_ 1.734 тысячи лекций
и докладов —
		унита» и «Аванти»
0 казначении губернатора
Триеста -
		сообщает, что два первые кандидата
на пост губернатора Триеста, предло-
женные Италией Югославии 31’ декаб-
ря 1947 года, являются швейцарски-
ми деятелями, уже отвергнутыми
Югославией в Совете безопасности
ООН. Третья кандидатура, предло-
женная Италией во время беседы
Франсони с Ивековичем, пока неиз-
вестна. Однако газета «Аванти» Co-,
общает, что она также неё могла быть
принята Югославией.

«Унита» пишет по этому поводу:
«Сфорца, сделав все, чтобы затянуть
установление контакта с югославским
представителем, повел переговоры та-
ким образом (предложение двух кан-
дидатур, уже отвергнутых в ООН,
отказ обсудить самому вопрос <
югославским посланником, как будто
дело шло о текущем вопросе, а He
об одной из самых важных нацио-
нальных проблем), что подтвердил
подозрение ` в своей озабоченности
лишь тем, как бы не вызвать недо-
вольства англо-американцев. Сфорца
больше боится достигнуть соглаше-
ния с югославами, чем превратить
Триест в крепость англо-американско-
го империализма».
	Вербовка в Гонконге
китайцев
в английскую армию
	ШАНХАЙ, 7. (ТАСС). В сообще-
нии, полученном из Гонконга, гово-
рится, что находящийся там штаб
английских сухопутных войск вербует
в английскую армию в Гонконге ки-
тайцев, родившихся в Англии. Указы-
вается, что завербованные китайцы
будут служить в некоторых админи-
стративных частях, находящихся в
настоящее время в Гонконге, одна-
ко, в случае необходимости, они м0-
гут быть использованы за предела-
ми Гонконга.
		Вультурно-массовое  обслуживание‘ избирателей
	избирательной кампании  1 ородской
дом народного творчества и обком
союза рабис. В культурно-массовом
обслуживании избирателей приняли
участие 33.000 участников  худо-
жественной самодеятельности. Они
дали 11.000 концертов и спектаклей.
	Озобенно отличились коллективы
автозавода имени Сталина, . клубов
Авиахима, «Красная звезда», Tpex-
	горной мануфактуры, завода имени
Ильича,

408 концертов и 13 спектаклей да-
ли для избирателей виднейшие ма-
стера московских театров. На этих
спектаклях и концертах побывало
400.000 москвичей,

Союз советских композиторов ор-
ганизовал для трудящихся столицы
   творческих отчетов.

«Кинопрокатом» было предостав-
лено агитпунктам 1.987 фильмов,
проведено 940 кинобеансов.

В дни массовых нарсдных гуля-
ний в парках и на площадях Москвы
выступило 4.900 участников  худо-
жественной самодеятельностя. Вы:
ступали также видные мастера ис-
кусств, лауреаты Сталинских премий
	В. В. Барсова, М, М. Тарханов,
М. Д. Михайлов, В. И. Качалов и
другие. Общее число посетителей
	всех зрелищных мероприятий соста-
вило свыше б миллионов человек.
	венкая кинематография. ’Приступле-
но к с емкам полнометражных худо-
жественных фильмов. Налажен вы-
пуск документальных картин, многие
из которых получили‘ высокую оценку
на международных кинофестивалях,
В заключение своего выступления
лавчо Васев подчеркнул ту брат-
скую помощь, которую оказывают ра-
ботники искусств Советского Союза
делу расцвета болгарской культуры.
На вечере выступил один из созда-
телей — документального фильма
«Болгария» — режиссер Р. Кацман.
Он привел ряд интересных примеров,
характеризующих  популярчость со-
ветской кинематографии в Болгарии.
Выступление писателя И. Эренбур-
га было посвящено культуре и искус-
ству Болгарии. В заключение вечера
состоялся концерт болгарских дея-
телей. искусств, в котором приняли
также участие находящиеся сейчас в
СССР композитор Владигеров и пе-
’°вец Михаил Попов. Вечер прошел в
теплей и доужеской обстановке.
	В помещении Камерного театра со-
стоялось городское совещание работ-
ников культуры и искусств, посвя-
щенное итогам культурно-массового
обслуживания избирателей в период
подготовки к выборам в местные Со-
веты депутатов трудящихся.

