МАТЧ- ТУРНИР
НА ПЕРВЕНСТВО [КИРА
TED ШАХМАТАМ
	БЕСЕДА С LPOCCMEMCTEPOM
М SABER
	В связи с предстоящим  матч-тур-
ниром на первенство мира по шахма-
там корреспондент «Вечерней Моск-
вы» беседовал по телефону с экс-
чемпионом мира — гроссмейстером
М. Эйве, находящимся в Амстердаме.
Гроссмейстер рассказал:

— Матч-турнир начнется в Голлан-
	дии в установленный  Международ-
ной шахматной федерацией (ФИДЕ)

срок — 1 марта. Пока не выяснено,
где именно будет происходить состя-
зание — в Амстердаме или Гааге.

Советские гроссмейстеры Ботвин-
ник, Керес и Смыслов больше месяца
назад подтвердили свое согласие
участвовать в матч-турнире. Недавно
такие же сообщения поступили и из
США от гроссмейстеров Решевского
и Файна.

Решевский с полгода назад оста-
вил работу в одной из контор Босто-
на и переехал в Нью-Йорк, где за-
‘вялся только шахматами, усиленно
готовясь к состязанию. Файн сначала
не был уверен, сможет ли он при-
вять участие в матч-турнире, но по-
том и ан твердо решил выступить.

Американские гроссмейстеры при-
будут в Голландию на пароходе. При-
езд их ожидается к 25 февраля.

— Я, — говорит М. Эйве, — то-
же, конечно, буду оспаривать зва-
ние чемпиона мира. Последний ме-
сяц я много и упорно готовлюсь к
предстоящему соревнованию. Я ана-
лизирую турнирные партии, причем
осебое внимание уделяю партиям,
опубликованным в советском журна-
ле «Шахматы в СССР» (я ‚аккурат-
но. получаю его). С большим интере-
сом изучаю я-Излартни недавно за-
кончившегося Чигоринского турнира.

Предстоящий матч-турнир на пер-
венство мира, на мой взгляд, явится
наиболее серьезным и интересным со-
стязанием во Всей истории шахмат.
	Каковы шансы участников? До Чи-
горинского турнира я считал, что
наилучшими шансами располагает
чемпион СССР гроссмейстер Kepec.
Своего мнения я не изменил и сейчас
‘после неудачи Кереса и великолеп-
ного результата .Ботвинника в этом
турнире. Я попрежнему думаю, что
наиболее вероятным победителем яв-
ляется Керес.

Нельзя недооценивать также Ре-
шевского. Поскольку мне известно,
он никогда еще до сих пор ник од-
ному из состязаний не готовился
так энергично’ ни тщательно, как к
	матч-турниру. Впрочем, все участни-
	ки матч-турнира будут несомненно
грозными соперниками.

— Tosopa sto, a не имею в виду
себя, — сказал Эйве. — Я, во-пер-
вых, самый старший из участников,
а, кроме того, самому трудно опре-
делить свои шансы. Во всяком слу-
чае я приложу все усилия, чтобы
играть как можно лучше и с улдо-
вольствием встречусь вновь за шах-
матной доской с  гроссмейстерами Ке-
ресом, Ботвинником, Смысловым, Ре-
шевским и Файном.
	Телеграммы из-за границы
	Ютославия. Рудник Какань в Боснии.
	Бесчинства фашистов
на Свободной Территории
Триест
	ТРИЕСТ, 6. (ТАСС). По сообще-
нию Триестинского информационного
агентства, на-днях в город Мон-
фалькове (Тржич) фашистами была
брошена бомба в квартиру известно-
го антифашиста — бывшего коман-
дира итальянской дивизии имени
Гарибальди Марино Фантини. В ре-
зультате. взрыва имеют место боль-
	шие разрушения. па следующую
ночь те же фашистские элементы
	учинили разгром клуба итальячской
компартии в Монфальконе. В ночь
на 2 января взорвалась бомба на
‹вартире одной антифашистки, Глу-
	на 2 января взорвалась бомоа на
квартире одной антифащистки, Глу:
бокое возмущение населения прович-
ции вызвало покушение фашистов на
	видного деятеля партизанского дви-
жения Сассо.

