еликой Октябрьской
СКОоОЙй ОСВОЛЮЦИИ
	я листической

Локлад А. А. 4 ДАНОВА на торжественном заседания Московского Совета 6 ноября 1946 года
	(Продолжение. Начало см. на 1-й стр.).
	тия товарооборота, развернув, наряду с государст-
венной торговлей, кооперативную торговлю в горо-
дах и рабочих поселках. Чем шире будет развернут
товарооборот, тем быстрее поднимется благосостоя-
ние трудящихся, будут удовлетворены их насущные
нужды, повысится уровень реальной заработной пла-
ты и укрепится курс рубля. Для выполнения этих
насушных задач необходимо решительное усиление
внимания наших советских и партийных органов к
вопросам улучшения организации торговли и произ-
водства предметов широкого потребления. «Чтобы
экономическая жизнь страны могла забить ключом,
а промышленность и сельское хозяйство имели сти-
мул к дальнейшему росту своей продукции, — учит
нас товариш Сталин, — надо иметь еше одно усло-
вие, а именно, — развернутый товарооборот между
городом и деревней, между районами и областями
страны, между различными отраслями народного
хозяйства».
	Остро встал вопрос о пополнении наших  пред-
приятий и новостроек рабочей силой. Можно
обладать такими элементами для производства, как
деньги и материальные фонды. Но если нехватает
рабочей силы, деньги и материальные фонды не бу-
дут использованы полностью и план производства
повиснет в воздухе. В Советском государстве нет
тех источников пополнения рабочей силы, каким
является в капиталистических государствах резерв-
ная армия безработных, постоянно пополняемая за
счет разорения крестьянских хозяйств и мелкой бур-
жуазии горолов. У нас, при социалистическом строе,
эти источники пополнения резервов рабочей силы
ликвидированы. Вместе с тем привлечение новой
рабочей. силы в промышленность, на транспорт и в
строительство является одним из решающих условий
выполнения плана восстановления и развития на-
родного хозяйства. Это означает, что государство
должно найти новые способы пополнения растуще-
го народного хозяйства рабочей силой. Еще до BOH-
ны социалистическое государство приступило к ре-
шению этой задачи путем создания государственных
резервов рабочей силы, направляемых туда, куда
нужно государству. Тем более остро встал этот во-
прое после войны. Известно, что в результате не-
менкого вторжения Советский Союз безвозвратно
потерял в боях с немпами, а также в результате не-
мецкой оккупации и Угона советских людей на не-
менкую каторгу, около семи миллионов человек.
Эти колоссальные жертвы понесены за счет наибо-
лее Активной части тружеников советского общест-
ва. Покятно, что этот урон болезненно отзывается
на размахе наших восстановительных работ. Задача
может и должна быть разрешена путем увеличения
контингентов трудовых резервов, подготовляемых в
ремесленных училишах и школах ФЗО, путем созда-
ния устойчивых кадров рабочей силы на Урале, в Си-
бири. и ва Дальнем Востоке на основе улучшения
их материального положения и обеспечения жильем,
как это. предусмотрено известным решением Совета
Министров, посредством внутреннего перераспреде-
ления рабочей силы в промышленности в пользу
производства, при помоши решительной механизации
трудоемких работ и повышения производительности
труда.

Нам предстоит также решить крупные задачи в
области восстановления и развития сельского  хо-
зяйства. Война сильно подорвала его производствен-
ную базу: резко сократилось количество продуктив-
ного скота, рабочих лошадей, уменьшился машинно-
тракторный парк. В колхозах стало меньше рабочих
рук. К трудностям, вызванным войной, присоедини-
лись также трудности, связанные с засухой в ряде
районов страны В связи с изменившейся географией
урожая ‘и его пестротой первостепенное значение
пмеет теперь выполнение плана хлебозаготовок теку-
шего гола. По почину алтайских колхозников за по-
слелние недели крестьяне многих областей и райо-
нов взяли на себя обязательства досрочно выполнить
и перевыполнить план хлебозаготовок. В этих фак-
тах нельзя не видеть нового проявления глубокого
патриотизма советского крестьянства. Партийные и
советские органы своей организационной и идейно-
политической работой должны помочь крестьянам
выполнить свой долг перел государством.
	Теперь, когда речь идет о серьезном под’еме сель-
ского. хозяйства, наша промышленность должна ока-
зать большую помошь деревне, снабдить ее тракто-
рама. комбайнами и другими сельхозмашинами и
запасными частями. Но дело не только в этом. Дело
еше и в том, чтобы серьезно улучшить руководство
колхозами, навести должный порядок в их работе.
За последние годы в ряде областей были допущены
грубейшие нарушения Устава сельскохозяйственной
артели, подрываюшие основы колхозного строя. Как
было установлено. широкое распространение полу-
чили факты расхишения обшественных земель кол-
хозов, растаскавания колхозного добра. Необходимо
было оградить обшественное хозяйство колхозов OT
разорения, принять меры к дальнейшему укреплению
сельскохозяйственной артели, как основы колхозного
строя. В связи с этим ясно, какое большое значение
имеет постановление Совета .Министров CCCP ua
Пентрального Комитета ВКП(б) «О мерах по ликви-
дации нарушений Устава сельскохозяйственной ар-
тели в колхозах», принятое по ‘анициативе товарища
Сталина. Для выработки мер по улучшению Устава
сельскохозяйственной артели, по систематическому
расширению общественного хозяйства колхозов, по
становлению строгого контроля за соблюдением

