Шятилетний план восстановления и развития городского
хозяйства Москвы на 1946—1950 гг.
	Доклад тов. Г. М. ПОПОВА на ХХ сессии Московского городского Совета депутатов трудящихся
	(Продолжение.
Начало на 2-й стр.).
	Управление водопроводно-канали-
зационного хозяйства в текущем пя-
тилетии должно осуществить серь-
езные мероприятия по улучшению тех-
нической эксплоатации водопровод-
ных сооружений, обеспечив  внедре-
ние автоматики в управление стан-
циями, водоводами, магистралями.

КАНАЛИЗАЦИЯ. В новой пяти-
летке большое развитие получает
ханализационное хозяйство. В 1945 г.
было закончено строительство круп-
яейшего канализационного сооруже-
ния — Юго-западного канала, удво-
ившего мощность отводящих кана-
дов московской канализации. Одна-
к, мощность очистных сооружений
ханализации еще недостаточна и от-
	ТАКСИ. В течение пятилетия Oy-
т полностью восстановлен парк
	дет полностью восстановлен парк
легковых и грузовых таксомоторов.
В 1950 году парк легковых такси
будет доведен до 3 тысяч машин.
Грузовое таксомоторное движение в
Москве после длительного переры-
ва, вызванного войной, возобновле-
но в феврале этого года. К концу
1946° г. парк грузовых такси достиг-
нет довоенного уровня, а в 1950 г.
возрастет до 1500 машин, что на
66 процентов превысит довоенный
уровень.
	Увеличение подвижного состава
	автобусов и тТаксомоторов вызывает
необходимость строительства новых
‘АРТОбусных гаражей, таксомоторных
парков, автобусных станций и соо-
ружений линейной эксплоатации.
	ГРУЗОВОЙ — АВТОТРАНСПОРТ.
	В период 1946—50 гг. парк грузо-
вых автомавнин, обслуживающих го-
родское хозяйство столицы, удвоит-
ся. В целях сокращения  потребно-
сти в, рабочей силе должны быть
широко механизированы погрузочно-
разгрузочные работы, в первую оче.
редь в пунктах массового сосредо-
точения грузов (на заводах стройма-
териалов, складских базах, топлив-
ных складах и др.). Для этого
большое развитие получит специали-
зированный автотранспорт, самосва-
лы, контейнеры, автокраны и т. д.
	В текущем году на предприятиях
оссовета организовано  производ-
	Моссовета организовано производ-
ство самосвалов. В настоящее вре-
мя выпускаются 100 самосвалов в
месяц, а за 1946 год будет выпу-
mero 600 машин.
	РЕМОНТ

АВТОМАШИН.
	летним планом намечается расшире-
	ние и реконструкция авторемонтныхл
	заводов Моссовета в размерах, обес-
печивающих проведение капитальных
ремонтов всех видов автомобильно-
	го транспорта городского хозяйства
	столицы. Каждый авторемонтный за-
вод будет ремонтировать определен-
ные марки машин. Будет расширена
	ДОРОЖНО-МОСТОВОЕ ХОЗЯИ-
СТВО. Намеченное в текущей пя-
тнлетке развитие городского транс-
порта пред’являет серьезные требо-
вания к улучшению дорожно-мосто-
вого хозяйства столицы. За период
1946—1950 гг. предусмотрено заас-
фальтировать 3 миллиона квадрат-
ных метров. улиц и, площадей и. по-
	строить 51,5. километра. водостоков.
	Намечено внутри’ Садового кольца
полностью заасфальтировать все
улицы ‘и переулки, имеющие бу-
лыжное покрытие, устроить бквоз-
ные проезды по набережным Моск-
вы-реки, водоотводного канала и
Яузы, завершить — реконструкцию
важнейших радиальных ‘магистралей,
провести новые дороги в районах
массового жилищного строительства.

На протяжении 1946—50 гг. бу-
дут расширены и ‚реконструированы:
Ленинградское, Варшавское, Рязан-
ское и Ярославское шюссе, капн-
тально отремонтированы в пределах
города Щелковское, Дмитровское, а
также Остаповское пюссе. В тече-
ние пятилетки намечено устроить
асфальтированные под’езды к ста-
диону «Динамо», реконструировать
площади Садового и бульварного
кольца и площадь Белорусского вок-
зала. В текущем году уже выпол-
Henn работы по устройству под’ез-
дов к стадиону «Динамо» и рекон-
струкции площади Белорусского
вокзала, улицы Герцена и улицы
Пушкина.

Кроме того, Исполнительный  ко-
митет Московского городского Со-
	вета признал необходимым  присту-
пить к строительству кольцевого
исссе по внешней стороне Окруж-
	ной железной дороги. У нас вдоль
Окружной железной дороги нет ав-
томобильного шоссе. Мы хотим по-
строить такое шоссе, которое, без-
условно, сыграет большую роль для
улучшения работы транспорта, так
как на Окружной дороге имеется
большое количество станций и мест
разгрузки.