Обращение Испелнительного
Комитета СИАУ
к населению Триеста
	БЕЛГРАД, 5. (ТАСС). Как сообща-
ет корреспондент ТАНЮГ из Триеста,
Исполнительный Комитет СИАУ
(Словенско-итальянский — антифаши-
стский союз) опубликовал обращение
к населению Свободной Территории
Триест, в котором говорится, что,
несмотря на подписание мирного
договора и его ратификацию, англо-
американские империалисты и мест-
ная реакция всеми мерами стараются
отстранить от управления демократн-
ческие народные силы. Исполнитель-
ный Комитет СИАУ обращается к
населению Триеста с призывом в 1948
году еще теенее сплотить ряды де-
мократического фронта в борьбе за
мир и демократию.
	Американские власти
высылают испанских
антифашистов
	НЬЮ-ИОРК, 6. (ТАСС). [10 соо5-
щению корреспондента агентства Фе-
дерейтед Пресс из Сиэттля, управле
ние по вопросам иммиграции настан-
вает на высылке шести испанских
антифашистских беженцев, которые
прибыли в Соединенные Штаты в ок-
тябре 1947 года на борту американ-
ского торгового судна из Франции. В
настоящее время эти испанчы нахо-
дятся в тюрьме в Снэттле, являю-
шемся центром, в котором временно
задерживают иммигрантов.
	Представитель профсоюза морских
повароз, входящего в КПИ (Конгресс
производственных профсоюзов), Уолл-
мэн, возглавляющий группу профсо-
юзных деятелей, которые участвуют
в защите испанских беженцев, за-
явил, что решение о высылке испан-
цев разоблачает неискренность поли-
тнки правительства Трумэна, «кото-
рое; с одной стороны, якобы пытается
помочь наролам Европы, в то время
как, с другой стороны, готово выдать
юных антифашистов Франко с тем,
чтобы он их повесил».
	Б. И. Лебедев. «Чембар. Дом, в котором прошло детство Белинского»,
	ПО МАСТЕРСКИМ
ХУДОЖНИКОВ
	У ЛАУРЕАТА
СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
п. ВАСИЛЬЕВА
	Исполнилось 25 лет творческой
работы лауреата Сталинской премии
художника П. В. Васильева. За эти
годы художник создал свыше тыся-
чи рисунков и около двадцати жи-
вописных полотен, в которых с боль-
шой выразительностью показана ре-
волюционная деятельность В. И.
Ленина.

В настоящее время художествен-
но-производственными мастерскими
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР издана серия
репродукций с наиболее известных
рисунков художника. Серия состоит
из 16 открыток, изображающих В. И.
Ленина в дни Октябрьской револю-
ции, В page рисунков отображена
дружба двух великих вождей наро-
да В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Таковы рисунки «В. И. Ленин по до-
роге в Петроград в 1917 году»,
«В. И. Ленин в дни Октября», «В. И.
Ленин и И. В. Сталин в Петрогра-
де», «В. И. Ленин, И. В. Сталин и
В. М. Молотов в редакции газеты
«Правта» в 1917 году», «В. И. Ленин
и И. В. Сталин в Смольном» и другие.

На-днях мы побывали в мастер-
ской П. Васильева и познакомились.
с новыми работами художника. Наше
внимание привлекло больное полот-
Ho, изображающее Владимира Ильича.
беседующим в своем рабочем каби-
нете с И. В. Сталиным. Сюжетом
композиции послужил известный ри-
сунок П. Васильева на эту же тему.
Картина будет закончена художни-
ком в ближойнеие месяцы.

