Из писем
в редакцию
	ПРОШЛОГОДНИЕ
ОШИБКИ
	Ремонт больниц
недопустимо затягивается
	Фасад главного корпуса Инстигута_
имени. Склифасовского закрыт <трои-
тельными лесами. Они поставлевы.
еще в прошлом году. Лесами загро-
мождены и многие ‘внутренние стевы
здания. Их найдешь в комнате, при-
мыкающей к лаборатории, в вести-
болях.

Капитально-восстановительный ре-
монт здания института начался де-
вять месяцев назад; Об’ем работ боль-
шой. Рабочие перекрывали крыши,
отделывали просторные комнаты опе-
рационных. Но, никакой сложностью
работ нельзя оправдать недопустимо
медленные темпы.

В декабре трест № 5 «Мосгаз-
строя» приступил к переоборулова-
нию санитарно-технических узлов.
Рабочие подвели паропровод к пище-
вому блоку, газопровод — к трем
хпрургическим о отделениям. Забыли
строители только одну «мелочь»:
присоединить паропровод к котлам,
а газопровод — к приборам. Долгое
время начальник треста П. И. Заба-

урин обещал исправить это «упуще-
ние». Недавно на посту начальника
его заменил главный инженер И. Н.
Муравьев. Но, как от перемены мест
слагаемых не меняется сумма, так ни-
чего не изменилось и при смене на-
чальников: плиты ‘и «титаны» прихо-
дится топить дровами, пар к котлам
подается по старому, пришедшему в
негодность паропроводу. Не присту-
пал еще трест й к ремонту централь-
ного отопления главного корпуса, к
восстановлению’ вентиляции. Только
двух кровельщиков выделил он, обя-
завшись перекрыть... три < половиной
тысячи квадратных метров кровли!
	Два других треста «Мосгазетроя»
— шестой и третий — 20 апреля
должны были начать ремонт фаса-
дов. Но на лесах, закрывающих сте-
вы института, не видно ни одного ра-
бочего, — ремонт фасадов еще не
начат.

Чудесной лепкой украшены вестч-
бюли института, Восстановлением ор-
наментной живописи занялись масте-
ра Треста передвижки и разборки
зданий. Они ты олагали закончить
работы в первом квартале. Но... ма-
стера ушли, оставив. грязноватые ло-
ски, закрывающие стены.

На время ремонта в институте свер-
нуто двести коек. Уже один этот
факт должен был заставить строите-
лсй торопиться. `Весь  капитально-
восстановительный ремонт следует
закончить к 1 июля. Если темпы ра-
бот и отношение к этому важнейше-
му об’екту со <Тюроны руководителей
строительных ‚организаций не изме-
HATCH, STOT срок будет сорван.
	33 миллиона рублей отпущено в
нынешнем году на капитальный ре-
монт лечебных учреждений столицы.
	Об’ем ремонта значительно превы-
шает прошлогодний. Однако работы
развертываются ‹ медленно. В ямваре
предполагалось начать  восстанови-
тельный ремонт..: главного корпуса
больницы им. Медсантруд. On не
начат. Затягивается реконструкция
глазной больницы. Итоги первых ме-
сяцев сезона свидетельствуют о том,
что повторяются. ошибки прошлого
года, когда основные работы затяну-
лись ло поздней осени.
		Разносчик пенсии
Маюров
	Инвалиды труда И ВОЙНЫ, Живу“
щие в домах по {-й Мещанской, Боль.
шой Персяславской улицам и в Без-
божном переулке, хорошю знают Ива-
на Ксенофонтовича Маюрова, разнос-
чика пенсий 41-го почтового отделе-
ния.

В точно установленный срок при-
носит он инвалидам деньги. Увидев
больного, -он ободрит его хорошим
словом, расскажет что-нибудь. Не
раз он оказывал услуги  одинохим
инвалидам; вызывал врача, приносил
хлеб из булочной, лекарства.

За четырнадцать лет работы на
почте он не имеет ни одного замеча-
ния. Его трудовая книжка заполнена
благодарностями.

Такому работнику Можно быть
только признательным.

