Выступление Ф. Т. Гусева на пленуме
Парижской Мирной конференции по договору
с Венгрией 12 октября 1946 гола
	ны. Мы считаем, что в интересах как
самих стран, которые вышли из вой-
ны, так и в интересах дальнейших
взаимоотношений этих стран с Совет-
ским Союзом установление дружест-
венных нормальных политических и
экономических отношений между
этими странами служит делу установ-
ления мира.
	Делегация Соединенных Штатов
внесла поправку о сокращении сум-
мы репараций с Венгрии в пользу Со-
ветского Союза, Югославни, Чехосло-
вакии и выступила в защит своей
поправки на заседании экономической
комиссии.
	Мы могли бы порекомендовать де-
пегации США, что если у нее имеется
желание быть щедрой, то она может
это сделать за свой счет, а не за счет
пругих государств.
	Советская делегация неоднократно
подчеркивала в своих выступлениях
на заседаниях комиссий и на конфе-
ренции, какое значение она придает
репарациям, которые являются лишь
незначительной частью возмещения
причиненного ущерба. Мне нет необ-
ходимости повторять еще раз наши
доводы.

Советская делегация настаивает
на принятии статьи 21-й проекта мир-
ного договора в редакции Совета ми-
нистров.

Венгрия может и должна выпол-
нить принятые ею обязательства по
репарациям Советскому Союзу.
		Советская делегация считает,
добрые намерения некоторых делега-
ций оказать содействие и помощь
Венгрии в деле ее экономического
восстановления могли бы быть осу-
ществлены прежде всего путем воз-
вращения венгерского имущества,
увезенного немцами и салашистами из
Венгрии, а сейчас находящегося под
контролем союзных властей. Осуще-
ствление этого мероприятия могло бы
значительно ускорить процесс эконо-
мического восстановления и, выполне-
ния Венгрией своих первоочередных
обязательств по репарациям; а также
по другим обязательствам перед со-
юзниками.
	Советская делегация предлагает
конференции принять ее предложения
по статье 25-й о венгерских активах
на территориях союзных и соединен-
ных держав и по статье 26-й о праве
Венгрии на реституцию вывезенного
имущества, а также по восстановле-
нию прав на венгерскую  собствен-
ность на территории Германии.
	Принятие этих предложений могло
бы оказать содействие делу экономи-
ческого возрождения Венгрии.

Политическая комиссия для Венг-
рии обсуждала предложения чехосло-
вацкой делегации о переселении
209.000 венгров из Чехословакии в
Венгрию. Советская делегация высту-
пала в его защиту, считая это пред-
ложение справедливым. Опыт Мюн-
хена, Венского арбитража и наличие
среди некоторых венгерских реакци-
онных кругов ревизионистских наст-
	то время правительство США предла-
гало создать специальную комиссию
‘из представителей США, СССР и Со-
единенного Королевства с целью со-
ставления плана экономического вос-
становления Венгрии.

Советское правительство не могло
согласиться с предложением прави-
тельства США, так как осуществле-
ние этого предложения привело бы
к отстранению зенгерского  прави-
тельства от руководства экономиче-
ской жизнью страны и к неоправдан-
ному вмешательству во внутренние
дела страны.

Опыт истекшего года показывает,
что новое правительство Венгрии,
ставшее на путь демократических пре-
` образований страны, успешно справ-

‘ляется © задачами экономического
	 восстановлення. Достаточно указать,
	что за это время венгерское прави-
	тельство провело воренную аграрную
реформу, значительно увеличило про-
мышленное производство, провело
финансовую реформу,  осуществив
стабилизацию валюты и другие ме-
Вы =

Совершенно очевидно, что процесс
экономического восстановления Вен-
грии был бы более быстрым, если бы
венгерское правительство получило
обратно имущество, вывезенное нем-
цами и салашистами, находящееся
сейчас под контролем американских
властей на территории Германии и
Австрии. Как известно, венгерское
правительство неоднократно обраща-
лось с просьбой к американским вла-
стям вернуть венгерское имущество,
но просьбы Венгрии не были удовле-
творены.

Если делегация США имеет дей-
ствительное намерение оказать со-
действие и помощь Венгрии в деле её
экономического восстановления, то
она имела полную возможность осу-
ществить это намерение путем воз-
вращения Венгрии ее имущества,
весьма необходимого для восстанов-
ления её хозяйства.

В целях экономического облегче-
ния для Венгрии советская делегация
внесла в проект догозора статью 26
о признании за Венгрией права на ре-
ституцию венгерского имущества, на-
ходящегося на территории Германии,
а также предложение об отмене огра-
ничений в отношении венгерской соб-
  ственности на территории Германии
и на территории других стран, при-
нимавших участие в войне на стороне
Германии.
  Это предложение встретило возра-
  жение прежде зсего со стороны де-
легании США и некоторых других
делегаций и не было принято эконо-
мической комиссией.

