Театр
им. Руставели
в Моснве
	ВСТРЕЧА НА КУРСКОМ
ВОКЗАЛЕ
	Сегодня ночью на гастроли в Мо-
ву приехал в полном составе Го-
сударственный ордена Ленина грузин-
ский театр им. Руставели.

На перроне Курского вокзала co6-
рались представители Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
роз СССР. делегации московских те-
атров. Из ‘вагонов выходят лауреаты
Сталинской премии народные артисты
СССР А. Васадзе и А. Хорава. народ-
ный артист Грузинской ССР Г. Дави-
лашвнли и другие. Москвичи горячо
приветствуют грузинских гостей, пе-
релают им букеты цветов. Лауреат
(толинской премии народный артист
РСФСР Ю. Завадский пожелал масте-
рам грузинского искусства новых
творческих побед и успехов во время
гастролей в Москве.
	Художественный руководитель те-

arpa ut. Руставели лауреат Сталин-
ской премии народный артист СССР
А. Васадзе, поблагодарив за теплый
прием, сказал:
‚ — С чувством величайшей ответст-
венности готовится коллектив наше-
го театра к гастролям в Москве. Мы
хотим отчитаться в проделанной рабо-
те как за годы Отечественной войны,
так и за последние десять лет, про-
шедших со времени нашего пребыва-
ния в любимой столице. С трепетом и
волнением мы ждем первой встречи с
московским зрителем.
		И 3-3 А ГРАНИЦЫ
		Произведения
славянских
писателей
	В Государственнои центральной
библиотеке иностранной литературы
большим вниманием посетителей
пользуется выставка книг славян-
ских писателей. Представлены произ-
вздения писателей Польши, Чехосло-
вакии, Югославии, Болгарии. Выстав-
ка непрерывно пополняется:
	Библиотека составила указатель
«Художественная литература славян-
ских народов в переводах на русский
язык». В нем собран материал о про-
изведениях А. Мицкевича, С. Жером-
ского,  Г..Сенкевича Я. Неруда,
S$. Tameka, K. Uanexa, Б. Нушича,
Л. Каравелова, Х. Ботева и других.
	Выставки кчиг славянских писате-
лей в ближайшее время откроются и
в филиалах Государственной библио-
теки иностранной литературы.

м-н
	«ВАЛЬЦОВКА»
	В ЗАВОДСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ
КРУЖКЕ
	На заводе «Серп и молот» сущест-
вует старейшее литературное об’еди-
нение «Вальцовка». Каждую среду
здесь проводятся занятия, на KOTO-
рых разбираются произведения завод-
ских поэтов и писателей. Недавно в
гостях у «Вальцовки» побывал укра-
инский поэт, участник легендарных
походов Ковпака, Александр Воронь-
ко.
	За годы войны состав об’единения
пополнился новыми участниками;
Представляют интерес произведения
молодого поэта, монтера канатного
цеха завода Григория Люшнина. В
заводской газете «Мартеновка» не-
давно была опубликована литератур-
ная страница, посвященная его твор-
честву, Выделяются стихи молодой
работницы Зои Страховой. Бывший
фронтовик, участник боев за Прагу,
инженер Лев Подвойский работает
над серией интересных фронтовых
очерков.
	На занятиях «Вальцовки» присут-
ствует и старое поколение поэтов,
воспитанное в рабочем литоб’едине-
нии. Это — Александр Филатов, напи-
савший «Гимн сталеваров», Николай
Флеров и другие.
	Члены «Вальцовки» подготовили к
печати сборник стихов, в который
войдут лучшие произведения завод-
ских поэтов, написанные во время
войны и. посвященные героическому
труду сталеваров-москвичей в эпоху
послевоенной сталинской пятилетки.
	ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
ТРАНСПОРТА
	Народный артист РСФСР Н.
Петров приступил к.репетициям пье-
сы украинского драматурга Леонида
Первомайского «Рядом с нами».
Пьеса рассказывает о чистоте взаи-
моотношений и о высокой морали со-
ветских людей. Главные роли играют
В. Хохряков, Л. Скопина, И. Потоц-
кая и другие. Художник спектакля—
Мих. Варпех;: oO
	Члены чехословацкой
прешесюзной делегации
0 св08й поездке в COOP
	ПРАГА, 1. (ТАСС). 30 мая в вале
	„Люцерна состоялось собрание проф-
союзного актива Праги, посвященное
	профсоюзной
	отчету чехословацкой
	делегации, недавно посетившей СССР.
С. докладами выступили члены делега-
ции Вандровен, Шлихалова,  Ваянец и
руководитель делегации генеральный
	секретарь. Центрального Совета
профсоюзов Чехословакии депутат
Эрбан. Он подробно рассказал ‘о дея-
	тельности советских профсоюзов, о
героической работе советских людей
по восстановлению разрушенного нем-
нами наоолного хозяйства. «Мы, —
	заявил Эрбан, — видели в СССР ray-
бокую любовь советских людей К МИ-
ру, мы уходили с первомайской де-
монстрации с непоколебимой верой в
	великое будущее Советского Союза
	Мы не
о что
		Художнина Г. Орлова у эскиза юбилейнсго ковра.
		Польша. Электростанция в г; Собенцин е — одна из самых крупных в Польше,
	Заявления Ракоши и Сакашича
	Касаясь иностранных откликов на
правительственный кризис в Венгрии,
Ракоши заявил: в Венгрии не произо-
шло никакого государственного пере-
ворста, путча или бунта. Произошло
только то, что было разоблачено уча-
стие ‘премьер-министра в заговоре, и
он. чувствуя свою вину, не посмел
вернуться, чтобы предстать перед
венгерским судом.

