Беседа В, М, Молотова
е _Хиралем

Речь В. М. МОЛОТОВА на Napumonod Mu puoi эт, 10 В 1946 г.

Г-н прелеедатель. г-да делегаты!
	Вопрос. который мы сейчас обсужлаем,
— мирный договор © Румынией, предетав-
ляет большую важность для всей пробле-
мы восстановления мира в Европе и, 050-
бенно, в юго-восточной части Европы.
Сульба Румынии. если говорить о периоде
последних лет, весьма характерна для то-
го изменения обстановки в Европе, о кото-
ром все мы знаем. так как помним о <о-
бытиях. когла рушились фашистские ipe-
	зимы во вражеских странах и устанавли-
	вались демократические режимы. что озна-
чало коренную перестройку и переход на
новые современные рельсы жизни в этих
государствах.

Мы знаем, что Румыния как раз была
тем государством, которое решительными
	Обсуждение мирного договора < Румы-
нией выдвинуло и более общие проблемы.
Этому посодействовал. прежде всего, сена-
тор Ванденберг, который сделал центром
своего выступления проблему Дуная в це-
лом и вопрос о так называемых «равных
экономических ` возможностях».

Естественно, что мне также придется
остааовиться на этом вопросе.

Я должен сказать, что речь югославско-
го представителя Эд. Карделя была превос-
ходным ответом на выступления по вопро-
су о Дунае. а Также помогла раз’яскению
вопроса oO принципе «равных возможно-
стей», который возводится некоторыми
представителями Соединенных Штатов
Америки и Великобритании чуть ли не
в один из высших принципов нового вре-
мени. Тем самым моя задача значительно
здлетчена.
	Прежде всего, надо указать на то; что
хотят проблему Луная решить в мирных
договорах © бывшими сателлитами Герма-
нии, хотят, чтобы вопрос о режиме судо-
xoicTBa Ha Дунае был решен в порядке
предписания побежденным государствам.
В сущности говоря, хотят воеспользовать-
ся этим случаем, чтобы воестановить на
Дунае привилегированное положение неко-
торых великих держав, которым, видимо,
нет дела до суверенитета и до нацпиональ-
ных интересов придунайских государств,
но которые везде хотят диктовать и пред-
писывать свою волю. Намереваютея седе-
лать это таким образом, чтобы то, что будет
записано в мирном договоре, предписываю-
щем определенные условия побежденному
государству, — чтобы это относилось и к
другим придунайским госудадетвам (Юго-
славия, Чехословакия), которые являются
нашими союзниками, которые вместе с на-
ми дрались против общего врага и которым
мы не имеем права предписывать,-а должны
сохранять ‹ ними отношения дружбы и
развивать отношения дружественного с5-
трудничества. В одну кучу сваливают в
побежденные и союзные — госудадства,
только бы расчистить себе дороту — для
экономического влияния в районе Дуная.
Разве это можно считать правильным?
Разве это ведет в демократическому ми-
py?

Вопрос о Дунае ставится уже не в
первый раз после окончания войны. Еще
на Потедамекой (Берлинской) конференции
американское правительство поставило воп-
рос относительно режима Дуная, выдвинув
свой проект 0 «международном режиме
внутренних водных путей». В этом проекте
говорилось не только о режиме судоходства
на Дунае. но и о режиме судоходства на
Рейне, Олере и в Кильском канале, и, так
сказать, заодно выдвигался также вопрос
с режиме Черноморских Проливов. Такого
	благодарны Соединенчым Штатам Амери-
ки. При всем этом нельзя сказать, что
Соединенные Штаты относятся к чиелу
тех государств, которые понесли тяжелый
материальный ущерб во второй мировой
войне. которые разорены и обессилены в
этой войне. Мы радуемея, что этого не
случилось с нашим союзником, хотя нам
самим и пришлось пережить тяжелые
времена, последствия которых мы должны
будем залечивать в течение долгого ряда
лет.