Известно, что правительство США
не пред’являет претензий к Венгрии
  на репарации, но оно не желает при-
знать права Венгрии на реституцию
имущества. Не будет ли и это иму-
щество использовано в качестве сред-
ства политинеского давления на де-
мократическое правительство Венг-
рии?

Советская делегация внесла пред-
ложение по статье 25-й о восстанов-
лении права Венгрии и ее граждан
на активы на территории союзных
и соединенных держав.

Это предложение также встретило
возражение CO стороны делегации
США и не было принято экономиче-
ской комиссией.

Делегация США, ссылаясь на эко-
номические затруднения Венгрии и,
видимо, желая облегчить эти затруд-
нения за счет СССР, Югославии и
Чехословакии, внесла на заседании
экономической комиссии предложение
сократить репарации < Венгрии в
пользу СССР, Чехословакии и Юго:
славии с 300 до 200 млч. долларов,
но это не больше, как демонстратив-
ный акт, направленный против закон-
ных прав Советского Союза, Югосла-
вии и Чехословакии.

Важно отметить, что сама венгер-
ская делегация не обрапкалась с та-
кой просьбой к Мирной конференции.
Она заявила, что выполнение своих
обязательств по репарациям она счи-
тает своим долгом.

Делегация США — мотивировала
свою поправку тем, что Венгрия яко-
бы испытывает непосильное для её
экономики бремя репараций.

Действительно ли репарации пред-
ставляют такое непосильное бремя
для Венгрии?

Известно, что условиями перемирия
с Венгрией общая сумма репараций
определена в 200 млн. американских

чении труда советского педагога, рас-
крыть средствами искусства TOT BBI-
сокий смысл, какой вкладывают CO-
ветские люди в слово «учитель», те
идейные и моральные качества, кото-
рые делают советского учителя пере-
ловым человеком нашего времени. Ка-
ковы же оказались практические ре-
зультаты этого замысла?

В новогоднюю ночь в глухом селе
за Камой в местной школе собирает-
ся небольшюй преподавательский кол-
лектив. Здесь и старые учителя, вы-
росшие и сформировавшиеся в. усло-
виях дореволюционной, земской шко-
лы, и молодежь — питомцы совет-
ских педагогических институтов.
Здесь и новый директор школы, де-
мобилизованный Ффронтовик, только-
что прибывший на место своего на-
значения. Спор, возникающий между
ними, спор о ценности и значении
учительского труда и определяет, так
сказать, весь’ дальнейший идейный
конфликт пьесы.

Для педагога Зарубина, оказавше-
гося здесь в силу обстоятельств эва-
куации, профессия учителя — дело
почетное, уважаемое и даже любимое,
но удовлетворенность им зависит от
обстановки, от характера и масшта-
бов работы. Провести свою жизнь В
условиях сельской школы Зарубину
кажется подвигом, на который он. по
его словам, никак не способен. Оши-
бочность этой концепции раскрывает
Корин, новый директор школы, сме-
нивший на этом посту того же Зару-
бина. Труд сельского учителя для не-
го — не подвижничество, а захваты-
вающая и интересная работа, увлека-
тельнейший процесс творчества, фор-
мирующего мировоззрение и характер
ребенка.

На стороне Корина — супруги Во-
робъевы, полвека проучительствовав-
шие в деревенской глуши и воспитав-
шие за эти годы четыре тысячи моло-
дых людей («собрать вместе — целая
пивизия»), на стороне Зарубина —
	Участие и роль фашистской Венг-
рии в войне на стороне -итлеровской
Германии против союзных стран и в
первую очередь против Советского
Союза хорошю известны. Венгрия бы-
ла последней из стран — сателлитов
Германии, которые порвали свои отно-
шения с Германией и вышли из вой-
ны против союзных стран. Старая
Венгрия была одной из стран, тесно
связанных с Германией. Теперь стало
известно из опублихованных докумен-
тов германского министерства иност-
ранных дел, что еще до возникнове-
ния войны з Европе фашистские пра-
вители Венгрии вместе с Германией
подготовляли военные планы против
Чехословакии и других соседних
стран. Фашистские правители Венгрии
добились путем двух Венских арбит-
ражей отторжения значительных тер-
риторий как от Чехословакии, так и
от Румынии. В результате так назы-
ваемых «венских наград» фашистская
Венгрия предоставила себя зв полное
распоряжение Германии и в течение
всей войны поставляла ей солдат,
продовольствие, ‘сырье и всё необхо-
димое для войны. Венгерские диви-
зии и карательные экспедиции на тер-
ритории Белоруссии, Украины и дру-
гих районов СССР отличались своим
жестоким подавлением партизанского
движения и карательными мерами
против гражданского населения. Вен-
герские войска на территории Совет-
ского Союза причинили немало раз-
рушений народному хозяйству, стра-
ланий и лишений гражданскому насе-
лению.