В городе Мошонмадьяровар состо-
ялся митинг социал-демократической
партии, на котором выступил замести-
тель премьер-министра Сакашич Ар-
пад. Новое правительство, заявил он,
сформировано. Однако этим самым
венгерский политический кризис пол-
ностью еще не разрешен. Независи-
мая партия мелких сельских хозяев
должна очистить свои ряды. В то же
время, безусловно, необходимо, что-
бы венгерский народ сам решил во-
прос о том, хочет ли он власти наро-
да или он хочет опять быть угнетен-
ным банкирами и капиталистами.
Именно поэтому надо провести новые
ьыборы,
	свободу, а с другой, заложить осно-
вы реорганизации гонведа (националь-
ной армии. — Ред.) согласно идеям
1848 гола.

Венгерская демократия, сказал да-
лее премьер-министр, идет по прямо-
му. и открытому пути. Она осуществ-
ляет свои великие цели не путем об-
мана и политнческих интриг. Она хо-
чет укрепить демократию, обеспечить
восстановление и под’ем жизненного
уровня трудящихся в рамках трех-
летнего плана. Везде идет мирная
работа. Ходу нашей жизни не поме-
шала даже вспьшика кризиса, имев-
шая место на протяжении прошлых
месяцев. У нас царят тишина, мир и
порядок. Беспокойство наблюдается
только в лагере заговорщиков, спеку-
лянтов и реакционеров. Однако вен-
герская демократия уже имеет доста-
точные силы, чтобы выбросить из сво-
их рядов врагов демократии. С нами
или против нас — в этом суть во-
проса. :
	БУДАПЕШТ, 2. (ТАСС). Будайешт-
ское радио передает, что’ замести-
тель премьер-министра Ракоши Ма-
тиас, выступая на совещании комитат-
ских организаций коммунистической
партии Южного Пешта, остановился
на обстоятельствах прошедшего поли-
тического кризиса. Быстрое разреше-
ние этого кризиса, подчеркнул Рако-
ши, доказывает, что венгерская демо-
кратия здорова, сильна и в случае не-
обхолимости сумеет железной рукой
навести порядок. Коммунистическая
партия с доверием относится к новому
премьер-министру и полагает, что. к
заговору и к делу демократии он бу-
дет относиться совершенно иначе, чем
Надь Ференц, у которого было рыль-
це в пуху. Венгерский народ требует
раз и навсегда покончить с заговором.
Друзья заговорщиков и те, которые
поддерживают их, должны быть ис-
ключены из общественной жизни. Ес-
ли в парламенте, где имеются многие
люди, которые попали туда через
надь ференцев и ковачей бела, ‚нам
будут чинить препятствия, то мы бу-
дем апеллировать к народу и HOTpe-
	‘буем новых выборов.
	Выступление Диньеша
			Картина,
вытканная шелком
	«Партитура» ковра займет 40 от-
	дельных листов. Па эту работу рисо-
валыцики затратят около двух меся-
цев. Затем с канвы предстоит набить
карты для жаккардовых машин. По
ним ткачи будут ткать ковер.
	7Каккардовые карты — это узкие
лоски картона, просеченные- в. оп-
	полоски картона, просеченные в. 91-
ределенных местах маленькими круг-
лыми отверстиями. Они регулируют
	сложную работу механизма ткацкого
станка, управляют полетом челноков
	и создают то хитрое переплетение
нитей, которое и воспроизводит рису:
нок на ткани.
	Таких карт нужно приготовить 30
сяч. Потребуется не меньше 750
лограммов картона. Пути нитям
ажут 15 миллионов отверстий.

