ИСКУССТВО
НАРОДОВ
СССР
	В МУЗЕЕ ВОСТОЧНЫХ
КУЛЬТУР
	Закрылась Всесоюзная художест-
венная выставка народного приклад-
ного и декоративного искусства, ко-
торая была развернута в залах Го-
сударственного музея восточных
культур. В экспозиции выставки бы-
ло включено около 4 тысяч произ-
ведений, созданных  промысловыми
союзами и артелями, а также от-
дельными мастерами и народными
художниками всех 16 республик Со-
ветского Союза.
	Центральное место на выставке
было отведено показу яркого и раз-
	ностороннего искусства народов
РСФСР. Среди экспонатов этого
раздела — продукция артелей Мо-
	сковской, Горьковской, Кировской,
Ивановской и других областей, из-
делия из металла уральских заводов,
гончарные работы мастеров Скопина
и т. д. Чрезвычайно полно было
представлено творчество художников
Мстеры, Палеха и Федоскина.
	Поливные гончарные изделия, яр-
кие вышитые рушники, покрывала,
плахты, женскую и мужскую одеж-
ду прислали на выставку мастера
Украины и Белоруссии.
	Искусство народов Кавказа И
Средней Азии было представлено
главным образом ковровыми изде-
лиями, цветными набойками, шелко-
выми тканями, вышивкой и ювелир-
ными предметами.
	Впервые показаны москвичам ху-
дожественные изделия Прибалтий-
ских республик.

За семь месяцев выставку посети-
ло несколько десятков тысяч чело-
век. С ее экспозицией познакомились
не только москвичи, но и многочис-
ленные гости, приезжавшие из са-
мых отдаленных сел и городов Сою-
за и за-за границы. Их записи в кни-
ге отзывов говорят © восхищении
народным искусством Советского
Союза, его глубиной и содержатель-
ностью, разнообразием форм и высо-
ким уровнем мастерства.
	РЕМЬЕРЫ
ЛЕНИНГРАДСКИХ
		па нарижесное
	Борьба вокруг
проблемы Триеста
	ПАРИЖ, 2. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодняшнее заседание комиссии пс
политическим и территориальным во-
просам для Италии было посвяще-
но обсуждению доклада комитета
по статуту Свободной Территории
Триест.

В докладе комитета говорится о
«коренных расхождениях з толко-
ванни и осуществленни» предложе-
ния Совета министров относительно
характера Свободной — Территории
Триест, положения и роли губерна-
тора, положения и роли законода-
тельной и исполнительной власти
Свободной Территории.
	Комитет по статуту не смог пред-
ставить согласованного проекта ста-
тута и лишь зафиксировал разногла-
сия между двумя противоположными
точками зрения, нашедшими стеаже-
нне в его работе.

С изложением позиции  югослав-
ской делегации выстулил ИПьяде.
Он заявил, что в соответствия ©
принципами, принятымн Советом ми-
нистров иностранных дел, Свободная
Территория Триест должна получить
демократический статут. Население
Триеста не может понять, почему
ему навязывают колочиальный ре-
жим, оно не хочет, чтобы его город
был превращен в англо америкав-
скую военную базу и кондоминиум
двух англо-саксонских держав. как
это предлагают делегации США a
Великобритании. Эти делегации же-
лают воздвигнуть железную стену
между Свободной Терригорией Три:
ест и Югославией, отвергая даже
экономические связи между нимн.
	Югославская делегация  считазт,
что следует обсудить лишь наибо-
лее важные решения Совета минист-
ров иностранных дел с тем, чтобы
предоставить выработку статута
дальнейшему. Совет министров смо-
жет передать выработанный им про-
ект статута на утверждение Совета
безопасности. Вся эта работа не
может проходить без  теснейшего
сотрудничества < Югославией, жиз-
ненно заинтересованной в разреше-
нии проблемы Триеста. Если Трие-
сту дадут статут, который не будет
носить демократического характера,
заявил Пьяде, югославская делега-
ция не сможет дать свое согласие
на такой статут. /

