ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
		В КЛУБЕ
ПИСАТЕЛЕЙ
	Вчера в клубе писателей состоя-
лось очередное заседание фольклор-
ной секции союза советских писате-
лей — творческое обсуждение на те-
му «Фольклор в советской литератур-
ной практике последних лет».
	Сегодня поэты <столицы принима-
ют в клубе ленинградского гостя —
поэта Б. Тимофеева. Вечер откроется
вступительным словом лауреата Ста-
линской премии В. Инбер. Б. Тимофе-
ев прочтет свой дневник в стихах
«Великий город», а также новые эпи-
граммы и басни.
	Большой вечер организует 6 июня
Пушкинская комиссия союза писа-
телей в связи со 148-летием со дня
рождения великого русского поэта.
С докладом выступит доктор фяло-
	логических наук профессор Д. Бла-
гой.
*
	Большой интерес писательской об-
шественности вызвало собрание очер-
KHCTOB, посвященное обсуждению
художественных очерков на темы
колхозной деревни. Помимо писате-
лей были приглашены работники
сельского хозяйства, агрономы, ре-
дакторы районных газет и т. д.
	Председательствующии — писатель
Б. Агапов во вступительном слове
кратко охарактеризовал задачи кол-
хозного очерка. С обзором очерков,
опубликованных в печати в этом го-
ду, выступил Г. Фиш.

С большим интересом  многочис-
ленная аудитория прослушала  вы-
ступление действительного члена
Академии сельскохозяйственных наук
имени В. И. Легина. И. Якушкина.
Он указал на ряд грубых ошибок, до-
пущенных писателямн при изображе-
нии жизни колхозной деревни, в ча-
стности агрономических процессов.
И. Якушкин призывал писателей и
журналистов глубже проникать в спе-
цифику дела, тщательно знакомиться
с достижениями сельскохозяйствен-
ной науки.
	В совещании приняли участие ака-
демик Т. Лысенко, поставивший пе-
ред очеркистами ряд ‘практических
задач, писатели И. Осипов, В. Овеч-
кин и другие.
	ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
	\ В ДОМЕ АРХИТЕКТОРА развернута
выставка казахстанских \ гобеленов —
стенных ковров. Выставлены фаботы
старейпгих мастериц Казахстана ~— «Ка-
захские скачки», «Физкультурный парад»
и другие.

жж МОСКОВСКИЙ театр ‘юного зритэля
заканчивает работу над пьесой-сказкой
лауреата Сталинской премии С. Маршака
«Двенадцать месяцев». Ставит спектакль
заслуженный артист РСФСР П. Цетне-
рович.
	\ СПЕРНАЯ студия . при Московской
консерватории готовит оперу Россини
«Севильский пырюльник». Постанов-
шик — Б. Афонин. Дирижер — Н. Ано-
сов.
	ВО ДВОРЦЕ  КУЛЬТУРЬ: имени
М. Горького отмечается 40-летие педаго-
гической деятельности старейтнего мо-
сковского хормейстера В. Д. Успенского,
  работающего в московских клубах и вос-
питавшего много самодеятельных хоро-
вых ансамблей. На вечере выступят хо-
ровые коллективы мясокомбината, Лвор-
‚ца культуры имени Сталина и хор ру-
 ководителей музыкальных кружков Мс-
серы в составе 45 человек. —-
	‚ЧЕЛОВЕК
C TOTO CBETA*
	В Театре сатиры сегодня состоит-
ся премьера комедии В. Дыховичного
и М. Слободского «Человек с того
света». Действие комедии происхо-
дит в подмосковном заводском по-
сэалке.
	Зрители знакомятся с семьей толь-
ко-что вернувшегося из оккупацион-
ной армии полковника авиации Мат-
веева, его отцом — заводским масте-
ром Иваном Степановичем, матерью
— старой московской ткачихой Клав-
дией Павловной, приемной дочерью
— испанкой Анной-Марией, с комен-
дантом поселка,  демобилизованным
матросом Травкиным, шофером Ли-
дой Крыловой, школьным другом
Анны-Марии — Колей Самохиным.
	В семью Матвеева неожиданно
приезжает из Америки его друг —
отец Анны-Марии испанский худож-
ник Педро Лангара. Все считали
Лангара погибшим в боях под Мад-
ридом в 1938 году, где он сражался
в рядах испанских республиканцев.
Он устал, разочаровался в жизни, и
его единственная мечта — уехать с
	дочерью в какое-нибудь уединенное
место, где можно спокойно жить и
заниматься любимой живописью.
	В Москве Лангара становится сви-
детелем огромного послевоенного со-
зидательного труда, которым охва-
чен весь Советский Союз, сн встре-
чает простых советских людей, кото-
рые не успокаиваются на достигнутом,
все время стремятся вперед. И здесь,
в семье полковника Матвеева, ру-
шатся его мечты о «тихой жизни».
Лангара не может остаться безуча-
стным ко всему происходящему и
уезжает, чтобы активно бороться за
свободную, независимую — Испанию.
Таков вкратце сюжет пьесы «Чело-
век с того света».

