Пятилетний план восстановления и развития городскот о
хозайства Москвы на 1946—1950 гг.

a.
	Доклад тов. Г. М. ПОПОВА на ХХ сессии Московского городского Совета denymamos трудящихся

зу т омотрено строительство 650 кило:
	Товариши депутаты!
	смотрено строительство 659 килоз
метров новых газовых сетей, Гзз0-
вые магистрали высокого давления
ксльцом опояшут весь город, Maris
страли среднего и низкого давль
ния будут проложены почти ю
всем улицам и проездам, Уже в
1946 г. развернулись большие рабо-
ты по строительству газовых сетей;
В настоящее время закончено стро-
ительство 70 километров сетей и
до конца года будет построено еще
20 километров. Для обеспечения
равномерной подачи газа потребите-
лям будут построены — газгольдеры
емкостью 1,1 миллиона’ кубометров.

В 1945 г. при исполкоме Москов-
ского Совета было создано  спени:
альное Управление по строительству
газовых сетей и по газификации
квартир — «Мосгазстрой». Это Уп-
равление непрерывно — увеличивает
свои производственные Мощности и
выполняет большую часть работ по
газификации города. К концу пяти-
летки мощность строительных орга-
низаций «Мосгазстроя» по сравне:
нию-с 1945 г. возрастет в три раза:
	Серьезные задачи по улучшению
дела эксплоатации газового хозяй-
ства стоят перед управлением газового
хозяйства Москвы. Оно должно укре-
пить аварийную и диспетчерскую слу-
жбы, организовать своевременный
профилактический ремонт газовой се-
ти и контроль за эффективным исполь:
зованием газа потребителями, а так-
же широко ознакомить население
Москвы © правилами рационального
и безопасного пользования газовыми
приборами:

Газ является наиболее совершен
ным, дешевым и удобным видом 10-
плива. Осуществление большой про
граммы газификации значительно
улучшит бытовые условия  трудя-
щихся Москвы.

ТЕПЛОФИКАЦИЯ. Законом опя-
тилетнем плане предусмотрено зна:
чительное развитие работ в областя
теплофикации. Намечено расширение
существующих и строительство но-
вых ТЭЦ в Москве. Мощность теп-
лоэлектроцентралей за пять лет уве-
личится по выработке ‘тепла почти
в три раза, что обеспечит теплофи-
кацию большюго количества жилых,
общественных, школьных и лечебных
зданий, коммунальных и промышлен-
ных предприятий и <экономит боль-
шюе количество топлива.

Намечено построить 118 километ-
ров тепловых сетей, которые будут
развиваться в следующих районах
города:

Киевском и Фрунзенском районах
Москвы в зоне действия Фрунзен-
ской ТЭЦ;

Сталинском, Первомайском, Проле-
тарском, Бауманском районах в 30-
не действия Сталинской ТЭЦ;

Куйбышевском, Красногвардей-
ском, Советском. Кировском, Таган:
ском, Молотовском в зоне действия
1-й МГЭС;

Ленинградском, Советском, Дзер-
жинском, Свердловском, Коминтер-
новском районах в зоне действия
Ленинградской ТЭЦ;

Ленинском и Москворенком — в
зоне действия 2-й ГЭС.

По мере осуществления заданий
пятилетнего плана по газификация
и теплофикации будут приняты ме
ры к сокращению завоза дров в
Москву. В целях сокращения завоза
дров планом предусмотрено также
осуществление мероприятий по 34
мене дров для голландских печей
каменноугольным топливом — кКок-
сом

Говоря о топливоснабжении Моск-
вы, необходимо отметить. что 10
окончании войны и в особенности в
1946 году завоз топлива в Москву
значительно ‘улучшился. Благодаря
особой заботе, проявленной товарищем
Сталиным об обеспечении = MOCKBH-
чей тфпливом, в текущем году М№-
сква располагает запасом топлива,
обеспечивающим нормальное отопле
ние жилых домов, школ, больниц,
коммунальных и общественных 312
HHA
	жинского, административного здания
на улице Огарева. Развернется стро-
ительство новых зданий: Министер-
ства вооруженных сил на Фрунзен-
ской набережной, главного здания
Академии наук СССР на Крымской
набережной, — научно-исследователь-
ских институтов Академии наук и
многих других общественных зда-
ний.

Новое строительство должно быть
своевременно обеспечено техниче-
скими проектами. В проектах надо
предусмотреть удешевление и уско-
рение строительства, а также серь-
езное улучшение качества строи-
тельства, внутренней планировки и
благоустройства квартир. Должна
быть увеличена мощность проектных
организаций Управления по делам
архитектуры и усилены проектные
организации в министерствах и ве-
домствах.

