Особое мнение члена Международного Военного Трибунала от СССР

прибунала
	ПЮРНБЕРГ.   октября. (TASC). Toz-
ный текст особого мнения члена
Межтунаролного Военного Трибунала от
СССР генерал-майора юстиции tos. Ha-
китченко на приговор в отношении полсу-
химых Шахта. фон Папена. Фриче п Гесса
и обвиняемых организаций: правительст-
венный кабинет и генеральный штаб и
высшее команлование германских воору-
женных сил гласит:

Трибунал принял решение: а) об опрзв-
дании полсудимых Гельмера Шахта, фран-
	т. Пикитченко по поводу
	па фон Цапена в Ганса Фриче; 5) о пря-
менении пожизненного заключения в 0т-
ношении полеудимого Рулольфа Гесса и
В) 0б отказе в признании преступными ор-
ганизаниями правительственного кабинета
п генерального штаба в высшего команло-
вания германских вооруженных сил. В
этой части с решением Трибунала я не мо-
гу согласиться, так как оно не соответет-
вует фактической стороне дела и покоится
на неправильных выволах.
	мы их приобретем путем переговоров, если
HOT, мы их захватим» (документ ЕС-450,
США-629). Шахт признал на суде, что
оказание военного давления на, Чехослова-
кию было в некотором отношении резуль-
татом. плодом его работы (стенограмма YT-
реннего заседания 3 мая 1946 гола).
6) Шахт лично участвовал в разграбления
частной и госуларственной собственности
стран, явившихся жертвой гитлеровских
агрессий. В протоколе совещания  военно-
экономического штаба 11 марта 1938 г., в
котором участвовал Шахт, сказано, что <о-
бравшимея были сообщены последние ди-
рективы Гитлера о вторжении в Австрию.
Далее в протоколе говорится: «После этого
по предложению Шахта было решено, что...
финансовые расчеты будут производиться
в рейхемарках по курсу: 2 шиллинга за
одну рейхсмарку»  (локумент EC-421,
США-645). Шахт признал на суде, что
лично руководил захватом Чехословапкого
национального банка после того, как Че-
хословакия была оккупирована  (стено-
грамма утреннего заседания 3 мая 1946 г.).
в) В начале 1940 года Шахт предложил
Гитлеру свон услуги для ведения перегово-
ров в Соелиненных Штатах Америки 0
прекращении помощи Англии, о чем он CO-
общил Герингу (документ 3700-ПС, СЛА-
780). г) Шахт счел своим долгом публично
приветствовать и поздравлять Гитлера
после подписания им перемирия © Фран-
цией, хотя захватническая сущность это-
го перемирия была ясна Шахту в большей
степенв, чем кому-либо друтому (немеп-
кий документальный фильм, документ
США-635). д) В письме к Функу от 17
октября 1941 г. Шахт высказал предло-
жение о более эффективной эксплоатапии
оккупированной территории. Й в данном
случае Шахт действовал по собственной
а (документ EC-504, CHIA-
	Шахт привимал участие в преследова-
нии евреев: а) Шахт показал ‘на суде, что
он «в принципе продолжал» политику пре-
слелования евреев (стенограмма вечернего
заседания 2 мая 1946 г.), хотя. как зая-
вил Шахт, в этом «в некоторой степени
был замешан вопрос, совести», что, однако,
«не было настолько серьезным, чтобы вы-
звать пазрыв» между ним и фашистами (та
	же стенограмма и документ США-616).
	6) Шахтом, в качестве министра эконо-
мики, был подписан ряд декретов, в COOT-
ветствии < которымя имушество евреев
Германии было подвергнуто безнаказанному
разграблению (локументы США-$32 и
США-616). Шахт подтвердил на ‹уде, что
им был подписан ряд антисемитских декре-
тов (стенограмма вечернего заседания 10
мая 1946 гола).
	0 причинах ухола Шахта с поста мини-
стра экономики и генерального уполномо-
ченного военной экономикл в ноябре 1937
года, а также < поста президента рейхс-
банка 20 января 1939 года и < поста ми-
вистра без портфеля в январе 1943 гола,
	прел явленные суду доказательства уста--
	навливают следующее: а) Этой причиной
не является несогласие Шахта с экономи-
ческой нолготовкой к агрессивным  вой-
нам. 3а три нелели ло своего ухода из ми-
нистерства экономики с поста генерально-
	В. Пеобоснованное оправдание
подсудимого Фриче
	Оправдательный приговор в отношении
подсудимого Ганса Фриче. исхолит из то-
го. что Фриче якобы не достиг в фэаши-
стекой Германии служебного положения.
делающего ето ответственным ‘за преступ-
ления гитлеровского режима, а его непо-
средственная деятельность не является
преступной. Фн характеризуетея в при-
говоре вак второстепенная Фигура. ocy-
щшествлявшая директивы Геббельса. Риб-
бентропа и имперского руководителя прес-
	сы Дитриха. При этом упускается из ви-
	ду. что именно Фриче был тем челове-
ком. который ло 1942 года практически
осуществлял руководство имперской прес-
с0й. ах 1942 гола стал. по ‘его ©обет-
венному выражению. «главнокомандую-
щим германским радио» (стенограмма YT-
реннего заседания 23 января 1946 года).
Для правильного уяснения роли подсуди-
мого Ганса Фриче необходимо исходить из
того. что служба пропаганлы вообще и в
особенности служба — радиопропаганды
всегда расценивалась [Гитлером и его бли-
жайшими сподвижниками — (например.
Геринтом). как один из важнейших и
основных факторов ведения агрессивной
войны. В гитлеровской Германии поопа-
танда неизменно являлась весьма важным
орудием подготовки и проведения актов
агрессии и воспитания послушных  ис-
полнителей преступных планов  герман-
ского фалтизма. Этим целям служил очень
большой, строго централизованный — про-
пагандистский аппарат. С помощью по-
лицейской системы и цензуры были пол-
ностью упразлнены свобода печати и
слова. Основным средством пропагандист-
‚ской деятельности гитлеровцев являлось
` ложное освещение фактов. Это весьма
  откровенно высказано Гитлером в «Майн
’кампф»: «При помощи умелого и дли-
‘тельного применения пропаганды можно
представить народу лаже небо адом и. на-
 `оборот, самую убогую жизнь прелставить
как рай» (документ США-276, стр. 302).
Распространение провокационных измыш-
лений и систематический обман  общест-
венного мнения были необходимы гитле-
ровскому режиму лля осуществления его
замыслов в такой же степени, как про-
изводетво вооружения и разработка воен-
ных планов. Без пропаганды. основанной
на полном упразднении свободы печати и
слова. германский Фашизм не смог бы
претворить в жизнь планы агрессии.
подготовить и осуществить массовые во-
енные преступления и преступления про-
тив человечности.