Всей этой сложной подготовкой,

к дирижер оркестром, руководит
appli Мастер гобеленового  произ-
	как дирижер оркестром, руководит
старый мастер гобеленового  произ-
водства Степан Иванович Юшин. 50
лет своей жизни отдал он любимому
делу. Степан Иванович — ученик из-
	целу. Степан иванович — ученик из-
зестногс дессинатора Нефа, постав-
пявшего до революции‘ патроны и
жаккардовые кабты всем ткацким
	лявшего до революции  патровы в
жаккардовые карты всем  ткацким
фабрикам России. Занавес Большого
театра, серия художественных гобе-
ленов, зачавес Ростовского Театра,
	ленов, зачавес ЕОосТОовского театра,
чудесные драпировочные ткани для
	нового здания Министерства Воору-
	женных Сил СССР — вот далеко не
полный перечень работ Степана’ Ива-
НОБИЧА.
	Рядом с Купиным работают его
ученики — насекальщик и’ канвист
Ипатов, талантливый рисовальщик
Добряков и созсем юный Ворошин.
	Пройдет не меньше трех месяцев.
прежде чем канвисты и насекальци-
ки закончат насечку карт. К этому
времени моталки и сновальщицы
подготовят пряжу и шелковую осн?-
ву ковра. Основа будет состоять из
12.000 нитей. Когда жаккардовзя ма-
шина пойдет в ход, пять челноков,
управляемых особой картой, начнут
«писать» ра ткани картину.
	Е. Мартынов.
	Накануне всенародного праздника
	—30-летия Великой Октябрьской co-
циалистической революции—в Моск-
ве откроется юбилейная выставка.
Сетни талантливых художников,
скульпторов, мастеров художествен-
ных ремесел покажут свои лучшие
работы. Здесь же мы увидим и худо-

жественные изделия текстильной
промышленности,
	Свои экспонаты посылают ва вны-
	ставку и рабочие фабрики «Декора
тивткань». Среди этих работ особен-
но выделяется замечательный ковер,
эскиз которого сделан художницей
фабрики Г. А. Орловой. Мы видим на
чем панораму Кремля: монументаль-
ное здание Большого Кремлевского
дворца, колокольню Ивана Великого,
древние зубчатые. стены.
	е здание Большого Кремлевского
орца, колокольню Ивана Великого,
евние зубчатые стены.

Эта чудесная картина будет вы-
ана разноцветными шелками.
Много потребуется времени и тру-
	да, чтобы воплотить замысел худож-
ника. В создании ковра примут уча-
стие рабочие 12 специальностей. Но
самая сложная, самая кропотливая
работа падает на долю рисовальщи-
ков. Они должны подготовить так
называемый: патрон, расшифровать ри-
сунок художника, перевести его <
языка красок на язык нитей.
	Опытный рисовальшик-дессинатор
	разлагает рисунок на составные эл--
менты по цвету и характеру перелле-
тения нитей. Это и есть патрон. Он
делается на специальной клетчатой
канвовой бумаге. Здесь каждая кле-
точка имеет определенное значение.
По ним ведется расчет нитей. Рисо-
валыцик должен быть очень внима-
тельным, чтобы не просчитаться и
не напутать. :
	«САДКО»
В БЕРЛИНЕ
	‚Не так давно. в. Берлинском опер-
ном театре состоялось первое. испол-
нение в Германии оперы Римского-
Корсакова «Садко». Эта постановка
еще задолго до спектакля вызвала
сживленный интерес  общественно-
сти.

Незадолго ло премьеры в прессе
появились статьи, посвященные твор-
честву Римского-Корсакова и его опе-
ре «Садко». Спектакль прошел < ог-
ромным успехом и по общему призна-
нию явился самым значительным <о-
	  бытием в области оперного искусства
	в Берлине после войны.

Берлинская пресса широко отклик-
кулась на спектакль и дала много
рецензий и статей, анализирующих
новую постановку.