Теперь, когда вы знаете факты, по-
ставьте рядом: е одной стороны, обеессилен-
ную войной Румынию или разоренную не-
мецкими и итальянскими фашистами Юго-
славию и, с другой стороны, — Соединен-
ные Штаты Америки, богатства которых во
время войны колоссально возроели, и вам
будет ясно, что на практике будет означать
осушествление принципа «равных возмож-
	‘ностеи». Предоставьте при таком положе-
	нии хотя бы в той же Румынии или Юго-
славии или в другом ослабленном войной
государстве так называемые «равные воз-
можности», скажем, для американского
капитала, т. е. возможности его неограни-
ченного проникновения в румынскую про-
мышленноеть, в югославскую промыпвлен-
ность И т, Д., ЧТО тогда останется от нацио-
нальной румынской промышленности или
от национальной югославской промытлен-
ности? Не так уж трудно понять, что если
дать волю американскому капиталу в разо-
ренных и обессиленных войной малых го-
сударствах; как этого хотят защитники
принципа «равных возможностей», то аме-
риканский капитал скупит местную про-
мышленноесть, сделает своей собственностью
наиболее интересные румынские, югослав-
ские и всякие другие предприятия и станет
хозяином в таких малых государствах. При
таком положении мы можем, пожалуй, до-
жить до того, что у себя на родине, вклю-
чив дома радио, вы будете слушать не
столько свою родную речь, сколько все но-
вые и новые американские пластинки и ту
или иную английскую пропаганду. Может
наступить такое время, когда у себя на
родине, придя в кино, вы будете смотреть
сбываемые за границу американские каф-
тины и притом не те, которые качеством
получше, а те, которых изготовлено по-
больше, но которые зато распространяются
и навязываютея за границей этентами
сильных, особенно разбогатевтих в годы
войны, фирм и кинокомпаний. Можно ли в
самом деле не замечать, что если на основе
осуществления принципа так называемых
«равных возможностей» на территории ма-
лых государств начнет без всяких ограни-
чений состязаться местная национальная
продукция © продукцией, выбрасываемой с
	с заводов и фабрик в Соединенных Штатах
	Америки или Великобритании, — что тогда
от самостоятельности и независимости этих
государств ничего не останется, ‘обобенно
если считаться с обстановкой послевоенно-
то периода. Разве не понятно, что такое не-
ограниченное проведение принципа «раз-.
ных возможностей» в данных условиях н&
практике означалю бы самое настоящее
экономическое вакабаление малых госу-
дарств и их подчинение господетву и про-
изволу сильных разбогатевших иностран-
		мерами освободилось от фалпистекото режи-
ма Антонеску, присоединилось к союзни-
кам и тем самым освободилось от позор-
ной роли прислужника гитлеровской Гер-
мании и открыло себе новый путь в рядах
союзников. Вместе с нами. вместе с союз-
ными войсками новая демократическая
Румыния повела после этого борьбу за раз-
пром Гитлера, принесла в этой борьбе нема-
лые жертвы, и заслуги в этом’ деле румын-
ского народа всеми нами признаются. До-
статочно сказать, что мы все признаем не-
обходимым и правильным решить в мир-
ном договоре вопрое о Северной Трансиль-
вании таким образом, как это отвечает ко-
ренным национальным интересам и жела-
ниям румынского народа.
	рода проекты лашь подчеркивают, Kak
односторонне ставится опять данный
вопрос, причем эта односторонноеть зохра-
няется в постановке вопроса о проблеме
Дуная и в настоящее воемя.
	Нас убеждают в том, что межлунарол-
ный режим Дуная был установлен еще на
Нарижекой конференции 1856 года, что
уже в течение 90 лет существует этот ре-
жим, создавший привилегированное поло-
	жение в бассейне Дуная для Англии,
Франции, Пруссии и некоторых других
недунайских государств. Нам заявляют
	и теперь, что это является чуть ли
не идеалом для режима на Дунае в напю
время. Но я наюмню сенатору Ванден-
бергу, что, когда происходила Парижская
конференция 1856 г. — 90 лет тому назад,
тогда были совсем доугие времена. До-
статочно сказать, Что тогда в Соединенных
Штатах Америки существовало еще неволь-
ничество для негров-——рабство в Америке
еще было не отменено. Что же касается
тех государств, о которых мы ‹ейчас го-
всрим, как © придунайских демократиче-
ских государствах, то тогда мало кто забо-
тился 06 их суверенитете, самостоятель-
ности и TOMY подобных вещах. Они в
большинстве случаев просто были на по-
ложении порабощенных наций.
	1-н Бевин не раз говорил, что Англия
теперь отказалась от империализма ХХ
века. Но, если не закрывать глаз, не 60-
яться правдьё и не заниматься тем, чтобы
веприятную правду называть нечестно-
етью, то времена 1856 года, мы конечно, с
полным правом можем считать временами
расцвета империализм» прошлого pera.
Так называемый международный режим на
Цунае был установлен именно в этот пе-
риод, столь типичный для имнериалисти-
ческой политики ХХ века. И если мы дей-
ствительно отказываемся от империализма
	^1А век» — хотя бы только от империа-
лизма прошлого века! — так почему же’
	мы ДОЛЖНЫ цепляться за эти. остатки им-
периализма пройденного периода? В середи-
не прошлого века, когда создавалел так
называемый международный режим на
Дунае, тогда не только не говорили о су-
цествовании демократических государств
в бассейне Дуная, но, как известно, не су-
ществовало и самого понятия «демократи-
ческое государство». Тотда был введен на
Дунае «международный режим», который
создавалея в порядке откровенного импе-
риалистического давления. А теперь нам
предлагают восстановление этих порядков
чод формулой «равных возможностей», под
предлогом защиты  принцина равенства
между государствами. Конечно, с этим ни-
как нельзя согласлться. Никто таких пред-
ложений всерьез принимать не будет.
	ходятся страны, которые особенно сильно
пострадали в этой войне. © другой сторо-
ны, именно в этом районе произошли важ-
ные политические изменения и образовав-
шиеся здесь молодые демократии еще не
имели времени, чтобы решить даже самые
неотложные проблемы послевоенного вое-
становления. В бассейне Дуная находятся
Румыния, Болгария, Венгрия, а также
Ютославия, Чехословакия и некоторые дру-
гие государства. Этим странам пришлось
пережить тяжелые времена во время вто-
рой мировой войны. Они сильно тюстрада-
ли в войне, они серьезно ослаблены и уже,
во всяком случае, никак не относятся Е
числу тех, кто нажился на войне. Я уже
не говорю о Советском Союзе, тяжесть
людских и материальных потерь которого
исключительно велика. о Советским прави-
тельством опубликованы к всеобщему све-
дению цифры и конкретные факты об этих
потерях. Только потери от военных разру-
шений, военного грабежа оккупантов и т. п.
определяются в 679 миллиардов рублей.
Если же взять все расходы Советского
Союза на нужды войны, то они в нескюль-
ко раз превосходят эту и без того колое-
сальную цифру потерь. Таково послевоен-
нов положение тех государств, которые
расположены в районе Дуная.