Представитель Польши  Виневич
также предложил, чтобы Конферен-
ция рекомендовала Совету минист-
ров иностранных дел пересмотреть
проблемы статута Свободной Терри-
тории Триест, организации временно-
го режима и статута свободного
порта Триест в свете тех работ, ко-
торые были проведены комиссией по
политическим и территориальным
вопросам для Италии и особенно
комитетом по статуту Триеста.
	Делегат Франции Кув де Мюр-
виль предложил принять за основу
дискуссии французские предложения,
которые тут же были розданы чле-
нам комиссии. Кув де Мюрвиль по-
дал эти предложения как «компро-
миссные». Однако при ближайшем
ознакомлении с ними выяснилось,
что эти предложения в том виде, В
каком они сейчас представлены, яв-
ляклся лишь повторением в `нес-
колько замаскированном виде ос-
новных принципов — американского,
английского и французского проек-
тов етатута, находящихся в резком
	иной консерениии
	го контроля над финансами !реции.
До войны этот контроль осущест-
вляли -совместно Англия, Франция и
Италия, опиравшиеся на договор,
заключенный еще в прошлом веке.

Греческая делегация настаивала,
чтобы в договор был включен пункт
о том, что Италия отказывается от
участия в этом контроле. Советская
делегация исходила из того, что
ряд статей мирного договора, в
частности статья 69-я, гарантирует
право Греции на. ликвидацию италь-
янских интересов в контроле над
финансами Греции, указывала на то,
что включение в договор пункта,
предлагавшегося греческой делега-
цией, означало бы косвенное призна-
ние международной финансовой ко-
миссии в Греции, созданной в 1897
году. Между тем, из первоначаль-
ных участников этой комиссии сох-
ранилась только 1/, (Англия и Фран-
ция). Время и обстановка за послед-
ние 50 лет существенно изменились.
Было бы странно сохранять этот
анахронизм.

Однако, при поддержке делегатов
Англии, Франции и США комиссия
одобрила греческое предложение,
хотя это предложение и не собрало
  . голосов и потому не имеет силы
рекомендации,
	В комиссиях
	понференции

ПАРИЖ, 2. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня комиссия по 3KOHO-
	мическим вопросам для Италии за-
кончила рассмотрение всех экономи-
ческих статей мирного договора, за
исключением раздела о репарациях.
В ходе обсуждения был отклонен
целый ряд предложений, вносивших-
ся британской делегацией, ввиду яв-
но несправедливого их характера.
Британская делегация, в частно-
сти, предлагала включить в договор
положение, которое санкционирова-
ло бы правила, изданные во время
войны любой биржевой или торговой
	ассоциацией в целях прекращения
контрактов. Советский  представи-
тель Арутюнян сказал, что можно
	понять, когда некоторыми делега-
циями защищаются биржевые опе-
рации, но нельзя понять, почему
предлагают международной  конфе-
ренции штамповать правила, выра-
ботанные биржами, причем даже не
информируя о ссдержании этих пра-
вил. Председатель предложил бри-
танскому делегату ответить на это
выступление представителя  совет-
ской делегации, но тот отказался и
потребовал голосования, видимо,
надеясь на молчаливую поддержку
других членов комиссии. Однако эти
расчеты оказались неоправланными.
Предложение английской делегации
не собрало большинства голосов.
Английская делегация предлагала
также записать в договор, что Ита-
лия признает для себя обязатель-
ными судебные решения стран Об’е-
диненных наций, пересматривающие
решения итальянских судебных ин-
станций, принятые во время войны,
в отношении граждан Об’единенных
наций. Представители СССР и США
заявили, что пересмотр этих реше-
	  ний может быть осуществлен сулда-
	ми самой Италии. Принятие британ-
	ского предложения означало бы
вмешательство во внутренние дела
Итални. Комиссия отклонила это
предложение.

