my
			ate.
Reh
В
eT
	Пр
	at
ра
		ЕСКОЙ MupHon КО

С большой речью выступил представн-
	выражение в речи представителя итальян-
ской делегании Бономи. Вышинекий указал
на грубую фальсификапию истории, допу-
шенную этим небезызвеестным выразителем
	чаяний птальянских агрессоров. Затем Вы-
шинский обстоятельно обосновал позицию
советской делегапии в вопросе ‘0б итало-
югославской границе и судьбах Триеста.
	вян, живущих в Юлийокой Врайне, италь-
янское население составляло не более
330.000 человек. Следовательно, словен-
ское населелие в Юлийской Крайне вжьма
значительно превышает итзльянское насе-
ление. Это об`ясняется тем, что Юлийская
Крайна с ее известным историческим про-
шлым является такой же югославской тер-
риторией, как и другие соседние с чей ча-
сти Югославии.

На заседании Совета министров иност-
ранных дел осенью 1945 гола в Лондоне
глава советской делегации Ha вынешвей
Конференции В. М. Молотов по этому пово-
ду говорил следующее:

«Что будет означать переход Истрии в
руки Италии? Если говорить откровенно, то
это будет означать захват чужой  ээритз-
	рии. Для чего нужно захватывать чужую
	нхеренции
	менее независимое сотрудничество со сла-
вянской национальностью. Для сохране-
ния мира в Европе. рассужлает дальше
Тоинби. необходимо, чтобы  наипональные
группы. силой включенные в состав Ав-
стрии. получили бы независимое нацш-
нальное существование. № тому же ont
имеют для этого и экономическую 0азу.
Сырье юго-востока, готовзя продукция
северо-запада и морская торговля Алдриа-
тического побережья дополняют друг дру-
ra. ,

Кроме того, Триест служит эконумиче-
CRHN связующим звеном между Балкавами
и Средней Европой. Для процветания Сред-
ней Европы очень важно, чтобы эти эконо-
мические связи Триеста не были нарупю-
ны. Словения должна остаться OTEPLITHM
рынком, гле могут встречаться балкенекие
и другие европейские страны. Между Три-
еетом же и Италией нет никзких экономи-
ческих связей, поскольку экономика Ита-
лии. базирующаяся на волной  энергин
Альп. тяготеет к Средиземному морю (порт
Генуя), а не к Алриатическому морю. Это
быть может один из основных доводов пре
тив передаче Триеста Италии. Таково уне-
ние по поводу. Триеста и его судеб автори-
тетного английского ученого.
	Не тостаточно ли я привел фактов и
	высказываний, которые показывают, как
легкомысленно обращается с фактами пред-
	ставитель итальянского правительства, вы-
ступивпгий здесь со своим заявленлем,
	Глава советской делегации Молотов го-
ворил, что для Югославии Триест — глав-
ный и даже единственный порт, имеющий
государственное значение. Оторвать Трнегз
от Юлийской Крайны — значит = JIMIMTD
Югославию ее единственного крупного пэр-
та и вместе с тем поставить сам Триест в
положение, когда он будет лишен основы
для тальнейшего развития и под’ема.
	Вот почему советская делегация прихо-
дит к выводу, что не может быть сомнения
в том, что переход к Югославии  Триестз
обеспечит благоприятные условия для его
развития как перта и как торгово-преулыти-
ленного центра для обширного края.

Именно это имеет в виду проект реше-
ния Совета министров иностранных дел в
отношении Истрии и образования Свобод-
ной Территории Триеста. Это решение не
	удовлетворяет ` некоторые делегации И
раньше всего — делеганию Югославии.
Но решение, предлагаемое Советом ми-
	нистров иностранных дел, есть минимум
осуществления справедливости. Известно,
что в политике иногда приходится ATTH
на такой минимум, ибо политика — He
арифметика, где дважлы два — четыре.
С этим следует считаться. Этим решением
Совета министров иностранных дел недо-
вольны, е другой стороны. и те, кто пос-
пептил здесь отвести от себя подозрения В
том, что они являются адвокатами италь-
янского империализма. Так. в частности,
поступила бразильская делегация, несмот-
ря на то, что никто ее здесь не называл
10 имени. Выходит по старой русской

