„ПОВЕСТЬ
О Жизни
РАСТЕНИЙ«
	ЦВЕТНОЙ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ
ФИЛЬМ
	Книга великого русского ученого
К. А. Тимирязева «Жизнь растений»
представляет собой ценнейший вклад
в сокровищницу естествознания.

Еще не так давно идея  воспроиз-
вести на экране тайны зеленого ми-
ра растений показалась бы утопич-
ной и неосуществимой. Между тем
сейчас, когда техника кинематографа
стала неизмеримо выше, а главное —
в связи с появлением цвета в кино
эту идею удалось осуществить. Ра-
ботники научно-популярной кинема-
тографин — сценарист М. Витухнов-
ский, режиссер М. Каростин, опера-
торы Кашина и Кузнецов — создали
цветной фильм-лекцию по книге Ти-
мирязева «Жизнь растений».

Экранизировгны разделы  кни-
ги: «Семя», «Корень», «Лист», «Иве-
ток и плод». Для воплощения в ки-
нематографе научных идей ученого
авторы фильма-лекции пошли по пу-
ти, указанному самим Тимирязевым:
	«поставив себе пелью ознакомиться
	с жизнью растенин... мы... стремились
разложить эти сложные явления на
его элементы, показав, что растение
состоит из органов, что эти органы
состоят из простейших органов —
клеточек, которые в свою очередь
представляют агрегат известных хи-
мических тел».

Всеми доступными киносредствами,
применяя мультипликацию, цейтра-
фер, микро- и макрос’ёмки, операто-
рам удалось увеличить растение на
экране до колоссальных размеров и
сделать его совершенно прозрачным.
Это дает возможность увидеть те
процессы, которые обычно скрыты от
глаз человека. В других кадрах опе-
ратор как бы вооружился ножом хи-
рурга и вскрыл кожуру пшеничного
	зерна, проник внутрь его. И зритель
	внлит, что зерно живет на основе
тех же законов, какие существуют
для всего органического мира.

Художники фильма, изучая, напри-
мер, строение обыкновенного листа,
часами просиживали над микроско-
пом, наблюдали, как в зеленых клет-
ках листа благодаря солнечному све-
ту создавалось органическое вещест-
во. Затем они переносили на бумагу
всю эту скрытую от глаз человека
сложную лабораторию. Операторы
под микроскопом снимали движения
поотоплазмы в листе, которая, по
словам Тимирязева, «напоминает мор-
ской прибой».

..На экране — тропический лес.
Пейзаж переносит зрителя на много
миллиснов лет назад. Деревья-гиган-
ты. Тьсячелетиями накапливали они
лучистую энергию солнца. которая
ныне в виде каменного угля питает
промьыивленность и транспорт. Эскизы
растений каменноугольного периода
готовил пля фильма главный хулож-
	ник  палеонтологического музея
К. Флеров. На основе научных дан-
ных ОН воспроизвел — гигантские
	древовидные папоротники, вымершие
	древовидные плауны — сигилляони.
	. Большую работу провели художни-
ки.мультчпликаторы. Им удалось по-
_казать необычное путешествие ка-
пелькн зоды по растению от корня
‘до листа, размножение растительной
клетки и т. д. Разнообразны и инте-
ресны пейтраферные с’емки цветов.
За несколько секунл в яркой коа-
	сочной гамме проходит весь процесс
	образования Сутона розы и расцвет
цветка.
		понцерт
молодой
певицы
	Большой зал Московской консер-
ватории. На эстраде — молодая пе-
вица, выступающая впервые с соль-
ным концертом в столице...

лет назад Вероника Борисенко,
дочь рабочего-железнодорожника и
белорусской ткачихи, и не думала
всерьез о профессии певицы. Ггравда,
ее тянуло на сцену и, окончив семи-
летку, она поступила в театр рабо-
чей молодежи. Звучный низкий де-
вический голос легко покрывал зву-
чание хора, разучивавшего массовые
песни к октябрьской демонстрации.
Вокальные данные девушки обратили
на себя внимание руководителя спе-
вок — директора Гомельского музы-
кального техникума. В этом учебном
заведении и началось вокальное вос-
питание певицы.

Затем — годы учения в Минской
консерватории, прерванные войной,
выступления в составе концертной
бригады на фронте и опять консер-
ватория, на этот раз — в Свердлов-
ске.