става сельскохозяйственной артели и для огражде-
ния колхозов от попыток нарушения Устава при
правительстве создан Совет по делам колхозов, в
котором представлена. большая группа практических
деятелей колхозного строительства.
	Едва ли нужно доказывать, какое громадное значе-
ние для всего дела колхозного строительства имеют
указанные решения. Нанесен решительный удар по
изврашениям большевистской линии в вопросах кол-
хозного строительства и носителям этих извращений.
С предельной ясностью вскрыты серьезные недо-
	за прочный и демократический мир между народа-
ми, политика всемерного укрепления дружествен-
ного сотрудничества миролюбивых наций.

Истекший год был годом, когда в итоге победы
над фашизмом миролюбивые народы. принялись за
решение задач послевоенного устройства. Переход
от войны к миру оказался делом нелегким, установ-
ление демократического мира наталкивается на це-
лый ряд препятствий.

Откуда проистекают затруднения, ‘возникающие
на пути к созданию демократического мира? В чем
причины расхождения во взглядах разных госу-
дарств на послевоенное устройство?

Вторая мировая война имела антифашистский ос-
вободительный характер. для народов, боровшихся
mnoatur dhamucteeoro блока ‘Естественно. было ожи-
	против фашистского блока. Естественно оыло ожи-
дать, что справедливая антифашистская воина увен-
	народы всех стран.

Обеспечить длительный устойчивый мир, это озна-
чает обеспечить такой мир, который не должен ос-
тавить безнаказанным агрессора и не может забыть
	о жертвах, принесенных в борьбе за общую победу.
Это означает обеспечить мир, направленный ва ис-
коренение остатков фашизма и укрепляющий демо-
кратические начала в бывших вражеских государ-
ствах, мир, уважающий суверенитет этих госу-
дарств и не допускающий их экономического закаба-
ления. Такой мир должен отвечать освободительным
целям союзников и вместе с тем интересам наро-
дов, сбросивших иго фашизма и ставших на путь
демократического развития.
	Известно, что Советскай Союз не щадит усилий
для достижения именно такого мира. Этому посвя-
щена была продолжительная и сложная работа и
усилия наших внешнеполитических деятелей в Со-
вете министров иностранных дел и на недавно закон-
чившейся Парижской Мирной конференций.

Можно было предположить, что эта ясная и чет-
кая программа установления всеобщего мира и безо-
пасности будет осуществлена без особых трудностей
и разногласий. Но в действительности вышло не так.
Наоборот, эта программа мира натолкнулась на
организованное сопротивление реакционных элемен-
тов ряда государств и в первую очередь Англии и
США, которые, используя в виде прикрытия некото-
рые малые государства, из’явившие готовность итти
в фарватере англо-американской политики, чего бы
это. ни стоило, «рассудку вопреки, наперекор сти-
хиям», пытались вставлять палка в колеса и мешать
сотрудничеству в деле выработки мирных договоров
между победившими странами и бывшими союзни-
ками гитлеровской Германии.
	Эти и им подобные антидемократические тенденции
при обсуждении проектов мирных договоров на Па-
рижской конференции проявились’ в особенности при
обсуждении статута Триеста, а также по вопросу об
интернационализациа Дуная. Ряд экономических тре-
бований, выдвинутых в связи с подготовкой мирных
договоров, отнюдь не отвечал принципам справед-
ливости. На Мирной конференции был разоблачен
такой крайне несправедливый принцип, как принцип
«равных возможностей», означающий на деле стрем-
ление экономически мощных стран закабалить малые
страны, потерпевшие огромный ушерб во время вой-
ны и вынужденные еще долгое время залечивать
нанесенные раны.
	В ходе Парижской конференции немалое сопро-
тивление вызвал даже такой бесспорный принцип
демократического мира, как искоренение остатков
фашизма и закрепление демократического порядка в
странах, участвовавших в войне.