Одна из газет пишет: «История рус-
ской оперы, развивающаяся со вре-
мен Глинки по независимой от пре-
дыдущих образцов самостоятельной
линии, достигла удивительно быстро
необычайно высокого уровня, озна-
менованного творчеством Мусоргского,
Римского-Корсакова ‘и других компо-
знторов. Это справедливо не только
в отношении выбора сюжетного мате-
риала, но и в отношении характера
музыки. Чувствуется это наиболее
ярко тогда, когда и сюжетный и Му-
зыкальный материал уходит корнями
в народное творчество. В первую оче-
редь это относится к Римскому-Кор-
сакову—значительнейшему  оперному

композитору той эпохи и ‹реди его
	произведений-особенно к «Садко»...».
	` Спектакль в настоящее время идет
с неизменным успехом у публики.
	наша внутренняя реакция в послед-
нее время особенно активизируется и
об’единяет свои силы. Однако тру-
лящиеся в нашей стране настолько
		теперь сильны и сплочевы,
	никому не позволят подорвать наш
вечный союз и дружбу с Советским
Союзом и всеми славянскими наро-
дами. Мы решили на средства тру-
	СКульБ-
	дящихся поставить в [}раге
	птуру великого вождя народов СССР
и нашего освободителя Генералисси-
муса Сталина. Эта скульптура будет
символом нашей нерушимой дружбы
и искренней любви к советскому на-
	роду и великому Сталину».
	Активизация
английских
фашистов
	ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Газета «Рей-
нольдс ньюс» опубликовала статью о
деятельности главаря английских фа-
шистов Освальда Мосли в Оксфорд-
ском университете. Мосли регулярно
поддерживает контакт с группой сту-
дентов — бывших офицеров, которые
создали в этом университете антисо-
циалистические ячейки, известные под
именем «корпоративного клуба».
Председатель этой организации cTy-
дент Тринити колледжа Десмонл

тюарт заявил корреспонденту «Рей-
нольде ньюс» Миннсу, что большин-
ство ее членов является «личными
друзьями Освальда» и что они Ча-
сто бывают у него в Ренсбери.
	Как заявляет Миннс, фашистская
организация в Оксфордском универ-
ситете насчитывает 45 членов. Во вре-
мя своих визитов к Мосли они обсуж-
дают метолы пропаганды фашистских
«идей» в университете. После того,
как группу предупредили, что уни“
верситетские власти не разрешат та-
кую деятельность в помещениях уни-
верситета. она перенесла свои собра-

ния на частную квартиру. Секретарь
клуба, студент  Гертфорд-колледжа
Томаё  Лоу признал, что он поддержи-
вает переписку с аналогичной груп-
пой действующей в Кембриджском
	университете.
	В Москву прибыло все оформление
пати спектаклей, которые покажет
театр им. Руставели, — декорации,
костюмы, бутафория.

Сегодня днем в театре им. Стани-
славского и Немировича-Данченко
грузинские артисты начнут репетиции.

Первый спектакль — 7 июня. Будет
показана драма И, Мосашвили «На-
чальник станции» в постановке А.
Васадзе и в декорациях Д. Какабадзе.
	ПРАЗДНИК
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
	Вчера состоялся большой праздник
народного творчества в одном из ста-
рейших парков культуры и отдыха
Москвы — «Сокольники».

Обширная празлничная программа
была посвяшена показу достижений
коллективов художественной самодея-
тельности Москвы и Московской обла-
сти за последний год. На многочис-
ленных эстрадах парка выступили
свыше двух тысяч участников 50 са-
модеятельных коллективов столицы и
области. В празднике приняли также
участие приехавшие в Москву народ-
ные певцы, музыканты и сказители
Украины. Азербайджана ° и других
братских республик.

День начался детским утренником.
На Массовом поле показали своё ис-
кусство ‘юные певцы, танцоры, гимна-
CTH, акробаты детского хореографиче-
ского коллектива Дома культуры име-
ни Горбунова музыкальной школы
Дзержинского района, ремесленного
училища № Ги др.

