Телаграммы И5-3а границ
			06 Одеон реакиионной
теории современной
буржуазной литературы
	Этой теме был посвящен
	писателя А. Исбаха, состоявшийся
недавно в Библиотеке иностранной
‚литературы. А. Исбах в настоящее
время готовит большую работу об
идейном распаде современной бур-
жуазной литературы. Одна из сторон
	ХУДОАЕСТВЕНТЫЕ
ВЫСТАВКИ, АЛЬБОМЫ,
- - FGPTPETBI
	HOBDIE PASOTHI
МОСКОВСКИХ ГРАФИКОВ
Художественно-эстампная .MacTep-
ская Московского товарищества ху-
дожников является творческим цент-
ром графиков столицы. Лучшие co-
ветские ксилографы, офортисты и ли-
тографы, а также мастера металло- и
линогравюр, используя  производст-
венную базу мастерской, создали

здесь свои лучшие эстампы.

План мастерской на 1948 год пред-
полагает издание большого количе-
ства новых художеетвенных альбо-
моз, выставок, портретов” деятелей
русской культуры, отвоыток ит. д.
Большой интерес представляют два
художественных альбома, посвяшен-
ных жизни и деятельности И. В.
Сталина. Каждый альбом состоит
из десяти многоцветных литографий
большого формата (50Ж60 см.). Авто-
рами этих литографий являются. мо-
скозские художники  Алякринский,
Аксельрод, Бубнов, Лурье, Мочаль-
ский и др.
	Сорок пять цветных эстампов со-
ставят три альбома, отображающих.
жизнь и творчество А. М. Горького.
В. первый альбом («Дом на Никит-
ской») войдут работы, показываю-
щие домашнюю обстановку, в кото-
рой протекали последние годы жизни
великого писателя, его встречи с ру-
ководителями партии и правителъст-
ва, деятелями литературы и искусст-
ва. Таковы произведения: Н. Жуко-
ва «А. М. Горький и И. В. Сталин»,
Б. Прагера «А. М. Горький читает
И. В. Сталину и К. Е. Ворошилову
«Девушку и смерть», Кукрыниксов—
«Горький и писатели», И. Соколова
— «Библиотека Горького», «Рабочий
кабинет» и др. Большую помошь ху-
дожникам, работающим над этими
альбомами, оказали сотрудники Му-
зея им. А, М. Горького, познакомав-
шие их с архивом писателя.
	«Москва социалистическая» — так
называется выставка литографий
Бернштейна, Куликова, Когоута, Ро-
манова и других художников, в ко-
торой запечатлены новые здания,
парки, стадионы, станции  метропо-
литена и другие сооружения, возд-
вигнутые в Москве за годы созет-
ской власти.
	Мастерская готовит также серию
портретов деятелей русской науки,
литературы и искусства. Среди них
— портреты работы художников
Аксельрода «Встреча Глинки с Пуш-
киным», Парамонова «Горький за
работой», Кравцова «Лепешинская
во время танца».
	Несколько выставок-альбомов по-
свящается историческим, революци-
онным и военным событиям, а также
темам промышленности и сельского
хозяйства. В сорока эстампах пока-
зана жизнь высшей школы, в пятнад-
цати — забота Советского государ-
ства об отдыхе детей.

Успешные. действия _
китайской народно-.

освободительной армии

ШАНХАЙ, 10; (ТАСС). Как coos-
щают газеты, информированный пред-
	ставитель правительства заявил 8 ян-
варя журналистам, что бой происха-
	этого распада характеризуется  на-   ДЯТ В 22 милях от Нанкина. По сло-
стойчивой пропагандой ‘на Западе   ВАМ этого представителя, части на-
идеи апслитичности искусства, ‹о-   РОодно-освоболительной армии’ атако-
	знательного противопоставления ис-
	вали город Люхэ (к северу от Нан-
	кусства жизни, политике; кина), расположенный на противопо-