Надо повысить’ требовательтость к
застройщикам по соблюдению ут-
вержденных правительством правил
застройки города Москвы, разрешая
заселение домов только ‘по завер-
шении всех работ. Попытки некото-
рых хозяйственных организаций
строить в Москве деревянные, вре-
менного, барачного типа дома долж-
ны быть в корне пресечены.
	В соответствии с пятилетним пла-
ном в текущем году в Москве раз-
вернулось новое жилищное  строи-
тельство. Отведены земельные уча-
стки под строительство 1105 домов
на жилую площадь 1.211.000 квад-
ратных мегров. Ведется строитель-
ство 318 домов с жилой площадью
свыше 300 тысяч квадратных мет-
ров. Первые жилые дома начинают
славаться в эксплоатацию.
	Для выполнения большой про-
граммы реконструкции города необ-
ходимо всемерно укрепить и раз-
вить строительную индустрию Мос-
ковского Совета,  министерств и ве-
домств, осуществляющих в Москве
жилищное и культурно-бытовое
строительство.
	За время войны’ мощность строи-
тельных организаний в Москве рез-
ко сократилась. Некоторые ведом-
ства и министерства крайне медлен-
но осуществляют свою строитель-
ную программу. Особенно резко в
этом отношении отстают: Министер-
ство строительства военных и воен-
но-морских предприятий, Министер-
ство авиационной . промышленности,
Министерство путей сообщения, Ми-
нистерство электростанций,  Мини-
стерство тяжелого машиностроения,
Министерство текстильной промыш-
ленности, Министерство резиновой
промышленности.
	Планом намечается восстановить
довоенные ‘мощности строительных
организаций и затем увеличить их
к концу пятилетия’ в два раза по
сравнению  с’ 1940 годом. Надо ко-
ренным образом улучшить организа-
цию  строитёльных работ. Москов:
ские строители должны широко при-
менять методы поточно-скоростного
строительства жилых домов. Необ-
ходимо внедрить передовую  строи-
тельную технику, ‘повысить механи-
зацию строительных работ, макси-
мально используя сборные конструк-
ции заводского изготовления C тем,
чтобы в ближайшее время все тру-
доемкие процессы в Жилищном
строительстве были полностью  ме-
ханизированы. Ha строительных
площадках должен производиться
только монтаж готовых конструкций
и деталей.
	На необходимость широко внед-
рить механизацию в строительство
й производство неоднократно указы-
вал товарищ Сталин; «Думать, что
можно обойтись без механизации
при наших темпах работы и масшта-
бах производства, —гбворит товарищ
Сталин, — значит ‘надеяться на TO,
что можно вычерпать море ложкой».
Индустриализация ‘и механизация
строительства являются решающим
условием выполнёния’ строительной
программы пятилетнего плана. Me-
ханизацию предусмотрено довести в
1950 году к _об’ему’ строительных

работ: земляных — До 80 процен-
тов, малярных — до 60 процентов,
штукатурных — ‘ до’65 процентов,

приготовление бетона’и растворов—
до 100 процентов. Нужно также ши-
роко механизировать дробление щеб-
ня, укладку бетона, асфальта и дру-
гие строительные работы, полностью
механизировать вертикальную и го-
ризонтальную транспортировку стро-
ительных материалов и строитель-
ных лпеталей на строительной пло-
	ция Московского железнодорожного
узла и увеличенме его грузооборота.

Намечено проводить ускоренными
темпами восстановление существую-
щих и строительство новых электро-
станций Московской энергетической
системы. Установленная мощность
электростанций Мосэнерго к 1950
году должна удвоиться по сравне-
нию с 1940 годом.

В целях дальнейшего хозяйствен-
ного и культурного развития Моск-
вы и улучшения жизненных  усло-
вий ее населения в новой пятилет-
ке будут продолжены работы по
выполнению сталинского генерально-
го плана реконструкции столицы. Из
8,9 миллиарда рублей  централизо-
ванных капиталовложений по Моск-
ве в новой пятилетке на развитие
городского хозяйства, на улучше-
ние бытовых условий трудящихся
идет около трех четвертей, или 6,6
миллиарда рублей.

В широком об’еме развернутся но-
вое жилищное строительство и вос-
становление существующего жилого
фонда. В больших масштабах будут
проводиться работы по газификации
и теплофикации города. Предусмот-
рены расширение мощностей суще-
ствующих и строительство новых
водопроводных и канализационных
сооружений.

Коренным образом должно быть
улучшено. обслуживание населения
всеми видами городского транспор-
та. Намечены большие работы пс
строительству усовершенствованных о
дорог, мостов и’тоннелей и в 06
ласти внешнего благоустройства го-
рода.

Для того, чтобы обеспечить вы-
полнение предусмотренных планом
строительных работ в Москве, не-
обходимо восстановить и превысить
довоенный уровень производства
строительных материалов.

В целях повышения материально-
го благосостояния трудящихся в но-
вой пятилетке значительно увели-
чится производство предметов по-
требления. В соответствии с этим
запроектировано развитие текстиль-
ной. легкой, пищевой, вкусовой, ме-
стной и кооперативной промышлез-
ности Москвы, что будет способст-
вовать расширению товарооборота.