В силу этих же обстоятельств не была достигнуты
удовлетворительные решения по многим вопросам
мирных договоров с бывшими союзниками Герма-
нии. На конференции нарушался принцип равнопра-
вия держав, когда представители Англии а США и
их сторонники пытались навязать свою волю стра-
нам, боровшимся за свои суверенные права в реше-
нии послевоенных проблем.
	Конференция показала, что существуют две тен-
денции в послевоенной политике. Эти две тенден-

ции в особенноста обнаружились в связи с вопро-
сом_о том, в каком направлении должно‘ развивать-
	ся международное сотрудничество в настоящее
время.
Одна политика, которую проводит Советский
	Союз, заключается в том, чтобы полностью осущше-
ствить принцип создания полномочной международ- 1
	статки колхозной жизни, ведущие к ослаблению об-
шественного начала, к распоясыванию рваческих спз-
кулятивных элементов в колхозах. Решение Совета
Министров и ЦК ВКП(б) дало в руки всех честных
колхозников могучее оружие для наведения порядка
в колхозах, для восстановления нарушенных во мно-
гих местах устоев артельной жизни. Решение было
встречено в колхозах с болышим удовлетворением.
В лице Совета по делам колхозов, имеющего также
своих представителей на местах, создана мощная
и авторитетная организация, стоящая на страже
интересов укрепления колхозного строя. Нет никакого
сомнения в том, что благодаря вмешательству и по-
мощи товарища Сталина дело укрепления наших кол-
хозов поставлено на прочные рельсы и увенчается
полным успехом. (Аплодисменты). д

Товарищи! Задачи великого строительства, выпол-
нение планов восстановления и дальнейшего развития
народного хозяйства нашей страны требуют высокого
идейного уровня и широкого размаха воспитательной
и культурной работы. Быть сознательным советским
гражданином это значит понимать политику партии
и Советского государства и всеми силами добиваться
ее осуществления. Социалистическое сознание уско-
ряет движение советского общества вперед, умножает
источники его силы и могущества. Поэтому неуклон-
ное повышение политического и культурного уровня
народа составляет жизненную потребность советского
строя. Победа Советского Союза в Отечественной
войне во многом является плодом той воспитательной
работы, которую вела партия в массах трудящихся,
неустанно прививая нашей молодежи бодрость и уве-
ренность в своих силах.

За годы войны мы не могли полностью в силу об-
становки удовлетворить идейных и культурных запро-
сов советского народа. Его идейный и культурный
уровень вырос. Все это налагает огромную ответст-
венность на тот отряд советской интеллигенции, кото-
рый призван обслуживать нужды народа и государст-
ва в области воспитания, культуры и искусства.

Вы знаете, что Центральный Комитет партии за по-
следнее время вскрыл недопустимые факты безидей-
ности и аполитичности в нашей литературе и искусстве.
Мы хорошо знаем природу этой безидейности. Это те
самые пережитки капитализма в сознании людей, ко-
торые еще приходится преодолевать и выкорчевывать.
Последние решения ЦК ВКП(б) по вопросам идейно-
политической работы имеют целью усилить болышеви-
стскую непримиримость ко всякого рода идеологиче-
ским извращениям и поднять на новый, более высокий,
уровень все средства нашей социалистической куль-
туры: печать, пропаганду и агитацию, науку, литера-
туру и искусство. Нам нужно больше высокоидейных
и художественных фильмов, беллетристических про-
изведений, пьес и т. д.