Есть. однако. другие государства, кото-
рые вместе с нами были в латере союз-
ников, н0, в счастью, пострадали мень-
пе, чем только что указанные мной го-
сударетва. Есть, наконец, и такие страны,
которые. несмотря на вынесенную ими
большую тяжесть борьбы против налиего
общего врага, вместе с тем сумели уве-
личить свон богатства за последние го-
ды. Возьмем хотя бы Соединенные Шта-
ты Америки.

Важдый из вас сможет найти в Париж
книгу «Мировой альманах за 1946 г.>.
В этой книге вы можете прочитать сле-
дующие цифры: национальный доход Со-
единенных Штатов Америки в 1941 г.
определялся в 96 миллиардов долларов,

в 1942 г. — 122 миллиардов долларов, в
1943 г. — 149 миллиардов долларов, в
1944 г. — 160 миллиардов долларов.

Таким образом за 4 года войны  нацио-
нальный доход Соединенных Штатов Аме-
рики увеличился на 64 миллиарда долла-
ров. В той же книге говорится, что весь
национальный доход Соединенных Штатов
в 1938 голу был равен 64 миллиардам
долларов. Итак, одно увеличение надиз-
нального дохода Соединенных Штатов
Америки за годы войны достигает такой
цифры, которая равна всей сумме нацио-
нального дохода Соединенных Штатов в
1938 г. 05 этих фактах нельзя не на-
помнить. Вчера здесь выступал предста-
витель Соединенных ИПРгатов Америки и
заявлял. что его правительство мотлю бы
обосновать претензии на 20 миллиардов
долларов репараций. если бы Соединен-
ные Штаты занялись подечетами своего
ущерба во время войны. Но едва ли та-
‘кие ‘заявления звучат >> Убетительно для
людей. которые знают факты.