Значительным этапом на творче-
ском пути Вероники Борисенко был
Всесоюзный конкурс музыкантов-ис-
полнителей в 1945 году, где она по-
лучила высшую оценку в соревнова-
нии вокалистов. К этому времени
певица уже приобрела и сценический
опыт, выступая в течение двух-трех
сезонов в Свердловском, а затем в
Киевском театре оперы и балета.

С декабря 1946 года Вероника Бо-
рисенко — артистка Большого теат-
ра. Красивого тембра и обширного
диапазона голос, простота и есте-
ственность сценического поведения,
неподдельное увлечение и темпера-
мент обратили на себя внимание слу-
шателей в первой же исполненной
ею партии — Ганны из «Майской
НОЧИ».

Этими же качествами отличалось
ее исполнение и в первом открытом
концерте, состоявшемся на-днях в
Большом зале консерватории. В
серьезной и содержательной про-
грамме, включавшей произведения:
Генделя, Вебера, Листа, Масснэ и
русских композиторов Рахманинова и
Чайковского, певице удалось, если
не раскрыть до конца, то правильно
наметить столь разнообразные по
стилю музыкальные образы, Привле-
кает в ее исполнении и свободное
владение голосом и дыханием, и уме-
ние проникнуться драматическим за-
мыслом композитора. Не всегда лишь
находит исполнительница необходи-
мые оттенки в передаче чисто лири-
ческих вокальных пьес. Особенно.
сказалось это в исполнении романсов.
Чайковского.

За исключением отдельных недо-
четов первое сольное выступление
В. Борисенко прошло с успехом и
было тепло встречено слушателями.
	К. Самойло,
	(свете Министров Иностранных
	Советская делегация предлагала
указать в директивах Контрольному.
Совету, Что временная конституция
Германии, которую он должен разра-
ботать при участии Консультативно-
го Совета, должна быть построена
на демократических началах и долж-
на закрепить развитие Германии как
демократического и мирного государ-
ства. В конституции, по мнению со-
ветской делегации, ‘должны быть
определены права и полномочия как
германского временного  правитель-
ства, так и правительств земель. Это
предложение встретило возражения
других делегаций. Мэрфи заявил, что
американская делегация вообще не
считает нужным вырабатывать вре-
менную конституцию. Робертсон

возражал против советского предло-

жения, ссылаясь на формальные мо-
тивы. Он предлагал ограничиться
указанием на то, что принципы вре-

‚ менной конституции «будут нахо-

диться в соответствии с такими ди-
рективами по этому вопросу, какие
могут быть даны Советом Министров

Иностранных Дел».
	_ 0 центральном германском

Далее был обсужден вопрос о соз-
дании общегерманского представи-
тельного органа и об образовании
временного правительства Германии.
Позиции четырех делегаций в этих
вопросах таковы:

Делегации СССР и Великобритании
пришли к соглашению по следующей
формулировке: «Временная конститу-
ция и любые рекомендации Консуль-
тативного Совета по этому вопросу
должны быть представлены KontT-
рольному Совету для одобрения; в
соответствии с временной конститу-
цией, одобренной Контрольным Со-
ветом, должны быть проведены вы-
боры в центральный германский
парламент и должно быть сформи-
ровано временное правительство для
осуществления временной конститу-
ции».

Делегация Франции возражает
против проведения выборов в цент-
ральные германские  представитель-
ные органы. Она предлагает ограни-
читься формулировкой «будут соз-
даны парламентские учреждения и
будет учреждено временное прави-
тельство». Делегация США также
не считает нужным проведение вы-
боров. Г

Советская делегация предложила,
чтобы временное германское прави-
тельство приняло на себя полномочия
центральных германских администра-

тивных департаментов. Она предло-

жила далее возложить на временное
правительство функции,  определен-
ные общегерманской конституцией,
поставив перед ним в качестве его
основных задач «искоренение OC-
татков германского милитаризма и
фашизма, проведение всесторонней
демократизации Германии и ocy-
шествление мероприятий по восста-

новлению германской экономики, бе-

зусловное выполнение обязательств

перед союзными государствами, а так-
же подготовку проекта’ постоянной
германской конституции, которая
должна быть утверждена германским
народом и на основании которой бу-
дет образовано постоянное герман-
ское правительство». По мнению со-
  ветской делегации, временное герман-
  ское правительство должно действо-
  вать под контролем Союзного Конт-
‹ рольного Совета, дающего  герман-

скому правительству директивы по.
	основным вопросам его деятельности.