*
	Закончила свою работу комиссия
по политическим и территориальным
вопросам для Финляндии. На заклю-
чительном заседании комиссии был
утвержден текст доклада, который
будет представлен пленуму Мирной
кс нференции,
	оудет голосовать
	противоречии с проектом мирного
договора, представленным Советом
министров иностранных дел.
	Провал греческих
притязаний на болгарскую
	территорию

eeucewes:

stad
		ПАРИЖ, 2. (Спец. корр. ТАСС).
Как известно, греческая делегация
выступила в комиссии по политиче-
ским и территориальным вопросам
для Болгарии с совершенно необо-
снованным требованием. Под пред-
логом «исправления границы» она
предложила отторгнуть от Болгарии
и передать Греции примерно */.,
часть всей болгарской территории.
При этом греческая делегация ссы-
лалась на некие «оборонительные»
соображения. Совершенно очевидно,
что в действительности ее требова-
ния были продиктованы не «оборо-
	нительными», а захватническими
стремлениями,
Естественно. что эти захватниче-
	ские требования вызвали решитель-
ный отпор со стороны ряда делега
ций и, в частности, со стороны де-
легации СССР. Большинство поли-
тической комиссии по Болгарии ре-
шило передать этот вопрос на воен-
ную консультацию военной комис-
сии. Эта комиссия признала, однако,
что рассмотрение притязаний  грече-
ской делегации не входит в ее ком-
петенцию. Таким образом, вопрос о
греческих претензиях на болгарскую
территорию вернулся в комиссию по
вопросам для Болгарии в прежнем
вице и снова был поставлен здесь
на обсуждение.

Представитель советской делега-
ции Н. Новиков отметил, что воен-
ные эксперты проявили здравый
смысл, отказавшись заниматься во-
просом о греческих территориальных
притязаниях. По существу сам за-
прос нельзя рассматривать как серь-
езный. ,

— Можно ли серьезно говорить,
что прирезка Греции некоторой ча-
сти болгарской земли обеспечит бе-
золасность Греции? — сказал Нови-
kos. — Кто поверит, что Греции уг-
рожает опасность <о стороны Бол-
гарии? Пора греческой делегации
образумиться.

Делегаты США и Великобритании
не решились настаивать на приня-
тни греческих требований, хотя И
пытались показать, будто бы эти
требования справедливы.

Предложение греческой делегации
06 отторжении от Болгарии и при-
соединении к Греции ряда районов
Болгарии было поставлено на голо-
сование и отвергнуто 8 голосами
против 2 голосов при 3 воздержав-
щихся. За греческое предложение
голосовали лишь делегации Грецин
и Южно-Африканского- Союза. Воз-
держались делегации Великобрита-
низ, Индии и Новой Зеландии.

Вслед за тем была поставлена на
голосование и единодушно одобрена
первая статья проекта мирного до-
говоря, определяющая греко-болгар-
скую границу. Против согласованно-
го решения Совета министров иност-
ранных дел голосовала лишь одна
греческая делегация. Единодушно
была утверждена и карта греко-бол-
гарской границы. Таким образом,
захватнические аппетиты греческой
делегации на болгарскую территорию
остались неудовлетворенными, и вся
затея греческих милитаристов потер-
nena полный крах.
	Иностранный контроль
над финансами Греции
	ПАРИЖ, 2. (Спец. корр. ТАСС).
Вчера на заседании комиссии по
экономическим вопросам для Италии
выяснились небезынтересные факты,
показывающие механику иностранно-
		ПАРИЖ, 3. (ТАСС). Как переда-
	ет агентство Франс Пресс, фран-
цузская Всеобщая конфедерация
труда (ВКТ) официально  об’явила,
	что она будет голосовать за проект
	Памятник
павогим в
ипе Веврг.
	Венгрия. Город кКечкемет. Па:
воинам Советской Армии, пав
боях на подступах к столице
	рии — г. Будапетту.
Фото П. ИСАЕВА (ТАСС).
	ГРЕЛЕСНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОСТАЛОСЬ В ПРЕЖНЕМ
СОСТАВЕ
	АФИНЫ, 3. (ТАСС). Как стало
известно, греческое правительство
осталось в прежнем составе.
	Суд над группой
усташских
	преступников
	АГРЕБ, 30. (ТАСС). (Задержано
доставкой). На суде по делу усташ-
ских преступников давал показания
подсудимый Степинац. Он заявил, что
не признает себя виновным и поэто-
му не будет защищать себя. Одно-
временно он указывает, что ни один
протокол допроса на предваритель-
ном следствии не был подписан ИМ
под давлением и что никаких жалоб
на обращение с ним во время пред-
варительного следствия он не имеет.