В пропагандистской системе гитлеров-
ского государства наиболее важными эле-
ментами являлись ежедневная печать и ра-
дио. В показаниях на суде, опрелеляя три
фактора.  обусловливающие возможность
успептного ведения войны. подсудимый Ге-
ринг выделял: 1) собственно военные уси-
лия вооруженных сил, 2) экономическую
войну и 3) пропаганду. Причем он гово-
рил: «Пропаганда имеет очень большое
значение, в особенности пропатанда, кото-
рая ведется по радио... и Германия по опы-
Ty это знает лучше, чем кто-либо другой»
	{английская странипа

981-82). При таком положении нельзя

У

э

предположить, что высшее имперское

стенограмма,
	руководство считало возможным поставить
второстепенного человека на пост руко-
водителя радиослужбы, осуществлявшего
надзор за работой всех радиовешательных
компаний и оперативное руководство про-
пага®листской деятельностью этих компа-
ний. Подобная точка зрения противоречит
представленным доказательствам и факти-
  ческому положению вещей. Начиная <
  1942 года по 1945 г. Фриче был не толь-
KO главой отдела радио в имперском мини-
стерстве пропаганды, но п «уполномочен-
ным по политической организапии радио
Великой Германии». Это обстоятельство
‘вполне доказано письменными показания-
‘ми самого Фриче, данными пол присягой
`(локумент 3469-ПС, США-71). Таким
образом. Фриче являлся отнюдь не просто
«одним из начальников 12 отделов ми-
‚ нистерства пропаганды», который только