— Вот уже несколько месяцев, —
рассказал нам тов. Васильев, — я
работаю также над новой серией ри-
сунков «В. И. Ленин и И. В. Сталан—
вожди революции». Серия будет со-
стоять из десяти акварельных рисун-
ков, отображающих деятельность
В. И. Ленина и И. В. Сталина с 1917
по 1924 гол.
		Ответы Готвальда на вопросы
газеты „Глос люду“
	ПРАГА, 6. (ТАСС). Премьер-ми-
нистр чехословацкого правительства
Клемент Готвальд ответил на постав-
ленные ему редакцией польской газе-
ты «Глос люду» вопросы,

В ответ на первый вопрос, что по-
казал опыт осуществления чехосло-
вацко-польского договора о дружбе и
взаимной помощи, Готвальд указал,
что чехословацко-польский договор о
союзе, взаимной помоши и дружбе
полностью себя оправдал и явился
прочным фундаментом для дальней-
шего укрепления чехословацко-поль-
ской дружбы. Этот договор оказался
полноценным как в экономическом и
культурном отношении, так и в отно-
шения сотрудничества в области
международной политики. Это в CCO-
беннссти проявилось в последнее вре-
мя в совместных действиях Польши
ий Чехословакии’ по германскому во-
просу.

На вопрос, какое влияние оказы-
вает торговое соглашение между
Польшей и Чехословакией на эконо-
мическую жизнь обеях стран, Гот-
вальд ответил, что это соглашение
создает предпосылки для широкого
сотрудничества обоих государств во
всех областях экономики. Промыш-
ленная структура нынешней Польши
дает возможность. взаимного дополне-
ния польсхой и чехословацкой про-
мышленности во многих отраслях.
	Затем был поставлен вопрос: меж-
дународная реакция ждала очень мно-
гого от так называемого словацкого
кризиса. Как в настоящее время раз-
виваются события в Словакии? Гот-
вальд в ответе заявил:

Энергичные мероприятия против
антигосударственных заговорщиков в
Словакии, а также сформирование но-
вого корпуса уполномоченных показа-
ли, что чехословацкая демократия
имеет достаточно сил для того, чтобы
ликвидировать так называемый сло-
вацкий кризис. Подавляющее боль-
шинство трудящихся Словакии стоит
	Бесправное положение
сельснохозяйственных
и лесных рабочих
		Премьер-ми-   за это решение. Несмотря на то, чта
	существующее положение еще ~ He
означает полной ликвидации этого
кризиса, можно смело сказать, что
надежды международной реакции на
создание в Словакии очага беспоряд-
ков и беспокойств провалились. Отве-
чая на вопрос: «Как вы оцениваете со-
ветско-чехословацкое торговое согла-
шение?» Голвальд сказал, что совет-
ско-чехословацкое торговое соглаше-
ние, заключенное на 5 лет, представ-
ляет собою самое большое соглаше-
ние, которое до сих пор заключала
Чехословакия, и является основой для
экономического планирования Чехо-
словакин на ближайшие 5 лет. Со-
ветско-чехословацкое соглашение ос-
новано на реальном базисе и принесет
большую пользу обеим странам. Оно
не содержит никаких политических
условий.

На вопрос: «Какое решение герман-
ского вопроса вы считаете достаточ-
ной гарантией безопасности для сла-
вянских государств?» Готвальд.  отве-
тил: Точка зрения Чехословакии по
германскому вопросу полностью со-
ответствует точке зрения Польши,
Советского Союза и других славян-
ских государств. Необходимо добить-
ся того, чтобы Германия не могла
больше вернуться к своей агрессив-
ной политике. Необходимо во всей
Германии провести демилитаризацию,
денацификацию и демократизацию
так, как это сделал Советский Союз
в своей оккупационной зоне. Далее
необходимо добиться того, чтобы Гер-
мания платила репарации на основе
Ялтинского и Потедамского соглаше-
ний. Чехословакия и Польша особен-
но заинтересованы в том, чтобы высе-
ленные с их территории немцы были
лищены возможности вести ревизио-
нистскую пропаганду против Чехо-
словакии и Полыши. В числе безус-
ловных гарантий против возобновле-
ния германской агрессии граница
должна проходить на Одере и Нейс-
се.
	заседание
Центрального веча
народной молодежи
	Югославии

БЕЛГРАД, 6. (ТАСС). Состоялось
чрезвычайное заседание пленума
	Центрального веча народнси молоде-
жи Югославии.