Заявление Степинаца о том, что
он не намерен защищать себя, было
неискренним. Это показал уже пер-
вый день допроса. Подсудимый из-
брал своеобразный метод защиты.
На болынанство вопросов он отве-
чает: «Мне нечего отвечать» или
«отвечать отказываюсь».
	Председатель выясняет причины
посещения Степинацем усташского
главаря Кватерника еще до капиту-
ляции Югославии, а затем Павелича
и спрашивает, было ли это религиоз-
ным или политическим актом. «Мне
нечего отвечать», — заявляет Степи-
наи.
	Председатель задает ряд вопросов
в связи с представленными государ-
ственным обвинителем   фактами пря-
мого сотрудничества Степинаца и
подчиненного ему духовенства с
усташами и в связи с фактами ак-
тивной поддержки ими павелачевско-
го режима. На все эти вопросы под-
судимый не отвечает, ссылаясь на
свое неведение. Однако Степинацу
не удается до конца сохранить этот
тон. На многочисленные документы,
оглашенные председателем, подсуди-
мый все чаше начинает давать опре-
деленные ответы. На вопрос об орде-
не, полученном Степинацем от Паве-
лича за свою предательскую  дея-
тельность, подсудимый, явно вол-
нуясь, отвечает: «Я не вижу злесь за
собой никакой вины».

На вопрос председателя о призыве
Степинаца лойяльно м искренно со-
трудничать с усташами подсудимый
заявляет, что он следовал директиве
Мачека, которого <читал политиче-
ским представителем хорватского на-
рода.

На суде оглашаются многочислен-
ные статьи, помещенные в свое время
в католической печати Хорватии. в
которых восхвалялись Гитлер, Паве-
лич и усташия, разжигалась расовая,
национальная и религиозная нена-
висть, высказывалось удовлетворе-
ние в связи < нападением гитлеров-
ской Германии на Советский Союз.
	Суд устанавливает некоторые де-
тали деятельности фашистской орга-
низации «Велякое крижарское брат-
ство». Выясняется, что Степинац
благословлял деятельность этой Op-
ганизации. Выясняется, что многие
члены этой организации состояли в
так называемом «черном легионе»,
который своими кровавыми делами
стяжал себе черную славу в стране,
а затем был отправлен Павеличем на
фронт под Сталинград. Суд пред`яв-
ляет Степинану ряд фотоснимков,
доказывающих, что подсудимый ча-
сто бывал в обществе усташекого ге-
нерала, командовавшего этим легио-
HOM.
	Успехи
высшей школы
в Польше
ВАРШАВА, 1. (ТАСС). В опуб-
	ликованной в газете «Глос люду»
статье председателя совета высшей
школы Сокорского приводятся дан-
ные, свидетельствующие о крупных
успехах демократической Польши в
строительстве высшей школы.

Если в 1938—39 академическом
году, пишет автор, Польша насчиты-
вала 28 высших учебных заведений,
то в 1945—46 их стало ‘уже 40.
До войны в высших учебных заве-
дениях училось 50.000 студентов, а
в настоящее время — 60.000. Из
этого числа более 1/. студентов со-
средоточено в высших учебных за-
ведениях Кракова. В университете
Вроцлава организуется 46 кафедр,
что значительно превышает количе-
стзо их в известном Варшавском
университете.
	Автор статьи указывает, что по-
сле проведения  обшегосударствен-
ных выборов в сейм будут прове-
лены выборы в академические орга-
низации И создан руководящий ор-
гай высшей школы в лице главного
академического кабичега,

PTT TTT ИИ ИИ АКИ НИЯ НИК ИНН ИИМИК НА иВИ МАМИН В И НИИ ИАА ИВМ АННА НИ И АИ И АЯВИИМАНИЮИИ
	Диктор включает микрофон:

— Внимание! Выступает первое народное трио баянистов...