EK концу ВОЙНЫ Приобрел роль липа, ответ-
ственного за имперское радиовещание,
  Rak это утверждает приговор. Политиче-
ское руководство немепким радио остава-
лось за Фриче ло 1945 года, т. е. до MO-
мента разгрома и капитуляции фашист-
‚ской Германии. Поэтому Фриче несет от-
ветственность за лживую и провокапион-
ную деятельность германского. ратио в го-
ды войны. В качестве главы отдела прес-
	сы внутри страны Фриче возглавил всю
германскую прессу. включавшую 2.300
газет. выходивших ежелневно. Он создал
и значительно усовершенствовал отдел ин-
Формапии. добивитись < этой пелью от им-
перского руковолства десятикратного уве-
личения денежных субсидий. предоставля-
емых газетам напистским правительством,
< 400 тысяч 10 4 миллионов марок. В п0-
следующем Фриче принял эяергичное уча-
стиз в развертывании пропагандистских
кампаний. полготовлявиих акты агрессии
в Чехословакии и Польше (стенограмма ут-
Столь же активная пропагандистекая дея-
тельность, подготовлявшая акты  агрес-
сии, была развернута Фриче перел напа-
дением на Югославию. что также признано
самим подсудимым в показаниях, данных
под присягой (стенограмма утреннего за-
седания 23 января 1946 г., страница 17).
Перед нападением на Советский Союз Фри-
че на совещании у Розенберга был пред-
варительно осведомлен о планах военного
вторжения (локумент 1039-06, США-
146 — письменный отчет Розенберга Гит-
	леру по поволу подготовительной paaspa-
ботки  восточно-европейских вопросов).
Фриче возглавил кампанию германской
	прессы по лживому освещению агрессив-
ной войны Германии против Франции, Ан-
глий, Норвегии, Советского Союза, США и
других государств. Не соответствует лей-
ствительности утверждение о том. что
Фриче не был осведомлен о военных пре-
ступлениях и преступлениях против чело-
вечности, совершавшихея гитлеровпами в
оккупированных районах. Из показаний
Фриче на суде видно, что уже в мае 1942
года, в бытность его в отделе пропаганды
6-й армии, он был ознакомлен с приказом
Гитлера об убийствах советских полити-
ческих работников и интеллигенции, так
называемым «приказом 0  комиссарах»
(стенограмма вечернего заседания 28 ап-
pean 1946 года).

Также установлено, что еще в начале
войны Фриче был осведомлен 0б осуще-
ствлявшемся немепким фапгизмом уничто-
жении евреев в Европе. Так. комментируя
слова Гитлера «результатом войны явит-
ся уничтожение еврейской расы в Евро-
пе» (стр. 21 стенограммы). Фриче заявил:
«Судьба еврейства в Европе оказалась
весьма, печальной. как это и предеказы-
вал фюрер на случай войны в Европе»
(стенограмма, стр. 3231). Установлено,
что подсудимый ‘систематически  пропа-
гандировал человеконенавистническую pa-
совую теорию, характеризуя народы. нз-
селявшие страны. сделавшиеся жертвами
агрессии, как «нелочеловеков»  (стено-
грамма утреннего заселания 20 апреля
1946 г., стр. 85, вечернего— стр. 1—12).
В тот период, когла сульба фашистской
Германии была уже ` предрешена. Фриче
выступил. © энергичной поддержкой пол-
судимого Мартина Бормана и других
наиболее фанатичных гитлеровцев, орга-
низовавших подпольную террористическую
организапию фашистской партии, так на-
зываемый «Вервольф». Так, 7 апреля
1945 г. Фриче в своем последнем вы-
ступлении по радио проволил агитацию
за активное участие гражданского насе-
ления Германии в этой подпольной терро-
ристической организапии гитлеровпев. Он
заявил: «Пусть никто He уливляетея,
если‘ кое-где в только что оккупирован-
ных районах в борьбе принимает участие
гражданское население и ame после
окончательного проведения оккупации про-
должает вестись борьба люльми в граж.
данском платье. Если без полготовки и
без организации из самого инстинкта жиз-
НИ ВОЗНИЕЛОо ЭТО исключительное явление,
мы сегодня назовем его «Вервольф» (до-
кумент CCCP-496).

В своих выступлениях по радио Фриче
приветствовал применение Германией но-
вых террористических  метолов ведения
войны, в частности применение ракет-
ных снарядов «Фау». Получив предложе-
ние о ввелении в действие средств био-
логической войны, он немелленно напрз-
вил его для реализапии в ОКВ (CCCP-484,
доказательства, прел`явленные на вечер-
нем заседании 28 июня 1946 года).

Считаю виновность Фриче полностью
токазанной. Ero леятельность имела весь-
	Ma существенное значени

