В комитетах Генеральной

Обсуждение советского предложения чания опеки, если бы уже сейчас оказалюь   диться. что он не мог отразить настроение

возможным определить, в какой момент эти   комитета в целом. Не следует забывать,
территории станут настолько зрелыми ор-   что в числе 17 членов подкомитета на-

о всеоб С
щем сокращении воозужении танизмами, чтобы им можно было предо-   ходились представители пяти  стран-
	тавить самоуправление или незавиюи-
	мость. Но но меньшей мере возможны и
необходимы периодические пересмотры 6о-
глашений 06 опеке».
	Далее Новиков представил комитету п-
	правку. которую советская челегация ©счи-
тает чрезвычайно важной. Эта поправка
OTHOCHTCA к статьям соглашений, предус-
матривающим право управляющей власти
строить на подопечных территориях воен-
ные. военно-морские и авиапионные базы,
возводить укрепления и солержать там свои
вооруженные силы. В представленных про-
ектах это право ничем не ограничено. По-
лучаетея. что страны-опекуйы могут ис-
пользовать подопечные территории для
венных целей исключительно по своему
усмотрению, распоряжаясь ими, как ‹0б-
ственными.
	Советский делегат напомнил. что систе-
	ма мандатов бывшей Лиги наций неитра-
лизовала подмандатные территории и за-
	прещала их использование для военных
целей. Теперь устав ЮНО предусматри-
вает, что управляющая власть должна по-
заботиться о том, чтобы подопечная терри-
тория играла свою роль в укреплении
международного мира и безопасности. В
связи с этим управляющей власти может
быть предоставлено право  соответетвую-
щим образом использовать подопечную
территорию. Однако. подчеркнул советский
делегат. возможность использования Под-
	опечных территорий для поддержания меж-
	дународного мира и безопасности, преду-
смотренная уставом. весьма ограничена.
Речь может итти только об использовании
добровольных вооруженных сил, средств
обслуживания и помоши подопечной Teppo-
тории. Новиков подчеркнул далее, что все
эти три пути использования подопечной
территорий для поддержания международ-
ного мира и безопасности могут быть от-
несены только к тем случаям. когла уп-
равляюшая власть принимает на себя обя-
зательства по отношению к Совету §e3-
опаености. «Такое положение вещей впол-
He остественно. — сказал он. — так как
подопечная территория находится Под
межлунаролной юрисдикцией и не входит
в состав собственных территорий страны-
опекуна».

Советский делегат выступил против по-
пыток произвольного толкования статьи
84-й устава в том смысле. что она якобы
позволяет строить на подопечных террито-
риях военные базы. солержать там воен-
ные силы ит. п. 0 созданни военных баз
я солержании военных сил на этих тер-
риториях речь может итти только в том
злучае. если эти территории будут pac-
сматриваться как стратегические районы
Но тогда утверждение любого соглашения
касающегося таких стратегических райо-
нов. должно входить в компетенцию Сове-
та безопасности. как это и предусматри-
вается статьями 82-й и 83-й устава
_«Рели бы нап! комитет. ‘а затем Ассамблея
	согласились бы © тем. чтобы страны-оне-
	куны имели право создавать военные базы
на полопечных территориях и укреплять
	эти территории без санкпии Совета 063-.
	опасности, — сказал Новиков. — TO это
означало бы. что мы предоставляем им
право использовать эти территории в воен-
ных пелях без какого бы то ни было ков-
тгроля со стороны 0б`единенных напий. Мы
оказались бы не зашитниками интересов
народов подопечных территорий. а защит
никами узких национальных интересов
стран-опекунов. которые OHH не хотят
согласовать е интересами междулародного
мира и безопасности. Таким образом. мы
создали. бы для этих территорий статут,
который был бы хуже старой системы
мандатов. которая не разрешала использо-
вать их для военных целей стран-манхата-
риев».

Советская делегапия предлагает ука-
зать в соглашениях. что учреждение воен-
ных баз и содержание вооруженных CHA
стран-опекунов на подопечных террито-
риях будет осуществлятьея лишь на осно-
ве обязательств управляющей власти пе-
ред Советом безопасности. взятых в COCT-
ветствии со статьей 84-й устава и опре-
деленных специальным соглашением 4
стратегическом районе. поллежащим  сог-
ласно 83-й статьи устава утверждению
Советом безопасности.