Инвалид труда Б. ЕФЕТОВ,
	Преступление
и наказание
	(Вместо фельетона)
	Преступление заключалось в TOM,
что некий сотрудник Воениздата из
одной комнаты в другую перенес те-
лефон. Этого не мог перенести на-
чальник Таганского телефонного уз-
ла тов. Котиков. Он решил жестоко
наказать учреждение в целом. Пу-
скай, дескать, за одного  несозна-
тельного члена коллектива несет от-
ветственность весь коллектив, Ска-
зано -—— сделано.

В течение четырех месяцев в от:
делы Воениздата приходили (и не-
пременно в рабочие часы!) разные

щи “
	Благоустроенный и озелененный двор дома 8 5 по Госпитальному валу (до-

моуправление № 99 Первомайского рай она). Справа — парники при домоуп-
равлении, где вырантивается цветочная рассада.

ааа. Кг. er om жи а.
					ЖИЛИЩНо-КОММУНАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ
	Па совещании
в «Вечерней Москве»
	Вчера в редакции газеты «Вечерняя
Москва» собралась большая групна
жилищных работников — руководите-
ли жилищных управлений и ремонтно-
строительных контор, партийные и
профсоюзные работники, стахановцы
капитально-восстановительных работ.
	Совещание, в котором приняло уча-
стие около 200 человек, было посвя-
щено обмену опытом социалистиче-
ского соревнования работников ЖиИ-
лищно-ремонтных организаций сто-
лицы.
	Интересное сообщение о практике
организации ремонта домов в Бауман-
ском районе, опыте применения су-
точного графика сделал начальник
районного жилищного управления тов.
Яковлевский. На совещании выступи-
ли также начальник 2-го жилищного
управления Краснопресненского райо-
на тов. Абкин, бригадир плотников
Новослободекого жилищного управ-
ления Октябрьского района тов. Ма-
заев, главный инженер Центрального
жилищного управления Дзержинского
района тов. Думашев, главный инже-
нер ремонтно-строительной конторы
1-го жилищного управления Шерба-
ковского района тов. Шельдяев, бри-
гадир маляров ремонтно-строительной
конторы Бауманского района тов. Си-
зов, главный инженер ремонтно-стро-
ительной конторы Дзержинского рай-
она тов; Яшаев, стахановец-плавиль-
щик литейно-механического завода
Мосжилуправления тов. ‚Горбачев,
главный инженер треста «Мосремонт»
тов. Шакунов, заместитель заведую-
его отделом городского хозяйства
МГК ВКП(б) тов. Бутузова, началь-
ник Жилищного управления Москов-
ского совета тов. Астафьев.
	Подробный отчет о совещании будет
дан в ближайшие дни,
	НОВЫЙ
ПРИБОР
	Сал во дворе
	В ЛОМАХ ПО ГОСПИТАЛЬНОМУ ВАЛУ, 5
	В бассейне плавают золотистые ©р-
фы. Перед каждым корпусом —
сквер. Разнообразен ассортимент де-
ревьев, декоративных кустов. Тут
клен, тополь, кизильник, дикая гру-
ща, яблони, черная смородина, сирень,
крыжовник. Летом перед ‘корпусами
распускаются десятки тысяч всевоз-
можных цветов.

Этот двор может сейчас с успе-
хом соперничать с городским скве-
ром, а всего три года назад’ между
корпусами был пустырь.

И по сей день нет во дворе огра-
ды, но все деревья и кусты целы.
Из 1.200 детей поселка вам затруд-
нятся назвать хотя бы одного-двух,
влостно портящих зелень. Их нет по-
тому, что дети вместе со взрослыми
сажали деревья и кусты, рыхлили
землю, прокладывали водопровод.
Для них оборудована спортивная
площадка, созданы кружки.

Каждый под’езд имеет десятки
своих активистов — людей разнооб-
разных профессий и возрастов, от пи-
онеров до научных работников. Лю-
бое мероприятие по благоустройству
находит у жителей широкую поддер-
	жку.

В январе газифицировались 179
квартир. Внутренние работы были за-
кончены, оставалось прорыть тран-
шею для наружного ввода. Можно
было подождать весны, Когда почва
оттает. Винокуров посоветовался ©
жильцами.

— Сделаем зимой —— фешили
они.

