‚ГАЛЛЕРЕЯ
СОВЕТСКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ  -
	НОВАЯ РАБОТА
ХУДОЖНИКА А. ЯР-КРАВЧЕНКО
	К числу советских графиков, пло-
дотворно работающих над созданием
портретов свеих современников, при-
надлежит известный ленинградский
художник А. Яр-Кравченко. Булучи
аце студентом Академии художеств,
где он занимался под. руководством
И. Бродского, А. Яр-Кравченко ра5о-
тал над серией портретов советских
писателей, которая была издана позд-
нее отдельным альбомом. Ко дню от-
крытия Чрезвычайного‘ УИ Всесоюз-
	ного С’езда Советов А. Яр-Кравченко
	создает альбом из 40 художественных
автолитографий; посвященных жизни
н деятельности И. В. Сталина. В годы.
Великой Отечественной войны, когда
гитлеровские полчища начали блока-.
ду Ленинграда, А. Яр-Кравченко ни
на один день не покидал осажден-
ного города. За эти: месяцы художник
сделал многочисленные зарисовки во-
енных событий и портреты славных
защитников героического города —
летчиков. Эти работы изданы после
вобны в восьми альбомах, показы-
вающих героическую“ оборону города
Jlenuna.

Последние годы творческой  дея-
тельности А. Яр-Кравченко связаны

с Москвой. Здёсь им выполнена се:
pas портретов деятелей советской
литературы. Государственный литера-
турный музей издал эти портреты от-
дельным альбомом под ‘названием
«Галлерея советских писателей». В
альбом вошло 55 портретов писателей
всех 16 республик Советского Союза,
в том числе М. Горького, В. Маяков-
ского, Гладкова,  Айбека, Букова,
Джамбула. Исаакяна, Симонова, Фа-
деева, Федина, Андрея Упита, Вилиса
Лациса, Янки Купала, Якобсона и др.
Над этими портретами художник ра-
бстал больше двух лет: Большой ин-
терес представляет портрет писаталя
Николая Островского, написанный
А. Яр-Кравченко осенью 1935 года в
Сочи. Это единственный портрет
Островского, выполненный с натуры.
_«Галлерея советских писателей» —
юбилейное издание, — посвященнбе
30-летию Великого Октября. Альбом
открывается большой вводной статьей
В. Бонч-Бруевича; далее следует
раздел, в котором Читатель найдет
интересующие его биографические
сведения о писателях.
_ Альбом издан болышим форматом,
на хорошей меловой бумаге и отпе-
чатан з 1-й Образцовой типографии
‘города Риги. Художественный редак-
тар — И. Лазаревский.

А. Яр-Кравченко работает нае
над продолжением «Галлереи совет-
ских писателей». В ближайшие голы
	Летературным музеем будут изданы
еще два альбома этой серин.

сочинения 1, В, Сталина
На МОНГОЛЬСКОМ ЯзыКе
	УЛАН-БАТОР, 14. (ТАСС). Вышел
из печати первый том. собрания Сочи-
нений И. В. Сталина на монгольском
языке. Готовятся к печати следующие.
4 тома, которые будут изданы з 1948
году.

Недавно был переведен на мон-
гольский язык и впервые издан мас-

совым тиражом «Коммунистический
манифест».
	С’езд федерации участников
- движения сопротивления
	и патриотов во Франции
	ПАРИЖ, 14. (ТАСС). В Лионе со-
стоялся третий с’езд «Национальной
федерации высланных. и интерниро-
ванных участников движения сопро-
тивления и патриотов». В резолюции
об общей работе федерации с’езд осо-
бо подчеркнул свое отношение к про-
блемам мира и борьбе с фашизмом.
В резолюции ‘выражается негодова-
ние по поводу того, что «слишком
часто предатели — бывшие члены
вишийской милиции, бывшие коллабо-
рационисты — пользуются снисходи-
тельностью и амнистиями».