Перед микрофоном артисты трио: Александр Иванович Кузнецов,
Александр Федарович Данилов, Яков Федорович Попков. Эфир за
полняется чудесными звуками русской народной мелодии.
	Пельзя хоропю исполнить песню, не чувствуя всей глубины ее
содержания. Высокое мастерство артистов трио хорошо известно.
	В нем — результат большого
	культуры, любви к своему делу. Слушая выступления трио, пора-
жаешься цельности исполнения, безукоризненности виртуозной тех-
	ники. Превосходно звучат и ста
	ринные Вальсы и марши, различ-
	ные композиции на темы советских мелодий, современные песни и
		Можно ли на баяне исполнять классические произведения?
	В свое время противники этого инструмента утверждали, что для
баяна классика недосягаема. Артисты трио опровергли это. В своих
сольных концертах они исполчяют на баянах произведения Глинки,
Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта, Листа, Бизе, Шопена,
Россини и других корифеев русской и иностранной музыкальной
	С самого начала организации радиовешания, более двадпати лет
	беспрерывно участвуют артисты
	в радиопередачах. За это время
	они выступили перед микрофоном около пяти тысяч раз. Высту-
пают они и в открытых концертах, и в шефских — для бойнов и
офицеров Советской Армии. В годы войны они дали больше 500
		концертов на Фронте в боевых
	Свой опыт и знания артисты трио баянистов передают молодежи.
Многие их ученики хорошо овладели искусством игры на баяне и
работают теперь в ансамблях, оркестрах, хоровых коллективах.
	Сейчас трио готовит несколько новых композиций на основе на-
	русских и иностранных класси-
ны прежде всего перед микро-
гории советских радиослушате-

Гр. Петров.
	родных мелодий и произведения
	ЛЕНИНГРАД. 2. (По телефону.
Наш корр.). Ближайшей премьерой
Академического театра оперы и ба-
лета им. Кирова явится новая совет-
ская опера «Дуэнья» С. Прокофье-
ва. Дирижирует оперой художест-
венный руководитель театра, лауреат
Сталинской премии проф. Б. Э. Хай-
Кая. Возобновляется в новой поста-
новке балет «Бахчисарайский фон-
танз. Большой драматический театр
им. Горького ставит «Секрет побе-
ды» Вл. Соловьева. Малый оперный
театр покажет новую оперу «Любовь
Яровая» композитора Энке. Театр им.
Ленинского комсомола откроет свой
20-й юбилейный сезон премьерой
	«Сказка о правде» М. Алигер.
	С’емки художеств:
плошади Свердлова.
	ков. Новые работы будут исполнены прежде всего перед микро-
фоном для многомиллионной аудитории советских радиослушате-

СНИМКЕ: выступление т
ва. А. Данилова и Я. Попкова в

выступление трио баянистов в составе А. Кузнецо-
	студии Всесоюзного радиокомитета.
Фото Б. БОРИСОВА.
	Художественная открытка
	Количество о©ткрыток, выпускае-
мых крупными издательствами, чрез-
вычайно мало. В то же время, учи-
тывая огромный спрос на открытки,
отдельные организации заполняют
рынок недоброкачественной продук-
цией и явной халтурой. Особенно
изощряются в этой области некото-
рые промартели и просто отдельные
дельцы. Негодные издания готовил,
в частности, Фрунзенский райпром-
трест.
	На Кузнецком мосту есть извест-
ный москвичам магазин, где можно,
как гласит вывеска, приобрести кол-
лекции художественных марок и от-
крыток. Но набор открыток, кото-
рыми здесь торгуют, едва ли сле-
дует рекомендовать. Тут вы най-
дете потрепанные, никакой художе
ственной ценности не имеющие от-
крытки, изданные когда-то разными
дельцами, завезенные неизвестно от-
куда. Вряд ли распространение по-
добного рода продукции входит В

обязанность специализированного
государственного магазина.
Художественная ‘открытка — не

только украшение. но и средство
пропаганды. Вопрос о широком из-
дании подлинно художественных от-
крыток вполне назрел. Необходимо
нашим ведущим издательствам И
Министерству связи заняться этим
делом серьезно.
	П. Наумов.
	До войны издательства в большом
количестве выпускали хорошие ху-
дожественные открытки, теперь они
редко появляются в книжных ма-
газинах и киосках.
	Чем это об’ясняется? Разве спрос
ина’ такие художественные издания
уменьшился? Нет. Спрос, наоборот,
возрос. Приятно иметь открытку C
видами достопримезательных угол-
ков нашей етраны, репродукции <
картин художников. Но в продаже
	хорошей открытки не найти. Bee
дело в том, что издательства, кото-
рым надлежит их выпускать, по-
настоящему этим не занялись.
Издательство «Искусство» до
войны давало много открыток, а
	сеичас выпускает мизерное количе-
ство. Госкиноиздат усиленно снаб-
жает рынок фотографиями киноак-
теров и весьма мало дает открыток
с лучшими кадрами из советских
кинофильмов. Издательство «Совет-
ский график» недавно  отпечатало
серию открыток, но далеко не все
опи могут быть признаны доброка-
чественными.

