ГИЛЕГРАММА
В. МИ МОЛОТОВА
	Президенту Академии наук СССР
	И. Вавилову
мии HayK CC
Г. Бруевичу
	академику С.
	Фировержешние ТАСС
		концентрационного лагеря, а 64 воен-
нопленных итальянца были убиты при
переводе их из одного лагеря в дру-
гой.

ТАСС уполномочен заявить, что
указанные сообщения не имеют под
собой никаких оснований и являются
злонамеренной выдумкой.
	Итальянские газеты  «Джорнале
делла сера», «Италия нуова» и др.,
а также римское радио распростра-
няют измышления о том, что якобы в
советской зоне оккупации Германии
имеются концентрационные  лагери
для военнопленных итальянцев и что
60 военнопленных итальянцев было
расстреляно за попытку бежать из
	В Совете
министров
	Болгарии
	СОФИЯ, 4. (ТАСС). По предложе-
нию премьер-министра Г. М. Димит-
рова совет министров Болгарии в це-
лях более глубокого изучения рас-
смагриваемых вопросов и операгив-
ног; выполнения принятых решений
создал 4 специальных правителест-
венных комитета: комитет по эко-
номическим и финансовым вопросам
во главе с заместителем председате-
ля совета министров Трайчо Косто-
вым; комитет по внутренним, куль:
турным и социальным зопросам во
главе < заместителем прелседателя
совета министров Георгием Поповым;
комитет по иностранным делам и ко-
митет обороны, возглавляемые ппемь-
ер-министром Г. М. Димитровым.
	Польские крестьяне
порывают с ПСЛ
	ВАРШАВА, 3. (ТАСС). Как сооб-
щает Польское агентство печати,
грунпа крестьян из села Бибиницыы—
членов ПСЛ вручила уездному прав-
лению ПСЛ в Славне (Штеттинское
	всеводство) заявление о выходе из
ПСЛ.

«В ПСЛ, — пишут крестьяне в за-
явлении, — вступают самые от’яв-
	ленные реакционеры, которые стре-
мятся к окончательному расколу на-
ционального единства и дают повод
разным лицам за рубежом выступать
против Польши и наших западных
границ на Одере и Нейсе».
	Приговор японским
всенным преступникам
в Сингапуре
	ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Как пере-
дает сингапурский — корреспондент
агентства Рейтер, военный трибунал
в Сингапуре приговорил к 10 годам
тюремного заключения генерал-лейте-
нанта Исида, ‘бывшего начальника
японского штаба, который руководил
строительством железной дороги Бир-
ма—Сиам. Два его бывших подчинен-
ных — полковники Накамура и Иси-
цуки приговорены к смертной казни
через повешение. Два других офицера
из штаба Исида — подполковник
Янагита и майор Цида приговорены
соответственно к 20 и 10 годам тю-
ремного заключения.
		жж ОФИЦИАЛЬНО ПОДТВЕРЖ-
ДАЕТСЯ наличие бубонной чумы в
столице Аргентины — Буэнос-Айресе.
По сообщению аргентинских властей,
приняты меры по ликвидации очага
энидемии. До сих пор зарегистриро-
вано два смертных случая.

\ В ОДНОМ из крупнейших ки-
нотеатров Стокгольма с большим ус-
пехом демонстрируется советский
цветной фильм «Каменный цветок»,