Серьезное внимание в ближайшие
годы должно быть обращено на ка-
питальный ремонт существующих до-
рожных покрытий и улучшение ухо-
да за ними. За годы войны, вслед-
ствие сокрашения мощности дорож-
ностроительных и ремонтных орга-
низаций, дороги в полном об’еме не
ремонтировались и дорожные по-
крытия многих магистралей столицы
	Успешное выполнение плана по
капитальному строительству во всех
отраслях городского хозяйства во
многом будет зависеть от развития
производства строительных материа-
лов. За годы войны производствен-
ные мощности московских предпри-
ятий по’ выпуску местных стройма-
териалов резко сократились. В пя-
тилетнем плане предусмотрено вос-
становление и дальнейшее увеличе-
ние производства местных стройма-
териалов и стройдеталей.

Выпуск местных стройматериалов
предприятиями Московского Совета
к 1950 г. достигнет: кирпича—278
миллионов штук; извести — 45 THI-
cay тонн, алебастра — 190 тысяч
тонн, органической и сухой штука-

турки — 700 тысяч квадратных
метров. санитарно-технической плит-
xu — 200 тысяч квадратных метров,

гипсовых  перегородочных плит —
240 тысяч квадратных метров G
этой целью намечается полностью
восстановить довоенную мощность
всех существующих кирпичных за-
волов. известкового и’ алебастрово-
го заволов. заводов железобетонных
	стройдеталей, органической сухой
штукатурки и др. а также постро-
ить новые заводы. в первую оче-
редь, заменителей кирпича.
	сеть автозаправочных и автообслу-
живающих станций на в’ездах в го-
род.
	ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ПРИГО-
РОДНЫХ Ж. Д. Для лучшего об-
служивания перевозками населения,
проживающего в пригородах Моск-
вы, в течение 1946—1950 гг. будут
электрифицированы пригородные уча-
	стки железных дорог протяжением
300 километров: По Октябрьской
железной дороге электрифицирует-
	ся участок Москва—Крюково, по Мо-
сковско-Киевской железной дороге—
Москва—Апрелевка, по Калининской
железной дороге — Нахабино—Но-
воиерусалимская. По`Московско-Дон-
басской ж. д. уже в текущем году
будет  электрифицирован участок
Москва — Ломодедово. По Курской
железной дороге близится к концу
электрификация участка Подольск—
Львовская. По Западной железной
дороге продолжаются ^ работы на
участке Сетунь-—Одинцово—Голицы-
но. Намечено создать кольцевое дви-
жение электропоездов Москва-Кур-
ская—Фрязево — Ногинск-—Монино
— Мытищи — Москва Ярославской
ж. д. Московская Окружная желез-
ная дорога будет электрифицирована
на всем протяжении и по ней будет
организовано движение пассажирских
поездов. .
	С осуществлением этих работ
электрификация пригородных участ-
ков всех железных дорог Москов-
ского узла значительно mpompauercs
вперед.
	РЕЧНОИ ТРАНСПОРТ. В новой
пятилетке увеличится перевозка пас-
сажиров речным транспортом. Будет
восстановлено движение речных
трамваев по Москве-реке и органи-
зуется речное такси. :
	СВЯЗЬ. Актуальное значение для
Москвы представляет вопрос о раз-
витии средств. связи. Телефонное хо-
зяйство Москвы отстает от развития
города, и в новой пятилетке необ-
	Доронно-мостовое хозяйство и благоустройство
	требуют капитального ремонта. Ра-
боты по капитальному ремонту до-
рожных. покрытий- развернулись уже
в текущем году.

Для увеличения пропускной  спо-
собности наиболее загруженных про-
ездов города намечается строитель-
ство тоннеля на Ярославском шос-
се у ст. Северянин под путями Се-
	верной x. JL. чи у станции _ метро.
	«Сокол» под Ленинградеким- шоссе,
	расширение проездов под путями
Московско-Донбасской ж. д. — на
Бельшой Тульской улине и Bap-
	шавском шоссе. и под путями Ок-
ружной ж. д. на Рязанском шоссе.
Один из таких тоннелей на площа-
ди Белорусского вокзала уже по-
строен в 1946 году.

В текущем пятилетии начнутся
строительство нового большюго мо-
ста через Москву-реку взамен су-
ществующего дёревянного Данилов-
ского моста и подготовительные ра-
боты к ‘строительству Новоарбатско-
го моста.