Указав. что только в одном случае.
пменно в соглашении по Запалному Самоа,
представителем Новой Зеландии была при-
нята советская поправка. предлагающая
вычеркнуть из текста проекта выражение
«как составной частью Новой Зеланлии»,
Новиков сказал. что это вовсе не означает,
что предложения советской лелегапии не
заслуживают внимания. Мы не можем в
своих выводах основываться лишь на ре-
зультатах работы подкомитета. Лостаточно
вепомнить лишь 0 его составе, чтобы убе-
	диться. что он не мог отразить настроение
комитета в целом. Не следует забывать,
чт в числе 17 членов подкомитета на-
SOTHINCh представители пяти  стран-
мандатариев. представивших проекты ©о-
глашений по восьми похопечным террито-
риям. К ним примыкал представитель
Южно-Африканского Союза. не предета-
вившего пока проекта соглашения 06 опе-
ке пад Юго-Западной Африкой. которой. ов
управлял по мандату Лиги наций. Таких
	быть поставлено дело всеобщего сокра-
щения вооружений. В самом деле. в. по-
правке канадекой делегации прямо гово-
DUTCH, что заключение таких соглашений
должно явиться червым шагом к регули-
рованию и всеобщему сокращению воору-
жений, но ведь второй шаг нельзя сде-
лать без первого. Та же завясимость под-
черкивается и в британском  предложе-
НИИ».

Вышинский указал, что статья 43 уе-
тава не имеет отношения к проблеме все-
общего сокращения вооружений, тем do-
лее, что сокращение вооружений еще не
есть разоружение; оно представляет собой
лишь одив из первых шагов к разоруже-
нию. Статья 43 формулировалаеь тогла.
Rolla предложение о всеобщем сокращении
вооружений еще не было внесено. Она
возлагает на 00 единенные нации конкрет-
ное обязательство — принять меры К
обеспечению коллективной безопасности,
создать международные военные силы на
случай возникновения агрессии. если ее
не удастся предотвратить мирными сред-
ствами. Таким образом. прямой связи ме-
жду статьей 43 и обсуждаемй задачей
всеобщего сокращения вооружений нет.

«Я лопускаю только одну связь. —
‚прололжал Вышинский. — Это та связь,
которую усматривают Французская и еги-
петекая делегации. Во втором пункте 43
статьи речь идет о том, что соглашения
v предоставлении вооруженных сил 05’-
единенных напий в распоряжение Совета
безопасности должны определять числен-
ность и род войск, степень их готовности
и их общее расположение. Это влечет за
собой постановку вопроса о васположении
всех вооруженных ©ил государств. В свя-
зи с этим может возникнуть и вопро о
том. гле расположены войска и где они ве
лолжны быть расположены. Франпузская
н египетская делегации, ссылаясь на 43
статью. предлагают провести постепенное
H уравноветенное сокращение войск, на-
ходящихея на чужих территориях. и <о-
кращение союзных вооруженных сил. Эти
меры преследуют конкретные цели —
уменьшение войск в обеспечение <покой-
ного положения. которое даст возможность
успешно выполнить дальнейшие задачи.
Только в таком плане возможно упомина-
ние 43-й статьи в данной резолюции, В
ином плане никакой связи между ними

усмотреть нельзя».

® Коснувшиеь свылки Шоукросса на 79.
что Молотов якобы в своей речи 8 декаб-
ря солидаризировалея с его точкой зрения.
Выптинский пропитировал соответствую-
щие места из речи Молотова. доказав не-
осповательность заявления Шоукросса.

В ходе длительной лискуссия. завязав-
шейся в полкомитете, представители Ар-
гентины. Бразилии, Канады всячески пы-
Tasch отвести французскую и египет-
скую поправки. В то же время они на-
стаивали на том. чтобы в резолюции бы-
ла оговорена зависимость проведения все-
общего сокращения вооружений от выи?л-
нения 43-й статьи устава. Представите-
ли Франции. Египта. Сирии. Индии под-
лерживали французскую и египетскую по-
правки. В конце концов делегат Индин
предложил новый вариант потравки. 0б’-
единяющий ‘предложения французской и
египетской лелегапий. Эта поправка была
поставлена на голосование и была приня-
Ta © оговоркой, что окончательная ее ре-
лакция будет лана оедакцнонной комис-
cred.

комитете они, однако, были отклонены под
давлением представителей стран-мандата-
риев, выеступавиих единым блоком и под-
держивавииихея делегацией США.
	Выступая на заседании комитета в за-
щиту советских поправок, советский де-
легат Н. Новиков подвел итоги трехнедель-
ной дискуссии по представленным проек-
там соглашений.
	Говилзова
	Обсуждение соглашений об опеке
	CCAR OG
	15 проц. суммы, составляющей ее годич-
ный бюджет.