Особенно большое значение имеет политическое
воспитание нашего молодого поколения. Советский
строй не может терпеть воспитания молодежи в ду-
хе безидейности, в духе безразличия к политике.
Необходимо оградить молодежь от тлетворных чуж-
дых влияний и организовать ее воспитание и обра-
зование в духе большевистской идейности. Только
так можно воспитать отзажное племя строителей
социализма, верящих в торжество нашего дела, бод-
рых и не боящихся никаких трудностей, готовых
преодолевать любые трудности.
	Советское государство придает особую важность
развитию науки. Товариш Сталин подчеркивает все
значение развертывания сил науки в планах комму-
нистической партии на ближайшее будущее. Извест-
но, какие энергичные меры предпринимает Совет-
ское правительство для создания нашим ученым
всех необходимых условий для развертывания науч-
ной деятельности, для решения сталинской задачи:
не только догнать, но и превзойти в ближайшее
время достижения науки за пределами нашей стра-
ны. Могу сообщить, что количество научно-исследо-,
вательских учреждений и их научных работников
уже значительно обогнало довоенный уровень. Неук-
лонно повышается количество и качество научной
продукции. Советские ученые должны и впредь сме-
ло итти по пути новаторства и решительного внед-
рения достижений науки в производство. Следует
пожелать также, чтобы уровень развития обществен-
ных наук не отставал от уровня наук естественных
и технических. В этом отношении важную роль дол-
жна сыграть открытая на-днях Академия обществен-
ных наук при ЦК ВКП(б), призванная пополнять и
‘совершенствовать научные кадры по общественным
лисниплинам.
	Велики и благородны задачи, стоящие перед теми
отрядами советской интеллигенции, которые призва-
ны вести воспитательную работу в нашем народе,
насаждать культуру, развивать в нашем народе но-
вые вкусы и запросы, укреплять морально-политиче-
ское единство народа. Нет никакого сомнения в том,
что армия наших пропагандистов, литераторов, ра-
бстников искусства, учителей, работников науки,
как и вся советская интеллигенция, достойно вы-
полнит свой долг. (Бурные аплодисменты).
	товарищи! Перед нашим народом стоят великие
задачи. Мы, ленинцы, уверены, что эти задачи  бу-
дут с успехом выполнены. За это говорит весь опыт
социалистического строительства в СССР. За это
говорит мудрая политика большевистской партии и
великого Сталина. За это говорит единодушная под:
лержка политики партии всем нашим народом;
Недавно весь мир мог убедиться в том, какую под-
держку оказывает советский народ политике боль-
шевистской партии. Я имею в виду выборы в Вер-
ховный Совет СССР. Эти выборы прошли в обста-
новке невиданного политического под’ема и нагляд-
но продемонстрировали силу советской демократии
и несокрушимое единство и дружбу народов нашей
страны.

Это значит, что весь советский народ поддерживает
политику партии Ленина—Сталина. В политике боль-
шевистской партии наш народ видит залог дальней-
шего преуспеяния нашей страны. Это значит, что все
советские люди об’единились под знаменем нашей
славной партии и преисполнены чузством безгранич-
ного доверия и великой любви к своему вождю
	Иосифу Виссарионовичу Сталину. (Бурные аплоди-
сменты).
	HOH организации Об’единенных наций, имеющей в
своем распоряжениа все необходимое для того, что-
бы закрепить мир 4H предотвратить агрессию. Этот
принцип исходит из того, что эта международная
организация не должна быть повторением печальной
памяти Лиги наций, а должна быть достаточно силь-
ной и авторитетной, чтобы защитить мир и предот.
вратить новую агрессию. ;

Товарищ Сталин указывал на «то, что действия
такой международной организации будут достаточ-
но эффективными только в Том случае, если великие
державы, вынесшие’ на своих плечах главную тя-
жесть войны против гитлеровской Германии, будут
действовать и впредь в духе единодушия и согла-
сия.

Нет нужды доказывать и лишний раз напоминать
о тех усилаях, которые предпринимал Советский
Союз для того, чтобы обеспечить
эти принципы. Советский Со:0з изо
ня в день, шаг за шагом отстаи-
ваег дело создания прочного, дли-
тельного, справедливого ‘демокра-
тического мира, дело упрочения
международного сотрудничества.

На-днях весь мир мог убедиться
из ответов товарища Сталина на
вопросы директора агентства Юнай-
тед Пресс г-на Хью Бейли, какое
значение Советский Союз придает
делу международного сотрудниче-
ства и насколько каждый вненше.
политический шаг Советского Сою-
за направлен к достижению этой
цели.

Таково одно направление между-
народной политики.

Другое направление — это на.
правление тех’ реакционных сил и
кругов, которые непрочь отречься
от деклараций, какие они произно-
сили только вчера, расшатать фун:
дамент организации Об’единенных
наций и расчистить путь для сил
экспансии и агрессии.