Перед войной. развернулись боль-
шие работы по реконструкции реки
Яузы. В. начале.войны стройка бы-
ла законсервирована. На завершение
работ по реконструкции реки в новой
пятилетке выделяется 70 мил-
лионов рублей. Будут построены
8 километров. бетонных набережных,
3 новых моста.-— Костомаровский,
Электрозаводский и Матросский, по
берегам реки‚-пройдут сквозные ас-
фальтированные магистрали. После
реконструкции Яуза получит волж-
скую воду из Химкинского водохра-
нилища через Лихоборский обводни-
тельный канал, построенный еще до
войны, и станет судоходной водной
магистралью столицы.

Для осуществления плана дорож-
но-мостового строительства, лю ре-
шению правительства, при Москов-
ском Совете’ восстановлено Управ-
ление дорожно-мостового строитель-
ства с несколькими специализиро-
ванными трестами. Кроме того, соз-
лано Управление эксплоатации до-
рожно-мостового’ хозяйства  столи-
цы.

ВНЕШНЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТ-
ВО. Пятилетний план выдвигает
серьезные задачи в области внешне-
го благоустройства города. За пос-
ледний период были проделаны зна-
чительные работы по благоустройст-
ву дворов, территорий предприятий,
установке ограждений на скверах и
	ходимо провести болышие работы по
восстановлению и значительному
расширению (удвоению) телефонной
связи в Москве.
	В текущем году проводятся неко-
торые мероприятия по расширению
автоматических телефонных — стан-
ций. Увеличена мощность Арбатской
и Миусской АТС, заканчивается рас-
ширение Ленинской и Пролетарской
АТС. Однако ход работ по телефо-
низации города нельзя признать
удовлетворительным. «Союзтелефон-
строй» не выполняет задания по
окончанию строительства и вводу в
эксплоатацию в 1946 году новой
Электрозаводской АТС для Сталин-
ского и Сокольнического районов.
Отстает прокладка кабелей в Киев-
ском районе, Ленинградском районе
и других. Необходимо, чтобы Мини-
стерство связи и Министерство про-
мышленности средств связи приня-
ли меры к ликвидации в ближайшие
годы отставания телефонного хозяй-
ства в столице.

Закон о пятилетнем плане преду-
CMaTpHBaeT завершение работ по
реконструкции и улучшению прямой
телефонной и телеграфной связи
Мссквы с другими районами стра-
ны. Увеличится сеть почтово-теле-
графных отделений и переговорных
пунктов. В течение пятилетки в Мо-
скве будет построена центральная
междугородная телефонная станция.

Значительные мероприятия будут
проведены по улучшению радио-
трансляционной сети. Планом преду-
сматривается постройка 8 новых ра-
диотрансляционных подстанций — В
Краснопресненском, Октябрьском,
Коминтерновском, Бауманском, Ки-
ровском, Москворецком,  Фрунзен-
ском и Сталинском районах. Радио-
узел оборудуется современной аппа-
ратурой.

Пятилетним планом намечено вос-
становление и техническое переобо-
рудование телевизионного центра
	Москвы. Этот новый вид CBA3H по-
	лучит широкое развитие.
	полную мощность Люблинской стан-
ции аэрации. Для  канализования
районов новой застройки, а также
для разгрузки существующей кана-
лизационной сети в центре города,
планом предусмотрено строительство
130 километров канализационных
коллекторов и сетей.
	В течение пятилетки будет укре-
плена служба эксплоатации, постро-
ены новые аварийные водопроводные
и канализационные участки. Экспло-
атационные участки будут оснаще-
ны транспортом, механизмами и при-
способлениями для своевременного и
качественного производства работ.
	Особое значение в условиях Мо-
сквы при выполнении большого
об’ема работ по строительству во-
допроводных и канализационных кол-
лекторов и сетей приобретает меха-
	Увеличение производства товаров широкого
потребления И развертывание торговли
	Многие предприятия местной и ко-
оперативной промышленности выпу-
скают ткани, швейные изделия, ме-
бель, галантерею и другие изделия
низкого качества. Улучшение качест-
ва продукции является первоочеред-
ной задачей руководителей и всех
работников предприятий местной
промышленности и артелей промыс-
ловой кооперации.
	Необходимо решительно сократить
прием давальческих заказов внеры-
ночных потребителей и увеличить за
этот счет сдачу товаров в торго-
вую сеть для продажи населению.
Предприятия, которые будут систе-
матически увеличивать сдачу това-
ров в торговую сеть, получат все
преимущества в снабжении сырьем,
стройматериалами и в обеспечении
транспортом для расширения произ-
BOJCTBA.
	В местной промышленности боль-
шой удельный вес занимает район-
ная промышленность Москвы. Про-
мышленность районных Советов —
мслодая. Она создана 15 лет тому
назад, но уже в 1945 г. выпустила
продукции на   миллиард 178 мил-
лионов рублей. Пятилетним планом
предусматривается дальнейшее  рас-
ширение промышленности районных
Советов Москвы. Районные Советы
кровно заинтересованы в развитии
своей промышленности, так как 95
процентов ее накоплений отчисляет-
ся на проведение работ по благо-
	устройству районов как  дополни-
тельный источник сверх обычных
бюджетных ассигнований.