Оживленная дискуссия разгорелась ча
последнем заседании комитета вокруг вне-
сенной  югославским делегатом Матесом
резолюции. в которой требовалось распу-
стить военные Формирования. нашедшие
убежище в английской и американской
оккупационных зонах и приравненные тау
к беженцам, а также привлечь прелета-
вителей страв. из которых  проислэдят
		щуюся в лагере этой дивизии, где опуя
бликован отчет о митинге. на котором пред-
ставитель украинских напионалистов. про-
живающих в Канаде. призывал дивизию
«сберегать силы». поскольку. по его мне-
нию. новая война недалека. Украинский
делегат попросил занести ето заявление в
стенограмму, заявив. что ему хотелось бы,
чтебы об этих фактах знал не только пол-
ковник Безуик. но и его избиратели.

Предложение югославской лелегании бы-
ло поддержано представителями СССР,
Франиии. Белоруссии. Польши a Чили.
Делегаты США и Великобритании пэило-
жили все усилия к тому. чтобы если ве
отклонить. то хотя бы смягчить югослав-
скую резолюцию. В результате было пря-
нято решение. в котором констатируется
слабость работы по выявлению военных
преступников в лагерях пля бежениев в
предлагается систематически вести эту
работу.

Комитет рассмотрел также рял пругих
вопросов. в том числе вопрое о создании
международного Фонда помощи детям
стран, пострадавших от агрессии. Этот
фонд будет создан за счет средств. оста-
‘ющихея после ликвидации ЮНРРА. а так-
‘же за счет добровольных взносов разлиз-
ных обществ и организаций, а также ря-
да государств.  Представительница СИА
Рузвельт заявила. что она булет хола-
тайствовать 0б отпуске средств лля с03-
1зния этого фонда перед конгрессом Сое-
линенных Штатов.
	НЬЮ-ИОРК, 10 декабря. (Спецкорр.
ТАСС). Подкомитет. созданный политиче-
ским комитетом лля выработки резолюции
по советскому предлложенню о всеобщем
сокращении вооружений. — вчера полжен
был рассмотреть заключительный пункт
принятого за основу американского проек-
та. Этот пункт содержит общий призыв к
правительствам всех стран оказать вее-
мерное содействие Совету безопаеноеги и
комиссии по атомной энергии в пелях ye-
	таповления междунаролного мира и квол-
лективной безопасности с наименьшим
отвлечением людских сил й экономичяо-
	ChHX PEC YPCUB для дела вооружения.

Можно было лумать, что рассмотрение
такого пункта не займет много воемени.
Однако подкомитет и на этот раз был во-
влечен в плительную дискуссию. так как
британская делегация внесла очередную
поправку. которая коренным образом ме-
няла смысл всей резолюции. ставя прове-
дение всеобщего сокращения восружений
в прямую зависимость от выполнения
статьи 43-й устава оргализации 0б’еди-
ненных наций. (В этой статье речь идет
о предоставлении 0б`елиненными нациями
в распоряжение Совета безопасности во-
оруженных CHA, необходимых для  под-
ежания международного мира и безопа-
сности). Обосновывая эту поправку, бри-
танский лелегат Шоукроее вернулея к
своему излюбленному аргументу: «0 все-
общем сокращении вооружений не может
быть и речи, пока не будут созданы пол-
ходящие условия». При этом  Шоукроес
допустил явную передержку, заявив. буд-
то бы Молотов в своей вчерашней речи
на пленуме Генеральной Ассамблеи согла-
силея с тем. что проведение всеобщего
сокращения вооружений зависит от вы-
полнения 43-й статьи устава.

К Шоукроссу  присоелинилея  делетат
Канады, представивший поправку, кото-
рая в более откровенной форме требовала
установить очередность — сначала вы-
полнение 43-й статьи устава, потом —
сокращение вооружений.

Иной характер носили поправки,  пред-
ставленные делегатами Франции и Егип-
та. Они признавали никем не оспаривае-
мую связь вопросов сокращения вооруже-
ний и коллективной безопаености. но де-
Лали из это выводы, обратные тем, к
которым пытались привести подкомитет
представители Великобритании и Канады.
Они предлагали, исходя из сеылюи на 43-ю
статью, ускорить вывод войск 0б’единен-
ных наций, находящихся на чужих тер-
питориях, и быстрее провести демобили-
запию союзных вооруженных <ил. В пред-
лажении египетской делегации 06060 под-
черкивалаь необходимость вывести без
промедления вооруженные силы, нахоля-
циеся на невразжеских территориях «без
свободно выраженного согласня на это со
стороны последних».

Делегаты США и Австралии высказа-
лись в принципе против каких бы то ни
было изменений и добавлений к заключи-
тельному пункту американекой резолюции.

Представитель СССР Выпшинский  на-
помнил, что советская делегация уже за-
явила о том. что включать в расематри-
васлую сейчас резолюцию одну ссылку
2 43-ю статью устава нецелесообразно.
«Еели принять такую формулировку, ка-
hy дает канадская делегация, то полу-
Читея. что заключение соглашений, пре-
тусмотренных статьей 43, является ус-
ловием, в зависимость от которого должно
	Комитет по опеке на своих последних за-
саниях рассматривал доклад своего пер-
вого подкомитета о проектах 8 соглашений
06 опеке над несамоуправляющемиея тер-
риториями, представленных правительства-
у  Великобритании, Франции, Бельгии,
Австралии и Новой Зеландии.

Как уже сообщалось, советская делега-
ция внесла ряд существенных принцини-
альных поправок к этим проектам. В под-
		образом. мы имели в подкомитете  вом-   беженцы и перемещевные лица, к работе
Tak THB блок шести стран-мандатари-   но выявлению военных преступников, ук-
ев. солиларных в своих интересах. Пред- рывающихся под маской беженцев. Деле-
	гаты США и Великобритании категориче-
ски возражали против этих предложений.
Представитель Великобритании пПолковннЕ
Безуик. являющийся членом парламевта.
лейбористом. заявил. будто бы в англяй-
ской зоне нет никаких военных формиро-
ваний. укрывающихся под видом бежен-
цев. и что в лагерях Ada беженцев нет
ни одного военного преступника. Делегат
Украины Медвель в ответ на это сообщил
адреса, где находятся дивизии СС «Гали-
чгна» (Римини, Италия) и вновь ©фор-
мированная английским  командоваччем
тивизия из петлюровцев и коллаборащио-
нистов  (Чезенатико, Северная Италия.
лагерь 5-с). Он напомнил полковнику Бе-
зуику. что командиром дивизии (СС` «Гз-
личина» является полковник Долинский, а
шефом ее — британский генерал Крет. В
‘подтверждение своих елов украинский ле-
‘легат продемонстрировал газету,  излаю-
	ставленные ими проекты имели аналогяч-
ные недостатки, и они неизменна поддер-
живали друг друга. выступая единым
фронтом против всех тех поправок. KOTO
рые имели целью придать условиям опеки
такой характер. при котором система опе-
ки являлась бы подлинно международным
институтом. а не служила бы лишь при-
крытием для распоряжения подопечными
территориями по собственному усмотрению
стран-опекунов. © этими странами  тес-
но кооперировались представители некото-
рых других стран. связанных © ними We-
которыми общими интересами или госу-
ларственными связями. Невольно возника-
ла мысль, что межлу всеми этими страна-
ми существует некоторая договоренность 0
взаимной поддержке в вопросах опеки <
пелью обойти принципы устава в ущерб
интересам народов подопечных территорий.
Не удивительно, что в этих условиях с9-
ветские поправки были отвергнуты.

Советский делегат выразил  уверен-
вость, что в комитете, где блок стран-
мандатариев имеет значительно меньший
удельный вес. такое положение не 6у-
дет иметь места и что комитет не одоб-
рит таких мер, которые противоречат ин.
тересам народов подопечных территорий в
могли бы послужить интересам лишь не-
скольких стран, создающих условия для
округления своих колониальных. влалений
за счет подопечных территорий. Напом-
Hp 0 ТОМ. Что в подкомнтете советская
делегация была вынуждена голосовать
против представленных проектов соглале-
ний. Новиков указал. что если # lit
правки. отвечающие зринцинам и Le-
лям устава. будут приняты, то советская
делегация в этом случае еможет оддьять
проекты соглашений, которые будут та-
ким образом значительно улучшены и
приведены в соответствие с уставом. В
заключение советский делегат сказал:

Мы пе раз слышали заявления шред-
ставителей  стран-мандатариев, что если
их проекты не будут одобрены в TOM
виде. как они представлены. или с вклю-
чением тех поправок, которые они ечя
тают приемлемыми. то они не отдадут
зывшие подмандатные территории в CH-
стему опеки. Такие заявления звучат.
как прямая угроза. как вызов тем роше-
ниям. которые могут. быть приняты Te-
неральной Ассамблеей. Такое отношение
в уставу и к решениям Генеральной Ac-
самблеи может разрушить  междунаоод
ную систему опеки, но тогда все будут
знать. на KOM лежит ответственность за
  ее ‘провал.

Как и следовало ожидать. пфедстави-
  тели стран-мандатариев и в комитете ири-
лагали все усилия, чтобы ‚сорвать‘ пряня-
тие советских поправок. Олнако им че
удалось добеться тех же результатов ка-
ких они добилиеь в подкомитете.  Боль-
  шинством голосов комитет принял две
существенных советских попразки. Первая
из них предусматривает устранение из про-
ектов соглашений указания на то, что под-
опечные ‘территории должны расематри-
ваться. как «неот`‘емлемая часть» государ-
стБа, опекающего их. Вторая поправка со-
держит указание на то, что эти соглашения
должны предусматривать сроки их пере-
смотра. Комитет решил, что данные со-
глашения должны быть пересмотрены че-
рез 10 лет.

собенно настойчиво представители
стран-мандатариев возражали против ео-
ветекого предложения относительно 693-
дания военных’ баз и содержания вооэу-
женных сил на подопечных территориях.
& также против советской поправки 00
устранении из проектов соглашений ста-
тьи. дающей  странам-опекунам права
включать опекаемые территории .в тамо-
женные, фискальные и административные
союзы и федерации © собственными их
территориями. (ба эти предложения бы-

заседания Совета министров
	иностранных дел
Следующая сессия Совета министров созывается
		10 марта

щей сесеии Совета министров иностранных
дел заместители могли бы расемотреть
претензии отдельных государетв по вошю-
сам изменения границ © Германией. Я не
сйрою, что у меня есть серьезные опасения
насчет такого предложения. Как только за-
местители приступят к расемотрению тер-
риторнальных претензий к Германии, во-
круг границ с Германией может подняться
ажиотаж: та или другая страна захочет
что-то взять у Германии. Не получалось
бы того, чего мы весе не хотим: аппетиты
будут возбуждены, а в Германии создаст-
«я почва для болынчего беспокойства.

Как американский проект повестки дня,
так и французский проект. продолжал
Молотов, начинаются с вопроса о будущих
границах Германии. Правильно ли это —
сосредоточить внимание еразу на вопросе
© германских границах и привлечь в нему
особый интерес? Мы должны считаться ©
тем, что такой вопрос, как вопрос о гра-
нипах Германии, требует очень глубокого
изучения и большой осторожности при
рассмотрении всего, что с ним связано. Та-
кой вопрое трудно обсуждать без paccuuT-
рения мирного договора в целом. Было бы
правильнее не выделять этот вопрос, а об-
суждать его одновременно с расемотрением
проекта мирного - договора, заключил
Молотов.

Уточняя позицию британской делегации
в германском вопросе, Бевин напомнил.
что он высказалея недавно в британском
парламенте за создание фелеративной Гер-
мании.

Министры поручили своим заместителям
наметить повестку дня будущей сессии Со-
вета и прелетавить свой предложения.
	значает директорх свободного порта из
числа этих кандидатов. В случае разногла-
chi относительно кандилатуры директора
свободного порта между правительственным
советом и губернатором вопрос передаетея
Ha разрешение Совета безопасности.

Решеню также создать межлународную
комиссию свободного порта Триест в с9-
ставе представителей четырех великих
держав, Югославии, Италии, Австрии, Венг-
рип. Чехословакии. Польши и Швейпарии.

Министры не достигли согласованного
решения 0б окончательной редакции пунк-
Ta постоянного статута Свободной Терри-
тории, касающегося приземления коммер-
ческих самолетов в пределах Свободной
Территории.
	кризис во Франции
	в Москве

НЬЮ-ЙОРК, 10 декабря. (Coeuxopp.
ТАСС). На вчерашнем заседании Совета ми-
нистров иностранных дел председательст-
вовал Молотов. Or советской делегации
присутствовал также Гусев.

В начале заседания Молотов напомнил о
предложении, внесенном советской делега-
цией, относительно созыва следующей сес-
сии Совета министров иностранных дел в
Москве.

Бирне, Бевин, Кув де Мюрвилль заяви-
ли, что они принимают предложение совет-
ской делегации. Было принято решение —
созвать следующую сессию Совета ииниет-
ров иностранных дел 10 марта в Москве.

Затем министры незешли к обсуждению
повестки дня следующей сессии Совета ми-
нистров, вачатому на предыдущем засела-
НИИ. :

Кув де Мюрвилль заявил, что на следу-
ющей сессии Совета министров HHOCTDAH-
ных дел необходимо разрешить воирое о
Саарской области, хотя. по мнению фрэв-

_пузекой делегации, это не следует ставить
‘отдельным пунктом повестки дня.

Бирне вернулея к своему предложению
9 немелленном назначении специальных за-
местителей по подготовке мирного логовора
< Германией. Он предложил также назна-

‚чизь заместителей” по подготовке мирного

договора с Австрией. Бевип тоддержалэти

ирбдложения. :

Молотов ответил, что советская делега-
ция изучит предложение о назначении за-
местителей и выскажет на одном из следу-
ющих заседаний свое мнение по этому во-
просу.

Я хотел бы добавить следующее, сказал
Молотов. Говорят о том, что еще до буду-
	НЬЮ-ЙОРК, 11 декабуя.  (Спецкорр.
ТАСС). На вчерашнем заседании Совета, ми-
нистров иностранных дел от советекой де-
легации присутетвовали Молотов и Гусев.

Министры заслушали доклад евоих за-
местителей о рассмотрении проекта стату-
т& Свободной Территорин Триест и поло-
жения о свободном порте Триест, подготов-
ленных комиссией по Трнесту.

Министры приняли решение © порядке
назначения директора свободного . порта
Триест. Соглаено этому решению прави-
тельственный совет Свободной Территории

Триест представляет губернатору список
квалифицированных кандидатов на пост
директора своболного порта. Губернатор на-
	Правительственный
			должны находиться пол международной
юрисдикцией, именно под юрисдикцией (6°-
елиненных наций, осуществляющих между-
народную систему опеки. «Советекие по-
правки имели в виду исключить из проек-
гов соглашений положения, которые преду-
сматривали мероприятия, подготавливаю-
щие почву для возможного включения под-
опечных территорий в ©остав собственных
территорий стран-опекунов, — сказал <о-
ветский делегат.—В то же время они были
рассчитаны на то, чтобы исключить воз-
можность того, чтобы страны-опекуны рас-
поряжалиеь  подопечнымя территориями.
как своими собетвенными».

В этой связи Новиков напомнил о пред-
ложенни советской делегании Исключить
из семи проектов соглашений положения
v том. что управляющая власть имеет
право управлять подопечной территорией,
как нераздельной частью своей собствен-
ной территории. С этим положением тесно
срЯзана и другая статья, содержащаяся
почти во всех представленных проектах, —
статья о праве управляющей власти созда-
вать таможенные, фискальные и админи-
стративные союзы и федерации подопечных
торриторий с собственными территориями
страны-опекуна. Советская делегация пред-
лагала поключить эту статью как противо-
речашую принципам устава.

С двумя предыдущими советокими п9-
правками связана ло некоторой степени и
третья поправка — о сроке пересмотра
соглашений по опеке. Ни в одном из пред-
ставленных проектов нет указаний на то,
как лолго должна будет продолжаться опе-
ка. пелью которой является предоставление
полопечным территориям самоуправления и
независимости. В них нет лаже ссылки на
то. в какие сроки должны пересматривать-
ся эти соглалнения в соответствии © тем
прогрессом. который подотечная террито-
рия может и ходжна сделать в направле-
HOO Е полям. поставленным уставом. «Мы
не можем допустить. . чтобы соглаления
оставались неизменными. — сказал Нови-
ков. — так как это означало бы. что уп-
равляющая власть сможет неопределенно
долгое время осуществлять опеку. не 3аб0-
тясь о развитии подопечных территерий.
Было бы пуавильно установить сроки окон-
	В начале своей речи советский делегат
напомнил, что делегация СОСР еще в ходе
щей дискуссии в комитете охарактери-
овала представленные проекты соглалцений
% опеке как неудовлетворительные,  п9-
скольку они противоречели многим 10.10-
жениям устава 0б’единенных наций. Затем
был создан специальный подкомитет, кото-
рый на протяжении трех недель раеесмат-
ривал эти проекты. Задачей этого подкоми-
тета было постараться улучшить проекты и
привести их в соответствие с принципами
и положениями устава. «Нельзя сказать,
Чтобы подкомитет ниче не сделал В
смысле улучшения содержания шрюектев,—
сказал Новиков. — Так, в австралийский
проект соглашения 00 опеке Hal Новой
Гвинеей, в котором ранее совершенно от-
сутствовало упоминание о правах и св9-
бодах человека, о политическом развитии
населения, о его участии в законодатель-
ных и политических органах, о его образо-
зании и т. д., сейчас включены положения,
которые, хотя и в далеко недостаточной
степени. отражают эти цели, и, следова-
тельно, управляющая власть — Австралия
сейчас связана определенными обязатель-
ствами в этом отношении. Можно было бы
сослаться и на некоторые другие, впрочем
весьма немногочисленные примеры этого
рода. Однако, к сожалению, следует при
знать, что в целом положительные итоги
обсуждения в подкомитете очень ограни-
чены»,

Советский делегат указал, что пред-
ставленные проекты соглаптений остались
почти без изменений, в первую очередь,
потому, Что состав подкомитета был чрез-
внычайно спенифичным и что в нем велед-
ствие этого преобладали определенные тен-
денции. которые препятствовали более зна-
чительному улучшению проектов соглалие-
ний. Он подчеркнул. что эти проекты п0-
прежнему являются неудовлетворительны-
MH.

Касаясь поправок. которые были пред-
ложены советской делегацией в Полкомите-
те и теперь предлагаются вниманию коми-
тета. Новиков указал, что советская деле-
тапия исходила из того основного принпи

и
	ОО РАЕЩИРТАРАЕ ON

TCH
с территории не являю
па, чт подопечные т _ DPCP ES ртабти a
	en А И о

«обствонностью управляющей власти,
	ли отклонены. Советское предложение.
касающееся военных баз, поддерживали
делегаты Украины. Белоруссии, Польши,
Югославии Чехословакии, Индии,  Вгип-

Коммюнике французской пар

ПАРИЖ, И. (ТАСС). Как сообщает
агентство Франс Пресс, парламентская

а реле ANTWVATUwWNARATNA PpTenvin-
	группа коммунистов опубликовала следую-
щее коммюнике:

«Коммунистическая группа с сожалением
констатирует, что через месяц после вы-
боров новое правительство не сформирова-
но. Коммунистическая группа не несет ни-
какой ответственности за задержку, кото-
рая не может не удивлять и не волновать
страну. В соответствии с данными всеоб-
щего голосования коммунистическая груп-
па выставила кандидатуру Мориса Торе-
за, но столкнулась с отказом МРИ и
других групп. Генеральный секретарь ком-
мунистической партии не имел возмож-
ности сформировать правительство демо-
кратического, светского и социального со-
юза, как этого хотела страна. Коммунис-
ты вновь высказываются против продле-
ния в какой бы то ни было форме полно-
мочий ушедшего в отставку правительст-
ва. Коммунистическая группа попрежнему
	Перел выборами
	в Польше

ВАРШАВА, 12. (ТАСС). Как сообщает
газета «Роботник». 10 декабоя, в соответ-
	ствии с положением о выборах в сейм,
закончилось выставление кандидатур по
государственному избирательному списку.
Согласно неофициальным данным, говорит-
	ra, Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской
Аравии. Чили. Гватемалы. От участия в
голосовании воздержались делегаты  Ки-
тая, Мексики, Колумбии, Эфиопии, Вене-
пуэлы. Доминиканской республики.

Одновременно комитет отклонил ряд по-
правок индийской делегалии.
	Коммюнике французской парламентской группы коммунистов
	остается в оппозиции к правительству Tak
называемого национального единения, ко-
торое могло бы привести лишь к несогла-
сованности и бессилию в то время, когда
нужно немедленно и ясно разрешить серь-
езные проблемы, поставленные перед стра-
ной: защита франка, финансовое оздоров-
ление, стабилизация цен, развитие произ-
водства, укрепление Французского союза,
устройство мира и, в частности, пробле-
мы безопасности и репараций.
	Коммунистическая группа разоблачает
попытки скрыть под видом национального
единодушия глубокое противоречие между
республиканцами и реакционерами и по-
мешать созданию правительства, ориенти-
рующегося налево.
	Группа об’являет о своей решимости
продолжать свои усилия с тем, чтобы в
короткий срок дать Франции правительст-
во, опирающееся на единство рабочих и
демократических сил».
	Огромный успех Фильма
	«Влятва» в Болгарии

СОФИЯ, 12. (ТАСС). В столичном теат-
ре «Благоев» с огромным успехом демоч-
стрируется советский фильм «Клятва». За
первые три недели фильм  просмотрело
свыше 65“тысяч зрителей. Газеты публи-
куют многочисленные статьи о фильме И
отзывы зрителей, дающих высокую оцен-
ку выдающемуся произведению советской
кинематографии.
	ГИБЕЛЬ ФРАНЦУЗСНТИ
подволной rer HH

ПАРИЖ, 12. (ТАСС). Агентство Франс
Пресс сообщает о гибели французской
подводной лодки «2326».

Эта бывшая неменкая подводная лодка
была принята французским экипажем В
Шербуре и 12 октября прибыла в Тулон
для учебных занятий. 5 декабря полвод-
ная лодка вышла в море для испытаний
на погружение. Она погрузилась на глу-
бину в 700—800 метров, но обратно не
поднялась. Предпринятые розыски не лали
никаких результатов. Не было принято
также никаких сигналов о бедствии.
	В комитете по социальным, гуманитарным
и культурным вопросам
	рях для беженцев. Шоскольку почти все
поправки, предлагавшиеся странами. из
которых происходят беженцы и переме-
щенные лица, были отклонены, проект
устава сохранил все свои пороки. ilpu
ознакомлении е ним складывается  в1пе-
чатление, что новая международная орга-
низация создается отнюдь не для помещу
беженцам и перемещенным лицам в воз-
вращении на родину, а для помощи тем,
вто. страшась ответственности 33 0896
сотрудничество в гитлеровцами, не хочет
возвращаться в свою страну.

Поэтому делегации СССР, Украины, Бе-
лоруссии. Польши и Югославии голосо-
вали против проекта устава в пелом. Ие-
легапии Инлии. Чили. Швеции и rears
	Заканчивает свою гфаботу и комитет
№ 3 — по социальным, гуманитарных и
культурным вопросам. Ему остается УТ-
вердить доклад 0б итогах рассмотрения
вопроса относительно создания междуна-
родной организации помощи  беженпам.
Этот вопрос был пентральным в работе ко-
митета. дн обсуждался на 35 заседаниях.

Только сегодня ночью состоялось окон-
чательное голосование по проекту устава
этой. организации.

Как уже не раз сообщалось в печати.
проект устава международной организаиия
помощи беженцам страдает существеняы-
уи недостатками. Пелегапии стран. из ко-
торых происходят беженцы и перемещен:
ные лица. нахолящиеся сейчас в лагерях.
считают этот проект неприемлемым. Шра
выработке устава были большинством гэ-
лосов отклонены существенные поправез
вылвигавшиеся этими делегациями. ПШред-
ставители США и Великобритании доби-
лись в частности отклонения  советсАПх
поправок. которые предусматривали в КА-
честве основной задачи международной я2-
ганизации помощь беженцам и  переме-
шенным лицам’ в скорейшем возвращевий
на родину, подчеркивали временный ха-
рактер этой оргзнизапии. указывали. что
помощь международной  организапии не
толжна оказываться тем. кто не желает
вернуться в свою страну. требовали пре
крашения вражеской пропаганды в лаге-
	легации индии, чили, аабеоции и ви:
воздержались от участия в голосоваяий.
Представители СООР. Украины. Besopye-
con, Польши и Югославии сделали заяв-
ления 0 мотивах своего голосования 070:
THE проекта устава.

представлено 4 списка
блока демократических
партий, от партии Миколайчика-—ПСЛ
(«Польске  Стронництво  людове»), OT
ПСЛ — «Нове вызволенне» и от «Строн-

ся в сообщении,
кандидатов: от
	ництва праци». Во главе государственного
списка кандидатов, представленного бло-
ком демократических партий, стоят имена
президента Крайовой Рады Народовой Бе-
рута, премьер-министра Осубки-Моравско-
го маршала Роля-Жимерского, вице-
премьера Гомулки, ‘вице-президента Край-
овой Рады Народовой Швальбе, а также
Барановского,. Барциковского, Циранкеви-
ча и Минпа.
	Характерно. что делегаты Австралии,
Китая, Ливана и Южно-Африканского (9-
юза. голосовавшие за проект устава, еде-
лали оговорку. что они голосуют толька
за «дух» устава. но не предполагают не-
сти материальных затрат по созданию та-
кой организации. Не проявляют осабого
желания поддерживать эту организадяю п
уногие другие страны. Между тем. для
‘учреждения ее требуется. чтобы не менее
15 стран подписали устав и внесли