Полкилометра траншей вырыли 32
два воскресенья. Газ вспыхнул На
кухнях точно в срок.
	Каждый год на территории посел-
ка дополнительно высаживаются ку-
сты и деревья. Но посадочный мате-
риал, получаемый из питомника, не
всегла хорошего качества. Кроме
того хотелось бы иметь ‘в саду по-
больше плодовых деревьев. Возник-
ла мысль о собственном питомнике и
саде.

Сад начинается прямо за корпу-
сами. Он еще молод — заложен про-
шлой весной. Здесь — 340 мичурин-
ских яблонь, 100 вишен, полсотни
груш. Много места отведено под ма-
лину, черную смородину. Рядом —
небольшой питомник. На табличках
налписи — «Акация белая». Ее вы-
сеяно 56.000. Зеленеют саженцы то-
поля. 4.000 черенков заготовлены зи-
мой В ев
	Благоустройство поселка по Госпи-
тальному валу, 5, продолжается. Ско-
ро начнется асфальтирование проездов
между корпусами. У в’езда в городок
установят чугунную ограду. Намече-
но газифицировать котельную, по-
строить свою телефонную станцию,
оранжерею. Жители поселка знают:
как задумано, так и будет сделано.
Порукой тому дружная деловая рабо-
та управляющего домами и жильцов.
	О. Емельянов:

А Госпитальном валу, там, где Pon

лубой лентой изгибается Яуза,
высятся девять многоэтажных корпу-
сов — жилой поселок с магазином,
парикмахерской, садом и даже ста“
дионом. Четыре тысячи человек жи’
вут в этих домах.
	В суровую зиму 1942 года приняй
хозяйство управляющий домами И. д.
Винокуров. Мороз вывел из строя
центральное отопление и водопровод.
Нужно было своими силами пустить
котельную, восстановить трубопро-
вод. Управляющий решил создать при
домоуправлении мастерские, Плот-
никн сделали верстак, раздобыли ста-

ые тиски, кое-какой инструмент,
КЕ водопровод были восста-
новлены.

Мастерские стали неот’емлемой
частью домового хозяйства. С каж-
дым годом прибавлялось оборудова-
ние, расширялось помещение. Теперь
своими силами можно выполнять не
только текущий, но и капитальный
ремонт.

В прошлом году в мастерских изго-
товили сотни квадратных метров на“
стила для полов, сделали десятки
оконных переплетов, дверей, а к
велыцики уложили на крышах
квадратных метров новой кровли.

Особое внимание обращено на те-
кущий ремонт. Работы ведутся по за-
ранее составленному графику. Каждая
бригада с вечера получает задание.

В конторе домоуправления имеет-
ся небольшой ящик. Над отделения-
ми его четкие надписи: столяр, сле-
сарь, кровельщик, электромонтер,
штукатур. Жильцы при надобности
пишут заявку о ремонте и заносят
ee в домоуправление. Заявки про-
сматриваются, передаются дежурной
бригаде для исполнения. По оконча-
нии работ в книге делается отметка.

Каждый работник домоуправления
владеет двумя-тремя профессиями.
Кровельщик при случае становится
маляром, слесарь — электромонтером,
кочегар — садоводом.

При ремонте дома используются
простейшие механизмы. Рабочие бы-
стро убедились, насколько они об-
плегчают и ускоряют труд. У ‘маляров
есть краскопульты; железо на крышу
доставляют электропод’емники:

Хозяйки освобождены от выноса
мусора из кухонь. Это делают убор-
щицы домоуправления. В мастерской
изготовлены мусоросборники. Пище-
вые отходы отправляются в свиносов^
хоз, макулатура сдается в утиль.

Умелоё ведение хозяйства, сокра-
щение административных расходов,
бережное использование материалов,
топлива дают домоуправлению боль-
шую экономию. В 1946 году она CO-
ставила 80.000 рублей. Часть этих
денег израсходована на благоустрой-
ство.