С докладом выступила  замести-
тель заведующего отделом агитации
и пропаганды МГК ВКП(б) тов.
О. П. Кремнева, рассказавщая о
культурно-просветительных меропри-
ятиях, в которых участвовали тыся-
чи артистов, лекторов, представите-
лей художественной самодеятельно-
сти, обслуживавших миллионы изби-
рателей-москвичей.

За время избирательной Кампании
проведено 1.734.330 лекций и докла-
дов. В клубах Москвы состоялось
270 вечеров для молодых избирате-
лей. Эти вечера посетили 120 тысяч
юношей и девушек. Проведено 224
встречи молодых избирателей с кан-
дидатами в депутаты. Всего в клубах
побывало за период избирательной
кампании 1.200.000 человек. Здесь
проводились просмотры кинокартин,
концерты артистов и участников ху-
ложесгвенной самодеятельности. Бы-
ло оргавизовано множество экскур-
сий в музеи Москвы.

Большую работу провели в дни

Ютославия, Судоверфь в р Сплите,
	Подготовка народного конгресса
в Мюнхене
	БЕРЛИН, 7. (ТАСС). Состоявший-
ся в начале декабря 1947 года в Бер-
лине немецкий народный конгресс за
единство Германии и справедливый
мир нашел горячий отклик и под-
держку среди широких слоев немец-
кого народа во всёх зонах Германии.
Сторонники единства Гермаяии —
представители различных политичес-
ких партий, профсоюзов и других ор-
ганизаций — подготовляют на январь
этого года созыв народных конгрес-
сов в Бремене и Золингене. Газета
«Берлин ам миттаг» сообщает, что
начата также подготовка к созыву
народного конгресса в Мюнхене.
Ссылаясь на агентство ДЕНА, газета
пишет: .

4 января в Мюнхене состоялось со-
вещание 70 видных представителей
политической, хозяйственной и куль-
турной жизни Баварии. Совещание
избрало из своего состава комитет в
количестве шести человек, который
должен подготовить созыв в первых
числах февраля в Мюнхене немецкого
народного конгресса Баварии за един-
ство Германии и справедливый мнр.
Среди присутствовавших на совеща-
нии лиц царило полное единодушие в
вопросе о единстве Германии. Так,
бывший депутат рейхстага от СДПГ
(социал-демократическая партия Гер-
мании) Макс Хейдеман охарактёризо-
вал позицию партий, выступающих
против немецкого народного конгрес-
са, как «антидемократическую и про-
тиворечащую подлинным интересам
народа». Макс Хейдеман резко вы-
ступил против попыток представить
предстоящий народкый конгресс в
Баварии как «инсценировку, устроен-
ную компартией». Он заявил: «Ком-
мунисты представили в наше распо-
ряжение свою лицензию и тем самым
вообще сделали возможным созыв
	этого конгресса. Чтобы избежать
впечатления о партийно-политической
односторонности, народный конгресс
поставит перед военной администра-
цией Баварии вопрос © разрешения
на его проведение. До получения. это- ‹
го разрешения народный конгресс
Баварии будет проводить свои пюд-
готовительные собрания по лицензии
любой партии, которая пожелает
поддержать идею конгресса».

Совещание общественных деятелей
приняло решение, в ‘котором, между
прочим, говорится: «Провал Лондон-
ской конференции ставит перед ‘не-
мецким народом, как никогда ранее,
задачу борьбы собственными Силёми
за единство Германии и‘тем самым за
обеспечение мира. Проводившиеся до
сих пор мероприятия— немецкий на-
родный конгресс в Берлине, подгото-
вительные мероприятия к конгрессам о
в Бремене, Дзоюссельдорфе и т. д. —
свидетельствуют о том, что стремле-
ние к единству Германии, преодолё-
вая зональные барьеры и партийные
рамки, действительно становится де-
лом всего немецкого народа. Для
всех немцев отсюда вытекает обязан-
ность бороться против раскола Гер-
мании и связанной с этим угрозы ми-
ру. Только единство Германии может
гарантировать жизненные возможно“
сти для всех немцев, только единая
демократическая Германия может
представлять собой гарантию безопас-
ности и мира во всем мире».

