_ ,CbIH-
СОПЕРНИНИ
	‘НЕИЗВЕСТНАЯ ОПЕРА
БОРТНЯНСКОГО
	Цакл ‘исторических концертов рус-
ской музыки, ‘проводимый Централь-
ным Музеем музыкальной культуры
	вместе с Московской филармонией,
	вызызает большой интерес москов-
ской общественности. Он ценен осо-
бенно тем, что популяризирует неза-
служённо забытые произведения рус-
ских композиторов — ДОГлинкинской
поры, творчество которых еще да-
лекд не полностью изучено и мало
известно. (широким кругам слушате-
лей. Каждому такому ‘концерту’ пред-
шествует болыная изыскательская и
реставраторская работа. Ее. ведут
научные сотрудники музея, подгото-
вившие ‘ программы ‘трех’ концертов.
	Первый из них был посвящен творче-
	ству композитора второй половины
ХУШ века Е. Фомину, второй — не-
известным произведениям Алябъева.

Совсем недавно в Малом зале
консерватории. состоялся третий кон-
церт цикла. В программе — неизве-
стная опера’ Бортнянского «Сын-со-
перник». Большой интерес представ-
ляет судьба композятора. Простой
мальчик-певчий из’ города Глухова,
он стал одним из крупнейших рус-
	ских композиторов второй половины
	ХУ и начала ХХ века, настоящим
мастером-профессионалом в своей об-
ласти.

Об’единив в своем хоровом творче-
стве свободное владечие общеевро-
пейской_ техникой многоголосья с
глубоким проникновением в душу и
склад русской народной песни, Бор-
тнянский` явился также одним из 0с-
нователей русской камерной инстру-
ментальной музыки.. -

К числу ‘значительных ero созда-
ний принадлежат две оперы. Олна из
них — «Сын-соперник» впервые была
исполнена в третьей программе
цикла ‘исторических концертов. Му-
зыка этой оперы отличается светлым;
прозрачным колоритом, -  Лабретто к
ней, написанное по-французски, бы-
ло утеряно, сохранились лишь во-
кальные номера. Нал переводом их
	на русский язык и восстановлением
	всего либретто работала заслужен-
ный деятель искусств писательница
Т. Шепкина-Куперник.

Редакция нотного материала при-
надлежит научному сотруднику Му-
зея музыкальной культуры Б. Добро-
хотову и композитору Г. Киркору.

В исполнении оперы приняли уча-
стие Государственный симфонический
оркестр СССР, солист Большого ‘te-
атра А. Орфенов, солисты филармо-
нии. Дирижер — H. Anocos..
	ПУТЕВОДИТЕЛЬ.
ПО МУЗЕЮ ИМ, ПУШКИНА
	Вторым, дополненным изданием вы-
	шел в свет путеводитель по Государ-
	ственному музею изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина,
Указатель кратко излагает исто-
рию создания музея и дает подроб-
ный обзор зала. Среди опубликован-
ных репродукций — скульптура
«Аполлон Навкратийский» ‘(УГ век
до нашей эры), «Римский портрет Ш
века», портретная живопизь Боттичел-
	ли, картины Гварди, Рембрандта, Ру-
	Wate, ERR Oe eee © ЕЕ ТР:

бенса, Пуссена, Давида, Коро.
	ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИ
		OK пребыванию
советской профооюзкой
делегации в Италии
	РИМ, 13. (ТАСС). Агентство АНСА
сообщает, что советская профсоюзная
делегация,  присутствовавшая Ha
	‘делегация,  присутствовавшая Ha
’Сс’езде ВИКТ (Всеобщей итальянской
	конфедерации труда) во Флоренции,
посетила 11 июня Геную. Местные
власти устроили прием в честь деле-
гатов, которые посетили затем «Дом
трудящихся», где встретились с
представителями профсоюзов и обще-
ственности. Делегаты выступили так-
же на митингах, устроенных в их
	честь трудящимися города.
	Нриговоры
бельгийским фатпистам
	БРЮССЕЛЬ; 13. (ТАСС). Ш июня
брюссельский военный трибунал вы-
нес приговор по делу сотрудников
рексистской полиции «Бригады ЗЭТ».
Помощник известного бельгийского
фашиста Дегреля Виктор Маттис и
24 других подсудимых приговорены
к расстрелу. Остальные подсудимые
приговорены к разным срокам тюрем-
ного заключения. Один подсудимый
оправдан.