Мы знаем, что Соединенные Штаты
проявили исключительно большие усилия
в этой войне, защищая свои интересы и
нашя общие пели. за что мы весе ‘тах
	Что же касается вопроса о Дунае, то
его нельзя решать наспех. Необходимо,
чтобы к этому вопросу. было серьезное
отношение и чтобы, занимаясь этим во-
просом, мы не ограничивались провозгла-
шением красиво выглядящих формул 0
«равных возможностях», а от которых
на практике тяжко придется многим и
многим народам, если позволить осуще-
ствлять такого рода принципы без вся-
ких ограничений, полагаясь только ‘на
умеренность аппетитов заинтересованных
групи и государств. Но если, господа, та-
кое мнение признать правильным, то ну-
жен и другой метод в решении таких
важных вопросов, как вопросе о режиме
судоходства на Дунае, и главное — ну-
жен другой метод в обращении ‘ве малы-
ми государствами, включая и малые по-
бежденные государства. В отношении ма-
лых побежденных государств тоже надо
соблюдать приличие, что тем более от-
	носитея к обращению © малыми нашими.
	узьями — союзными государотвами.

А что происходит на деле, с какими ма-
нерами на этот счет приходится иметь де-
ло в настоящее время?

На-днях в Экономическом и Социальном
Совете организации 0б’единенных наций
выстунал официальный представитель Coe-
диненных Штатов Америки по вопросу 5
речных ‹удах, захваченных американски-
ми оккупацлонными властями в верховьях
Дуная. Упомянутый представитель заявил,
что дунайский флот в составе 800 судов,
принадлежащих союзным и бывшим вра-
жеским государствам, захваченных амери-
канскими властями на Дунае, останется и
впредь в руках американских властей. Сре-
ди этих судов имеется 168 югославских
судов, 48 чехословацких судов, свыше
300 звентерских судов и т. д. Эти суда
могли бы теперь принести большую поль-
зу, если бы они были возвращены их за-
конным собственникам. Но Соединенные
Штаты отказываются возвратить эти суда
даже союзным странам — Чехословакии,
Югославии, открыто заявляя, что делается
эте для того, чтобы заставить придунай-
ские государства выполнить некоторые
требования Америка. До сих пор еще (С0е-
диненные Штаты не отдают Венгрии не
только захваченные американскими вла-
стями суда на Дунае, но не отдают и 060-
рудование ряда важных венгерских зазво-
дов, железнодорожный состав, скот и дру-
ге венгерское имущество, вывезенное са-
лашистами и немцами из Венгрии и попав-
шее в американскую оккунационную 30-
ку. Нельзя согласиться с такими приемами
обрашения с малыми государствами.

В самом деле, что получается?

Придунайские государства не хотят,
чтобы на Дунае, на их родине устанавля-
вали свои порядки недунайские государет-
ва. Кажется, это вполне естественно. В от-
BCT на это могущественные державы, He-

„
	i.
Проблема Дуная в прошлом
	нтября 1946 г.

ных фирм, банков, промышленных ROMTMA-
ний? Разве не ясно. что при таком прове-

ПАРИЖ, 1. (ТАСС). Сегодня министр
иностранных дел Советского Союза В. М.
Молотов принял главу испанского респуб-
ликанского правительства И министра
иностранных дел Хозе Хираля и имел с ним
продолжительную беседу. Беседа носила
дружественный хазактер.

—ы—ы—ы—
	Перед, референдумом
во Франции
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Генерал де Голль в
интервью, данном члену первого Учреди-
тельного собрания Жюлю Ук, высказался
против проекта конституции, который бу-
дет поставлен на всенародное голосование
13 октября. Де Голль угрожающе заявил,
что «если эта конституция будет принята,
то во Франции, будто бы, воцарятся анар-
хия и беспорядок». Де Голль утверждал,
что при нынешней международной обста-
новке во главе государства должен стоять
человек, облеченный значительной властью.

Заявление де Голля, в котором он при-
зывает избирателей голосовать против ут”
верждения новой конституции, встретало
отрицательные отклики со стороны боль-
шинства партий. После обращения де Голля
только одна партия — «Республиканская
федерация» (лидез Луи Mapex) — об явила
о своем присоединении к лагерю противни-
ков новой конституции. Но эта партия фак-
тически не представляет собой политиче“
ской величины.

Политическое бюро коммунистической
партии отметило в своем постановлении, что
де Голль «сопротивляется решению, приня-
тому представителями более чем 15 мил-
лирнов избирателей, и, таким образом, ста
новится представителем сил реакции».