Сообщение о работе секретариата
сделал генеральный секретарь Цент-
рального веча Славко Комар. В свя-
зи с переходом на другую работу ча-
сти членов Центрального веча, состав
пленума был пополнен новыми члена-
ми. Пленум избрал также новый сек-
ретариат и президиум Центрального
	веча, Председателем Центрального
веча избран Милиян Неоричич.

Tnenym LIK
	шведской компартии

СТОКГОЛЬМ, 6. (ТАСС). В Сток-
гольме состоялся пленум ЦК швед-
ской компартии с участием предста-
вителей местных организаций компар-
тии. Пленум обсудил доклады: Хаг-
берга о политическом положении
страны и Эмана об организационной
работе партии. Председатель компар-
тии Ливдерут в своей речи указал на
основные задачи партии в данный мо-
мент. Решения будут опубликованы
позже.
	Забастовка портовых
	рабочих в Гамбурге
Лондон, 6. (ТАСС). Как пере
дает лондонское радно, вчера порто-
вые рабочие Гамбурга об’явили забз-
стовку в знак протеста против плохо-
го продовольственного снабжения.

„Международный фестиваль
молодежи“
	павливаются у каждого экспоната,
чтобы, приехав к себе на родину,
рассказать правду о стране Советов,
о ее замечательной молодежи, доб-
лестно сражавшейся на фронтах вой-
ны и героически работающей в пос-
левоенные дни.
	С большим мастерством засняты и
смонтированы кадры, рисующие ху-
дожественные выступления делега-
ний. Особенно запоминается выступ-
ление негритянского певца Эрика
о’Коннора. Он поет о суде Линча.
Скорбно и тоскливо звучит его пе-
чальная песня. С затаенным дыхани-
ем слушают собравшиеся эту песню
негритянского певца. Но вот об’ектив
переносит нас в концертный зал.
Мы слышим широкие, радостные
звуки песни’ «Широка страна моя
родная». Это поет московский певец
Иван Петров. Зал рукоплещет моло-
дому певцу. Не менее восторженно
встречают делегаты и. выступления
хора рабочих челябинского завода и
наших солистов — О. Лепешинской,
Л. Масленниковой, В. Борясенко,
В. Мержанова и других. Выступление
же молодежной группы ансамбля на-
родного танпа СССР превращается в
	демонстрацию любви к советской
стране.
Наряду с бесспорными достоин-
	ствами фильма в нем имеются все
же и существенные недостатки. Нам
кажется, что авторы чрезмерно ув-
леклись показом хореографических
выступлений, отведя сравнительно
мало места  общественно-политиче-
ским событиям фестиваля. Отдель-
ные кадры чрезмерно затянуты.

В заключение хочется задать во-
прос Министерству кинематографии.
Как известно, фестиваль закончился
в августе 1947 года. Почему же
картина о нем появилась только в
январе 1948 года? Если бы фильм
был сделан оперативнее и вышел на
экраны раньше, он привлек бы еше
большее внимание.

В Шевиов.
		Мир и свобода! Эти слова были
девизом состоявшегося в Праге ле-
том 1947 года международного фе-
стиваля демократической молодежи
мира. Эти слова. могут быть девизом
и только-что выпущенного на экра-
ны столицы документального фильма
«Международный фестиваль молоде-
жн»*).