На пруду в парке ЦДКА.
. Фото В ЛЕОНОВА.
	ЧЕМПИОНАТ
РСФСР
	Во втором туре шахматного чемпионата
РСФСР в Куйбышеве первой была за-
гончена партия Нежметдинов — Седов.
Чемпион Татарской АССР выиграл пеш-
ку и вскоре вынудил Седова сдаться.
Иливицкий ен победу над Петро-
вым.

Интересной была ветреча чемпиона
Куйбьшиева Ивашина с мастером Дуби-
ниным. По дебюту белые нслучили ини-
цпиативу. Дубинин предпринял попытку
осложнить борьбу, однако допустил
ошибку. Ивашин избрал смелый страте-
гический план атаки. Поеле потери. ка-
чества положение черных стало безна-
лежным, и на 42-м ходу Ивашин до-
бился заслуженной победы.

Остальные партии остались незакон-

ченными. +
	ЧЕМПИОНАТ
УКРАИНЫ
	В Киеве начался шахматный чемпионат
на первенство Украины. В турнире при
нимают участие 18 сильнейших о шахма-
тистов республики. Среди них — мастера
Гольденов, Ратнер, Хавин, Сокольский,.
Кснаев, а также чемпион Украины Бан-
ник. В этом году право выступать в
чемпионате завоевала группа молодых
шахматистов — чемпион Киева первока-
тегорник Сахаров, чемпион Львова Го-
ренштейн, харьковчане Серебрийский и
Maxapos.*

Половина партий чемпионата суже
сыграна, Впереди идут мастера Соколь-
ский (Львов) — 5 очков из 6 и Голь-
деков (Киев) — 4 очка из 5. Такого же
результата добился и мслодой o7ec-
ский первокатегорник Котлерман. Киев-
mums Сахаров, недавно завоевавший
звание чемпиона столицы Украины,

набрал 5 очков из 7.
—— общ ———
	НА ОЗЕРО,
К РЕКЕ!
	ПОХОДЫ ТУРИСТОВ-
МОСКВИЧЕЙ
	х Московская туристская секция прово-
дит в воскресенье два туристских по-
хода по подмосковным местам Подмос-
ковья.

Одна группа туристов. совершит про’
гулку по маршруту: станция Сходня
(Октябрьская ж. д.) — с. Черная Грязь
с. Пекино — с. Мышецкое — озеро
Круглое — ст. Лобня (22 километра).
Сбор участников — в 7 час. 40 мин.
утра у пригородных касс Ленинградско-
го вокзала. р

Участники второго похода пройдут 12
километров по маршруту ст: Опалиха
(Калининская ж. д.) — берега реки
Баньки — ст. Опалиха, Сбор учаетни-
ков — в $ час. 30 мин. ‘у пригородных
Kate станции Москва-Каланчевская.
ата

ТУРНИР
БИЛЛИАР ДИСТОВ
	Закончился первый этап розыгрьциз
турнира-гандикапа московских биллиар-
диетов -^ игры в подгруппах. 20 команд
были. разбиты на пять подгрупи.. В
первой победителем оказалась команда
клуба Миниетерства государетвенной
безопасности, набравшая 6 очков из &
возможных. Во, второй подгруппе на
первое место вышла третья команда
Пентрального дома работников искусств.
В третьей подгруппе борьба за первое
место разгорелась между тремя коман-
	дами — Дома архитектора, Дома уче-
ных и «Строителя». Все они набрали
равное количество очков. При ‘пеуре-
	игровке победа досталаеь «Строителю».
В четвертой подгруппе первое место
заняла команда клуба милиции, выиг-
равшая с крунным счетом 24:8 встречу
во «Спартаком» — одним из сильнейших
московских биллиардных коллективов.
Команда Дома инженера и техника им.
Дзержинского. не имевшая ‘ни однога
поражения, ваняла первое место в пя-
той подгруппе.