Чем успешнее будет развиваться
районная промышленность, тем креп-
	че будет финансовая база районных
Саветов для проведения работ по
благоустройству.
	ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
ПИТАНИЕ. В соответствии “2 No-
становлением правительства от 9
ноября Управление промысловой ко-
операции. союзы ‚кооперации инва-
лидов и райпромтресты Москвы обя-
заны организовать торговлю товара-
ми своего производства, восстановив
и расширив существовавшую до вой-
ны торговую сеть — магазины, па-
латки, ларьки и т. д.
	Потребительская кооперация и KO-
операция инвалидов должны  раз-
вернуть на основе цен, складываю-
щихся на рынке, закупку излишков
сельскохозяйственных продуктов В
деревне после выполнения государ-
ственных обязательств и организо-
вать торговлю в городах и рабочих
поселках хлебом, крупой, мясом,
рыбой, жирами, яйцами. молоком,
мелочными продуктами. картофелем.
овощами, фруктами, ягодами. гриба-
ми, виногралными и плопоягодными
винами, медом и другими проловоль-
ственными товарами по ценам. скла-
дывающимся на рынке, но не выше
цен, установленных для государст-
венной коммерческой торговли. По-
требительская кооперация должна
организовать также в городах тор-
гоБЛЮ промышленными товарами.
	Необходимо будет оказать широ-
кую помощь потребительской коопе-
рации и кооперации инвалидов вор-
ганизации этой торговли в гор. Мо-
скве. Потребительская и промысло-
вая кооперация должна вступить в
соревнование с государственной тор-
гоБлей, которая ло сих пор занима-
ла монопольное положение в горо-
дах. Отсутствие здоровой  конку-
ренции между государственной и
кооперативной торговлей в городах
тормозило расширение торговли
сельскохозяйственными продуктами и
товарами широкого потребления.
	Увеличение выпуска товаров шШи-
рокого потребления и развитие тор-
гевли будут способствовать расши-
рению товарооборота. Об’ем рознич-
ного товарооборота по г. Москве к
1950 г. превысит об’ем 1940 г. в
сравнимых ценах на 28 процентов.
В соответствии с ростом товарообо-
рота в 1950 г. намечается довести
сеть магазинов до 3.300 единиц, что
на 11 процентов превысит сеть
1940 г. Будет восстановлена мелко-
лавочная торговая сеть — палатки,
ларьки и т.‘ д.
	В первую очередь, будет увели-
чено число специализированных ма-
газинов: хлебо-булочных, бакалейно-
гастрономических. молочных, плодо-
овощных, по торговле текстильными
товарами, обувью, готовым платьем,
культтоварами, головными уборами,
посудо-хозяйственными товарами, ме-
белью и др.
	Для намеченного планом развития
торговой сети потребуется значи-
тельное количество торговых поме-
щений. Вместе с тем имеется не-
мало фактов, когда здания универ-
магов, а также торговые помещения
в первых этажах жилых домов ис-
псльзуются не по назначению. Так,
крупный универмаг на Таганской
площади занят учреждениями Мини-
стерства торговли. В помещении Лу-
бянского пассажа площадью 3 ты-
сячи квадратных метров размещены
25 различных учреждений, как, на-
пример, проектная контора Центро-
энергочермета, Росглавстройснаб и
другие. Помещение промтоварного
магазина в 1-м этаже дома № 22
по ул. Горького занято сапожной
мастерской.
	Мы должны в самый кратчайший
срок освободить здания универмагов
и специальные торговые помещения
от посторонних организаций и от-
крыть там магазины, В первую оче-
редь необходимо восстановить  ста-
рые и открыть новые магазины на
ул. Горького, ул. Пушкина. на Ар-
бате, Петровке, Калужской ул., Мо-
жайском и Ленинградском шоссе.
Новые магазины в Первых этажах
	новостроек будут открываться BO
всех районах города. На Можай-
ском шоссе намечено открыть 19
	магазинов. на Большой Калужской
улице — 13, на Ярославском Шос-
се’ — 7, в Измайлове — 15 магазн-
ноБ итп
	(Окончание на 14-4 стр.).
	Совет Министров Союза ССР 9
ноября 1946 г. принял постановление
«О развертывании кооперативной
торговли в городах и поселках про-
довольствием и промышленными то-
варами и об увеличении производ-
ства продовольствия и товаров ши-
рокого потребления кооперативными
предприятиями». Это постановление
имеет исключительно важное значе-
ние для увеличения производства то-
варов широкого потребления ий раз-
вертывания товарооборота и долж-
но сыграть большую роль в под`еме
благосостояния трудящихся.
	ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ ШИ-
РОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. На 1947
год промысловой и потребительской
кооперации и местной промышленно-
сти установлены большие задания
по производству товаров широкого
потребления для населения. Промыс-
ловой кооперации и местной про-
мышленности правительство оказало
большую помощь сырьем и оборудо-
ванием. Кооперативным  организаци-
ям разрешено производить закупку в
колхозах и У крестьян излишков
пищевых продуктов для продажи в
городах и сельскохозяйственного
сырья для переработки в товары ши-
рского потребления.
	Промысловой кооперации  предо-
ставлены большие льготы по нало-
гам н дано право под контролем го-
сударства устанавливать цены Ha
товары собственного производства.
Промысловой и потребительской ко-
операции, кооперации инвалидов и
районной промышленности разрешено
развернуть торговлю товарами свое-
гс производства как в городах, так
и в сельских ‘местностях, на база-
рах и ярмарках.
	Руководители и работники коопе-
ративных организаций и местной
промышленности Москвы обязаны
обеспечить неуклонное выполнение
постановления правительства, ко-
ренным образом перестроить работу
предприятий и артелей на увеличе-
ние выпуска товаров широкого по-
требления для населения. Для этого
артели промысловой кооперации ос-
всбождаются от выполнения несвой-
ственных им ‘заказов промышленно-
сти.

