На сессии Генеральной Ассамблеи
организации Об‘единенных наций
	Обсуждение советского
	НЬЮ-ЙОРК, 5. (Спец. корр.
ТАСС). Выступление главы совет-
ской  лелегации В. М. Молотова
	в комитете № ГГ енеральной Ассам-
блеи (полный текст этой речи опу-
бликован в предыдущем номере газе-
	ты) было встречено здесь с огромным
	вниманием. В кругах Генеральной
Ассамблеи отмечают, что это высту-
пление внесло ясность в затянувшу-
юся дискуссию, в ходе которой не-
которые делегаты усиленно пыта-
лись запутать вопрос, поставленный
советской делегацией, и исказить су-
щество ее предложений. Молотов
положил конец всяческям клеветни-
ческим инсинуациям, вновь подчерк-
нув, что советское предложение
имеет в виду всеобщее сокращение
вооружений, а не только запрещение
атомной бомбы, как это пытался изо-
бразить, в частности, британский де-
легат Шоукросс. В то же время он
указал, что запрещение использова-
ния атомной энергии в военных це-
	лях должно рассматриваться „как
первоочередная задача. Молотов
вскрыл  демагогическую сущность
	рассуждений некоторых делегатов о
том, будто бы советское предложе-
ние имеет в виду использование ве-
ликими державами так называемого
права «вето» при осуществлении ин-
спекции ‘о сокращению вооружений,
после того как план сокращения во
оружений будет принят Советом 6е-
зопасности. Он показал, что такиз
рассуждения вызваны не чем иным,
как стремлением подменить OAHU BO-
прос другим и уклониться от пря-
мого ответа — согласны ли те, кто
ведет такие рассуждения, сокращать
всоружения или не согласны.
Большое впечатление произвело
предложение Молотова взять за ©с-
нову будущей резолюнии американ-
ский проект, ‘к которому советская
	делегация предлагает сейчас ряд по-
	правок. Все выступавшие сегодня
приветствовали этот шаг советской
делегации, как знак. стремления к
общему соглашению, и подчеркива-
ли, что он открывает возможность
скорого и единодушного принятия
решения по этому жизненно важно-
му вопросу.

Делегат Австралии сказал, что в
новом советском предложении он ви-
дит реальную основу для достяже-
	предложения 0 всеобщем сокращении вооружений
	Коннэли предложил, чтобы план
всеобщего сокращения вооруженай,
который согласно советским поправ-
кам должен вырабатываться Сове-
том безопасности, в дальнейшем бый
бы передан на одобрение правитель-
ствам государств — членов органи-
зации Об’единенных наций.

И Шоукросе и Коннэля в своих
выступлениях уделили много внима.
ния комиссии по атомной  энергаи,
всячески подчеркивая, что эта ко-
миссия должна быть «независимой».
Коннэли подчеркнул при этом, что
план контроля над использованием
атомной энергии, который будет вы-
работан этой комиссией, должен бу-
дет затем поступить в Совет безо.
пасности для окончательного форму:
	лирования, после чего ий это: алан
следует передать на утверждечзае
правительствам.
	Представитель Канады горячо пря-
ветствовал_ выступление Молотова.
Он заявил: «Народы всего мира 5у-
дут благодарны выдающемуся руко-
водителю советской делегации, ко-
торый сегодня дал всему миру н2-
вую надежду на то, что мы сумегн
уже сейчас сделать большой шаг
к осуществлению того, о чем меч-
тают миллионы люпей во всех стра-
нах». Канадская делегация вырази-
ла готовность принять американское
предложение с советскими поправка-
ми в качестве рабочей основы для
подкомитета.

Выступивиий в заключение
Молотов констатировал, что никто
не возражает против предложения—
принять за основу будущего реше-
ния американский проект резолюции.
Он указал, что создание подкомите-
та даст возможность обсудить этот
проект наиболее конкретно и внести
в него необходимые поправки. «Со-
ветская делегация.—заявил Молотов
— надеется, что внесенные ею по
правки будут приняты  подкомите
том, а затем и всеми нами».

Затем был сформирован подкомн-
тет, в который вошли представите-
ли СССР, США. Великобритании,
Франции, Китая. Украины Норвегии
Польши, Канады, Голландии. Бель:
гии, Чехословакии, Индии, Египта,
Австралии, Сирии, Мексики, Бразу
лии, Колумбии и Аргентины.
	ния согласованного решения. Он вы-
сказался за создание полкомитета,
который мог бы окончательно подго”
товить такое решение,

Представитель Великобритании Шо-
укросс также заявил, что имеются
все возможности к тому, чтобы до-
стигнуть единодушного решения. Он
согласился с тем, что осуществле-
ние всеобщего сокращения вооруже-
ний явится «значительной частью ме-
роприятий, обеспечивающих коллек-
тивную безопасность». Нельзя не
заметить, что это заявление Шоук-
росса сильно отличается от его Не
однократных утверждений, будто бы
всеобщее сокращение вооружений не
может быть осуществлено, пока He
будет создана ` «надежная система
коллективной безопасности».