Делегации США, Великобритании
‘и Франции предпочли уклониться от
Четкого формулирования полномочий
временного германского правительст-
ва. Следует отметить, что американ-
ская делегация настаивает на своем
	временной германской конституции
	германском правительстве
	в Координационном комитете
	Комитет подготовил доклад. в ко-
	тором зафиксированы позиции четы-
рех делегаций по этим вопросам.
	Конеультативного Совета
	Вышинский указал, что Консуль-
тативный Совет не является рабочим
комитетом, состав которого должен
быть ограничен. «Это — общеизвест-
ная организация представительского
	типа, — сказал он, —— только с огра-
ниченными функциями. Задача Со-
вета — помочь выработать времен-
	ную конституцию. И было бы не-
правильно, если бы мы ограничили
его состав 36 представителями от
земель, как это предлагает, напри-
мер, американская делегация».
	Американская, британская и фран-
цузская делегации возражали про-
тив включения в состав Консульта-
тивного «Совета представителей ан-
тинацистских организаций, на чем
настаивает советская делегация. По
этому поводу А. Я. Вышинский на-
помнил, что в Совете Министров
Иностранных Дел В. М. Молотов
назвал ряд таких авторитетных в
	германском народе антинацистских
организаций, как «культурбунд»
(культурный союз), организация кре-
	стьянской взаимопомощи, общество
антифантистских немецких женщин.
«Почему мы должны сбросить их со
	счетов? — спросил Вышинский. —.
	Разве организация крестьянской
взаимопомощи, к примеру, не являет-
ся достаточно влиятельной? Ведь на
ней лежит большая задача по за-
креплению земельной реформы! По-
чему же такую организацию отстра-
нять от участия в Консультативном
Совете? Почему лишать возможности
участвовать в его работе представи-
телей немецкой интеллигенции,
представителей антифашистских
женщин Германии?».
	  Поскольку члены Координацион-
ного комитета не смогли достичь со-
гласия по вопросу о составе герман-
`ского Консультативного Совета, они
‘зафиксировали в докладе различные
‘позиции по этому вопросу.

Не было достигнуто согласие и по
вопросу о функциях германского
‚ Консультативного Совета. Британ-
ская делегация предлагала, чтобы
‘этот Совет «консультировал Союз-
`ный Контрольный Совет об общих

аспектах работы центральных адми-
	нистративных департамектов и о ко
личестве и размерах земель». Фран-
цузская ин американёкая делегации
	АНА . Ч Е ЕВ ОН р ТЫ

соглашались с этим. Советская де-
	 легация настаивала на том, чтобы
` Консультативный Совет сосредото-
`чил свои усилия на выработке вре-
ая терманской конститупии.
	работает над пейзажами и зарисовка-
	4 апреля Координационный коми-
тет продолжал рассмотрение вопро-
сов, относящихся к временному по-
литическому ‘устройству Германии.
	@ создании германского
	Детальному изучению был пол-
вергнут вопрос о создании герман-
ского Консультативного Совета. Со-
	Рей делегация предлагала после
	ания германских центральных
административных департаментов и
приобретения ими опыта в области
экономического и административчо-
го управления в общегерманском
масштабе образовать германский
Консультативный Совет из предста-
вителей земель, политических пар-
THA, профсоюзов и других антина-
цистских организаций.  Консульта-
тивный Совет будет иметь своей за-
дачей выработку временной консти-
туции Германии.

Эти предложения встретили ряд
возражений со стороны америкая-
ской, британской и французской де-
легаций. Разногласия, в частности,
возникли по вопросу о составе Кон-
сультативного Совета. Делегат США
Мэрфи предлагал ввести в Консуль-
тативный Совет по два представите-
ля от каждой земли с тем, чтобы
один из них являлся представителем
правительства этой земли, а второй
— представителем... всех партий и
профсоюзов, действующих на терри-
тории этой земли. Французский де-
легат Кув де Мюрвилль предложил
ввести в Консультативный Совет не
по два, а по три представителя от
каждой земли. Британский делегат
ген. Робертсон сказал, что делега-
ция Великобритании предлагает,
чтобы представительство в Консуль-
таривном Совете «примерно отража-
ло различия политических мнений в
стране, как это отражено голосова-
	нием при выборах в землях».
Возражая против предложений ог-
раничить представительство посыл-
кой двух-трех делегатов от каждой
земли, А. Я. Вышинский указал, что
такой порядок может привести толь-
ко К тому, что широкая демократи-
ческая общественность вовсе не бу-
дет представлена в Консультатив-
ном Совете. Напомнив, что в аме-
	риканской зоне, к примеру, сущест-.
	вуют шесть различных партий, он
указал, что предлагаемый порядок
не обеспечит представительства де-
мократического меньшинства. «Где
гарантия, что не будет , представле-_