Об’ем производства по. городской
легкой и местной промышленности
Москвы на 1950 г. устанавливается
в сумме 2 миллиарда 235 миллионов
рублей, по промысловой кооперации
и кооперации инвалидов 2 милли-
apna 774 миллиона рублей. В новой
пятилетке ‘намечается восстановить
и превзойти довоенный уровень про-
изводства ‹ предметов первой необхо-
димости. ‘В’ 1950 г. предприятия ме-
стной промышленности промысловой
ксоперации и городской легкой про-
мышленности должны выпустить:

обуви — 6,5 миллиона пар, валяной
обуви — 255 тысяч пар, швейных
изделий — 11,3 миллиона нтук, чУ-
лечно-носочных изделий — 4 мил-

лиона 970 тысяч пар, трикотажных
излелий — 15 миллионов 900 тысяч
	штук, металлической посуды — 4,9
	тысячи тонн, мебели — на 52,4 мил-
лиона рублей, кроватей металличе-
ских — 285 тысяч штук, пуговицы—
666 миллионов штук.
	Для улучшения бытового о0бслу-
живания населения предусмотрено
довести число мастерских по инди-
видуальному пошиву и ремонту
одежды, обуви, предметов домашне-
го обихода, химической чистке и
крашению одежды в местной  про-
мышленности, промысловой коопера-
ции и кооперации инвалидов до
1790 с количеством рабочих в них
—23,8 тысячи человек. Об’ем работы
мастерских за пятилетие увеличи-
вается на 54 процента.
	Важнейшим условием дальнейшего
развития местной промышленности,
промысловой кооперации и коопера-
ции инвалидов является всемерное
расширение местной сырьевой базы,
широкое использование отходов про-
изводства союзно-республиканской
промышленности, всяческое поощре-
ние руководителей предприятий В
использовании сырьевых ресурсов и
создании новых производств.

Работники местной и кооператив-
ной промышленности должны покон-
чить с иждивенческими настроения-
ми и широко развернуть производ-
ство и самозаготовки сырья.
	Необходимо в кратчайший срок
расширить литейное производство,
организовать цехи чугунного, сталь-
ного и цветного литья, построить и
ввести в эксплоатацию в 1948 г.
листопрокатный завод в системе ме-
стной промышленности.
	Производство верхних кожевенных
товаров в местной промышленности
и промысловой кооперации за пяти-
летие увеличивается почти в два
раза, жестких кожтоваров — в 2,3
разаа Выпуск подошвенной резины
возрастет почти в 4 раза.
	Нужно расширить собственную за-
готовку деловой древесины для
производства мебели.
	Наряду с производством товаров
широкого потребления перед про-
мышленностью Моссовета — стоят
бсльшие задачи по выпуску обору-
дования и изделий для городского
хозяйства. План производства этих
изделий на 1950 г. устанавливается:
скобяных изделий — на 29,2 мил-
лиона рублей, электроустановочной и
осветительной арматуры — на 41,4
миллиона рублей, труб водопровол-
ных — 16 тысяч тонн, котлов ото-
пительных — 22 тысячи квадратных
метров, автосамосвалов—1.200 штук,
транспортеров — 150 штук, контей-
неров для кирпича — 5 тысяч штук,
автокранов —= 190 штук.
	Местная и кооперативная промыш-
ленность имеет большие внутренние
резервы для расширения производ-
ства. В этой промышленности необ-
хедимо укрупнить предприятия. пе-
ревести их с односменной на двух-
сменную работу, лучше использовать
производственные плошали и 06о-
рудование, улучшить  технологи-
ческий процесс и организацию тру-
ла внедрить поточные методы про-
изводства.
	р си Е ВЕ ЕРАЗ EN

стает от развития водопровода. Пя- аа а
: низация строительства

: Ted в частнос:

тилетним планом предусмотрено в  применение метода щитовой ро,

основном ликвидировать это отста-
, ки. За последни
а ee Oke STOT MeTON
	мощность очистных сооружении.