Как сообщает «Берлин ам миттаг»,
мкогочисленные . деятели культуры,
науки и общественной жизни, кото-
рые в свое время Послали приветст-
	венные телеграммы народному кон
грессу в Берлине, также заявили те-
перь O поддержке немецкого народ-
ного конгресса в Баварии.
	В. О. Топорков в роли Аркадия Счастливцева

Сорок лет в театре — это большой путь. А если из зтих сорока
больше двадцати пришлось с успехом проработать на сцене од-
о из лучших в мире театров — Московского Художественного,
это не только большой, но и замечательный путь. Речь идет о
рчестве народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии
О. Топоркова. :

Начав свою сценическую деятельность в 1909 году, Топорков ра-
ал со многими режиссерами, сыграл в различных театрах около
хсот ролей. Но только с К. С. Станиславским, в Художественном
тре, на сцену которого он пришел более 20 лег назад, артист
г обрести подлинную радость творческого труда. Артист вепоми-
т свою первую встречу с Константином Сергеевичем. Она пройс-
ила в кабинете режиссера. Великий мастер русского театра по-
ил Топоркова против света, подвинул к нему свой стул, долго
трел в глаза, всматривался в. черты лица, вставал, как бы мимо-
ом рассматривая его фигуру. А через несколько дней у себя на
ртире в Лебнтьенском переулке в течение двух часов снова бесе-
ал с «новичком».

Для Топоркова началась вторая жизнь в искусстве.

Вскоре ему поручают роль Чичикова в спектакле «Мертвые ду-
. Он работал над этим образом со Станиславским.

— То была необычайно важная для меня роль, — рассказывает
О. Топорков. — Рапетизуя с Константином Сергеевичем. я как
	В. О. Топорков. — Рэпетируя с Константином Сергеевичем, я как
бы изучал новую для себя театральную школу.
спомним замечательную галлерею разнообразных образов, создан
	ных Топорковым на сцене Художественного театра. Это — Оргон
в «Тартюфе»—лучший за последние сто лет после Шепкина Оргон
на русской сцене. Это — обаятельнейший Павел Берест в «Платоне
Кречете», энтузиаст Морис в «Глубокой разведке», жалкий прихле-
батель Дергачев в «Последней жертве», жизнерадостный Сэм Уэл-
лер в «Пикквикском клубе», николаевский шник Битков в «Послед-
них днях».. Какая разнообразная галлерея характеров! И в каждой
роли артист сумел донести до зритёля подлинную правду жизни.
В. О. Топорков находится сейчас в расцвете своего дарования.
		Вечер болгарского искусства
	Вчера в Доме кино
	«Культура и искусство стран новой
демократии» — так называется цикл
вечеров, проводимый Московским
домом кино. Вчера состоялся третий
вечер этого цикла. Он был посвящен
культуре и искусству Болгарской на-
родной республики. Выступивший со
вступительным словом советник по
делам культуры и печати посольст-
ва Болгарской республики в Москве
Славчо Васев охарактеризовал исто-
рию развития болгарского искусства.
Он говорил о влиянии русской куль-
туры, ее передовых идей на развитие
культуры его страны.