Особенному обстрелу подвергает-
ся сейчас со стороны вдохновителей
этого курса принцип единогласия
великих держав при решении во-
просов в Совете бёзопасности. Про:
тив этого принципа ведется сейчас
	ожесточенная кампания. Совершен:
	Противостоять такого рола аппе-

гитам и стремлениям к мировому
В   господству — важнейшая задача организации Об’еди:

ненных наций.
	Кампания по срыву международного сотрудничест.
ва, ведущаяся со стороны открытых и скрытых про: 11
тивников прочного мира, сопровождается оголтелой т
	антисоветской шумихой, Разнузданная антисоветская
«атомная» пропаганда, шантаж и угрозы новой войны,
которые усиленно стараются создать военно-полити-
ческие разведчики и их соратники, нужны лишь под:
жигателям новой войны вроде Черчилля и его едино-
мышленников. Эта антисоветская кампания направляет:
ся реакционными империалистическими кругами, для
которых война — доходное дело, которые не хотят
прочного демократического мира, и поэтому лезут в
кожи вон, чтобы раздуть клеветническую кампанию
против Советского Союза, как действительного побор-
ника демократического мира.
	В основе пропаганды новой войны лежит боязнь ре:
акционных кругов демократических устремлений на:
	родов. Советский Союз, как авангард демократическо:
	го движения, является основной мишенью этой кам.
пании. Оно и понятно. Советский Союз является 62:
мым последовательным борцом за демократию, про-
тив агрессии, против экспансионистской политики,
	Пельзя не отметить, что за последнее время клевет-
ническая кампания, ведущаяся против СССР, приобв:
рела особый размах. Она ведется в больших масшта:
бах и рассчитана на то, чтобы подорвать возросшее
доверие и авторитет Советского Союза среди народов
демократических стран. Нельзя не напомнить также,
что настойчивое прививание ненависти к Советскому
Союзу, его режиму, к людям, которые его населяют,
не ново и не однажды уже кончалось печально для
его инициаторов. Известно, что многие газеты и жур-
налы в таких странах, как США и Великобритания
специализировались на разжигании вражды, недове-
рия и подозрения ко всему советскому, старались про-
пустить поменьше правды о жизни и положении в
СССР. Известно, что от той «информации» о России,
которая наполняет столбцы многих газет в США #
Великобритания, начинает спирать дух даже у мно-
гих буржуазных деятелей, видавших всякие виды
по части вранья. Теперь для того, чтобы написать что-
либо о России, бывает достаточно смешать немножко
клеветы, немножко невежества, немножко нахальства
и блюдо готово. Дело доходит до того, что правдивая
информация об СССР становится исключением, а лжи
вая — правилом. Если же факты трудно извратить,
то тем хуже для фактов, о них просто умалчивают.

Недавно в американских газетах промелькнуло
сообщение, что институт общественного мнения В
А на заданный им вопрос: имеют ли беспартий-
ные избирательное право в СССР, получил незначи“
тельный процент правильных ответов. Большинство
же ответило, либо что таких прав беспартийные не
имеют, либо что отвечающие не знают, что сказать.
На вопрос: можно ли исповедывать в СССР ка-
кую-либо религию?— большинство отвечает, TO
или нельзя, или они не знают, как ответить на этот
вопрос. Выходит, что средний ‘американен либо Не
получает никакой информации об СССР, либо полу-
чает ее в изврашенном и клеветническом виле.
	За последнее время появилось также много «ис
следований» на тему о характере советских лЮдеЙ
вообще, о национальном характере русских, в Ч9*
стности, причем во многих статьях не жалеют уси
лий для того, чтобы изобразить советских людей В
самом неприглядном свете. Читаешь и удивляешь-
ся, как быстро русские люди изменились. Когда ли“
лась наша кровь на полях сражений, восхищались
нашен храбростью, мужеством. высокими  мораль-
	(Окончание см. на 3-й стр.).
	Советский Союз и борьба за прочный мир
	Товарищи! Победа свободолюбивых государств
над немецкими и японскими агрессорами открыла
путь к мирному развитию, позволила народам перей-
ти к решению задач послевоенного мирного устрой-
ства.

Чего ждали и ждут сейчас все свободолюбивые
народы мира? Народы жаждут прочного, длитель-
ного демократического мира, при котором можно
было бы залечить раны, нанесенные второй мировой
войной. и обеспечить возможность свободного раз-
вития каждого народа, большого или малого, обес-
	печить спокойное и прочное существование каждому
человеку. Именно этого страстно желают сейчас
«простые» люди, своей кровью в боях против гитле-
ровской Германии отстоявшие свою свободу, незави-
симость, право на мирную жизнь.

Советский Союз идет в авангарде демократиче-
ских народов в борьбе за мир, так же как в годы
войны он шел в авангарде освободительной войны
против фашизма.

Политика Советского Союза в Международных
делах ясна и определенна. Это — политика борьбы