e

в TOTO

TOBR@E и-
		проведении агрессивных войн и
преступлений гитлеровского режима.
	(Продолжение следует).
	го уполномоченного военной  зкономикя
Шахт писал Герингу: «...Я также не счи-
таю. что мое мнение может расхолиться ©
	вашей экономической политикой...» (доку-
	мент ЕС-497, США-775). В ответном пись-
ме Геринга говорится: «...Вы обещали мне
вашу поддержку и сотрудничество... Вы
много раз повторяли это обещание. лаже
после того, как между нами возникла пер-
вые разногласия во мнениях» (локумент
ЕС-493, США-642). ет на су-
де, что между ‚ним и Герингом cytte-
ствовало «расхождение в велении дел»
(стенограмма утреннего заседания 3 мая
1946 года). Во время предварительного
допроса Геринг показал, что ухол Шахта
из рейхебанка «не имел никакого отноше-
ния к программе перевооружения» (локу-
мент США-648). Вице-нрезилент рейхс-
банка Пуль подтвердил, что уход Шахта из
рейхебанка об’ясняется «желанием выпу-
таться из опасного положения», которое
создалось у Шахта в результате проведе-
ния им мошеннических финансовых опера-
пий (документ EC-438, США-646).
6) Этой причиной не является несогласие
Шахта с массовым террором, осуществляв-
пгимся гитлеровцами. Свилетель  запиты
Гизевнус показал, что он постоянно инфор-
мировал Шахта о преступной деятельности
гестапо. которая была создана Герингом, и,
тем не менее, вплоть до конпа 1936 года
Шахт «искал поддержку Геринга» (стено-
прамма утреннего заседания 26 апреля
1946 гола).
	В письме в фон Бломбергу от 24 де-
кабря 1935 года Шахт предлагал, чтобы
гестапо приняла «более осторожные ме-
тоды», так как открытый террор гестапо
«мешает. цели, которая заключаехя в
вооружении» (стенограмма вечернего за-
седания 2 мая 1946 г.). 30 янвафтя 1937
	  года ‘’Шахт был награжден Гитлером 30-
	лотым партийным значком (документ №-
494, США-643). Как говорилюсь 0б этом
в германском официальном издании, «он
смог помогать ей (партии) горазло лучше,
	чем если бы он был официальным членом
	партий» (локумент №А-460, США-617).
	Только в 1943 году Шахт, поняв ра-
нее, чем многие другие немцы, неизбеж-
ность краха гитлеровского режима, уста-
новил связь с оппозиционными кругами,
ничего, однако, не сделав лля свержения
этого режима. Не случайно поэтому Гит-
лер, узнав об ‘этих связях, сохранил Шах-
ТУ ЖИЗНЬ.
	„Таким образом, бесспорно установлено:
1. Шахт активно содействовал захвату
власти нацистами; 2. Шахт на протяже-
нии 12 лет тесно сотрудничал с Гитле-
pow; 3) Шахт обеспечил экономическую и
финансовую базу для <создания титлероз-
ской военной машины; 4. Шахт подгото-
вил экономику Германии для ведения аг-
рессивных войн; 5. Шахт принимал уча-
стие в преследовании евреев и в разграб-
лении оккупированных немпами  террито-
рия. Следовательно, доказана руководя-
mas роль Шахта в подготовке и осуще-
ствлении общего преступного плана. Ре-
шение об оправдании Шахта находится в
явном противоречии © имеющимися дока-
зательствами.
	А. Необоснованное оправдание
подсудимого Шахта
	динил в своих руках руководство всей
германской экономикой и его усилиями
было обеспечено создание гитлеровской
военной машины: а) В секретном законе
от 21 мая 1935 года. которым Шахт был
назначен генеральным — уполномоченным
по вопросам военной экономики. указыва-
лссь: «Залача генерального уполнюмочен-
HOTO По вопросам военной экономики зак-
лючается в том. чтобы поставить все
экономические силы на службу войн».
«Генеральному уполномоченному по воп-
росам военной экономики в пределах его
компетенцин предоставляется право изда-
вать правовые распоряжения, которые
могут отступать от действующих  зако-
нов». Он соответственно возглавляет фи-
нансирование войны и по линии имперско-
го министерства и рейхебанка (локумент
2261-ПС, США-24). 6) Шахт финансирс-
вал германские вооружения © помощью
системы векселей МЕФО, являвшейся не
имеющей прецедента мошеннической
авантюрой в государственном масштабе,
благоприятный исход которой зависел
от реализации агрессивных планов гит-
леровской Германии. Именно поэтому
Шахт указал на 1942 год, как на срок
покрытия векселей МЕФО. и отметил в
речи 29 ноября 1938 гола связь между
«смелой кредитной политикой» фейхебан-
ка и целями гитлеровской внешней поли-
‘тики  (локумент  ЕС-611, США-622).
в) Полностью использовав свои полномо-
ua, Шахт тщательно разработал № про-
волил в жизнь широкий план  экономи-
ческой мобилизапии. позволявшей гитле-
ровским руководителях в любой момент.
который они` сочтут благоприятным. раз-
вязать апрессивную войну. В частности,
из локлала заместителя Шахта Вальтата
	<Подготовка к мобилизации, проводимая
уполномоченным по вопросам военной
экономики».  яветвует. что Шахт преду-
	смотрел ло мельчайпьих подробностей си-
стему эксплоатапии германской экономи-
	и в военное время. начиная © использо-
вания промышленных предприятий. сыть-
евых ресурсов и рабочей силы и кончая
расиределением 80- млн. продуктовых кар-
точек (локумент ЕС-258, США-625).
Показательно. что этот доклад был 09-
ставлен месяц спустя после выступления
Гитлера нз совещании 5 ноября 1937
гола. на котором Гитлер изложил  кон-