Пять победителей вышли в финал.
В финальных играх без. поражений
нэока идот команда клуба милиции, вы-
	‘Судьбу турнира решит, очевидно, ветреё-
	ча между оиллиардистами клуба мили-
ции и общества «Строитель». Команда
«Строителя» также еще не имеет пора-
кений.
	проса: кем быть? Ведь они готовятся
к тому, чтобы сделать поистине pe-
щающий шаг. Если он лелается оши-
	бочно, прямой ущерб несет не толь-
	KO молодой человек, но и государст-
	Перед самым окончанием школы к
	десятиклассникам являются предста-
вители отдельных, совершенно ‘&лу-
чайных, институтов. Они наскоро зна-
	и CO СВОИМ
Такие ‹«гаст-
	комят молодежь каждый
учебным заведением. Т
вольные» беселы малоулп:
	Вчера в Государственном музее изобра зительных искусств имени А. С. Пу
графики и скульптуры Югославии. НА СНИМКАХ: слова — на делении Rit
	кусств в Люблянах Якац Божидар
рем Грабарем.
te

тельных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка. живописи,
СНИМКАХ: слева — на открытии выстаьки: справа — президент Академии ис-
	беседует с лауреатом Сталинской прем ии, народным художником РСФСР Ито-
	Фото Е. УМНОВА.
	В немецком местечке  Форелькруг. в
лагере смерти № `326, фашисты унич-
тожили 65 тысяч советских граждан.
Сейчас там возвышается памятник
жертвам фашистского террора’ --
обелиск высотой 16!/. метров.
		Изобразительное искусство Югославии
		BRA в залах Государственного
музея изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина открылась вы-
ставка живописи, графики и скуль-’
птуры художников Югославии. На
выставке представлено около 350 про-
изведений, более чем 150 художни-
ков братских народов Югославии —
сербов, хорватов, словенцев, черно-
горцев, боснийцев и македонцев.
Включенные в экспозицию работы,
охватывающие почти вековой период
в развитии югославского изобрази-
тельного искусства, создавались в
эпоху национально-освободительной
борьбы южных славян за свою неза-
ВИСИМОСТЬ. °
Болышое внимание, оказываемое
выставке советским зрителем, яв-
аяетая свидетельством повышенного
интереса, который проявляют наро-
ды СССР к искусству Федеративной
Народной Республики Югославии.
Самым обширным разделом  вы-
ставки является живописный. Здесь
собраны похотна наиболее извест-
ных художников от начала ХХ века
	до наших днеи. Искусство первой
половины ХХ века представлено
портретами . работы В. . Караса,
	М. Строй, Д. Якшича, Н. Алексича,
К. Данила, К. Иванович и других.

Борьба югославского народа за
свою независимость ‘нашла своё от-
ражение в чрезвычайно образных
композиционных работах: С. Тодоро-
вича — «Гайдук. ‚Велько 9 своего
	за хх < авдук.уоельво у своего
орудия», посвященной сражению
вольных сербских гайдуков с турка-
ми и У. Прелича — «Беженны из
	Герцеговины», в которой автор по-
вествует об олном из волнующих
	_ Кювые постановки
моековеких театров.
	ДВА СПЕКТАКЛЯ`
КАМЕРНОГО ТЕАТРА
	Камерный театр вчера показал
пьесу В. Кожевникова и И, Прута
«Судьба Реджинальда Дэвиса» в по-
становке народного артиста РСФСР
А. Таирова. Режиссер — Н. Сухоц-

кая художник — Е. Коваленко,
музыка А. Метнера. Основные роли
исполняли: заслуженные артисты

республики М. Лишин, Л. Врублев-
ская, Г. Яниковский, Н. Чаплыгин,
С. Ценин, В. Ганшин, В. Новиков,
В. Черневский. Н. Новлянский, арти-
сты Р. Ларина, Е. Уралова, П. Аржа-
Fos, Б. Терентьев.
	Спектакль прошел с большим
успехом. ‘

Teatp заканчивает работу над
пьесой белорусского — драматурга
Аркадия Мовзина «Константин За-
слонов» — о славном сыне белорус-
	ского народа,  командире партизан-
ского отряда, отдавшем жизнь в
борьбе с ненавистным врагом. Спек-
такль ставит заслуженный артист
РСФСР Л. Лукьянов, декорации за-
служенного деятеля искусств А. Ты-
ттлера. роль Константина Заслонова
исполняют артисты С. Бобров и
В. Кенигсон.