погловице: «На воре шапка горит».
	По я. не’ буду останавливаться ва
этих делегациях. Вернусь к итальянской
делегации. Бономи в своем выступлении
сослался на доклад комиссии экспертов по
итало-югославской границе, в частности
на пункт 76 этого доклада, в котором го-
зорится с территориальном размещении
итальянского, хорватского и словенекого
населения Истрин. Но. к сожалению. Бо-
номи, следуя своему методу, сослался
лишь на одну часть доклада, которая ему
выгодна. а именно на ту часть, где гово-
рится о размещении итальянского населе-
ния. и совершенно не упомянул о хорват-
ском и словенском населении.
	Между тем в пункте 76-м логлала ко-
миссни экспертов указано следующее;
«Хорватекое и словенское население жи-
вет. главным образом, в сельских  мест-
HOCTAX, которые в значительном числе
расположены вокруг городов. населенных
птальянцами. Это население, кроме того.
распространилось к берегу в трех глав-
ных направлениях, а именно — к северу
от реки Драгоньй, по обе стороны канала
Леме. на южной оконечности полуострова
южнее Полы».
	Не останавливаясь далее на подробно-
сетях, скажу лишь, что в 1910 году
итальянцы составляли большинство лишь
в 16 административных коммунах Истрии
из 43, а по данным 1945 года — только
в 8 коммунах из 43.
	Следовательно, на основе статистичес-
ких данных © 1910—1945 гг. можчо
слелать следующий вывод: итальянское
население в Истрии сосредоточено в виде
отдельных островков на узкой прибреж-
ной полосе и, главным образом. в некото-
рых горолах. Все остальное населеняе.
подавляющее большинство. две трети —
славянское население, которое определяет
жизнь и тех городов. где имеется некото-
poe преоблалание итальянского населения.
	ПАРИЖ, 5 сентября. (Спепкорр. ТАСС).
Как уже сообщалось, вчера на заселании
военной комиссии греческая лелегапия вне-
ела поправку 5 статье 58-й мирного до-
говора с Италией. Она требовала от Ита-
AHH возмещения всех военных материалов
и вооружения, захваченного итальянской
армией в Грепии, а также возмешения то-
го греческого военного имущества, которое

было уничтожено итальянпами в холе
войны.
	Вчера же греческий делегат. когда ему
указали на то. что все излишние военные
материалы в Италии поступили в распоря-
жение союзных государств. енял свою по-
правку. Однако сегодняшнее заседание ко-
ипесии снова быле посвящено обсуждению
этой уже олнажлы снятой поправки.

Оказывается. снимая поправку. грече-
ская делегация вовсе не отказывалась от
своих требований. Она считала. что об-
сужление 58-й‘ статьи просто  отклалы-
вается ло ухлобного случая. и вобще @
обсужлением проектов мирных хоговотоз
торопиться не следует.