Тема бегства от, действительно-   Ложном берегу Янцзы. >
сти — не новая Tema. Ona имеет   По сообщезию ‘печати, тяжелые
большую историю. Особенно извра-

бои происходят в файоне Синьли-
щенные формы она принимала у 40 Kae
представителей западной декадент-   ТУНЯ, В километрах ^ западнее
ской литературы конца ХХ века,   Мукдена. ‘Народно-освоболительная
	выражавшиеся в воспевании крайнего
индивидуализма, отвращения к чело-
веку, отрешенности от коллектива.
Декадентам прошлого века вторят
в еще более извращенной форме со-
временные проповедники мнимой апо-
литичности искусства. Это. — пред:
ставители реакционнейшей буржуаз-
ной литературы Англии, Америки и
Франции. В основе их философии ле-
жат разделение ‘человечества Ha
«чернь» и «избранных», отрицание
	классовой борьбы, ‹ глубокая HeHa-
висть к человеку. :

Докладчик охарактеризовал  реак-
ционную предательскую роль таких
писателей, как Андре Жил, Томас
Эллиот, Андре Мальро, Жан. Поль
Сартр — активнейтших  пропаганди-
стов теории аполитичности, Один из
самых ярых’ популяризаторов этой
теории — американский поэт’ Эзра
Паунд в годы войны был радиоком-
ментатором у Муссолини.

А. Исбах говорил также о той
борьбе, которую ведут с этой иде-
ологией реакции прогрессивные писа-
тели мира — Луи Арагон, Альберт
Мальн, Говард Фаст, Клод Морган
и другие. Примером им служат самая
передовая и идейная. литература в
мире — советская литература, ее ве-
ликие ‘основоположники Горький и
Маяковский.
	„Веседа
га круглым
столом“
	Завтра в 17 часов юные москвичи
вновь услышат по радно одну из
своих любимых передач — «беседу
за круглым столом под часами с
кукущкой»,

Беседу откроет знатный мастер 3a*
вода «Калибр» Н. Российский, За-
тем выступят участники междуна-
родного фестиваля молодежи в Пра-
ге Л. Масленникова и В. Мержанов,
В беседе также примут участие вра-
тарь команды «Динамо» А. Хомич
и гроссмейстер М. Ботвинник, побе-
дитель недавнего турнира памяти Чи-
горина. Кроме взрослых в передаче
участвуют и московские’ пионеры, ко-
торые поделятся своими впечатления-

ми о прошедших школьных канику-
лах.
	армия форсировала реку Ляохз и соз-
дала предмостное укрепление .на’ юж-
вом берегу реки, в 32 километрах от
Мукдена.

ШАНХАЙ, 10. (ТАСС). Как сооб.
щает газета «Синьвэньбао», народно-
освободительная армия вступила 43
провинции Шэньси в провинцию Сы-
чуань. Наступая из Цзыяна (южная
часть провинции Шэньси), она овла-
дела городом Цзяньпа и продвигается
	в направлении горного района Да-
бейшань. 7 января состоялось чрез-
вычайное заселание постоянного ко-
	митета гоминдановского провинциаль-
	ного совета Сычуани для обсуждения
создавшегося критического ‘`положе-
ния в провинции.
	Организационное собрание
союза румынских
писателей
	БУХАРЕСТ, 10. (ТАСС). По сооб-
щению бухарестского радио, в Буха-
ресте состоялось организационное со-
брание союза румынских писателей.
На собрании присутствовали писате-
ли Захариа Станку, Дьюла, Якоб
Гроппер, Клавдия Минулеску, Ион
Калугэру и др. После избрания орг-
комитета Захариа Станку был избран
председателем союза румынских пи-
сателей.
	Предстоящая выставна
советсной архитентуры
	в Лондоне

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Англий-
ское центральное бюро информации
	сообщает, что вскоре королевский ин-
ститут архитектуры откроет в Лон-
nove большую выставку современной
советской архитектуры.
	Выставка откроется 3 марта. Она
будет разделена на две части: пер-
вая будет демонстрировать рост, и
развитие Москвы <: ХП века до
наших дней и вторая — архитектур-
ные достижения, в особенности пос-
левоенную реконструкцию советских
республик.
	Художественный руководитель и дирижер оркестра народных инструмен-
тов Всесоюзного радиокомитета заслу женный артист РСФСР И. Алексеев
	проводит репетицию.