Сезон в Камерном театре заканчи-
вается 30 июня. После отпуска те-
атр выедет на гастроли в Ленинград,
где будет играть в течение августа.
Спектакли в Москве возобновятся в
сентябре. ‘
		Па выставке в Музее им. А. `С. Пушкина
	эпизодов восстания населения Гер-
цеговины в 1875 году против турец-
KOTO владычества. Среди. ‘работ ху-
дожников второй половины ХХ и
начала ХХ века запоминаются так-
же полотна П. ИМовановича «Одева-
ние невесты», Р. Вукановича «Народ-
ный певец», В. Буковаца «Поэт Гун:
дулич, окруженный образами‘ своей
поэмы «Осман», и историческая ком-
позиция `из жизни Х века кисти
Ц. Медовича` «Сплитский ‘ собор»,
посвященная спору епископа Григо-
pHa Нинского с римскими  священ-
никами за право совершать богослу\
жение на славянском, ‘а He Ha латин-
ском ` языке.

Творчество югославских  импрес-
сионистов — словенцев И. Грохара,
Р. Якопича, М. Яма представлено
чудесными пейзажами. Интересны
работы крупнейших портретистов.
ЮтТославии 900-х годов — хорватов.
И. Рачича («Мать и -дитя», «Авто»
портрет») и М. Кралевича («Авто-
портрет с собакой», «Девочка с
куклой»). . 7 :

После первой мировой войны, ког-
Ha было создано единое  Югослав-
ское королевство. в изобразительном
искусстве страны появляются  та-
лантливые живописцы, творчество
которых, близкое народу, подвер-
гается гонению монархического ре-
жима. И лишь наиболее  талантли-
вым из них удалось сохранить вер-
ность ‘подлинным традициям нарол-
ного искусства и преодолеть пагуб-
ное влияние  западно-европейских
формалистических течений. ® Таковы
работы Б. Якаца, М. Пияде, М. Узе-
лана, М. Милуновича и других.

Вторая мировая война и борьба
югославского народа за свою неза-
висимость, приведшие к образованию
Федеративной Народной Республики
Югославии, наполнили изобразитель-
ное искусство нбвым, подлинно Ha-
родным содержанием. Вот отчего за-
лы, где показаны новые живописные,
графические и скульптурные работы
югославских мастеров, особенно при-
ковывают к себе внимание посетите-
лей. Художники — участники этой
борьбы отразили в своих работах
эпизоды героических сражений, пока-
зали быт и жизнь партизанских сое-
динений, увековечили образы  народ-
ных героев.

Лучшим скульптурным портретом
выставки безусловно является пор-
трет маршала Броз Тито, отлитый
талантливым художником, участни-
ком партизанского Движения ‘A.
Аугустинчичем. Пластичностью, пре-
красным знанием человеческово те-
ла отличаются и другие его работы
—. «Голова раненого», «Женский
торс», «Несут раненого» и другие.
Запоминаются  такжё ‘работы Ф.
Кршинича «Отдых»,  «Воспомина-
ние» (мрамор), В. Радауша  «Ране-
ный», «Гранатометчик», «Похороны
Партизана» (бронза).

Темы из героической эпопеи воен-
ных лет черпают и художники-живо-
писцы Д. Андриевич-Кун — «Пар-
тизанский отряд», М. Детони —
«Партизаны форсируют реку Нерет-
By», 3. Прица — «Партизанка». Ком-

ВЫБОР
ПРОФЕССИИ
	ЯМ БЫТЬ? В какое высшее учеб-

ное заведение поступать? Этот
вопрос стоит перед многими тысячами
молодых людей и девушек, оканчи-
вающих десятилетку. Они ищут сей-
час свое место в жизни, определяют
окончательно, куда итти, на какой
специальности остановиться.

В своей речи о журналах «Звезда»
и «Ленинград» товарищ Жданов ска-
зал о нашей молодежи: «Молодому
советскому поколению предстоит
укрепить силу и могущество социали-
стического советского строя, полно-
стью использовать движущие силы
советского общества для HOBOTO
невиданного расцвета‘ нашего благо-
состояния и культуры».