Намеченс построить Курьянов-
скую станцию аэрации, которая смо-
жет очищать в сутки 40 млн. ве-
дер сточных вод. Стоимость этого
сооружения превышает 200 man.
рубле. Работы по строительству
(Северной водопроводной станции и
	применялся при строительстве водо-
проводных и канализационных кол-
лекторов и сетей и целиком себя
оправдал. Строительство подземных
сооружений щитами малого диамет-
ра дает возможность выполнять ра-
боты, не нарушая уличного движе-
ния, снижает затраты труда, сокра-
щает сроки строительства и расход

* _ < Би Ро
Курьяновской станции аэрации пра-   строительных материалов. цемента,
вительством возлагаются на Мини-   леса, металла. Поэтому необходимо

стерство строительства предприятий значительно расширить применение

де ГАЗОВ > к д-р em am
	тяжелой индустрии, В 1947—1948 гг.
будет закончено силами Управления
юлопроводно-канализационного = хо-
зяйства Моссовета оборудование на
	методов щитовой проходки, а также
и других средств механизапии воло-
	проводных и канализационных ра-
бот.
	трамвайных путей, в том числе про-
кладка вторых путей в Ногатино и
городок Метростроя, постройка но-
вых путей к стадиону «Сталинец» в
Измайлово, Черемушки, пос. Под-
бельского и в Химки, а также обо-
Рудование узлов и поворотных ко-
лец на ряде площадей. Одновремен-
но будет производиться работа по
реконструкции существующих трам-
вайных путей в центральных райо-
нах города с перекладкой путей на
усовершенствованное бетонное ище-
беночно-пакеляжное основание. В
первую очередь эти работы будут
проводиться на пересечениях улиц.
на наиболее загруженных магистра-
лях и на мостах.
	В соответствии с увеличением
подвижного состава расширяется
производственная база по ремонту и
эксплоатации трамвайных вагонов.
Предусматривается построить новое
	Городской транспорт и связь
	Пятилетним планом  предусматри-
ется восстановление довоенного
уровня работы городского транспор-
1 Москвы и дальнейшее большое
его развитие, что должно обеспе-
цть коренное улучшение обспужи-:
вания населения пассажирскими и
грузовыми перевозками. Надо иметь
в виду, что за время войны значи-
тельно сократился подвижной co-
ав московского трамвая, троллей-
буса, почти полностью было прекра-
щено автобусное движение, а весь
арк грузовых и легковых такси
был передан Советской Армии. По
окончании войны была проделана
большая работа по восстановлению
трамвайных вагонов, автобусов, трол-
лейбусов, таксомоторного парка, од-
ко, мы еще не достигли довоен-
юг уровня перевозок населения.
	Работники Городского транспорта
должны приложить серьезные уси-
	бульварах, озеленению и т. Д., В
которых приняли участие сотни ты-
сяч москвичей. В 1945—1946 гг. в
Москве посажено 411! тысяч деревь-
ев, 1.820.000 кустов, устроено 93
новых сквера и установлено на буль-
вграх и скверах 295.000 метров но-
вых ограждений. Нет сомнения. что
и в дальнейшем коллективы пред-
приятий и учреждений, население
столицы также примут активное уча-
стие в осуществлении этих работ.

Нашей дальнейшей задачей яв-
ляется благоустройство парков и са-
дов столицы, устройство новых
скверов, подсадка деревьев и кустар-
ников на городских зеленых масси-
вах и в лесопарковом защитном по-
ясе. Намечено дополнительно озеле-
нить и благоустроить Ленинские го-
ры. Необходимо приступить к рабо-
там по укреплению берегов Моск-
вы-реки в районе МЛенинских гор.
Работы по благоустройству развер-
нутся’ на всех бульварах по кольцу
«А», Цветном бульваре и других.
Вскруг бульваров будут установле-
ны новые ограждения. Серьезное
внимание необходимо уделить раз-
витию цветочного хозяйства.

Одной из важных задач является
улучшение дела уличной и домо-
вой очистки на основе механизации
процессов уборки. Парк уборочных
машин и механизмов по сравнению с
1940 годом увеличивается в два с
половиной раза.

