ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
		ИЮНЯ 1347 Г.
СУББОТА
№ 132 (7108)

ПЕНА 20 воп
	Горячий большевистский привет новому славному
отряду лауреатов Сталинских премий!
	За новые успехи советской науки, советской
техники, советского искусства! ``
			Совм инистров ‘CCCP
		О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы
в области науки за 1946 год
	в размере 200.000 рублей
	ния, обобщенные в научных грулах: «ва-
честве питания ия функции организма»,
«Пищеварение на выготах». опубляковав-
ных в 1945 и 1946 годах.
	в размере 100.000 рублей
	— за научный труд «Ретикулоэнлетели-
зльная спетема при заболеваниях крови й
кронетворных органов», опубликованный в

1946 голу.
	Премию _ ПЕРВОЙ степени
	Разенкову Ивану Нетровичу,  цейетви-
тельному члену Академии  мелицинских
каук СССР, профессору 1-го Моёковсково
медицинского института, — за работы в
области физиологии пищеварения и пита-
	Премию ВГТОРОИ степени
	_ Аринкину Михаилу ‘ Иннокентьевячу,
действительному члену Акалемии мели-
цинеких наук’ ОССР, профессору Boenno-
Мелипинской акалемпи им. С. М. Кирова.
	ж) Медицинских наун
	г) Геолого-геограшических наун
Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей
	1. Бетехтину Анатолию Георгиевичу,
члену-корреспонденту Академии Hays
СССР, › профессору Waeratyra  reosornusy
ских наук Акалемий наук СССР, — за
геологические исследования  марганцевых
месторождений СССР, обобщенные в моно-
графии «Шюмышленные марганцевые ру-
ды СССР», опубликованной в 1946 году.

2. Григорьеву - Андрею Александровичу,
академику, директору Института геогра-
		фии Акалемии наук СССР, — за научный
труд «Субарктика», опубликованный в
1946 голу.

3. Саукову Александру Алексанаровячу,
доктору  геозого-минералогических = наук,
старшему ваучному сотруднику Института
геологических наук Академии наук СССР,
— за научный трул «Геохимия ртути».
опубликованный в 1946 голу.
	д) Биологичесних наун
	Премию ПЕРВОЙ степени
	Хлопину Николаю Григорьевичу, дейст-
вительному члену Академии медицанеких
Haye CCCP, профессору  Военно-Медицин-
ской академии имени С. М. Кирова. — 3a
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Дунину Михаилу Семеновичу,  про-
фессору Московской сельскохозяйственной
академии имени К. А. Тимирязева, — 38
научные исследования в области борь-
бы с заболеваниями  сельскохозяйет-
венных растений, обобщенные в моногра-
фии «Иммуногенез и его практическое ис-
пользование», опубликованной в 1946
году.
	е) Сельснохозя
Премию ВТОРОЙ степени
	в размере 200:000 рублей
	научный трул «Общейиологические в экс-
периментальные — основы гистология »,
опубликованный в 1946 году.
	в размере 100.000 рублей
	2. Ноштоянцу Хачатуру  Селраковизу,
	действительному члену Акалемии наук
Армянской ССР, профессору — Московского

государственного университета имени
	М. В. Чомоносова, за научный трул «Очер-
ки по истории физиологив в России»,
	иственных наук
в размере 100.000 рублей
	Совет Министров Союза ССР постановил присулить Сталинские премии за вылаю-
	шиеся научных“ ваботы в области:
	а) Физино-математичесних. наук
	в размере 200.000. рублей
	2. Френкелю Якову Ильичу, члену-кор-
респонденту Академин наук СССР, заве-
дующему лабораторией Ленинградекого фи-
зико-техническое института Академии
Haye CCCP, — sa научные исследования
по теории жидкого состояния, обобщенные
в монографии «Кинетичеекая теория жид-
костей». опубликованной .в конце 1945 го-
qa. .
	в размере 100.000 рублей
	за экепериментальное доказательство су-
ществования второго звука в гелии-П, из-
ложенное в статье «Определение скорости
распространения второго звука в гелии-П»,
опубликованной в 1946 году.