Фото Б. БОРИСОВА.
а
	Оркестры
	В этом году исполняется 60 лет с
того дня, как перед нарядной пе-
‘тербургской публикой в одном из
концертных залов выступил  впер-
вые оркестр русских народных ин-
струментов — балалаек и домр.
Организатором его был  талантли-
вый музыкант, пионер идеи возрож-
дения русских народных инструмен:
тов на концертной эстраде В. В.
Андреев. С тех nop такие оркест-
ры пользуются большой попу-
лярностью у слушателей. особенно
в советские годы, когда эта область
музыкального исполнительства по-
лучила самое широкое признание.

Одним из непосредственных ‘прб-
должателей дела В. В. Андреева. яв-
ляется заслуженный артист РСФСР
П. И, Алексеев, долголетним и’ на*
стойчивым трудом поднимающий
исполнительскую культуру оркест-
ров народных инструментов. Him oc-
нован в 1919 голу первый в Москве
оркестр народных инструментов в
Красной Армни, вошедший в 1924 го-
ду в систему раднокомитета; а затем
реорганизозанный в  Государствен-
ный оркестр русских народных ин-
струментов СССР. Алексеевым же
был создан в 1935. году  красноар-
мейский балалаечный оркестр при
Центральном доме Красной Армии
имени Фрунзе. С 1945 года Aaexce-
ев — дирижер и художественный
руководитель вновь созданного ор-
кестра народных инструментов Все-
союзного радиоксмитета.

Свою профессиональную деятель-
ность музыкант начал < участия в
домрово-балалаечном оркестре, op-
ганизованном В. Андреевым. После
смерти Андреева он наряду с вы-
ступлениями на концертной эстраде
	народных
	стал заниматься и музыкально-орга-
низаторской работой. Много сдела-
но им для расширания репертуара
народных оркестров. Начав © обра-
боток русских песен, Алексеев пере-
ходит к сложным симфоническим
произведениям, как, например, «Ро-
мео и Джульетта» Чайковского,
2-я симфония Бородина и т. д.. ис-
пользует. оркестр народных инстру-
ментов для, сопровождения сольных
выступлений певцов и инструмента-
листоз, ставит крупные оперлые про-
изведения в Концертном исполнении
(«Аскольдова могила»,  «Мельник—
колдун, обманщик и сват»). По ини-
циативе Алексеева для оркестра пя-
	шут крупные советские композито-
ры — Ипполитов-Мванов, Василенко
и другие. ‹
	В минувшем году П. Алексеев с
оркестром радиокомитета подготовил
музыкальную программу на сельско-
хозяйственную тему — «Сталинский
урожай», музыкальный монтаж ко
Дню Сталинской Конституции с за-
главной песней Штогаренко «Ты с
нами». Оркестром были исполнены
	также «Колхозный праздник» Чап-
лыгина, ° «Праздничная  увертюра»
Камалдинова, кантата Морозова
	«рылинный сказ».
	енстружентов
	Американская «наживка».

Рис. А. ЗАСИВА.
	БЫВШИЙ НЕМЕЦКИЯ
военнопленный о пребывании
В английском плену
	БЕРЛИН, 10. (ТАСС). Газета «Ней-
ес Дейчланд» публикует письмо
бывшего немецкого военнопленного,
вернувшегося из английского плена.