Искусство операторов и режиссера
помогло донести до зрителя замеча-
тельную картину фестиваля, превра-
тившегося в мощную демонстрацию
единства и сплоченности прогрессив-
ных молодежных организаций мира,
их волю к борьбе против остатков
фашизма, за прочный и длительный
мир. От эпизода к эпизоду мы ви-
дим, как крепнет это единство,
как люди, живущие в Европе, Азии,
Америке, Африке, Австралии, стано-
вятся друзьями, об’единенными одной
целью — борьбы за мир, свободу,
демократию. С волнением смотрятся
кадры, в которых юношаиз Голлан-
дни протягивает руку товарищу из
Индонезии, или когда на улицах
солнечной Праги видим радостно
улыбающихся людей различных на-
циональностей. Здесь и молодой
партизан Греции, сражающийся за
независимость своей страны, и деле-
гат далекой Индии, все еще томя-
щейся под игом Великобритании. A
юноша свободного Советского Сою-
за, и стройная девушка из Севзряой
Кореи, мечтающая о том, чтобы вся
Корея стала свободной.
	И еше одно чувство вызывает
фильм — чувство любви и гордости
за нашу социалистическую отчизну,
за ее замечательную молодежь, до-
стойно продемонстрировавшую  до-
стижения советского искусства, ‹<а-
мого идейного и передового в мире,
сыгравшего большую роль в об’еди-
нении демократической молодежи
семилесяти одной страны мира.
	„.Вот она, Злата Прага. Одна за
другой прибывают сюда делегации
молодежи. Те, у кого не было денег,
чтобы приехать, пришли пешком.
Жители Праги принимают предста-
вителей Советского Союза как самых
дорогих друзей. А какая чувствует-
ся сила и мощь, когда проходят в
день торжественного открытия  фе-
стиваля делегаты СССР мимо запол-
ненных трибун стадиона «Страгов»-.
Чеканный шаг, выправка, радостные
лица — все это вызывает бурю
восторгов.
	Любовью и вниманием окружали
нашу молодежь и делегации стран,
участвовавших в фестивале; С’ боль-
шим интересом осматривают они па-
вильон Советского’ Союза. Мы ви-
дим, как делегаты подолгу ^оста-
	*) Производство Центральной студии
документальных фильмов. Автор-ре-
жиссер — заслуженный деятель ис-
кусств A. Ованесова, главный опера-
тор — В. Ешурин, сператоры — Г. Си-
монов и И. Бессарабов, текст О. Са-
вича.
	Новый документальный фильм
		Молодые
певцы
	ГТЕТНЬТИ КОНЦЕРТ
ГОРОДСКОЙ ОПЕРНОЙ
СТУДИИ
	В Малом зале консерватории со-
стоялся отчетный концерт учащихся
Московской городской оперной сту-
дии. Выступления молодых певцов
порадовали серьезностью художест-
	венных, устремлений, музыкальнон
одаренностью. У большинства сту-
дийцев — хорошие, в некоторых
	случаях отличвые голоса-

Превосходные данные у Герасимо-
ва, обладателя большого, красивого
по тембру баритона. Хорошее влечат-
ление оставило выступление студий-
ца Филимонова, темпераментно спев-
шего ариозо Онегина. Культурным,
обзщающим музыкантом показала се
бя Абдурахманова. В трудной, тре-
бующей зрелого мастерства, арии
Ольги из оперы Римского-Корсакова
<Псковитянка» она нашла верные,
впечатляющие тона. Жаль только,
что голос певицы не всегда звучит
достаточно свобсдно. :

Следует, однако, отметить, что
уровень вокальной культуры у. боль-
шинства выступавших еше отстает
от их музыкального развития. Ряд
исполнителей, несмотря на удачный
творческий замысел, из-за недостат-
ков и несовершенства певческого ап-
парата не справился со своими за-
дазами. Педагогам студии в дальней-
шей учебной работе необхолимо на
это обратить самое серьезное вни-
мание.

Отчетный концерт показал, что в
городской оперной студии воспиты-
вается способное поколение моло-
дых певцов.

А Виталнин.
	В ТЕАТРЕ
ДЗЕРЖИНСКОГО
РАЙОНА
	Несколько месяцев назад в По-
мещенив, где раньше играл телтр
имени Ермоловой, открылся новый
театр — Дзержинского района. Не-
давно он показал москвичам пьесу
А. Авдеенко «Ровесники» — об учас-
тии молодежи в восстановлении все-
союзной кочегарки — Донбасса.

В настоящее время на сцене те-
этра идут репетиции новой пьесы
А. Авдеенко «Озаренные» — о вос-
становлении Сталинграда. Ставит
спектакль В. Власов. Художник —
Б. Эрдман.