на при этом только одна партия? _

спросил Вышинский. — Где rapan-

тия, что не повторится та же кар-
	тина, какая произошла с выборами
в британской зоне. когда мандаты
	были распределены без всякого со-
ответствия с числом голосов, собран-
ных той или иной партией?».
	Художник Б. Рыбченков несколько лет
	— Почему мы не можем теперь же
указать, какой характер должна но-
сить временная германская KOHCTH-
туция? — заметил по этому поводу
А. Я. Вышинский. — Разве вы не
считаете, что Германия должна быть
демократическим и мирным государ-
ством? Почему же об этом не ска-
зать в директиве Контрольному Со-
вету?

Однако притти К согласованному

решению и по этому вопросу не уда-
лось.
далее определить разделение полно-
мочий между центральным герман-
ским правительством и правительст-
вами земель. Обсудив эти предложе-
ния, комитет решил, что ясное опре-
деление этого разграничения должно
быть включено в будущую герман-
скую конституцию. 5 апреля Коорди-
национный комитет вернется к этому
вопросу и подготовит дополнитель-
ный доклад Совету Министров Ино-
странных Дел о позициях различных
целегапий.
	Парламенте и 0 временном
	старом предложении, имеющем в ви-
ду, что директивы временному пра-
вительству Союзным Контрольным
Советом будут даваться «при наличии
одобрения co стороны большинства
членов Союзного Кентрольного Сове-
та». Это предложение ломает Потс-
дамское соглашение и подрывает
единство действий союзных властей.

Американская делегация предлагает
предоставить временному правитель-
ству «управляющий и координирую-
ций контроль над центральными де-
партаментами в областях, о которых
уже достигнуто согласие, и в таких
других областях, которые могут быть
согласованы Союзным Контрольным
Советом». По этому поводу А. Я. Вы-
щинский заметил, что было бы ло-
гично, если бы центральные департа-
менты вообще перестали  существо-
вать после образования временного
правительства, — сни должны прев-
ратиться в министерства, из сово-
купности которых и состоит всякое
правительство. Однако единодушного
решения по этому вопросу достигнуто
не было.

вопросу о взаимоотношениях между
	Союзным Контрольным Советом и
временным правительством. Совет-
ская лелегация, как уже указыва-
лось выше, считает необходимым,
чтобы Контрольный Совет контроли-
ровал работу временного правитель-
ства и давал ему директивы по ос-
новным вопросам деятельности этого
правительства. Французская  делега-
ция считает всзможным ограничиться
простым упоминанием о том, что вре-
менное правительство будет действо-
рольного Совета. Британская делега-
ция предлагает предоставить Конт-
рольному Совету «право вето». Аме-
	риканская делегация настаивает Ha
своем старом предложении о том,
чтобы ‘указания: временному  прави-
	тельству принимались в Контрольном
Совете не единогласно, а по большин-
ству членов Контрольного Совета.
Как отмечал на заседании Совета Ми-
нистров Иностранных Дел В. М.
Молотов, это предложение подрывает
единство действий союзных властей;
осуществление такого решения могло
бы привести к разрушению Контроль-
ного Совета и вызвать сумятицу в
германской политической жизни.

На следующем згседании Коорли-
национный комитет продолжит рас-
смотрение вопросов, относящихся к
временной политической организации
	Германии.
(ТАСС).
	Польша. Гор. Вальбжих (6. Sab
денбург). Одна из крупнейших шахт
в Нижней Силезии — «Белый Ka-
		восстановленная в ПОСлЛеднее
время,
	Телеграммы из-за границы
	Вторая годовщина
освобождения Венгрии
	Советской Армией
	БУДАПЕШТ, 5. (ТАСС). Венгер-
ские газеты широко отмечают испол-
нившуюся сегодня вторую годовщи-
ну со дня освобождения Венгрии Со-
ветской Армией.