В связи с тем, что Молотов по
казал, насколько противоречива бы-
ла позиния Шоукросса во время
дискуссии в комитете, британский
делегат всячески старался доказать,
что он с самого начала был горя-
чим приверженцем советского пред-
ложения. Однако это не помешало
ему тут же сделать ряд новых ого-
ворок. Он предложил, в частностм,
вернуться к попразкам канадской ле-
легации, хотя даже сам канадский
делегат, выступивший позднее, He
счел возможным защищать эти по-
правки, значительно ограничивающче
поставленную задачу ‘(достаточно
сказать, что канадская делегацил
предлагала не рассматривать запр®-
шение применения атомных  б9мб,
как первоочередную задачу).

Все же в конце своего выступле-
ния Шоукросс признал, что теперь
есть все возможности к тому, чтобы
достигнуть единодушного, «компго-
миссного», как он выразился, реше-
ния. г

Делегат США Коннэли заявил, что
американская делегация приветству-
ет предложение Молотова принять
американский проект в качестве 05°
новы для будущей резолюции, и
призвал всех членов комитета вчи:
мательно отнестись к соображениям,
высказанным главой советской деле-
гации. Он сказал, что делегация
США, со своей стороны, ° обещает
внимательно рассмотреть поправки,
предложенные Молотовым.
	Заседание Совета министров
	иностранных дел

Разрешены основные вопросы мирных договоров с бывшими
	союзниками Германии
	Триесту и в комитете экономических
экспертов.
	Вслед за тем министры согласова-
ли дунайский вопрос, репарациозный
Бепрос, вопросы о торпедных кате-
рах для бывших вражеских стран. ©
цевах на товары, поставляемые ›у-
мынским правительством в счет ре-
пераций. о компенсации гражданам
Об’единенных наций за ущерб, при-
чиненный их собственности в - быв-
ших вражеских странах.

Особое место занимает решение,
вынесенное по репарационному вэт-
росу. Как известно, разногласия по
этому вопросу на Парижской мир-
ной конференции, а затем на  засе-
ланиях Совета министров  ино-
странных дел в Нью-Йорке быль
сссбенно серьезными.
	Министры пришли к согласован-
ному решению по репарациолному
вопросу. Последнее предусматривает
выплату Италией следующих „епа-
рационных платежей: 125 млн. дол-
ларов — Югославии, 105 млн. дол-
ларов — Греции и 5 млн. долларсв
— Албании Болгария должна выпла-
тить 25 млн. долларов Югославии и

45 млн. долларов — Греции

По вопросу о компенсации граж-
данам Об’елиненных наций за ущерб,
причиненный их собственности вбыз-
ших вражеских странах, принято ре-
	ц:ение: установить компенсавию =
размере ?/з стоимости собственности,
потерпевшей ущерб. Установлен 10:
рядок разрешения споров. возникаю-
щих по поводу цен на товары, по:
ставляемые в счет репараций румын:
ским правительством.

Таким образом. можно считать, 176
зсе основные вопросы мирных дого-
воров с Италией, Румынией. Bor
гарией, Венгрией и Финляндией по-
лучили разрешение. Остались яере
шенными лишь некоторые второсте:
пенные вопросы. Прелстоит также
редактирование договоров и сверха
текстов на разных языках.

В конце вчерашнего  заселания
Бирнс предложил обсудить вопрос о
порядке подписания логоворов. 0
выдвинул два предложения: в слу.
чае, если сессня Генеральной Ac:
самблеи продлится достаточно дол:
го и министры иностранных дел

задержатся в Нью-Йорке, — подпи:
сать договоры здесь же, в плотаз-
ном случае — отправить  курьероз

в соответствующие столицы й под:
писать договоры таким порядком.