Роли в снектакле исполняют: на-
родный артист РСФСР В. Хенкин
(Иван Степанович), народные арти-
сты Таджикской ССР Б. Тенин (Пед-
po  Лангара), Г. Менглет (Матвеев),
заслуженные артисты республики
Е. Милютина (Клавдия Павловна),
О. Солюс (Коля Самохин), артисты
В. Жуковская (Анна-Мария), В. До-
ронин (Травкин), Т. Беляева (Лида
Крылова). Спектакль поставил за-
служенный ‘артист РСФСР Э. Крас-
HAHOKHH, художник — В. Талалай.
		ПОНЦЕРТ ЗОЛТАНА КОДАИ
В ЛЕНИНГРАДЕ
	ЛЕНИНГРАД, 4. (ТАСС). Находя-
щийся в Ленинграде известный вен-
герский композитор и дирижер Зол’
тан Кодаи дал вчера концерт в
Большом зале Ленинградской филар-
монии, где встретился < музыкальной
общественностью города — участни-
ками конференции слушателей симфо-
нических концертов.
	В симфоническом концерте под уп-
равлением Золтана Кодаи были из
полнены его произведения.

Концерт прошел с большим успе-
хом.
	СОВЕЩАНИЕ КОМАНДУЮЩИА
АМЕРИКАНСКИМИ
ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМИ
р ЕВРОПЕ
			Франс Пресс передает, что в Ливорно
	2 июня началось совещание команду-
ющих американскими вооруженными
силами в Европе.

На совещании присутствуют: ‘ гене-
рал Ли — главнокомандующий аме-
риканскими вооруженными силами В
бассейне Средиземного моря, генерал
Кларенс Хюбнер — заместитель глав-
нокомандующего Европейским BOeH-
ным округом американских вооружен-
ных сил, генерал Лоуренс Эйнес —
заместитель генерала Ли, генерал
Кеннет Блуд — американский комен-
дант порта Ливорно, генерал Дан
Шинглер и генерал Родерик Аллен из
состава командования американских
войск в Германии, а также англий-
ский генерал Эйри.
	Рост безработицы
в текстильной
промышленности
Бразилии
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 4. (ТАСС). Га-
зета «Диретрисес» поместила интер-
вью председателя профсоюза тек-
	стильщиков гор. Сан-Пауло Умберто
Рейс Коста по вопросу о кризисе, пе-
роеживаемом бразильской текстильной
промышленностью в связи с ростом
иностранной конкуренции. Рейс Коста
заявил, что в настоящее время в шта-
те Сан-Пауло уже уволено 60 тысяч
текстильщиков, но что Количество
безработных фактически значительно
больше, так как часть фабрик рабо-
тает не на полную мощность. В бли-
жайшее время, заявил Коста, коли-
чество безработных в штате достигнет
нескольких сот тысяч человек,
	Плохие виды
на урожай в США
	НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). Неблаго-
приятная погода, стоявшая весной,
повидимому, отрицательно отразится
на урожае этого года в США.

В сообщении из Чикаго, опублико-
ванном газетой «Нью-Йорк таймс» 3
июня, говорится, что фермеры Сред-
него Запада, являющегося крупней-
щим американским центром производ-
ства зерна, в этом году, вследствие
дождей, проводят сев на две-пять
недель позже, чем обычно. Посевная
плошадь под овсом значительно мень-
ше, чем обычно. Сев кукурузы от-
стает от намеченных сроков, причем
существует опасение, что сев куку-
рузы во многих районах будет невоз-
можно начать ранее 7 июня, что, по
общему мнению, считается предель-
ным сроком для посева кукурузы.