Создание народной республики яв-
ляется большим стимулом к дальней-
шему расцвету национальной культу-
ры. Народная власть всячески спо-
собствует развитию всех видов искус-
ства. `В настоящее время в Софии
	существуют драматический ‘народный
театр с филиалом, оперный театр, те-
атр оперетты, множество районных
театров и самодеятельных коллекти-
вов. В Болгарии создается отечест-
	Tri) Tr нино ними ии в имо нули ни они ии ни вина коими ии ии ини нв ини зи и нининии ний
	Рост безработицы
	в Канале
	ОТТАВА, 5. (ТАСС). Согласно co-
общениям министерства труда, в Ка-
наде резко возросла безработица. На
18 декабря в Канаде было 135 тысяч
безработных (в том числе 103 тысячи
мужчин) по сравнению со 106 тысяча-
ми безработных (из них 73 тыс. муж-
чин) в ноябре. -
	— Да, пожалуй, та, над которой сейчас работаю, — Аркадий
Счастливцев в «Лесе» Островского. Это и самая любимая моя пьеса.
Я переиграл в ней, кроме Несчастливцева, все мужские роли-—Була-
нова, Восьмибратова, Карпа, Петра, Бодаева. Но это были эпизоди-
ческие, не очень серьезные работы. Спектакль в Художественном те-
атре, который я ставлю вместе с народным артистом РСФСР В. Ор-
ловым, доставляет мне большую творческую радость.

Лично я, видевший и знавший`в дореволюционном русском театре
многих Счастливцевых, хочу донести до зрителя внутреннее содёр-
жание замечательного образа. Это — целеустремленность Счастлив-
цева, для которого театр — самое главное в жизки. Недаром в кон-
це пьесы он восторженно восклицает: «Ну, теперь доберусь до ка-
	кого-нибудь театра!»,
		Гололные забастовки в английской зоне
	Германии
	оввупации
	Насколько мне удастся разрешить эту задачу — будет судить
	В Шевцов.
	‚ лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР
		Фото Ал. ЛЕСС,
	HA СВИМКЕ: лауреат Ста
В. О. Топорков у себя дома.

БЕРЛИН, 7. (ТАСС). По сообщени-
ям немецкой печати, в Гамбурге, Дюс-
сельдорфе, Кельне, Дуисбурге, Эс-
сене и других городах английской ок-
купационной зоны Германии произош-
ли забастовки рабочих крупнейших
предприятий. Непосредетвенными при-
чинами забастовок явилось резкое
ухудшение продовольственного снаб-
жения в земле Северный Рейн —
Вестфалия и в Гамбурге. Кроме от-
Пускаемых по низким нормам хлеба
и крупы, население городов Рура
‘уже длительное время не получает
никаких других продуктов. Рабочим,
занятым на тяжелых и 06060 тяже-
лых работах, были сокращены на 25
процентов дополнительные — пайки.
Официальные представители немец-
ких властей заявили также о необхо-
димости сокращения в ближайшее
время норм выдачи хлеба. Беспокой-
ство немецкого населения увеличи-
вается из-за того, что ни со стороны
английских властей, ни со стороны
немецких органов самоуправления не
дается раз’яснений о положении с
продовольственным снабжением в
будущем.

5 января начались забастовки пор-
товых рабочих Гамбурга, которые,
помимо улучшения  продовольствен-
	ного снабжения, требуют повышения
	цией без жульничества и афер. Но
жизнь доказала ему, что в капита-
листической Америке нет честной
	коммерции, нет бизнеса без уголов-
	щины. Долго и бесплодно рывшийся
«в об’едках на задворках большого
нового мира, который строили для
себя крупные воротилы», Лео в кон-
це-концов ‘вынужден применить их
же методы в борьбе за существова-
ние. Став участником банды Тэкке-
ра; он становится по отношению к
своим менее ловким конкурентам та-
ким же волком, каким был для него
Тэккер, — грабит, разоряет, лихоим-
ствует. Единственно, что отличает
его от своих хозяев и конкурентоз,—
это сознание собственной  преступ-
ности. «Через что должен пройти
человек, чтобы поселиться здесь, —
думает Лео, проходя по улице нью-
йоркских богачей. — Через тысячи
тысяч, через миллионы миллиочов
всевозможных грязных махинаций,
калеча сотни людей и себя». Чита-
тель законно вспоминает при этом
историю американских миллиардеров.
Разве империя Морганов не началась
с самого беззастенчивого грабежа,
империя Асторов — < пушного пи-
ратства, империя Дюпонов — с мо-
шеннических афер? Чем они лучше
гангстёров? «Быть может Тэккер и
его банда, — говорит с горькой иро-
нией автор, — не так уж часто были
повинны в смерти людей, как это им
приписывала молва, и, вероятно, от-
правили на тот свет меньше народа,
чем автомобильные промышленники
или стальные короли в борьбе про-
тив профсоюзов...»