Даже такие газеты, как «Фигаро» и
«Монд», поддерживающие де Голля, не со-
чли возможным согласиться с его ‘предло-
жением голосовать против Новой конститу:
ции. И та и другая газеты оценивают за
явление де Голля как «неудачный шаг» н
рекомендуют своим читателям голосовать
за утверждение новой конституции. По мне-
нию этих газет, отклонение конституции &
новые выборы в третье Учредительное соч
брание не изменили бы существующего ‹о-
отношения сил политических партий и даже
могли бы усилить влияние коммунистиче-
ской партии, и поэтому серьезной перераз
ботки конституции ожидать не приходится,

Печать партии «Народно-республиканское
движение» (МРП) также выражает несо-
гласие с предложением де Голля. Группа
левых радикалов и участников движения
сопротивления, в том числе Пьер Кот, Дрей-
фус-Шмидт, министр продовольствия Ив
	Фарж, Жюстен Годар, Жак Кайзер и дру-
гие, опубликовала обращение к избирате-
лям, в котором призывает голосовать за
утверждение новой конституции.

Исполнительная комиссия партии ради:
калов опубликовала по поводу обращения
группы левых радикалов и участников дви-
жения сопротивления «раз’яснение», в KO
тором именует членов этой группы «рас-
кольниками, которые были исключены из
партии радикалов».
			НЬЮ-ЙОРК, 12. (ТАСС). По сообщению
корреспондента агентства Ассошиэйтед
Пресс из Лиссабона, португальское прави:
тельство отдало утром 10 октября приказ
собрать в казармах все полицейские частя
н «антикоммунистический добровольный ле
гион», так называемый «лежьяон португе-
за». Одновременно были запрещены все
	дении «принципов равенства» в междуна-
	родной экономической жизни малые госу-
дарства будут жить по указке, по предпи-
санию, по приказам сильных иностранных
треетов и монополий? Разве за это мы бо-
ролись, когда били фашистских захватчи-
ков, гитлеровских и японских империали-
стов?

Если у вас все же имеется сомнение
	на этот счет, то прочтите то, что HB
шет сенатор Томас в последнем номере
журнала «Америкэн мэгэзин». В этом
	лурнала ‘амМоривэн мотезвн”. “ “eee”
распространенном американском журнале
он пишет: «Не случайно, что американ-
ские доллары часто являются инструмен-
том проведения нашей внешней полити-
ки». И дальше: «Напа политика долла-
ровой демократии оказывает помощь  на-
Wei внешней политике». Чтобы раз’яс-
нить свою мысль, сенатор Томас подроб-
но останавливается на ряде конкретных
вопросов. Он говорит дальше о том, чем
0б`яеняется предоставление последнего
американского займа Антлии и почему
Америка не должна была отказывать В
этом займе. Он об’ясняет тзкже мотивы
предоставления последнего займа Фран-
ции, имеющиеся планы предоставления
большого займа Китаю, говорит юб усло-
виях, на которых может быть предостав-
лен заем Польше, и т. п. Откровенный се-
натор весьма доволен такой. «долларовой
демократией» и верит в ее безграничные
успехи. Он, конечно, сторонник принципа
«равных возможностей», особенно в TOT
момент, когда Америка переживает пери-
од процветания, а многие друтие  стра-
ны -—— период послевоенного экономиче-
ского ослабления. Сторонники  «долларо-
вой демократии» размечталиеь теперь 0
захвате новых и новых экономических
позиций во всех частях мира. И теперь
немало американских капиталистов, меч-
тающих стать хозяевами целых госу-
дарств, завести в этих государствах свои
удобные для них порядки, используя до-
отказа временную особенно  благоприят-
ную для «долларовой демократии» поеле-
военную обстановку. Но никакое прави-
тельство демократическото государства не
может увлекаться такого рода захватни-
ческими планами, если оно дорожит своим
авторитетом и если оно понимает, в че-
му это может повести.

Во время войны союзники считали од-
ной из своих главных целей — добиться,
чтобы в Европе и других частях мира
не было фапгистсеких государств и чтобы
был расчищен путь для демократических
государств и их пронветания. Это не
значит, что в послевоенное время мы
должны сочувственно относиться к тем,
кто захотел бы употребить евои богатет-
ва и накопленное во время войны cocTo-
яние для использования послевоенных
трудностей малых и ослабленных войной
государств, хотя бы это и. делалось пох
предлогом провозглашения «принципа
равных возможностей». или «политики
	долларовой демократии», или вообще под   частные телефонные разговоры между Лис
эгидой каких-либо. хотя бы и селовеено   сабоном и Северной и Южной Португалией,
	приукрашенных,
		а также между Лиссабоном и Мадэидом.

