Опровержение ТАСС
	ванный транспорт состоит из амери-
канских грузовиков, направленных в
Россию по ленд-лизу.

ТАСС уполномочен заявить, что
указанное сообщение треста’ Скриппс-
Говард вымышлено. от начала до кон-
ва. .
	ГУРНИР
В ПЯРНУ
	ПЯРНУ, 1. (По телефону. Наш
спец. корр.). Вчера на турнире в
Пярну состоялся одиннадцатый тур.
	Мастер Бронштейн встретился с
гроссмейстером Болеславским. Парт-
неры разыграли старо-индийскую пар-
тию, которую, как известно, оба лю-
бят играть за черных. Бронштейн,
слержавший накануне победу над
чемпионом СССР, решил, видимо,
играть на выигрыш и против второго
призера 15-го чемпионата СССР. Бе-
лые азартно разыграли дебют и пред-
приняли несколько авантюрную атаку
на королевском фланге. К тому же
Бронштейн рокировал своего короля
в длинную сторону. Болеславский без
труда отразил атаку и сам начал
штурм ферзевого фланга. Наступле-
ние черных было более эффективно,
и позиция Бронштейна стала весьма
непрочной. Болеславский — выиграл
одну за другой две пешки, затем мог
выиграть и качество, но Бронштейн
благоразумно сдался.
	Острая 5орьба развернулась в пар-
тии Макогонов—Лилиенталь. Макого-
нов ‘пожертвовал качество и получил
отдаленную проходную пешку, но
	точной защитой Лилиенталь добился
	ничьей.
	Американский — газетный трест
Скриппс-Говард распространяет со-
общение из Кореи своего корреспон-
дента о том, что «Россия направила
в Маньчжурию 60.тысяч корейских
солдат» в сопровождении советских
офицеров связи и что их моторизо-
	Пьесы советских
праматургов
	Издательство «Искусство» выпу-
стило пьесы советских драматур-
гов, идущие в настоящее время
	‘Ha сценах московских театров. Изда
	ны съесы: Б. Лавренева — «За тех,
кто в море», Г. Мдивани — «Новый
сад», С. Михалкова — «Особое зада-
ние», А. Сурова — «Далеко от Сла-
линграда», К. Симонова — «Под каш-
танами Праги» и другие.

Кроме того издательство предпри-
	вяло выпуск книг о творчестве заме-
	чательных русских артистов и худож-
ников. Профессор Вл. Филиппов на-
писал биографический очерк о ста-
рейшей русской артистке — народной
артистке СССР А. Яблочкиной. В се-
рии «Массовой библиотеки» напечата-
на книга 3. Фельдмана «Полина Ав
тнпьевна Стрепетова». В книге чита-
тель познакомится с жизнью и творче-
ством талантливой русской актрисы
второй половины ХГХ века, выдаю-
щейся исполнительницы ролей в пье-
сах Островского. В биографическом
очерке А. Савинова «Алексей Пет-
рович Антропов» рассказывается 0
жизненном и творческом пути этого
талантливого художника второй поло-
вины ХУНГ века. Некоторые его кар-
тины хранятся в Третьяковской гал-
лерее. Антропов является одним из
первых русских портретистов, учите-
лем таких художников, как Григорий
Левицкий, Ларион Федоров, Петр
Дрожжин и др. В этом же изда-
тельстве вышла книга А. Алтаева
«Памятные встречи» — воспоминания
о русских художниках и артистах
1870—1900 голов.
	Монография о князе
Юрни Долгоруком
	КИЕБ, 1. (ТАСС). Коллектив научных
сотрудников музея «Киево-Печерская
лавра» активно готовится к 800-летию
Москвы.