Газеты дают советскому фильму
высокую оценку.
	Секретарю Академии наук СССР
	академику Н.
МОСКВА.
	Приношу глубокую благодарность Академии наук
за оказанную мне советскими учеными высокую 4
		меня почетным членом Академии
	великим вождем И. В. Сталиным задачи «превзойти в ближайшее время
	достижения науки за пределами нашеи страны» достойны ученых, путь
которых вперед освещен светом учения марксизма-ленинизма и расчи-
щен от пережитков прошлого великими завоеваниями нашей Советской
	испытываем тем большее удовле-
этим мы служим всему делу
		Родины. Служа ‹воему народу, мы
	творение, что в теперешних условиях
прогресса и лучшим целям науки.
	адемии наук и лично Вам
высокую честь — избрание
СССР. Поставленные нашим
	ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ЭНОНОМИЧЕСКОМ ОБ’ЕДИЛЕНИЯ
АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЗОН ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ
	НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). По <ооб-
щению агентства Ассошиэйтед Пресс,
государственный секретарь США
Бирнс и министр иностранных дел
	Англии Бевин подписали соглашение
об экономическом об’единении анг“
лийской и американской зон оккупа“
ции Германии.
	«Берлинер цейтунг» с лагерях бывших
немецких солдат в английской зоне
	лучать у своих начальников — Hes
мецких офицеров увольнение в Город
или отпуск на родину в пределах
английской зоны. К этой же катего-
рии принадлежит лагерь для бывших
немецких военных моряков в Кукс-
гафене. Среди команд этих лагерей
реакционные злементы распространя-
ют слухи о неизбежности войны меж-
ду Англией и Советским Союзом.
	БЕРЛИН, 2. (ТАСС). Газета «Бер-
линер цейтунг» в номере за   декабря
поместила сообщение из Ганновера
(английская зона оккупации Герма-
нии) о том, что в окрестностях Ган-
новера имеется 24 лагеря, в которых
содержатся бывшие немецкие солда-
ты, по 1000—1500 солдат в каждом.
Все они сведены в «рабочие батальо-
ны» и считаются военнопленными.
Олнако они имеют возможность по-
	СЕССИЯ АКАЛЕМИИ
			Общее собрание Академии наук
СССР на заседании 29 ноября еди-
нодушно избрало Вячеслава Михайло-
	вича Молотова почетным академиком.
	Участники. сессии Академии наук
обратились к почетному академику
	В. М. Молотову < приветствием.
	Вчера, открывая вечернее заседание
сессии, президент Академии наук
СССР академик С. И. Вавилов сооб-
щил, что от В. М. Молотова из Нью-
Йорка получена телеграмма, текст
которой он огласил.
	Участники общего собрания Акаде-
мии наук СССР встретили телеграмму
В. М. Молотова бурными аплодисмен-
тами.
	— От имени Академии наук, —
сказал С. И. Вавилов, — позвольте
выразить уверенность в том, что сло-
ва нашего почетного академика Вяче-
слава Михайловича Молотова чюслу-
жат новым стимулом для под’ема
творческой энергии и творческих сил
	всех советских ученых на благо на-
ней Родины.
*
	Затем состоялось заседание, посвя-
щенное памяти бывшего президента
академии Владимира Леонтьевича Ко-
марова, скончавшегося в ночь на 5
декабря 1945 года.

С. И. Вавилов характеризует акзде-
мика В. Л. Комарова как человека,
жизнь которого протекала в непре-
рывной научной работе. Самоотвер-
женным участием в строительстве со-
ветской науки, своим примером об-
щественника, он оставил незабывае-
мый образ советского ученого:граж-
данина.

Участники общего собрания почтн-
ли память В. Л. Комарова вставанием.