Хотя эти меры официально никак не об .
ясняются, Ассошиэйтед Прессе сообщает,
что, по всей вероятности, португальское
правительство получило сообщение о том,
что в ближайшее время ожидается восста-
ние против режима Салазара, особенно в
Северной провинции, Утром 10 октября мо-
лодой португальский армейский офицер
		rT]
Hey
				Два метода в межклунаводных отношениях
	имеющие отношения к Дунаю, пускают
в ход все средства давления, чтобы заста-
вить придунайские государства пойти на
отказ от их законных прав. Разве эти
методы давления, методы нажима и запу-
гивания достойны демократаческих госу-
даретв? Разве эт соответствует целям
установления демократического мира?

Нам говорят здесь, что в Экономической
комиссии Конференции 8-ю голосами про-
тив 5 принято решение о созыве конферен-
ции по Дунаю, причем все первые восемь
голосов принадлежат странам, далеким от
Дуная, а все пять других голосов являют-
ся голосами  придунайских государств.
Казалось бы, что дело созыва конференции
по Лунаю должно быть предоставлено сз-
мим придунайским государствам, и нет
никаких оснований сомневаться в том, что
ри этом пострадали бы интересы союзни-
Ков и вообще интересы каких-либо другах
государств. Однако © этим не хотят ечи-
таться, как не хотят считаться и © тем,
Что созыв такой конференции еше совер-
ленно не подготовлен. И, тем не менее,
хотят навязать созыв конференции опре-
деленного состава по Дунаю, используя
длЯ этого сложившуюся здесь группировку
голосов против голосов всех придунайских
государств. Разве это правильно? Разве
такой метод соответствует  демократичес-
ким началам или интересам установления
демократического мира? Ни в какой мерс.
С такими приемами мы, разумеется, пе
можем согласиться.

Приведенные мною факты свидетельст-
вуют о том, какие неправильные манеры и
какие недопустимые методы пускаются в
ход на настоящей Конференции против ма-
лых государств. Однако мы не слышим
голосов протеста против этого со стороны
патентованных защитников малых rocy-
дарств, когда дело идет 9б интересах ма-
лых демократий на Дунае. Например. ав-
стралийская делегация и некоторые дру-
гие не раз выступали на Конференции с
претензиями на защиту прав малых госу-
дарств. Но котда дело допюю до нажима со
стороны Соединенных Штатов Америки и
Великобритании на малые  придунайские
государства, как австралийская делегация,
так и некоторые другие как бы не заме-
чают происходящего. Может быть, им
нравится такое обращение се малыми го-
сударствами, но Советский Союз © этим не
может <сотласиться. Советекий Союз счи-
тает недопустимыми такие методы воздей-
ствия на малые государства. Советский
Союз’ будет добиваться того, чтобы ¢ Ma-
лыми государствами обращались по-чело-
вечески. Нельзя допускать, чтобы сильные
державы, у которых <егодня много долла-
ров или фунтов стерлингов в кармане, по-
лучили возможность беспрепятственно
диктовать свою волю другим государствам,
предписывая направо и налево все, что они
захотят. Такая политика не даст хороших
результатов и.. натолкнетея на законное
		и малых государств. Такая политика 00-   убедил около 100 солдат в кавалерийских
	казармах около JlopTO начать восстание,
Захватив бронемашины, группа  направи-
лась в Лиссабон, но сдалась отряду мили“
	Как сообщают из достоверных источни-
ков, несмотря на го, что восставшие в Пор-
то сдались, другая группа захватила город
	речена на провал, не говоря о. том, что она
уже теперь терпит серьезные — морально-
	ужо теперь терпит серьезные  морально-
политические поражения O10 348 ADVE.
	Во всяком случае, Советекий Союз. как и   ГАРизованнои полиции.

а: м 5
	мвогие другие страны, © такими повадка-
ми, с такими метоламя установления меж-
	дународных отношений никогда не согла-   Коймбру, в 110 милях к северо-востоку 01
	Жиссаоона.
	Судебный процесс
американской фирмы
	«Атлантин энд Пасифин»
	ВБЬЮ-ИОРК, 12. (ТАСС). Как сообщает
корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс из Данвиля (штат Иллинойс), феде-
ральный суд вынес обвинительный приговор
по делу крупнейшей фирмы розничных про-
ловольственных магазинов «Атлантик энд
Пасифик», обвинявшейся в нарушениях за
кона против монополий. Суд оштрафовал
руководителей компании и ее филиалов на
175 тыс. долларов. Судья распорядился за-
держать выплату штрафа до тех пор, пока
высшая инстанция не рассмотрит апелляции
KOMI! HHH,

Вашингтонский корреспондент газеты
«П. М.», комментируя этот приговор, ука“
зывает, что процесс, продолжавшийся свы-
ше года, обнаружил, что в течение пот
следних двадцати лет компания, кроме об“
явленных прибылей, извлекла 8 млн. дол.
ларов сверхприбылей путем заведомого при
менения неверных весов и счетных машин.