Закончено составление богато иллю-
стрированной исторической моногра-
фии — «Усыпальница князя Юрия Доп-
торукого». В ней собраны материалы о
нерушимых связях Украины с брат-
ским русским народом и Московским
государством, исторические справки о
помятниках древнерусского зодчества.
Монография рассказывает о последних
годах жизни основателя МосЕвы —
князя Долгорукого, похороненного 15
мая 1157 года в Киеве, в лаврском со-
боре «Спас на Берестове».
	Гор. Тирана (Албания).
	Внешний вид бывшего дворца Юсунповых в Большом Харитоньевском
переулке, где сейчас помещается Всесоюзная академия сельскохозяй-
		ПАМЯТН
		Реставрировать ценнейшие исторические здания
	туры имени Горького и Музея
Горького (быв. дворец Голицына).
Построено оно по проекту Жилярди
a Григорьева. Идут реставрацион-
ные работы в здании быв. Опекун-
ского совета на Солянке, ремонти-
руется дом № 12 на Никитском
бульваре (постройка арх. Жилярди).
Восстанавливается Мостовая баш-
ня в Измайлове (царская усадьба
ХУП века).
	Управление по делам архитектуры
Моссовета и его отдел  государ-
ственной охраны архитектурных па-
мятников принимают меры к тому,
чтобы ценнейшие творения зодчих
были в ближайшее время при-
ведены в хорошее состояние.
Следует, однако, отметить, что не-
которые организации недостаточно
заботятся о ремонте помещений, яв-
ляющихся архитектурными памятни-
ками. Во 2-м Михайловском проезде,
5, сохранилась единственная  дере-
вянная ротонда ХУПП века («голу-
бятня», дача графа Орлова). Поме-
щение это не ремонтируется. Нуж-
даются в ремонте особняки в стиле
ампир начала ХХ века в Сытинском
переулке, 5, Власьевском переулке,
5, на Каляевской улице, 31, в Старо-
Пименовском переулке, 5, дом Му-
равьева-Апостола (строение отнссит-
ся к ХУШ веку) на улице Карла
Маркса, 23. Не приводится в по-
рядок ценнейший памятник по Б. Ор-
дынке, 20. Этим помещением распо-
ряжается дирекция Третьяковской
галлереи.
	Следует упрекнуть и Комитет по
делам культурно-просветительных
учреждений при Совете Министров
РСФСР, который`до сих пор не при-
водит в порядок Меньшикову баш-
ню (Телеграфный переулок, 15-а).

В оставшееся до празднования
800-летия Москвы время все орга-
низации, которым переданы во вре-
менное пользование ценнейшие зда-
ния, обязаны позаботиться о том,
чтобы они были приведены в образ-
повое состояние.
	А. Захаров.
	Москва имеет сотни зданий и раз-
личных. сооружений,  представляю-
щих болыную историческую ‘цен-
ность. В отделе государственной
охраны памятников архитектуры г. Мо-

`’ сывы находится на учете около 800
	— „ замятников. Среди них немало тво-
	ений великих русских зодчих —
Baenona, Казакова, талантливой
плеяды их последователей и учени-
ков.

Многие архитектурные памятники
приведены в хорошее состояние. В
их реставрации участвовали  круп-
нейшие специалисты, архитекторы,
художники. Из наиболее интересных
работ следует отметить реставрацию
зданий Главного военного госпиталя
имени Бурденко. Возникновение это-
го прекрасного ансамбля в Лефорто-
ве относится к началу ХУШ века.
Главное здание построено талантли-
вым русским зодчим Еготовым. Вос-
становлены старинные ворота, фона-
ри. Главный зал перекрыт, как из-
вестно, сводом. В торцах на полу-
кружиях под сводом реставраторы
вскрыли интересную роспись, в свое
время заделанную и выполненную,
по всей вероятности, в ХУПН веке.

Следует отметить успешную реста-
врацию и другого памятника архи-
тектуры — бывшего дворца Юсупо-
вых в Большом Харитоньевском пе-
реулке, где сейчас помещается Все-
союзная академия  сельскохозяйст-
венных наук имени Ленина. Рестав-
раторам удалось не только привести
здание в образцовое состояние, но и
обнаружить многие архитектурные
детали, скрытые во время различных
перестроек.

В вестибюле Института Склифа-
софского восстановлена живопись
Скотти (ХТХ век). Сейчас ремонти-
руется фасад этого прекрасного
здания, построенного в 1803—1810
годах архитекторами Кваренги, На-
заровым и талантливыми крепостны-
ми зодчими  Аргуновым и  Мироно-

‚ВЫМ — создателями дворца Шереме-
`тева в Останкине.