Известно, что после того, как Ру-
мыния, Болгария и Финляндия порва-
ли с Германией и вышли из войны
против союзных держав, бывшие пра-
вители Венгрии делали попытку вый-
ти из войны. Однако этому помешали
оголтелые венгерские гитлеровцы —
салашисты, которые захватили власть
в свои руки и превратили страну в
арену ожесточенной борьбы против
наступающей Красной Армии. После
тяжелой и кровопролитной борьбы в
районе Будапешта и в других местах
Венгрии подготовлявшееся контрна-
ступление германской армии на Бал-
канах было сломлено, и остатки гер-
манской армин вместе с продажными
салашистами были изгнаны с терри-
тории Венгрии. При отступлении са-
лашисты увезли на территорию Гер-
мании и Австрии значительную часть
имущества и ценностей венгерского
государства. Последствия этого ог-
рабления Венгрия испытывает самым
тяжелым образом до настоящего вре-
мени. По сведениям нового демокра-
тического правительства Венгрии,
немцы и салашисты вывезли из Вен-
	грии наиболее ценное имущество на’
	сумму до 3 млрд. долларов. Вот неко-
торые венгерские данные, позволяю-
щие нам составить некоторое пред-
ставление о размерах этого имуще-
ства:

1. Локомотивы — 1.320.

2. Железнодорожные вагоны: пас-
сажирские — 4.964, товарные—50.466.

3. Легковые и грузовые автомоби-
ли, мотоциклы и др. — 63.900 единиц,

4. Пассажирские и грузовые паро-
холы, баржи, пловучие краны, понто-
ны, зсего —370 единиц.

5. Машины, оборудование, сырье,
полуфабрикаты и промышленная про-
дукция 415 важнейших фабрик, заво-
дов и мастерских.

6. Рогатый скот — 605 тыс. голов.

7. Лошадей — 250 тыс. голов.

8. Свиней — 1.500 тыс.

9. Овец — 500 тыс.

Размеры вывезенного имущества
показывают, что венгерской экономи-
ке был нанесен значительный ущерб,
что возвращение этого имущества
Венгрии могло бы способствовать бы-
строму экономическому восстановле-
HHTO.

Советская делегация считает необ-
ходимым напомнить об этом, чтобы
у членов конференции было правиль-
ное представление о действительном
экономическом положении Венгрии.
Это тем более необходимо, что неко-
торые делегации, в частности деле-
тации Соединенных Штатов, при об-
суждении экономических статей до-
товора в экономической комиссии
проявляли заинтересованность и даже
некоторое беспокойство по Поводу
экономического положения Венгрии.
Следует отметить, что еще до KOH-
ференции правительство США вело
нотную переписку с правительством
СССР пою поводу экономического и
финансового положения Венгрии. В
	Tema
и пьеса
&
	«ЗА КАМОЙ-РЕКОЮ»
В МОСКОВСКОМ
ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
		роений являются доказательством
справедливости опасений чехослован-
кого правительства и об’ясняют его
стремление создать однородное по на-
циональному составу государство.
Такое решение было бы в интересах
устранения препятствий на пути ‘уста-
новления прочных дружественных от-
нсшений между Чехословакией и
Венгрией и, следовательно, в интере-
сах установления прочного мира в
Центральной Европе. Некоторые де-
легации на заседании комиссии, как
делегании США и Соединенного Ко-
ролевствра, не поддержали предложе-
ния чехословацкой делегации, что
создает впечатление, будто они не
заинтересованы в том, чтобы разре-
шить все спорные вопросы, которые
можно разрешить сейчас с тем, что-
бы устранить в дальнейшем возмож-
ные споры и недоразумения между
Чехословакией и Венгрией. Советская
делегация считает, что в интерегах
обеих непосредственно заинтересован-
ных стран, как Чехословакии, так и
Венгрии, а также в интересах уста-
новления мира в этой части Европы
было бы правильным разрешить, на-
конец, вопрос о переселении 200.000
венгров из Чехословакии в Венгрию.
Политическая комиссия приняла
предложение о двусторонних пере-
говорах между Чехословакией и Вен-
грией о переселении 200.000 венгров.
Советская делегация позволяет себе
выразить уверенность в том, что пе-
,еговоры между Чехословакией и
Венгрией приведут к успешному раз-
решению этого вопроса, что будет
содействовать установлению добросо-
седских отношений между Чехосло-
вакией и Венгрией и делу мира в Ев-
  pone.
	При обсуждении проекта мирного
договора с Венгрией советская дел®-
гация не намерена повторять свои до-
воды против включения в договор
статьи 33-й, содержащей постановле-
ния, касающиеся Дуная. При обсуж-
дении проектов договоров с Румыни-
ей и Болгарией советская делегация
уже изложила свою точку зрения по
вопросу о Дунае. Советская делега-
ция не считает необходимым вклю-
чать в мирный договор с Венгрией
какие-либо постановления, касающие-
ся Дуная.