Министры : поручили своим заме
стителям установить об’ем работы,
которая еше полжна быть проведе“
на по подготовке договоров. и необ:
хедимые сроки ее выполнения. а т2к-
же внести предложение о подписания
договоров.
	В румынсном
	парламенте
	БУХАРЕСТ, 7. (ТАСС). По сообще
нию газет, председателем парламент“
ской фракции компартии избрана А.
на Паукер, вице-председателем — Мя-
хаил Мужик; председателем социал-
демократической фракции — Иозрлз-
кеску, вице-председатель д-р Ягноз;
Венгерского народного союза— пред’
седатель Курко Дьярфас, ‘вине-поел”
седатель Сандор; национал-либераль-
ной партии — председатель Бежан,
вице-предселатель Эмиль Татареску,
Земледельческого фронта — прелсе-
датель Гемельджеану — вице-прелсе-
датель Мога-Филеру;  народно-на“
циональной партии — председатель
профессоо Оцетя, вице-председатель
адвокат Штефля.
	Военные действия
	в Индонезии
	ГААГА, 7. (ТАСС). Агентство АНП
передало 5 декабря - официальную
сводку о военных действиях в Индо-
незии. Согласно этой сводке, в районе
Медана голландцы ввели в бой тая:
ки. Непрерывно происходят столкио“
вения в районе Батавии, Сурабайи,
Семаранга и Бандунга.
	ПРОТЕСТ БАГДАДСНКОЙ
АССОЦИАЦИИ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
	БАГДАД, 7. (ТАСС). Газета «Аль
ватан» опубликовала. протест баглал”
ской ассоциации инлонезийской моло
дежи против зверств голландских #
английских войск в Индонезии, 104
вергающих бомбардировке индонезии“
ские города и села. Ассоциация про-
сит организацию Об`единенных Halil
и свободолюбивые народы мира пол
держать индонезийцев в борьбе за
свободу и независимость.
aD lt rnp PPO

Ответственный редактор
Г. А МЕЩЕРЯКОВ.
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (Спец. Kopp.
ГАСС). На вчерашнем заседа-
нии Совета министров ‘иностранных
дел присутствовали от советской
стороны Молотов и Гусев.
	Гусев сделал доклад о работе за-
местителей министров по редактиро-
ванию проекта статута Свободной
Территории Триест. В результате
рассмотрения проекта статута Сво-
бодной Территории Триест замести-
тели согласились принять 30 статей
этого проекта. Шесть статей проек-
та остались несогласованными; = 3a-
местители передали несогласованные
статьи на обсуждение Совета мичи-
стров.
	Министры достигли согласованных
формулировок по этим статьям, пре-
дусматривающим следующие вопро-
сы: органы управления Свободной
Территории, право помилования, пра-
во Свободной Территории заключать
международные конвенции и всту-
пать в международные организации,
регистрацию судов в порту Триеста,
право оптации итальянского  граж-
данства жителями Свободной Терри-
тории, официальные языки Свобод-
ной Территории. Таким образом, ста-
тут Свободной Территории Триест
можно считать, в основном, согла-
сованным. хотя отдельные его ста-
	TbH elle обсуждаются в комитете по
	06 отношении к @ранкистеному режиму в Испании
	Выступление представителя СССР А. Громыко на заседании комитета №
Генеральной Ассамблеи 4 декабря
	и представители некоторых стран в
совете настаивали на том, чтобы
практические шаги были предпгиня-
ты Генеральной Ассамблеей, совет-
ское правительство не возражало
против того, чтобы испанский вол-
рос был снят с ‘повестки дня Совета
безопасности и ‘чтобы Генеральная
Ассамблея имела возможность его
рассмотреть и принять соответству-
ющие рекомендации. Конечно, Со-
ветский Союз и советские предста-
вители не.питали каких-либо иллю-
зий относительно возможного отио-
шения некоторых государств к ис-
панскому вопросу и на Генеральной
Ассамблее. Тем не менее, советское
правительство пошло навстречу тре-
бованиям и пожеланиям представи-
телей некоторых государств в Сове-
те безопасности и согласилось на
то. чтобы этот вопрос был снят с
повестки лня Совета безопасностн.
	Я думаю, что при обсуждении ис-
панского вопроса здесь, на Ассам-
блее, мы должны принять BO BHit-
мание также и это решение Совета
безопасности о снятии испанского
вопроса с повестки дня совета. Ведь
это было сделано в надежде, что
Генеральная Ассамблея серьезно
займется испанским вопросом и при-
мет по этому вопросу решение, ко:
торое соответствовало бы серьезно-
сти положения, существующего в
Испании. и вообще серьезности этой
	проблемы.

Мне кажется, что при рассмотре-
нии испанского вопроса необходимо
иметь в виду также два следующих
важных обстоятельства, которые по-
казывают, какое значение имеет этот
вопрос, и подчеркивают  необходи-
мость принять конкретные меры
против фашистского режима Франко.

Известно, что сейчас существуют
два испанских правительства: одно
правительство — это правительство
Франко, другое правительство — это
республиканское испанское праьи-
тельство Хираля. Тот факт, что для
одной и той же страны существуют
два правительства — Одно H3 них,
признанное рядом государств — чле-
нов Об’единенных наций, другое,
признанное рядом, других государств
членов Об’единенных наций,—этот
факт уже сам по себе представляет
серьезную проблему и заслуживает
самого серьезного внимания. Такое
псложение, конечно, не может про-
дслжаться бесконечно. Когда-то дол-
жен наступить конен такому поло-
жению.