На улице Воровского обиовлено
здание Института мировой литера-
	ственных наук
				Коммюнике о болгаро-   К экономическому положению США
	©
>
>
	переговорах
	БЕЛГРАД, 1. (ТАСС). Издано сле-
дующее коммюнике о болгаро-юго-
славских переговорах:

«30 июля сего года в Бледе (Сло-
вения.—Ред.) состоялось первое сов-
местное заседание делегаций  юго-
славского и болгарского прави-
тельств.
	По предложению болгарского
премьер-министра, на заседании пред-
седательствовал югославский  пре-
мьер-министр маршал Тито. Расемот-
‚рение вопросов, касающихся взаимо-
отношений двух братских стран в об-
ласти их экономической, культурной
и политической жизни, протекало в
самой дружественной и сердечной ат-
мосфере и при полном взаимопонима-
ний.
	После установления принципиаль-
ной позиции была назначена комиссия
для оформления решений по отдель-
ным вопросам, которые будут внесе-
ны на одобрение следующего сов-
местного заседания делегаций. Это
заседание назначено на 1 августа сего
гола». Е
	ПРОЦЕСС ГРУППЫ
НПиОНОВ В ЛЮБЛЯНЕ
	БЕЛГРАД, 1. (ТАСС). В ходе до-
проса подсудимых на процессе груп-
пы шпионов в Любляне со всей оче-
видностью были вскрыты планы под-
судимых с иностранной помощью и
при поддержке вооруженных банд
словенских коллаборационистов, уста-
шей и прочего сброда, собравшегося
в лагерях для «перемещенных лиц» в
западных зонах оккупации Австрии,
свергнуть существующий в Югосла-

’ вии строй и установить в стране, по
‘ выражению подсудимого Зорана Хри-
’бар, «такой же режим, как в Греции».
	Следствие показало, что подсуди-
мые стремились к об’единению всех
противников демократической [Oro-
	‚ Славии. С этой целью заговорщики
‚ установили прямой контакт с так на-
	зываемой «оппозицией» в Сербии и
Хорватии. Подсудимый Хрибар, яв-
ляющийся активным участником под-
польной группы, показал на суде: «На
заседании нашей группы было решено
расширить шпионскую сеть, ориенти-
руясь также на организации и опре-
деленных людей за пределами Слове-
нии. В Белграде действовали бы Дра-
голюб Иованович и Милан Грол, а В
Загребе — Тома Янчикович. Довереч-
ные люди нашей группы, ездившие в
Загреб и Белград, разговаривали с
этими лицами. Последние были пол-
ностью информированы о том, что мы
делаем».
	Судебное следствие проливает яр-
кий свет на неблаговидную роль не-
которых официальных  представите-
лей олной иностранной державы. Хри-
бар, как он сам показал на суде, был
постоянно связан с консулом этой
иностранной державы в Любляне и
систематически передавал этому «ди-
пломату» донесения об общей обста-
новке в республике, а также сведе-
ния. являвшиеся _ государственной
сайной. По заданию этого консула
Хрибар собирал сведения о репатрии-
рованных лицах. Через этого же кон-
сула осуществлялась связь заговор-
щиков с некоторыми представителя-
ми югославской эмиграции в Лон-
доне.
	входя в Западное полушарие, мы «те-
ряли» целые календарные сутки:
Козлову, впрочем, это было по
душе-
— (Спасибо астрономии, — шутил
	Матвей Ильич, прихлебывая чай у
столика, подвешенного к потолку
бытового отсека, — хоть на один
	день помолодеть могу. Сорок пять
для летчика — не такой уж веселый
юбилей, друзья мои. В нашей профес-
сии есть, к сожалению, свои возраст-
ные пределы...

— Вас и в пятьдесят девушки лю-
бить будут, Матвей Ильич, — смеял-
ся Челышев

— От механиков примите подарок,
товарищ командир, — заявил Остро-
венко, спускаясь с кресла, подвешен-
ного на уровне наших голов перед

щитом управления моторами, — от
Москвы движки сто часов отработали:
Сто часов — как часы...