С докладами о научной и творче-
ской деятельности В. Л. Комарова
как президента Академии наук
СССР и ботаника-эволюциониста вы-
ступили академики Л. А. Орбели и
В. Н. Сукачев.
	Вывоз в Италию промышленного оборудования
из зоны «А» Юлийской Нрайны
	хищение и вывоз имущества, которое
должно принадлежать Югославии, до-
стигли болышних размеров. В частности
вывезено 370 тонн железа, различное
оборудование и материалы.
	Это, добавляет радио, лишь ча
стичный перечень материалов и обо-
	рудования, вывезенных за истекшие
три месяца.
Военное управление югославской
	армии Юлийской Крайны, отмечает
далее белградское радио, направило
письмо протеста экономической ко-
миссии в Триесте и англо-американ-
ской военной — адиминистрации. В
письме выражается энергичный про-
тест против вывоза материалов из
Полы и зоны «А» Юлийской Крайны,
причем констатируется, что, несмотря
на неоднократные требования юго-
славов о том, чтобы англо-американ-
ская администрация приняла необхо-
димые меры для предотвращения вы-
воза, последняя ничего не предпри-
няла в этом направлении.
	американцы, находившиеся в ресто*
ране. Подоспевшая полиция не смог-
ла справиться со скандалистами. в
результате чего пришлось вызвать
усиленный патруль полиции. На ули-
це англичане и американцы об’еди-
нились против датской полиции, ко-
торой пришлось пустить в ход рези-
новые дубинки. Дело окончилось тем,
что американцы и англичане  обра-
тились в бегство, порядком избитые
датской полицией».
	БЕЛГРАД, 4. (ТАСС). Как переда-
ет белградское радио, с некоторого
времени из зоны «А» Юлийской
Крайны в Италию вывозятся различ-
ные материалы и оборудование.

В связи с тем, что военное управ-
	ление югославской армии Юлийской
Крайны выступило с протестом про-
	тив незаконного вывоза материалов и
	машин, фашистские элементы начали
разбирать отдельные машины и от-
правлять их в Италию под видом ста-
рого железа, вывоз которого не за-
поещен. При помощи таких трюков
из Юлийской Крайны вывезено боль-
шое количество машин и оборудова-
ния. Так, например, в августе этого
года были вывезены 12-тонный ци-
линдр, 7 электромоторов, 8 гидрав-
лических насосов и несколько тонн
электропроволоки. В сентябре с
электростанции в г. Пола было выве-
зено 100 телеграфных железобетон-
ных столбов, различные моторы и
другие машины. В октябре и ноябре
	КОПЕНГАГЕН, 3. (ТАСС). Газета
«Политикен» сообщает о неоднократ-
ных случаях скандального поведения
английских и американских солдат на
улицах и в ресторанах Копенгагена,
причем каждый раз в дело приходит-
ся вмешиваться полиции.

«1 декабря, — пишет газета, — в
крупном ресторане «Нашюналь ска-
ла» снова произошла драка между
англичанином и американцем. В дрз-
ку вмешались другие англичане и
	«Всеобщая воинская обязаниость является законом. Воин;
в Рабоче-Крестьянской Красной Армни представляет почетную

a ep ogee

граждан СССР» (Конституция СССР
НА СНИМКЕ: у знамени одной из
	НА СНИМКЕ: у знамени одной из Твардейских частей Московского гар-
низона отличник боевой и политичеа КОЙ подготовки старший сержант Б9-
		старииий сержант Буэ-
Фото Мих. ТРАХМАНА.
	В честь ПЛня
	Завтра наша страна отмечает все-
народный праздник — День Сталин-
ской Конституции.

На фабриках и заводах, з железно-
дорожных мастерских и депо, в шко-
лах и учебных заведениях, в частях и
подразделениях Московского  гарни-
зона тысячи агитаторов рассказывают
о работе Чрезвычайного УШ Все-
союзного С’езда Советов, уутвердив-
шего 10 лет назад Сталинскую Кон-
ституцию.

Став на стахановскую вахту в
четь Дня Сталинской Конституции,
коллективы предприятий Сталинско-
то района столицы добились новых
успехов. В районе уже 27 фабрик и
заводов закончили досрочно выполне-
ние годового плана. Вчера выполнила
программу первого года сталинской
пятилетки Измайловская прядильно-
ткацкая фабрика. Ко Дню Сталин-
ской Конституции досрочно закончи-
ли выполнение годового плана ком-
бинат им. Шербакова, заводы «Крас-
ный Октябрь»», «Котлотопстрой», 2-й
красочный завод и др.