Спрашивается, на чьей стороне
должна быть организация Об’еди-
ненных наций, на стороне правитель-
ства, которое представляет собой
остатки фашизма, правительства, ко-
тсрое было принесено в Испанию
на острие иностранных штыков, иле
на стороне республиканского ислан-
ского правительства? Ясно, что, ес-
ли организация Об’единенных наций,
действительно, серьезно намерена за-
няться этим вопросом, ответ может
быть только один. Об’единенные на-
пии должны поддержать не охвостья
фашизма, они должны поддержать
испанский народ и испанские демо-
кратические силы, которые стремят-
ся освободиться от фашистских по-
рялков в Испании, навязанных ис-
панскому народу в результате иио-
странной фашистской интервенции.

Второй факт: известно решение
французского правительства о 3a-
крытии  Ффранко-испанской границы.
Закрытие границы между двумя го-
сударствами — это акт, который
имеет большое международное зна-
чение. Я помню выступление пред-
ставителя Франции в Совете безо-
пасности. Представитель Франции
указал тогда на серьезность поло-
жения, существующего на франко-
испанской границе, и обрисовал нам
обстановку, при которой правитель-
ство Франции вынуждено было при
нять такое серьезное решение. Та-
ким образом, мы имеем налицо тре-
ния между двумя государствами,
что не может не привлекать нашего
внимания при рассмотрении  испан-
ского вопроса.

В свете предыдущих решений: ре-
шения Конференции в Сан-Франци-
ско, Берлинской (Потсдамской) кон-
ференции, лондонского решения Ге-
неральной Ассамблеи, решения Со-
вета безопасности. наконец, второго
решения Совета безопасности о сня-
тии испанского вопроса с повестки
дня совета в надежде, что Ассамб-
лея по этому вопросу примет эф-
фективное решение, для организации
Об’единенных наций уже достаточно
было бы принимать резолюции, име-
ющие декларативный характер.

Казалось бы, пора выносить такие
решения, которые соответствовали
бы серьезности существующего в
Испании положения и помогли бы,
наконец, испанскому народу и ис-
панским демократическим силам из-
бавиться от фашистских порядков,
навязанных ему странами оси. К со-
жалению, советская делегация дол-
жна констатировать, что не все де-
легации разделяют такую точку зре-
ния. Это имело место и в Совете
безопасности при рассмотрении ис-
панского вопроса. Сейчас также име-
ют место попытки потопить поли-
тическое существо и политическое
содержание вопроса в море юриди-
ческих дефиниций. Такие попытки не
могут способствовать такому реше-
нию этой проблемы, которое соот-
ветствовало бы серьезности рассмат-
риваемого вопроса.
	В Совете безопасности и в ходе
дискуссий‘ здесь. на Генеральной Ас-
самблее, препставителями многих го-
сударств были приведены многочис-
ленные факты в представлены убе-
лительные документальные MaTepH-
afb) — относительно происхождения
фашистского режима Франко, orfio-
сительно повеления Франко во вре-
мя войны. а также факты и матеря-
алы. подтверждающие, что Испания
в настоящее время является очагом.
в котором гнездятся многочисленные
военные преступники. в том числе и
германские преступники. Я не бу-
лу распространяться для  доказз-
тельства того. что происхождение
фашистского режима Франко пол
тверждает. что этот режим является
именно фашистским со зсеми атри-
	бутами, характерными для фашист-
ских режимов. Я не буду также рас-
пространяться по вопросу поведения
Франко во время войны. Я ограни-
чусь указанием лишь на то, что при
рассмотрении испанского вопроса в
Совете безопасности последнему бы-
ли представлены, в частности, сек-
ретные документы, находящиеся в
распоряжении советских властей, —
дскументы, захваченные на террито-
рии Германии, которые подтверж-
дают, что Франко и его клика бы-
ли верными союзниками  гитлеров-
ской Германии и фашистской Ита-
лии во время войны, в том числе
союзниками и в формальном отноше-
нии, так как были заключены и
подписаны соответствующие прото-
колы, и по этим соглашениям были
взяты соответствующие — обязатель-
ства Франко и его кликой вотноше-
нии фашистской Италии и гитлеров-
ской Германии.
	Наконец, известно, что помощь
франкистской Испании сводилась не
просто к политической помощи, но
выражалась и в болышем. Неверным
	является утверждение, будто бы
франкистская Испания не принимала
фактического участия в войне.
Франкистская Испания принимала
	фактическое участие в воине против
одной из великих союзных держав.
На Восточном фронте сражались
против советских армий 47 тыс. ис-
панских офицеров и солдат. На Во-
сточном фронте была также испан-
ская авиационная эскадрилья. 47
тыс. испанских офицеров и солдат
сражались против союзной державы,
следовательно, сражались против
Об’единенных наций!
	Я прошу. представителя Сальвадо-
ра и Коста-Рики вообразить на мину-
ту, что на территории их стран вы-
садилась иностранная вражеская ар-
мия в 47 тыс. Я прошу их на минуту
вообразить такое положение, чтобы
для них стало яснее, что означают
47 тысяч вооруженных солдат. Я не
буду также развивать то положение,
что Испания является сейчас гнез-
дом, в котором укрываются много-
численные военные преступники. Вы
слышали здесь голоса некоторых де-
легатов, которые подтверждают эти
факты, в том числе голос представи-
теля Бельгии. В Испании скрывает-
ся немало фашистских германских
агентов, которые нашли себе непло-
хой приют под крылышком Франко.
	Все эти факты подчеркивают пра-
вильность того положения, что фа-
шистский режим Франко представ-
ляет болыше чем только потенциаль-
ную опасность. В свое время фашизм
в Германии тоже имел свое начало.
Были люди, которые недооценивали
опасности германского фашизма.
Указывали на то, что это чисто внут-
реннее дело Германии, что. всякие
мероприятия, направленные против
германского фашизма, являются из-
лишними, так как политический
строй и политические порядки в Гер-
мании, говорили нам, являются чи-
сто знутренним германским делом.
Известно, что такой путь и такое
бездействие привели к позору Мюн-
хена, а затем ко второй мировой вой-
не, развязанной гитлеровской Герма-
нией и ее союзниками, и за преступ-
ную политику правительств некото-
рых государств, проводившуюся под
флагом невмешательства, миролюби-
вые народы заплатили ‘очень дорого.