Остров Врангеля тем временем ос-
тался далеко позади. Самолет шел
вдоль Чукотского побережья. Над
отрогами Анадырского хребта сгу-
щались облака. Хорошая погода кон-
чилась. Кончился и наш праздник.
	В Берингов пролив входили в гус-
тсм тумане. Из бухты Провидения —
конечного пункта нашего маршрута—
сообшали о полном отсутствии‘ види-
мости и невозможности принять са-
молет. Лететь дальше на юг, в Ана-
дырь, не позволяли запасы горючего.
Посадка на воду в открытом море,
чтобы оттуда рулить в бухту, также
исключалась- Тихий океан встретил
нас дрейфующим льдом-
	На бреющем полете, едва не ка-
саясь плоскостями воды при поворо-
тах, летающая лодка около часа
кружила над морем. Тшетно все мы
напрягали зрение, стараясь разгля-
деть вход.в узкую, стиснутую высо-
кими сопками, бухту. Туман все сгу-
	НЬЮ-ИОРК, 31. (ТАСС). Опуб-
ликованные федеральным резервным
управлением сведения указывают на
то, что промышленное производство
в Соединенных Штатах в июне со-
кратилось, как и за два предыдущие
месяца. Эти факты могут подтвер-
дить предположение некоторых эко-
HOMHCTOB о том, что, возможно, Сэ-
единенные Штаты уже начали пере-
живать экономический «спад», кото-
рый многие уже давно предсказыва-
ли. ‚Хотя федеральное резервное уп-
равление опубликовало эти сведения
вечером 29 июля, газеты либо пол-
ностью игнорировали это сообщение,
либо опубликовали его на незаметном
месте среди об’явлений на последних
страницах.

Федеральное резервное управление
сообщает, что индекс промышленного
производ@тва в целом упал со 190 в
марте текущего года до 186 в апреле,
185 в мае и 183 в июне. (За 100 при-
нимается средний показатель за годы
1985—1939). Это сокращение продол-
жалось и в первой половине июля.
Сокращение производства в июне
охватило как тяжелую, так и легкую
обрабатывающую промышленность, а
также горную промышленность.
Опубликованные данные показывают
следующее снижение индекса произ-
водства товаров длительного исполь-
зования (тяжелая промышленность):
март — 225, апрель — 222, май —
218, июнь — 217. Снижение производ-
ства товаров кратковременного ис-
пользования (легкая промышленность)
характеризуется следующими пифра-
ми: март — 176, апрель — 172, май
— 170, июнь — 167.

Хотя уровень производства этой вес-
ной все еще намного превышает дово-
енный уровень, тем не менее знамена-
тельным является тот факт, что про-
изводство в течение последних трех
месяцев неуклонно сокращалось во-
преки ожиданиям некоторых оптими-
стически настроенных официальных
лиц и предпринимателей, которые
предсказывали период длительного
«процветания». Отражая снижение
выпуска продукции обрабатывающей
промышленности, занятость  завод-
ских рабочих также сокращалась в
течение весенних ` месяцев. В сообще-
нии приводится следующий индекс
занятости рабочих на заводах: март—
	CMOGBCIOOY
	КАК СООБЩАЕТ газета «Чжунху-
ажибао», шанхайская полиция угро-
жает об’явить всеобщую забастовку,
если не будут наказаны жандармы, за-
стрелившие нескольких полицейских
во время недавнего столкновения меж-
ду полицией и жандармерией. Делега-
ция полицейских посетила мэра горо-
да, комиссара полиции и начальника
Шанхайского гарнизона, которым
пред’явила свои требования.

* ПО СООБЩЕНИЮ бостонского
корреспондента агентства Ассошиэйтед
Пресс, федеральный суд США приго-
ворил предателя Чэндлера, выступав-
шего во время войны по берлинскому
радио, к пожизневному заключению и
к штрафу в сумме 10.000 долларов.

У. ВЫСШИЙ избирательный трибу-
нал Бразилии вынес решение по зап-
росу социал-демократической партии
относительно аннулирования мандатов
коммунистических парламентариев.
Трибунал решил, что вопрос об анну-
лировании мандатов не входит в его
ксмпетенцию и должен быть решен
конгрессом.

% КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Ассо-
ттиэйтед Пресс из Манагуа (Никара-
гуа), вследствие извержения вулкана
28 июля, а также землетрясения, про-
исшедшего раньше, 8000 мелких фер-
меров в Никарагуа остались без крова.
	> ПО СООБЩЕНИЕ корреспондента
агентства Ассошиэйтед Пресс из Ад-
дис-Абебы, суд приговорил раса Гугса
— зятя императора Эфиопии Хайле Се-
лэссие — к смертной казни за сотруд-
ничество с итальянцами во время вой-
ны.
	щался. Козлов набрал высоту больше
тысячи метров, но и наверху были
густые облака. Начиналось обледене-
ние. Казалось порой, что машина не
летит, а неподвижно висит в липкой
киселеобразной массе. Сколько нам
удастся еще так провисеть? Бензина
хватит на час, а туман может просто-
ять сутки.