В 19 часов начался традиционный
праздник народного творчества, на ко-
тсром выступили об’единенный хор
русской народной песни под управле-
нием А. Рудневой, оркестр МВД, сз-
молеятельный коллектив  трудозых
резервов, оркестр’ народных инстру-
ментов Центрального Дома культуры
железнодорожников, ансамбль аккор-
деонистов автозавода имени Сталина
и другие коллективы.
	НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ
ФИЛЬМЫ
	КИНОСБОРН!
	Московская ордена Красной Звезды
студия научно-популярных фильмов
закончила новый киносборник № 3.
Сборник открывается очередным жур-
налом «Наука и техника» (выпускаю-
ший режиссер т. Петрова) и корот-
кометражным фильмом «Метеориты»
(режиссер-оператор Клушанцев).

Большой интерес представляет
фильм «Остров Ионы» (из серии кар-
tay «Путешествия по CCCP»), 3a-
снятый оператором Зильберником и
режиссером Шределем. В нем показы-
вается самоотверженная работа совет-
ских научных работников на необи-
таемом островке Охотского моря по
установке автоматической радио-ме-
теорологической станции:

Заканчивается сборник научно-по-
пулярным фильмом «Звериной тро-
пой», В фильме рассказывается о жи-
вотном мире Киргизии, в частности ©
жизни горных козерогов. Для с’емки
картины в прошлом году в горные
отроги Тянь-Шаня выезжала экспеди-
ция студии во ‘главе с режиссером
Долиным. :

Киносборник № 3 в’ближайшее вре-
мя выходит на экраны столицы.
	ДОМ АКТЕРА.
В КИЕВЕ
	КИЕВ (Ham корр.). Столица С0-
ветской Украины обогатилась еще
одним культурным учреждением. Ук-
раинское театральное общество OT-
крыло Дом актера. На открытии при-
сутствовали артисты, режиссеры, пи-
сатели, журналисты.

В своем вступительном слове пред-
седатель оргбюро Украинского теат-
рального общества народный артист
СССР И. Паторжинский рассказал о
задачах общества и Дома актера.

С докладом о подготовке театров
республики к 30-летию Великой Ок*
тябрьской социалистической револю-
ции выступил председатель Комитета
л делам искусств Украинской ССР
Н. Пащин. В настоящее время на
Укранне имеются 111 театров, 18
ансамблей и десятки других художе-
ственных коллективов. В ближайшие
тоды будет создано еще 20 театров.

Дом актера в ближайшие ‘дни про-
ведет встречу мастеров искусств с
дважды Героем Советского Союза
С. А. Ковпаком. Состоятся вечер’ пи-
сателя Л. Никулина, лекции по во-
прэсам литературы и искусства, вос-
поминания о корифеях украинского
тоатра. В Доме актера работники ис-
кусств ознакомятся с новым произве-
дением композитора Ю. Мейтуса —
оперой «Молодая гвардия». В бли-
жайшее время состоится творческий
вечер на тему «Украинское колхоз-
ное село в произведениях А. Корией-
чука».
					БУДАПЕШТ, 2. (ТАСС). Как пере-
дает будапештское радио, вчера в
честь «Дня пограничников» в Буда-
пеште на площади Героев состоялся
парад пограничных отрялов. На пара-
де присутствовали делегация совет-
ских офицеров, руководитель юго-
славской военной миссии в Будапе-
ште, французский военный атташе,
делегация югославских погранични-
ков и делегация румынских офицеров,
находящаяся в Будапеште. Выступив-
ший на параде с речью премьер-ми-
нистр и министр национальной оборо-
аы Циньеш Лайош заявил:

Мы хотим жить в мире не только
с нашими соседями, но и со всеми де-
мократическими народами мира. Мы
хотим мирного сотрудничества < ве-
ликими державами — с США и Ве
ликобританией, а в особенности < на-
шим соседом Советским Союзом, ко-
торый ценой тяжелых кровавых и Ma-
териальчых жертв дал нам возмож-
ность, с одной стороны, вернуть себе

134.
бе
ло:
	pKa
BoD
pes
	Oat
ON
Rae
ие
ет
		Tare

am?
	„КОманите“ об америнкансной
экспансии во Французских колониях
	дится экономическая независимость
всех. этих территорий. Но он должен
также нам дать об’яснения причин,
по которым в Камеруне общество с
американским капиталом создало за-
воды по производству рутила (окись
титана). Мы были бы очень рады уз-
нать, кто дал разрешение одному из
крупнейших мировых трестов «Се-
лекшн ! траст» организозать камерун-
ское общество по разведыванию ме-
сторождений алмаза и многих дру-
гих минералов в Убанги-Шари и в
других местах. Почему ne сообщают
нам о борьбе, которая разыгрывает“
ся вокруг гвианского боксита межлу
«Алюминиум компани оф Канада» и
«Рейнольдс метал компани»? Нако-
нец, почему оставляли нас в неведе-
нии насчет того, что на Мадагаска-
ре вложены бразильские и аргентин-
ские капиталы в дело эксплоатации
рудников Сакоа?»