Вчера на предприятиях района со-
спялись торжественные вечера, по-
сященные Дню Сталинской Консти-
тии. С большим под’емом прошел
вечер на заводе автомобильных элек-
тромашин. Празднование Дня Кон-
ституции совпало с большим событи-
ем: передовой на заводе автоматный
цех и монтажный отдел досрочно за-
	кончили выполнение годовой  про-
граммы,
Радостно встречает всенародный
	ОЭгославеские
	Конституции
	На предприятиях столицы
	aw CASSAVA
обязанность
	Сталинской
	праздник коллектив — моторострои-
тельного завода. Украшена террито-
рия завода, у входа огромный порт-
рет великого Сталина-—творца самой
демократической в мире Конститу-
ции. Вчера в клубе завода состоялся
доклад о Дне Сталинской Конститу-
ции. Сегодня днем сотни агитаторов
провели в цехах и отделах беседы,
посвященные празднику. Beyepom
больше 500 агитаторов придут в
квартиры и общежития бывших изби-
рательных участков, где проведут бе-
седы о Конституции.

Накануне Дня Сталинской Консти-
туции в районе возобновили свою дея-
тельность многие агитпункты. Вчера
начали работать еще 14 агитпунктов.
Интересная встреча произошла вче-
ра во вновь открывшемся агитпунк-
те при клубе фабрики «Красная за-
ря». Сюда собрались агитаторы —
участники прошлых избирательных
кампаний, пришли домашние хозяйки,
пенсионеры, инвалиды Отечественной
войны. Многие избиратели побывали
вчера во вновь открывшихся ‘агит-
пунктах при школе № 433, в школе
рабочей молодежи № 77, на Измай-
ловской улице, 41, на Первомайской
улице, 7. и др.

Сегодня торжественные вечера и
доклады, посвященные Дню Сталин-
ской Конституции, состоятся на
заводе «Фрезер» им. Калинина, на
Электродном заводе, во 2-м автобус-
ном парке, на фабрике «Красный ху-
дожник» и многих других предприя-
тиях столицы.
		амяти Н. А. Некрасова
	На могиле поэта
	Салтыкова-Щедрина, Ленинградского
университета, 194-й школы, носящей
имя Н. А. Некрасова, возложили
венки на могилу поэта. Среди при-
сутствовавших на траурном митинге
находилась и племянница Н. А. Не-
	красова — Е. Л. Чибисова-Некрасэва.
	Сегодня вечером в театре им. Пуш-
кина состоится торжественное засе-
дание, посвященное 125-летию со дня
рождения Некрасова. Проф, В. Е. Ев-
геньев-Максимов прочтет доклад 0
жизни и творчестве поэта. По окон-
чании заседания артисты Ленинград-
ского академического театра драмы
им. А. С. Пушкина исполнят пьесу
Некрасова «Осенняя скука». Состоит-
ся также концерт из музыкальных
произведений на тексты поэта.
	Завтра в доме № 36 на Литейном
проспекте, где больше 20 лет поо-
	жил великий поэт, состоится откры-
	тие музея-квартиры Н. А. Некрасова.
	ЛЕНИНГРАД, 4. (По телефону
Наш корр.). Сегодня, в день 195-ле-
тия со дня рождения H. A. Hexpaco
Ba, на его могиле на Новодевичьем
кладбище в Ленинграде собрались де-
легации научных и общественных ор-
ганизаций города. От имени ‹оюза
советских писателей возложил венок
и выступил с речью В. П. Друзин.
Затем слово было предоставлено чле-
ну Всесоюзного некрасовского комн-
тета профессору В. Е. Евгеньеву-
Максимову.
	Делегации Института литературы
Академии наук СССР, Всероссийско-
го Театрального общества, Государст-
зенной публичной библиотеки им.
	Вечер
в клубе
писателей
	Датская газета о поведении английских
и американских солдат в Копенгагене
	Ц
	in
ГО