Организация Об’единенных наций
должна предпринять все возможное
для того, чтобы учесть печальные
уроки прошлого и не допустить по-
зторения роковых ошибок, которые
имели место в прошлом. Непринятие
	практических и эффективных мер
против существующего в Испании
фашистского режима будет озна-
	чать, что организация Об’единенных
наций и особенно некоторые госу-
дарства, которые могли бы изменить
положение в лучшую сторону, возь-
мут на себя политическую и мораль-
ную ответственность за бездействие
в отношении существующего в Ис-
пании фашистского режима.
	Господа делегаты, вы слышали
здесь странное утверждение пред-
ставителя Великобритании о том, чтв
такое мероприятие, как разрыв дип-
ломатических отношений, может че
только не ослабить Франко иего кли-
ку, но усилить Франко и фашизм в
Испании. Такой вывод не соответст-
вует действительности и является
ошибочным выводом. Я хочу об-
ратить ваше внимание на то, как ре-
агировали фашисты в Мадриде при
обсуждении испанского вопроса в
Совете безопасности на выступления
представителей тех стран, которые
доказывали, что организация Об’еди-
ненных наций и Совет безопасности
не должны предпринимать практиче-
ских мер против режима Франко, и
стояли на точке зрения так называе-
мого невмешательства при рассмот-
рении испанского вопроса, как будто
фашизм есть домашнее дело. После
дискуссии в Совете безопасности бы-
ло передано в Америку сообщение
агентства Юнайтед Пресс. Я цити-
рую это сообщение: «Мадрид. Поли-
тические корреспонденты сообщают,
что официальные круги здесь «в вос-
торге» по поводу усилий, прилагае-
мых сэром Александром Кадоганом
в Совете безопасности Об’единенных
наций, чтобы оттянуть принятие мер
против режима reepanccHMyca
Франциско Франко.

Подчеркивая, что, несмотря на то.
	что еще слишком рано, чтобы гово-.
	рить о© проявлении общественного
мнения, корреспонденты добавляют,
что существует широко распростра-
ненная уверенность в том, что как
Великобритания, так и Соединенные
Штаты не хотят предпринимать в
настоящее время решительных шагов
против Испании».

Сообшение это было опубликовано
в американской прессе, оно дает по-
литическую оценку той реакции, ко-
торая была вызвана срели фашист-
ских кругов в Мадриде позицией, за-
нятой представителями некоторых
государств в Совете безопасности в
отношении режима Франко.
	Интересно будет узнать  сообще-
ние Юнайтел Пресс или какого-либо
другого агентства о той реакции, ко-
торая будет вызвана в Мадриле на
позицию некоторых государств в Ге-
неральной Ассамблее, которые не хо-
тят применять против Франко эффек-
тивных мер и отстаивают политику
безлействия.
	Ссылаются ‘часто на пункт /-й ста-
тьи 2-й, который якобы не оправды-
вает принятия организацией Об’еди-
ненных наций эффективных мер про-
тив. фашизма в Испании. Ссылка на
этот пункт 7-й статьи 2-й в действи-
тельности является: лишь предлогом,
который ‘используется для оправда-
ния бездействия в отношении испан-
ского фашизма. Фашизм никогда не
был внутренним делом. В результате
войны, навязанной фашизмом, миро-
любивые народы и прежде всего со-
юзные государства, вынесшие Ha
своих плечах основную тяжесть вой-
ны, заплатили очень дорого за побе-
ду.