На волнах 1961; 1724; 315; 49; 415; 91;
25 метров и no городской сети
	19.15. Беседа проф. Васильева: «Лес-
ные богатства нашей страны». 19.30.
Камерный концерт из произведений
Грига и Рахманинова. 20.00. Концерт
И. Масленниковой и С. Лемешева:
трансляция из Колонного зала Дома
союзов. 20.40. Передача  «Восстановле-
ние Запорожетали?. 22.00. Главы из ро-
мана Шолохова «Тихий Дон». 22.25.
Выступление ансамбля песни ВРК.
22.50. Второй концерт для Фортепиано ©
оркестром Чайковского. 00.02. Сцены и
Фантазии из оперетт. 00.45. Произведе-
ния Шуберта, Шумана и Грига.
		19.45. Театр у микрофона: «Таланты

и Покловники». 21.15. Музыкально-ли-
Тературная передача: «Джузеппе Bep-
ди». 22.15. Второй струнный  кзартет
Кабалевского. 22.45. Концерт  болгар-
ской музыки. 23.20. Произведения Ва-
силенко и Глизра. 00.02. Романсы и
оперные арии в исполнении Обуховой.
00.20. Произведения Массена и Pope.
		за проект новой Конституции
	новой конституции, одобренный УЧч-
редительным собранием. Это реше-
ние было поинято на очередном за-
седании бюро ВКТ.
	Деятельность реакционеров в Иране
	ТЕГЕРАН, 2. (ТАСС). Газета
«Рахбар» опубликовала сообщение
из Мелайера о том, что после при-
езда туда председателя демократи-
ческой партии Хоссейна Макки
для организации этой партии в Ме-
лайере и окружающих его деревнях
начались систематические нападения
на членов Народной партии и проф-
союзов и аресты их по обвинениям,
сфабрикованным по указанию Мак-
	в самой теме московского карнава-
ла, которая могла бы стать благо-
дарным источником вдохновения. Но
вчитайтесь в пиитический текст это-
го «вальса-бостона» для пения. Ни
одного слова, ни одной черточки,
характерной для нашей молодежи.
Приторно-слащавая музыка В. Крю-
кова, воскрешающая в памяти ре-
сторанные образы «увядших хризан-
тем», еще резче подчеркивает доло-
топную безвкусицу этой поэзии:

...Ты лететь мое сердце неволищь,
Звуки вальса вдогонку летят...

О, эти унылые, затасканные и из-
битые штампы  блюз-джаз-бостон-
вальсов, наводнившие концертный
репертуар! Чего стоит, например, эта-
кий литературно-музыкальный «блюз»,
принадлежащий перу поэта Е. Дол-
матовского и композитора М. Фрад-
кина:

...В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Ну, скажите ж хоть слово,
Сам не знаю с чем! ‘

Только полная слепота могла’ по-
булить автора музыки, находящейся
в полном соответствии с текстом, по-
святить этот вальс советским офи-
церам. Тот же М. Фрадкин в со-
дружестве с Долматовским живопи-
сует советскую девушку в следую-
щем опусе («Обещанный вальс»), где
она выступает с таким признанием:

Ах, простите, я совсем забыла,
Что давно окончилась война (!)

Допустим, что М. Фрадкин сочиняет
свои вальсы по рецепту поэта —
«сам не зная о чем». Но о чем же
думают люди, распространяющие эту
пасквильную галиматью?

К чести ль Музгиза (или по воле
случая?) мы не обнаружили в вит-
риче Музгиза названных  опусов
М. Фрадкина. Продавец серьезно
об’яснил нам, что Музгиз не дер-
	ки. В демократическую партию в
Мелайере принимаются люди, из-
вестные как враги свободы, высту-
пающие с оружием в руках против
сторонников демократии.