lhe
HO
ен.
{Hes
tA.
		У

Вчера в..Московском клубе писа-
телей состоялся вечер, посвященный
125-летию ‹о дня рождения великого
поэта-демократа Н. А. Некрасова.
Присутствовали известные советские
писатели и поэты, литературоведы и
журналисты, члены Всесоюзного ко-
митета по проведеник? некрасовского
юбилея.
	Вечер открыл лауреат Сталинской
премии поэт В. И. Лебедев-Кумач. С
интересным докладом о жизни и
творчестве Некрасова выступил пи-
сатель Корней Чуковский. Он гово-
рил о большом значении твоочества
Некрасова в эазвитии русской лите-
ратуры. Докладчик остановился так-
же на работе поэта как редактора из-
вестных русских журналов «Совре-
менник» H «Отечественные записки».
	После доклада К. Чуковского со-
стоялся концерт. В нем приняли уча-
стие народные артисты РСФСР
К. Еланская, Д. Орлов, заслуженные
артисты РСФСР В. Попова и А. Ктс-
ров, Лауреат Всесоюзного конкурса
мастеров художественного слова
	А. Шварц и другие. Выступавшие чи-
	тали отрывки из поэм «Кому на Руси
жить хорошо», «Русские женщины»,
лирические стихи и стихи о родине.
		Николай Алексеевич
		активную борьбу, приняв руководя“
щее участие в народной расправе
над барским управителем, немцем
Фогелем. Хотя Савелий подвергся не-
имоверно тяжелому наказанию — пле-
ти, 20 лет каторги, 20 лет поселе-
ния в Сибири — однако, не пал ду-
хом и He раскаивается. «Клейме-
ный, а не раб», — говорит он о се-
® с нескрываемой гордостью. Ero
мысли сосредоточены на судьбах
крестьянских масс. Их покорность
возмущает его до глубины души,
Погибишие... пропащие...
	Эх, вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать.
	Америнанский корреспондент о деятельности
американских компаний в Саудовской Аравии
	океане, в Маниле, Пирл-Аарборе и
Японии. В настоящее время нефтеоб-
рабатывающий завод в Pac-Tanype
дает около 90 тыс. баррелей в день
(баррель — 163,5 литра), не считая
продукции «Арабжан америкен ойл
компани» и «Бахрейн петролеум ком-
пани» {дочернее предприятие нефтя-
ных компаний США).
	Сульцбергер упоминает также и
лругие промышленные предприятия
США, в настоящее время действую-
щие в Саудовской Аравии, в том чис-
ле «Уорлд Эйрлайнс», «Америкэн
омелтеринг энд рифайнари компани»,
«Сауди Арабиан майнинг синдикейт»,
добывающую золото на северо-восто-
ке от Мекки, радиокомпанию «Мак-
кей ралио энд телеграф», которая <о-
оружает радиостанцию в Джидде и
которая начнет действовать через два
года как правительственная станция
Саудовской Аравии.
	НБЮ-ИОРК, 4. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Нью-Морк таймс»
Сульцбергер пишет из Дахрана (Cary-
довская Аравия), что в районе Пер-
сидского залива частные предприни-
матели из США увеличивают экс-
плоатацию природных богатств и
развивают так называемые стратеги-
ческие возможности.
	Указав, что в развитие американ-
ского нефтяного дела в районе Пер-
сидского залива уже вложено 200
млн. долларов, Сульцбергер сообща-
ет, что, по мнению ` нефтепромышлен-
ников, в случае войны нефтяные
источники «могут служить в качестве
огромных стратегических нефтяных
ресурсов для военно-морского и воз-
лушного флотов Соединенных Шта-
тов... Уже 70 проц. продукции чового
нефтеобрабатывающего завода в Рас-
Тапуре используется флотом Соеди-
ненных Штатов в основном на Тихом
	Встреча с артистами театра им. Ленинского комсомола
	Театральные работники столицы
встретились на-днях в Доме актера с
коллективом театра им. Ленинского
комсомола, возвратившимея из Юго-
славчи. Об этой поездке рассказал
присутствовавшим художественный
руководитель театра, народный ар-
тист РСФСР И. Берсенев.