В заключение Каррель пишет:
«Мы не можем поверить, что эта но-
вая форма американского экспанси-
онизма могла бы развиваться, если
бы она не покрывалась молчаливым
сообщничеством». «Ведь говорят же,
что особый интерес СИТА к нефти
Марокко сыграл большую роль в
смещении генерального резидента
Эрика „Лабонна». «В последнем сче-
те, — заканчивает Каррель, — здесь
дело идет о нашей национальной не-
зависимости»,
	Распространение
«доктрины Трумэна»
на Юго-Восточную Азию
	ГААГА, 1. (ТАСС). Голландские газ
зеты продолжают публиковать новые
сведения 0 вмешательстве американ-
цев в голландско-индонезийские дела
и о распространении «доктрины Tpy-
мэна» на Индонезию. Орган крупных
банковских кругов известный амстер-
рамский журнал «Елсевирс» сообща-
ет, что на. этой неделе американцы
	вручили голландекому правительству
	ноту, в которой. правительство США
выражает опасение по поводу нацио-
налистических течений в Юго-Восточ-
ной Азии, которые будто приобретают
«коммунистический. характер». Амери-
ка хочет, чтобы народы Юго-Восточ-
нсй Азин «попрежнему ориентирова-
лись на западные демократии». Аме-
риканцы предлагают свои доллары в
целях восстановления Индонезии.
Газета «Де Ваархейд» под крупным
заголовком «Политика Трумзна в Ин-
ловезии» пишет, ‘что < Соединенные
Штаты ‘Америки, ‚распространяя док-
трину Трумэна на Индонезию, хотяг
взять на себя «обязанности» Велико-
британии во всей Юго-Восточной
Азии. Большая часть министров гол-
ланлекого правительства, пишет «Ле
Ваархейл» выступила за веление в
широких масштабах войны в Индоне-
зин с помощью Америки. Американ-
ская военная миссия, возглавляемая
полполковником Диксон, обслеловала
состояние голланлсеких вооруженных
сил. а также‘ побывала в Инлоназии,
где она изучала возможности для ве-
	дения войны против инлонезинекого
нарола < помощью американского
Ofe/ 7K AA.
	ПАРИЖ, 30. (ТАСС). «Француз-
ский союз или империя доллара?» —
этот вопрос ставит в газете «Юмани-
те» Андре Каррель. В своей статье
Каррель разоблачает происки США
в> Франции и во Французском союзе.
Каррель указывает, что Трумэн и. его
советники проявляют интерес к эк-
сплоатации всех рудных месторож-
дений, которые могут быть использо-
ваны в производстве урана. Такого
рода интерес нашел, в частности,
свое конкретное выражение в опе-
рациях, совершаемых в Бельгийском
Конго.

«Верно ли, — продолжает’ Кар-
рель, — что во Французской’ Запад-
ной Африке «франко-американская
компания металлов и минералов» за-
нимается эксплоатацией крупных ме-
сторождений железной руды в Ko-
накри? Верно ‘ли; что. «Алюминиум
компани оф Канада» стала собствен-
ницей залежей боксита в Гвинее?
Верно ли, что американский трест
«Метал энд термит» приобрел место-
2ождения ильменита в Сенгало? Ми-
нистр по делам. заморских Террито-
рий Франции должен ответить на все
эти вопросы, ибо под угрозой нахо-
	> *. -
вилящий врага и хотящий помочь Po-
длине, стремится все сделать сам, он
	боится, что участие других людей
	умалит его значение, как изобрета-
теля нового способа борьбы с само-
детами. И в результате этого — не-
избежная трагическая развязка: вра-
жеские самолеты гибнут, но не ос-
тается и следа ни от установки Бо-
гуцкого, ни от него самого.