Незадолго перед концом войны,
говорится в письме, я стал. солдатом
и попал в плен. Вместе с другими я
находился В лагере в Бельгии; Руко-
водство лагеря, старшины в бараках,
лагерная полиция и персонал кухни
состояли большей частью из фельд-
фебелей и солдат. Война еще не кон-
чилась. Эта военная клика вкупе с
фашистскими элементами системати-
чески вела фашистскую пропаганду.
Так как я открыто высказывал свои
антифашистские взгляды, то мне бы-
ло запрещено выступать на полити-
ческие темы.
	Я обратился с жалобой к англий-
скому офицеру, но тот заявил мне,
что я должен вести себя тише, В ла-
гере имелась фашистская боевая
команда. Всех, кого члены этой
команды ненавидели за антифашист-
ские взгляды, ночью вытаскивали Из
бараков и избивали. Я испытал это
на себе. Команда состояла из людей,
которые в основном были заняты на
кухне и, таким ‚образом, сохранили
силы. Я подал жалобу на них, одна-
ко бандиты не были наказаны.

Когда появились сообщения 9
смерти Гитлера, весь лагерь должен
был встать и по приказу руководст-
ва лагеря, подняв правую руку, поч-
тить память «выдающегося  полко-
волна». ‘
	Для работы в бельгийских рудни-
ках каждый барак должен был дать
30 человек. Барачные старшины вы-
искивали в первую очередь тех, кто
чм был нежелателен, и чаше всего
антифашистов. Из фашистов вербова-
ли полицию для Западной Германии.
	В лагере регулярно издавалась ла-
герная газета. Редактором ее был
бывший фашист из Берлина. Лица,
прибывшие к нам из других лагерей,
в том числе из лагерей в США, рас-
сказывали, что там существует та-
кое же положение.
	Домой я вернулся полтора года
тому назад. Положение, существую-
щее сейчас в Бизонии, напоминает по-
ложение в лагере для военноплен-
ных. ° й 5
	Американская военная
	помощь Турции и Греции
	АФИНЫ, 10. (ТАСС). Коореспон-
дент газеты «Акрополис» сообщает из
Нью-Йорка, что американские воен:
ные власти намечают создание в Гре-
ции пяти воздушных баз и что в бли-
жайшее время для этого будут за-
требованы необходимые кредиты.
Корреспондент сообщает также, что
правительство США намерено пере:
дать Греции и Турции значительное
число подводных лодок и что грэче-
ские и турецкие экипажи для эгих
лодок будут обучаться в Америке.
		них построят гидроэлектростанцию.
Она не только вдохнеф жизнь в ме-
ханизмы ‘шлюза, но и даст электро-
энергию соседним предприятиям и
колхозам. По Москве-реке поплывут
пароходы, более мощные и быстро-
ходные, чем сейчас; Впервые ноя-
BUTCH возможность организовать
круговое движение большегрузных
судов по маршруту Горький—Волга
— канал имени Москвы — Москва-
река — Ока — Горький, сократив
встречное движение по каналу и по-
высив его пропускную способность.

После реконструкции Москвы-реки
водный путь от столицы до Колом-
ны станет... короче. В нескольких ме-
стах реку выпрямят. Время, которое
потребуется пароходу, чтобы пройти
этот путь, сократится еше и по-
тому, что на Москве-реке будет
одним шлюзом меньше (вместо шлю-
зов «Трудовая коммуна» и Андрезв-
ка соорудят один ‘мощный’ шлюз
Ново-Андреевский).

Попутно с реконструкцией Москов-
ско-Окского пути будет решен ряд
сельскохозяйственных задач — по-
лучат воду для орошения полей и
огородов многие подмосковные кол-
хозы, можно будет использовать пля
переброски грузов речки, которые ‘се-
годня слишком 6@ще мелки для судо-
XOACTEA.