В эти минуты я остро завидовал
членам экипажа, — все были заняты
своим привычным, необходимым в по-
лете делом. Нам же, пассажирам, ос-
тавалось только надеяться и ждать.
Люди по-разному старались скрыте
свое волнение. Один прежде равно-
душный к табаку, курил папиросу за
папиросой, другой, всегда молчали-
вый и замкнутый, начал громко де
кламировать и петь.

Вдруг гул моторов сменился при-
глушенным шипением, и команда,
поданная Штепенко, «сидеть по мес-
там» прозвучала особенно отчетливо.
	Под крылом в разрыве облаков мель-
	кнула полоска воды. Машина резко
накренилась на нос. Ловя мгновения.
пока облака вновь не сомкнутся, Коз-
лов’ круто планировал к воле между
скалами, с которых клочьями спадал
туман. Вот редан коснулся поверхно-
сти бухты, и. пробежав сотню-другую
метров, лодка мягко закачалась на
волнах прибоя.
	Механики отдавали якоря. Коман
дир и штурман вышли в блистер по-
курить, размяться.
	Затянувшись. Александр Павлович
	в упор посмотрел на Козлова и выс-
	казал то, что было на душе у каж-
дого из нас:

— Ну, Матвей, спасибо. Век не за-

будем твой день рождения: Летать
тебе, голубчик, до ста лет...
	С. Морозов.
БОРТ ГИДРОСАМОЛЕТА

154,7; апрель — 153,8; май — 151,9;
июнь — 151. 1

Описывая тенденции экономики В
июне, федеральное резервное упраз-
ление сообщает, что снижение выпу-
ска продукции тяжелой промышлен-
ности главным образом отражает
сокращение спроса на различные ме-
таллы и металлические изделия, а
также на строительные материалы.
Как указывается в сообщении, сни-
жение производства в легкой про-
мышленности главным образом отра-
жает «уменьшение внутреннего спро-
са на эти товары, а также некоторое
снижение спроса на экспорт». Стои-
мость контрактов, заключенных на
строительство в июне, на 10 процен-
тов ниже, чем в мае.

Хотя сообщение федерального ре-
зервного управления не было опу-
бликовано до вечера 29 июля, ви-
димо предварительные сведения п0-
влияли на резкое снижение цен на
бирже, отмеченное 29 июля. По
имеющимся оценкам, стоимость бир-
жевых акций снизилась, примерно, на
1 млрд. долларов.

Несмотря на чрезмерные прибыли
корпораций, полученные в первой по-
ловине текущего года, о чем еже-
дневно сообщают газеты, предпри-
ниматели, как правило, не проявляют
большого оптимизма относительно
будущего. Газета «Джорнэл оф ком-
мерс» сообщает, что организация
промышленников «Национальный
промышленный совет» запросила мно-
гих видных предпринимателей отно-
сительно деловых перспектив. По
сообщению этой организации, только
1) процентов ответивших ожидают,
что выпуск продукции их предприя-
тий повысится во втором полугодии.

Другим свидетельством ухулшаю-
щегося экономического положения
США является увеличение числа
банкротств. Хотя крупные корпора-
ции накопляют баснословные арибы-
ли, число банкротств более мелких
фирм возросло втрое по сравнению
с прошлым годом. Статистическая
организация деловых кругов «Дан
Брэд-стриг» сообщает, что в первой
половине года потерпели крах более
1.900 фирм, по сравнению с немно-
rum более 500 фирмами, потерпевши-

MH банкротство за соответствующий

период 1946 года.
	Репрессии против
профсоюзного руководителя
во французской зоне
	оккупации в Германии
	ПАРИЖ, 1. (ТАСС). — Агентство
Франс Пресс сообщает из Баден-Ба-
дена, что генерал Кениг распорядил-
	ся о выселении из французской зовы
оккупации Германии генерального
секретаря профсоюзов зоны Роже
	Жаана. Жаан обвиняется в распро-
странении листовки, в которой он раз-
облачает «заговор кагуляров 1947
года» и указывает, что «французская
зона оккупации Германии должна бы-
ла предоставить заговоршикам воен-
ные части, необходимые для ре
ния республики».