От правильного выбора профессии
— в соответствии со склонностями и
способностями человека — в значи-
тельной степени зависит успех его
будущей деятельности.

Не всегда и не всём удается легко
выбрать свой путь в жизни. Но мно-
гие определяют его © детства. И это
часто зависит от школы.

Мужскую школу № 59 оканчивает
в этом году несколько десятков юно-
шей. Среди. них люди самых различ-
ных склонностей — будущие инже-
неры. физики, химики, врачи. биоло-
ги, историки, литераторы.

Юноши из десятого класса, с кото-
рыми мне пришлось говорить, опреде-
лили свой жизненный путь еще в пя:
том — шестом классах. Еще в школь-
ные годы происходит «первоначаль-
ное накопление», закладывается ос-
новательный фундамент для избран:
ной специальности.
	ЗАЯВЛЕНИЕ СЕКРЕТАРИАТА OOH
	НБЬЮ-ИОРК, 13. (ТАСС). „Секре-
тариат организации Об’единенных на-
ций (ООН) заявил представителям
печати, что он опубликовал проект
конвенции о предотвращении и нака-
зании преступлений, связанных <
истреблением расовых групп. После
	определения трех видов уничтожения
	расовых групп — физического, био-
логического и культурного в проекте
конвенции говорится, что. публичная
пропаганда, которая приводит к ист-
реблению расовых грунп или же оп-
равдывает его, также является през
ступлением, за «оторое отдельные
лица, государственные деятели, а
также официальные — представители
должны быть наказаны. Конвенция
поедусматривает, что в каждой стра-
	‚не свои суды будут наказывать пре-
` ступников, виновных в уничтожении
‚расовых групи, даже в том случае,
если это преступление совершено за
границей и независимо от националь-
`ной принадлежности преступника. В
  особых случаях или если какое-либо
‚ правительство не захочет наказать
преступника на собственной террито-
рии, на которой он был арестован,
дело может быть передано в между-
народный ‘суд, который должен быть
создан по решению Совета безопас-
ности. Секретариат ‘далее. заявляет,
	что уничтожение расовых групп яв-
ляется политическим преступлением
и поэтому преступникам He должно
предоставляться убежище. ‘
	позиция Д. Андриеви&&-Куна напи-
сана ‘яркими, сочными красками,
чрезвычайно ‘динамична: На. ней . по-
казан переход группы бойцов пар-
тизанской армии через. один из. гор-
ных хребтов. .

Нельзя не высказать ‹ восхищения
замечательными работами  югослав-
ских графиков. Графические. листы,
будь то офорт, ксилогпрафия,. ‘лино-
леум, тушь или карандаш, дают с ис-
черпывающей ‘полнотой’ представле-
ние о мастерстве их авторов. Связь
югославских художников < живой
действительностью, может быть,
наиболее ярко сказалась именно B
этом виде изобразительного искус-
ства. Подавляющее количество  гра-
фических работ — яркая, волную-
щая летопись партизанской войны с
фашизмом. Сколько подлинного теп-
ла и любви, горечи и гнева внесли
Д. Андриевич-Кун, Д.  Видмар,
В. Глобочник, И.  Муезинович,
Б. Пенгов в свои работы, которые,
прославляя братские „народы  моло-
дой республики, являются обличи-
тельным актом фашистскому гнету и
насилию! {

Огромны жертвы, которые принес-
ли народы Югославии во имя побе-
ды над фашизмом. В числе замучен-
ных и погибших на фронте — нема-
ло художников. Но та новая Юго-
славия, во имя которой они отдали
свои жизни, победила. И рна дает
теперь живительную силу народно-
му национальному искусству страны,
с талантливыми произведениями ко-
торого впервые так полно и разносто-
ронне познакомились москвичи. —_
	Ю. Скалов.
	- Ashcrenn французских властей
в Сааре
	Кениг 10,июня сообщил Контрольно“
му совету об изменении границ Саар-
ской области и о ввелении-новой ва-
люты, так называемой «саарской мар-
ки».