3. Шубникову Алексею Васильевичу,
члену-корреепонденту Академии  науЕ
СССР, директору Инетитута кристаллогра-
фии Академии наук СССР, — за открытие
и исследование вовога вида пьезоэлектри-
ков, результаты которых изложены B MO-
нографии «Пьезоэлектрические текстуры»,
	в размере 200.000 рублей
	1945 году, и том Ш, опубликованный в
1947 году.
	в размере 100.000 рублей
	-3.: фридману Якову Борисовичу, про-
фессору Всесоюзного  научно-исследова-
тельского института авиационных мате-
риалов, — за научные труды «Деформация
и разрушение металлов при статических и
	ударных нагрузках» и «Механические
свойства металлов», опубликованные в
1946 году. °
	4. Целикову Александру Ивановичу,
профессору Центрального научно-иселедо-
вательского ‘института технологии мапгино-
строения, — за научные труды «Прокат-
ные станы», «Механизмы прокатных ста-
нов», опубликованные в 1946 ‘году.
	в размере 200.000 рублей
	«Действие хлор- и ‘бром-малонового
эфира’ на соли диэтилфосфористой кисло-
ты», «0 получении бета-фосфон-
пропионовой кислоты», «Исследование
строения диалкилфосфористых кисдот ме-
тодом комбинационного рассеяния света»,
опубликованными в 1946 году.
	в размере 100.000 рублеи
	лоидов Трахелантус королкови», опублико-
ванными в 1945 году.
	3. Петрову Александру  Дмитриевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
СССР, заведующему лабораторией Инсти-
тута органической химии Академии наук
СССР, — за научные исследования в 0б-
ласти синтеза углеводородов” моторных т0-
плив. завершающиеся работами: «0. кала-
литической  гидродимеризации ацетилена
пол атмосферным давлением», «0 зависи-
мости антидетонационных свойств и том-
ператур застывания углеводородов дизель-
ных топлив от их структуры», опублико-
ванными в 1946 году.
	В. И. Матросов.
Закройшик ‘обувной фабрики
«Парижская Коммуна»,
	Премии ПЕРВОИ степени
	1. Боголюбову Пиколаю Николаевичу,
СССР. профессору Института механики Ака-
1емии наук Украинской ССР, — за науч-
ные рабогы в области статистической фи-
знки: «О некоторых статистических мето-
зах `в математической физике», «Проблемы
динамической теории в статистической фи-
сике». опубликованные в 1945 и 1946
		Премии ВТОРОЙ степени
	_ 1. Линнику Юрию Владимировичу, про-
фессору’ Ленинградского  гобударственного
университета, — за научные исследования
по теории простых чисел, результаты ко-
торых изложены в статьях: «0б одной тео-
реме в теорий ‘простых чисел», «О густоте
1.-рядов», «Идея плотности нулей в теории
[-рядов», «Новые доказательства теоремы
Гольдбаха-Виноградова «0 характерах

простых чисел», опубликованных в 1945
п 1946 голах.
	2. Пешкову Василию Петровичу, crap-
шему научному сотруднику Института фи-
зических нроблем Академии наук СССР, —
	Премию ПЕРВОЙ степени
	Павлову Михаилу Александровичу, ака-
демику, — за: научный труд «Металлур-
тия чугуна» tow I], опубликованный в
	Премии ВТОРОЙ] степени
	\. Качалову Николаю. Николаевичу,
СССР, профессору Ленинградокого химико-
технологического института имени Ленсо-
вета, — за теоретические и эксперимен-
тальные пёследования процессов шлифовки
и полировки стекла, обобщенные в моно-
rpadus «Основы процессов шлифовки и
полировки стекла», опубликованной в
1946 году.

2. Мусхелишвили Николаю Ивановичу,
зкалемику, президенту Академии наук
Грузинской ССР, — за научный труд «Син-
тулярные интегральные уравнения», опуб-
тикованный в 1946` году.
	Премию ПЕРВОЙ степени
	Арбузову Александру Ерминингельдови-
чу, академику, профессору Казанекого хи-
мпЕо-технологического института, — за
	широко известные исследования B области
	фосфороорганических соединений, завер-
шающиеся работами: «0 реакции галоидо-
производных трифенилметана с серебряны-
ми солями лиалкилфосфористых кислот».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Зимакову Павлу Владимировичу, 4
тору химических наук, заведующему Е
раторией НИИ-42, — за научные иселе-
	тования в области химии окиси этилена И,
	его производных, частично изложенные
	5: ла fT a
монографии ^«Окись этилена», ony олико
ванной в 1946 году.

2. Меньшикову Георгию Петровичу,
IOKTUPY химических наук, заведующему
	лабораторией Всесоюзного  научно-иссле-
товательского химико-фармацевтического
	института, — за научные исследования в
области химии алкалоилов, завершающшие-
	ся работами: «H
какалия хастата»
	«Иеслелование алкалоитэв
		«ПЛеслелование альа-
		б) Технических наук
	в) Химических наук
		3) КЮЮридичесних наун
Премию ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	Вышинскому Андрею. Януарьевичу, акз-   дебных доказательств в советском праос»,
демикх. — за научный трул «Теория cy- опубликованный в 1946 голу.
	Премию ВТОРОЙ степени в размере 190.000 рублей
	царской тюрьмы» том 1-й, опубливован-
ный в 1941 году. и том ИП, опубликовац-
ный в 1946 голу.
	Геонету Михаилу  ЦШиколаевичу, — про-
фессору.. Всесоюзного института юридиче-
ских наук. — за научный труд «Исторая
	и) Историно-филологичесних наун
	Премию ПЕРВОИ степени
	Обнорскому Сергею Цетровичу, акаде-
мику, директору Института русского языка
Акалемин наук СССР, — за научный трул
	в размере 200.000 рублей
	«Очерки по истории русского литературно-
го языка старшего периола», OVATE RORA F-
ный в 1946 году.