Поэтому, когда Бономи вновь и вновь 1по-
вторяет в Париже то, что говорил почти
год назад итальянский делегат в Лондоне,
а в Лонлоне повторял то, что почти 30
лет тому назад в Париже говорил италь-
янекий премьер Орландо. то это  доказы-
вает только, как живучи в итальянсклх
правящих кругах националистические за-
уватнические стремления и аппетиты.
Бономя вновь алчет и жаждет Западной и
Южной Йстрии. этих исконных  славян-
ских земель, 00 являя алчность итальян-
ских захватчиков справедливостью. Bo
номи — против образования Свободной
Территории Тфиеста. Предложенная грани-
па Советом министров ийостранных дел
для него неприемлема. и неприемлема, го-
BODHT OH. е оборонной точки зрения.
	FAW To
	СБ заявить.
МИРИТПОВ
	Бономи решилея 3496
‘тто2еанная CopeTroy МИ
	предложенная LOBbCTOW WA pun ebtec T«
ванных дел гранипа межлу Италией 4x
Югославией неприемлема лля Италии ©
оборонной точки зрения. так как она бул-
то бы оставляет Италию откпытей лая
налцествия и созлает возможность лля аг-
рессора окружить итальянскую  террито-
рию по направлению к мэ0ю.
	Q каком пашествиий говорит Бономи? 0
	каком arpeccope. угрежающем Италии. го-
ворят реакчионные ятальязские круги. не
	скрывающие даже гейчас своих агресив-
ных вожделений? Такие разговоры — это
He что иное. как попытка отвести внима.
	в другую сторону, Прикоыть CiICT-
венные агрессивные намерения  крикамя
0б угроз» агрессией. Бономи злесь  гово-
	рил, что образование Свободной Тезрито-
	рии Триеста нарушает этническое фавно-
весие. Во имя укрепления этого выдууан-
ного этнического равновесия Бономп т.
	бует включить в Своболную Тетзриторик
	Триеста запалную и южную часть Истрин
вместе е портом Пола.
	вынешнего
IDR Db Bae-
	Таковы томогательстза
	ПАРИ. д сентября. (Спецкорр. ТАСС).
	На сегодняшнем заседании комисени по 00- тель советекой делегаиии Вышинекии, под-
	Фальсификация истории
	литическим и территорнальным — вопроФам
для Италии продолжалось обсуждение вонп-
роса об итало-югославской гранине.
	Мы внимательно выслушали здесь заяв-
ление представителя итальянекого прэзи-
тельства. киторый не ограничилея тем. что
1зложил свою и своего правительства точку
зрения. непосрелетвенно касающуюся воп-
роса о границе межлу Югославией и ИЙта-
	лиеи. во расширил рамки своего доклада и’,
	значительно углубился в историю. Фи л0-
шел в этом отношении. как он сам вытазил-
ся. ль лней или 10 времен тревнего Рима.
Он это слелал для того. чтобы уверить ко-
миссню. уверить здесь всех нас в Том. чтъ
Юлийская Ёрайна на протяжении. как он
не щаля елов, говорил, столетий расемат-
ривалась итальянским народом как неот’ем-
пемая часть итальянской территории. В
полтверждение этого своего тезиса г-н Бо-
комп ссылалея на вылающихся итальянцев,
в числе которых был и великий Данте, имя
KoTOpOr OA напомнил как одно из тех
лмен. кто считал Юлийскую Крайну землей
Италии и кто тогха еще своим пронипатель-
вым в30ром предвидел. очевидно. соглаше-
нпе 1915 зола и Раппальский леговор 1920
гола. Нетрудно будет, однако, показать. что
все эти рассуждения в высшей степени на-
туманны и искусственны и нэ заслуживали
бы. в сущности говоря. внимания. если бы
ани не были рассчитаны на такого рода
словесный эффект.

Я не сомневаюсь в том, что о еде: ко-
торые пытался злесь защищать представи-
тель итальянского правительства, не будут
приняты комиссией, которая не пойдет 38
логикой представителя итальянского пра-
вительства уже по олному тому обстоятель-
ству, уже по одной той причине. что эта ло-
гика лишена освования. так как не опи-
рается на действительно истярические фак-
ты. Этих фактов не было в заявлении пред-
ставителя итальянского правительства.
Факты он заменил рассуждениями п абет-
рактными заявлениями, находящимися В
резком противоречии © лдействительностью
	Бономи не остановился перед прямым из-
врашением событий, о которых он говорил.
и в частности. тех, которые связаны © пер-
вой мировой войной. прохоливитих на глазах
многих из нас или. BO всяком случае, У
значительного числа тех. кто сейтас уча-
ствует в работах Парижской Мирной Кон-
ференции, событий. которые у всех нас в
памяти Поэтому нельзя оставить без внн-
мания этот произвол и эту псевлонеторию
которую  злесь изложил представитель
итальянского правительства. В своем зляв-
лении. которое мы злесь заслунтати 2 сеп-
тября, Бономи. говоря. например. о воен-
ных событиях 1915 года—о первой мировой
войне. — сделал это в такой форме. что
выходило. будто итальянеким войскам так-
же приналлежат лавры разгрома Габейург-
ской монархии. освобожления от австрий-
ското пга славянеких  наролов и образова-
ния Сербского государетва. Бономи прямо
заявил, что освобождение Сербии и прело-
ставление словевам и хорватам возможности
соетинитьея в новое госуларетво были ол-
ной из военных пелей Италии. Беноми ло-
пел ло того. что возвеличивал злесь Рап-
пальский договор 1920 гота. который. как
известно ограбил Югославию, тогхатинее
Сербо-Хотвато-Словенское королевство. Нало
сказать. что в >том позорном акте — вели-
	Walle исторической  несправелливости.
которая была учинена в отношению сла-
вянских налолов. — принимал — активное
	участие bono, бывптий тогла военным мя-
нистром. вместе с тогдаттним премъер-ми-
нистром Италюи Шжиолитти и министрам
иностранных лел графом Сфорпа По этому
	Первая мировая
	вергший всестороннему анализу эту про-
блему. Остановившись на нмпериалистиче-
ских притязаниях Италии, нашедших свое
	Ренць А. Я. ВБышинского
	Юлийская Прайна
	Теперь перехожу кв следующему вошм-
су — о Юлийской Крайне.

