептически к этой «за-
тее» Кауфмана.

Кауфман не сдавался. Он стр®-
мился “бросить свет в будущее авто-
матики, приблизить его к настояще-
му. Проблему бескопирного автома-
та сделало актуальной многостаноч-
ное движение стахановцев, в ногу с
которыми хочет шагать он, совет-
ский инженер.
		полуавтоматических линий на авто
заводах, что даст исключительный
экономический эффект и увеличит
выработку изделий».

Самые скромные подсчеты  покз-
зывают огромную экономию средств,
которую даст прибор при широком
применении. Нужно ли говорить, на“
сколько своевременно появление
этого выдающегося -. изобретения
сейчас. когда народы нашей стра“
ны, вдохновленные сталинским пла“
ном послевоенной пятилетки,  стре-
мятся повысить производительность
труда.

В Законе о пятилетнем плане осо
бое внимание уделено  автоматиза“
ции станков. «Обеспечить освоение
новых, технически более созершен-
ных видов машин высокой проязвэ-
дительности, — говорится в Зако-
не, — многошпиндельных — агрегат:
ных станков, — станков-автоматов,
„приборов ‘автоматического управле“
ния и контроля производства».

К сожалению, есть руководителя
предприятий, которые не способст-
вуют внедрению новых автоматов В
производство, недооценивают значе“
ния автоматязации. С такими работ-
никами столкнулся вначале Кауф-
ман. Но встретил он людей # ¢
подлинно советским отношением &
изобретателю. Это тов. Литвак —
работник Министерства  электропро
мышленности, тов, Найденов — ДИ
ректор одного из заводов. тов. Mac
	ленников — главвый инженер, т
Бровкин и Никитин — руководителя
автобазы, тов. Важков — рабочий-
	сварщик, тов. Пономарев — токарь
Благодаря их чуткости и теплому
участию Кауфман сумел довести на“
чатое 7 лет назад дело до конца.
Электроприбор автоматического
управления станком, созданный Пат“
риотом на фронте, должен  найтя
возможно быстрое и повсеместное
применение в социалистической про“
	мыпленности.

В. Апресяв,
	Станок
выполняет
задание
	АВТОМАТ
ИНЖЕНЕРА
КАУФМАНА
		ОСЕТИТЕЛЬ записывает на Oy-

маге несколько цифр — разме-
ры нужной ему детали. Инженер
Л. М. Кауфман, глядя на цифры,
переводит контакты электроприбора,
прикрепленного к маленькому  то-
карному станку, и включает ток.
Станок быстро обтачивает заказан-
ную сложную деталь без участия
чеповека.

Посетитель производит измерения.
Все выполнено © поразительной точ-
ностью.

— Как это так получается! —
	изумленно восклицает он, интере
суясь». историей создания чудесной
машины...

*
	В 1959 году на заводах страны
возникло движение  многостаночни-
ков-токарей. Работая на двух-трех
универсальных станках,  стахановец
высвобождал рабочую силу для
других операций, резко снижал се-
бестоимость изделий.

Но нередко многостаночная рабэ-
та тормозилась.

Как известно, один рабочий  мо-
жет обслужить группу  станков-
автоматов. Обрабатывать на них де-
сятки и даже сотни деталей невы-
годно: к каждой серии деталей
нужны = специальные копиры —
стальные кулачки, контуры которых
	x

ЛЕНИН и современная физика»—
99 ‘так озаглавлена напечатанная в
«Правде» сокращенная  стенограмма
лекции академика С. И. Вавилова,