В заключение советская делегация
считает необходимым отметить, что
новая Венгрия, порвавшая с тяжелым
наследием фашистского прошлого и
ставшая на путь демократического
развития и преобразования страны,
признает свои обязательства по Усло-
виям перемирия и стремится их вы-
полнить. Советское правительство
уже предприняло со своей стороны
ряд мер для того, чтобы облегчить
Венгрии выполнение ее обязательств,
ин оно надеется, что другие делега-
ции, от которых это зависит, примут
со своей стороны меры содействия
возрождению новой Венгрии и не бу-
рут настаивать на дополнительных
экономических обязательствах для
Венгрии. Этим мы окажем действи-
тельную помощь Венгрии там, где это
возможно и необходимо.
	лолларов для СССР и 100 млн. дол-
ларов для Югославии и Чехослова-
кии. Советский Союз, которому при-
надлежала инициатива в этом деле,
пред’явил Венгрии весьма скромные
репарационные претензии по сравне-
нию с тем огромным ущербом, кото-
рый был нанесен народному хозяйст-
ву нашей страны Венгрией во время
войны. В соответствии с Условиями
перемирия СССР и Венгрия заключи-
ли соглашение о репарационных по-
ставках. В 1945 г. Венгрия поставила
Советскому Союзу товаров на сумму
в 10,5 млн. долларов. С другой сто-
роны, по советско-венгерскому тор-
говому соглашению Венгрия получи-
ла от Советского Союза в 1945 г.
товаров на сумму 6,3 млн. долларов,
что содействовало облегчению эконо-
мических трудностей Венгрии. Если
принять во внимание общую сумму
поставок в счет репараций для СССР
в 1945 г. и общую сумму товаров, ко-
торые были получены Венгрией из
СССР по торговому соглашению, то
сумма репараций превышает товарные
поступления из СССР всего лишь на
4,2 млн. долларов.

Ясно, что такая сумма репараций в
1945 г. не явилась обременительной
для Венгрии, хотя это пытаются здесь
доказать вопреки точным фактам.

Учитывая экономические трудности
Венгрии, советское правительство по-
шло навстречу пожеланиям BeHrep-
ского правительства и продлило срок
оплаты репараций с 6 до 8 лет. Совет-
ское правительство полностью осво-
бодило Венгрию от уплаты штрафа в
сумме 6 млн. долларов за невыполне-
ние в срок поставок в первом году
действия соглашения.

В июле 1946г. венгерское прави-
тельство предложило  пересмотрен-
ный план репарационных поставок
на ближайшие годы. Советское пра-
вительство полностью удовлетворило
и это пожелание венгерского прави-
тельства.

Несмотря на все это, делегация
СИТА предлагает сократить общую
сумму репараций с Венгрии. Что оз-
начает это предложение делегации
США?

На основе Условий перемирия Со-
ветский Союз, Югославия и Чехосло-
вакия заключили соглашения с Венг-
рией о репарационных поставках.
Венгрия знает, какие товары она дол-
жна подготовить для репарационных
поставок. ‘В планах восстановления
народного хозяйства СССР  преду-
смотрены виды и сроки поставок TO-
варов, необходимых для того, чтобы
восстановить разрушенные районы
СССР. Примите во внимание и то, что
в то время как СССР, Югославия и
Чехословакия, с одной стороны, и
Венгрия — с другой, договорились о
плане репараций и уже больше года
выполняют этот план, делегация
СПТА предлагает отменить этот план
я тем самым задержать восстановле-
вие народного хозяйства СССР, а в
конечном счете — поссорить СССР с
Венгрией.

Здесь только что до меня выступал
представитель Австралии, который
прямо заявил, что он ‘усматривает
опасность в том, что Советский Со-
юз заключает двусторонние соглаше-
ния с соседними бывшими вражески-
ми странами. В чем же австралийский
представитель усматривает эту опас-
ность? Не в том ли, что путем дву-
сторонних соглашений Советский Со-
юз урепулировал вопрос о репараци-
ях, уже предрешенный Условиями
перемирия? Не в том ли, что Совет-
ский Союз заключил торговое согла-
шение с Венгрией и поставлял Венг-
рии столь необходимые для ее эконо-
мики товары? Если в этом усматривает
австралийский поедставитель  опас-
ность, а об этом он сегодня совершен-
но ясно говорил, то спрашивается:
каких же отношений хотел бы австра-
лийский представитель между Совет-
зким Союзом и пограничными © ним
бывшими вражескими странами? Ви-
димо, австралийскому представителю
не нравятся нормальные и дружест-
венные отношения межлу Советским
Союзом, с одной стороны, и Румыни-
ей, Болгарией, Венгрией, Финляндией
— с другой. Я думаю, что конферен-
ция согласится с тем, что такие вы-
сказывания на нашей конференции не
служат делу установления мира, не
служат установлению добрососедских
отнонений между странами после вой-
	молодая, несколько  экзальтировав-
ная Катя Калитина, мечтающая ©
большом счастье и больших делах.
Зарубин любит ее, хлопочет об ее вы-
зове в центр, о зачислении в аспи-
рантуру и как будто встречает пол-
ное сочувствие и своим взглядам, и
своим намерениям.
	Однако в конфликте Корин — Зару-
бин именно ей и положено автором ут-
вердить правоту первого и неправоту
второго. Драматургически это сдела-
во очень проето. Сначала мы видим
Калитину в отиюзиции к новому ди-
ректору школы, ведущей себя вызы-
вающе грубо и дерзко. затем смущен-
ной и заинтересованной, потом влюб-
ленной и колеблющейся и, наконец,
лубоко убежденной единомышленни-
цей Корина, воспринявшей и его отно-
шение к работе в «глухой провинции»,
и его взгляды на труд учителя. В ре-
зультате отвергнутый Зарубин уезжа-
ет в одиночестве, а Катя, отказавшись
от аспирантуры, остается учительст-
эовать в той же школе, найдя здесь
и свое счастье и большое любимое
дело.