Необходимо обеспечить в новой
гятилетке улучшение медицинского
обслу.хивания населения столицы и
развитие просвещения и культуры в
Москве.

Закон о пятилетнем плане BOC-
становления и развития народного
хозяйства СССР предусматривает
дальнейший прогресс во всех отрас-
лях народного хозяйства на основе
широкого развития научных иссле-
 лований. Москва, которая является
важнейшим центром советской на-
уки, должна внести свой вклад В
разрешение поставленной товарищем
Сталиным задачи — «неё только до-
гнать, но и превзойти в ближайшее
время достижения науки за преде-
лами нашей страны».

Для успешного выполнения зада-
ний пятилетнего плана необходимо
укрепить в промышленности, на
транспорте и в городском хозяйст-
ве Москвы постоянные кадры рабо-
чих, повысить их квалификацию,
поднять производительность труда
на основе полного использования
8-часового рабочего дня, улучшения
организации труда, механизации
трудоемких работ.

Во всех отраслях промышленно-
сти и городского хозяйства Моск-
вы должны быть обеспечены высо-
кие темпы накоплений.

Из этих основных задач пятилет-
него плана вытекает конкретное со-
держание той огромной работы, ко-
торую нам предстоит выполнить В
вовой пятилетке в области промыш-
ленности, транспорта и городского
хозяйства столицы.

При осуществлении этих работ тру-
дящиеся Москвы находят для себя
новые силы и величайшее воодушев-
ление в том исключительном внима-
нии, которое проявляет к их нуждам
наш великий вождь, учитель и друг,
товарищ Сталин! (Аплодисменты).
	ким расчетом, чтобы предельно со-
кратить снос существующего жило-
го фонда. С этой целью предусмот-
рено строительство домов средней
этажности (4—5 этажей) и мало-
этажных домов на свободных тер-
	щадке. Строительные организации
должны быть обеспечены кранами,
экскаваторами, компрессорами, раст-
всро- и. бетономешалками, электро-
сварочными аппаратами и т. д.

Надо всемерно развить производ-
ственную базу строительных орга-
низаций, восстановить и создать но-
вые карьеры, ремонтные мастерские,
деревообделочные и другие пред-
приятия.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ CYWLECT-
ВУЮЩЕГО ЖИЛОГО ФОНДА.
Наряду с новым жилищным строи-
тельством перед нами стоит задача
— восстановить и благоустроить су-
ществующий жилой фонд. Условия
военного времени серьезно сказались
на состоянии жилых домов Москвы.
Недостаток материалов и рабочей
силы не давал возможности  свое-
временно и в достаточном об’еме
проводить ремонт домов. Необходи-
мо в кратчайший срок ликвидиро-
вать последствия войны в Жилищ-
ном хозяйстве, и в течение пятиле-
тия значительно повысить уровень
благоустройства жилого фонда,

Пятилетним планом  предусматри-
вается вложить на восстановление
жилого фонда Москвы и повышение
его благоустройства 1900 миллионов
рублей. Должны быть капитально от-
ремонтированы все крыши, осноБные
конструкции зданий, системы  цен-
трального отопления, водопровода и
канализации, восстановлено все
лифтовое хозяйство, электрическая
сеть, фасады домов, ограждения
дворов.

Необходимо развернуть работы по
замене в жилых домах печного ото-
пления центральным. Надо продол-
жить работы по оборудованию водо-
проводом и канализацией жилых
домов на окраинах города, населе-
ние которых пользуется в настоя-
щее время водоразборными колон-
ками.

Работы по восстановлению жилых
домов в текущем году, по сравне-
нию с прошлым годом, развернулись
в значительно более широких мас-
штабах, особенно по ремонту крыш
и центрального отопления. Если 8
прошлом году было капитально от-
ремонтировано 224 тысячи квадрат-
ных метров крыш жилых домов, то
в 1946 году ремонт крыш проводит-
ся в об’еме 1500 тысяч квадратных
метров. До начала отопительного
сезона в жилых домах установлено
свыше 200 новых отопительных кот-
лов и десятки тысяч квадратных
метров новых радиаторов и прове-
дены многие другие работы.

Созданные в 1945 г. районные ре-
монтно-строительные организации
уже сейчас начали играть серьезную
роль в капитальном ремонте домов.
Для осуществления болышой про
граммы капитального ремонта и по-
вышения  ‘благоустройства ‘ ‘жилого
фонда намечается укрепить ремонт-
но-строительную базу районов: Мощ-
ность районных ремонтно-строитель`
ных контор к концу пятилетки дол-
жна быть увеличена в 3,5 раза. Не-
обходимо также укрепить ремонт-
ные конторы при районных жилищ-
ных управлениях. ри всех круп-
ных домоуправлениях должны быть
созданы ремонтные группы по про-
ведению предупредительного и теку-
щего ремонта домов. г

Надо решительно отказаться от
старых кустарных способов выпол-
нения ремонтных работ и перейти
на широкое применение при ремон-
те домов механизмов и специальных
приспособлений. В первую очередь
должны быть механизированы наи-
более трудоемкие процессы и под’-
емно-транспортные работы.