«Лва года назад, — пишет газета
«Сабад неп», — Советская Армия
свергла господство немцев. Господет-
во их венгерских союзников — вен-
герской реакции сказалось поколеб-
ленным. Чтобы отметить эту годов-
щину, венгерский народ воздвиг па-
мятник на горе Геллерт. Пусть же
этот монумевт провозглашает бес-
смертие тех, кто боролся за то, что-
бы наша страна после темных веков
рабства и войны стала, наконец,
страной мира и свободы».

Газета  «Непсава» в специальной
статье указывает, что освобождение
Венгрии Советской Армией дало
стране возмсжность сразу же начать
восстановительные работы и присту-
пить к строительству венгерской де-
мократии. В день освобождения, пи-
шет газета, мы всегда будем вспо-
минать с ненавистью о тех, кто при-
вел страну к опустошению, и с бла-
годарностью о тех, кому мы обязаны
освобождением от угнетения.

Большую статью, посвященную
этому празднику, опубликовала газе-
та «Сабад сох.

«Два года назад, — пишет газе-
та, — мы думали, что вместе с нем-
цами уничтожена банда наемников
немцев, банда реакции и фашистских
угнетателей народа. Однако теперь
мы должны признать, что ошиблись.
Уже через несколько недель после
освобождения страны реакция начала
организовывать борьбу против демо-
кратич. Вторую годовщину освобож-
дения мы празднуем в то время, ког-
да суд разбирает дело участников
антиреспубликанского заговора. Это
должно. послужить для нас преду-
преждением. С таким трудом получен-
ную свободу мы должны защищать
всеми средствами; мы должны нано-
сить сокрушительные удары по тем,
кто раньше предавал страну немцам
н содействовал ее опустошению, а
теперь хочет воспрепятствовать ее
восстановлению».

Сегодня в Будапеште на горе Гел-
лерт состоится торжественное OT-
крытие грандиозного памятника вои-
нам Советской Армии, павшим в 60-
ях за освобождение Будапешта.
	Голландская газета
о поддержке режима
	Франко
	Проект памятника героям из подполь-
ной комсомольской организации «Мо-
лодая гвардия». Памятник будет ус-

тановлен в парке в Красвколоне.
Фото Е. ХАЛДЕЯ (ТАСС).
	СПЕКТАКЛЬ
НА ПЛЕНКЕ
	` НА ФАБРИКЕ
ЗВУКОЗАПИСИ
					Большим успехом y москвичей
пользуется новая работа Государст-
венного хора им. Пятницкого «За
околицей», в которой “исполняется
много замечательных русских песен.
Эта композиция згписана. на тон-
фильм фабрикой звукозаписи и на-
днях впервые будет передана в эфир-

В ближайшие же дни прозвучит по
радио впервые и монтаж спектакля
«Пигмалион» в исполнении артистов
Малого театра, также записанный на
тонфильм.

Выездная бригада Всесоюзного ра-
диокомитета записывает народную
латзийскую музыку и лучшие произ-
ведения латдийских композиторов. В
исполнении симфонического оркестра
Ленинградской филармонии уже за-
писаны на тонфильм симфонические
картины Мединьша и Иванова «Ла-
тышская земля» и «Радуга», два сим-
фонических танца Юрьяна, построен-
ные на народных темах.

В Риге бригада записывает отрыв-
ки из оперы «Банюта» народного ар-
тиста Латвийской ССР Калчинша,
пролог к опере «Огонь и ночь»
Яниса.

В числе предстоящих крупных pa-
бот фабрики звукозаписи — монта`к
спектакля Художественного театра
«Кремлевские куранты», 8-я симфо-
ния Шостаковича в исполнении сим-
фонического оркестра Ленинградской
филармонии под управлением Евге-
ния Мравинского и другие.
	ВТОРОЕ РОВДЕНИЕ
° „бАМСОНА<
	В СТУДИИ СКУЛЫПОРА
В Л СИМОНОВА
	ЛЕНИНГРАП. 4: (ТАСС). Сегодня в мас-
	терекой скульптора В. Л Симонова со-
брались видные деятели искусства —
академик И. А. Орбели, лауреат Сталин-
ской премии скульптор В. И. Ингал и
другие. В качестве членов комиссии
исполкома Ленинградекого горсовега они
осмотрели и сдобрили выполненную
В. Л. Симоновым модель скульптурной
группы «Самсон, разрывающий пасть
льва».

Почти 150 лет украшало Петергоф-
ские фонтаны замечательное творение
Козловского—бронзовый монумент *CaM-
сснз. Немецкие разбойники, разграбив-
шие Петродвореп, уничтожили и скульп-
туру. Ваятель Симонов взялея восзоз-
дать ее. Им выполнена модель размером
в одну треть натуральной величины. По
стзыву членов комиссии, скульптору
удалось самое трудное — возродить экс-
прессию и пластику статуи.