Язык Охотникова прост, ясен, He
вульгаризирует научной  терминоло-
гии, не изобилует излишними техни-
цизмами, чем грешат некоторые авто-
ры, ксторые даже о простых, обыден-
	ных вещах стараются говорить На
уровне «Курса сопротивления’ мате-
риалов».
	Много трудностеи стояло на пути
заслуженного деятеля науки и тех-
ники В. Охотникова, написавшего ху-
дожезтвенные произведения на темы,
кровно близкие для него, как ваучно-
го работника. Об этих трудностях хо-
‘рошо говорится в рассказе «Автома-
ты писателя».
	«Меня почему-то все время тянулв
изображать на бумаге математиче-
ские формулы. Или в крайнем случае
еще раз написать отчет ю своей по-
следней работе под названием; «К
вопросу о псевдопараметрическом р®-
зонансе в четырехполюсниках при Не-
установившемся режиме контуров»...
В скоих рассказах Охотников отлич-
но преодолел эти трудности: расека-
зы его — это рассказы писателя, а не
толька научного работника, случайно
взившегося за художествеяную лите-
ратуру,

Книга «На грачи возможного» по-
казывает, что автор имеет все во8-
можности создать более крупные на-
	`учно-художественные произведения: с
	более полно очерченными %2 НЕ
ми героев и широко взятыми пробле-
мами завтрашнего дня.
	Инж. А. Морозов.
	К гастролям в Москве театра им. Руставели. Сцена из пьесы Б. Чирскова «Побе дители»: народный артист СССОР.А. Хо-
рава (генерал Муравьев) и заслуженный артист Грузинской ССР А, Абхаидзе (генерал Кривенко).
		чаянное решение; выйти на единобор-
ство со страшной шаровидной мол-
нией, «играющей» с группой ученых,
притаившихся в траншее.
	Сам выбор ‘темы научно-фантасти-
ческого произведения очень нелегкое
и ответственное дело. Если тема в
лучшем случае служит только фоном
для создания художественных. обра-
зов, а не является рычагом пропа-
ганды научных достижений, — этим
перечеркивается первая половина
названия жанра ` «научно-художест-
венный». Такая тема <. этой точки зре-
ния порочнаг Порочны темы, ‚уводя-
щиз читателя от сегодняшнего дня,
никогда не осушествимые. Любимый
герой иностранной научно-фантасти-
ческой литературы — сверхчеловек
или жа человек, пытающийся, топча
других, вырваться наверх во что бы
то пи стало. Ярким примером являет-
ся «Невидимка» Г.’ Уэльса.  Только
человеку, задумавшему < воспользо-
ваться личным превосходством над
другими людьми, нужно страшное
для окружающих изобретение неви-
ДЯМКИ.
	Герэи. научно-фантастических рас-
сказов Охотникова все заняты рабо-
тами совсем другого порядка: их изо-
боетения немыслимы вче коллектива,
об`’единенного одной важной творче-
ской задачей, В рассказе «Шорохи
под землей» инженеры борются за
овладение тайной позышения добычи
калия и магния — чудесных веществ,
так необходимых всему народному хо-
зяйству. В «Электрических снарядах»
целую группу людей об’единяет одна
идея: облегчить. участь гербического
Денинграда, обстреливаемого сверх-
дальнобойной немецкой артиллерией.
Особенно характерен в данном отно-
шении. рассказ «История одного звзры:
ва». Гам — тоже Ленинград и тоже
борьба с врагом. велущаяся самоот-
верженным коллективом. Но талант-
ливыя изобретатель’ Богуцкий, нена-
	лекий от техники — невольно будет
захвачен своеобразной романтикой
научной работы на «грани возмажно-
го», где человек и прибор или маши-
на связаны чем-то большим, чем толь-
ко ручкой управления. Читатель слов-
но видит причудливые тени различ-
ных приборов на стенах опустевших
ленинградских лабораторий, освещен-
ные автомобильной фарой от полураз-
ряженного аккумулятора. Он вместе
с исследователями наблюдает на ка-
тодном осци ллографе «фантастичес-
кую‘игру синего узора, волнующегося
на лымчатом белом экране»... Онпони-
мает. что это не просто’ игра линий
и нветов, а отражение в волшебном
зеркале науки важных и грозных яв-
лений. Он‹слышит вместе < действую-
щими линами щелканье звукометри-
ческой аппаратуры; шипенье пластин-
ки с записью страшной смеси ззуков
воздушной ‘тревоги, бомбежки,  паде-
		кем не разгадачных звуков.
	Для своих новелл автор’ выбрал те-
мы, наиболее близкие для него, как
	специалиста: радио, звук. Но постоян-
	Ф

no чуветвуется, что’ он знаком ве

лько” с приборами, но и людьми.
Uenonex, его ‘переживания нигде не
зазлоняются, как это нередко быва-
‘любованием ‘машинами, аппарата-
ми, голой техникой.
	В рассказе «Напуганная молния»,
например. очень хорошо показан «ма-
ленький» человек. оказавшийся участ-
HHKCM решения сложнейшей научной
проблемы: искусственного получения
шаровидной молнии. Он всего лишь
комендант полигона научно-исследо-
вательской организации. занимаюнтей-
ся этями опасными опытами, но он от-
нюль не считает ° себя случайным
спутником ученых, которому ‘завтра
быть может придется быть комендан-