Большой об’ем кровельных работ
требует, чтобы подготовительные
операции проводились не на крыше,
а в заводских условиях. В MacTep-
ских должны изготовляться  плот-
нично-столярные, санитарно-техниче-
ские, электромонтажные и другие
детали для ремонта жилищ.

Перед работниками жилищного хо-
зяйства стоит. задача не только хо-
рсшо отремонтировать дома, но и
правильно организовать их эксплоа-
тацию. Городскому жилищному уп-
равлению и исполкомам районных
Советов необходимо обеспечить рен-
табельность жилых домов, улучшить
техническую эксплоатацию . Домов,
укрепить жилищное хозяйство ква-
лифицированными работниками, по-
вседневно заботиться о повышении
их квалификации. оказывая им прак-
тическую помощь в работе по улуч-
л ению жилитшного хозяйства.
	Работы по газификации жилых
домов развернулись во многих рай-
онах города В 16 корпусах Дуб-
ровского поселка Таганского района
газифицировано 836 квартир. Полу-
чили также газ 440 квартир в трех
корпусах по Центральному проезду
в Калининском районе. На Ярослав-
ском шоссе в домах №№ 82—84
оборудованы и подключены к газу
294 квартиры. На 2-й Извозной ули-
це газификация проведена в 17 кор-
пусах, насчитывающих 895 квартир.
Проводится газификация 36 корпу-
сов крупнейшего поселка им. 1905
года на Красной Пресне. где уже
присоединено к газу З1 корпусе —
1895 квартир. В ближайшие дни там
полностью закончат присоединение
к газу всех корпусов поселка.

Трудящиеся Москвы активно уча
ствуют в работах по газификации
помов. Население вновь газифициро-
ванных домов, получающее это де-
шевое и удобное для пользования
топливо, выражает горячую благо-
дарность товарищу Сталину заоте-
ческую заботу об их нуждах. (Ап-
лодисменты).

Необходимо отметить. что HeKO-
торые руководители предприятий й
хозяйственные организации недооце-
нивают значения газификации ДЛЯ
улучшения бытовых условий трудя-
щихся, не обеспечивают выполнения
плана по газификации жилых домов,
находящихся в их ведении, хотя A
имеется полная возможность уже в
текущем году газифицировать эти
дома. Наиболее отстающими в этом
отношении являются предприятия
министерств: авиационной промыш-
ленности, сельскохозяйственного ма-
шиностроения, электростанций, ав-
томобильной промышленности,

По постановлению правительства,
министерства и ведомства обязаны
проводить газификацию своими си-
лами. Жилой фонд Московского
Совета должен газифицировать Мо-
сковский Совет. Надо сказать, что
план, который был правительством
установлен Московскому Совету,
будет значительно перевыполнен, Я
думаю, что в этом году в полтора
раза булет болыне газифицировано
квартир, чем установлено планом.
Но министерства и ведомства не вы-
полняют план газификации и в 9с0-
‘бенности те министерства, которые
здесь были названы.

Необходимо также, чтобы район-
вые Советы Москвы развернули си-
лами районных организаций газифи-
кацию жилых домов сверх плана,
установленного правительством Мо-
сковскому Совету и ведометвам.
Райисполкомы должны также осу-
ществлять повседневный контроль за
ходом работ по газификации жилых.
домов, лечебных и учебных заведе-
ний и коммунальных прелприятий в
районах.

В последнее врёмя в ряде район-
ных Советоз прошли сессии, на ко-
торых обсуждался вопрос о гази-
фикации домов в районах. Это дол-
жно послужить толчком для уси-
ления газификации квартир в рай-
онах.

Для  обеспечевия — газификации
квартир, уже начиная с 1945 года,
было развернуто производство  га-
зовой аппаратуры Ha московских
предприятиях, которые выпускают ее
в необходимых количествах. На
1950 год выпуск газовых плит для
квартир и предприятий обществен-
ного питания планируется в коли-
честве 60 тысяч штук, что превы-.
шает довоенный уровень в 8 раз.
Газовых колонок для ванн будет
выпущено — 30 тысяч штук, или в
20 раз больше, чем выпускалось до
войны, а счетчиков газовых — 60
тысяч штук, или в 6 раз болыше по
сравнению с довоенным уровнем.
Необходимо. чтобы московские пред-
приятия организовали также произ-
водство новых видов газовых при-
боров: стиральных машин, газовых
холодильников, водогрейных газовых
котлов, варочных котлов и Т. Д.
	Для присоединения новых потре-
бителей к газу за пятилетие преду-
	Основные задачи пятилетнего плана Москвы
	нс много новых лечебных и куль
турно-просветительных учреждений и
коммунальных предприятий.