— Репертуар гастролей был состав-
лен таким образом, — сказал И. Бер-
сенев, — чтобы познакомить югослав-
ских зрителей с советскими пьесами
и произведениями русской классики
(«Так и будет» и «Под каштанами
Праги» К. Симонова, «Васса Желез-
нова» М. Горького, «Месяц в дерев-
kee И. Тургенева, «Живой труп»
Толетого). Кроме того мы показали
пьесу Г. Ибсена «Нора», которую в
Югославии видели в исполнении мно-
гих выдающихся европейских актеров.
	Пас очень беспокоило, как примут
зсатели спектакли на незнакомом язы-
кз. Однако опасения быстро рассея-
лись. Мы с первых же дней почувст-
вовали, что играем для зрителя, кото-
рый нас отлично понимает. Часто
переезжая из города в город, мы бес-
прерывно встречались с новой публи-
кой. Поэтому каждый спектакль прев-
ращался для актера в премьеру, про-
ходившую в атмосфере необычайного
творческого под’ема.
	В Югославии театр пробыл 72 дня.
	посетив 12 городов Черногории, Дал-
	мации, Боснии, Герцеговины, Македо-
яни и Сербии. За это время театр дал
57 спектаклей и 17 концертов непос-
редственно на крупных предприятиях.
Все выступления советских артистов
проходили с огромным успехом. Были
проведены также творческие конфе-
ренции с артистами местных театров.

В заключение И. Берсенев передал
горячий привет деятелей культуры и
искусства Югославии театральным
работникам столицы.
	„ДОН-ВУАН“
МОЦАРТА
	Коллектив оперной студии Пр”
Московской консерватории NOATOTO-
вил оперу Моцарта «Дон-Жуан».
Сегодня вечером состоится общест”
венный просмотр оперы членами ХУ-
дожественного совета консервато-
рии, представителями советской об-
щественности. Премьера оперы На“
значена на 12 декабря.

В главных партиях оперы заняты
в основном студенты старших KYP-
со» вокального факультета KOHCEP-
ватории. Дирижер — Н. Аносов,
постановшик — заслуженный дея”
тель искусств Т. Шарашидзе, ху’
дожник — заслуженный деятель ис-
кусств А. Лушин.
	С большим интересом были выслу-
шаны выступления народных артисток
РСФСР С. Бирман и С. Гиацинтовой,
поделившихся своими впечатлениями
	OT посещения Югославии.
	Артисты театра им. Ленинского
комсомола, находясь в Югославии,
все свободное время использовали
для ознакомления с театральным ис-
кусством и с национальным фолькло-
ром. Югославские народные песни и
танцы артисты исполнили на вечере
в Доме актера, .

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ
Н А НЕКРАСОВА
		его Творчества, так и по силе Oe
этических средств его выражения,

«Важно только одно: любить на“
род, родину, служить им сердцем и
душой» — эти слова Некрасова
спределяют стержень его деятель-
ности.

Назначение поэта — в служении
народу. Нет жертвы, перед которой
он мог бы отступить в борьбе за
права народа, за благо родины:

Иди в огонь за честь отчизны,
3a убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умреште недаром... Дело прочно,

Когда под ним етруится кровь.

Скорбные картины народных стра-
даний, гневные, бичующие строки об
угнетателях народа занимают в по-
эзии Некрасова главное место. Не-
даром его музу называют «музою
мести и печали». Возьмем такие,
ставшие хрестоматийными, стихотво-
рения Некрасова, как «Родина»,
«Размышления у парадного пол’‘ез-
да», «Железная дорога». В них обра-
зам скованного и стонущего наро-
да противоноставлены его порабо-
тители —- жестокие и развратные по-
мещики-крепостники («Родина»), си-
баритствующие вельможи  («Раз-
мышления у парадного под’езда>),
предприниматели, беспощадно  экс-
нлоатирующие рабочих («Железная
дорога»).