Сезд наметил следующие основ-
ные лозунги: восстановление Герма-
нии не должно осуществляться до
восстановления Франции; ‘денацифи-
`кация; наказание военных преступни-
ков; демилитаризация, возмещение за
грабежи; интернационализация Рура.

С’езд избрал новый национальный
комитет. Председателем федерации
единогласно переизбран полковник
 Манес.
	Успешные действия -
Народно-освободительной-.
армии в районе
Хубэй—Хэнань—Аньхуэй
	СЕВЕРНАЯ ШЭНЬСИ, 14. (ТАСС).
Агентство Синьхуа передает коммю-
нике штаба  Народно-освободитель-
ной армии, действующей в районе
Хубэй — Хэнань — Аньхуэй. В ком-
мюнике говорится, что в результате
четырехмесячного контрнаступления,
нредпринятого 27 августа 1947 года
войсками  Народно-освободительной
армии под командованием генерала
Лю Бо-чэна, гоминдановские войска
потеряли в районе Хубэй — Хэнань
— Аньхуэй 54.122 солдата и офицера.
Народно-освободительная армия за
это время освободила 33 уездных го-
рода. В ходе наступления войска На-
родно-освободительной армии разгро-
мили 7 регулярных .гоминдановских
бригад, а также штаб 40-й бригады
88-й гоминдановской дивизии. Регу-
лярные гоминдановские войска за это
время потеряли только пленными
20.800 солдат’и офицеров. В числе
пленных — заместитель командира
27-й бригады 88-й дивизии Тань Цзя-
цзи.

Войска  Народно-освободительной
армии захватили следующие трофеи:
	горных орудий — 4, мортир — 97. (Bi.
	том числе 4 американские), артилле-
рийских орудий и гранатометов более
200, станковых и ручных пулеметов—
1172, винтовок и пистолетов — 16.598,
артиллерийских снарядов — 3 тыся-
чи и патронов — 3.400 тысяч штук.
	План военного обучения
гоминдановских войск
	НАНКИН, 14. (ТАСС). Согласно
сообщениям печати, в Нанкине в те-
чение трех дней будет проходить со-
вещание по вопросам военного обуче-
ния. На совещании среди других бу-
дут присутствовать американские со-
ветники.

«Синьминьбао» пишет, что нынеш-
ний план обучения  гоминдановских
войск основывается на плане, разра-
  ботанном бывшим руководителем
группы американских военных совет-
ников Лукасом. План обучения со-
стоит из трех разделов: обучение йо-
вобранцев, обучение кадрового соста-
  ва и обучение специальных частей.

Предстоящий приезд
болгарской правительственной
делегации в Румынию
БУХАРЕСТ, 14. (ТАСО). Как сооб-
	щает радио Бухареста, 14 января в
	Бухарест. прибудет болгарская пра-
вительственная делегация во главе с
председателем Совета — министров
Г. М. Димитровым.
			ото лауреата Сталинской премии
		Тязкелое положение турецких
рабочих
	АНКАРА, 14. (ТАСС). В газете
«Джумхуриет» опубликована статья,
описывающая положение турецкого
народа. Автор статьи признает, что
«уровень доходов народа крайне ни-
зок» и что положение 17 миллиозов
человек из проживающих в Турции
18” миллионов крайне тяжелое. Дру-
гая турецкая газета—«Кудрет» пишет,
что турецкие рабочие, которые рабо-
тают по 19 часов в день, получают
	за это лишь 120 пиастров. Особенно.
	тяжелое положение рабочих, чо <ло-
вам газеты, на частных предприятиях.
Газета указывает, что’ вместе со взро-
слыми здесь подвергаются эксплоа-
тации дети в возрасте 8—10 лет. На
кожевенном заводе Кызылчешме в
Стамбуле вместо обеда рабочим дают
бурду, стоимость которой может со-
ставлять не более 4 пиастров, в то
время как на обед должно расходо-
ваться 42 пиастра. Владелец столо-
вой этого завода, пишет газета, при-
сваивающий эти деньги, уже выст-
роил себе один дом и собирается по-
строить другой. Дети, работающие
на стекольных заводах в Бейкозе и
	Хазкее, крайне истощены и похожи
	скелеты.