В комментариях к этим сообщени-
ям «Берлинер цейтунг» указывала:
«Введение особой саарской валюты
представляет собой дальнейший шаг
к. отделению Саарской области. Для
этих мероприятий ‘не имеется никаких
оснований... Ввиду того, что Пот-
сламские решения еще остались в
	силе, остальные оккупационные дер-
жавы могут также не признать но-
вый односторонний акт — введение
«саарской марки».
	БЕРЛИН, 13. (ТАСС). По сообще-
нию АДН из Саарбрюкена, начиная
с 15 июня 1947 года, в Саарской об-
ласти будет введена так называемая
«саарская марка» в качестве законно-
го платежного средства. Население
Саарской области призывается к 06-
мену находящихся у него старых де-
Her на новые ‘«саарские марки». По
заявлению сотрудника французского
министерства иностранных дел, это
изменение произведено для того, что-
бы облегчить окончательное хозяйст-
веннее об’единение Саара с Франни-
ей.

Газета «Берлинер цейтунг» на-днях
писала, что командующий француз-
CKHMH войсками в Германии генерал
	‘Движение солидарности
с Индонезийской республикой
		тился к Совету министров Голлан-
дии с письмом, в котором требует
прекращения военного ‘давления на
республику и осуществления мирно-
го сотрудничества. В письме гово-
рится, что голландцы продолжают
нарушать договор тем, что они не
уменьшают, а увеличивают числен-
ность войск и что марионеточное
государство было создано без согла-
шения с республикой.

Газеты сообщают, что союз «Гол-
ландия—Индонезия» обратился К
трудящимся < призывом . принять
участие в митинге протеста, кото-
рый состоится 18 июня в Амстерда-
ме. В призыве говорятся: «Угроза на-
висла над Индонезией. Реакция x0-
чет с помощью военного наступления
уничтожить свободную Инлонезий-
скую республику. Трудящиеся, BLI+
ступайте единым фронтом против
войны, за мир, за свободную Индо-

незию и Голланлию! Все на митинг
	протеста!».
	ГААГА, 12. (ТАСС). 10 июня цен-
тральный комитет компартии  Голлан-
дии в <вязи с возросшим напряже-
нием в голландско-индонезийских
отношениях отубликовал заявление,
в котором говорится: «Центральный
комитет’ выражает свое удовлетворе-
ние по поводу ответа республикан-
ского индонезийского правительства,
составленного в духе стремления к
миру и сотрудничеству с голланд-
ским народом. Этот ответ одновре-
менно решительно защищает демо-
кратические ‘мероприятия’ и права
индонезийского ‘народа ‘на самостоя-
тельность, выступая против открытых
и замаскированных попыток’ колони-
заторов. Сейчас нужна высокая бди-
тельность и активность всех свободо-
любивых и демократических сил Гол-
ландии. Нельзя допустить, чтобы
реакция тянула нашу страну к ка-
тастрофе». %

Союз. «Голландия—Индонезия», в
который входят различные демокра-
тические организации страны; обра-
	_ Заявления. морского министра США Форрестола
и адмирала Ниминца,
	По утверждению Форрестола, это со-
кращение бюджета поведет к значи-
тельному сокращению  военно-мор-
ской мощи. США, что якобы «несом-
ненно будет истолковываться, как до-
казательство ‘нашего намерения от-
кгзаться ‘от своих международных
обязательств и обешаний в отноше-
нии иностранных государств».
Адмирал Нимиц призывал восста-
новить полную сумму ассигнований
	НЬЮ-ИОРК, 13. (ТАСС). Мо сооб-
щению вашингтонского  корреспон-
лента газеты «Нью-Морк таймс»,
морской министр Форрестол, высту-
гивший на закрытом заседании под-
комиссии по ассигнованиям на нужды
военно-морского флота при сенатской
комиссии по ассигнованиям, призывал
предоставить 377.519.200 долларов,
которые палата представителей не-
давно вычеркнула из ассигнований на
	военго-морской флот на 1347—48 гг. ва нужды военно-морского флота.
	Предстоящий созыв Учредительного собрания Пакистана

ДЕЛИ, 13. (ТАСС). 1 июля в Дели требовать ее присоединения к `Хинду=
остоится открытие Учредительного’  стану. `
	тану..