Такова примерно сюжетная схема
пьесы. В ней многое вызывает недо’
умение и прежде всего основной ее
сюжетный конфликт. Разве сельский
учитель в нашей стране не имеет пра-
ва на дальнейшее образование, на
свой творческий рост? Разве смысл
его дела предполагает отказ от аспи-
рантуры и от научной работы в буду-
шем? Разве нельзя с одинаковой са-
моотверженностью и любовью к де-
лу педагога работать и в городе, и
в деревне? И кто у.нас всерьез, так
сказать, «идейно» будет  противо-
поставлять рабъту в центре работе на
	/ периферии, кроме обывателей и себя-
	любиев, заинтересованных ЛИШЬ В
своих личных удобствах? Если За-
рубин оказался таким себялюбцем, то
и никакого конфликта нет. Просто-
напросто затесался в семью честных
советских людей мелкий человечиш-
	На Парижской Мирной конференции

Вечернее заседание 12 октября
	Голосование статей проекта мирного договора
с Венгрией
	ПАРИЖ, 13. (ТАСС). Вчераш-
нее вечернее заседание пленума
Мирной конференции было посвя-
щено постатейному голосованию про-
екта мирного договора с Венгри-
ей. Как уже сообщалось, дискуссия,
предшествовавшая голосованию, В
основном развернулась вокруг во-
просов о венгерских репарациях, о
переселении 200.000 лиц венгерской
вациональности из Словакии в Вен-
грию, а также вокруг дунайской
проблемы. Ряд делегатов, в частно-
сти делегат Югюславии, указывал
на то, что, пользуясь «арифметикой
голосования», главные страны англо-
американского блока пытаются на-
вязать малым государствам такие
решения, которые идут вразрез с ин-
тересами этих государств и по су-
ти дела являются вмешательством в
их внутренние пела. Особенно ясно
цроявляется эта тенденция в прел-
лагаемом Соединенными Штатами
Америки и Англией решении дунай-
ской проблемы.
	Пленум конференции единодушно
„побрил ряд согласованных Советом
министров иностранных дел статей
по территориальным, политическим
и экономическим вопросам, в част-
ности статью, предусматривзающую
отмену решений Венского арбитража
и исправление  венгеро-чехослован-
кой границы в районе Братиславы в
пользу Чехословакии.
	Полный провал потерпели наскоки
ва согласованное решение о венгер-
ских репарациях в пользу Советского
Союза, Чехословакии и Югославии,
предусматриваюшее выплату  Вен-
грией репараций на сумму 300 млн.
долларов в течение 8 лет. Предста-
вители США и некоторых других
стран подвергли это решение оже-
сточенным нападкам в комиссии по
экономическим вопросам для Бал-
кан и Финляндии. Комиссия отверг-
ла эти домогательства. Однако во
время вчерашних заключительных
прений по проекту мирного договора
с Венгрией на пленуме конференции
представители США и Австралии
снова выдвинули требование о со0-
кращении венгерских репараций до
200 млн. долларов. Они голосовали
против статьи о репарациях в том
виде, в каком эта статья была
выработана Советом министров
иностранных дел. Однако она была
олобрена болынинством 11 голосов
поотив двух при 8 воздержавшихся.
	В голосовании по ряду других по
ложений мирного поговора с Вен=
грией ешё раз сказалась та тактика,
 оторой придерживаются на Мирной
конференции лелегаты стран англо-
американского блока. Это. прежде
всего, относится к положениям оре-
жиме торгового судоходства на Ду-
нае и определению размера компен-
саций за ущерб, причиненный иму-
шеству союзных стран и их граж-
дан. Позиции различных лелегаций
в этих вопросах уже были освеще-
ны в нашей печати. Делегация Со-
кетского Союза, поддержанная деле-
гациями Чехословакии, Югославии,
Украины, Белоруссии, Польши, на-
стаивала на том, чтобы решение ду-
найской проблемы было предостав-
лено самим придунайским государст-
вам. Предложение Соединенных Шта-
тов Америки и Великобритании, ис-
ходящее из стремления вмешаться
в дела придунайских стран и навя-
зать им свою волю, сводилось К
тому, чтобы решить вопросы о ре-
жиме торгового судоходства на Ду+
hae без учета интересов придунай-
ских государств.