кретные планы агрессии (документ 386
-ПС. США-25).
	Резюмируя проделанную работу, Шахт
писал в январе 1937 г.: «Я занимался
подготовкой в военном отношении в соот-
ветствии © тем принципом, что наша во-
енная экономическая организапия должна
быть построена таким образом в мирное
время, чтобы не было необходимости в
каких-либо преобразованиях в случае
развязывания войны». Шахт подтвердил
это заявление на суде (стенограмма вечер-
него заседания 2 мая 1946 года). Шахт
сознательно и преднамеренно готовил Гер-
манию Е войне. г) Бывший военный ми-
нистр фон Бломберг показал: «Шахт знал
очень хорошо о планах развития и увели-
чения германских вооруженных <ил, тав
как постоянно сообщали ему ...обо всем фи-
нансирювании для фазвития германских
вооруженных сил» (документ США-838).
31 августа 1936 гола фон Бломберг <0-
общил Шахту. что «создание всех авиа-
пионных частей колжно быть закончено
в   апреля 1937 года. поэтому в 1936 г.
должны быть сделаны значительные за-
траты...» (документ 1301-ПС, США-123).
Весной 1937 г. Шахт принимал участие в
всенной игре в Годесберге (документ
ЕС-174). д) В меморандуме Гитлеру от
3 маа 1935 г. под названием «Финансиро-
вание вооружения» Шахт писал: «Быстрое
выполнение программы вооружения в мас-
совых масштабах представляет собой осню-
ву германской политики, и поэтому все
остальное должно быть подчинено именно
этой задаче: завершение этой задачи, до-
стижение этой пели не должно иметь ника-
ких поепятствий...» (документ 1168-ПС,
	США-37). В свыей речи 29 ноября
1938 г. Шахт заявил, что политика
рейхебанка позволила Германии создать
	«непревзойленную машину, а этз военная
машина в свою очередь сделала ‘возмож-
ным достижение пели нашей политики»
(локумент  ЕС-611, ОША-622). Cae-
дует совершенно исключить предположе-
ние. что Шахт не был осведомлен. какой
политике должны служить эти вобуже-
ния. Учитывая их беспрепедентные мас-
табы и явное предпочтение наступа-
тельным вилам вооружения (тяжелые
танки, бомбардировщики ит. д.). По-
мимо этого, Шахт прекрасно видел, что
ни одна страна не собирается воевать
с Германией и не имеет в этому причин:
а) Шахт использовал растущую под его
руководством германскую Военную мощь
как предпосылку для того, чтобы выдви-
гать территориальные требования. ROTO-
рые возрастали пропорпионально увели-
чению вооружений. Шахт показал на суде,
что «сначала ограничивалея (в своих тре-
бованиях) колониями, ранее принадлежав-
шими Германии» (стенограмма утреннего
ззседания 3 мая 1946 г.). В сентябре
1934 г. Шахт в беседе с американским по-
слом Лолдом указал, что желает аннексий,
если возможно. без войны, и < войной, если
США булут лержаться в стороне (документ
ЕС-461. США-53). В 1935 г. Шахт заявил
американскому консулу Пуллеру: «Воло-
нии необхолимы Германии. Если возможно,
	Доказательства, представленные Трибу-
налу в отношении  Подсудимого Шахта.
подтверждают слелующие факты: а) Шахт
установил контакт < Герингом © декабря
1930 года и с Гитлером с начала 1931 го-
да. Затем он установил контакт между ру-
БовОхстВом напистской партии и крупней-
шими представителями германского  про-
мышленного и финансового мира. Это. в
Частности. полтверждается показаниям
свидетеля Зеверинга (стенограмма ве-
чернего заседания 23 мая 1946 года п до-
кумент США-615). 6) В июле 1932 г.
Тахт потребовал от Папена. чтобы тот
уступил пост рейхеканплера Гитлеру. Этот
факт подтверждается показаниями Папена
во время предварительного допроса и по-
казаниями Шахта на суде (стенограмма ве-
чернего заседания 2 мая 1946 года). в) В
ноябре 1932 г. Шахт собирал подписи гер-
манских промышленников, побуждая их
выступать за назначение Гитлера рейх-
<канплером. 12 ноября 1932 года Шазт
писал Гитлеру: «Я не сомневаюсь в том.
что развитие нами событий может приве-
сти только к назначению вас рейх-
еканплером. Мы стремимся собрать боль-
ое число полписей в промышленных кру-
тах, чтобы обеспечить ваше назначение на
этот пост». (Документы ЕС-456, США-
773, 3901-П©, США-837). г) В февра-
ле 1933 г. Шахт организовал финансиро-
вание предвыборной кампании. проводив-
шейся напистской партией. потребовал на
совещании Гитлера и Геринга с промыш-
ленниками, чтобы последние предоставили
для этого 3 млн. марок (документ Д-203).
Шахт признал на суде, что он указал на
необходимость предоставления этой суммы
напистским руководителям (стенограмма
вечернего заселания 3 мая 1946 года). а
подсудимый Функ и бывший член правле-
ния «И. Г. Фарбениндустри» Шниплер,
участвовавшие в этом совещании, подтвер-
дели. что именно Шахт являлся инипизто-
ром финансирования предвыборной кампа-
нии (стенограмма 4 июля 1946 г. и л0-
хумент ЕС-439, США-6). д) Используя
свой престиж, Шахт. как он сам признал в
своих неоднократных публичных выступ-
лениях. призывал оказывать Поддержку
напистекой партии и Гитлеру на выборах
(токумеаты США-615, США-616, сте-
нограмма вечернего заседаная 12 мая
1946 г.). 29 августа 1932 года Шахт пи-
сал Гитлеру: «Куда бы моя деятельность
ни привела меня в близком будущем, даже
если вы меня когда-нибудь увидите в кре-
пости, вы всегда можете надеяться на ме-
ня. как на надежного помощника» (локу-
мент ЕС-457, США-619).