Газета «Акын» так описывает по-
ложение рабочих на. частных  тек-
стильных предприятиях: «Рабочие ра-
ботают в маленьком. помещении, без
окон, с цементным полом. Со. стен
течет вода. Зарплата рабочих состав-
ляет не более 30 лир в неделю, а в
среднем 15—20 лир, ` причем, чтобы
заслужить право получения 30 лир,
	Борьба итальянских
трудящихся за контроль
над производством
	‚ РИМ, 14. (ТАСС). Как сообщает
 АНСА, судобтроительные верфи  го-
рода Анкона находятся под контро-
лём занявших их рабочих и служа-
щих. 12 января рабочие и служащие
этих верфей создали советы управле-
	я для руководства предприятиями,
В тот же день работа верфей и дру-
	гих предприятий была прервана на
	час с тем, ‘чтобы дать - трудящимся
возможность. участвовать в митинге
протеста против саботажа производ-
	ства со стороны монополистических в

правительственных. кругов.
	`Во’ время митинга и демонстрации
на улицах были сожжены реакцион-
ные газеты и журналы.
	12 января верфи в городе Каррара
также были заняты рабочими и слу-
жащими в связи с вторичным откззом
владельцев выплатить двухнедель-
ную зарплату. На верфях создан со-
	вет управления в составе рабочих и
	служащих предприятия.
	надо иметь 15-летний стаж. При этом
следует учесть, указывает газета, что
за квартиру рабочий платит не менее
Ю лир в месяц. Если зарплата пре-
вышает 100 лир, то различные выче-
ты составляют 22 процента: Выходя-
щего из строя рабочего выгоняют, а
на его место берут другого, который
работает до тех пор, пока не сгниет.
Помещение не отапливается, в ре-
зультате чего от воспаления легких и
туберкулеза умирает значительное
‚число рабочих».

Газета пишет, что существует за-
KOH о социальном страховании, но
«по этому закону, — иронизирует га-
	зетаа — рабочему выплачиваются
деньги, если только он заболеет си-
бирской язвой. — Профессиональные
	или иные заболевания не принимают-
ся во внимание». В законе упоминает-
ся 0б обеспечении старости после 60
лет, однако, добавляет газета, «не
было случая, чтобы рабочие дожива-
ли до, этого возраста, так`как они или
умирают, или их выгоняют с пред-
приятия. Через десять — пятнадцать
лет работы самый здоровый человек
превращается в развалину». ~

Жилищные условия рабочих край-
не тяжелы. В одной маленькой ком-
нате живет до восьми человек.

Старый мастер, проработавший на
текстильном предприятии двадцать
лет, на вопрос корреспондента газеты
«Акын» о его будущем, сказал: «Ес-
ли я останусь живым, то я буду нин-
щенствовать, прося на улице мило-
CTBIHIO>.
	Обмен ратификационными
грамотами соглашения

о культурном сотрудничестве

между Польшей и Болгарией
	СОФИЯ, 14. (ТАСС). 12 января во
дворце Совета министров состоялся
обмен ратификационными грамотами
к соглашению о культурном <отруд-
ничестве между Болгарией и Поль-
шей, заключенного в Варшаве 28 ию-
ня 1947 года.
	Новый американский
автоматический
фотоаппарат
	НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). Как со-
общает агентство Ассошиэйтед Пресс,
армейская лаборатория в форте Мон-
маут ‘разработала новый автоматиче-
ский фотоаппарат, который делает
снимки с такой скоростью, с какой
фотограф может нажимать затвор,
	Аппарат может делать один и
больше снимков в секунду, невос-
приимчив к действию высокой темпе-
ратуры, холода и сырости, не портит-
ся от падения и от ударов.