Газета также сообщает, что в
районе Верамина реакционеры,
вступившие в демократическую пар-
	тию, продолжают избивать кресть-
ян — участников Демократического
движения.
	жит «легкой» продукции, и направил
нас в «музыкальный салон» Муз-
фонда. ‘

Ho, завершая экскурсию, мы об-
ратили внимание еше на одну но-
винку 1946 года: «М. Матвеев. Две
русские народные песни». Открыва-
ем ноты и читаем текст:

Прощайте, ласковые взоры,
Прощай, мой милый, навсегда...

И вторая песня:
	Сердце вострепещется и утихнет

кровь,

Радость лишь оставит мне жаркую
любовь...
	Самый наивный посетитель не по-
верит ни автору, ни редактору
С. Булатову, ни самому Музгизу,
что эта  мещанская фразеология
имеет хоть что-нибудь общее с
мудрыми, ясными и отточенными об-
разами народной поэзии. Сердцещи-
пательный текст иллюстрируется
музыкой М. Матвеева, механически
воспроизводящего образцы бытовой
романсовой лирики начала ХХ века.

Впрочем, вопрос о фальсификации
народной песни, большой и серьез-
ный, не решается у витрины Муз-

гиза.
Мы вовсе не хотим сказать. что
	мы вовсе не хотим сказать, чт
вся массовая продукция. Музгиза
представляет собой брак. Но мы
свидетельствуем: музыкально-поэти-
ческий мусор попрежнему пропаган-
дируется среди нужного, доброкаче-
ственного репертуара. А все лучшие
стремления бороться с идеологиче-
скими искажениями, с пошлостью и
примитивом в малых музыкальных
формах будут бесплодны до тех пор,
пока останутся в неприкосновенносги
описанные (и многие подобные им)
новинки в витринах Музгиза. А ведь
именно сюда доверчиво идет массо-
вый потребитель.
		художественного фильма «Весна» (фежиссер Г. Александров) Ha
			Ю. Тугаев и композитор 3. Komma-
неец романсом «Когда плещет вол-
на». Это произведение удостоилось
уже «академического» издания са-
мого Музгиза (1945).
	Волна деятельно участвует во всех
переживаниях героев. Герой вспоми-
нает любимую, потом простой, при-
ветливый дом; волна ведет себя при
этом лирически-умеренно и, как сви-
детельствует музыкальная ремарка,
«неторопливо», хотя и «выразитель-
но». Но вот, оказывается, герой идет
на утро в бой:

Бей о берег сильнее, волна!
Я воюю, чтоб cHoBa найги...

Как бы вы думали, что?
	— Русые кудри, синие очи,
Милый изгиб бровей,
Лунные ночи, майские ночи,
Ласковый шелест ветвей.
	Так по Ю. Тугаеву и 3. Компа-
нейцу формулируются цели войны.
Музыка «квази-вальса» («Quasi
\215е» — гласит авторское примеча-
ние) венчает эту мутную «волну»
глупости и пошлости.

Быть может и не стоило говорить
о ней, если бы она до сего дня раз-
вязно не плескалась в витринах
Музгиза. Эти витрины, как в зерка-
ле, отражают отклики малой формы
на движение жизни. Кончилась` вой-
на, начался период мирного строи-
тельства. Композитор Вл. Крюков в
содружестве с поэтом Александром
Лугиным украшает витрины  изда-
тельства «Московским карнавалом»
(продукция 1946 года). Манящий
ползаголозок «Вальс-бостон»  При-
зван, видимо, привлечь ‘сердца и
раскрыть кошельки покупателей.

Оговоримся: в Москве бывают
карнавалы В Москве танцуют. Тан-
цуют весело, задорно, со всем пы-
лом молодости. И дело, конечно, не
	Но утро все-таки пришло. В поле
колосится рожь (точно по июль-
скому календарю, — не бросим на-
прасного упрека поэту). По полю
идет она «в платьице из ситца»
(как и подобает в июле!). Следует
новая встреча, и... героиня первой
любви, покорная жестокому замыс-
лу автора, не хочет сказать даже
«здравствуй» вчерашнему избраннн-
ку. Текст исчерпан. В музыке зву-
чат последние аккорды.
	Спрашивается, какими же чувст-
вами живут герои такой, с позволе-
ния сказать, «первой любви», и не
граничит ли авторское легкомыслие
с клеветой на нашу молодежь?
	А теперь перенесемся вместе с
авторами хотя бы в ноябрь (опус
одиннадцатый). Разумеется, следует
полная перемена декораций:

Желтый кружится лиет,
Звезды падают вниз...