Театром принята к постановке
пьеса молодого драматурга Антонова
из жизни советской молодежи —
«Дороги на рассвете».
	Дневник
	UCKYCCING
	*% СТАРЕЙШАЯ артель художест-
венных резных изделий в Богородске
изготовила новую деревянную резную
скульптуру на тему «Дружба народов
ССР». Скульстура изображает груп-
пу представителей народов СССР. Над
ней на постаменте возвышаются Фи-
гуры крестьянки со снопом и солдата
с винтовкой. Впервые в истории 60-
городского промысла работа эта сде-
лана коллективно. В создании скульп-
туры принимали участие резчики-мас-
тера О. Ушаков, Н. Максимов, В. Зи-
мин. Н, Савин.
	х В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ в балете
Б. Асафьева «Барьииня-крестьянка»
центральная партия Андрея Бересто-
ва поручена молодому артисту А. Ла-
паури. В балете «Бахчисарайский фон-
тан» роль Марии готовит молодая ар-
тистка Раиса Стручкова, а роль вое-
начальника Нурали — молодые соли-
сты В. Мешковский и Г. Евдокимов.
	ВЕНА, 3. (ТАСС). Второй предсе-
датель нижнеавстрийской секции ав-
стрийского Об’единения профсоюзов.
Фриц Лаушер опубликовал в «Эстер-
рейхише  цейтунг» статью, рисую-
щую бесправное положение сельско-.
хозяйственных и лесных рабочих в
Австрии.

Лаушер указывает, что эти рабо-
чие (в Австрии их насчитывается 200
тысяч) снабжаются и. оплачиваются
хуже всех остальных категорий тру-
дящихся. Несмотря на постоянные и
вполне обоснованные требования
сельскохозяйственных рабочих, ав-
стрийское правительство ничего не
сделало для них в правовом отноше-
HEH.

Социального законодательства для
них фактически не существует.

У сельскохозяйственных рабочих
нет своего профессионального пред-
ставительства, поскольку функции
последнего выполняют крестьянские
палаты, то-есть организации работо-
дателей. В этих палатах всецело вер-
ховодят крупные кулаки и помещики.

Лаушер указывает далее, что’ про-
водником и инициатором этой реак-
ционной политики по отношению к
сельскохозяйственным рабочим яв-
ляется «народная партия», которой в
этом помогают правые сопиалисты.
	В предстоящим маневрам
американских войск
на Аляске

НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Ассо-
шиэйтед Пресс, 4 января на Аляску
для участия в маневрах вылетело 15
американских самолетов «С-84», име-
ющих на борту 150 человек личного
состава второй пехотной дивизии, а
также большое число военных наблю-
дателей, в том числе ряд канадских
офицеров. Для этих же целей на
Аляску вылетают /15 транспортных
самолетов «С-82». Во время маневров
намечено, в частности, произвести ис-
пытание различных типов пушек, са-
моходных орудий и грузовых машин
	Нелегальная отправка
военных материалов
из США в Палестину
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). По сооб-
щению корреспондента — агентства
Юнайтед Пресс из Нью-Йорка, вче-
ра полиция захватила военное снаря-
жение, хранившееся на складах Нью-
Йорка в ожидании нелегальной от-
правки в Палестину. 3 января поли-
ция конфисковала в Джерси Сити
65.000 фунтов тринитротолуола, KOTO-
рый был адресован агентствам в
Тель-Авиве и Хайфе.
	на-днях в помещении клуба им. Горбунова открылся драматический
театр ГИТИС. Была показана цьеса А. Тренева «Анна Лучинина» в
исполнении студентов выпускного курса института (художественный
руководитель курса — заслуженный артист РСФСР В. Белокуров). По-
становщики спектакля — В. Белоку ров и А. Окунчиков. Художник —
С. Шевалдьшшева. НА СНИМКЕ: сцена из пьесы; Н. Бармин в роли Анд-
рея Лучининаи Н. Суржикова в роли Анны Лучининой.