В любой сфере жиэни действует
один и тот же закон капиталистиче-
ских джунглей: твой убыток — моя
прибыль. В политике, в экономике,
в прямой уголовщине. В главе «Биз-
нес правосудия» раскрывается истин-
ный смысл американского «демокра-
тического» правосудия‘ как попрания
всех и всяческих человеческих прав,
беззакония «законов», власть силы,
дубинки, кулака, Куплен на корню
капитан сыскной полиции Милетти,
смотрящий сквозь пальцы на лоте-
рейные махинации Тэккера, куплен
	зарплаты, а также выдачи спецодеж-
ды и обуви. В забастовке участвует
от 5 до 7 тысяч рабочих.

В тот же день в знак протеста
против голода прекратили работу ра-
бочие 20 крупнейших предприятий
Дюссельдорфа. В числе заводов, охва-
ченных забастовками, находятся пред-
приятия концернов Клэкнера, Ман-
несмана и Обербилькер штальверке.
Забастовка продолжалась около ча-
са. На митингах рабочие приняли ре-
шение созвать конференцию произ-
водственных советов всех предприя-
тий Дюссельдорфа.

Голодные забастовки происходили
также в Дуисбурге, Мюльхеймрур,
Дортмунде, = Эссене, Ремштедте,
Кельне, Геттингене и других городах
	Рейнско-Вестфальского промышлен-
ного района.

Отовсюду
	% БАК ПЕРЕДАЕТ агентство Франс
Пресе, газета «Журналь юфисьель»
опубликовала постановление о том, что
отпуск бумаги для газет и периодичеё-
ских изданий снижается, начиная ©
5 января, на 5 процентов.

% В ВАРШАВУ прибыл чрезвычай-
ный посланник и полномочный Mit

нистр Венгерской республики Perec
Теза.
	судья Гаррет, спасающий участни-
ков банды от грозящих им неприят-
костей, куплены адвокаты,  присяж-
ные, полицейские. Это такая же
банда, как и банда Тэккера, такой
же преступный «синдикат», как и
любая финансовая или промышлен-
ная корпорация. И в каждом pade
бизнеса живет непреодолимое  чув-
ство страха, великого страха, бро-
дящего по тропам капиталистических
джунглей. Тэккер боится Фикко,
Минч боится Тэккера, полиция He
вмешивается в дела гангстеров, по-
тому что побаивается Бэнта, а Бэчт
боится губернаторского уполномочен-
ного Холла, собирающегося сделать
карьеру на разоблачения его махи-
наций. Это чувство страха несколько
гиперболизировано в образе Бауэра,
мелкого служашего в конторе у
Минча, мечущегося, как затравлен-
ный хорек, под колесами  тэккероз-
ской «машины», но гиперболизацчя
эта вполне закономерна. Разве не о
том же чувстве страха, живущем в
сердце каждого американца, говорят
названия десятков книг, выпущенчых
за последние годы известными аме-
риканскими врачами и психологами:
«Как победить страх?», «Не бойтесь»,
«Не падайте духом», «Неуверенность
и душевная уравновешенность», «К
чему ваши страхи» и т. д. Уолферт
лишь резко подчеркнул еще одну
черту американской жизни,  подчи-
ненной законам бизнеса.