Дальномер автоматически наводит
камеру на фокус по мере того, как
фотограф наводит его на об’ект. Плен-
ка автоматически передвигается для
следующего кадра. В аппарате три
линзы, кохорые дают возможность
снимать на разных дистанциях.
	Фотоаппарат,  экспериментальный
образец которого известен под назва-
нием «ПХ-518 ПФ», по мнению пред-
Ставителей войск связи, в конце Кон-
пов станет доступным для открытой
продажи. Но это будет не раньше чем
через год.

Пленка перфорирована и передви-
гается на роликах, как и стандартная
35-миллиметровая пленка, но размер
ее будет равен 70. мм. Передвигается
пленка автоматически с помощью ‘ше-
стеренчатого устройства, которое пе-
редвигает ее через проделанные по
бокам отверстия. Специальный счет-
чик отсчитывает количество сделан-
HbIX CHHMKOB.

Как только снимок сделан, плеяка
автоматически передвигается на один
кадр.

Во время движения пленки, затвор
автоматически взводится и готов К
выполнению следующего снимка.
	Отовеюд
	*% НПО СООБЩЕНИЕ» сингапурского
корреспондента агентства Рейтер, лег-
кое землетрясение ощущалось в Син-
гапуре в течение нескольких секунд

рано утром 13 января.
	® АГЕНТСТВО Франс Пресс пере-
дает, что в районе Монбельяра было
произведено два новых ареста, свя-
занных с заговором «Голубого плана».
Арестованы административный дирек-
тор заводов Пежо Марсель Бойе и
один из служащих — Робер Пешер.
	& 12 ЯНВАРЯ посланник Венгерской
республики в Варшаве Геза Ревес
вручил президенту Польской респуб-
пики свои верительные грамоты.
	% КАК СООБЩАЮТ румынские fae
зетьт, по всей стране начались выборы
организационных комитетов по созда-
нию единой рабочей партии. Выборы
проходят на совместных собраниях
членоз коммунистической партии Ру-
мынии и социал-демократической пар-
	тии Румынии.
	В гостях у А.
	° Это была поистине знаменательная,
волнующая встреча. В морозное чн-
варскоё утро в дом на быв. Всех-
святской улице, ныне улице Серафи-
мовича, в квартиру где живет DH
сатель Александр Серафимович Ce-
	 рафимович, именем которого назван
‘’ета улица, зашли три старейших рус-
	ских писателя — Николай Дмитрие-
вич Телешюв, Татьяна Львовна Щен-
хина-Куперник и Федор Васильевич
Гладков. Зашли они к старому другу
поздравить его с исполняющимся
85-летием со дня его рождения.
	Серафимович, Телешов, Шепкина-
Куперник, Гладков... Люди, встречав-
шиеся с Чеховым, Л. Н. Толстым,
Островским, Глебом Успенским, Гофь-
ким. Сколько прожито и пережито,
сколько сделано для развития оте-
чествеиной литературы!