Таким образом, Шахт хознательно и
яарелнамеренно поддерживал нацистскую
партию и активно содействовал захвату
фашистами власти в Германии.
	Еще до назначения на пост генерально-
го уполномоченного по вопросам военной
экономики Шахт сразу же после захвата
нацистами власти возглавил руководство
по планированию и созданию германских
вооружений: а) 17 марта 1933 года Шахт
был назначен президентом рейхобанка (ло-
кумент 3021-ПС, США-11), который, как
он сам заявил в речи перед сотрудниками
рейхебанка 21 марта 1938 года, не был
под его руководством «иным учрежденаем.
нежели напионал-сопиалистским»  (стено-
трамма вечернего заседания 3 мая 1946
тода). б) В августе 1934 г. Шахт был на-
значен имперским министром экономики
(длокумент 3021-ПШС. США-11). Его мини-
	‚ стерство «получило залавие проводить э50-
	номическую подготовку в войне» (локу-
мент ЕС-128, США-623). Спепаальным
декретом Шахту, как министру экономики,
были предоставлены неограниченные пол-
номочия в области экономики («Рейхсге-
зетиблатт» за 1934 гол, часть 1, стр. 565).
в) Используя полученные полномочия,
Шахт приступил в 1934 году к осуществ-
лению разработанного им «нового плана»
(«Рейхсгезетиблатт» за 1934 год, ч. 1, стр.
826), который, как отметил сам Шахт в
своей речи 29 ноября 1938 годз. сыграл
колоссальную роль в деле вооружения Гер-
мании (документ ЕС-611, США-622). г) В
целях наиболее эффективного проведения
«нового плана» Шахт использовал  средст-
ва политических противников Ннапистеко-
TO режима. которые явились жертвой тер-
рора или же быля вынуждены эмигриро-
вать (меморанлуч Шахта Гитлеру ст 3 мая
1939 года. документ 1168-ПС, США-137).
Шахт прибегал к мошенническим опера-
пяям и принуждениям «в пелях. приобре-
тения сырья и иностранной валюты для
вооружения» (письменные показания ви-
пе-президента рейхебанка Пуля—локумент
БС-437. США-624). х) С первых же тней
после своего прихода в рейхебанк Шахт
издал серию декретов (от 27 октября 1933
rors, 23 марта 1934 года, 19 февраля
1935 гола). позволивших в дальнейшем
осуществить широкую программу Финан-
сирования вооружения, которая им была
разработана и ‹ помощью которой, как он
показал, он «нашел путь для финансирова-
ния вооружения».