В вопросе о компенсациях, кото-
рые должна уплатить Венгрия за
ущерб, причиненный имуществу Об’-
единенных наций и их граждан, де-
легания Советского Союза настаива-
ла на поинципе частичного возмеще-
ния, тогда как делегаты Великобри-
тании требовали 100-процентной
компенсации.

При голосовании по этим вопро-
сам, как и при голосовании аналогич-
ных статей проектов догозоров с Ру
мынией и Болгарией, голоса 21 де-
` легации раскололись в пропорции 15
против 6. Таким образом, было при-
нято явно несправедливое решение
06 установлении режима судоходст-
ва на Дунае и о созыве дунайской
конференции. Было также принято
предложение, обязывающее Венгрию
выплатить компенсацию в размере
75 проц. суммы ущерба, причинен-
ного имуществу Об’единенных на-
пий и их гражданам.

Следует отметить, однако, что не-
которые предложенчя Великобрита-
нии по экономическим вопросам, В
частности, изложенные в приложе-
нии 5 к проекту мионого договора,
о контролерах, сроках давности
и др., не получили большинства го-
лосов. Вчера было закончено голо-
сование по всем статьям проекта
мирного договора с Венгрией.
	ПОДГОТОВВА Н ПРОВЕДЕНИЮ В РУМЫНИИ
ДНЯ РУМЫНО-СОВЕТСНОЙ ДРУЖБЫ
		Празднование AHA  румыно-совет-
ской дружбы будет проходить па
всей стране.

20 октября в Румынии откроется
до 25 выставок, посвященных раз
личным областям жизни и труда на-
родов Советского Союза. К праздни-
ку приурочиваются также открытие
института `румыно-советской культу-
ры и выход первого номера периоди-
ческого научного издания «Румыно-
советская летопись». По всей стране
состоятся концерты русской музыки,
на концертах в Бухаресте выступят
советские артисты.
	х БРАЗЗАВИЛЬСКОЕ оадио пе-
редает сообщение корреспондента га-
зеты «Пари пресс» о том, что на-днях
в районе Среднего Атласа разбился
самолет линии Париж—Касаблачка.
Погибли 16 человек, в том числе 11

=

пассажиров и 5 человек экипажа.
Среди погибших американский кон-
сул в Рабате с женой и дочерью
и американский консул в Kaea-
бланке.

* В СКОПЛЕ (Югославия) со-
стоялось открытие памятника вы-
дающемуся борцу за свободу и не-
зависимость македонского народа
Гоце Делчеву Присутствовало свы-
ше 30 тысяч горожан, представите-
ли республиканской власти и деле-
гации федеральных республик Юго-
славии,.
	соблазнился тем грубоватым комиз-
мом, которым автор неизвестно по-
чему счел нужным «оттенить» образ
старика Воробьева. Нелешое шутов-
ство его никак не вяжется с тем
значением, какое придается ему в
пьесе. “Снизил тему Зарубина и ар-
тист В. Шахалов, сыгравший откро-
веняого фразера и обывателя. Образ
Корина в исполнении А. Крюкова
слишком сух и рассудочен: ему оп-
ределенно нехватает той теплоты и
сердечности, какие лолжны отли-
чать труд советского педагога. Наи-
более верно, в соответствии с за“
мыслом автора играет 3. Кузнецова
(Екатерина Калитина), однако режис-
сер (С. Разумов) оказал ей плохую
услугу, не устранив той чрезмерной
и неестественной аффектации, с ка-
кой иллюстрирует артистка душев-
ные переживания своей героини. Не
помог режиссер и исполнителям
второстепенных ролей: они так ине
прояснили авторского замысла. Луч-
ше других здесь оказалась, пожалуй,
А. Бабаева в роли Семена, сумев-
iad передать и «дикость» озлоблен-
ного, непокорного ребенка, и срвое-
образную одаренность его натуры.
	В разговорах о спектакле часто
слышишь: молодой драматург, моло-
дой театр, можно, мол, отнестись
снисходительнее. Но молодость еше
не дает права на скидку за снижен-
ное качество, за  посредственную
работу. Опыт театра им. Ермоловой
с пьесой «Далеко от Сталинграда»
показал, что можно исправлять не-
достатки спектакля даже после то-
го, как он прочно вошел в реперту-
ар. Этот опыт и следует позаимст-
вовать Московскому драматическому
театру совместно с драматургом
З. Тихоновым. Они имеют все дач-
ные для того, чтобы показать зрите-
лю не остановившийся на полпути
к правде, а действительно  правди-
вый идейный и нужный спектакль.
		БУХАРЕСТ, 14. (ТАСС). 12 октяб-
ря в обществе АРЛЮС состоялась
пресс-конференция, посвященная
предстоящему 20 октября празднова-
нию дня румыно-советской дружбы.
Выступившие на прессс-конференции
представители генерального  созета
АРЛЮС академик Пархон, Михаил
Магеру, Дориану и академик Нико-
лау рассказали о широко развернув-
шейся” подготовке к празднику.