Но и это ве все.
	В недалеком будушем вырастет в
районе Верхней Оки мощная Калуж-
ская гидростанция. . Судоходными
станут не только верховья Оки, но
и многочисленные ее притоки. Общая
длина Московско-Окского пути до-
стигнет тогда 3.000 километров. Он
прочно свяжет длинным и, удобным
водным сообшением срединные про-
мышленные и сельскохозяйственные
области Российской Федерации.
	М. Арцев.
	К совещанию REOTHERYKOD
вдинетва Германии
BO DparkthyaTs —
	ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Отвечая на
вопрос относительно ‘сообщений о
том, что французское правительство
сделало представления Англии. и Аме-
рике в связи с франкфуртским сове-
шанием, представитель английского
министерства иностранных дел _ зая-
вил 9 января, что французский посол
в Англии Массигли 8 января посетил
английское министерство иностранных
дел и среди прочих вопросов поста-
вил также вопрос о франкфуртском
совещании. Массигли обратился © за-
просом относительно того, что проис-
ходит ‘во Франкфурте, сказал пред-
ставитель министерства иностранных
дел и добавил: «Было бы непра-
вильным называть запрос протестом».
	Парижские газеты
о совещании
во Франкфурте
	ПАРИЖ, 10. (ТАСС). Газета «Юма-
ните» в корреспонденции из Франк-
фурта, озаглавленной «По директи-
вам. Клея вскоре будет создано «пра-
вительство» Западной Германии», пи-
шет: «Между Парижем и Вашингто-
ном идут переговоры о слиянии фран-
цузской зоны с Бизонией.

Германские делегаты на совещании
во `Франкфурте,^ говорится в сообще-
нии, приняли тот же широкий план
управления об’единенной англо-аме-
риканокой зоной, который был пред-
ложен им генералами Клеем и Ро-
бертсоном. Продолжая утверждать,
что  они не хотят создавать государ-
ство Западной Германии, англо-сак-
сы тем не менее хотят создать на-
стоящий правительственный аппарат.
	Газета приводит выдержки из не-
мецких газет, в которых выражается
протест против этого проекта, направ-
ленного на раздел Германии. Сеы-
паясь на сообщение агентства Ассо-
шиэйтед Пресс, газета пишет; «Отве-
чая 8 января 1948 года сенатору Ван-
денбергу, Маршалл заявил: «С фран-
цузскими властями ведутся перегово-
ры по вопросу об устранении разно-
гласий между об’единенной  англо-
американской и французской зонами».
	Английские войска
остаются в Греции
	АФИНЫ, 10. (ТАСС). По’ сфици-
альным сведениям, английский посол
информировал министра иностранных
дел Цалдариса о том, что штаб ан-
глийских войск в Греции в скором
времени перестанет существовать, до-
бавив, что это чисто административ-
ная мера, которая не отразится на чи-
сленности английских войск в Гре-
НИИ.
	В специальном коммюнике, излан-
ном греческим министерством печатая,
подчеркивается, что ликвидация ан-
глийского штаба в Афинах не озна-
чает намерения отозвать из Греции
войска.
	  7. Л. Зоров

А Hooks Tlasapesna 39-
	ров — разносторонне одаренный чело-
век, талантливый советский журна-
лист, отдавший почти 35 лет газетно-
журнальной работе.
	В 1915—1924 годах И. Л. Зоров ра-
ботал в одесском отделении РОСТА,
в одесских «Известиях», Затем он в
течение восьми лет является замести-
телем ответственного секретаря  ре-
дакции газеты «Вечерняя Москва».
Здесь он проявляет себя не’ только
как хороший ‘ерганизатор, во и как
живой, темпераментный — литератор.
Так же энергично и плодотворно со-
трудничает он впоследствии в. редак-
циях  «Гудка», «Труда», журнала
«Большевистская печать».
	С 1936 года И. Л. Зоров переходят
на литературную работу в редакцию
«Правды». Работая в коллективе
правдистов, он отдает все свой силы
и способности делу большевистской
печати.
	Все, кому приходилось встречаться
	‘с Иосифом Лазаревичем Зоровым, .с9-
	хранят о нем светлую память, Kak
06 исключительно  добросовестном,
трудолюбивом, честном, знающем —и
опытном журналисте, о человеке ши-
рокого ‘кругозора и большой любви к
своему делу, прекрасном товарища.
	[Группа товарищей.
	В феврале текущего года испол-
няется сорок лет общественно-музы-
кальной деятельности П. И. Алек-
сеева. Все эти годы музыкант успеш-
но продолжал, наряду с другими,
начатую В. Андреевым организацию
народных инструментальных ансамб-
лей- и исполнение музыкальных про-
изведений на инструментах, создан-
ных самим народом.
	К. Самойло. `
	Из песни слова не выкинешь
	аменуемые: «Песни советских компо-
зиторов». Позволительно спросить:
970 же этб — песни, которые не
имеют слов?! Отнюдь нет! Слова у