В своей речи в Лейпииге 1 мафта 1935
тола Шахт, подводя итоги своей предшест-
вуюшей экономической и финансовой лея-
тельности, заявил: <... Все. что я говорю
и делаю, имеет полное согласие фюрера.
ия ничего не булу делать и говорить. что
не получит одобрения фюрера» (локумент
CCCP-427).

Став генеральным уполномоченным по
вопросам военной экономики, Шахт 0б’е-
	Ь. Пеобоснованное оправдание
	ПОДСУДИМОГО
	Фон Папена
	тические приемы, которые должны были,
с одной стороны, усыпить бдительность ми-
рового общественного мнения, а < другой —
дать возможность Германии завершить во-
енные приготовления. Это с бесспорностью
вытекает из заявления Папена австрийеко-
му министру Бергер Вальденеггу (локумент
1760-ПС), доклада гаулейтера Рейнера от
6.УП.39 года (документ США-64), доклада
Пачена Гитлеру от 20 августа 1936 года
	(локумент 2246-ПС), доклада Папена Гит-.
	леру от 1 ‹ентября 1956 г. (документ
СПА-67) и ряда других документов, пред-
ставленных в качестве локазательств. Па-
	пен вел эту игру JO тех пор, пока не выл
	оттан приказ о подготовке германских во-
	оруженных сил Е вторжению в Австрию _
	(документ СЛША-69). Он принял участие в
созыве совешания Гитлера < Шушнигом
	12.1.1938 гола (документ США-69). [lanes
	в письме Гитлеру настоятельно рекомендо-
вал оказать финансовую поддержку авст-
рийской напистской организации «Союз
свободы», особенно «в связи с продолжени-
ем ‘ее борьбы против еврейства» (документ
	-2830-ПС). Веоспоримым является Факт за-
	хвата нацистами Австрии и бесспорным яв-
ляется участие Папена в осуществлении
этого акта агрессии. После захвата Австрии
Гитлер наградил Папена золотым значком
нацистской партии (документ Д-632). °
ри оценке деятельности Папена на по-
сту германского посла в Туриии нельзя не
принять во внимание провокационную дея-
тельность Палена как дипломата. В то вуе-
ма пост посла в Турции имел большое зна-
чение для осуществления гитлеровских
планов агрессии. Официальный нацистский
биограф писал о Папене: «Вокоре (после
захвата Австрии) фюреру снова понадоби-
лись его (Папена) услуги, и 18 апреля
1939 года он назначил фон Папена гермзая-
скнм послом в Анкаре» (локумент Д-633).
Следует отметить, что за свою деятельность
в Турмии Пален был награжден Гитлером
«рыцарским крестом» за «боевые заслуги»
(тегумент 1-632). Таким образом. имею-
щиеся доказательства бесспорно устанав-
ливают: 2

1. Пален весьма активно способствовал
захвату власти напистами.

2. Пален использовал все свон силы и
связи для установления и укрепления
титлеровекого террористического режима
в Германии.

3. Пален птугнимал активное участие в
осуществлении агрессивных планов гитле-
ровцев по захвату Австрии.

‘4. Пзпен верно служил Гитлеру ло са-
мого конпа. используя свои силы и лип-
ломатизескую ИзЗРОрОтливость TIA жуше-
ствления напистеких агрессивных планов.
Слеловательно. на полеулимого фон Папе-
	на ложится весьма большая доля ответ-
ественности за преступления гитлеровского
режима. По этим мотивам я не могу со-
	глаеиться ¢ оправлательным приговором
в отношении полсудимого фон Папена.
	В приговоре не оспаривается то 00-
стоятельство, что фон Папен проложил
Гитлеру путь ва пост рейхсканцлера и
активно способствовал захвату власти
нацистами. Сам Пален в речи, произнесен-
ной 2 ноября 1933 года, по этому поводу
заявил: «Так же, как, став  канплером
(это было в 1932 году), я выступал за
то, чтобы проложить дорогу молодому
боевому движению освобождения, так же,
как 30 января я был избран судьбой для
того, чтобы передать власть в руки наше-
го канцлера и фюрера, так и сегодня я
должен сказать германскому народу и
всем тем, кто сохранил ко мне доверие: ми-
лостивый бог благословил Германию тем,
что в дни глубоких страданий он дал ей
такого руководителя» (документ 2375-ПС).
Пален отменил декрет Брюнинга о роспу-
ске СС и СА и тем ‹самым предоставил
нацистам возможность осуществлять мас-
совый террор (документ Л-631). Подеу-
димый путем применения грубой силы
устранил  сопиал-демократическое прави-
тельство Брауна-—Зеверинга (показания
Зеверинга, стенограмма вечернего заседа-
ния 14.11.46 гола, странипа 11).