Однако не только в суровом -об-
личении угнетателей народа сказы-
вался патриотизм Некрасова, Не ме-
нее яркое свое проявление он на“
птел в изображении народного герэ-
изма.

Некрасов постоянно и любовно ри-
сует трудовой героизм народа. На-
род страстно любит трул.  Лишен-
кые возможности трудиться, люди из
народной среды испытывают чувст-
во острой неудовлетворенности. Та-
ков молодой крестьянский парень,
изображенный в стихотворении «Ду-
ма»:
	Уж как нет беды кручиннз®,
Bes работы парню маяться...
Эй! возьми меня в работники,
Поработать руки чешутся!
		«О двух великих грешниках». Ку-
деяр не может искупить своих тя-
желых грехов раскаянием и молит-
вой; он искупает их только тогда,
когда убивает пана Глуховского —
деспота и насильника, эксплоатаго-
ра.

Характерно, что «крестьянку Мат-
рену Тимофеевну» поэт наделил та-
кими чертами, что к ней никоим
образом нельзя отнести его прежние
характеристики. крестьянской жен-
щины: «Ты вся — воплощенный
испуг, ты вся — вековая истома»,
Катрена Тимофеевна упорно сопоо-
тивляется господскому  «управитс-
лю», пожелавшему сделать ее сво-
ей любовницей; она бесстрашно бро-
сает в лицо приехавшим на следст-
вие корыстолюбивым чиновникам
клеймящие слова: «Злодеи! Палачи!».

Когда деревенское начальство рас-
псрядилось высечь ее сына, она «вы-
рвала Федотушку, да с ног Силантья-
старосту и сбила невзначай». 3a-
шитить себя от оскорбительного на-
казания «за дерзость» Матрена Ти-
мофеезна не в состоянии, но в с®од-
	це ее зреет гнев.
По мне обиды смертные
Прошли не отплаченные,
И плеть по мне протпла...
	Я потупленную голову,
Сердие гневниэе ношу.
	CTOMOJIA, поэт не раз воспевает его
доблестных защитников, рядовых
бойцов русской армии. Доблесть
русских солдат, — дает понять Не-
красов, это — воплощение героиз-

ма всего народа.

Народ-герой! В борьбе Фуровой

Ты не шатнулся до конца,

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!

В поэме «Тишина», откуда взяты
эти строки, содержится волнующее
описание осажденного Севастополя,
этой «твердыни, избранной славой»,
	Три царства перед ней стояло

Перед одной... Таких громов

Еше и небо не метало

С нерукотворных облаков!

В ней воздух кровью напонли,

Изрешетили каждый дом,

И, вместо камня, замостили

Её свинцом и чугуном...

Поэт верил в могучие силы рус-
ского народа, в его гордый патриотн-
ческий дух, в его несокрушимую
мощь, о которую неминуемо разобь-
ются все попытки врагов, осмелив-
шихся посягнуть Ha то, что дорого
русскому человеку. У Некрасова
есть замечательный поэтический об-
раз народа, великого народа-богаты-
ря-

Рать поднимается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Нам, пережившим Великую Отече:
ственную войну, особенно понятны,
особенно дороги эти поистине вдох-
новенные строки, ,

В русской ` классической литера-
туре, славной своими освободитель-
ными традициями, своим патриотиз-
мом, своей горячей любовью к por
дине и народу, поэзия Некрасоза
занимает высокое и почетное мезто-
И ныне, когда вся страна торжест-
венно отмечает 125-летие со дня
его рождения, каждый советский че-
ловек с особым благоговением и
гордостью произносит дорогое ему
имя великого поэта — патриога и
гражданина, отдавшего все свое
творчество борьбе за счастье род:
ного народа.
	В. Евгеньев-Максимов.
	ЕГОДНЯ исполняется 125-летие

со дня рождения великого рус-
ского поэта Николая Алексеевича
Некрасова, писателя — гражданина
и демократа.