в рот А
	щем. Любовно рисуя и оправдывая
свою «героиню» («Ничего, mepeme-
лется — мука будет», — говорит в
рассказе работница Нюша), автор в
дальнейшем стремительно, без каких
бы то-ни было обоснований и пред-
посылок, проделывает следующую
трансформацию.

Валька появляется во дворе в фор-
ме ученицы ремесленного училища.
Как она туда попала, кто помог ей,
переменилась ли она в ремесленном
училище или и там продолжает свой
выходки, — все это остается  тай-
ной. Известно лишь, что старая тка-
чиха Пелагея  Захаровна ` обиделазь,
что «девчонка утирает ей нос, обго-
няет ее в жизни» (?!), а Валька, как
и раньше, продолжает «обижать»
старую ткачиху... А дальше все ра-
зыгрывается, как по нотам. Начи-
нается Отечественная война, Валька
с упоением гасит зажигательные
бомбы, тушит пожар в доме, одним
словом, совершает героические дела,
причем, — и это характерно, — дей-
ствует лишь одна Валька, все осталь-
ные — и взрослые и дети — отсут-
ствуют.

И вот финал: во дворе дома на ла-
вочке сндит Валька «в хорошем ко-
стюме, на ее груди поблеекивал ор-
ден Красной Звезды, и рассказывает
той же Пелагее Захаровне о своих
героических делах на фронте, где она
действовала в качестве разведчицы.
И когда все разошлись, Пелагея
Захаровна «долго еше стояла под
ветлой, вздыхая и бормоча... осуди-
тельно Качала головой...»

Вывода автор не делает, но он ясен
сам по себе.

Виталий Федорович написал, а
журнал «Смена» обнародовая  рас-
сказ, идеализирующий хулиганство,
не воспитывающий, а дезориенти-
рующий молодого читателя.

Сергей Иванов.
	Так кто же Валька? Хулиганка?
Беспризорница?. Нет, по замыслу ав-
тора, это — героиня, вожак ребят во
дворе и в школе.

Кстати, этой школы в рассказе мы
не видим. Не видим ни одной орга-
низации, без Которых немыслима
наша школа, — ни пионерской орга-
низации, ни комсомольского комите-
та, не говоря уже о тимуровских
кружках. В доме, где живет Валька,
ни один человек не заинтересовался
ее судьбой, словно это не советские
люди.

Если бы в рассказе дело ограничи-
лось только тем, что мы пересказа-
ли, то и тогда можно было бы на-
звать это «произведение» апологией
хулиганства и клеветой на советских
людей. Старая ткачиха Пелагея За-
харовна представлена в виде глупой,
невежественной, суеверной  купччхи
времен Островского, тетка Вальки —
«столбообразно худая бухгалтерша»
удивительно напоминает  диккенсов-
ских героев, Нюша — работница та-
бачной фабрики — фигурирует здесь
лишь как передатчица слухов о
«предвестии смерти», якобы  явив-
шемся старой ткачихе. Не советские
люди, а собрание каких-то музейных
редкостей! Мы посоветовали бы ав-
тору расбказа побывать хотя бы на
«Трехгорке» или на табачной фабри-
ке «Ява», чтобы увидеть реальных
советских работниц, а не выискивать
их образы из романов и пьес веко-
вой давности. Но дело не только в
этом.

Автор идеализирует уродливое яв-
ление, утверждая, вольно или не-
вольно, всем ходом своего повество-
вания, что именно из таких хулига-
нок, как Валька, рождаются подлин-

ные герои, ставит тем самым Вальху
в пример, коему следует подражать,
проповедует, что хулиганство в дет-
стве обеспечивает героизм в буду-
	ИСКАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
	лось с рассказом Виталия Федорови-
ча <«Валька», напечатанном в только
что вышедшем 22-м номере журнала
«Смена».