Следующие цифры красноречиво
говорят о быстрых темпах развития
городского хозяйства столицы: в
1940 году по сравнению с 1913 го-
лом выросли: перевозки населения
горолским транспортом в 10 раз,
MCUIHOCTh водопроводных  сооруже-
ний в 10 раз, школьная сеть более
чем в 5 раз, больничная сеть в 3 ра-
за, сеть поликлиник и амбулаторий
более чем в 8 раз.

Вероломное нападение  гитлеров-
ской Германии нарушило мирный
труд народов СССР, задержало осу-
ществление генерального плана ре
конструкции Москвы. Война стоила
Советскому Союзу огромных жертв.
Серьезный ущерб был нанесен и го-
родскому хозяйству столицы. Было
свернуто жилищное строительство,
прекратилось строительство школ и
коммунальных предприятий. Coxpa-
тился подвижной состав автобусов,
троллейбусов, трамвая и в связи С
этим уменьшились перевозки населе-
ния городским транспортом. Недоста-
ток рабочей силы ощущался на прел-
приятиях и в организациях горэод-
ского хозяйства.

В периол войны все силы совет-
ского народа были направлены к од-
ной пели — обеспечить победу над
фашистскими  агрессорами.  Трудя-
иеся Москвы внесли свою долю BO
всенаролное дело разгрома ‹ врага.
Несмотря на эвакуацию осенью 1941
года значительной ‘части предприя-
тий, промышленность Москвы быст-
ро восстанавливалась и поставляла
фронту во все возраставшем коли“
честве вооружение, боеприпасы и
снаряжение.

В военное время благодаря забо-
там партии, правительства. и лично
товарища Сталина о нуждах москви-
чей проводились неотложные работы
по строительству и поддержанию
важнейших отраслей городского хо-
зяйства столицы. В трудных усло“
виях войны было закончено соору-
жение третьей очерели метрополите-
на и начались работы по строитель-
ству четвертой очереди. Особое зна-
чение для улучшения бытовых усло-
вий трудящихся столицы получило
начатое во время войны строитель-
ство газопровода Саратов—Москва.

Победоносное окончание Великой
Отечественной войны позволило с0-
ветскому народу вернуться к Мир“
ному созидательному труду, обратить
свои силы на дальнейшее упрочение
и развитие социализма. Под руко-
водством большевистской партии со-
ветские люди, самоотверженно пре-
одолевая трулности послевоенного
периода, с величайшим воодушевле-
нием принялись за’ ‘осуществление
вового пятилетнего плана восста-
новления и развития народного хо“
зяйства СССР.

Во исполнение основной хозяйст-
венно-политической задачи пятилет-
него плана, состоящей в том, чтобы
восстановить пострадавшие районы
страны, восстановить довоенный уро-
вень промышленности и сельского
хозяйства и затем превзойти этот
уровень в значительных размерах, пя-
тилетний план Москвы предусматри-
вает новый широкий размах работ по
восстановлению и дальнейшему
развитию московской промышленно-
сти, транспорта и городского хозяй-
ства.
	Пятилетний план обеспечивает пер-
воочередное восстановление и разви
тие тяжелой промышленности и Же-
лезнодорожного транспорта, без ко-
торых невозможно быстрое и yC-
пешное восстановление и развитие
всего народного хозяйства CCCP.
Московская промышленность и В
первую очередь машиностроительная
полжна сыграть большую роль в
решении этой важнейшей задачи. Ва-
ловая продукция промышленности
Москвы в 1950 году увеличится
примерно на 30 процентов по срав-
нению с довоенным уровнем. В те:
чение 1946—1950 гг. будет осуще-
ствляться дальнейшая  реконструк-
	Исполком Московского Совета
вносит на ваше рассмотрение пяти-
летний план восстановления и раз-
вития городского хозяйства Москвы
на 1946—1950 гг. разработанный в
соответствии с Законом © пятилет-
нем плане восстановления 4A разви-
тря народного хозяйства СССР и За-
коном о пятилетнем плане РСФСР.
	Советский народ получил возмож-
кость приступить к осуществлению
РовОоГо пятилетнего плана. одержав
великую победу над силами фашиз-
ма и агрессии. Всемирно-историческая
победа народов Советского Союза
явилась победой советского общест-
венного и государственного строя,
побелой наших доблестных  воору-
женных сил под взодительством ге
ниального полководна, великого
вождя товарища Сталина! (Бурные
аплодисменты).

В предвоенный период невиданны-
ми темпами развивалось социалисти-
ческое хозяйство Советского Союза
в одновременно возрастало значение
Москвы, как крупнейшего индустри-
ального центра. Достаточно сказать.
что в 1940 году валовая продукция
промышленности Москвы  увеличи-
лась по сравнению с 1913 годом в
21 раз. Улельный вес Москвы в про-
мышленном производстве страны в
1940 голу составил 14,7 процента.
Наиболее быстро в Москве развива-
лась машиностроительная промыш:
ленность. В 1940 году продукция мо-
сковских металлообрабатывающих
заводов в 96 раз превысила уровень
1913 года. Наряду с этим сильно
выросла в Москве промышленность,
производящая средства потребления.