Для уборки города будут изготов-
лены машины и механизмы новых
типов: подметальные машины высо-
кой  производительности, машины
для рыхления и уборки снега и ле-
дяных накатов, снегопогрузчики улуч-
шенного типа. Будет расширен парк
поливо-моечных машин и мусорово-
зов. Намечено построить мусоросжи-
гательный завод и новый парк для
уборочных механизмов в югО-запад-
ной части города.

В 1945—1946 гг. полностью вос-
становлена довоенная сеть наруж-
ного освещения города. В новой пя-
тилетке будут прололжены работы
по реконструкции наружного  осве-
щения Москвы. Число уличных фо-
нарей увеличивается на 30 процен-
тов. Будет усилено освещение ок-
раинных районов, парков, бульва-
ров. Намечено завершить работы по
автоматизации управления наружным
освешением и увеличить мощность
светильников.
	Материалов
	ma kK yAydilenHio paOOTbl TpaMsBag, т
троллейбуса и автобуса. При суще- Ногатинское депо, 5 производствен-
ствующем подвижном составе мы   ных баз для дистанций службы пу-
	убжем значительно увеличить пере-
Возки населения за счет более пра-
Зильного распределения вагонов, и
мшин По маршрутам. улучшения
организации эксплоатации и ремон:
12 подвижного состава.

Предусмотренные законом © пя-
илетнем плане развитие  метропо-
литена, увеличение подвижного со-
	ти и 9 районных баз по обслужи-
ванию контактной сети, провести ре-
конструкцию заводов московского
трамвая. перевести завод «СВАРЗ»
на поточный метод ремонта вагонов,
доведя его мощность в 1949 г. до
900 капитальных и больших перио-
	става трамвая, троллейбуса и авто-   Зических ремонтов в гол.

Оо oGecewHBaIoT hans Hue 3 Для обеспечения энергоснабжения
peb030K NaCcaKUPOB B Г. 40 “  epamsan и троллейбуса намечено
унллнардов 350 миллионов Человек,   построить за пятилетие 13 новых
	что превысит на 2/ процентов уро-
вень 1940 года.

По отдельным видам городского
транспорта намечено проведение сле-
дующих мероприятий.
	тяговых подстанций мощностью 38
тыс. квт, кабельные и контактные
сети. р
		московского T ллейб са в период
МЕТРОПОЛИТЕН. Будет продол-   1046 s0 rr. oyner НЫ 1.060

жать -Й =
ся строительство 4-й очереди   ами машинами. Общий парк
	№сковского метрополитена с вводом
з эксплоатацию участка Курский
вокзал — Центральный парк культу-
рын отдыха в 1948 г. и участка
Курский вокзал — Комсомольская
площадь в 1950 г., а строительство
кей кольцевой ‘линии метро долж-
в быть закончено в 1952 г.
	Для разгрузки станций метро в
Центре города в 1946 г. закончено
бружение подземного перехода
№жлу станциями «Площадь Сверд-
	троллейбуса достигнет 1410 машин,
что почти в три раза превысит парк
машин в 1940 году.
	Производство новых троллейбусов
	организовано на московском заводь,
где директором т. Агуреев, в коо-
перации с предприятиями MHHH-
стерств автомобильной, авиационной
промышленности, электропромышлен-
ности и другими. Новый троллейбус
	ТИ АС:

10ва»—«Площадь Революции» и пе- значительно отличается по своеи

Tere Cran ig pena ees конструкции OT старых типов Ma:
ах — станц

р ыы аа“ ПА Авант сло заме.
	нина» и будет закончено‘ в 1947 Г-
строительство второго  наклонного

ода на станции «Площадь Револю-
ЦИИ», -
	К концу пятилетки подвижной со-
ств метрополитена будет  удвоен,
что даст возможность перевести дви-
жение на шестивагонные поезда И
	нен металлическим, увеличена вме-
стимость, улучшена внешняя и внут-
	ренняя ОТтделва. рее. о
машин уже выпущены из производ-
ства и перевозят население Москвы.
В ближайшее время выпуск новых
троллейбусов увеличится. Все трол-
лейбусы будут оборудованы отопи-
	повысить частоту движения. Уже в
1946 г по сравнению с 1945 г. под-
вижной состав московского метропо-
литена увеличится на 25 процентов.
Кроме того. мы получили устойчи-
Вю базу по строительству вагонов
для метро—на Мытищинском заво-
де. Заводу определена программа на
пятилетку — 300 вагонов. Таким об-
разом метрополитен будет обеспечен
Новыми вагонами.