них есть, отчего они и называются
массовыми.
	Почему же тогда работники Радио-
комитета так же, как и некоторые
критики, относятся столь неуважи-
тельно к нашим поэтам?
	Работа советских поэтов-песельни-
ков дала немалые результаты. В с5-
дружестве с композиторами ими со-
зданы яркие, талантливые песни,
ставшие любимыми песнями нашего
народа. Мы вправе гордиться песен-
ным творчеством В. Лебедева-Кумача,
М. Исаковского и А. Суркова; Мно-
го удач было и у Е. Долматовского,
С. Михалкова, А. Жарова, М. Свет-
лова, М. Голодного, Н. Aceesa,
А. Софронова, С; Васильева и мно-
гих других наших поэтов.
	Славно поработали и наши композя-
торы-песельники, создавшие на слова
советских поэтов хорошие, подлинно
массовые песни:  Соловьев-Седой,
Блантер, Новиков, Хренников, Ду-
наевский, братья Покрасс, Богослов-
ский, Листов, Кац, Мокроусов,
	Задача в том, чтобы наши песель-
ники — поэты‘и композиторы, — опи-
раясь на уже накопленный опыт, 6о-
здавали в тесном содружестве новые
песни, достойные вдохновенного, ге-
роического труда нашего народа;
	Сергей Островой.
	Наибольшей любовью народа поль-
зуются такие песни, в которых есте-
ственное сочетание стихов `и ‘мело-
Ww находит свое гармоническое BH-
ражение. И не было бы нужды об
этом ‘лишний раз товорить, если бы
не установившаяся за последние годы
с легкой руки Комитета по делам ис-
кусств, Всесоюзного радиокомитета и
местных  коннертных. организаций
странная практика считать главным
не то, о чем поется в. песне (т. е. не
ее идейно-смысловое содержание), а
то, как она поется (т. е. ее мелоди-
ческий рисунок, мотив).

Газета «Советское искусство» в
номере от 27 декабря 1947 г. в статье
И. Нестьева «Песни советского на-
рода» пишет:

«В песне глазную роль играет му-
зыка, — сказал как-то М. Исаков-
ский. — Музыка эта—как бы крылья
песни, на которых она летит». Ком-
позитор — главный инициатор чес“
ни». ee
	Правда, ниже И. Нестьев и говорит
о том, что «отбор текстов — ‘тоже
большое искусство», но это выглядит
уже как некий довесок, имеющий
второстепенное значение. И хотя ча-
ще всего в песенной практике бы-
вает именно так, что первым ‘зачина-
телем песни является поэт (написав-
ший стихи, переложенные затем на
музыку композитором), нам кажется
принципиально неверным делить твор-
цеское содружество поэта с компози-
	тором на механические компоненты
«центрального». и «периферийного»
порядка, К
	К сожалению, повидимому, именно
так и думают работники Всесоюзно-
го радиокомитета, ведущие ежеднев-
ные передачи, посвященные массо-
вым советским песням. Они, как пра-
вило, считают для. себя необязатель-
ным называть имена поэтов, являю-
щихся авторами этих песен, наряду
© композиторами. Больше того: есть
даже специальные передачи, так и
	НА МАССОВУЮ
ПЕСНЮ
	К 30-ЛЕТИЮ
СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	Оргкомитет союза советских KOM-
позиторов и правление ° Музфонда
СССР об’являют конкурс на совет-
скую массовую песню, посвященную
30-летию Советской Армии. Конкурс
проводится по трем основным жан-
рам: строевая походная песня, пат-
риотическая оборонная для хора и
ансамблей и лирическая эстрадная
песня для соло и дуэтов.
	Пе каждому из разделов устанав-
ливаются три премии за лучшие ‘пес-
ни. Срок конкурса — 5 февраля 1948
года. В состав жюри входят А. Ха:
чатурян (председатель), В. Белый,
М. Блантер, И. Дунаевский, Л. Книп-
пер, В. Мурадели, А. Новиков,
В. Сурин и др.