Профсоюзы французской зоны OK-
купации протестуют против приказа
Кенига. Бюро Всеобщей конфедера-
ции труда единолушно приняло реше-
ние протестовать против выселения
УКаана.
	—_ 7 августа —
	СВЯЗИ с 25-летием Адыгейской

автономной области в Тазетах
опубликованы приветствия областно-
му Совету депутатов трудящихся
Адыгейской автономной области и
Алыгейскому областному комитету
ВКП(б) от Президиума Верховного
Совета СССР, Президиума Bepxos-
ного Совета РСФСР и Совета Мини-
стров РСФСР.
	*
ОпУБЛИКОВАНО письмо
товарищу Сталину от трудящихся
Адыгейской автономной области.
*
25 ЛЕТ назад декретом Bcepoc-
сийского Центрального Испол-
нительного Комитета была образова-
на Адыгейская автономная область.
Земли Адыгеи лежат в южной части
Краснодарского края, на левобережье
рек Лабы и Кубани. Богатство недр,
разнообразие растительного и живот-
вого мира, прекрасные свойства почв,
густая сеть рек, теплый и влажный
климат создают благоприятные усло-
вия для развития хозяйства области.
В «Правде» спубликована статья сек-
регаря Адыгейского обкома ВКП(б)
М. Давыдова, рассказывающего как
за годы сталинских пятилеток преоб-
разилась эта в прошлом отсталая об-
ласть.
	x
H4 ТЕРРИТОРИИ = Kynesepexoro
района Великолукской области
насчитывается 112 озер. Озера сое-
‘динены между собою речками. Это
позволяет широко использовать вод-
ную энергию для электрификации
колхозов, совхозов и МТС. В нынеш-
нем году во многих колхозах района
начато строигельство гидроэлектро-
станций («Известия»).
	И <

ПОПРАВКА
	ЗВ заметке «Вкл&л рационализаторов
Трехгорной мзнуфактуры». опублико-
ванной вчера, фразу: «Применение уз-
ловязателей на ткацких станках повы-
сило выработку ткачих в полтора—два
раза» следует читать: «Применение уз-
лорязателей на мотальных станках по-
высило выработку мотальщиц в полто-
ра—лва раза».
	Ответствевный релактор
	ЩЕРЯКОВ.
		Партией неосуществленных воз-
можностей можно назвать встречу
гроссмейстеров Котова и Смыслова.
Котов получил более свободную иг-
ру, но не решился на жертву пешки,
которая сулила ему атаку. Смыслов в
свою очередь не пошел на жертву
качества, и партия закончилась ми-
ром.
	Третий ничейный исход был зафик-
сирован во встрече Рентера с Фло-
ром.
	Керес, игравший черными против
Каспаряна, хорошо провел первую
часть партии и даже выиграл пешку,
но белые в отложенной позиции со-
храняют шансы на ничью. Партия То-
луш—Симагин отложена ‘с позицион-
ным преимуществом и шансами на
выигрыш у Толуша. Отложена также
партия Рандвийра с Бондаревским.
	После 11 туров у Кереса 8 очков и
одна отложенная партия, у Лилиента-
ля 73% очков, у Котова 7 очков и од-
на отложенная партия и т. д.
		Рядом с такими ветеранами, как
наш командир, налетавший за Поляр-
ным кругом больше двух миллионов
километров, и флагштурман” поляр-
ной авиации Герой Советского Сою-
за Александр Павлович Штепенко, на
борту гидросамолета были предста-
вители и молодого поколения поляр-
ников, выросшего за последнее деся-
тилетие. Таковы радист А. И. Челы-
шев, бортмеханики Д- Ф. Островенко
и Н. А. Баек, гидрограф Герой Совет-
ского Союза В. Х. Буйницкий, гид-
рологи Н. А. Волков, П: А. Гордиен-
ко, А- Г. Дралкин, Д. Б: Карелин,
А. Ф. Трешников, метеоролог Б. С.
Бродкин, выполнявший в полете обя-
	занности помошника штурмана.

Для каждого из них моря, острова
и проливы, мелькавшие внизу, были
не просто географическими понятиями,
но кусками жизни. Здесь вот в таком-
то году дрейфовали зажатые льдами.
Там «сидели на вынужденной». И все-
гда такие воспоминания, окрашенные
теглыми тбнами пережитого, заканчи-
вались сравнением недавнего проло-
го с сегодняшней Арктикой. В голосах
рассказчиков звучала гордость, гор-
дость тем. что создали советские лю-
	 1 ди на Крайнем Севере в годы сталин-
	ских пятилеток. Да, нам есть чем гор-
диться! Служба воздунтной разведки и
наука ледовых прогнозов, позволяю-
щие каждый год планировать работу
флота и перевозки по Северному мор-
скому пути, — творение советских уче-
ных и авиаторов. А порты, полярные
станции, поселки, возникшие на месте
недавних «белых пятен», — разве это
не бесчисленные проявления неиссяка-
емой энергии нашего народа, мощи на-
тиего государства!