Henaoyep чуму -
тельным устройством, т. е. в трол-
лейбусах зимой будет тепло. Для
нового подвижного состава в тече-
ние пятилетки намечено построить
пять троллейбусных парков.
задачей работников
хозяйства является
внедрение передовой техьики SKC-
плоатации. Надо разработать Mepo-
приятия по усовершенствованию
контактной сети,  токоприемников,

ЕЕ ила: ОЕ

Важнейшей
гроллейбусного
	ТРАМВ netky   ОМА iyo much
АЙ. В текущую пятилетку   .лежную линейную дисп
		трамвай остается основным BHAO™
городского транспорта по об’ему пе-
ревозок населения, поэтому улучи!е-
не работы трамвая должно быть
предметом особой заботы советских
н хозяйственных организаций горо’
да. ‘
	Я слелаю небольшое отступление
и напомню депутатам. какой удель-
НЫЙ вес имеют трамвай и Метропо-
‘ten в перевозке пассажиров. Трам-
вай перевозит 57 процентов пасса-
Жиров, метрополитен 32—33 процен-
	Развитие производства строительных
	До войны около 50 процентов по-
требности Москвы в кирпиче по-
крывалось заводами Московского
	Совета и в остальной части’ завода-
ми Московского ‘областного Совета
и министерств. Нужно сказать, что
некоторые министерства, несмотря
на важность этого вопроса, не уде-
ляют необходимого внимания Вос-
становлению заводов строительных
материалов. Так, например, некото-
рые заводы министерств путей со-
общения, внутренних дел, авиацион-
ной промышленности и другие до
сего времени не восстановлены и
выпускают кирпича в четыре: раза
меньше, чем до войны. Необхо-
димо, чтобы Московский областной
Совет и министерства путей сооб-
щения, внутренних дел, авиационной
промышленности, строительства топ-
ливных предприятий и др. также
приняли меры к скорейшему восста-
новлению и развитию своих кирпиз
ных заводов, заводов шлако-бетон-
ных камней. железобетонных изде-

лий. известковых и алебастровых за-
	SOA0B.

Промышленность местных строй-
материалов, особенно производство
кирпича, является по своей технике
отсталой отраслью. Технологический
	процесс на кирцичных заводах уста“
pen, оборудование несовершенное,
низка производительность труда. В
производстве кирпича преобладает
сезонность. В новой пятилетке пре-
дусмотрено внедрить новую техно-
логию и механизировать производ-
ственные процессы на заводах строй-
материалов путем строительства ис-
кусственных сушилок ` тоннельного
типа и тоннельных печей высокой
производительности, механизации
транспортировки сырья, установки
автоматов и полуавтоматов, механи-
зации загрузки в печи топлива и
сырца и выгрузки готовой продук-
ции. что должно сократить трудо-
емкость производства кирпича к кон-
цу пятилетия в три раза. Удельный
весе  круглогодового производства
кирпича должен увеличиться к
1950 году до 80 процентов против
33 процентов в 1940 году. Это зна-
чит, что даже в 1940 году, когда
производство кирпича было на бо-
лее высоком уровне, чем теперь,
только одна треть кирпича произво-
дилась круглый год, а две трети
производились сезонно. Мы должны
добиться того. чтобы 80 процентов
всего кирпича производились бы вне
зависимости от погоды, Нало соз-
лать устойчивую базу для производ-
ства кирпича.
	АВТОБУС. По автобусному транс-
порту предусмотрено увеличение K
1950 г. подвижного состава до 3
тысяч машин, что превысит Уро-
Зенг 1946 г. в 25 раза. Как изве-
	во время войны

автобусное
	движение в Москве было фактиче-
ски прекращено. К 1 мая прошлого
гсда была пущена первая автобус-
ная линия и развернулась работа по
восстановлению машин, находивших“
ся Ha консервации и поступивших
от учреждений и частей Советской

ope ae BO eS
ta, остальные виды транспорта — вовлено ‘около DN Oe
позволило открыть 25 автобусных

трол —  eM
роллейбус, автобус по OG EMY   пицив,
перевозок значительно уступают
+ Производство новых автобусов для
	© м я H
тремваю. Повторяю, трамвай В ЭТО“   Москвы организуется на заводе имени

о on mice
	NE EN OS I Го

пятилетии остается основным видом
транспорта

подвижной состав
Намечено

моторных

За ‘пятилетку
Трамвая будет увеличен.
модернизировать часть

>

Сталина. ° Первый новый автобус
будет показан москвичам в декабре
1946 года. Принятый к произвол-
ству автобус конструктивно значи-
тельно улучшен, он имеет цельно-

металлический корпус, большую вме-
чуотилю внешнюю и BHY-

ERA
	вагонов в соответствии C совремев
ными требованиями технической эк’
сплоатащии Для расширения  тРам-
вайного сообщения предусмотрено
строительство 80 километров новых
	TPEHHIOIO отделку. Мы уверены, что
коллектив завода имени Сталина и
	его директор тов Лихачев быстро и
успешно организуют производство
новых автобусов для столицы.