*
		Жители поселка тордятся
	‚На центральной площадке, вокруг
	фонтана сотни всевозможных цвето>
			2ие. В. ГАЛЬПЕРИНА.
	Сквер у Красных ворот.
	АНа0н0з, ДЛЯЩИОСЯ ТыСЯЧеЛеТиЯ
	За Полярным кругом, на Зоркутин-
ской станции мерзлотоведения, возоб-
новились научные эксперименты 10
оживлению микроорганизмов, находя-
щихся в вечномерзлом грунте в состоя-
нии анабиоза тысячи лет. В Академии
наук СССР получены сведения о том,
что сотруднику Воркутинской стан-
ции А. В. Каляеву — последователю
и ученику известного ‘ученого П. Н.
	Каптерева — удалось оживить ряд
простейших микроорганизмов. Е
	июле намечено отправить в район
Якутска большую экспедицию для
исследования ископаемой фауны И
	флоры на больших глубинах.
	Вечекомерзвлый грунт является гиган1-
ской естественной лабораторией, где
протекают интереснейшие явления ана-
биоза. Казалось бы, что эти явления
можно полностью воспроизвести искус-
ственным путем. Ничего не стоит, напри-
мер, заморозить бациллу, которая при
возвращении в нормальную температуру
оживет. Недавние опыты показали, что
отдельные споры не утрачивают жизне
способности даже при погружении в кР-
пяший гелий, т. е. при температуре до 271
градуса ниже нуля. Но, сколько времени
эти крошечные комочки плазмы смогут
пробыть в анабиозе, определить в обыч
ной лаборатории невозможно, для этого
понадобились бы тысячелетия.
	Районы вечной мерзлоты в то же вре
мя представляют собой и грандиозные
ледники, в недрах которых встречаются
прекрасно сохранившиеся экземпляры
животных и растений, давно исчезнув-
итих с лица земли,
	В 1902 году на’ реке Березовке (Северо-
Всслочная Сибирь) нашли мамонта. Жи-
вотяов, пробывшее в мерзлом груитз
15—20 тысяч лет, было таким, как если
бы оно погибло накануне. В зубах его
найден пучок отцветавшей травы. Уче-
ные установили, что эта трава отцветает
в первой декаде августа. В желудке на-
пли ту же траву непереваренной. Но
мамонты, как и их сородичи слоны,
никогда не ели по вечерам и ночью. Оче
видно, мамонт вышел на пастбинхе ут-
ром, Удалось восстановить таким обра-
зом картину гибели мамонта. Он бролил
по лугу на обрывистом склоне. Внезанно
произошел обвал, и мамонт полетел
вниз. Его так и нашли упавшим на коле-
на передних ног. По определению уче-
ных, зверь после падения еще жил. Его
умертвила свалившаяся вслед за ним
огромная глыба смерзшейся земли, кото-
рая перебила ему крестен и погребла
5го. Это — единственная в мире находка
целиком сохранившегося ископаемого
животного (чучело его можно видеть в
Ленинграде в Зоологическом музее Ака-
демии наук СССР),
	Неменьшую сенсацию в научных куу-
гах всего мира вызвало оживление бя-
зилл, извлеченных из носовой полости
»амонта, произведенное профессором, а
впоследствии академиком Омелянским,
	Особенно выдаюцтихся результатов в
этой области достиг П. Н. Каптерев —
биолог и географ. В течение нескольких
лет до Отечественной войны он работал
в Сибири на станциях Института. мерзло-
товедения, участвовал в специальных
экспедициях. Ему посчастливилось окон-
чательно и уже бесспорно установить,
что некоторые проетейптие виды бацилл,
грибков и водорселей (се ничтожным со-
держанием — до 1—3 процентов — воды в
организме), замерзая, могут оставаться
жизнеспособными на протяжении многих
тысяч лет. П. Н. Каптерев возвратил к
жизни 49 видов водорослей, десятки бак-
терий, один вид мха. Оживлен даже про-
стейший рачок,
	желовесные Джон Були встают пе-
ред нами на листках английских ро-
манов, Веселый француз бежит к нам
навстречу со строк Бальзака, Флобе-
ра, Мопассана... Но нигде в мире не
найдешь литературных произведений,
которые отражали бы с такой силой
и искренностью духа самого народа,
как это делают произведения вели-
кой русской литературы». Так начи-
нается одна из лучших экзаменаця-
онных работ класса.

«Буржуазная литература реклами-
рует свою «независимость и свободу».
Но советский народ знает, что эта
«независимость» весьма отзывчива на
доллары, стерлинги и франки», — с
памфлетной остротой написано в дру-
гой.

«Показать образ народного героя в
бою и в труде, полностью уничтожить
преклонение перед Западом, поднять
идейные и художественные достоин-
ства литературных произведений, раз-
вить метод социалистического рга-
лизма, — так определены задачи,
стоящие перед советской литературой
в наши дни в одном школьном экза-
менационном сочинении.

Тема «Некрасов как поэт револю-
ционной демократии 60—70-х годов
прошлого столетия» представлена
здесь семью работами.

По школьным программам творче-
ство Некрасова изучается в девятых
классах. Десятиклассники неплохо
справились с этой темой, показывая
свежее знание предмета. Для многих
из них Некрасов — любимый поэт.
Однако в сочинениях, посвященных
творчеству Некрасова, сказываются
серьезные недостатки учебника по
истории литературы для средних
школ, уже подвергнутого справедли-
вой критике на страницах нашей пе-
чати. Иные ученики представляют
себе Некрасова лишь как певца
крестьянского горя, не могут прослз-
	Оживление микроорганизмов
	Все эти изыскания далеко не так
	TECK. Hy3-   Ure Е на.
te BO. nopoc are и грибки   телефонные агенты, что-то запись.

вали, производили допросы. Короче
можно увидеть лишь в микроскоп. Но   Ва ee ne ne unex qevne
	говоря, мешали работе учреждения.

27 апреля тов. Котиков вынес при-
говор: выключить аппарат Ж-2-02-65
— в кабинете начальника одного из
отделов Воениздата гвардии полков-
ника Уральского. Аппарат выключи-
ли Началось новое испытание. Связь
	даже с помощью микроскопов чаще
всего нельзя определить их вида.
Это выясняют только по реакциям ми-
кроорганизмов на ту или иную пи-
тательную среду. Ученому, экспери-
ментирующему над микроорганизма-
	ми: приходится сталкиваться C Hee   оные спа
ожиданными трудностями, которые   Воениздата ¢ центральными управле-
можно преодолеть, только накопив   HHAMH была прервана.

большой опыт. Бациллы, например, Ежедневно офицеры из Военизда-
ожив после анабиоза, иногда погиба-   та обивают пороги кабинета тов,
ли от неизвестных причин. Был такой   Котикова и просят сменить гнев

на милость, то-есть включить апна-
рат Ж-2-02-65. Но тов. Котиков ве-
умолим. Он отрицательно качает
головой и самовлюбленно  цедит
сквозь зубы, что, дескать, он при-
надлежит к той плеяде судей, ко-
торые своих приговоров не отменяют.
В судебной практике порой быва-
ют факты, когда обвинитель превра-
щается в обвиняемого. Не получит:
ся ли так и в данном случае? Как
вы думаете, товарищи из Управле-
ния Московской телефонной сети?
Н. КОПЬЕВСКИЯ.
	Короткие
	случай. Однажды Каптерев нашел в
промерзлом грунте комок темной мас-
	сы. Он принес ее в мешочках домой,
намереваясь назавтра произвести
	намереваясь пазазгра Apo Dw ee
первоначальные исследования. Но че-
	рез несколько часов обитатели дома
	были вынуждены бежать: зловоние,
которое вдруг стали издавать мешоч-
ки, было нестерпимым. При после`
дующем анализе ни одного живого
организма в найденной массе не
осталось. Бактерии гнилостного раз-
ложения, ожив в нормальной темпе-
	ратуре, проявили вдруг бурную дея-
тельность. Они быстро погибли сами
и погубили другие оживиие орга-
низмы_
	Чем глубже в мерзлом грунте на-
	ходятся микроорганизмы, тем более
тысячелетий они насчитывают. П. Н.
	видов
нахо-
	Каптерев оживил несколько
бапилл. которые, повидимому,
	бацилл, которые, повидимому, надо:
дились B состоянии анабиоза 30—40
тысяч лет.
	Может возникнуть вопрос: какой
смысл продолжать эти исследования,
	если уже бесспорно доказана во3з-
	можность оживления простейших
микроорганизмов через тысячелетия?
Но, во-первых, не установлен  пре-
дел во времени, после которого ожив-
ление уже не наступает. Во-вторых,
неизвестно, какие еще виды микро-
лпганизмалр могут полвергаться ава-
	организмов могут подвергаться аза-
биозу. Кроме того, каждый ученый
	вправе рассчитывать, что ему удас!-
	ся найти и оживить такие организмы,
	которые в природе теперь уже He
существуют. А разве не заманчива
мысль отыскать в вечномерзлом
грунте какое-нибудь уцелевшее от
	разложения ископаемое растение или
животное вроде мамонта, найденно:
	го на реке Березовке?
	Во многих почтовых отделениях Het
в продаже почтовой бумаги. Редко
появляются и открытки.

Министерству средств связи надо
позаботиться. об удовлетворении, мно-
гих тысяч своих клиентов, нуждаю-
щихся-в хорошей почтовой бумаге.

А. МЕРКУЛОВ.
*

Я обращался во многие торговые
организации с вопросом: где купить
нафталин? Везде мне отвечали: «Не
знаем».

В квартирах появилась моль. Спро
на нафталин увеличился.

Может быть Министерство химиче
ской промышленности ответит: п0че
му нет. нафталина в магазинах?
	Инженер И. ПЛОТИНСКИЙ
	По следам
наших материалов
	28 апреля в нашей газете было опу-
бликовано письмо читателя А. Рыба:
кова о том, что в магазинах нет чу
лок для детей двухлетнего возраста,

Начальник Главтрикотажа Мини
стерства легкой промышленности
РСФСР тов. Самобаев сообщает, . что
предприятиям, вырабатывающим дет
ские чулочно-носочные изделия, дазо
указание об увеличении выпуска +)
лок для двухлетних детей.

. *

Читатель П. Улинович написал 3
редакцию о порче зеленых насажде
ний в сквере у Белорусского зокза
ла. ;

Из отдела эксплоатации городских
зеленых насаждений отвечают, чо
приняты меры для усиления охраны
сквера. Территория сквера регулярно
убирается и поливается. На-диях 0
дет установлено 15 новых  садовы:
диванов.

x
	Группа читателей сообщила, 9%
во многих магазинах продаются б°
соножки на резиновой подошве с к’
	Лабораторией автоматики Мини-
стерства черной металлургии создана
новая конструкция мегометра—прибо-
ра для измерения сопротивления до
100 миллионов ом при напряжении в
1000 вольт. Новый прибор предназна-
чен для испытания изоляторов Ha
всевозможных электроустановках,
кабельной сети, в радиотехнике.
		Экспедиция в Якутскую область
займется исследованиями в шурфе,
который проходит в ледяном слое,
перемежающемся с промерзлым грун-
том. Глубина шурфа — до 15 метров.
Повидимому, ученым представится
возможность «прочитать» по исследо-
ванным слоям льда и грунта историю
жизни на земле на протяжении десят-
ков, а быть может и сотен тысяч лет.
	А. Венский.
		мошной советской районной электро-
	станции, предназначенной для работы
	на «‹непервоклассном топливе? —
высокозольном и влажном подмосков-
ном угле, пишет инженер Ф. Вейтков
в «Московском большевике», прово-
дилось по инициативе Вдадимира
Ильича Ленина и при его неустанной
личной помощи.
	ОРЯЧЮ поддерживают патриоти-
ческий почин алтайских KOJIXO3-
ников труженики советской деревни
Тульской области. Газеты печатают
письмо товарищу Сталину от колхоз-
ников, колхозниц, работников МТС и
совхозов, специалистов сельского хо-
зяйства Тульской области, которые
берут на себя обязательства добить-
ся в этом году высоких урожаев
сельскохозяйственных продуктов,
* ‘
B ПОДОЛЬСКЕ, Егорьевске, Ho-
гинске, Волоколамске, Клину и
во многих других городах и селах
Московской области, связанных с
жизнью и деятельностью М. И. Кали-
нина, состоялись торжественно-траур-
ные собрания. посвящениые памяти
Михаила Ивановича. На фасадах ря-
да зданий в Егорьевске, Ногинске,
Клину, Серпухове, где выступал
М. И. Калинин, были установлены
мемориальные доски. Корреспондент
«Правды» из Ленинграда сообщает,
что на заводе «Промстройкомбинат»
в торжественной обстановке был
открыт первый в Ленинграде памят-
ник М. И. Калинину (работы скуль-
птора Томского).
	*
[  PESHAHYM ВЦСПС, сообщают
«Известия», принял постановле-
ние о социалистическом соревновании
технологов. Центральным комитетам
профсоюзов предложено широко раз-
вернуть начатое по почину технолога
Кировского завода в Челябинске
Александра Иванова  социалистиче-
ское соревнование технологов, имею-
шее целью изыскание и использова-
ние внутренних резервов для повыше-
ния производительности труда, под-
нятия техники и организации произ-
водства ва более высокий уровень.
	и
CC KAKTBIM годом  увеличивает-
ся Рыбинское море. В этом году
площадь его равняется уже половине
Онежского озера. Глубина моря в
срелнем достигает 5,5 метра, а в от-
дельных местах, как, например, в рус-
ле реки Шексны, доходит до 25 мет-
ров («Известия»), `
	СПОЛНИЛОСЬ 25 лет со дня
пуска Каширской ГРЭС, входз-
	щей в Московскую энергетическую
систему. Строительство этой первой
	Экзамен сдан. Ученицы выходят из 72-й школы Киевекфго района.
	Фото М. ШМУЛЕВИЧА:
$
		дить его связи с демократией 69—70-х
годов, а один из учащихся даже на-

зывает поэзию Некрасова «страдаль-
ческой».
	Из 22 сочинений, написанных уче-
никами десятого класса 186-й школы,
нет ни одной работы, получившей не-
	эремени, героях RNA tea
Фадеева. :

Внимание большинства из них при-
влекает образ «рулевого революции»
— Ленина. Очень. многие знают поэму
Маяковского «Владимир Ильич
Ленин» наизусть. Учащиеся анализи-
руют образы Чапаева, Корчагина,
Мересьева. vo

В сочинениях” встречается немало
цитат. Это стихи наших поэтов, вы-
сказывания Белинского и Чернышев-
ского. Они всегда приводятся точно,
хотя экзаменуютщиеся не могли иметь
перед собой во время экзаменов пер-
воисточников. На устном экзамене по
литературе в этом классе многие
из учеников читали наизусть большие
отрывки из художественной прозы.

Школа обогатила учащихся 3Ha-
ниями, укрепила’ их память. Школь-
ные сочинения ‘убедительно говорят
нам об этом.

Много ярких работ написано на те-.
му,  сформулированную в словах
А. А. Жданова? «Боевое искусство,
‘ведущее борьбу за лучшие идеалы
народа, — так представляли себе лн-
тературу и искусство великие пред-
ставители русской литературы». Вы-
пускники обнаружили здесь не толь-
ко хорошее знание программы, но и
немалый кругозор, приобретенный пу-
тем внеклассных занятий. В школе
работало «Общеётво любителей лите-
ратуры». Большинство учащихся вы-
ступало на заседаниях этого общест-
ва с докладами. И в сочинениях они
обнаруживают CBOE знакомство с
эстетикой и философскими взглядами
Белинского, Чернышевского, Добро-
любова и современной нам литера-
турной критикой.

«Литература —— лицо народа. Неза-
чем, преодолевая расстояния, путе-
шествовать по Англии, Франции и
Америке. Разверните книгу, взгляни-
те на ее шелестящие страницы, Тя-
	Тетрадь десятиклассника
	К АРАНЛАШ экзаминатора подечи-
тал ошибки, подчеркнул длинно-
ты. Беспристрастная оценка поставле-
на под конечной строкой.

Лаконичен, но выразителен язык
пяти школьных баллов.
	Однако хочется ‚еще раз перели-
стать странички школьных сочинений
на аттестат зрелости — живое сви-
детельство мыслей и дум поколения
юношей и девушек, оканчивающих
школу в 1947 году.
	Как много могут рассказать
эти старательно выведенные и в 10
же время < волнением написанные
строчки, какие воспоминания они У
нас вызывают!
	Конечно это не то, что можно бы-
ло прочитать на таких же в одну
линейку разлинованных страничках
во время экзаменов в старой, доре-
волюционной школе.
	Написать школьное сочинение в т
далекие времена было нелегким де-
лом. Гимназия приучала ученика
штампованно мыслить, отучала мыс-
лить самостоятельно. Там существо-
вали специалисты по экзаменацион-
ным сочинениям, зарабатывавшие на
этом, как на промысле. Они ходили
по домам и «натаскивали» учеников
перед экзаменами. Они одни знали,
как угодить гимназическому началь-
ству,
	Когда рассматриваешь экзаменаци-
онные тетради учеников 186-й сред-
ней школы Коминтерновского  рай-
она, обычной нашей москозской шко-
лы, радует, что не‘’находишь среди
этих сочинений и двух одинаковых.
У каждого из учеников свой подход
к теме, свои собственные мысли,
свои излюбленные интонации.

Можно узнать писавшего. Этот, на-
	верное, фантазер. Этот будет иссле-
дователем — у него все методично.
У этого — острое перо будущего
памфлетиста. И во всяком случае
во всех сочинениях властвует атмос-
фера чистого, точного родного наше-
го русского языка.
	Еще кажется недавно можно было
отыскать в таких сочинениях целые
абзацы, как бы взятые напрокат из
соответствующих учебников, обна-
ружить мелкую плотву штампован-
вых слов и словечек. А сейчас глаз
< удовольствием отмечает строгий от-
бор слов, энергичную фразу. Заметно
стремление ученика порассуждать.

Впрочем темы, предложенные вы-
пускникам в этом году, никому не
позволяли оставаться равнодушными,
требовали страстного высказывания
своих взглядов, предоставляли про-
стор для мыслей, возможность пока-
зать знания, давали широкий выход
патриотическим чувствам молодежи.
В десятом классе 186-й школы, как
и в большинстве московских школ,
каждая из трех предложенных тем
нашла равное число сторонников.
	Своеобразное решение получила
первая тема — «Черты народного ге-
рся в творчестве советских писате-
лей». Большинство учащихся не по-
шло по легкому пути известных из
учебной программы фактов.

«Герой! Что такое герой? В древно-
сти так называли сверхчеловека, вы-
деляющегося из среды обычных лю-
дей», — так начинает свою работу
один из учеников.

«Это были обыкновенные совет-
ские, юноши и девушки. До войны
они учились в школе, пели песни по
вечерам, писали стихи», — так пи-
mer другой ученик о героях нашего
	ве: ви одсои povvinl, иолучазшиеси въ
удовлетворительную отметку. Здесь
только одно сочинение заслужило
балл «3». Высокое качество ‹очине-

блуками плохого качества. Факты
подтвердились. Виновные, допустив
шие к продаже негодную обувь, при’

wo reser rem 1 ВА we i ee А
	влекаются к ответственности.

Отдел торговли Мосгорисполко“@
предложил руководителям торгую:
ших организаций и начальникам
ОРС’ов из’ять из продажи бракован“
ные босоножки и вернуть их 1постаз
шикам.
	Открылся летний баскетбольный с“
	зон. НА СНИМКЕ: матч женсвЕ.
команд «Строитель» — Авиационный
институт.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	ний характерно для большинства мос-
KOBCKHX школ. Выросла общая гра-
мотность учащихся. Орфографические
ошибки в работах выпускников мос-
ковских школ — редкость. Исчезают
бюрократические обороты, провинциа-
лизм, цветистость. Но школьные со-
чинения позволяют обнаружить и
серьезные недочеты в работе сред-
Heli школы. Нельзя, конечно, допу-
стить в дальнейшем, чтобы на везь
курс ‹советской литературы в деся-
тых классах отводилось всего-навсего
18 учебных часов (!). Нужно, на-
кснец, привлечь всеобщее внимание
к состоянию школьных библиотек.
Ккиг советских авторов здесь ‚явно
нехватает. До сих пор московские
школы не получают выходящих в Мо-
скве литературных журналов.
	Из выпускников 186-й школы лишь
немногие изберут литературу своей
специальностью. Это — будущие ин-
женеры, врачи, географы, химики. Но
все они в равной мере любят лите-
ратуру, увлекаются ею.
	«Когда закрываешь обложку проч-
тенной книги, невольно встают перед
тобою ее герои, их дела, действия,
поступки», — прочитали мы в одной
из школьных рукописей.

Когда перелистываешь странички
школьных сочинений, невольно испы-
тываешь то же чувство. Молодая, та-

лантливая, знающая молодежь встает
перед нашим взором.

Евг. Мар.