В годы сталинских пятилеток 8
больших масштабах проводились ра-
боты по реконструкции‘ Московского
железнодорожного узла. Был  по-
строен канал Москва— Волга, связав-
ший столицу водными путями © дру-
гими районами страны и коренным
образом улучшивший водоснабжение
города.

Эти голы отмечены также возрос-
шим значением Москвы, как научно-
го центра, быстрым раситирением се-
ти научно-исследовательских учреж-
дений. .

Советская власть получила в На-
следство от царской России отста-
лое городское хозяйство Москвы. Ок-
тябрьская революция, ликвидировав-
шая буржуазно-помещичье господст-
во. подчинила городское хозяйство
интересам наиболее полного удов-
летворения материальных и КУль-
турных нужд трудящихся.

За голы советской власти Москва
стала неузнаваемой, ее городское хо-
зяйство быстро развивалось. Поста-
` овление июньского Пленума ЦК
ВКП(б) в 1931! году и сталинский
генеральный план реконструкции.
Москвы в 1935 голу определили
пути широкого переустройства сто-
липы. В истории строительства го-
ролов нельзя найти другого примера
такой широкой, смелой реконструк-
ции горола. какая была предусмот-
рена генеральным планом. Мощное
развитие сопиалистического хозяйст-
ва Советского Союза создало необ-
холимые условия для осуществле-
ния этих гигантских работ.

За голы сталинских пятилеток по-
строено более 6 миллионов кзадрат-
вых метров новой жилой площади,
т. е. около половины того, чем pac-
полагала пореволючионная Москва.
Многие улицы реконструированы в
широкие магистрали. Асфальтирова-
но более 5 миллионов квадратных
метров мостовых. Набережные Мо-
сквы-реки одеты в гранит, сооруже-
ны новые большие мосты.
	Огромные изменения за эти годы
произошли и в обслуживании насе-
ления городским транспортом: был
построен лучший в мире метрополи-
тен, создан троллейбусный, авто-
бусный и таксомоторный транспорт.
Болышое развитие получило также
золопроволное и — канализационное
хозяйство Москвы. Широко развер-
нулось строительство школ, построе-
		Развитие водопровода и канализации
	трубы 1200 миллиметров и начинает
ся подготовка к постройке шестого
воловода.
	До войны Ha московских [pel
приятиях насчитывалось свыше 16)
артезианских скважин, которые 0бес-
печивали водой производственные
	ВОДОПРОВОД. Болышие ` работы
в текущей пятилетке намечены в
области развития водоснабжения го-
рода. Проблема создания надежных
источников водоснабжения Москвы
была кардинально разрешена с по-
стройкой канала Москва— Волга. На
	Жилищное строительство и восстановление жилого фонда
	ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
Центральное место в пятилетнем
плане восстановления и развития го-
родекого хозяйства Москвы зани-
мает новое жилищное строительст-
во, восстановление жилого фонда и

стигнуто целостное архитектурное
оформление площадей, магистралей,
набережных, парков, с использова-
нием, при строительстве жилых до-
мов и общественных зданий, луч-
ших образцов классической и новой
	а me АО —_ i Sine

повышение его благоустройства. архитектуры, а также всех дости:   риториях города, в. aah очередь . базе водных ресурсов канала была   нужды. В настоящее время функ
Законом предусмотрено  строи-   жений архитектурно-строительной  в юго-западном районе енинские Г ВЕК а п а ое аа. В

тельство в Москве за пятилетие 3  ТЕХНИКИ». горы), в Измайлове, на Дмитровском ази икация и тепло икация города ру

миллионов квадратных метров но-  В течение пятилетки должна быть   Шоссе, в Текстильциках и в на-

плоатацию Сталинская водопровод-

аи - we ea ree eer mete ee lm me dn Onl Onn nan) 6 Daarmnanruann on Tlaven. fl uAS errALIinG

которые предприятия, как, например,
И ВЕ о р mm gd
	1-я ситценабивная фабрика, Трубный
завод, завод сложных эфиров 4
другие, не используют местные
средства водоснабжения, расходую?
волу московского водопровола ва
промышленные цели и создают ло“
пслнительное напряжение в систем
водоснабжения столицы, Я должен
сказать, что мы недавно ознакоми“
лись с опытом Европы и Америки 3
области городского хозяйства. НГ
де такого роскошного расходования
воды, как у нас, нет. Для промыш
ленных целей нигде не использует“
ся питьевая вода. А наши производ“
ственники считают, что им дешевле
голучать воду с московского водо“
провода, а свои артезианские ск8а“
жины поставить на консервацию.
Я думаю, что руководителей пред
приятий мы  призовем к пора
ку и заставим . заниматься «= a
тезианскими скважинами ий тм CH
мым получим большие дополнитель“
ные ресурсы воды, так как арт“
зианские скважины могут дать НаМ
3 миллиона ведер воды в сутки. Ilo
чему мы должны отказываться OF
такой возможности? Руководителя
‘предприятий обязаны восстановить
й дооборудовать артезианские СкВа“
жины, сократив расход воды и3 Го
родского водопровода.
	(Продолжение на 8-й стр.).
	ся в районе Расторгуево по Паве-
лецкой железной дороге.