Газета пишет далее, что созреваю-
щей в настоящее время на юго-западе
пшенице ввиду сильных ливней, как
сообщают, угрожает ржа. Сильные
снегопады, прошедшие на прошлой
неделе в штатах Небраска, Миннесо-
та и Висконсин, отрицательно отра-
зятся на урожае фруктов.

Во многих районах уже не надеют-
ся на получение урожая гороха и
других ранних озощей,
	сидят — С, Телингатер и В. Кибрик;
		‹ Премьера оперы «Вражья сила» А. Н. Серова в филиале Большого
‹ (Либретто — по народной драме А. Н, Островского в переработке Ю
‚ на). Сцена из второго действия: Петр —А. Иванов. Горуня — В Ran
	Фото А.
	Чехословакия. Во время международного музыкального Фестиваля в Праге
состоялся с’езд композиторов и музы кальных критиков. На заседании с’ез-
да композитор Д. Шостакович сделал доклад о музыке в Советском Союзе.
НА СНИМКЕ: Д. Шостакович выступает с докладом.
	Ответы Г. М. Димитрова на вопросы
корреспондента „Дейли мейл“
	и предрассудков в отношении болгар-
ского народа, вызванных неверной и
	тенденциозной информацией и особен-
но печальным фактом, что Болгария
по вине Кобургекой династии и пре-
ступных правителей против воли наго-
да заняла в прошлом враждебную по-
зицию и участвовала в войне против
Великобритании. Новая Болгария, ко-
тсрая не имеет ничего общего с этим
прошлым, будет всячески содейство-
вать развитию политических, экономи-
ческих и. культурных связей между
болгарским и английским народами.

Далее корреспондент спросил: под-
нимет ли Болгария снова вопрос ©
выходе к Эгейскому морю?

Естественно, сказал Димитров, Болз
гария не может отказаться от своего
права, основанного на справедливости
и признанного рядом международных
договоров. Этого права она была ли-
шена путем неоправданного насилия,
но, будучи искренне предана прин-
ципам организации Об’единенных на
ций, Болгария будет искать решения
этого жизненно важного для нее во-
проса в рамках ООН и сообразуясь <
ее статутом.
	Будут ли удовлетворены нужды
Болгарии свободным портом в Са-
лониках? — спросил корреспондент.
	Димитров ответил, что он крайне
скептически относится к BO3MOKHO-
сти получить для Болгарии действи-
тельно свободный порт в Салониках,
способный удовлетворить ее нужды.
До тех пор, сказал Димитров, пока
в Греции существует нынешний мо-
нархический режим, преисполненный
чрезвычайной враждебности к Болга-
рии и стремящийся оторвать от нее
известную территорию, всякие разго-
воры о таком порте в Салониках, по
моему мнению, беспредметны.

Предусматривает ли премьер-ми-
нистр, спросил корреспондент, усиле-
ние союза между Болгарией и Юго-
славией?

Прежде всего, сказал Димитров,
нужно отметить, что между Болга-
рией и Югославией еще нет союза,
хотя и существуют близкие братские
взаимоотношения. Я искренне желаю
и в согласии с волей болгарского на-
рода стремлюсь к заключению дли-
тельного союзного договора о друж-
бе и взаимной помощи между Юго-
славией и Болгарией, который, есте-
ственно, приведет к укреплению эко-
номического, культурного и всесто-
роннего сотрудничества между обе-
ими странами. О других каких-либо
проектах в этом отношении в насточ-
шее время речи нет.

Слитаете ли вы, спросил далее кор-
респондент, что в национальных инте
ресах необходимы и дальнейшие меры
против оппозиции внутри страны?