Что представляет собой Юлийская Край-
па? Национальный состав Юлийской Влай-
ны, действительно, крайне неоднороден. Это
подтверждается и австрийской перепиеью
1910 года и более совершенной и больше
отвечающей действительности переписью
1945 года. При всей неоднородности этня-
ческого состава этой области, основную
часть населения составляют южно-славян-
ские народы: словены и хорваты, которые
сплотнной массой занимают всю террито-
рию. почти девять десятых этой области.
	Безусловно и неоспоримо установлено,
что в этом славянском море вкраплены ие-
большие островки итальянского населения,
которые не образуют единого пелого ни эго-
	договору, как известно, от Сербо-Азфрвато-
Словенекого государства отняли в пользу
Италии Истрию, Зару, Лалматинокое побе-
режье, острова Repco. Люсинф, Лагоста, Пе-
лагоза. небольшие островки идаже скалы.
Если бы у нас было больше времени.
TO, несомнечно, представило бы значитель-
ный интересе остановиться более подробно
на анализе этого Раппальского договора так
же, как было бы небезынтересно остано-
виться на договоре 1924 года, который был
подписан уже самим Муссолини, посвящен-
ном так называемому экономическому раз-
витию Фиуме. прикрывавшем захватниче-
	скую политику Италии.
	Возвращаюсь к 1915 году. Я хотел бы
спросить, неужели итальянский предета-
витель расечитывал на безнаказанность
такого бесперемонного обращения © факта-

ми, которую он допуетил, излагая в своем ны о ee Pg а ее.
ру ОУ цы, это тоже факт, живут пренмуществен- территорию? Для того. чтобы развертывать