Премии ВТОРОЙ степени в размере 199.000 рублеи
	ХХ века», опубликованную в 1946 голу.
3. Дружщинину Николаю Михайлавичу,
члену-корреенонденту Академии наук
СССР.. профессору Московского. государет-
венного университета имени М. В. Ломо-
Носова. — за научный трул «Гоеуларетвен-
ные крестьяне п реформа П. Д. Киселева»,
	эельства и коренных усозершенствования,
москвичи занимают видное“ место

Премии удостоена большая группа метро-
строевцев во главе. с начальником Метро-
строя ‘М. ПИ. `Самодуровым. за. усовершенст-
вование‘и внедрение щитового, метода про-
ходки тоннелей, обеспечившего значитель-
ное повышение произволительности труда
на подземных работах. Эти методы, опреле-
ляющие технику советского тоннелестрое-
ния, были проверены в течение многих лети
подтвердили, что сооружение подземных
тоннелей и станций может быть осуше-
ствлено в любых геологических условиях.

В числе лауреатов Сталинской “премив
первой степени мы также ‘видим выдаю-
щихся советских авиаконструкторов, разра-
ботавших конструкции новых образцов бо®-
вых самолетов. Герой Социалистического
Труда С. В. Ильюшин удостоен Сталинской
премии второй степвни за конструкцию
многоместного ‘пассажирского самолета
«Ил-12».

Закройшщик Московской обувной фабрики
«Парижская Коммуна» тов. Матросов удо-
стоен Сталинской премии 3a разработку
новых высокопроизволительных методов ра-
боты, получивших широкое. распространение
на предприятиях легкой промышленности.

Главный технолог автозавода имени
Сталина Ф. С. Демьянюк совместно с груп-
пой инженеров награжден Сталинской пре-
мией первой степени за внедрение новых
технологических процессов, за применение
к мелкосерийному производству поточных
методов, позволивших выполнить скорост-
ное освоение производства легкового авто-
мобиля «ЗИС-110».

Постановление правительства о награж-
дении Сталинскими премиями — свидетель-
ство огромного внимания всего советского
нарола, партии и правительства к работе
передовых ученых, инженеров и рабочих.
Высокие награды, * полученные лучшими
людьми нашей страны. вдохновляют на’ но-
вые трудовые полвиги
		1. Бевдзенишвили Николаю  Алекеан-
дровичу, действительному члену Академии
наук Грузинской ССР, Джавахишвили
Ивану Александровичу, ‘академику, Джа-
нашиа Симону Николаевичу, академику,
вице-президенту Академии наук  Грузин-
ской ССР. — за научную работу «История
Грузии © древнейших времен до начала
	Рубину Борису Анисимовичу, профессо-  мов хранения сахарной свеклы, - обобщен--
ру Института биохимии имени А. Н. Баха  ных в монографии «Хранение сахарной
	наук СССР. — за разработку   ввеклы», опубликованной в 1946 году.
	Академии наук CCCP, — за разработку
теоретических основ и технических прие-
			ния А. Г. Беэтехтиным месторождений мар-
ганца.

Академик А. А. Григорьев — директор
Института географии Академии наук. СССР
— награжден Сталинской премией за труд
«Субарктика», в котором Ha основе его
учения о’ географической оболочке земного
шара’ и едином  физико-географическом про-
цессе дан глубокий географический ана-
лиз природы тундровой зоны. По единоду-
шному мнению снециалистов, монография
академика Григорьева — выдающееся до-
стижение во всей мировой географической
литературе.

Действительный член Академии медицин-
ских наук И. П. Разенков получил премию
первой степени за работы в области физио-
логии пищеварения и питания. -

Яркие достижения: советской юридической
науки отмечены присуждением Сталинской
премии первой степени академику А. Я.
Вышинскому за его труд «Теория судебных
доказательств в советском праве». В этой
мспографии — глубокая и стройная совет-
ская теория судебных доказательств.