Скульптура В. Л. Симонова будет от-
лита в бронзе и установлена на месте
разрушенного «Самсона».
	Дневник
искусств
	te ЦЕНТРАЛЬНЫЙ дом работникоз ис-
кусств в этом месяце начинает цикл ве-
черов «Москва в новой сталинской ипя-
тилетке». 9 апреля состоится первый ее-
чер. Работники искусств столицы встре-
	тятся с рабочими и инженерно-тохниче-
ким персоналом автозавода имени
	ским персоналом
Сталина.
	На совещании заместителей Министров
Иностранных Дел по австрийскому вопросу
	На заседании обсуждался также
вопрос о порядке разрешения споров,
касающихся германских активов в
Австрии.
	В итоге заместители поручили Эко-
номическому комитету изложить ре-
зультаты дискуссии по статье о гер-
манских активах в Австрии.
	(ТАСС).
	На заседании заместителей Мини-
стров Иностранных Дел по Австрии
4 апреля продолжалось обсуждение
статьи, касающейся германских ак-
тивов в Австрии.

Продолжительная дискуссия раз-
вернулась вокруг вспроса о статуте
германских активов в Австрии. Одна-
ко заместители решили оставить во-
прос открытым.
	ГААГА, 5. (ТАСС): Газета «Роттер-
дамше ньювсблад» в передовой статье
пишет, что влиятельные американские
и английские круги оказывают под-
держку режиму Франко, тем самым
создавая угрозу’ миру. По словам га-
зеты, эти круги своей деятельностью
ослабляют организацию Об’единен-
ных наций. «Соединенные Штаты —
пишет «Роттердамше ньювсблад», —
начали борьбу за усиление своих пю-
литических и стратегических позиций
ча Средиземном море. Упорно цирку-
лируют слухи о создании американ-
ских баз в Испании. Эти слухи осно-
ваны на том, что около Мадрида, Бар-
‹селоны, Бильбао, Валенсии, Севильи
и в других местах построены новые
крупные аэродромы. Аэродром Бар-
селоны, например, может принимать
за час более 100 самолетов. Он со3з-
дан по американскому образцу.
Имеются также тревожные сообще-
ния о лом, что таинственным путем
из Северной Африки в Испанию от-
правляются военные автомобили, са-
молеты и даже установки «Радар» из
запасов союзников. За всем этим что-
то кроется. Мы должны внимательно
наблюдать за этими фактами и сооб-
шениями».
	Предстоящий перелет
английского самолета
«Глостер метеор»
	ЛОНДОН, 4 (ТАСС); Английское
центральное бюро информации ‹ооб-
щает, что в ближайшее время пер-
вый гражданский реактивный само-
лет. «Глостер метеор» совершит де-
монстрационный перелет по Европе,
во время которого посетит Бельгию,
Голландию, Данию, Швецию и Нор-
вегию. Самолет вылетит с Мънстон-
ского аэродрома в графстве Кент.
Он покроет 3—4 тысячи миль. Ожи-
дается, что этот перелет будет спо-
собствовать увеличению экспорта
самолетов из Англии. В прошлом го-
ду зв Англии были размещены зака-
зы на сумму в 12 млн. фунтов стер:
лингов: В январе прошлого года сум-
ма заказов составила 1,5 млн. фун-
тов стерлингов.
	Приговор японскому
вознному преступнику
	в Рабауле

СИДНЕЙ, 5. (ТАСС). По имею-
щимся сообщениям, австралийский
	военный суд в Рабзуле (остров Новая
Британия} приговорил бывшего наз
чальника службы снабжения 8-й anon
ской армни военного преступник
Арика Хирота к семи годам рем
ного заключения.
	Ce

ми улиц. ‘площадей, _ исторических мест и. зданий етолицы. НА СНИМКЕ:
	Б. Рыбченков пишет в свэеа мастерс
	кой картину «Кремль».
Фото В. БОНДАРЕВСКОЙ,
		Великий
демократ
	К 135-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
А. И. ГЕРЦЕНА
		ским. Чернышевским, Добролюбовым.