ое ее ‘о б. 101% para av Фаза
	Триест и Югославия
	но и даже исключительно в городах Триесте.
	Горипе, Фиуме, Пола, а также по нижнему
течению реки Изонцо (Градиска, Монфаль-
коне), в районе западного побережья Ист-
рии (Каподистрия, ПШирано, Паренцо, Рз-
виньо). а Также в северо-западной частя
полуострова (Буйе, Монтона, Пингуенте,
Пизино). Это факты, о которых никто не
спорит, но которые ничего не решают, фак-
ты, которые можно учесть, с которыми
нужно считаться, но которые ничего ае ре-
шают, а решают то, что Юлийская Врайна
по своему этнографическому характеру яв-
ляется словенской областью, словенскуй
землей
	По перелиси 1910 года, на территории,
которая позже вошла в состав итальянеквой
области Венеция — Джулия, проживало
480.000 словен. По югославеким иеточни-
кам их число должно быть увеличено до
600-—650 тысяч. Если учесть, что общая
численность населения этой области состав-
ляет 1 миллион человек, выходит, что сла-
вяне составляют примерно две третн нас»-
ления всей Юлийской Крайны. По ханныху
австрийской переписи 1910 года.  erpa-
дающей явным преуменьшением числз сла-
	А как обстоит дело с Гриестом? Чг» пред-
ставляет собой Триест? Раньше всего надо
обратить внимание на такую особенность
Триеста, как то, что вокруг Триеста- рас-
стилаются  необозримые славянские W014,
Триест — это центр всего края, его газв-
ный движущий нерв. его основной жизнен-
ный рычаг. Судьба Триеста органически
связана с судьбсй всей области, — всем
края. ,
	Вся история Триеста говорит о там, что
он дышит славянским воздухом, его жизнь
наполняет славянский лух. Покорив ист-
	рииские поселения. венепианцы много ве-
	ков назад пытались подчинить своей вла-
сти Триест. Они четыре раза на протяжении
ХШ и ХМ Пвеков захватывали Триест. Три-
	ест был слаб. и угроза co стороны Вонепии
	заставила Гриест пойти в 1352 гу Ш
покровительство австрийского герцога. С
тех пор и вилоть до 1918 года, за исключе-
нием небольшого перерыва — 1808 —.1816
гг.. когла Триест входил в созданную Напо-
	лесном   «Иллирийекую феспублику». Три-
	ест входил в состав Австрии. являясь ee
важнейшим портом на Алриатичеком  мо0-
	ре. ВБ этот период Италия к Триесту не име-
	ла никакого отношения. (0 каких же столе-
тиях говорил Бономи, на протяжении кото-
рых итальянский народ и «лучите люди?
Италии мечтали и боролись за присоехин?-
ние Истуии к Итални? () каких стглетиях?
	Bee столетия говорят о ° совершенно
противоположном тому, что говорил злесь
Бономи. Они говорят, что Истрия 4
Триест в том числе на протяжении сто-
летий никогда не принадлежали Италии.
	Накануне первой мировой войны Триест
был крупнейшим центром судоходства и
морской торговли в средней части Среди-
земного моря. Судоходные компании
Триеста поддерживали регулярные линии
с портами Восточной Африки, Централь-
ной Америки. Ближнего и даже Дальнего
Востока. Триест превратилея таким обра-
зом в важнейший морской порт. Он вто
же время превратился в важный инду-
стриальный центр, где особенное фазви-
тие получили судостроительная промыш-
ленность, сталелитейная и нефтеочисти-
тельная. Можно сказать, что Триест по
своему портовому оборудованию и про-
Пускной способности стоит в одном pany
е лучшими портами Европы.
	Триест был присоединен в 1918 году
к Италии, и с этого момента начинается
падение Триеста. Трнест хиреет, в 10
время как Венеция за четверть века, ¢
1913 по 1938 год, увеличила свой грузо-
оборот в полтора раза, грузооборот Триес-
та в руках итальянцев сократился. Co-
вершенно непонятно, если не шуинять во
внимание один мотив —— заграбастать чу-
жую землю. — почему так стремится Йта-
лия приобрести Триест. когда у нее име-
ются цесятки других портов. в частности,
в Адриатике. но зато всем понятно. по-
	чему стремится к этому Югославия. для
которой Триест является единственным
портом. .
	То. что Триест является для Югосла-
вии жизненным пентром, это ‘понимали
люди, способные об’ективно и незавиеи-
№0 МЫСЛИТЬ.
	Я мог бы в этой связи сослаться на
Ллойд Джорджа, который осуждал Рап-
пальский договор. Длойл Джордж в своей
книге «Правла о мирных договорах» Warag.
что «война полноетью расстроила понятие
«совестливостн...». Вогла Мирная Конфе-
ренпия в нарушение самих принципов.
BO WMA которых мы вступили в войну.
позволила Италии присоединить & евойу
владениям территории, подавляющее
большинство населения которых предпоч-
	свою политику лвиженлтя на восток. Из ис-
тории известно, что этой политики в тече-
ние долгих лет придерживалась Германия, а
также Италия. Мы знаем хоропю, 470
вопрос о захвате славянских территорий в
течение определенного времени истории
владел умами правителей Германии. Эта но-
литика «дранг нах Остен»— движения на
восток за счет славян получила свое куль-
минационное развитие в политике гитлероз-
ской Германия, которая хотела захватить
Украину, Белоруссию ит. д. В Италии эта
политика также имеет исторические кор-
ни. Она налгла свое развитие в тех захват-
нических планах, которые осуществлял
Муссолини. правда не только за счет сла-
вян, но прежде всего за счет славян, 10
крайней мере в Европе».

Это было сказано до начала Парижской
Конференции, это сказачо до выступления
де Гаспери, до выступления Бономи в на-
шей комиссии. Нетрулно убедиться, — что
основное направление нычешней итальян-
ской политики ничем не отличается от тэ-
го, что уже было отмечено в хатактеристи-
ке. данной В. М. Молотовым. Так о-тонт
лело © Юлийской Крайной.
	10 о0ы присоединиться к другому суве-
ренному государству и где, если бы mpo-
вести плебиспит, можно ничуть не сом-
неваться в том, что громадное большин-
ство отдало бы свои голоса в пользу сла-
вян, а не итальянцев».

Я мог бы сослаться также на бывиего
итальянского премьер-министра Альфонсо
Ламарлмюра, которого нельзя заподозрить в
сиупатии к чему-либо иному, чем к во-
енным авантюрам, который в 1886 году
в итальянеком сенате заявил*
	«Я никогла HE  залумывалея нал в-
	просом о Триесте. Это название ни разу
не приходило мне на ум. Вее интересы
	этого порта, 9обенно его торговля, свя-
заны с севером. Самый город окружен
славянским населением, которое не. же-
лает иметь © итальяннами никаких отно-
	шений, помимо чисто коммерческих. Еелн
	бы Триест почему-нибудь стал итальян-
CKHM, это явилось бы источником круп-
нейших неприятностей и бесконечной
опасности». Это голос итальянца. которо-
го нельзя заподозрить ни в каком либе-
рализме. Но это голое человека, который.
несмотря па свои политические предрас-
судки, нашел в себе силы дли об’ектив-
ного отпомепия к фактлу,