Считают также, что временная сто”
лица Пакистана будет в Карачи. но
позже начнётся строительство новой
стслицы ближе к горам. возможно,
	состоится открытие Учредительного
собрания Пакистана, в работе кото-
рого,` повидимому, примут участие и
немусульманские депутаты из про-
винций, входящих в Пакистан.
Полагают, что они будут проте-
	стовать против раздела Бенгалии И  между Равалпинди и Мурри.

п, А. ГОЛОВИН
	После продолжительной болезни,
на сороковом году жизни, умер Ни:
колай Алексеевич Головин.
	Смерть вырвала из наших рядов
преданного сына большевистской пар-
тии, чуткого товарища и честного ра-
ботника.
	Начав трудовую деятельность на
заводе слесарем, Н. А. Головин в
1929 году избирается. секретарем рай-
кома комсомола. Комсомол посылает
его на учебу. Закончив юридический
институт, Н. А. Головин направляет-
ся на партийную работу.

В течение последних девяти лет
он работает в Управлении кадров
ЦК ВКП(б). Здесь его плодотворная
работа была отмечена высокой пра-
вительственной наградой — орденом
Отечественной войны 2-й степени и
двумя медалями.
	Н. А. Головин до конца своей жиз-
ни сохранял бодрость духа’и неуто-
мимость в работе. Он был горячим
Патриотом своей Родины — прелан-
ным ‘лелу партии Ленина--Сталина.
Таким будут помнить Николая Алек*
сеевича все, кто знал его

Андреев Е. Е., Никитин В. Д.
Сороко Н. А., Кабашкин А. И.,
Семенов Д. С., Лопухов Р. А.,
Щербаков М. И., -Стрельцов
И И., Немыкив В В., Гаври-
лов С. П., Ломоносова Н, И.,
Бабакин А, С., Куликов А. Г.
Важник Я Я. Мельников И. Г.,
Ионов С. И., Платонов А. Н;.,
Сусляев С. Л., Осипов А И.,
Чухарько 3. Т., Иванов М. А.,
Моряков Я. М, Медведев Н. C.,
Сологубова К. М., Чубукина
Е. Ф. и другие.
	Ответственный релактор
		Уголок главного читального зала Все союзной государственной библиотеки
имёни В. И. Ленина. НА СНИМКЕ: бтудент Московокого государственного юри:
	студентка филологического  факуль-
Московского государственного юриди-
part филологического факультета МГУ
эго авиационного института имеди
	Фото Б. БОРИСОВА,
	астрономии настоящий телескоп, наш
отечественный телескоп Максутова.
Можно будет всем‘ посмотреть на
солнечные пятна, па туманности, мож-
но < телескопом изучать Луну.
Вкус к: науке, который был у Ро-
дионова и его товарищей, развили
педагоги Школьные кабинеты пре-
восходно, оборудованы. Физический
может сравниться’,с иным вузов-
ским. Наглядность. — основной  ме-
тод работы по физике. Тема «жид-
кие газы», например, сопровождалась
опытами с настоящим жидким кисло-
родом. ‘ Е
В кружках юноши привыкают к
самостоятельной работе, к подбору
литературы, к составлению докла-

дов, привыкают применять таблицы,
	диаграммы, иллюстрации.
	дического института Н. Ф. Радешвили,
		ческого института Г. М. Кипыьис, сту дент филологичес:
Б. В. Вишняков и студентка Московск ого авиационного
Серго Орджоникидзе Н. Н. Румяндева. \
	Вот как, например, работал в шуо-
ле ученик десятого класса Родионов.
Он давно интересуется атомной фи-
зикой и собирается поступить в уни
верситет. По предметам, которые свя-
заны с его специальностью (матема-
тика, физика, химия, астрономия), он
систематически занимается не только
по школьным, но и по. вузовским учеб-
чикам: Он читает журнал «Успехи фи-
зических наук». Родионов работал в
последние годы в школьном химиче-
ском кружке, в математическом —
при университете и в астрономиче-
ском — при планетарии. Работа Ро-
днонова «Строение ядра и ядерные
процессы» оказалась. настолько инте-
ресной, что школа послала ее на от-
зыв в универбитет. Рецензент выра-
зил надежду в самом’ непродолжи-
тельном времени увидеть автора в
стенах’ Московского университета в
качестве студента.