Президент АРЛЮС академик Пар-
хон сообщил, что день 20 октября
станет ежегодным крупнейшим празд-
ником румынского народа и символом
углубления и укрепления румыно-со-
	ветской дружбы.
	ag дк В

т

во Франции
	Референдум

ПАРИЖ, 14. (ТАСС). К 2 часам

утра по парижскому времени подве-

дены окончательные итоги референ-

дума во Франции (только по метро-
полии).

Из 24.906.538 зарегистрированных
	Воммюнике командования
военно-морскими силами
США в Средиземном море
	РИМ, 14. (ТАСС). Командование
военно-морскими силами США в Сре-
диземном море сообщает в специаль-
ном коммюнике от 12 октября, что
штаб командующего этими силами
вице-адмирала Биери перенесен из
Палермо в Неаполь и расположился
на борту прибывшего туда корабля
«Грэнд Кеньон».

В связи с этим часть неаполитан-
ского порта, включая доки и прича-
лы, передана итальянскими морскими

властями в пользование американ-
	ского командованил. .
	избирателей в референдуме приняли
участие 17.129.645 избирателей.

За принятие конституции  голосо-
вало 9.002.467 избирателей (53,6
процента), против — 7.790.676 (46,4

процента).
	Повый тип
телевизора
	o ¥@ aA Bod a

б-
ия

КИ
			туб
ру.
ные
тной

rks
TBO
	ето
act
Wah
		газу!
	3х В СОВЕТСКОЙ ЗОНЕ оккупа-
ции Германии начало свою деятель-
ность первое немецкое информацион-
ное агентство «Всеобщая немецкая
служба информации» — «Альгемей-
Hep дейчер нахрихтендинст», сокра-
щенно АДН, представляющее собой
акционерное общество с ограничен-
ной ответственностью.
	яж Б СКОПЛЕБСКОМ окружном
суде (Югославия) начался процесс
группы предателей, обвиняемых в
попытке создать нелегальную чет-
ническую организацию. Возглавлял
эту группу бывший четнический офи-
цер Савкович. Всего к суду привле-
чево 9 человек, в том числе одна
женитина.

чистенького мальчика, ‹© пятерками
переходящего в следующий = класс.
Для этого автор придумывает не-
счастный случай на дровозаготовках,
самопожертвование Корина, бросив-
шегося спасать Семена от падающе-
го дерева: Все это не только наду-
манно, но и принципиально ошибочно.
Перевоспитание Семена ведь проис-
ходит не в результате какого-то ясно
видимого педагогического процесса,
в силу случайного стечения обстоя-
тельств. Совсем как в поговорке: не
было бы счастья, да несчастье по-
могло.
	Так драматургическая неопытность
автора нарушает его творческий за-
мысел, идейно снижает его, останав-
ливает на полпути к правде. Эта
неопытность сказалась и в языке
пьесы, местами неряшливом, местами
излишне вычурном, подчас изобилую-
шем штампованными словечками и
оборотами. Сказалась она и в обри-
совке второстепенных персонажей
пьесы. Преподаватели Ненастоящий
и Шурочка, старушка-математик
Матильда Ивановна — все это, в
сушности, лишь эскизы, а не харак-
теры, бытовые зарисовки, которым
нельзя отказать в известном житей-
ском правдоподобии, но которых ни-
кгк не назовешь типическими Ofpa-
зами советского педагога. Достовер-
ность их явно рассчитана на доверие
зрителя. Поверит он, например, в
то, что Матильда Ивановна «бог в
классе» — хорошо, не поверит —
других средств для убеждения зри-
теля, кроме реплики Корина, у ав-
тора не имеется. А поверить, ска-
жем. в нелепо-карикатурного завхо-