Но это было в 1886 голу. Позвольте
тогда сослаться на более позлаий источ-
ник. Я имею в виду книгу профессора
Тоянби «Триест и Италия». написанную
в 1915 году. В этой книге выеказыва-
ются очень ясно и тверло взгляды. к ко-
торым нельзя не прислушаться.
	Профессор Тоинби говорит, что в пе-
рнол борьбы за незавиенмоеть Италия при-
чяла в наследство влияние Венеции в рай-
оне Адриатики. Но это влияние было не
всюду одинаково, Так. в Далмалии италь-
янский элемент был совершенно незначите:
лен по своему влиянию, и поэтому ©
притязаниях Италии на эту территорию
не может быть и речи. Тоинби утвержлал
30 лет тому назад. что ходом своего эко-
номического развития Триест уже тогда
становился портом мирового значения. а
его население росло за счет окружающе-
го славянского населения. © которым
итальянцам пришлось разделить мунипи-
пальное управление. в силу чего Триест
не полжен быть включен ни в Италию.
ни в Германию. Он холжен войти. гово-
рит дальше Тоинби. или в южно-славян-
ские об’елиненные госулатства или стать
независимой политической единицей nox
‘гарантией Европьь

Отнако. по мнению профессора Тойнби.
послелнее решение нежелательно.  по-
скольку подобное незначительное госулат-
ство не располагало бы достаточными
средетвами для управления и защиты гво-
их столь экономически важных качеств.
Нельзя тептить его сульбу также без
учета воли ето населения, Очевихно.
говорит тлальте Тоинби. что если 16-
зультатом плеби^пита было бы решение о
присоедлинетии Триеста к  южно-славян-.
CREW. ГогуУЛарствам в качестве - фелераль-
	ной етинипы. то атот вотрос мт бы ечи-
татьея рептеняЪгу.
	Это — ясная позиция в защиту присо-
елинения Триеста к Югославии. Эта не что
иное, как ясное и недвусмыеленное приз-

нание. что Ютоелавия имеет неоспоримые
права на Трнест.
	Гарантия независимости. говорил халъ-
me Тоинби. врял ли пометала бы потло-
тению итальянского и немепкого  мень-
птинств Италией и Германией. что было
бы для них гораздо хуже. чем более или
	ми, хоропю известными и Точно установ-
ленными. O чем говорят эти факты? Эти
факты говорят совершенно не о том, о чем
здесь говорил Бономи. Эти факты говорят о
том, что Габебургекая монархия пала и
Австро-Венгерская империя распалась в
результате таких событий, как наступле-
ние русеких войск на Львов в сентябре
1914 года, разгром и отступление двух ав-
стро-германеких армий, взятие русекими.
войсками в феврале 1916 года Перемышля
ео всеми тяжелыми последствиями этого
для австрийцев. Наконеп, эти факты гово-
рят о том, что известно в истории под име-
нем Брусиловского прорыва на Карпаты
летом 1916 года, закончившегося разгро-
мом всего австро-германского фронта и пле-
нением сотен тысяч австрийских солдат и
офицеров.

Вот факты, которые говорят о том, как
было дело в 1915 году в действительности.
Вот факты. которые говорят о том, где ле-
жат причины распада Габебургекой монар-
хии. причины распада Австро-Венгерекой
империи. Эти факты лежат раньше все в
замечательных военных успехах русской
армии. успехах. связанных © именем олногэ
из выдающихся русских полководцев TOTO
времени генерала Брусилова.