Нас пугают также тем, что прак-
тические меры против режима Фран-
ко могут привести к гражданской
войне, к кровопролитию. Нетрудно
понять, после внимательного изуче-
ния позиции делегаций, от которых
исходят подобные утверждения, что
это используется также в качестве
предлога для оправдания политики
бездействия в отношении фашизма.
Долгом организации  Об’единенных
наций является принятие решения.
которое представляло бы собой не
просто еще одну декларацию, со-
ставленную хотя бы и в хороших
выражениях, и не просто еше раз
заклеймить фашизм в Испании, а
долгом является принять такое ре-
шение, которое действительно COOT-
ветствозало бы серьезности рассмат-
риваемого. вопроса и помогло бы ис-
панскому народу освободиться от
навязанных ему в результате иност-
ранной интервенции фашистских по-
рядков и занять достойное место в
среде других миролюбивых народов.

Я не могу пройти мимо еще одной
тенденции, которая наметилась в ре-
зультате дискуссии в Генеральной
Ассамблее. Представители HeKOTO-
рых государств,   пытающиеся поли-
тический смысл. и Политическое со-
держание этого вопроса потопить,
как я уже указал, в море разного ро-
да мало значащих юридических де-
финиций, мобилизуют еще один ар-
гумент. Они утверждают, что Гене-
ральная Ассамблея вообще не может
рассматривать этого вопроса и при-
нимать решения, направленные про-
тив режима Франко. :
	Получается очень странное поло-
жение: в Совете безопасности нам
говорят, что совет не может пред-
принимать мер в отношении режима
Фоанко, так как этим вопросом. дол-
жна заняться Генеральная Ассамб-
лея. Когда рассматривается вопрос
на Генеральной Ассамблее, то прёд-
ставители других государств нам го-
	ворят ‘© том, что Генеральная Ас-
самблея не должна рассматривать
этот вопрос и принимать решение
	против режима Франко, так как этим
вопросом должен заниматься Совет
безопасности: Получается, что ис-
панский вопрос является чем-то вро-
де мяча, ‘который Генеральная Ас-
самблея бросает в направлении Со-
вета безопасности, а Совет безопас-
ности — в: направлении Генеральной
Ассамблеи.
	Это положение действительно тра-
гикомическое. Мне кажется, нам
нужно подойти к решению этого во-
проса с холодным рассудком, взве-
шивая серьезность этой проблемы.
Раз Генеральная’ Ассамблея  заня-
лась этим вопровом и раз она имеет
соответствующие ` права и полномо-
чия, так как Совет безопасности в
настоящее время этим вопросом не
занимается, то Генеральной Ассамб-
лее необходимо ‘вынести должное
решение по этому вопросу. Ника-
ких препятствий к этому, формально
юридического или иного порядка, ©
точки зрения устава, не существует.
Препятствия существуют только в
воображении некоторых делегатов,
пытающихся, как я уже указал, оп-
равдывать политику бездействия в
отношении испанского фашизма, по-
питику, которая может привести к
весьма печальным результатам.
	Несколько слов относительно
предлагаемых резолюций. Советская
делегация считает, что минимум, на
что должна была бы пойти Гене-
ральная Ассамблея, — это принятие
предложения, которое внесено деле-
гацией Польши. Разрыв дипломати-
ческих отношений с Франко пред-
ставлял бы серьезный политический
удар no фашизму в Испании, он
	‘ободрил бы испанский народ и ис-
	панских демократов, борющихся про-
тив фашизма в Испаний и за ее пре-
делами. Несомненно, что з резуль-
тате принятия ‘Такого решения авто-
ритет и престиж Генеральной Ас-
самблеи, а следовательно, и органи-
зации Об’единенных наций в целом,
поднялся бы еще.на. большую высо-
ту. Народы, которые заплатили
слишком дорого в результате войны,
навязанной фашизмом, убедились бы
в том, что организация Об’единен-
ных наций не на словах, а на деле
ведет борьбу за выкорчевывание
остатков фашизма.

Что касается проекта резолюции,
внесенного делегацией США, то го-
ветская делегация считает, что эта
резолюция является недостаточной.
Она является чересчур слабой. Как
уже указызали здесь некоторые де-
легаты, это относится особенно к по-
следней части американской резолю-
ции, которая содержит чуть ли He
призыв к Франко и его клике о до-
бровольной передаче власти времен-
ному правительству. Я сейчас не бу-
ду касаться других внесенных резо-
люций. Часть из них примыкает бли-
же к польской резолюции. часть —
к американской резолюции.