В 1941 году компания контролировала
13,5 проц. всей бакалейной торговли в США.
	Притеснения словенекого
	меньшинства в Каринтии
	ВЕНА, 12. (ТАСС), Газета «Эстеррейхи:
ще фольксштимме» напечатала сообщение
своего корреспондента из Целоваца (Kaa
генфурта), котороб6 рисует невыносимые
условия существования словенского насе-
ления в Каринтии. Как пишет газета,
4 октября австрийские жандармы под ру-
ководством английской военной полиции
устроили облаву в некоторых, населенных
преимущественно словенами, дерсвнях Ка
ринтии. Жителям было запрещено поки-
дать свои дома, а детям — итти в дико
лу. Почти во всех домах производились
обыски, у жителей проверялись их доку“
менты, жандармерия искала, прежде все-
го, словенскую литературу. При этом по-
лицейские заявляли, что «все словенское
запрещено». Во время обысков не позво-
лялось даже говорить на словенском язы
ке. При облаве были арестованы Пауль
Сима из-за того, что У него нашли удо“
стоверение словенского Освободительного
фронта, бывший партизан Станислав Финч-
гер, поскольку у него оказалась книга C
портретом Тито, и др. В тот же день в
Блейбурге был арестован священник
Грумниг, Особенно провокационно вели
себя во время облавы несколько жандар-
мов, которые состояли раньше в гитле-
ровской партии.
	сится. Пусть те, у кого много долларов.
используют их в хороших целях, — ска-
	ъем, в случае нужды на ликвидацию 9ез-
работицы и на другие нужды своего госу-
	царства, & также на развитие нормальных

торговых отношений © другими странами.
Однако нельзя сочувствовать тому, чтобы
та или другая сильная держава пыталась
использовать свои временные преимуще-
ства в период, когда еще у многих стран
не залечены раны. нанесенные  войной, и
когда еще у них так серьезны трудности
переходного периода послевоенных дот.
Особенно же недопустимо, чтобы сильные
державы агрессивно вели себя в отноше-
нии малых стран и чтобы они прибегали к
методам давления и бесцеремонно навя-
зывания своей воли другим государетвам.
	Существуют IBA прямо противополож-
ных метода в международнои жизни. Один
метод, хоропю всем известный из далеких
времен — метод насилия и господетва, для
которого все стедства нажима хороши.
Другой метод, еще, правда. недостаточно
питроко развитый, — метод демократиче-
ского сотрудничества, основанный на при-
знании принципа фавноправия и закон-
ных интересов веех, больших и малых го-
суларств. Мы не сомневаемся в том, что,
несмотря на все препоны, метод лемократи-
ческого сотрудничества между странами, в
конце концов, победит.
	теперь, когда мы достигли победы над
гитлеровской Германией и империалисти-
ческой Японией, а также над их <оюзника-
ми, у всех стран, которые были втянуты
в круговорот войны, много серьезных дел и
еще много нерешенных задач. Однако на-
роды не бездейст” ют. Отни государства
более или менее уже оправились ити on-
равляются от войны, другие — еще не оп-
равились и только теперь взялись по-на-
стоящему за дело. Но, господа, у нас не
должно быть сомнения в том, что демокра-
тические страны — даже самые молодые
13 них — имеют достаточно жизненных
примеров, чтобы нащупать. верный путь к
тому, чтобы восстановить утерянное, под-
нять свои экономические ресурсы и обес-
печить прочное благополучие своего наро-
да. Нельзя только топускать. чтобы какие-
либо внешние силы мешали этому и чтобы
нарупалиюкь права народов, завоеванные в
тяжелой, а иногда и прямо самоотверяен-
ной борьбе. Тогда все демоктатические
страны развернут полностью свои силы,
покажут себя в великих делах своих на-
родов, и мы все будем радоваться их успе-
хам. (Аплодисменты).
	il,
„Равные возможности“ и „долларовая
	демократия“

В последнее время любят говорить 9   ствительным защитникам принципов ра-
принципе так называемых «равных во3-   венства в отношениях между государства-
можностей». Дескать, что может быть   ми. Почему же в таком случае не защи-
	— 12 октября
	дучше такого принципа, когда для всех го-
сударетв без дискриминации устанавли-
ваются равные возможности. Пэедстави-
тели этого мнения выступают теперь, как
современные борпы за принцип равенства
в отношениях между государствами. Но в
таком случае, господа. давайте говорить о
принципах равенства всерьез, по-честному.