Книга Уолферта небезупречна с
точки зрения советского читателя. В
ней есть Америка, живущая по
волчьим законам бизнеса, но нет
Америки, для которой эти законы
враждебны и ненавистны. Заметит
читатель и другие недостатки: огра-
ниченность мировоззрения автора, не
	озволяющую ему подчас сделать
правильные политические выводы,
излишнюю психологизацию, запуты-
	вающую развитие действия, и т, п.
Но эти недостатки не` заслоняют
главного — политической значитёль-
ности книги, разоблачающей ложь и
фальшь американской буржуазной
демократия.
	Ал. Абрамов. _
		Корреспондент «Вечерней Москвы»
беседовал по телефону с чемпионом
СССР П. Кересом, находящимся в
Таллине. О предстоящем матч-турни-
ре на первенство мира по шахматам
гроссмейстер Керес сказал следую-
щее:

— Начинающееся 1 марта состяза-
ние на мировое первенство значи-
тельнез, серьезнее и интереснее всех
проводившихся B прошлом матч-тур-
ниров. Игравшиеся до сих пор матч-
турниры неё собирали всех  сильней-
ших шахматистов (как было, напри-
мер, в Петербурге в 1896 г., когда иг-
рали Ласкер, Пильсберри, Стейниц и
Чигорин, но не смог выступить Тар-
ран!) или проводились в два круга, а
при этой системе случайности могут
играть известную роль. Не менее важ-
но и другое обстоятельство — ни в
одном из этих состязаний никогда не
решался вопрос о первенстве мира. В
Амстердамском турнире 1938 года
проектировалось лишь наметить кан-
дидата для матча с чемпионом мира
Алехиным. .
	В предстоящем состязании участ-
вуют все сильнейшие шахматисты со-
временности. Матч разыгрывается в
четыре круга, и, таким образом, роль
случайности понизится до минимума.
Самое же главное то, что победителю
присваивается звание чемпиона мира
по шахматам. Бесспорно, что ни од-
ному из участников этого состязания
не удастся получить оешающего пре-
восходства в первой полсвине, и
вопрос о победителе будет решен
лишь в самых последних турах вто-
Рой половины, которая, как известно,
проводится в Москве.
		«ОТЧИЗНА»
	В прошлом концертном сезоне .мо-
сквичи познакомились с ораторией
молодого советского — композитора
Юрия Левитина под названием
«Памяти павших героев».

Недавно Ю. Левитин закончил но-
вую ораторию «Отчизна», < успехом
исполненную в концертах фестиваля
советской музыки в Ленинграде под
управлением лауреата Сталинской
премии Е. Мравинского.

Этот симфонически-хоровой цикл,
написанный Левитиным на текст В.
Лебедева-Кумача, состоит чз восьми
частей, сюжетно и иузыкально ‘0б’-
‘единенных. Начинается оратория ши-
роким симфоническим вступлением, в
котором звучит основная тема произ-
ведения — тема Отчизны. В конце ча-
сти к оркестру присоединяется дет-
ский хор.

Хоровой финал второй части по-
строен на теме революционной, песни
«Смело, товарищи, в ногу». Одной из
основных частей оратории является
третья — «Песня о Ленине».

Четвертая и пятая части, идущие
без перерыва, — это музыкальный и
поэтический рассказ о жизни и тру-
‘де советского народа, завершающий-
ся мощкой песней о великом вожде
товарише Сталине. Три последних ча
сти, посвяшенные Великой Отечест-
веннной войне, заключает апофеоз
«Слава Отчизне»,
	Сведения о том, что Решевский
уже несколько месяцев оетавил ра-
боту и серьезно занялся шахматами,
свидетельствуют, что американский
гроссмейстер будет еще более гроз-
ным противником, чем когда-либо. Он
всегда был в дебютах несколько сла-
бее, чем в середине или в финальной
части партии. Теперь гроссмейстер,
очевидно, решил устранить этот поо-
бел. Можно предполагать, что из Бо-
стона он приехал в Нью-Йорк пето-
му, что здесь больше высококвалифи-
пирозанных шахматистов, с которыми
эн может тренироваться.

Каковы шансы ‘участников первен-
ства? Я уже давно He встречался в
больших состязаниях ¢  Файном,
Решевским и Эйве, а не зная их те-
перешней игры, невозможно опреде-
лить шансы кого-либо из претенден-
тов. Скажу одно: трое советских уча-
стников располагают 50 процентами
шансов. Наша задача — в матч-тур-
нире предельно их увеличить.