Советская делегация поддерживает
предложение, которое было внесено
делегацией Полыши по данному воп-
ресу, а также поправку, внесенную
белорусской делегацией к польской
резолюции. (Аплодисменты).
		Типография издательства «Московский большевик» Чистые пруды, 5.

НЬЮ-ЙОРК, 5. (Спец. корр. ТАСС).
Ниже публикуется полный текст
речи представителя СССР А. Громь-
ко в комитете №   по вопросу of
отношении государств — членов ор-
гавизании. Об’единенных наций К
франкистскому режиму в Испании.

Советский Союз уже имел воз-
можность высказать свою позицию
ло испанскому вопросу во время рас-
смотрения этого вопроса в ‚СоБете
безопасности несколько месяцев то-
му назал. Позиция Советского Сою-
за в этом вопросе является последо-
вательной. СССР был последова-
тельным борцом против фашизма по
войны. во время войны, он остается
и будет оставаться последователь-
ным борцом против фашизма и Нол-
жигателей войны и впредь.

Важнейшей задачей организации
Об’едиченных наций является обес-
вечить мир и безопасность для На-
ролов. Эту задачу нельзя решить ус-
пешно, не ведя борьбы против пол-
жигателей войны и, прежде всего,
против остатков фашизма. Именно
этим и об’ясняется, почему организа-
ння Об’единенных наций придает та-
кое серьезное значение испанскому
вопросу. вопросу © существовании
фашистского режима в Испании.

Еще на заре своего возникнозэния
организация Об’единенных наций
‘уже занималась этим вопросом. На
своей первой конференции, ‘созван-
ной для разработки и принятия Ус-
таваа Об’единенные нации заклейми-
ли фашистский режим Франко и ели-
ногласно приняли в Сан-Франциско
известную нам всем резолюцию. Не
случайно. что по этому вопросу вы-
несла состветствующее решение Бер-
линская (Потсдамская) конференция,
ксторая. как известно. является важ-
нейшим этапом в борьбе союзных
государств за ликвидацию последет-
вий войны и за построение прочно-
го мира. Не случайно, что на своей
первой сессии в Лондоне, которая
носила в основном оргайизационпый
характер. Генеральная Ассамблея
также занималась испанским вопро-
сом и еше раз заклеймила сущест
вующий в Испании фашистский ре-
жим Франко. Не случайно также,
что и сейчас Генеральная Ассамблея
занимается испанским вопросом. Та-
кое внимание. уделяемое  организа-
цией Об’единенных наций испанско-
му вопросу. можно об’яснить только
тем. что существование в Испании
фашистского режима стало между-
наролной проблемой, интересующей
все миролюбизые народы, которы?
поставили своей задачей  выкорче-
вать остатки фашизма и фашистскее
режимы.

Известно, что несколько месяцев
тому назал Совет безопасности, Ha
который возложена основная задача
по подлержанию Мира и безопасно-
сти. занимался испанским вопросом.
В результате рассмотрения этого во-
проса в совете выяснилось, что 05-
винения которые пред’являются ре-
жиму Франко подтверлились факта-
MH. включая и соответствующие до-
кументы. которые были представле-
ны в распоряжение Совета безопас-
ности.

Как известно, Совет безопасности
создал специальный подкомитет, за-
дачей которого являлось детальное
ознакомление со всеми фактами 4H
материалами. относящимися к рас-
сматриваемому вопросу. После дли-
тельной работы подкомитет предста`
вил в Совет безопасности заключе
ния, которые потом нашли — XOTA
и не в полной мере — отражение в
резолюции Совета безопасности, при-
вятой некоторое время спустя. Эта
резолюция гласит: «Принимая во
внимание. что Совет безопасности
29 апреля 1946 года назначил подко-
митет для расследования ситуации в
Испании, и принимая во внимание,
что произведенное этим подкомите-
том расследование полностью Под

твердило факты, — я повторяю эти
слова: полностью подтвердило фак-
ты, — которые привели к осужде-

нию режима Франко конференциями
в Сан-Франциско, в Берлине (Пот-
сламе) Генеральной Ассамблеей во
время первой части первой сессии и
Советом безопасности в его резолю-
при от вышеупомянутого числа, —
Совет безопасности постановляет
держать ситуацию в ‘Испании под
постоянным наблюдением и оставить
этот вопрос в списке дел, нахоля-
шихся на его рассмотрении, с тем,
чтобы в любое время быть готовым
предпринять такие меры, какие ока-
жутся необходимыми ‘для поддержа-
ния мира и безопасности. Любой
член Советз безопасности может в
любое воемя поставить этот вопрос
на рассмотрение совета».