Оценивая значение революционной
деятельности Герцена, В. И. Ленин
писал в статье «Из прошлого рабо-
чей печати в России»: «Как декаб-
	ристы разбудили  Терцена, Tak
Герцен и его «Колокол» помогли
пробуждению разночинцев». В дру-
	гой статье Ленин подчеркивает, что
Герцен увидал «революционный на-
род в самой России» и «безбоязненно
встал на сторону революционной де-
мократии против либерализма». «Он,
— продолжает Ленин, — боролся за
победу народа над царизмом, а не
за сделку либеральной буржуазии с
	помещичьим царем. Он поднял знамя
революции».

Разрушая все и всяческие легенды
о Герцене, Ленин воссоздает образ
живого, подлинного Герцена — ве-
ликого писателя-демократа и патри-
ота, историческое место которого,
наряду © Белинским и Чернышев-
	ским, среди «предшественников рус-
ской социал-демократии».
	Наряду с Белинским и Чернышев-
ским Герцен всей своей жизнью и
деятельностью, своими философски-
ми и социальными исканиями, резо-
люционной борьбой и художествен-
ным творчеством расчищал почву
для восприятия в русском революци-`
онном движении марксистских идей
«Марксизм, как единственно пра-
вильную революционную теорию, —
писал Ленин, — Россия поистине

выстрадала полувековой историен
неслыханных мук и жертв, невидан-
ного революционного героизма. неве-
роятной энергии и беззаветности ис-
каний, обучения, испытания на прак-
тике, разочарований, проверки, сопо-
ставления опыта Европы». В эту
«полувековую историю» революци-
онного горения России Герценом бы-
ла вписана одна из самых героиче-
ских и славных страниц.

Последующие поколения русского
народа высоко оценили жизненный
подвиг Герцена, память о нем сохра-
нится в веках.
	Вл. Путинцев.
	жении, о Березине, о взятии Пари-
жа». Отблеском героической народ-
ной борьбы озарены первые детские
впечатления будущего писателя.

Чувство глубокой любви к Роди-
не Герцен пронес через все невзго-
ды, лишения и мучительные разо-
чарования жизни. В детстве и в го-
ды учения в Московском универси-
тете, ‘в ссылках и эмиграции, в борь-
бе с русским царизмом и междуна-
родной реакцией, в пытливых иска-
ниях его философской мысли, в его
литературном творчестве чувство
любви к Родине, высокий патриоти-
ческий пафос неизменно согревали
великого писателя-революционера pa-
достным сознанием борьбы за честь
и свободу родного народа.

Герцен soctopranca и гордился
русским народом, который «сохранил
величавые черты, живой ум и широ-
кий разгул богатой натуры под гне-
том крепостного состояния». Воссоз-
давая на страницах «Колокола» и
«Г’олярной звезды», в «Былом и ду-
мах» и в других публицистических
и художественных произведениях
правдивые картины жизни родного
народа, Герцен с каждым днем все
больше проникался верой вего твор-
ческие силы, убеждался в духовном
величии своей страны, в том, что
именно русскому народу свойственно
неустанное стремление к совершен-
ствованию, к свободе, к подлинным
высотам человеческой культуры.

На международной арене, в осво-
бодительной борьбе европейских на-
родов против «цивилизованного вар-
варства» реакции он оставался все
тем же пламенным и неутомимым
художником-борцом, каким его знали
в России, каким любили его русские
друзья, какого боялись и ненавидели
враги. Герцен покинул Россию нака-
нуне больших революционных по-
трясений в Европе. Его первые
встречи и первое знакомство с бур-
жуазной цивилизацией, с культурой
и общественным укладом  крупней-
ших европейских стран проходили в
грозовые дни нарастания резолюци:-
онной волны 1848 года. Герцен стал
	свидетелем одной из самых трагиче-
ских страниц европейской и мировой
истории, когда «каннибалы порядка»,
палачи. генерала Кавеньяка, праздно-
вали свою победу над восставшими
рабочими. Тяжелые и мучительные
переживания, которые вызвало у пи-
сателя крушение «гениального вдох-
новения парижского народа», до сих
пор волнуют нас со скорбных стра-
ниц «Писем из Франции и Италии»
и одной из лучших и наиболее лю-
бимых им своих книг «С того бе-
рега».