В годовщину 40-летия со дня смер-
ти Мендёлеева школа устроила нечто
вроде маленькой научной конферен-.
ции, на которой было’ заслушано 11
докладов школьников старших клас-
сов. Ученик Бажанов делал доклал о
периодической системе элементов и
ее значении. О дальнейшем развитии
периодического закона докладывал
Рябухин. Родионов прочел реферат об
элементарных частицах.. Школьный
химический кружок под руководством
преподавательнины Александры Алек-
‘сеевны Зверевой готовился к Этой
конференции с начала учебного гола.
  Каждый год в Москве устраивают-
ся олимпиады Юных математиков, а
с этого года — и юных астрономов.
Родионов участник всех олимпиад,
и везле он отмечен. На асзрономиче-
ской получил третью премию, а пер-
вую премию коллективно завоевала
вся школа.

В торжественной обстановке школе
вручили в планетарии за ее работу по

^^ MS a
		Гастроли
Центрального
€
театра транспорта
	ЛЕНИНГРАД, 13. (По телефону.
Наш корр.). В Ленинград приехал
коллектив Центрального театра
транспорта. Театр пробудет ‚здесь 40
дней. В репертуаре — пьеса Мдива-
ни и Кирова «Молодой человек», ко-
медия «Шельменко-денщик» Квит-
ки-Основьяненко, «Бесприданница»
Островского  и. другие. .

Сейчас коллектив театра работает
над новой пресой . Первомайского
«Рядом с вами». которую покажет в
Ленинграде во время гастролей.

——=щ —————:
	Работы великих
		ным исключением была устроенная в
самом конце учебного года в Доме
ученых интересная, хорошо продумая-
		треча выпускников с крупными
	деятелями науки, посвященная выбо-
ру профессии.
	Общее мнение выпускников: такие
тречи должны устраиваться нё в
злелнюк минуту. а залолго ло
	окончания школы. То же относится и
	к выездам представителей институтов
в школы. «Дни открытых дверей»,

1 Fane Sitter gl 3 AS ee PN У”.
HO должна организовывать в своих
стенах лекции и доклады обзорного
характера о различных профессиях,
приглашая для этого старых и мо
лодых ученых, инженеров, литерато-
ров. артистов. Нужны книги-о выбо-
ре пофессии. ;

Москва— центр политической. на-
учной, культурной мысли великой

страны. Мы имеем все средства по-
мочь нашей молодежи в решении
	Е. Строгова.
	вопроса: кем быть?
	Ученик десятого класса JIMXTepMaH
	пришел в начале года к учительнице
по физике и попросил дать ему тему
для самостоятельной работы. Педагог
посоветовал тему; «Развитие физики
в’ ХГХ столетии». Лихтерману при;
шлось ознакомиться с рядом трудов
Он работал весь учебный гол. П

дробно изложив историю основны
открытий Физической науки в XI

веке, он переходит к описанию кризи
са, пережитого физикой в конце ХХ
	— в начале ХХ века, кризиса, гени-
	альная характеристика которого дана
в работе В. И. Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм».

Спокойно и уверенно выходят из
школы те. кто заранее выбрал себе
	И :
е самой постановкой. преподава-
ния’ здесь дается ученикам возмож-
ность разобраться, какая специаль-
ность‘их привлекает. Но так ли A+
стоит дело в других школах?

До сих пор мы мало, очепь мало
помогаем школьникам в решении во-
	‹ ЛЕНИНГРАД, 13. (По телефону.
Наш козр.). В музее Академии ху-
дожеств открылся большой архитек-
турный отдел. Здесь представлено
одно из лучших собраний чертежей
и моделей — работы великих зодчих
нашей страны. `Посетители музея мо-
гут сознакомиться с подлинниками
чертежей Баженова, Казакова. Воро-
нихина, Старова;, Камерона, Гварен-
ги, Захарова, Росси, Монферана,
Растрелли и др.
Очень интересны модели истори-
ческих архитектурных памятников
страны. Среди них — Модель Смоль-
кого. здания Академии художеств,
Исаакиевского собора. Широко прел-
ставлены также работы франщузских,
итальянских архитекторов XVI, XVEE,
ХУШ веков. и собрание скульптур.