При свете этих оригинальных
звезд, падающих непоеменно вниз и
никак иначе, происходит... Собствен-
но, ничего не происходит. Только
музыка, согласно ремарке, звучит
«медленно и мрачно».
	Закроем нотный лист, чтобы про-
честь фамилию редактора цикла.
Л. Атовмян, поставивший на изда-
нии свою редакторскую подпись,
был, очевидно, тем единственным
читателем и слушателем, который
He потребовал у авторов никаких
пояснений. Но каковы же были тре-
бовання самого композитора, полэ-
жившего на музыку эту пошлую
бессмыслицу? Для истории еще раз
напомним дату выхода цикла в свет:
	1944 год — великий год великой
войны.

Вскоре на военную же тему со
своей стороны откликнулись поэт
	РАЗМЫШЛЕНИЯ
У НОТНОИ
Вии
	Ве посетителями нотного Ma-
газина Музгиза всеми цветами
радуги переливаются обложки музы-
кальных новинок. Потоки лунного
света устремляются в сиреневую
ночь. Пляшут Пьеро и Коломбины.
Искрометные ленты «ерпантина пыш-
но обрамляют названия блюзов и
бостонов...

Среди этих «красот» наше внима-
ние привлекла скромная, выпущен-
ная без участия живописцев-оформи-
телей, нотная тетрадь «Первая лю-
бовь». Слова А. Фатьянова, музыка
И. Лзержинского. Издание. Союза
советских композитсров (Музыкаль-
ный фонд). На обложке дата: 1944.
Но что значат годы для нестарею-
ней «Первой любви»? Она и сейчас
прочно живет среди музыкальных
HOBHHOK.

Цикл задуман широко: на двенад-
пать песен, применительно к годо-
	Roary циклу двенадцати месяцев, че
	рез которые должны пройти и соот-
ветственно раскрыться чузства влюб-
ленных. Впрочем, нет никакой нуж-
ды переживать все календарные пе-
‘пелни Возьмем сразу кульмина-

ПР о ey

нию: июль (опус седьмой).
— Еще только вчера, — повест-

вует А. Фатьянов, — некий он и
	некая O
сах.

на, преб вая «в вихре валь-
	оонимаясь,
Расставаясь,
	целовались,
не разсталиеь До
	утра...
	На волнах 1961; 1724; 1500; 58;
25 метров и по горолекой сети
	5.45. Марши Бетховена. 7.10, Глизр:
кенцерт для голоса с оркестром. 7.50.
Песни Мокроусова. 8.10. Концерт. 9.00.
Квинпер: серенада для струнного 5р-
кестра. 9.30. Уральский сказ Бажова
«Приказчиковы подошвы». 9.50. Песни
Листа в исполнении Е. Бандровской-
Турской. 10.00 Передача для детей:
«Сказка о громком барабане». 10.30.
Музыкально-лите ратурная передача:
«Поззия и музыка Казахстана». 11.00.
Передача для дошкольников: «Куда
летел журавлик». 11.20. Стихи В. Мая-
ковского. 11.45. Дуэты Мендельсойа и
Шумана. 12.20. Симфонические пронзве-

дения на сюжеты Лермонтова. 18-19.
Концерт оперной музыки. 14.15. Рус-
ские песни. 18.15. Легкая музыка. 17.00.
	Hepetaya для детей: рассказ Телешева
«Дома». 17.45. Музькальный календарь.
18.00. Главы из романа А. Фалеева «Мо-
лодая гвардия». 18.30 Эстрадный  кон-
перт. 19.30. Музыкально-образователь-
ная передача: «Чайковский». 20.30. Пес-
ни Шуберта. 20.40. Беседа топ. Дворки-
на: «Нути повышения производитель-
ности труда в новой пятилеткс». 21.00.
Театр у микрофона: пьеса Чехова
«Чайка» в исполнении артистов Камер-
ного театра. 22.05. Опера Чайковекого
«Иоланта,. 00.02. Концерт мастеров
‘искусств. 01.00. Легкая музыка.