Ha stor вопрос Димитров ответил
следующим образом:

Меры, которые правительство при-
нуждено было в отдельных случаях
применять в соответствии с законами
страны против печатных органов оп-
позиции или против отдельных ее дея-
телей, были вызваны исключительно
антигосударственными и антинарод-
ными действиями оппозиции. Никакое
ответственное правительство не может
терпеть подстрекательства к неува-
жению законов и к саботажу меро-
приятий государства по обеспечению
населения питанием и восстановлению
разрушенного войной народного хо-
зяйства. Правительство и в будушем
не поколеблется применить самым
строгим образом законы Народной
республики против тех оппозицион-
ных органов и деятелей, которые в
своем озлоблении и ослеплении поз-
волят себе умышленно заниматься
 подстрекательством против меропри-
ятий правительства по самым жизнен-
ным для народа и республики вопро-
сам, особенно по вопросу осущест“
вления принятого Великим народным
собранием двухлетнего — народно-
хозяйственного плана.

При этом я должен категорически
подчеркнуть, что мы не против нали-
чия оппозиции. В такой стране, как
наша, естественно иметь оппозицию,
но интересы народа не позволяют
терпеть такие оппозиционные группы,
ксторые организуют саботаж хозяйст-
венного строительства и своими дей-
ствиями подвергают опасности госу-
дарственный и национальный сувере-
нитет страны.

Z
	Нападения фашистов
на продавпов —
коммунистической газеты
в Аргентине
	МОНТЕВИДЕО, 3. (ТАСС). 25 мая
на улицах Буэнос-Айреса членами фа-
щистской организации «Альянса на-
сионалиста» был произвелен ряд воо-
руженных нападений на  продазцов
коммунистической газеты «Ла Ора»,
в результатз чего 8 человек было ра-
нено.
	СОФИЯ, 3. (ТАСС). В печати опуб-
ликованы ответы премьера Георгия
	Димитрова на вопросы корреспонден-
та английской газеты «Дейли мейл»
Джона Фишера.

Отвечая на вопрос корреспондента,
желает ли премьер-министр скорой ра
тификации мирного договора с Болга-
рией и какие были бы последствия
замедления ратификации, Димитров
сказал:
	Болгарское правительство и весь
болгарский народ желают скорейшей
ратификации мирного договора. Пос-
ледствия от замедления ратификации
были бы, очевидно, неблагоприятны,
во-первых, потому, что затянулось бы
урегулирование отношений между
Болгарией и США, что не может <оот-
ветствовать хорошо понятым интере-
сам своих народов, и, во-вторых, по-
тому, что замедлит принятие Болга-
рии в организацию Об’единенных на-
ций, что не в интересах мира на
Балканах и всеобщего мира вообще.
	На вопрос Джона Фишера, желает
ли премьер-министр прокомментиро-
вать недавние речи президента США
Трумэна о положении на Балканах,

имитров ответил:
	Несмотря на мое уважение к прези-
денту такого великого государства,
как США, я не могу не подчеркнуть.
что, по моему мнению, речи амери-
канского президента поощряют в дан-
ный момент антидемократические кру-
ги и остатки фашистского режима и
поэтому не могут содействовать миру
и демократии. Я не считаю, что пю-
добные речи могут способствовать
рассеиванию атмосферы недоверия,
ксторая существует между некоторы-
ми балканскими государствами, и ско-
рейшему установлению необходимого
спокойствия, мирного развития и без-
опасности на Балканах.

На вопрос корреспондента, что `мо-
жет сделать Великобритания, чтобы
улучшить свои отношения с Болга-
рией, и что может со своей стороны
сделать в этом деле Болгария, Ди-
митров сказал:
	Я считаю, что улучшение отноше-
ний между Великобританией и Болга-
рией зависит главным образом OT
Великобритании. Если она окажет
доверие новой демократической Бол-
гарии и болгарскому народу, который
в своем огромном большинстве креп-
ко стоит за правительство Отечест-
венного фронта, если Великобритания
считается с нашим государственным
суверенитетом и предоставит нашему
народу свободно и самостоятельно
строить свой дом в соответствии с его
пониманием и интересами и в духе
международного сотрудничества, как,
собственно, предписывает известная
Ялтинская декларация, то для полной
нормализации отношений между обо-
ими государствами не будет сущест-
вовать никаких серьезных, непреодо-
лимых препятствий.

Болгарский народ ожидает от Ве-
ликобритании понимания и узажения
его законных прав и интересов, кото-
рые ничем не угрожают всеобщему
миру и не могут нанести ущерба за-
конным правам и интересам англий-
ского народа.