Бономи`с удивительной развязностью за-
явил здесь. что именно итальянокне. вой-
ска освободили славянские народы от 1ep-
манского империализма. именно итальян-
ские войска, которые, кстати сказать. бы-
ли, в прямом смысле слова, спасены бру-
силовским разгромом австро-венгерских
войск. Этот разгром австрийских
армий сорвал штурм Вердена и о0т-
крыл широкие перспективы нациовально-
освободительного движения славянских на-
ротов в Австрии, Нельзя пройти мимо этих
фактов. Итальянекий представитель пюи-
писывает освобождение славянских народов
и образование славянского государства ус-
пехам итальянского оружия. Я не хочу зло-
употреблять временем. но считаю нужным
сказать несколько слов в защиту историче-
ской правлы, ибо нельзя терпеть. чтобы из-
врашалась история подтасовыванием лож-
ных тезисов в зашиту ложных. захватниче-
ских тенденций. Этих фактов лостаточно.
чтобы восстановить историческую правлу
й показать подлинное лицо событий, сталь
непохожих на то. что здесь говорил италь-
янский ппедставитель, следуя, очевитно.
печальной тралипии итальянских полити-
ков типа Фиовани. Джентиле и эму полоб-
ных фашиетеких  писак.  изобтажавтиих
итальянскую военщину, вроде генерала де
Боно. Грапиани, Мессе и др.. чуть ли ве в
вите тревне-римеких героев и трнумвиров
	воина и Италия
	итальяяского правительства.  прикрывае-
мые криками © справедливости. Эти 10-
могательства лолжны быть оешительна
отвергнуты. Мы хотим ветить. что оне
булут безусловно отвергнуты.
	Мы выслушали 319еь заявление юго-
	славской делегании. Лолжен сказать. что
это заявленче не могло не произвести
впечатления силой приведенных в Нем
фактов. силой своей правлы. Советская
делегация считает. что соображения югп-
славского правительства не могут не при-
влечь внимания Комисбии а вытэлнутые
югославской делегацией предложения _ не
могут не потребовать тщательного  изу-
чения и учета при окончательном реше-
нии вопроса.
	Советекая делегация, как я уже сжасал.
	считает решение, принятое Советом мипиест-
ров иностранных дел, минимумом справелли-
вости и выражает надежду, что Конбферея-
пия лостойно справится со своей залзчей,
установив югославо-итальянскую гранппу в
соответствии с принципом уважения прави
интересов славянских народов. законно тре-
бующих устранить. уничтожить грубое на-
	рушение их справедливых — интересов и
	нрав.
	Нам предлагают отложить рентенае вой:
роса о Триесте на блтн гоз. Это врелное и
опасное предложение, и его также следует
OTRIOHHTH.
	Бономи закончил свою речь призывом Е
справедливости. Да, нужно помнить о сара-
велливости. — Историческая  несиравелли-
вость. совершенная 26 лет тому — на3а1,
должна быть исправлена. Справедливость
должна быть восстановлена. Нроект мирно-
ro логовора с Италией. выработанный (08е-
том министров иностранных дел. илет по
этой линии — по линии исправления ралп-
пальской несправедливости. Слраведанвость
олжна воодушевлять нас. всех в нашей
трудной работе Но понятие о справедливя-
сти бывает различное — и справедливость
справедливости — рознь Нельзя говорить 9
справедливости, посягая на чужие земли,
Нельзя прикрывать громкими словами (
справедливости попытки захвата чу
территории. Мы против такой, так называе-
мой, справедливости, так как в действи-
тельности это было бы вопиющей неспра-
ветливоетью.
	Не так. очевидно, лумает южно-африкав-
ский делегат. ксторый заявил здесь. что
еще немало должно быть принесено жертв
й крови для установления мира. Мы огз2р-
гаем такую постановку вопроса на Митной
Конференции. Советская делегация за пр
ный мир, который должен и может — быть
построен на прогрессивных  лемократгте-
ских. началах, а не на каких-то других, 59
торые бы балансировали между войной 1
миром. Мы хотим такого мира. который 9-
новывалея бы на признании и безоговорч-
ном провеленти в жизнь принципов NAA A
справедливости. отвечающих  поллинвых
интересам народов. требующих уважения 1
признания` их суверенных прав. Утвезжхе-
ние такого мира — великая в благоролиая
залача. для разрешения которой мы должны
жить. работать. боеротьея.
	Совершенно ясно. что лело ит ®
только о неумеренных требованиях. кот
рые прел‘являет греческая делегапия, 80
й о попытке затянуть работу Конферея-
ции. .