Не только Дунай — водный путь, имею-
щий важное международное значение.
Беть и другие водные пути, которые имеют
еще более важное международное  значе-
ние. Ведь не только некоторые речные пу-
ти имеют международное значение, но, как
известно, морские пути и тем более пути,
совдиняющие океаны, имеют гораздо более
важное международное значение. чем лю-
бые речные системы. Если мы  действи-
тельно хотим защищать принцип «равных
возможностей» в вопросе о водных путях,
давайте проволить этот принцип поеледо-
BaTeIbHO — так, как это полагается дей-
	ЗАЛАХ — Государственной публичной

библиотеки имени `Салтыкова-Шедрина
в Ленинграде открылась выставка, посвя-
щенная выходу в свет первого и второго
томов Сочинений И. В. Сталина. На вы-
ставке представлены материалы, OTHOCH-
щиеся к 1901—1913 гг. Среди материалов—
грузинская газета «‹Элва» («Молния») от
	1/7 марта 1396 года. На ee пожелтевших
страницах — статья товарища ‘Сталина
«Аграрный вопрос», вошедшая сейчас .B
первый том Сочинений. Привлекает внима-
ние работа товарища Сталина «Анархизм
или социализм?», которая печаталась в
большевистских газетах «Чвени Цховреба»
(«Наша жизнь») и «Дро» («Время»). Посе-
тители выставки, сообщают «Известия», с
глубоким интересом. читают страницы пер-
вого номера газеты «Правда», вышедшего
22 апреля 1912 года. Передовая статья в
этом номере — «Наши цели» принадлежит
перу товарища Сталина. Выставку уже по-
сетили тысячи ленинградцев.
	щаем принципа «равных возможностей» в
отношении таких путей, где особенно ве-
лики интересы многих государств? Hy,
скажем, Суэцкий канал или Панамекий ка-
нал. В обоих этих водных путях заинтере-
сованы многие государства. Если же мы
должны стать большими патриотами прин-
Tana так называемых «равных возможно-
стей», давайте в таком случае поговорим
о том, чтобы применить этот принцип и в
данном случае. Согласны ли защитники
принципа «равных возможностей» приме-
нить этот принцип в Суэцком канале? Co-
гласны ли защитники принципа «равных
возможностей» применить этот принцип
также в Панамском канале? Не следовало
бы обходить эти вопросы. Рано или поздно
все равно мы придем к этим вопросам.
Что же касается Дуная, то, помимо всего
прочего, здесь мы имеем в настоящее вре-
мя спепифическое положение, с которым
нельзя не считаться. В бассейне Дуная на-
		ТЕЧЕНИЕ шести недель в Советском

Союзе находились секретарь Англо-Со-
ветского парламентского комитета г-н Коатс
н гжа Коатс. За время своего пэоебывания
в СССР г-н и г-жа Коатс посетили Москву,
Ленинград, Сталинград, а также Узбек-
скую, Казахскую и Таджикскую Советские
Социалистические Республики. Вчера заме-
ститель председателя Правления ВОКС
А. В. Караганов дал завтрак в ‘честь
г-на и г-жи Коатс. На завтраке присутст-
вовали заместитель министра высшего обра-
зсвания СССР В. И. Светлов, заместитель
министра просвещения РСФСР И. П. Кон-
даков, А. А. Сурков и др. В тот же день
г-н и г-жа Коатс выехали из Москвы. На
Ленинградском вокзале гостей провожали
представители ВОКС.
	*
ЗАМЕСТИТЕЛЬ Министра Иностранных
дел СОСР В. Г. Деканозов принял
Чрезвычайного и ` Полномочного Посла
Мексики г-на Луиса Санчес Понтон, в <вя-
зи < предстоящим вручением им веритель-
ных грамот Председателю Президиума
Верховного Совета СССР.   .