Героиней рассказа является Валь-
ка, «девочка лет двенадцати, по-
движная и угловатая, с нарочито
резким голосом». Заметим, что Валь-
ке было двенадцать лет к началу
Отечественной войны, следовательно,
она принадлежит к тому поколению,
которое воспитывалось в период вто-
рой и третьей сталинских пятилеток,
когда о детском .беспризорничестве.
говорилось лишь в художественных
произведениях, описывающих первые
годы после гражданской войны. И,
однако, Валька — типичная беспри-
зорница. ’

же первые строки рассказа  за-
ставляют насторожиться. Валька —
гроза всего дома, где она живет.
Если в доме «адский шум» — этим
шумом «заправляла»  Валька. Если
в окна комнат жильцов дома вле-
тали вдруг десятки бумажных го-

’лубей и валились в тарелки со щами,

— «это делала умелая рука Валь-
ки». «Умелая рука» Вальки делала и
многое другое: «Она добиралась с
озорством до третьего этажа и, по-
висая на водостоке, кричала в окна
каким-то раздавленным ‘голосом...
Она изобрела «зудилку» — некое со-
оружение из ниток и пуговицы и,
приделав эту «зудилку» к окнам, ме-
шала жильцам дома работать и от-
дыхать. Она всячески изводила ста-
рую ткачиху Пелагею Захаровну. И,
конечно, «училась Валька плохо»,
	Об одном рассказе в журнале «Смена»
>
	иди еее ааа и
общественно-политический жур-
нал Центрального комитета ВЛКСМ
«Смена» призван прежде всего ото-
бразить Ha своих страницах черты
советского молодого человека, под-
линного героя нашего времени. Раз-
крыть черты человека, рожденного и
воспитанного в великую сталинскую
эпоху, показать истоки его характе-
ра, огромную роль партии и комсомо-
ла в воспитании нового человека со-
циалистического общества, оттенить.
коренные отличия мировоззрения и
норм поведения советского молодого
поколения от мировоззрения и норм
поведения молодого человека, воспи-
танного в капиталистическом обще-
стве, — таковы, нам, кажется, основ-
ные задачи комсомольского журнала,
обязанного помогать «партии и на-
роду воспитывать молодежь в духе
беззаветной преданности советскому
строю, в духе беззаветного служе-
ния интересам народа» (А. А. Жданов).

В нашей стране нет недостатка в
таких героях, — простых, смелых,
мужественных, умных, горячо любя-
щих Родину юношах, девушках, под-
ростках. Нужно лишь уметь видеть
и отобразить типические черты наше-
ro юного поколения, Но, очевидно,
далеко не всякому литератору дано
это уменье видеть, и иные в поисках
необыкновенного, незаурядного вы-
думырают своего героя в тиши пи-
сательского кабинета, подводя тем
самым и себя и журнал, предостав-
ляющий свои страницы» для такого
рода «произведений». Так и получи-
	Отовсюду
	% БРЮССЕЛЬСЕСЕ радио сообщает
о резком увеличении числа безработ-
ных в Бельгии за последний месяц,
Ежедневно остается без работы более
39 тысяч человек. В общей сложности
число безработных по сравнению с
предыдущим месянем увеличилось на
29 процектов.

% СОГЛАСНО новогоднему отчету
Датского национального банка, коли-
чество денег в обращении достигло в
настоя1ее зремя 1.641 миллиона крсн.
	Газета «Кебенхавн» расценивает это
как «несомненную тенденцию к иИн-
фляции».
	*х РАДИО Бухареста передало, что
25 января 1943 года в Румынии будет
произведена перепись населения и хо-
зяйства.

% HO СООБЩЕНИЮ —лондонското
радио, в результате пролизных дождей
в Уэльсе три реки вышли из берегов;
затопив значительное пространство.
Под водой оказались значительные
площади пахотных земель.

Ух ХЕЛЬСИНКСКИЕ газеты сообщают,
что на севере Финяяндии за послел-
ние дни наблюдались сильные снеж-
ные бури. которые вызвали значитель-
ные перебои в железнодорожном и ав-
томобильном сообщении. Оссбенно
сильные снегопады прошли в районе
мезкду Торнио и Оулу.

% ПАРИЖСБОЕ ралио передало. что
в доках порта Сайгона, где находилось
45 тысяч тонн каучука, вепыхнул по-
жар. Точные размеры ущерба пска не-
известны.