Таким образом, не только конфе-
ренция в Сан-Франциско, конферен-
ция в Берлине (Потсдаме) и лон-
донская сессия Генеральной Ассам-
блеи. но и Совет безопасности, ко-
торый специально рассматривал дан-
ный вопрос, заклеймили фашистский
режим Франко. Советской делегации
представляется, что этот серьезный
факт необходимо принимать во вни-
мание при рассмотрении испанского
вопроса на данной сессии Генераль-
ной Ассамблеи.

Я хочу обратить внимание. деле-
гатов в на то обстоятельство, что
Совет безопасности уже в ходе на-
стоящей сессии Генеральной Ассам-
блеи принял единогласное решение
сЕять испанский вопрос < пПовесткн
дня Совета безопасности, имея вви-
ду что этим вопросом займется Ге-
неральная Ассамблея. Это решение
отчасти было продиктовано тем, что
представители некоторых „государств
в Совет» безопасности. хотя в ари-
	зкавали STO чеобходимо предпри-
нять практические шаги в ОТ\ию-
нри фашистского режима Франко
	однако склонны оыли почему-то $чи-
тать. зто такие шаги необходимо
предпринять Гэнеральной Ассамблее

Я не буду здесь повторять того.
что было сказано советским пред-
ставителем в Совете безопасности о
пезиции  Советского Союза в этом
вопросе Советский Союз. настаивал
на принятии Созетом безопасности
практических мер против режима
Фганко Но. поскольку оказалось
что Совет безопасности оказался He
в состояний принять такое решение
								Заявление Американского совета
борьбы за демократическую Грецию
	НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Пфедста-
витель Американского совета борьбы
за демократическую Грецию заявил
представителям печати, что совет
осуждает предоставление Англией
Греции, как об этом сообщалось, до-
полнительных 10.006 штук тяжелого
автоматического оружия и обеспече-
ние возможности увеличить — грече-
скую армию на 5—12 тысяч человек.
Он назвал это «презрительной на-
смешкой над стремлениями народов
мира к достижению свободы и демо-
кратии».

Обзиняя Англию в том, что она ук-
репляет фашизм в Греции, представи-
тель совета отметил, что марионе-
точное правительство Цалдариса не
в состоянии подавить Яироко распро-
странившуюся оппозицию греческого
	народа, в результате чего в Греции
идет сейчас гражданская война.
Представитель совета энергично
осуждал поездку Цалдариса в Сое-
диненные Штаты, как «отчаянную по-
пытку подстрекательства к междуна:
родному конфликту, чтобы тем са-
мым отвлечь внимание от неспособно-
сти его, Цаллариса, правительства
восстановить нормальный порядок в
охваченной войной Греции и скрыться
от суда мирового общественного мне-
ния за фашистские эксцессы грече-
ской полиция». Представитель созета
	призывал Об’единенные нации откло-
нить попытки Цалдариса. направлез-
ные к поджиганию войны, и настаи-
вать на принятии мер к созданию сво-
  бодной, незазисимой Грепии.
		Строительство англичанами «временных»
военных лагерей в Египте
	Положение в Египте
	КАИР, 7. (ТАСС). Газета ecAnp-
Мусаввар», касаясь строительства
англичанами военных лагерей в
	Фаииде пишет:

«Лица, имеющие связи с англий-
скими кругами, как, например, тор-
говцы, предприниматели, поставщики
и покупатели имущества, оставляемо-
го английскими властями в Египте,
сообщают удивительные новости о но-
вых английских лагерях, которые
создаются в Файиле между Исмаили-
ей и Суэцом. Они уверяют, что такое
строительство не может предприни-
маться только для временного поль-
зования, т. е. до сентября 1949 гола.
С помошью министерства снабжения
	КАИР, 7. (ТАСС). По сообщению
печати. 4 декабря в Александрии в
центре города была брошена бомба
на бензиновую станцию — «Шелл».
Взрывом легко ранен один египетский
			английские военные власти завлале-
ли землей населения. Затем они при-
обрели такое количество железа, ле-
са и цемента, что эти предметы ис-
Чезли сейчас с рынка. Они заключи-
ли контракты с большим числом са-
довников на посадку не цветов, а де-
ревьев. Сообщают, что в новой «зоне
оккупации» построены дома, виллы.
бани, кинотеатры, площадки` для голь-
фа и уличьк Эти сообщения многих
заставляют задумываться: неужели
эти города строятся для временного
пользования? Или же они прелназ-
Начаются для продажи египетским
	властям по чрезвычайно высоким це-
Haw». >
	солдат. Произведены аресты некото-
рых лиц.

В этот же день вечером несколько
лиц пытались поджечь в Каире ре-

сторан в момент нахождения в нем
английских соллат.
	РЕЛАКИПИИ

И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Потапорский переулок,

{Чистыь

е