Профессору М. Н. Гернету присвоено
звание лауреата Сталинской премии за
историко-юридическое ‘исследование «Исто-
рня царской тюрьмы»: Профэссор  Гернет
давно потерял зрение. Но неугасимый энту-
зиазм советского ученого. позволил ему вы-
полнить значительный труд. На основе глу-
боксго изучения многочисленных архивных
материалов ученый дал блестящий очерк
уголовного законодательства царизма ХУШ
—ХХ вв. и карательной политики царизма
в его борьбе с революционным движением.

По разделу историко-филологических на-
ук Сталинскую цремию первой степени по-
лучил академик С. П. Обнорский` за рабо-
ту по изучению вопросов о происхождения
русского литературного языка.
	Среди лауреатов Сталинской премии, по-
лучивших эту высокую награду за. выла-
ющиеся достижения в области  изобрета-
	Профессор Я. Б. Фридман внес много но-
вого в изучение важнейших для техники
вопросов — усталости металла, чувстви-
тельности к надрезу, прочности жаростой-
ких сплавов и т. д. В премированной рабо-
те «Деформация ‘и разрушение металла при
статических и ударных нагрузках» учя-
ный выдвинул новую идею о существовании
двух типов разрушения: под влиянием нор-
мальных напряжений — путем отрыва it
под влиянием касательных напряжений —
путем среза. Он доказал, что эти два типа
разрушения существуют не только в ме-
талле, но и в других материалах, и этим
дал возможность построить общую теорию
деформации и разрушения материалов. Тео-
ретические положения советского ученого
получили широкую иззестность и приме-
няются во многих конструкторских бюро
и на предприятиях.

Профессор А. И Целиков получил пре-
мию за свои работы в области прокатки мз-
талловз. Созданная им оригинальная теория
расчетов прокатных стачов и их механизмов
дает конструкторам научно обоснованную
базу для проектирования. а производствен-
никам — ‘для эксплоатации механизмов.

По разделу химических наук Сталин-
скиз премии получили локтор химических
наук П. В. Зимаков (за научные исследовч-
ния в области химии окиси этилена) и за-
ведующий лабораторией Всесоюзного науч-
но-исследовательского химико-фармацевти-
ческого института Г. П. Меньшиков за вы-
дающиеся работы в области химии алкалон-
дов — химических веществ, имеющих важ-
ное значение для медицины, как, например,
морфий, кофеин. и др.

Среди ученых, получивших Сталинскую
премию по разделу’ геолого-географических
паук, — член-корреспондент Академии наук
СССР А. Г. Бетехтин — крупнейший спе-
пиалист в области геологии марганцевых
месторождений Союза. В премированном
труде «Промышленные марганцевые руды
СССР» обобщены многолетние исследова-
	А. С. Яковлев.
		C OBET Министров СССР наградил Ста-
линскими премиями большую группу де-
ятелей советской науки и техники за выда-
ющиеся работы, выполненные в 1946 году.
Это — яркое свидетельство непрерывного
движения вперед, огромного размаха сози-
‚дательного труда во всех областях жизни
Совётского государства...

Среди Сталинских лауреатов мы видим
наряду с учеными и практиков промышлен-
ности и сельского хозяйства всего Совет-
‘ского Союза, в том числе значительную
группу москвичей.

Москвичи приложили много усилий и
знергии для выполнения исторических за-
`дач, поставленных великим вождем совет-
ского народа товарищем Сталиным. Они
на-славу потрудились для того, чтобы
превзойти в ближайшие годы уровень нау-
ки за пределами нашей страны, добиться
` значительного увеличения количества изго-
`товляемой продукции. и повышения ее ка-
чества, поднять культуру производства.

Список лауреатов в области наухи откры-
вают наши физики. Премии первой степени
присуждены члену-корреспонденту Акаде-
мии наук СССР Н. Н. Боголюбову и члену-
корреспонденту Академии наук СССР Я. И
Френкелю.

Старитий научный сотрудник Института
физических проблем Академии наук СССР
В. П. Пешков удостоен премии второй сте-
пени за экспериментальное доказательство
существования второго звука в гелии-П.

Директору Института кристаллографии
Академии наук СССР профессору А. В.
	 Цубникову присуждена премия за откры-
	тие и исследование нового вида пьезо-
электриков. Результаты этих исследова-
ний, имеющие большое практическое значе-
ние, изложены ‘им в монографии «Пъезо-
электрические текстуры».
	В области технических наук присуждены
пять премий. Одну из них получил  извест-
ный ученый академик М. А. Павлов 38
капитальный труд «Металлургия чугуна».
	К. М. Озмопов.
Писатель.

С.Н. Василенко.
Композитор.
	В. И: Размеров.
Главный’ механик Метростроя.
	  a. 28, FayKUL,
Доктор геолого-минералогических наук.