С поллержкой такой позиции греческой
делегации выступил телегат Великобонта-
нии Алексанлер. В своей  чногословной,
HO елва_ли способной кого-либо  убелить
речи он пытался хоказать  «отоавелли-
вость» требований гоеческой  телегапии,
заявив. что спепиить е обсуждением 10г-
воров нет оснований. «Конференция — ®
лошаль. которую Wann подгонять». кз“
зал Алексанлер. Несмотря нз протесты 1
пегатов Советекого Союза. Фпанпии. Юго
славии. Релоруесия и Польши. комиссия
целый лень потратила на обсужление BO
Проса © том. можно ли принять какое-1и-
бо решение по 58-Й статье мирного Е
Toropa © Италией. Но решение так п #1
было принято:
	Бономи не постеснялея здесь, в Люксем-
бургеком дворпе, заявить. что целью Ита-
лини в первой мировой войне было сбросить
германский империализм.—это его дослов-
ное выражение, — и одновременно освя-
бодить Юлийскую  Крайну. Итальянский
империализм в войне 1914—1918 гг. Бо-
номи изображал как освободителя славян-
ских народов.
	Но как было в действительности?
По каким мотивам Италия вступила в пер-
вую мировую войну на стороне Антанты?
Какие стремления и идеалы лвигали италь-
SHCKOH полятикой, когда Италия вступила
в войну, и как она вступила в эту войну?

Напомним п эти факты, Известно, что до
мая 1915 гола Италия была в тройствен-
Ном союзе. составив триумвират—Герма-
ния, Австро-Венгрия, Италия. Она была в
с0юзе. таким образом. и се германским им-
периализмм и © австро-венгерским импе-
риализмом, который тащилея в колеснице
германского империализма. В то же время
Италия заигрывала с Антантой, выбирая
удобный момент. чтобы без риска для себя
присоединиться к тем, на стороне которых
вероятнее всего быма бы побела. Это уда-
лось Италии в первой мировой войне. Как
известно. это совершенно не улалось Ита-
лии во второй мировой войне. Улача не
всегла слелует за той политикой. которзя
уполобляет государство,‘ проволяшщее такую
политику. акалу, вынскивающему добы-
чу. И вот в апреле 1915 года Италия 10-
товорилась г тержавами Антанты. которые
больше пообещали заплатить, чем могла
заплатить Австро-Венгрия. Цзвестно. что
26 апреля 1915 года Италия заключила
сокретное соглашение < Государствами
Антанты и что по этому соглашению Ита-
лии были обещаны Валлона и остров Са-
сено (которому в проекте мирного догово-
ра с Италией Советом министров иностран-
пых лел посвящена особая статья 22. в
силу которой Италия отказывается от вся-

ких претензий на этот остров). но
	лавала согласие на разлел Албании.
	Межлу прочим. Италия лазала согласие
на раздел © тем условием. что за ней бу-
лет признан” право прелставлять Албанию
BO BCOX внешних сношениях. Этот факт,
	достаточно ясный сам по себе, товорит о
чействительных мотивах участия Италии в
первой мировой войне на стороне Антанты.
Именно за эту пену — Истрия. Далматин-
	ское побережье и в10бавок английский
заем в 50 млн. фунтов стерлингов, — за
эту цену Италия согласилась выетупить
против Германии, согласилась. как выра-
зилея Бономи, боротьея против германского
империализма. Нельзя отказать в прони-
цательности итальянским политикам. М-
мент был выбран удачно. Италия обязалась
выступить против своих союзников— Герма-
нии и Австрии. пожелав получить 33 это
земли тах называемые Найа irridenta.
получив за это немалую толику  през-
ренного металла. Я не думаю. что по этому
поводу можно найти что-нибуль у ноэта
Данте. на которого сослалея Бономи. но У
поэта гАннунпио. известного своими бре-
довыми фаптислекими «идеями». можно
безусловно найти что-либо  полходящее.
Я порекомендовал бы Бономи обращаться
за воодушевлением скорее к хАннунцио.
чем к Данте.

Таковы факты. Эти факты можно бымо
бы сумипровать и дать следующую харак-
теристику Италии 1915 года.

«Италия революционно-демократическая,
т. е. революпионно-буржуазная. свергшая
иго Австрии, Италия времен Галибальли
превращается окончательно на наших гла-
зах в Италию. угнетающую другие народы.
грабящую Турпию и Австрию. в Италию
грубой. отвратительно-реакпионной, гряз-
ной буржуазии. у которой текут елюнки от
Удовольствия. что и ее топустили в лележу
дебычи». *)

Вот слова, которые полны глубокого
сарказма и глубокой исторической правды,
Эти слова принадлежат великому строите-
лю Советского государства В. И. Ленину.

Таковы факты.
	Ленина.
	*) — Собрание сочинений
том ХУШ, стр. 289—290.
	Г речеснкая делегация
опять тормозит работу