К рассмотрению принимаются толь-
ко песни, написанные специально к
30-летию Советской Армии’ и до сих
пор неопубликованные. Никакие пе-
реработки ранее изданных песен при-
ниматься не будут. Рассматривая
цесни как художественное единство
текста и музыки, жюри не будет
присуждать премии отдельно за текст
или за музыку, если произведение в
целом не может быть премировано.
	й столицы побывали на новогодней елке в дет-
	где установлена елка,
рки. НА СНИМКЕ: у
	В дни зимних каникул тысячи пионеров и школьников столицы побывали на
ском городке Измайловского парка имени Сталина. В «Ледяном дворце» Деда-мороза,
проходили массовые игры, выступления артистов эстрапы роазтаваписоь новротолниа го
	новогодней елки,
	лами собственных рабочих, техников
и инженеров построила замечатель-
ный канал имени Москвы, равного ко-
торому нет по красоте и оснащению.

*

Москвичи живут на бёрегах Моск-
вы-реки; под боком и Ока. Но не-
многие жители столицы правильно
ответят на вопросы: какова длина
Московско-Окского водного пути,
какие области On обслуживает? А
не зная ответа на такой вопрос,
нельзя правильно оценить народнохо-
зяйственное значение ‘речной маги-
	‘страли, нельзя ясно представить ее
	перспективы,

— Тысяча километров, — скажут
те, кто, совершая путешествие до
Горького, заглядывал в расписание,
	— Три области, — ответят люди,
предполагающие, что во. время тако-
го путешествия они побывали в пре-
делах Московской, Рязанской н
Горьковской областей.
	Ошибаются ‘и те‘и другие. В си-
стему  Московско-Окского водного
пути, кроме этих рек, входят мно-
гие ‘их притоки. По ним ходят не-
большие ‘пароходы, баржи, ‘сплав-
ляется лес и т. д; Общая длина пути
превышает 2000 километров.
	Кроме трех областей, которые мы
назвали, по Московско-Окскому пути
идут грузы из Тульской, Калужской,
Владимирской и Ивановской обла-
стей, Все эти области ‘располагают
большими природными’ богатствами,
имеют ‘развитую промышленность,
пред’являют к перевозке по реке
множество грузов. -

Днем и ночью На пароходах, само-
ходных и’ несамоходных ‘баржах, в
огромных наливных судах, на гуся-
нах, ‘баркасах, ‘плотах плывут мнб-
гие сотни тысяч тонн разнообразней-
ших грузов. Тут и бут, и известко-
вый камень, и песок, и гравий для
		новостроек, тут лесоматериалы,
нефть, соль, цемент, всевозможные
товары для населения, хлебные гру-
зы, бесконечные потоки овощей и
картофеля. Эти товары идут в столи-
цу, в Калугу и Горький, в Серпухов
и Муром, в Рязань и Владимир...

В нескольких местах пересекают
Московско-Окский путь железнодо-
рожные линии. В построенных здесь
портах, все обильнее насыщаемых
механизмами, переваливаются с реки
на железную дорогу и обратно огром-
вые количества грузов.

. \
	Быстро залечивазт боевые раны со-
зетская страна. Стремительно разви-
вается ее промышленность,  повы-
шается продуктивность сельского х0-
зяйства. Растут требования, ‘пред’яв-
ляемые страной к транспорту, в част-
ности к транспорту речному.