4 января 1933 года Пален совещался ©
Гитлером, Гессом и Гиммлером (документ
Д-632). Папен принимал участие в чистке
тосударственного аппарата от всех «небла-
гожелательных». < точки зрения нацистов,
чиновников, подписал 21.11.33 гола декрет
0 создании особых судов по политическим
делам, подписал декрет об амнистии всех
лип, совершивших уголовные  преступае-
ния в ходо «национальной революций»,
участвовал в разработке декрета «об обес-
печении единства партии и государства» и
так. далее. .

В последующем Папен преданно служил
гитлеровекому режиму. Во время путча
1934 года Папен приказал своему сотруд-
нику Чирскому явиться в гестапо, заведо-
мо зная. какая участь его ожидает. Чир-
ский, как извеетно. был казнен (локумент
1-684). Пален способствовал тому. что
кровавая расправа была сохранена в тай-
не от общественного мнения (документ
1-718). Подсудимый сыграл огромную
роль в реализации гитлеровеких планов по
захвату Австрии. Спустя три недели после
убийства Лольфуса. 26.УП.34 года Гитлер
сообщил Палену о назначении его послан-
ником в Вену, спепиально отметив в Писъ-
ме: «Вы облалали п продолжаете, облалать
моим полным п неограниченным ловерием»
(локумент 2799-ПС). В этой <связи нельзя
игнотировать показания американского п9-
сла Мессерсмита о высказываниях Папена
по повоту того, что «захват контроля нал
Австрией является первым шагом» и что
эя. Папен. нахолитея в Австрии лля того.
чтобы ослайнть авотрийское правительство
(токумент СИА-57).

Полсулимый был основным советником
Гитлера в реализапии планов захвата’ Ав-
стрии. Именно он предлагал различные так-
	Процесс группы усташсних
военных преступнинов
	слании» Степинаца в искаженном виде, об-
винитель спрашивает Степинаца: «Признаете
ли вы после всего этого, что ваши утверж-
дения в «пасторском послании» о гонении
против церкви и ее институтов не соответст-
вовали истинё?». Степинац молчит. Тогда об
винитель заявляет, что это молчание он
воспринимает как признание. Степинан про-
должает молчать. (С «пасторским послани-
ем» Степинац и другие епископы выступили
осенью прошлого года).

В ходе допроса было неопровержимо уста-
новлено, что «пасторское послание» толкну-
ло часть духовенства и верующих на пре-
ступления и террористические выступления
против демократической власти.

В конце допроса обвинитель огласил ряд
документов, принадлежащих бывшему
премьер-министру усташского правительст-
ва Мандичу. Эти документы показывают,
что Степинан, несмотря на сопротивление
некоторых епископов, поставил католиче-
скую церковь в Хорватии полностью на
службу политическим пелям усташей.
	После допроса Степинапа защитой прел-
седатель предоставил полсудимому возмож“
ность высказаться.

Речь Степинаца не имела никакого отно-
шения к существу прел’явленных ему обЕ®-
нений. что и было констатировано председа-
		ЗАГРЕБ, 5. (ТАСС). На состоявшемся
3 октября заседании суда по делу усташ-
ских преступников обвинитель продолжал
допрос Степинаца. Подсудимый отказался
сообщить что-либо по`поводу письма, кото-
рое ему привез от усташского генерала
Мошкова подсудимый Гулин. По требова-
нию обвинителя Гулин подробно рассказы-
вает о том, как он в сентябре прошлого года
отвез Степинацу письмо, которое было
условно адресовано «господину Степану».
В этом письме Мошков просил у Степинаца
ннформацию о положении в стране и о том,
какие имеются в стране крижарские терро-
ристические группы.

Далее обвинитель приводит ряд докумен-
тов, изобличающих архиепископа Степинаца
в грязных делишках. Гестаповец  Хочер,
пользовавшийся особым покровительством
Степинаца, был посвящен в сан священни-
ка. В организации «Карикас», призванной
оказывать помощь сиротам и подчинявшейся
архиепископу, царили злоупотребления, во-
ровство и разврат. Обвинитель приводит
массу документов, изобличающих некото-
рых священников в тягчайших преступле-
ниях. Напомнив, что все эти случаи, на ко-
	ниях. Напомнив, что все эти случаи, на Ко-
торые после освобождения Хорватии закон-
но и справедливо реагировали органы вла-
сти были изображены в «пасторском по-

i.