День рождения Матвея Ильича
совпадал с завершением нашего пе-
релета. За время пути от Москвы к
Чукотскому морю мы привыкли к
тому, что солнце ве заходит. С каж-
дым новым маршрутом на восток мы
попадали в новый временной пояе —
четыре, семь, ‘девять, одиннадцать
часов вперед от московского времени:
Но над островом Врангеля у 180 ме-
ридиана возникало «осложнение» —
	Дипломные работы молодых
художников
	В художественном промышленном
училище им. М. И. Калинина открыта
выставка дипломных работ студентов-
выпускников.

Среди экспонированных работ при-
влекает внимание полотно, посвящен-
ное 800-летию Москвы. На нем изо-
бражен Кремль. По краям — живо-
писный орнамент из дубовых листь-
ев, фоном которого служат запечат-
ленные молодым художником замеча-
тельные здания старой и новой Мо-
сквы. Это одна из лучших работ на
выставке. Ее автор — участник  Оте-
чественно0ой войны Л. Байков — c
	четвертого курса училища ушел на
	ПЕРВЫЕ
РЫСТРЕЛЫ
	НАЧАЛАСЬ
	фронт. Созданные им на фронте ри-
сунки недавно демонстрировались на
слециальной выставке училища. По
окончании войны Байков вернулся
продолжать учебу. Сейчас он направ-
лен в Академию художеств в Ленин-
граде-

800-летию столицы посвящена так-
же работа Н. Кузнецовой — яркий
ковер, сделанный из вышивок-аппли-
каций,

Тема <30-летие Великой Октябрь-
ской социалистической революции»
отражена в дипломной работе Байко-
ва — картине «Героическая смерть
Зои Космодемьянской» и в декора-
тивной вазе с портретами В. И.
Ленина и И. В. Сталина — работы
М. Хает.

Окончившие училище внаправляют-
ся на предприятия художественной
промышленности.
		Сегодня на реках и озерах Москов-
ской области спозаранку, еще в тем-
нозорь, загремели первые выстрелы.
Началась охота на уток и болотную

Вчера вечером и в ночь по разным
дорогам Московского железнодорож-
ного узла на первую утрениют® зорю
отправилось около пяти тысяч охот-
ников — членов Московского ‹ охот-
ничьего общества. Большинство
\ москвичей выехало за утками в рай-

‚оны рек Дубны, Оки, Клязьмы и
`Протвы, на многочисленные озера
_- Подмосковной тайги в Мещерском
° Краю (станции Черусти, Кривандино,
Ильичев раз’езд).

Еще более оживленной охота будет
в ближайший выходной день. Как
сообщили нам в правлении Москов-
ского охотничьего общества, предпо-
тагается, что в этот день на охоту
из Москвы выедет по разным направ-
а около 15 тысяч членов обще-

а. . .
	Случай
на китобойном
	ысле
	ПЕТРОПАВЛОВСК- на- КАМЧАТКЕ,
31. (ТАСС). С китобойным судном «Эн-
тузиаст» произошел необычайный слу-
Чей. Гарпунеры судна Олябаш и Тупи-
хов убили утром двух китов и начали
охоту за третьим. Вскоре метким выст-
релом кит был загарпунен. Обезумев-
шее от боли животное стремительно
Ушло под воду. Через две минуты
команда ошутила сильный удар в кор-
мовую часть судна. Животное, всплыз-
шее на расстоянии десяти метров, ока-
Залось мертвым,

При появлении кита на поверхности
MCDA охотники попытались прибли-
Зиться к нему. Однако машина поитла
«вразнос». что указывало на отсутствие
требного винта. Тем временем китобой-
ная матка «Алеут» приняла на борт
Убитое животное. Здесь было обнару-
жено, что на его голове имеется глубо-
кая вмятина, вдоль тела проходит сса-
дина. Кит имел в длину 16 метров, ве-
сил 40 тонн.