a

за просто немыслимо. и
	В совместной работе с автором и
лаже в процессе самой постановки
театр мог бы исправить наиболее су-
щественные недостатки пьесы. Слу-
чилось же наоборот: в спектакле эти
недостатки стали даже еше отчетли-
вее. Н. Чистяков, например, явно
	НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). Ilo co-
общению газеты «Нью-Йорк таймс»,
американская компания «Радио кор-
порейшн оф Америха» дала описание
«телерана». представляющего собой
комбинацию телевизора и радара. На
самолете устанавливаются только
телевизионный приемник и экран.
Радар, установленный в аэропорту,
предоставляет сведения относитель-
но условий в воздухе, сообщает 0
наличии другого самолета, находя-
шегося в воздухе, о метеорологиче-
ских условиях, а также об условиях
год’ема и приземления самолета. Те-
левизионная камера передает инфор-
мацию самолету.
	тайных истинах. А что-то все же
должно отличать его. И именно то,
что Корин — не только влюбленный
6 свое дело учитель, но и учитель-
большевик, понимающий смысл сво-
` ей работы прежде всего как задачу
	коммунистического воспитания вве-
ренных ему партией и народом моло-
дых советских людей. Вот этой самой
важной черты в характере Корина
‘автор не раскрыл с той наглядностью,
какой требовал его замысел.
	  Ведь единственный эпизод, который
мог бы отвечать этому требованию,
` лишь намечен, но драматургически не
‘развит. Корин сталкивается со школъ-
‚ ником, с которым ничего не могут по-
делать учителя, в том числе и само-
‘отверженные Воробьевы. Маленький,
грязный оборвыш, «дикой», как он
сам рекомендует себя при встрече,
ведет себя вызывающе грубо. Перед
нами как бы возникает сцена из «Пе-
лагогической поэмы» Макаренко. Сна-
чала окрик учителя, властный, пове-
лительный тон начальника, не допу-
скающий возражений, затем теплый,
дружеский разговор. Учитель бесе-
дует с учеником как равный с рав-
‘ным, просто, по-товарищески, без вся-
`ких скидок на возраст собеседника.
’ Автор раскрывает здесь педагогиче-
ский прием, так сказать, творческий
метод умного советского педагога,
цель которого прежде всего пробу-
дить чузство человеческого — до-
стоинства в смятенном сознании оди-
нокого, опустившегося, но одаренно-
го мальчика. В дальнейших сценах
должен был бы раскрыться уже са-
мый процесс переделки его сознания,
процесс рождения подлинно советско-
го школьника, юного — советского
гражданина. Но в том-то и дело, что
таких сцен в пьесе нет (сцена в лесу
тематически не добавляет ничего но-
вого к первой встрече Семена с Ко-
риным). Нам просто предлагается по-
верить в чудесное перевоплощение
«дикого» паренька в благообразного

ка ¢ тщеславной, эгоистичной ду-
шонкой, прикрывающий громкой фра-
зой свое нравственное — убожество.
Если такие и есть среди советских
учителей, то они — исключение, а не
тип, и никакой «проблемы» собой не
представляют. А если так, то и убеж-
дать их не надо, и Корин только по-
пусту тратит все три акта на декла-
рации о ценности учнтельского труда.
	Если же Зарубин человек честный,
	гели он лишь заблуждается и пример
	Корина рассчитан на его перевоспита-_
	ние и вразумление, то в пьесе это ни-
как не показано.
	А что, собственно, вызывает пере
мену в настроениях учительницы Ка-
литиной? Чем обусловлен ее жертвен-
ный отказ от аспирантуры? Разочаро-
ванием в призывах Зарубина? Но в
том, что предлагал ей Зарубин, нет
ничего криминального, а вернуться в
деревню можно было бы и после окон-
чания аспирантуры. Может быть ее
убедила педагогическая поэтика Ко-
рина? Но и Корин по сути дела не
сказал ей ничего нового: у нее перед
глазами и до этого было немало при-
меров такой же самоотверженной ра-
боты, такого же интереса к своему
делу, хотя бы в лице стариков Во-
робъевых и чудаковатого математика
Матильды Ивановны. Впрочем, зри-
тель легко находит об’яснение пл-
ступкам Калитиной: ее отношения с
Кориным становятся с самого начала
весьма прозрачными, хотя автор и не
позволяет влюбленным об’ясниться
вплоть до самой последней картины.
	Конечно, обидно, что хороший за-
мысел сводится всего лишь к элемен-
тарной любовной истории на террито-
рии сельской школы. Но об’ективно
вышло именно так, потому что основ-
ная тема в спектакле — тема Корина
— осталась не доведенной до конца.
Что отличает Корина от стариков Во-
робъевых? Ничего, кроме утомитель-
ной манеры долго и многословно рас-
суждать о всем известных хрестома-
	Пьеса В. Тихонова «За Камой-ре-
кою>, не так давно показанная В
Московском драматическом театре, до
сих пор вызывает споры в зритель-
ном зале. Я смотрел пьесу дважды й
каждый раз слышал примерно те же
оценки. Одни считают пьесу правди-
вой и жизненной, другие склонны
подвергнуть сомнению и законность
ее конфликтов, и значительность ее
проблематики. Любопытно, Что эти
же точки зрения отразились и в По-
явившихся уже в нашей печати кри-
тических отзывах.
	Никто не будет спорить, конечно,
с важности и‘нужности затронутой
драматургом темы. В. Тихонов попы-
тался восполнить несомненный пробел
в нашей драматургии, написав пьесу O
советском учителе, о высском 3Ha-
чении учительского труда. Эта но-
визна и значительность темы не мо-
гут не привлечь симпатии зрителя.
Привлекают в пьесе и искренняя ЛЮ-
бовь автора к своим героям, бытовое
правдоподобие обстановки. Однако,
нам думается что положительная
оценка спектакля обуслозлена В OC-
новном ошибочностью первого  BHE-
чатления.
	Ошибочность эта сразу становится
ясной, если влуматься в ТО, ЧТо Хо“
тел сказать автор, и в то, что факти-
чески сказал зрителю. А хотел он
сказать об огромном и глубоком зна-