Пятилетним планом предусмотрено
также строительство газового заво-
да в Тульской области, который бу-
дет вырабатывать из низкосортных
местных углей к концу пятилетия
3 миллиона кубометров газа в сут-
ки, Для подачи этого газа в Моск-
ву будет построен газопровод Тула
— Москва протяжением 230 кило-
‚метров.

Все эти мероприятия дадут воз-
можность увеличить подачу газа в
город к концу пятилетки по срав-
нению с 1940 годом в 10 раз. В
1950 г. Москва получит 2050 мил-
лконов кубических метров газа, или
такое количество газа, которое она
пелучила за все 80 лет существо-
вания газового ‘хозяйства. Газ бу-
дет использован для отопления жи-
_лых домов, для нужд коммунальных
` предприятий, лечебных учреждений,
учебных заведений и на газифика-
цию квартир — для приготовления
пищи и подогрева воды.

За предыдущие 80 лет — к на-
чалу 1946 г. — было газифицирова-
но 68 тысяч квартир. В течение пя-
тилетки будет газифицировано до-
полнительно 200 тысяч квартир. В
результате в 1950 году около 70
процентов населения будет пользо-
ваться газом. Уже в текущем году
присоединено к газу свыше 12 ты-
сяч квартир и к концу года будет
присоединено еще не менее 4 ты-
сяч квартир — итого 16 тысяч квар-
тир. На будущий год намечается
программа значительно болышая —
газифицировать около 50 тысяч
квартир.
	пая станция, что вдвое увеличило
мощность водопровода Москвы и
обеспечило бесперебойное питание
водой столицы...

В связи с ростом потребления
воды населением, промышленностью
и городским хозяйством в текущем
пятилетии будут построены новые и
расширены существующие ‹сооруже-
ния водопровода. Мощность водо-
провода увеличится почти на 50
процентов и в 1950 году составит
145 миллионов ведер в сутки.

В ближайшее время начинается
строительство . Северной водопровод-
ной станции стоимостью свыше 400
миллионов рублей. В текущей пяти-
летке войдет в эксплоатацию пер-
вая очередь Северной станции.
Вдвое возрастет мощность Череп-
ковской водопроводной станции, Бу-
дет расширена мощность Сталинской
водопроводной станции на 8 миллио-
нов ведер в сутки. Все эти соору-
жения строятся с учетом последних
достижений современной техники В
области водоснабжения.

Намечается проложить 150  кило-
метров водопроводных линий, что
улучшит водоснабжение центра го-
рода и обеспечит волой районы но-
вой застройки. В текущем году за-
канчивается строительство пятого
водовода Сталинской станции, дли-
ной 10 километров и с диаметром
	вой жилой площади, что почти: в
два раза превышает об’ем жилищ-
ного строительства за пять предво-
енных лет — 1936—1940 гг. Из 3
миллионов квадратных метров но-
вой жилой площади Московский
Совет должен построить 550 тысяч
квадратных метров.

Жилишное строительство будут
осуществлять почти все министер-
ства и ведомства. Наибольший об’-
ем строительства предусмотрен по
министерствам: вооруженных сил,
авиационной промышленности, внут-
ренних дел, автомобильной промыш-
ленности, путей сообщения, черной
металлургии, цветной металлургии,
электростанций, судостроения, ма-
шино- и приборостроения, строи-
тельства предприятий тяжелой ин-
дустрии, а также Академии наук
СССР.

При осуществлении огромного об’-
ема работ по строительству в теку-
шем пятилетии должны быть соблю-
латтт плинпипы планировки. архи-

закончена реконструкция и застрой-
ка многоэтажными домами — ули-
цы Горького, Ленинградского и Мо-
жайского пюссе, Большой Калуж-
ской, Большой Дорогомиловской, Но-
во-Дорогомиловской и 1-й Мещан-
ской улиц. В основном будет завер-
шена застройка западной, северной
и восточной частей Садового коль-
ца. Будет продолжаться строитель-
ство на Новослободской и Каляев-
ской улицах, Ново-Кировской маги-
страли, Ярославском шоссе и дру-
гих важнейших магистралях города.
Пятилетним планом предусматри-
вается завершение реконструкции
площадей — Пушкина, Маяковско-
го, Белорусского вокзала, Ржевско-
го вокзала, Смоленской площади и
площади Красных ворот и продол-
жение застройки площадей Крым-
ской, Зубовской, Самотечной, Кол-
хозной, Октябрьской, Курского, Ки-
евского и Павелецкого вокзалов.
Набережные Москвы-реки‘ после
облицовки берегов гранитом и yc-
	дены принципы вланировки, араит   OUEMRUDKRH рев о пра YM
тектуры и строительства, установ- тройства асфальтированных проездов
твинтю геанепальным планом векон-  стали удобной для жизни частью
	ленные генеральным планом рекон:   стали удоонои для жизни застою
струкции Москвы. Важнейшими ус-  города. В ближайшее пятилетие бу-
азнами остаются «правильное раз-  дет продолжаться их застройка жи-
	ловиями остаются «правильное разЗ-
мещение жилых домов, промышлен-
ности, железнодорожного  транспор-
та и складского хозяйства, обводне-
ние города  разуплотнение и пра-
тт ятаа бттанизапияя жилых кварта-