На желание Великобритании ожи-
вить торговые отношения между обо-
ими государствами болгарское прави-
	тельство готово ответить полной вза-
	имностью и доброжелательством. Со
своей стороны Болгария и в будущем
будет прилагать усилия для рассеи-
вания существующих недоразумений
	Певец польского народа
	MIOHIKO пользуются широкой популяр-
ностью у советских слушателей в ис-
полнении Барсовой, Козловского, Ле-
	мешева и других видных певцов. Сс-
листы Всегоюзного — рпалиокомитета
	ао DCO COUSHOPO раднокомитета
Рождественская, Гуровская, Шели-
ховская, Абрамов, Белугин, Голянд
	участвуют в радиокомпозициях, го-
священных творчеству польского ком-
позитора, исполняют перед микрофо-
ном его камерные пьесы.
	Много делает для пропаганды твор-
	чества Монюшко выдающаяся <овет-
ская певица, солистка Большого тЕ-
	атра Катульская. В ее репертуаре
	около 20 его романсов и песен: «Ве-
	тер», «Золотые сны», «Золотая рыб-
Ka», «Дары», «Пряха», «Флейта Дамо-
на» и другие. Последние два ромгн-
	са напеты артисткой на тонфильм и
	часто транслируются по радио. Сей-
час Катульская готовит для новой
программы много других романсов
Монюшко в переводах, сделанных ею
самой.
	Большой интерес у советской аули-
тории вызвала премьера оперы Мо-
нюшко «Страшный двор», показанная
не так давно в концертном исполне-
нии оперного ансамбля Всероссий-
ского театрального общества под ру-
ководством К. Попова. Опера была
исполнена больше двадцати раз в от-
крытых концертах и по радио. В ее
исполнении приняли участие солисты
Большого театра и оперного театра
им. К. С. Станиславского и В. И. He-
мировича-Данченко А. Орфэнов и
Ю. Прейс, солисты оперного ансамб-
ля ВТО.

Так продолжают жить в нашей
стране лучшие создания выдающего-
ся польского композитора: Музыка
Монюшко завоевала прочное место в
концертном репертуаре наших музы-
кантов и не перестает уже более ве-
ка трогать сердца слушателей све-
жестью лирического чувства, мелоди-
щческим . богатством, тонким мастерст:
	К. Самойло.
	75 ЛЕТ СО ДНЯ ОМЕРТИ МОНЮШКО.
	‘’ Исполнилось /5 лет со дня смерти
` (ланислава Монюшко, крупнейшего,
` после Шопена, композитора Польши.
		№ Основатель национальной польской
’ оперы, автор многочисленных роман-
сов и песен, проникнутых лирическим
духом и мелодическим богатством
польского народного творчества, Мо-
вюшко популярен не только в своей
стране, но и далеко за ее пределами.
  (го оперные произведения — «Галь-
  ка» «Страшный двор», «Графиняъ и
другие — завоевали прочное место
на польской сцене, а некоторые из
них, как, например, «Галька», обошли
‹ отромным успехом европейские те-
атры,
‹ В России «Галька» была поставле-
ga впервые в 1870 году в Петербурге
‹ известной певицей Платоновой в
главной роли. Через семь лет с этой
ошерой познакомилась и Москва. С
тех пор «Галька» часто возобнозля-
лась в оперных театрах Москвы, Пе-
тербурга, Одессы, Киева и других гс-
юдов нашей страны. Лучшим испол-
пиелем партии Ионтека был Соби-
вов, Гальки — певицы Больска, Са-
лина. В Петербурге, Москве и в Кие-
№ шла также опера «Страшный
двор», исполнялись симфонические
произведения Монюшко.

ее —-
	OT,

pas
tT
ак
ле-
i?

1KO

:9-
10-

В время двух посещений Петер-
бугг Монюшко дирижировал испол-
зеннем своих оркестровых сочинений
в завязал дружеские отношения <
Глинкой, Даргомыжским и другими
исскими музыкантами. Выдающийся
руский композитор и критик А. Се-
юз писал: «Романсы Монюшко — со-
хровище. Я не призадумаюсь поста-
BATh HX рядом с лучшим, что есть в
уузыке в этом лирическом песенном
роле.. Грациозность и благородство
напевов, прелесть и ум обработки, ре-
шительное отсутствие всякой изыс-
ханности, всякой преувеличенности—
ют основные, рельефные качества ро-
унсов Монюшко».

В наши дни арии и дуэты из опе-

‚ ры (Талька», песни и романсы Mo-
			ФИЛЬМЫ 0 СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕРЕВНЕ
	неров хлеба, за тот же срок в новых
условиях она дала уже 20 тысяч
центнеров. Основной капитал арте-
ли, в дни ее организации составляв-
щий 33 тысячи рублей, ныне оцени-
вается в 4.330.000 рублей. Так нау-
	ка, поднявшая труд на неизмеримо
	более высокую ступень, привела &
гигантскому под’ему производитель-
ных сил в сельском хозяйстве.
	Фильм «Колхоз «Красный Ок-
тябрь» выпущен Центральной орде-
на Красного Знамени студией доку-
ментальных фильмов. Автор-режие-
сер — П. Аташева, текст Е. Габри-
ловича, операторы — Л. Качурьян,
А. Лебедев и М. Сегаль. Фильм «105
лошадиных сил» снят работниками
Новосибирской киностудии учебных
фильмов. Автор сценария — HH. Шел-
чкова, режиссер — Н. Чуриков, опе-
раторы — Г. Дробин и Б. Митлин,

Кинофильм «Колхоз «Красный Ок-
тябрь» будет  демонстрироваться B
‘кинотеатрах «Метрополь», «Новости
дня», в кино Сокольнического парка
культуры и отдыха и др. «105 лоша-
диных сил» выпускается на экраны
кинотеатров «Хроника», «Наука и
знание» и Дворца культуры завода
«Серп и молот».
	вые
ИТЬ
	{Не
	poe

Че
›Че:

1H

Пу

Завтра на экраны кинотеатров сто-
лицы выходят два новых докумен-
тельных фильма — «Колхоз «Красный
Октябрь» и «105 лошадиных сил».
062 фильма рассказывают © новой,
социалистической деревне, о том, как
изменилась жизнь советского кресть-
явина в результате могучего союза
труда и науки, преодолевшего пат-
`мархальщину и отсталость старого
русского села.

17а,
HEM
oe fil
ald
дет.
дано
  iy

ал 3
Же
Kae

Киноочек о колхозе «Красный
Октябрь», Вожгальского района, Ки-
розской области, показывает на прак-
тике наших дней, как осуществились
мечты великого русского ученого
КА. Тимирязева, считавшего, ЧТо
именно наука сделает труд земледель-
ца более производительным. Фильм
начинается с выступления председа-
теля колхоза на заседании научной
сии в Сельскохозяйственной ака-
демии имени Тимирязева в Москве.
Доклад о колхозной  пятилетке в
дальнейших кадрах претворяется в
жизнь. Зритель увицит на опыте кол
%0за «Красный Октябрь», как при
меняются на практике открытия и до-
стижения передовой науки и техни-
ки, Крестьянский санаторий, детские
ясли, больница и школа, почта и те
леграф — все это уже прочно вошло
в жизнь советских колхозников. Зри-
чель увидит передовых людей колхо-
в, колхозную лабораторию, стиму-
лирующую применение новейших аг-
ротехнических мероприятий, занятия
агрокружка, достижения электрифи-
kana,

Уже намечаются контуры еще G6o-

` ее механизированного хозяйства —

идет строительство новой  электро-
станции, и мечты колхозников © Но-
вом клубе, радиоузле, автоматической
телефонной станции, театре, о чем
зрителю говорит диктор, скоро ста-
ЖУТ ЯВЬЮ.

`’О могучем чувстве нового, движу-
щем людьми советской колхозной де-
ревни, преображаюнщем их жизнь, зо-
вущем к новым успехам в борьбе за
выполнение сталинского пятилетнего
плана, рассказывает и фильм «105
лошадиных сил». Это фильм об элек-
трификации деревни, о великой силе
злектричества в сельском хозяйстве.
В картине показаны успехи, каких до-
билась сельскохозяйственная артель
«Заря» в Ачитском районе, Свердлов:
ской области. 70 киловатт электро-
энергии, получаемых от двух генера-
торов, сделали буквально чудеса. В
колхозе работают дожлевальная уста“
HOBKa на огородах, электромолотил-
ка, электрифицированный транспор-
Тер, электрифицированная — KABOTHO-
водческая ферма, механическая ма-
стерская, лесопильная рама, действу-
ющая на базе электроэнергии с про-
изводителькостью 2000 кубометров в
тод. Все эти достижения стали воз-
можными благоларя умелому внедре-
ню электричества во все области
Хозяйства деревни. ,
		Можно привести несколько цифр:
характеризующих эти достижения.

Ъ. nm
	ий a
Cb 3
ле
$оа
т ря» дала стр
лек
ии
, piety
aaah
a 2 тране /. 00
це
7.8 HT
	  Художники-оформители детской книги на выставке Детгиза, НА СНИМКЕ: сидят — ©. 1
стоят — Е. Чарушин, С. Садомская, А. Ермолаев, А. Каневский, В. Горяев и В. Щеглов.
			Художники
детской
книги
	ВЫСТАВКА ДЕТГИЗА
	<

ВЕСНА в Москве, по хорошей тра-
лиции, знаменуется КНИжными
	выставками. Только-что прошла вы
ставка Гослитиздата, а вслед за ней
большой интерес общественности
привлекла отчетная выставка работы
Детгиза за 1946 год.

Если в книгах для взрослых иллю-
страция при всей ее значимости сто-
ит на втором плане, то в книгах для
детей роль художника — ведущая:
он решает образное содержание кни-
ги. от него в значительной степени
зависит эмоциональное восприятие ее
маленьким читателем, особенно  до-
школьного ‘и раннего школьного во3-
раста. Поэтому выставка Детгиза —
прежде всего выставка иллюстраций
хуложников детской книги, и, опре-
деляя ее в целом, можно сказать, что
она. явилась подлинным праздником
советского графического искусства,

Об’единив вокруг излательства луч-
шие кадры графиков внимательно и
бережно учитывая индивидуальные
свойства каж лого. предоставляя `Ши-
рокий простор творческой инициати-
	ве художника, заботясь о повышений
полиграфических качёств книги, Дет-
гизу удалось выпустить и подгото-
вить к изданию ряд превосходно
оформленных книг в различных раз-
делах детской литературы.
	По сравнению с выставкой 1946 го-
да на теперешней выставке было
очень много книг о советской действи-
тельности, о наших днях. Здесь перед
художником стояла проблема образа
положительного героя, благородного,
умного, с богатой душевной жизнью
советского патриота. Над такой кни-
гой работают художники В. Щеглов,
А. Пахомов, О. Верейский, А. Ермо-
лаев, Д. Мочальский, В. `Ладягин,
И. Гринштейн и другие. Много в рат
боте этих художников положитель-
ного, но и многое вызывает возраже-
HHA.

На первом месте. по глубине чувст-
ва и убеждающей правде образов сто-
ит книга с текстом Н. Тихонова и
рисунками А. Пахомова «В те дни»,
повествующая о героическом Ленич-
грале в дни блокады и победы. Серия
литографий Пахомова, за которую он
был удостоен Сталинской премии, вы-
полнена художником на основе не-
посредственных впечатлений, Такие
рисунки, как «Бой в городе», «27 яи-
варя 1944 г.», «Дзоты на Кировской».
«Елка», останутся незабываемыми
документами Великой Отечествениой
	войны в сердцах маленьких читате-

лей.
Болышая заслуга Шеглова — его
	иллюстрации к «Молодой гварлач»
Фадеева в которых художник стре-
мился воссоздать образы героев Крас-
	ных наших художников: Д. Шмари-
нов, Е. Кибрик, Б. Дехтерев, Л. Сой-
фертис и Б. Пророков почему-то не
участвуют в работе Детгиза над CcO-
ветской темой.
	Ведущих наших графиков мы пока
видим, главным образом, в отделе
русских и иностранных классиков.
Здесь выпущены и подготовляются
превосходные книги: «Тарас Бульба»
Гоголя < иллюстрациями Е. Кибрика,
в которых глубокое понимание харак-
тера героев их мужественной красо-
ты и психологической выразительно-
сти сочетается с ярким воспроизведе-
нием духа эпохи. Интересны иллю-
страции Б. Дехтерева (гравированы
на дереве Ф. Быковым) к «Детству»
	Горького — рисунки-миниатюры, вос-
	создающие характеры и типы велч-
кого писателя. Есть на выставке и
Некрасов, иллюстрированный Д. Шма-
риновым, и Марк Твэн < иллюстраци-
ями В. Горягва, и Пушкин, и Толстой
с рисунками T. Шишмаоевой в
К. Климентьевой. Рисунки Шмарино-
ва полны жизненной правды, проник-
новения во внутренний мир человека.
‘ясны по образу. Детальной тонкости
рисункоз Дехтереза противостоят
‘свободные NO MaHepe, фиксирующие
‘мимолетное живое движение рисунки
Горяева, гле лакоцичная линия неиз-
‚ менно остоа и выразительна. Необхо-
  димо только. чтобы при выборе при
емов и техинки иллюстраций и иИзда-
тельство и художник учитывали СТИЛЬ
самого литературного произведения.

Самые бесспорные достижения Дег-
гиза в лошкольной литературе. Здесь
	— рисунки одного из основателей сти-
	нодона. Трудность образного реще-
ния усложнялась необходимостью <о-
хранить портретное сходство. Щег-
лов изобразил своих героев в напря-
женном действии, выбирая кульмина-
ционные моменты в истории их борь-
бы < немецкими захватчиками. Так
понятые Щегловым образы героев,
несомненно, рождают.в читателе го-
рячую симпатию ‘к ним, помогают рас-
крытию замечательного текста книги.
Но все же художник еще не поднял-
ся до уровня трагического пафоса
романа: в его рисунках герои романа
не так ярко индивидуализированы и
не так смело и пластично показаны,
как у Фадеева.
	Рисунки А. Ермолаева, особенно к
сочинениям А. Гайдара, показывают
в нем художника, внимательно. ра-
ботающего над текстом и обладаю-
шего большим чувством современно-
сти, — свойство, которое присуще и
Оресту Верейскому. безусловно одно-
му из самых интересных иллюстрато-
ров среди молодежи, Есть чувство
современности и у Ладягина (А. Пер-
венцев «Огяенная земля»), но рисун-
ки даже этих художников (не говоря
уже о Гринштейне и. Арцеулове, ко-
торые никак не могут уйти от харяк-
тера журнального рисунка в книжной
иллюстрации) грещат некоторой
штампованностью приемов. А такой
талантливый художник, как Д. Мэ-
чальский, просто неузнаваем в серии
невыразительных. сухих иллюстраций
к книге А Бека «Панфилозцы на пер-
BOM рубеже». ,

К сожалению, в этом разлеле вы-
ставки мы почти Бе встречаем круп-
	ля советской детской книги В. Ле-
бедева, свободно владеющего сюжет-
ной выразительностью рисунка («Раз-
коцветная книга», «Голуби» Маршз-
ка); работы В. Васнецова и Е. Чару-
шина, полные’  изобретательности,
юмора, занимательности («Упрямый
котенок», «Шутки» — Е. Чарушина);
иллюстрации к русским сказкам ра-
но умершего К. Кузнецова; изыскан-
ная орнаментальная графика В. Ко-
нашевича и великолепные книжки
для совсем маленьких детей А. Пла-
стова («Домашние животные» и «Год
в колхозе»), где знание народной
жизни, конкретность изображения,
реалистическая сила рисунка сочета-
ются с выдающимися данными коло-

риста.
	Следует отметить и два новых раз-
дела литературы: книги для детей не-
русских школ и излания лучших об-
рэзцов литературы народов CCCP
(удачны ‘иллюстрации к «Навои»
Ю. Рейнера), так же как и массо-
вые издания «Новинки детской ли-
тературы» и «Книга за книгой». Для
первой серии нужно только пожелать
большей жизнерадостности в офор-
млении.
	В художественном и полиграфиче-
ском оформлении книги Детгиз имеет
значительные успехи, чем он много
обязан работе культурного художника
книги С. Телингатера. Но эту борьбу
за хорошее качество Детгизу сле-
дует продолжать.

К. Кравчекко.