Голосом Герцена, полным негодо-
вания или сочувствия, смертельной
ненависти или братской солидарно-
сти, революционная Россия, русский
народ оценивали пути и перепутья
политической жизни Европы. Герцен
и «Колокол» показали общественно
му мнению Европы ту глубокую
пропасть, которая разделяет свобо-
долюбивый русский народ и его ре-
акционное правительство, показали,
что Зимний дворен — «не вся Рос-
сия. даже не весь Петербург», что
за его стенами растет и крепнет
другая Россия —  непримиримый,
кровный враг всякого гнета, насилия
и произвола.

Внимательно изучая и углубляя
традиции русских революционных и
философских исканий и достижения
передовой мысли и общественного
движения в Западной Европе, Гер-
цен «в крепостной России 40-х го-
mop XIX века... сумел подняться на
такую высоту, что встал в уровень
с величайшими мыслителями своего
времени». В развитии русской клас-
сической философии Герцену при-
надлежит одно из самых почетных
мест. В своих знаменитых «Письмах
об изучении поироды» и цикле гта-
тей «Диллетантизм в науке» он под-
верг резкой критике илеалистические
воззрения немецких философов, осо-
	бенно Гегеля. «Герцен, — писал
Ленин, — вплотную подошел к диа-
лектическому материализму и оста-
новился перед — историческим мате-
риализмом».
	Герцен впервые в истории осво-
бодительного движения нашей стра-
ны обратился к массам с вольным
русским словом. «Гголярная звезда»
и «Колокол» заложили основу сво-
бодной русской прессы за границей.
Ленин справедливо видел в этом
великую заслугу Герцена перед рус-
ской революцией.

В условиях крайней отсталости
‘тогдашней России Герцен не смог
дойти до научного социализма. Он
не понял действительной социальной
природы крестьянской общины и
идеализировал ее, ошибочно рассмат-
ривая как основу для социалистиче-
ского переустройства общества. По
сути дела Герцен остался в кругу
воззрений утопического социализма.

Но свои социалистические мечтания
Герцен связывал прежде всего с ре-
волюционными устремлениями народ-
ных масс. На этом пути борьбы с
Россией николаевской за Россию на-
родную он жадно искал сближения
с русскими демократическими кру-
гами 60-х годов. Олицетворяя луч-
щие традиции дворянского этапа
русской революции, Герцен стремил-
ся вместе с «молодой Россией» ра-
ботать «над отысканием путей рус-
ского развития, над раз’яснением
русских вопросов».
	Недавние исследования советских
историков обнаружили новые мате-
риалы, раскрывающие глубокий ‘ин-
терес Герцена и Огарева к идее соз-
дания в России революционной ор-
ганизации и к вопросам . народного
вооруженного восстания. \Бесспорны
связи лондонских изгнанников С
«Землей и Волей» шестидесятых го-
дов, в руководстве которой, повиди-
мому, принимал участие Чернышев-
ский.

«Молодыми штурманами будущей
бури» любовно называет Герцен в
одной из последних глав «Былого и
дум» русскую демократическую ин-
теллигенцию 60-х годов. И в памя-
ти нового революционного поколения
образ Герцена с полным правом за-
печатлелся в ряду великих учителей
русской демократии, вместе с Белин-

с солнце, купола бле-
11“ стели,; город стлался на необо-
зримое пространство под горой, све-
жий ветерок подувал на нас; посто-
яли мы, постояли, оперлись друг на
друга и. вдруг обнявшись, присяг-
нули, в виду всей Москвы, пожерт-
вовать нашей жизнью на избранную

нами борьбу».

Клятвой на Воробъевых горах,
столь взволнованно и красочно опи-
санной в прославленных герценских
мемуарах «Былое и думы», откры-
вается биография замечательного
русского писателя-революционера,
гениального мыслителя и великого
патриота Александра Ивановича Гер-
цена.

Более века прошло с тех пор, а
обаяние облика пламенного демокра-
та, одного из подлинно великих рус-
ских людей, не потускнело в памя-
ти народной. Русская национальная
культура гордится Герценом и бе-
режно хранит в своей сокровищнице
его бессмертное наследие. Образ Гер-
цена дорог и близок нашему народу,
потому что. как писал В. И. Ленин
в статье «Памяти Герцена», «безза-
ветная преданность революции и об-
ращение с революционной  пропо-
ведью к народу не пропадает даже
тогда, когда целые десятилетия от-
деляют посев от жатвы».

Герцен родился в Москве 6 апре-
ля 1812 года, накануне великих И
грозных событий Отечественной вой-
ны. Его «колыбельной песнью, дет-
скими сказками» были «рассказы о
пожаре Москвы, о Бородинском сра-
И
	Х