Заглянем в завтрашний день Мос-
ковско-Окбкого пути. Уже.в 1950 го-
ду по нему будет перевезено в два с
лишним раза больше товаров для на-
селения, чем_в 1940 году. Перевозки
минеральных стройматериалов и ме-
галла возрастут в полтора раза, це-
мента — в два раза, овощей — в 1,3
раза по сравнению с последним дово-
енным годом. В общей сложности
грузов будет перевезено в 2,5 раза
больше. чем в 1945 году.

Мы привели эти цифры, чтобы по-
казать, как быстро растут требования,
пред’являемые  к Московско-Окско-
му пути. Москворецкая система уже
не удовлетворяет’ .этих  возросших
‘требований. Пятилетний план преду-
сматривает поэтому полную ее ре-
конструкцию.
	Новые шлюзы появятся на Москве-
реке. О, как мало будут они похожи
на прежние сооружения! Но’ разме-
рам и механизации новые шлюзы
почти не уступят сооружениям ка-
нала имени Москвы. При каждом из
	Московско-Окский
	впереди парохода, напоминая коню-
хов, выводящих на проминку доброго
коня.

Открыты руками рабочих отверстия
в подводной части вторых ворот. Бур-
лящим, пенным потоком рвется на
свободу плененная в камере вода.
Между лужайкой, только-что  сбегав-
шей по откосу к самому зеркалу шлю-
за, и поверхностью убывающей воды
показывается лента осклизлых, по-
темневших бревен, обомшелых  кам-
вой, ила,

Но‘ вот утихает шум стремящегося
на волю потока. Уровень воды в
шлюзе сравнялся с уровнем нижнего
течения реки. Снова скрипят лебедки.
Нехотя расходятся створки вторых
	ворот.
	ОВЕРШАЯ впервые экскурсию

по каналу имени Москвы, многие
были удивлены безлюдьем, xapax-
терным для его огромных шлюзов.
Будто сами собой’ открываются тя:
желые ворота, ‘начинают — действо-
вать богатыри-насосы.

Дело в том, что. управление шлю-
зами канала механизировано до аре-
дела. Достаточно нажать кнопку,
чтобы привести в движение изуми-
тельные механизмы, выполняющие
различные операции по шлюзовазию.
Шлюзы канала имени Москвы ^—
это сочетание ‘прекрасных аохитек-
турных сооружений с огромными мас-
сами . железобетона. Разница между
верхким и нижним горизонтами воды
вастолько велика, шлюз’ так «глу-
бок», что в пароходе, опустившемся
на десяток с лишним метров в ‘недра
его ‘камеры, меркнет яркий дневной
свет, и приходится включать элект-
рическое” освещение.

..Игрушечными Oo сравнению С
этими гигантами выглядят шлюзы
Московско-Окского водного пути, Зе-
леные лужайки вместо железобетона,
купы тенистых ив вместо архитек-
турных сооружений, ручная лебедка
вместо механизированного управле-
ния.

..Пароход подходит к шлюзу. Чет-
веро рабочих, с трудом вращая валы
чебедок, открывают ворота. Лениво
вяжутся, распахиваясь, деревянные
створки, чтобы так же медленно за-
крыться после пропуска парохода.

Судно входит в камёру. На оба бе-
pera выброшены чалки. Шлюзовики
шагают с ними по тропинкам, чуть
	водный путь
	Им 70 лет, москворецким шлюзам.
Впрочем в день открытия, во 1877
году, они выглядели еще примитив-
нее. Их капитально отремонтировали
и чуть-чуть усовершенствовали о в
1914—16 гг., частично реконструиро:
вали уже в годы советской власти.

Строили’ шлюзы французские ин-
женеры. Официально это’ об’ясия-
лось тем, что в России-де нет специ-
алистов, способных создать  гипро-
Технические сооружения. ‘Конечно
это была явная чепуха. Русские ИН-
женеры справились бы с делом пе
хуже французов. Но ‘«верхи» царской
России низкопоклонничали перед
иностранцами, не верили в творчес-
кие силы своего народа.

Французы возвели сооружения, вы-
глядезшие довольно-таки кустарно.
А через 60 лет советская власть си-