BEY продолжатьсл ВА dN A EIA ге
лыми и общественными зданиями,

Намечено полностью закончить

за:

стройку набережных — Смоленской,
им. Горького и Фрунзенской и про-

полжить застройку набережных
	вилЕНная организация жилых кварте;   AGHAHTB SAC TPO Но а
лов и созпание нормальных здоро- Котельнической. Краснопресненской
mere зАтлрны® ммнани населения горо-  и некоторых других.
	вых условий жизни населения горо-] и веб орыя Ср
а Учитывая что в период войны
	да». Ям Е ЗО. оо
Во всей дальнейшей работе по ре-   жилищное строительство _в  Москве

enurrnuriay необхолимо руководст-  резко сократилось и часть жилой
	конструкции необходимо руководст-   резко соаназиуки-> AO SGN EB А
воваться указаниями партии и пра-  площади была потеряна, новое жи.
Е о а пазоплаь ламное  -туоятельство. % текущей
	вительства о том, что при перенла-   swe HOw eA VORP bw Tene > AMR y we
нировке города «должно быть  до-1 пятилетке будет размещено с та-
	правлении Химок. Однако, это 0у-
дут малоэтажные дома не времен-
ного, барачного типа, какие в свое
время возводились на окраинах Мо-
сквы. Малоэтажные жилые дома
строятся со всеми видами благоус-
тройства: с центральным отопленя-
ем, водопроводом, канализацией, га-
зом и т. д., чтобы они не уступали
пс уровню благоустройства жилым
домам на главных магистралях го-
рода. Для этого в районах мало-
этажного жилищного строительства
необходимо своевременно проложить
водопровод и канализацию, газовые
сети, устроить дороги, а также пре-
дусмотреть строительство предприя-
тий и учреждений по обслуживанию
населения — бань, прачечных, школ,
магазинов и т: д. с тем, чтобы вы-
полнение этих работ не отставало
от жилищного строительства.

Необходимо развить строительство
индивидуальных жилых домов в при-
городах г. Москвы, оказывая все-
мерную помощь населению в про-
ведении этих работ.

Наряду с жилыми домами в HO-
вой пятилетке будут строиться го-
стиницы, общественные и админи-
стративные здания. Намечено  по-
строить вторую очередь ‘Киевской
гостиницы и Новую гостиницу на
Комсомольской площади, Будут по-
строены 5 зданий райсоветов В
Ленинградском. Сокольническом, Со-
ветском, Свердловском и Красно-
пресненском районах.

Закончится реконструкция здания
Министерства вооруженных сил
СССР на улице Фрунзе, строитель-
ство здания Министерства внуттен-
них дел СССР на площади Дзер-

ГАЗИФИКАЦИЯ. Важнейшим ме-
роприятием по улучшению бытовых
условий москвичей является широ-
кое развитие газификации города.
Еще в период войны, в конце 1944
года была начата по указанию
товарища Сталина постройка га-
зопровода Саратов-—Москва для по-
дачи в Москву природного газа са-
ратовских месторождений. Строи-
тельство газопровода закончено.

10 июля текущего года саратов-
ский газ по газопроводу был впер-
вые подан в Москву для опытно-
го сжигания под котлами 1-й. элек-
тростанции. С 30 июля началась по-
дача газа на’ Московский газовый
завод и оттуда — по существующим
городским сетям — к бытовым по-
требителям. С июля по ноябрь те-
кущего года в Москву поступило
около 50 миллионов кубических мет-
ров саратовского газа. По мере
ввода в эксплоатацию компрессор-
ных станций поступление в Моск-
ву саратовского газа будет возра-
стать и достигнет 1.300 тысяч куби-
ческих метров в сутки.

В текущем году под Москвой во-
зобновлено строительство  коксога-
зового завода, производительностью
400 миллионов кубических метров
газа в год. Этот завод будет, кро-
ме того, давать Москве 800 тысяч
тонн кокса в год для бытового по-
требления и нужд промышленности.
По решению правительства строи-
тельство первой очереди коксогазо-
вого завода должно быть закончено
в четвертом квартале 1948 г. и вто-
рой очереди в третьем квартале
1949 г. Коксогазовый завод строит: