па сессии Генеральной Ассам
	смотрение вопроса о мировом продовольст-
венном положении. а также обсулила ряд
других вопросов.
	НЬЮ-ЙОРК, 11 декабря. (Спецкор.
ТАСС). Генеральная Ассамблея на сегохня-
шием пленарном заседании закончила рас-
	/Гленарное заседание 11 декабря

блеи организации 0б’единенных наций
	Ассамолеи
	О принципах всеобщего регулирования
и сокращения вооружений
	опущены, [аким образом. задачи всеобше-
го сокращения вооружений в корне извра-
щались

Советский телегат Вышинский реши-
тельно выступил против такой «поправка»,
ломающей олну из основных илей согласо-
ванного в редакционной комиссии проекта
резолюния. Тогда канадская 1елегация вы-
двинула новую. так сказать. резервную но-
правку. в которой уноминалаеь необходи-
	‚ость Из ятия атомуно

To оружия из напио-
	нальных вооружений. Бышинский чехло-
вил расширить и Уточнить эту фозмули-
ревк® и прямо сказать. что следует Ae
только из’ять наличное атомное ^ружие. но
и запретить вообше использование агомной
энергии в военных целях. Предложение co-
ветекого делегата было принято. и чопыт-
ка ограничить задачи всеобщего севраще-
ная вооружений потерпела крах.

Далее, австралийская делегация при 95-
суждении раздела резолюции, посвященного
организации органов международной ин-
епекции, внесла поправку, которая уже бы-
ла рассмотрена и отклонена релаклионной
комнесией. Онз предложила налелить орга-
ны инепекции «всеми полномочиями, не-
обходимыми для осуществления междуна-
родных гарантий, для обнаружения и 60-
общения oO регулировании ий сокращении
вооружений».
	Эта туманная и двусмысленная формули-
ровка вызвала возражения ряда телегатов.
Председательствующий Спаак (Бельгия)
сказал. что вовсе незачем принимать та-
кую поправку. поскольку Совет безопае-
вости. который будет формулировать пла-
ны всеобщего сокращения вооружений и
международного контроля. сам определит
полномочня п права органов инепекций.
	Советский лелегат Бъипинский поддер-
жал это возражение. Он добавил. что ав-
стралийская поправка только усложняет и
затемняет вопрос о создании межлунаролно-
го контроля «0 каких  междунаоолных
гарантиях илет речь? — спросил он. —
Такая туманная формулировка способна бу-
тет лишь возбудить новые споры. новые
трения. которых нам надо старатьея избе-
жать. если нет расхождений по принципи-
альным вопросам Во втором пункте проек-
та уже сказано о создании органов контрэ-
ля п инспекции. Нет необхолимости менять
текет согласованный. тщательно пролуман-
ный и явивиийся разумным компромиссом,
й выдвигать другой, который не вносит
принпипиальных изменений. но своими
формулировками угрожает вызвать разно-
гласия. которые могут привести к оттяж-
ке и срыву решения столь важного воп-
рога».

Тогла британский делегат Шоукросе. по-
°пепгивтний на- выручку  аветралийскому
телегату. предложил новую релакпию по-
	НЬЮ-ИОРК. 12 лекабря. — (Спецкорр.
ГАСС) Сегодня исчерпал свою повестку дня
комитет Генеральной Аееамблеи. занимаю-
щийся вопросами опеки.

Пол сильным давлением зелегаций стран,
претеядующих на получение опеки нал ве-
самоуправляющимиея территориями, и де-
легании США комитет одобрил большинет-
вом голосов 8 проектов соглашений 06
ьпеке, несмотря на то, что эти проекты в
ряде случаев находятся в вопиющем про-
тиворечии е принципами устава организа-
пия (00’единенных наний.

Представители Великобритании, Фран-
ции. Бельгии, Австралии и Новой Зелан-
дии перед голосованием выступали © заяв-
лениями, наотрез отказываясь поинять да-
же те поправки к проектам соглашений,
которые были приняты большинетвом гол3-
сов в комитете. Таким образом. они прел“-
явили Комитету своеобразный yAIbTHMG-
тум: пан принимайте проекты соглашевий
в том виде, в каком мы их предетавнаи. или
мы откажемея их признать. При этом Hh
подчеркивали, что, если угодные ам ириек-
ты соглашений не будут утверждены. Ге-
неральная Ассамблея не сможет создать CO-
вет по опеке.

Такая ультимативная постановка BOITpO-
Фа повлияла на позицию многих делегатов.
Представители Мексики, Египта. Ирака,
Сирии, Филиппин и некоторых других
стран указывали на существенные недо-
статки прозктов, критиковали предетави-
телей  стран-мандатариев за то, что они
отказываются считаться с мнением коми-
тета, но в заключение заявляли. что в с3-
давшихся обстоятельствах они будут голо-
совать за те проекты.

Против принятия проектов, находящихся
в прямом противоречии © уставом, выету-
пили представители Советского Союза, Ин-
дии, Белорусеии, Чехословакии, Чили.

Представитель СССР Штейн указал, что
советская делегация © самом начала ра-
боты нынешней еессии Генеральной А<-
самблеи боролаеь за улучшение всех
8 проектов соглашений об опеке. Она на-
стаивала на Том. чтобы эти проекгы были
приведены в соответствие © целями опека.
предусмотренными уставом. Как язвестно.
не все советские предложения дыли при-
HATH комитетом. Но теперь даже те потрав-
ки. которые он принял, отвергаютея upel-
ставителями стран-мандатариев. Они при-
няли лишь самые незначительные ма-
ловажные поправки.

«Я не хочу повторять, кто повинан в ве-
желании пойти навстречу другой эторане,
кто повинен в том, что проекты соглаше-
ний остались в том же виде, в каком ови
были представлены странами-мандагарая-
ми. На этот вопрое ответит не наш коми-
тет, а общественность всего мира», —
сказал советский делегат.

Штейн заявил, что, по мнению советской
делегации, проекты соглашений остаюгоя
неудовлетворительными. Достаточию  укз-
зать на то. что они предоставаяют гозу-
дарствам-опекунам право совершенно бес-
контрольно строить военные базы и укрен-
ления на опекаемых территорчях. Таким
образом, эти территории превращаются в
стратегические районы. которые по уста-
ву подпадают пол юрисдикцию бдвета 0ез-
опасности. Однако страны-мандатарии от-
казываютея признать эту юрледикиим.
Уже одного этого обстоятельства было бы
достаточно, чтобы распенить прчаажениые
проекты. как неприемлемые. Ча 1ело этим
не ограничивается. По настоянию предста-
вителей стран-мандатариев  больмняетва
членов комитета отказалось определить п9-
нятие «непастелетвенно заинтереогаччые
страны»: согласно ‘уставу госуларетва,
представляющие проекты соглашений 06
	сено сегодея, 59 к новому англииекому
предложению. не имеющему ничег зб-
щего с прежним, разрешите отнестись по-
новому...

Выступивший вновь Шоукросе не смог
ответить Вышинскому по существу. Он
ныталея оправлаться тем. что на 3ace-
дании во вторник были «трудности  пе-
ревода». что его «илохо поняли», что
«произошло недоразумение» и т. д. Вы-
шинский показал явную несостоятель-
ность этих оправданий.

«Здесь пытаются представить дело
так. что произошло. видите ли. какое-то
	‹оэдесь пытаются представить дело
недоразумение: олин сказал — другой
не понял, второй сказал — первый не
понял. Однако перел нами документы —
вот первое предложение Шоукросса. вот
советская поправка к нему; вот второе
предложение Шоукросеа. которое он. по
его собственным словам, «поспешно на-
парапал». Вее друг луга прекрасно по-
	няли. Воть предложения — дать сведе-
ния о вооруженных силах. Есть  совет-
ское добавление — дать сведения и 0

вооружении. Ясно? Лено! Согласны ©
этим 0бе стороны? Судя по документам,
согласны. В чем же дело? Дело в том,
что кое для кого представить такие све-
дения невозможно. кое-кто дал вое ©9-
гласие и потом раскаялся в этом и, как
прешник. отказался от того определения,
е которым он еогласилея во вторник. Я
еше раз спрашиваю сейчас Шоукросса:
согласны вы дать одновременно  сведе-
ния o войсках и 09 вооружении? Мы
хотели бы слышать прямой и недву-
смыеленный ответ британской хлелегации
й моего уважаемого соседа. но ^ чрез-
вычайно молчаливого в эти дни. амери-
канекого делегата еенатора Коннэли. ко-
торый. кажется. и сейчае не собирается
выступать. Воннали пугал громадными
армиями, маритирующими ео знаменами
под звуки победоносных фанфар. Он тре-
бовал предетавления сведений 06 этих
армиях. Ну, что же, мы согласны. Но
дайте одновременно сведения о шипя-
щих, свистящих. жужжащих. разрываю-
щихся, разрушающих города атомных
бомбах и других видах вооружения. при-
годных для массового разрушения!
Соглаеились на это во вторник. но Te-
перь, в четверг, вы отказываетесь OT
этого. Это ваше дело. Наша позипия
осталась та же. Мы настаиваем, чтобы
сведения 0 войсках и вооружении пред-
ставлялись одновременно. Вы этого не
хотите, добиваелесь одностороннего  пред-
ставления <ведений © войсках. Эдесь ав-
стралийский делегат тоже говорил 0
«недоразумении». но мы глубоко  убеж-
дены. что если все, что здесь  происхо-
дит, будет вынесено в печать, мировое
общественное мнение прекраено разберет-
ся, где что и как: оно уже начало в этом
разбираться, судя по сегодняшним газе-
там».

Выступивигие после этого Коннэла и
Шоукросе все же уклонились от ответа. @г-
равичивиеь краткими и мало этносянии-
Mita к делу заявлениями. Некоторые ле-
логаты начали вносить предложения. ко-
торые как-то. помогли бы найти выхол из
слеснительного положения, в котором ока-
зались британская и американекая лель-
гации. В частнеети. делегаты Франпий.
Голландии и Инлин пытались связать во-
прое © предоставлении информалий о в0-
оруженных силах < вопросом о вееобщем ре-
гулирования и сокращении вооружений.
Вышинекий раз’яснил. однако, что это <0-
вершенно разные вонросы, й эта попытка
ню увенчалась -услехом. Тогда  предсела-
тельствующий Спаак прелложил прилять
компромиееную резолюцию. в которой со-
держитея призыв к Совету безопасности
«определить как можно скорее, какую ия-
формапию государства — члены Ю\Ю тол-
KOM Представить». Он долго уговаривал
советекого делегата согласиться с такой ре-
золюнией. Олнако Вышинекий справедливо
заметил. что у советекой делегации нет 9с-
нований соглалиатьея на принятие резо-
люции, которая не имеет ничего общего ©
рассматриваемым вопросом и предназначе-
	На лишь для того, чтобы как-ниоуль егла-
дить создавшееся сканлальное положение.

Предложение Сназка было принято. Та-
ким образом, председательствующему удё-
лось формально провести евою резолюцию
и. таким образом, «спасти американскую
атомную бомбу». как писали сегодняшние
газеты. хотя «спасти липо британекой де-
легапии» явно не удалось. несмотря на 1%.
что к этому были приложены вее усилия.
Недаром по окончании заседания аменнг
Коннели горячо благодарил предеедателя и
говорил корреспондентам, обступившим
его: «Он стелал большое дело».
	1 енеральной
	жны стать предметом обсуждения спепиаль-
ной сессии Генеральной Ассамблеи, прежде
чем они будут направлены правительствам
00’единенных наций на ратификацию ATO
предложение было тут же поддержано trpel-
ставителем Великобритании Шоукроссем в
австралийским делегатом. Uperuy ators
предложения выступили делегаты CLEP.
Франпии. Польши. Бельгии. Они указыза-
ли, что принятие такого предложения толь-
ко усложнило бы и затянуло бы практиче-
ское осуществление планов. ОФднако стов-
никам этого предложения удалось провести
его ничтожным большинством — 10 голи-
сов против 9.

Та же каналекая делегатия пыталась
провести весьма двуемыеленную поправку,
имевитую пелью исключить из пункта ре-
золюпии, где говорится 0 ограничении
международного контроля. указание на не-
пбхолимость запрещения атомной энергии в
военных целях. В этом пункте проекта ре-
золюпии говорилюь: «Чтобы обеснечить
принятие мер лля сокрашения вооружений
и вооруженных сил. а также запрещения
использования атомной энергии в военных
целях й пругих главных вилов вооружения.
которые могут быть применены сейчас или
в будущем для массового разрушения, лол-
жна быть установлена в системе Совета
бэзопаснасти, который несет главную от-
ветстаеннссть 33 подлержмание мира и 6без-
спазкости, спетема межлунаролного контрэ-
ля». В формулировке. предложенной канад-
ской делегацией. выделенные слова были
	правки. Он заявил, что следовало OH CHD
мулировать полномочия оргавев инепекиии
В тех же словах, какими были определены
полномочия атомной комиссии в решения
Генеральной Ассамблеи от 24 января это-
го гола. Мотивируя необходимость внесе-
ния такой поправки, Шоукросе повторил
свои излюбленные шаблонные рассуждения
о том. будто бы Советский Союз противится
организапни межлунаролного инспектиро-
вания и будто бы есть опасность примене-
пия права «вето» в международном контро-
42.

Эти рассуждения вызвали справедливую
отповедь вышивекого.

«Г-на Шоукросса преследует призрак ве-
то.— сказал он. -— Он везле. как в кошма-
ре, видит его—ему кажется. что этот пря-
зрак подстерегает его на каждом птагу».

Напемнив известное заявление И. В.
Сталина о необходимости создания сильного
межлунаролного контроля и исчерпываю-
щее раз‘яснение В. М. Молотова о том. что
так называемое право вето не булет иметь
никакого отношения к практической пов-
седневной деятельности органов междуна-
родного контроля после того, как они при-
ступят к работе на основании положений,
разработанных Советом безопасности. Бы-
шинский заметил: «Разве всего этого не-
достаточно. чтобы не возвращаться боль-
ше к сновидениям, фантомам. кошмарам,
которые преследуют Шоукросса и мешают
ему правильно отнестись к предложениям,
которые вносит советская  делегапия по
рассматриваемому нами вопросу? Г-н Шоу-
кроее любит говорить о джентльменеких с4-
глашениях. Рассматриваемый нами проект
резолюции является таким лжентльмен-
ским соглашением. достигнутым в резуль-
тате компромисса. Если Шоукросс булет
настаивать на своих старых предложениях,
то тогда и советская делегапия должна бу-
‘тет вернуться к своим прежним прелло-
жениям, которые она считает правильными,
но на которых она не настаивала. чтобы ло-
стигнуть единолушного решения. Нрелло-
жение Шоукросса тянет нас вспять. Нам
слеловало бы полностью  выпелнить
тжентльменское соглашение,  тостигнутое
между нами в релакпионной комиссии».

[осле этого выступления Шоукроссу не
оставалось ничего иного, как отказаться от
своего претложения. Велел за ним снял
свое предложение и австралийский леле-
гат. Таким образом. и эта попытка услож-
нить и запутать проект решения. претза-
рительно согласованный в редакпионной
комиеени. потерпела крах.

Прюект резолюции. окончательно отре-
лактированный полкомитетом. теперь пере-
дается на утверждение в комитет № 1
— по политическим вопросам и вопросам
безопасности. после чего он булет прет
ставлен пленуму Генеральной Ассамблеи.
	опеке, должны конхультироватьея е такими
странами. Поскольку указанное понятие
jo сих пор не определено. правительства
стран-мандатариев в ряде случаев произ-
вольно решали вопрос о том. е кем кон-
сультироваться. Это значит, что аотанов-
ления статьи 79 устава не были еоблнюде-
НЫ.

Советский делегат напомнил также, что
представители стран-мандатариев «телени-
ли поправки советской и других делегалий,
ваправленные против тех статей проектов
соглашений. которые рассматривают «ne-
каемые герритории. как неот’емлемую часть
государства-опекуна. и создают. таким 99-
разом, благоприятную почву для ачнекени
этих территорий.

«Ввиду всего этого. — сказал Штейн,
— советская делегация не может считать
представленные соглашения отвечающими
полозениям устава и целям межлунарол-
ной Системы опеки. Поэтому советская
делегация будет голосовать против их ут-
верждения».

Против утверждения проектов соглаше-
ний. противоречащих уставу. выетупил
также делегат Индии Менов. Отметив. что
никто из выступавших ораторов. кроме
самих представителей сетран-мандата-
риев. не выражал удовлетворения проек-
тами соглашений, он подчеркнул. что. от-
казавшиеь пойти на уступки. эти предста-
вители тем самым поставили пол удар
планы быстрейшего созлания совета 10
опеке. Индийский делегат также указал,
что бесконтрольное создание военных баз
на подопечных территориях является на-
рушением устава. «Народы этих террито-
рий. — сказал он, — не хотят, чтобы их
земли превращались в военные Форпосты
колониальных империй и в плапдармы для
будущих войн». Полчеркнув, что важней-
шие поправки. вносивигиеся рядом лелега-
ций, в том числе и индийской, отклоне-
ны. представитель Индии заявил. что он
будет голосовать против представленных
проектов соглантений.

Общественность Инлии не. поняла бы
нашего поведения. если бы мы поступи-
JH иначе. сказал в заключение Менон.
	Делегат Чили заявил. что для престижа
организации 0б’единенных напий будет
лучше, если проекты соглашений в там
виде, в каком их предлагают  страны-
мандатарнии, не булут одобрены.

В защиту предетавленных проектов вы-
ступили делегаты США. Каналы и неко-
торых других стран. В результате голо-
гования большинетвом голосэв были 010-
брены все 3 проектов соглашений об опе-
ке — над Западным Самоа.  Руанда-
Урундли. Танганайкой. Новой Гвинеей. Ва-
меруном и Того. (По Камеруну п Того
представлено. по два проекта соглашения,
так Kak эти территории разлелены. при-
чем одной половиной кажлой из этих тер-
риторий управляет Великобритания, а лру-
гой — Франпия). За побекты соглашений
голосовали 35 делегаций. Против них голо-
совали лелегапии СССР Белоруссии. Чи-
ли. Чехословакии. Индии. Польши,  УК-
раины и Ютославии.

Таким образом. месяп упорной и кро-
потливой работы. которая велась в коми-
тете по опеке и в ета двух полкомитетах,
He Jaq никаких практических результа-
тов. Представители стран-манлатариев. ак-
тивно полдерживавигиеся зелегапией CHITA,
свели эту работу на-нет.  отказавптись
считаться с мнением членов комитета 1а-
же тогла: когда это: мнение — разлеляло
большинство. Навязав комитету решение,
противоречащее уставу,  пролетавители
указанных стран поставили пол угрозу
всю систему международной опеки.
	Решение, противоречащее уставу
	Ероссу прител председательствующий Спа-
ак, предложивигий передать вопросе в по-
литический комитет для дополнительного
изучения.

Сегодняшние американские газеты п9д-
робнь воспроизводят этот энизол и самым
резким обраюм отзываются v дппламати-
ческой авачнтюре Шоукросеа. иостававие-
№ в столь затруднительное положение 4
CBOW и американскую телегачин. Гак. га-
	CO и американскую делегаций. так, га’
зета «Нью-Йорк геральл трибюБ» пишет:
	«Особенно недоволен тем, что произопью
во вторник ночью. государственный. секре-
тарь Бирн’ кугорый до сих лор ни разу
	Не

появлялся на заселаниях Асеамолеи и
	теперь намерен лично вмешаться в э10 д6-
	ло... В результате предварительного <48-
	шения Шоукрусса и Молотова. американ-
цы были очень епльно раздражепы, &
англичане были настолько емущены. чт9
	составляли одив проект резолюция за дру-
PHM, стараясь как-то изменить поспешную
Формулу Шоукрусса и стремясь одновре-
менно достичь двух пелей — спасти свое
ЛИЦО и вместе © Тт6м спасти американку
	атомную бомбу». B Tom же духе выдержа-
ны комментарии других газет.
Сегодня видоизмененный проект прелло-
	жения Шоукросса предстал перед лином
подкомитета, которому было поручено Аз-
самблеей рассмотреть предложения,  вне-
сенные во вторник ночью. Ознакомление ©
этим проектом показало, что британекая
делегация действительно сделала Bee для
того, чтобы спасти и свое лицо, и амери-
канскую атомную бомбу. Ее новый шюект,
как небо от земли, отличалея от того, ато
предлагал в пылу азарта Шоукросе на Ас-
самблее. Теперь речь шла, уже не об эдно-
	временном представлении сведении 0 BOH-
‘ках и вооружении, а 0 том. чтобы сведения
	съах и вооружении, а 0 том, чтооды сведенйя
о войсках были представлены к 15 января
	1947 года, & о вооружении... Tapes месяц
	поеле того, как Совет дезопасноети решит
вопрос о создании международной наблюла-
тельной комиссии. Характерно, что в заяв-
лении прес‹-атташе британекой лелегации,
розданном сегодня утром всем корреспон-
дентам, указывалось, что «произопьлю не-
доразумение», что Шоукросе якобы вовее
не предлагал. чтобы какая-либо — страна
	не предлагал, чтобы какая-либо страна
представила евеления © количестве атомных
	бомб и, менее того, 9б ее атомных сэкре-
тах к 15 января. & также полчеркивалозь.
	что учреждение международной лаблюда-
тельной комиссии может быть пюведено
лишь © согласия веех постоянных членов
Совета безопасности. В этом нетрудно было
усмотреть намек на то, что при этом анг-
лийеким или американским представите-
лями может быть применено право «вето».

Шоукросс, однако, попыталея в ©в0ем
выступлении в подкомитете предетавить де-
ло таким образом, будто бы новый пруект
резолюции ничем не отличается от <тад!9,
кроме как «редакционными изменениями».
Подлинный смысл этих «редакциовных из-
менений» разоблачил в своей речи совет-
ский делегат Вышинский.

Напомнив о том, что происходило на пле-
нарном заседании во вторник, п оглаеив <9-
ответствующие страницы стенограммы, Вы-
шинский ‘ясно ‘показал, что сейчае британ-
	ской делегацией предпринимаелтел неукло-
	жал попытка как-то выпутаться из создан-
ного ею самой неудобного для нее поло-
жения, при котором она сама не может при-
нять того, что Шоукросе предлагал и что
было принято советской делегацией.

— 190, что предлагает Шоукросе сей-
чае, не имеет ничего общего с тем, что он
предлагал во вторник, — сказал Вышин-
ский. — Теперь британская делегация
предлатает установить два различных 10-
рядка представления информации: сведения
0 войсках дать немедленно, а, сведения о во-
оружениях — в месячный срок после того,
как Совет безопаенюети об’явит о создании
международной наблюдательной комисени.
Ну, а если Совет безопаености не утвердит
создание такой комиссии? Вот тут уж я хо-
чу сказать о «вето»! Не может ли полу-
читься так, что на этот раз Шоуюроее нал-
жит «вето»? Но тогда и сведений о воору-
жениях мы не получим. Это очень удобно
для одной стороны. Однако мы настаиваем
на том, чтобы представление сведений бы-
ло всеобщим, чтобы не одна сторона, a Bre
давали сведения uv своих вооруженных си-
лах и о вооружении, включая атомную 0ом-
бу и другие главные виды вооружения,
пригодного для массового уничтоженая.
Именно так ставилея вопрос на пленарном
заседании во вторник. Таким образом, мож-
HO считать установленным, что предложе-
ние, внесенное Шоукроссом < такой лет-
костью во вторник, так же легко берется
обратно. Мы не возражаем и против рас-
смотрения нового предложения британской
делегаций в том виде, в каком оно было вне-
	В комитетах
	НЬЮ-ИОРЕ, 12 декабря. — (Спецкор.
ТАОС). Сегодня подкомитет политического
комитета закончил, наконец, выработку
проекта резолюции о принципах всеобщего
регулирования и сокращения вооружений.
В течение четырех ¢ половиной часов оя
обсуждал проект, подготовленный редак-
пионной комиссией, пункт за нунктом,
фраза за фразой. Проект не претерпел cy-
шественных изменений в ходе это 0-
суждения, поскольку ряд делегапий, и В
первую очередь советская делегация, №-
следовательно и настойчиво отстаивали 3%
согласованные положения. представляюние
собой определенный компромисс межлу
точками зрения представителей различных
стран. Иначе поступали некоторые друге
делегации, и в первую очередь британская
и канадская. Они использовали очередную
возможность для TOM, чтобы попытаться
еще раз заставить подкомитет вернуться
вспять и навязать ему как старые, уже от-
вергнутые, поправки. так и новые. Цель
всех этих поправок одна: всячески услож-
нить резолюцию. затуманить ее формуля-
ровки. а подчас и просто исказить их. T10
значительно затруднилю бы проведение В
жизнь идеи всеобщего сокращения воору-
жений.

Приведем несколько характерных при’
меров.

Канадская делегапия предложила вклю-
чить в резолюнию указание на т9, что пла-
ны сокращения вооружений. котрые будут
сформулированы Советом безопасности, лол-
	0 мировом продовольственном положении
	— Однако. — заявил Громыко. — совет.
ская делегация считает необходимым отме-
тить. что в комитете не было принято одно
важное предложение, внесенное ею. Это
предложение гласит «Экспорт зерна и
других вилов продовольствия в нужлающие-
ся страны неё должен сопровождаться извле-
ченнем экспортирующими странами поли-
тических п иных выгод». Казалось бы. та-
кое предложение не лолжно ни У кого вы-
зывать сомнения. В самом деле. можем ли
мы допустить, чтобы при решении задачи
по устранению недоедания и голода мно-
гих миллионов люлей в некоторых стра-
нах, экспортирующие продовольствие госу-
дарства извлекали бы для себя выгоды, ис-
пользуя трудное положение этих стран? Та-
кое положение не соответствовало бы прин-
пипам 06’единенных наций.

Громыко указал, что советское предложе-
ние нашло некоторое отражение в той ча-
ети резолюции, гле указывается ва необ-
ходимость справедливого распределения
продуктов «незавиеимо от политических
соображений», отнако, это положение нелдо-
статочно отражает основную идею  совет-
ского прелложения и является нетостаточ-
но ясным. Он заявил, что советская делега-
ция не настаивает на рассмотрении вновь
ее предложения. но считает необходимым
указать на то, что «организация 06б`елинен-
ных наций не должна допускать. чтобы
тяжелое продовольственное положение 0л-
них стран использовалось бы другими
странами для получения политических или
каких-либо иных выгод».

Генеральная Ассамблея единодушно ут-
вердила резолюцию, предложенную коми-
тетом.
	Резолюпия отмечает. что мировое про-
довальственное положение продолжает оста-
ваться неузовлетворнтельным. Сельское хо-
зяйство некэторых стран. в частности в
Бвропе. все еще страдает от послелетвий
тражеской оккупапии В ряде азнатеких
стран, в частности в Индии и Китае. нело-
став поюдуктов питания привел к гололу
я повышению смертности. В 1947 году про-
ловольственная проблема все еще не булет
разрешена

Выступивший на ‘заседании Ассамблеи
советский делегат Громыко отметил. что со-
ветская делегапия активно Участвовала в
разработке практичееких предложений. вхо-
дящих в эту резолюнию. Рял ее предложе-
ний был принят. В частности, в резолюцию
включено указание на необходимость при-
нять меры для увеличения экснезта продо-
зольствия в страны, испытывающие в нем
нужду, а также на необходимость принять
херы против вздувания цен на продоволь-
ственные продукты. В резолюцню — далее
включено указание на то, что высокие це-
ны на проювольственные продукты ложат-
ся тяжелым бременем на миллионы потре-
бителей. не принося лействительных выгод
производителям сельскохозяйственных про-
луков. Взлутые певы на продовольствие
выголны липть крупным монополиям и по-
средническим торговым организациям.

Было принято прелложение советской: де-
легации 06 оказании более развитыми в
промышленном отношении странами пемо-
щи странам, не имеющим собственной ин-
дустриальной базы, в строительстве не-
больших заводов по производетву и ремон-
ту сельскохозяйственных машин и инвен-
таря. В резолюции нашел отражение и рял
других важнейших предложеннй, внесен-
ных советской лелегапией.
	06 оказании помощи странам,
	от агрессии
	пострадавшим
	Генеральная Ассамблея рассмотрела так-
хе вопрос © том, как будет оказываться по-
мощь странам, постралавшим от фашгист-
ской апрессии, после прекращения деятель-
ности ЮНРРА (как известно, ЮНРР\А прек-
ращает свою деятельность 31 декабря это-
го года). Эта проблема в течение ллитель-
ного времени обсуждалась в комитете по
экономическим и финансовым — вопросам.
Многие делегаты, и в первую очередь деле-
таты СССР, Украины, Белорусеяи. Польши,
Югославии, настаивали на том, чтобы про-
1олжить деятельность ЮНРРА или созлать
новую организацию, которая продолжала
бы оказывать помощь странам. пострадав-
шим от агрессии. на тех же началах меж-
yysaporHuro сотрудничества, как и ЮНРРА.
	„ЛДЦедетавители США, Великобритании. йа-
		” бивались, чтобы организация помощи была
	основана на «лвусторонних соглашения»,
которые могут быть использованы Rak
средство определенного политического и
экономического лавления на нуждающиеся
	страны.
После длительного обсуждения комитет
пришел к компромиссному решению — ре-
	комендовать создание специального техни-
ческого комитета в <оставе 10 экспертов
— представителей США, СССР. Велико-
британии, Китая, Франции, Польши, Да-
нии, Канады, Бразилии. Аргентины. Этот
комитет должен изучать потребности нуж-
дающихея стран и возможности оказания
финансовой помоши этим странам. В то же
время в резолюции содержится призыв ко
всем членам ЮНО-——«оказать помощь там,
ге нужно и когла нужно». В резолюции
указывается. что «никогда помощь не
должна использоваться, как <редство по-
литического влияния» и ЧТо «расиределе-
ние помощи не должно ставиться в зависи-
мость от расы, веры или политических
убеждений».

В защиту этого проекта выступил деле-
тат СПА.

Советская делегация высказывалась Ga
продолжение деятельности ЮНРРА, по-
скольку стоявшие перед ней задачи полно-
стью еще не разрешены. Олнако предста-
вители ряда стран заявили, что их прави-
тельства считают необходимым прекратить
деятельность ЮНРРА.

Советская делегация напомнила, что ге-
перальным директором ЮНРРА Ла Гардиа
было внесено предложение о создании чрез-
вычайного проловольственного Фонда для
оказания помоши пострадавитим от агрес-
спи странам. Этот фонд должен был иметь
в евоем распоряжении определенную ©ум-
му средств, образуемую путем взносов. LO-
ветская делегация поддержала это предло-
жение, поскольку оно было основано на
принципе международного сотрудничества.
Однако ряд делегаций, и прежде всего ле-
легации США и Великобритании, высту-
пили против этого предложения. Возраже-
	ния вызвало и второе предложение Ла Гафр-
диа — 00 образовании чрезвычайного про-
довольственного совета, который должен
был изучать потребности нуждающихся
стран и давать соответствующие рекомен-
дапии правительствам стран, которые в CO-
	стоянии оказывать эту помощь. Советская
	делегация Поддержала и это предложение,
так как в нем хоть немного говорится о
международном сотрудничестве.

Отнако AIA делегаций некоторых тран
	даже это второе предложение оказалось не-
	приемлемым. «Эни.— как заявил советекии
	делегат, — заняли позицию полного отри-
цания принципов междуналюдного сотруд-
ничества в оказании помощи нуждающим-

ся странам».
	Советский делегат указал, что порядок
	организации помощи, предложенныи деле-
	гациями США, Англии и Канады и поло-
женный в основу обсуждаемой резолюции,
не может обеспечить успешного осущеетв-
ления задачи оказания помощи населению
стран, испытывающих острый недостаток
продовольствия и других необходимых пред-
метов. Он подчеркнул, что в этих предло-
жениях не содержится никаких положений,
предусматривающих международное сотруд-
ничество.

Однако, учитывая, что ряд делегаций
рассматривает предлагаемый порядок, как
единственно приемлемый для них, делега-
ция ОССР считает возможным согласиться
и © этим порядком. Вместе < тем советская
делегация заявила, что ответственность за
деятельность, которая будет проводиться в
соответствии © предлагаемым планом, ко-
нечно, ложится прежде всего на те страны,
делегации которых внесли и отстаивали
этот порядок.

Делегат Югославии Леонтич также под-
верг критике прелложенный проект реше-
ния. Генеральная Ассамблея утвердила
предложенную резолюцию.

же ряд других вопросов, подготовленных
комитетами, в том чиеле вопросы 0б эко-
номическом восстановлении районов, по-
страдавииих от войны, о создании между-
народного чрезвычайного фонда Помощи
детям стран, пострадавших от агрессии, и
ряд вопросов, связанных © деятельностью
международного суда. Принято решение ©
‘создании комитета по изучению методов
кодификации международного права. Этому
комитету передан, в частности, на рассмо-
трение проект декларации © правах и 9бя-
занностях государств, членов ЮНО, пред-
ложенный панамской делегацией.

Генеральная Ассамблея утвердила пред-
ставленную датской делегацией резолюпию
о политических правах женщин. В этой фе-
золюнии Указывается, что некоторые госу-
дарства до сих пор.не предоставили жен-
шинах политических прав наравне с муж-
чинами. хотя устав организации 0б’еди-
ненных напий требует этого.
		=. Be o-ese . EE 9 2, he
		Провал одной дипломатической авантюры
	ставленную в соответствии © любым треЗо-
ванием Генеральной Ассамблен или Совета
безопасности. Если советская  лелегеция
примет это предложение, я приму поправку
Молотова. и это будет исторический день».

Молотов охарактеризовал проект Шоу-
кросса. как фантастический. одпако он 3-
явил, что советекая делегация в приншите
принимает предложение о создании между-
народной наблюдательной комиссия, если
британская делегация, в свою очерэдь,
примет советскую поправку © том. чтобы
представление сведений было распростра-
нено на все виды вооружения. включая
атомное оружие и BCE другие виды воору-
жения, пригодные для массового уничтоже-
НИЯ.

Шоукросс не ожидал такого ответа. 0т-
ступать было уже поздно, и он перед ли-
пом Ассамблеи и многочисленных предста-
вителей печати вынужден был заявить о
том. что принимает это предложение. Такое
заявление британского лелегата ироизвело
ошеломляющее впечатление как на бри-
танскую, так и. в особенности, на амери-
канскую лелегапии. Получилось, что Шоу-
кросс тал согласие Ha TO. чтобы были des
прометлений презаны гласности танные о
вооружении арчий. и в частности об атом-
ных бомбах. В эту минуту на помощь Шоу-
	НЬЮ-ЙОРК. 12 декабря. (Солепкорр.
ТАСС). Позавчера, как мы уже сообщали,
на пленарном заседании Генеральной А<-
самблеи во время обсуждения в0прос& 0
представлении сведений относительно
войск 00’единенных наний, находящихся на
чужих территориях, разыгпрался инцидент,
приковавиеий к себе всеобщее внимание.

Британский делегат Шоукросе внес прел-
ложение о создании международной инепек-
пии для проверки сведений. которые долж-
ны представляться организации 0б`еди-
ненных напий государствами — членами
этой организации. Глава советской деле-
танни Молотов, подчеркивая однобокий ха-
рактер предложенного проекта резолюции,
в котором говорится только © численном
составе вооруженных сил, предложил. что-
бы требование 0 представлении сведений
было распространено и на вооружения.
включая такие его виды, как атомная 90м-
ба. Тогда Шоукросе. насцех набресав про-
ект нового пункта резолюций, выбежал ва
трибуну и подчеркнуто драматическим то-
Hoy заявал: «Я пъинимаю ВЫЗОВ совет-
спой лелегапии» и лалео сказал: «© на-
спех напарапал здесь новое прелложезне.
Треллата созлать междунаролную 83° т®-
лательную комиссию. которая сможет п79-
верять на месте любую информацию, пред-