БЕСЕЛА С ЧЕМПИОНОМ СССР ITI. KEPE

et
<
	В залё им. Чайковского состоялся первый концерт болтарской симфонической музыки. В программу кон-

ee wena Beneawuuhemnama LTA
	вых романов, сотни сенсационных
биографий и десятки исследований,
вроде книги Дениса Линча «Престун-
няки и политика». Но, пожалуй, ни
одному американскому пикателю не
удалось так наглядно раскрыть сущ-
ность гангстеризма, как это сделал
Айра Уолферт в своем романе «Бан-
да Тэккера». Роман этот, с трудом
нашедший издателя в США, ныне
переведен в СССР, и советский чи-
татель может детально ознакомиться
еше с одной гранью пресловутой за-
океанской «демократии».

Герой романа -— Бен Тэккер, один
из магнатов нью-йоркской уголовной
«промышленности». Карьера его ти-
пична и характерна. (Сначала — 3a-
водской полицейский, на личном опы-
те постигший, Что убийство может
стать бизнесом, затем — профсоюз-
ный вымогатель, «пивной барон» в
годы «сухого закона»,  автомобиль-
ный  рэкетир, взимающий дань с
шоферов такси и, наконец, — глава
«лотерейного бизнеса», властитель
судеб множества мелких  разорен-
ных им аферистов, организующих
жульнические лотереи для населе-
ния. «Да, это ->_ 606 стопроцент-
ный, беспощадный..»,-—говорит о Тэк-
керё Лео Минч. Философия Тэккера,
по словам его адвоката Уилока, «ти-
пичная философия  англо-америкач-
ских лавочников»: человек человеку
—волк, ваш убыток — моя прибыль.
Так и поступает Тэккер, копируя ме-
тоды своих коллег в мире легально-
го бизнеса: разоряет конкурентов,
синдицирует предприятия, подкупает
суд, полицию, политических  «бос-
сов». И сам в конце-концов  стано-
вится жертвой конкуренции, вынуж-
денный уступить арену «лотерейного
бизнеса» более сильному противнику,
гангстеру Фикко.

Фактическая сторона романа не
вызывает сомнений — она базирует-
ся на реальной американской дей-
ствительности. В карьере Тэккера
есть много общего и с карьерой Дай-
монда и с карьерой. «красавчика»
Амберга, контролировавшего в нача-
ле тридцатых годов лотерейные
предприятия в одном из районов
	болгарского композитора Чанчо впадитерова, Fil
ом Зоесоюзного радиокомитета, исполияющим
	Нью-Йорка — Бруклине. Эти пред-
приятия понадобились  «голландцу»
Шульцу, одному из’ членов  «боль-
шой шестерки», захватившей в свои
	руки всю уголовную «индустрию»
города, и Амберг был устранен. Точ-
но Tak же впоследствии был устра-
нен и Шульц, «бизнес» которого
приглянулся Лучиано, главарю бан-
дитской шайки,  терроризировавшей
Нью-Йорк в 1985—39 годах. Как мы
видим, история Тэккера и Фикко по-
вторялась не раз в Америке.

Бесспорны и художественные до-
стоннства романа: правдивость его
конфликтов, яркость и колоритность
его персонажей, Фигуры Тэккера и
его банды запоминаются, словно мы
их видели только что на экране, Лео
Минч — делец-неудачник, пожран-
НЫЙ тэккеровским  «синдикатом»,
бандит Джо-Фазан, знающий только
одно искреннее человеческое чувст-
во — жалость к неудачнику-брату,
адвокат Уилок =— типично «хэмин-
гуэевская» личность, опустошенный,
отравленный алкоголем слуга бизне-
са, — всё это портреты живые и ха-
рактерные. Менее заметна в романе
фигура Бэнта — политического «бос-
са», связанного с бандой Тэккера и
заботливо оберегающего ее от руки
закона. Бэнт действует где-то за
кулисами, роль его в делах Тэккера
не ouepuena с нужной наглядностью.
Ведь Бэнты — это гнойные очаги,
питающие гангрену гангстеризма в
Америке, и без Бэнтов эта гангрена
не могла бы распространиться в та-
ких масштабах, какие пугают даже
консервативную американскую  пе-
чать.