Творчество Некрасова проникнуто
глубочайшей народностью. Свой Mo-
гучий ноэтический дар он целиком
отдал борьбе народа против крепо-
стничества и самодержавия.

Органически соединив свое твор-
чество с  революционно-демократи-
цескими устремлениями эпохи, Не-
красов стал на долгие годы власти-
телем дум лучших русских людеи.
	Недаром так любил и ценил его

В. И. Ленин-
Исключительно велико влияние
	поэзии Некрасова на революнион-
ное воспитание русской молодежи.
В нем, друге Чернышевского и До-
бролюбова, юношество справедливо
видело смелого борца за счастье на-
рода, против социального и полити-
ческого насилия и гнета.

Демократическое чутье Некрасоза
избавило его от либерального пр®-
краснодушия. Борец против крепост-
ного права разглядел и звериный
лик капиталистической эксплоата-
ции. В произведениях последних лет
своей жизни Некрасов бесполално
разоблачал разбойничье нутро пред-
ставителей нарождавшегося капита-
лизма.

Эстетструющие либералы, сторон-
ники теории «искусства для искус-
ства», пытались принижать значение
поэзии Некрасова. Для народа же
он давно стал великим поэтом —
как по богатству, идейной глубине и
	‚революционной направленности CbU-
	Повели ты в лето жаркое
Мне пахать пески сыпучие,
Повели ты в зиму лютую
Вырубать леса дремучие,
	Только треск стоял бы до неба,
Как деревья бы валилися:
Вмесго шапки белым инеем
Волоса бы серебрилися!

Тяга к трулу является органи-
ческим свойством русского народа.
Если в царской России труд не в
состоянии обеспёчить народу счаст-
ливой жизни, то настанет время —
твердо верит Некрасов, — когда
творческий, созидательный труд пре-
сбразит «убогую и бессильную ма-
тушку-Русь». .

В стихотворении «Горе старого
Наума» воображению поэта пред-
ставляется лучезарное будущее его
родной страны:

..Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд

Над вечною рекою...
	Однако, чтобы это светлое буду-
шее стало настоящим, — народ
ролжен был революционным путем
‹освободиться от оков».

Изображая революционный героизм
народа, Некрасов создал ряд ярких
образов народных революционеров.

Вот Савелий — «богатырь свято-
русский». Этот  крестьянин-бога-
тырь проявил себя способным на
	Русский народ — подлинный 6о-
гатырь, *богатырь не только тела,
но и духа. Вспомним, что говорит
	Савелий Матрене Гимофеевне:
Ты думаепть, Матренуишка,
Мужик—не богатырь?

И жизнь его не ратная.

И смерть ему не писана

В бою — а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина... леса дремучие
Прошли по ней, сломалися...
	Всё терпит богатырь!
	И гчется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ули не богатырь?
	Ярко изображает Некрасов воин-
скую доблесть нарола в борьбе с
иноземными захватчиками — святое
и необходимое дело.

Будучи современником Крымской
зойны и героической обороны Сева-
	a
a

Недотерпеть — пропасть,

Перетерпеть — пропасть.

а oe ee ew

Надумалась Корежина

Наддай! наддай! наддай!

Ряды точек свидетельствуют ©
том, что и в этом случае цензура
	усиленно заграждала уста Некрасо-
ву. Однако, если мы вепомним, что
с криком: «Наддай!» Савелий и его
односельчане расправились в свое
время с Фогелем, то смысл только
что приведенных отрывочных вос-
клицаний станет совершенно ясным:
Савелий страстно хочет, чтобы кон-
чилось вековое терпение «богатыря
сермяжного», и он восстал на сво-
их угнетателей.

С образом Савелия перекликаотся
образ разбойника Кудеяра из песни