том. бани, жилых строгний, рынка.
Я когда. лело аля  иссозлователей
	г ‚ вг скупы на описания, но в Лучших   2 BETA neil awn ras teh eee a ewes
”
i y3 вих читатель — даже совсем ae} обернулось плохо, он принимает oT-
		HA TPAHK BOSHOHHOTO

VY ВАДИМА Охотникова, автора не-   ках разгадки, активно участвует
-арно рртинептией книги  научно-   твооческом пронессе... Главное же
	ках разгадки, активно участвует
творческом процессе... Главное же в
том, что читатель, закрывая Книгу,
несомненно, задаст себе вопрос: «А
возможно ли это в самом. деле?». Он
невольно задумается над тайной
«электрических снарядов», над прин-
пилом разрушительной машины про-
фессора Богуцкого, над необычайны-
ми установками, служащими для по-
явления искусственных  шаровидных
молний... И, конечно, захочет побли-
же познакомиться С затрагиваемыми в
книге физическими явлениями.
	Гюэтому фантастика Охотникова—
нужная нам фантастика, помогающая
молодежи избирать свой собствен-
ный путь к грани возможного в науке
и технике. В то же время рассказы
эти — художественные  произведе-
ния, а не научно-популярные очерки,
искусственно беллетризованные.

В нашей литературе есть чудесные
описания природы. Порою даже нич-
тожная былинка, Которую в напря-
женнейший. момент жизни видит ге-
рой, врезается в Память читателя,
словно выгравированная на металле.
Мы живем в век машин, в годы «пя-
тилетки науки», как часто называют
нашу послевоенную пятилетку, но в
огромном большинстве случаев авто-
ры для описания машин, приборов,
лабораторий не находят нужных слов,
приемы художественного письма «сда-
ют» когда дело идет о металле,
стекле, пластмассе. обо всем том, что
человеческие руки ‘оживили” и` прев-
ратили в чудесные веши, помогающие
нам перестраивать мир. Любование.
ложный пафос. неуместные восторги
злесь только ` вызывают законное
чувство лосалы. Рассказы Охотнико-
во скупы на описания. но в лучших
	фантастических рассказов «На грани
	возможного»*), ‚есть сатирический
рассказ «Автоматы писателя». Появ-
ление, этого рассказа у. автора,, из-
бразшего жанр научной фантастики,
не случайно. Перед ним самим был
пелый набор «автоматов», созданных
залолго до того, как он взялея за
перо. Чудак-ученый, призванный сво-
ими выходками развлекать заскучав-
шего читателя; злодей, в руках кото-
рого оказывается грозное изобрете-
ние; молодой «рыцарь без страха и
упрека», на котором можно даже не-
вооруженным глазом обнаружить
знакомые «заусенцы», всегда обра-
зующиеся, когда, шШтампуя детали,
слишком долго пользуются H3HO-

шенным штампом, — все это доста-
точно уже примелькалось в литера-
туре.

В. Охотников отказался от этих
штампованных‘ персонажей. Ho BMe-
сте с тем он не отказался ни от инт-
pura, ни от хорошей  занимательно-
сти, ни OT элемента «тайны», кото-
рый необходим в научно-фантасти-
ческом произведении. Ведь эта та-
инственность органически присуща
не только данному литературному
жанру; но и самой профессии людей,
в действительной жизни стоящих у
«грани возможного» — смелых  ис-
следователей, поднимающих завесу
будущего.

Читая рассказы «Шорохи под зем-
лей», «Электрические снаряды»,
«История одного взрыва», «Напуган-
ная молния», читатель вместе с авто-
	‘ром идет запутанной тропой. в поис-
	) В Охотников. «На грани РОЗМОЖНО-
	го». Изд. «Молодая гвардия». 1311
	стр. 88, цена 4 руб.