Однако не художественные каче-
ства определяют значительность кни-
ги Уолферта. «Банда Тэккера»х —
прежде всего роман политический,
раскрывающий социальную природу
гангстеризма. Автор показывает
гангстеризм как бизнес и бизнес
как гангстеризм, вскрывает гангстер-
скую сущность американского моно-
полистического капитала, Характерла
судьба Лео Минча — одной из жертв
банды Тэккера, Минч хотел зараба-
тывать честно, заниматься коммер-
	церта вошли произведения приехавшего в Москву изв
СНИМКЕ: Панчо Владигеров дирижирует симфоническим ©9к‹
	Бен Тэккер м его бизнес
	О книге американского писателя Айра Уолферта*
>
	кетира—<обственные конторы, авто-
мобили, большие денежные средства
и целая армия крупных и мелких
	гангстеров, готовых повиноваться
любому приказу главы.
В мире гангстеров действует
	тот же закон концентрации капита-
ла, как и в любой сфере капи-
талистической экономики: мелкие
шайки синдицируются, крупный ганг-
стёр глотает мелкого, создаются це-
лые отрасли уголовной «промышлен-
ности». Об их главарях говорят, как
о финансовых магнатах: один «кочт-
ролирует» индустрию наркотиков,
другой — торговлю «живым  това-
ром», третий — игорные дома и дру-
гие притоны, четвертый — «лотерей-
ный бизнес», организации букмекеров
и тому подобные  полулегальные
предприятия. «Гангрена гангстеризма
проникла во все поры общественной
жизни  Амёрики», — писал «Нью-
Йорк таймс» лет десять назад. И это
верно: даже в рабочее движение про-
никла эта гангрена. Рэкетиры и гапг-
стеры захватывают в свои руки ру-
ководство местных отделений проф-
союзов, организуют целую систему
грабежа, взяточничества. и вымога-
тельства. Уголовный бизнес сращи-
вается с политическим: услугами
гангстеров пользуются «боссы» рес-
публиканской и демократической пар-
TH в дни избирательных кампаний,
и немалая доля добычи политиканов
попадает в карманы главарей свя-
занных с ними бандитских шаек. В
Америке широко известен случай,
когда лилер Таммани-холл” (нью-
йоркская организация  демократиче-
ской партии) Хайнс был обвинен в
принадлежности к банде «пивного
барона» Шульца.

О гангстерах и гангстеризме в
Америке написаны тысячи бульвар-
	сти героев Америки нашего
времени есть один, © котором
американские журналисты любят mH-
сать с таким же упоением, Kak 0
модной «звезде» голливудского нёбо-
склона.

Это — гактстер.

«Если подытожить все, что напи-
сано о Дилинджере или о Даймонде,
— писал один из исследователей
американского гангстеризма, — полу-
чится внушительный Том, нё менее
об’емистый и тяжелый, чем любой из
томов. Британской энциклопедии»,

Кто такой Дилинджер? Бандит,
потрясавший в тридцатых годах спо-
койствие деловой Америки, человек
вне закона, оставлявший всюду свой
страшный след: окровавленные тру-
пы убитых, ограбленные магазины и
банки, взломанные кассы, дрожащих
от ужаса кассиров и клерков. Кто
такой Даймонд? Нью-йоркский  со-
перник знаменитого Аль-Капоче, вла-
делец сети игорных притонов и под-
польных кабаков в годы «сухого за-
кона», король «рэкетиров», взимзв-
ший ‘дань не только с лавочников и
рестораторов, но и со своих конку-
рентов, бандитских главарей калиб-
ром поменьше.

«Гангстер» в переводе на русский
язык — просто бандит. «Рэкетир»
перевести труднее. Это — гангстер
крупного масштаба, авантюрист, ус-
пешно комбинирующий бандитизм с
шантажными и спекулятивными опе-
рациями. Он не только взимает дань,
но и «протежирует», зашищая своих
«налогоплательциков» от других
гангстеров или помогая им в борьбе
с конкурентами. В распоряжении рэ-
	* дАйра Уолферт. «Банда Тэккера».
аи, иностранной литературы.
7.