Во время осмотра судна «Энтузиаст»
выяснилось, что концевой вал обло-
ман, перо руля согнуто, сбит гребной
винт. Удар, произведенный китом по
требному винту, был настолько силь-

что вал лопнул.

Сейчас судно отремонтировано и про-
должает охоту.
	Над просторами Севера
	Наш гидросамолет шел ‘на восток,
отибая гористый остров Врангеля. По-
года стояла солнечная, тихая, и гидро-
логи не могли нарадоваться отличной
видимости.

За последние шесть суток летающая
лодка прошла над льдами полярных
морей без малого двадцать тысяч ки-
лометров. Заправляясь горючим, воз-
душный корабль уходил в долгие по-
леты над открытым морем. Под вры-
лом пронеслись скалистый мыс Жела-
ния, плоский песчаный остров Домаш-
ний в архипелаге Северной Земли, не-
взломанный лед пролива Вилькицко-
тс, многометровые торосы моря Лаипте-
вых. Мы побывали у границ. матери-
ковой отмели и Ледовитого океана, ча-
сами летали над чистой водой Великой
Сибирской полыньи. В береговых об-
рывах Ляховеких островов под поверх-
ностным слоем грунта видели ископа-
емый лед, насчитывающий много ты-
сячелетий, не таявший со времен лед-
никового периода. Самолет ходил. гал-
сами над архипелагом Делонга, затяну-
тым облаками. Только по облачным
куполам, возвьниавнтимся над пушис-
той и белой, как вата, равниной, мож-
но было определить острова.
	Послушная пилотам тяжелая машина
то упорно взбиралась на высоту, про-
бивая туман, то спускалась ча брею-
ший. Льды то медленно проплывали
под крылом, то причудливой мозаикой
стремительно проносились черед гла-
зами. Капли влаги текли по стеклянно-
му колпаку блистера — кормового от-
сека. Кусочки льда, срываясь с плос-
костей. барабанили по фюзеляжу. Но
хо всему этому можно привыкнуть,
притерпеться, когда день за днем, вот
уж скоро неделю, живешь в воздухе.
	Большой вместительный самолет
стал для нас летающим домом. Пусть
тесновато вдвоем на узкой парусино-
вой &ойке (коек всего три, а нас на
борту как никак пятнадцать человек},
пусть пригорает каша на походной
электроплите, мы всегда были доволь-
ны и реселы.

Люди разных возрастов и профессий,
многие из которых впервые познако-
мились на берегу Химкинского водо-
хранилища перед стартом из’ Москвы,
быстро сдружились в полете, близко

узнали друг друга,
	K oraa я просунул голову в каби-
ну пилотов, Александр Алексее-
вич Кузнецов нагнулся со своего
кресла и прокричал над самым моим
ухом так, что даже в оглушающем
реве. моторов было слышно каждое
слово:

— Поздравьте Матвея Ильича:
Нынче ему сорок пять стукнуло.

Тот, к кому относились эти слов,
сидел слева, в кресле командира.
Большие черные очки скрывали поч-
ти половину лица. Широкий козырек
суконной жскейской шапочки был
надвинут низко на лоб. Уж кому-ко-
му, а Матвею Ильичу Козлову, про-
ведшему в Арктике треть своей жиз-
ни, отлично известно, какие предо-
сторожности обязан соблюдать лет-
чик, чтобы уберечь зрение от слепя-
шего блеска ледяных полей.
	Поблагодарив за поздравление,
Козлов кивнул вперед на ветровое
стекло, под которым рядом с портси-
гаром лежали два румяных яблока-

— Видите, как Александр Алексе-
евич меня чествует. От самой Моск-
вы берег... Можете об’явить по
команде — чай будем пить с яблока-
ми. А сюда Кузьмича позовите-

Федор Кузьмич Куканов, второй
пилот, отдыхавший на койке в каби-
не механиков, пришел сменить коман-
дира у штурвала.

— Стало быть стариковский сегод-
ня праздник, — обратился он к Куз-
ненову, — новорожденный-то — наш
	с вами сверстнивк.

Когда-то, в годы первых комсомоль-
ских призывов, Кузнецов, Козлов и
Куканов почти одновременно начина-
ли службу во флоте. Потом, тоже поч-
ти одновременно, учились летать и те-
перь, спустя много лет, уже пожилы-
ми людьми, снова встретились на

Крайнем Севере.