.-T, Л. Щепкина-Куперник — пра-
внучка великого русского актера. Ее
перу принадлежит множество произ-
ведений в прозе, поэзии, драматур-
гии. Бе пьесы с успехом шли на сце-
не Малого, Александринского и дру-
гих театров. Пятьдесят два года на-
зад Шепкина-Куперник создала сце-
нический шедевр — перевод’ комедии
Ростана «Сирано де Бержерак». `В
советские годы Татьяна Львовна еще
более плодотворно работает в области
художественного перевода: она пере-
вела тринадцать пьес Шекспира,
гроизведения Байрона, Бернса. Впер-
вые переведен ею ряд пьес «золотого
века» испанской ‘драматургии.
	И вот сейчас, разговаривая с Н. Д.
Теленювым. с человеком, который
был свидетелем начала творческой
деятельности Чехова и Горького, она
вспоминает один из рассказов писа-
теля, который прочла много лет на-
‚зад. А ведь о рассказах Телешова
писал еше Чехов: «Ваши вещи —
прелесть». А. №.”Горький, составляя
‘литературные сборники, всегда вклю-
	чал в них рассказы Теленюва. Обще-
известна заслуга писателя и в opra-
низации литературного кружка“ «Сре
па». Кружок об’елинял- весь hoes
	C. Серафимовича
	читателя на борьбу против самодер-
жавия. А кто не знает в нашей стра-
не классического произведения со-
ветской литературы «Железный по-
ток» — книги о могучем потоке рус-
ского народа, идущего добывать
свою свободу и счастье! Идея «Же-
лезного потока» — это идея проле-
тарской революции.
	Миллионными тиражами изданы в
СССР книги’ старейшего ‘русского
писателя. С 1897 по 1916 год произ-
ведения Серафимовича вышли тира-
жом в 320 тысяч экземпляров. А с
1917 во 1942 год цифра эта возросла
в 20 с лишним раз, составив 6 мил-
лионов 900 тысяч экземпляров. За го-
ды советской власти книги Серафи-
мовича вышли больше чем на 40 язы-
ках тиражом в 861,6 тысячи экземпля-
	ров.
И вот, собравшись вместе, четыре
старейших наших писателя вспоми-
нали о прошедших временах, страстно
говорили о сегодняшнем дне совет-
ской литературы, о ее замечательном
будущем.
В. Шевцов.
ВА СНИМКЕ (слева направо): Т, Л.

Шепкина-Куперник, А. С. Серафи-
мович, Ф. В. Гладков и Н. Д. Теле-
	тов.
Фото Ал. ЛЕСС.
	_ „К радости“
	НЕИЗВЕСТНАЯ КАНТАТА о
ЧАЙКОВСКОГО
Интересную работу по возобновле-
нию забытых и совсем неизвестных
широкой публике произведений рус-
ских композиторов-Классиков ведет
	симфонический оркестр _ Всесоюзного -
	радиокомитета (художественный ру-
ководитель Н. Голованов).
	Нод управлением дирижера А. Ко-
валева несколько дней назад была
исполнена первая симфония Танеева.
Написанная двадцатилетним . музы-
кантом по окончании им. консервато-.
рии, симфония отличается <ветлым
колоритом, ясностью формы и носит
следы явного влияния учителя Тане-
ева — Чайковского. Финал симфонин
написан на русскую народную тему.
	Симфония ни разу не исполнялась
в концертах и не была издана. Op-
кестр радиокомитета подготовил ее в
новой редакции профессора П. Лам-
ма, сделанной по указаниям Чайков-
ского, <сохранившимся на рукописи
	симфонии. .

Одной из интересных новинок в
программах оркестра будет кантата
Чайковского в семи частях «К
радости» для хора, оркестра и солис-
тов. Кантата, написанная комповито-
ром в 25-летнем возрасте, в качестве
дипломной работы’ при окончании
консерватории, была исполнена в пер-
вый и единственный раз на публичном
экзамене первого выпуска Петербург-
ской консерватории.

В дальнейших планах оркестра —
две классических кантаты памяти
Пушкина, написанные Глазуновым и
Танеевым. -
	пахнул нам в лицо. На Курильских
островах садится солнце. В Кали-
нинграде оно только еще восходит.
На скалистых берегах Тихого океа-
на зажигаются советские маяки.

Новые земли, в исправление дав-
нишней исторической  несправедли-
BOCTH, вошли в состав советской
страны. Но еше интереснее старые
земли, впервые нанесенные на кар-
ту СССР, освоенные только благо-
даря росту советского хозяйства и
культуры, благодаря развитию со-
ветской географической науки. Это-
му «дооткрытию страны», новым
землям на старой карте, посвящена
одна из самых интересных глав
книги Михайлова. Таковы вновь ис-
следованные районы Памира, недо-
ступные ранее вершины Тянь-Шаня,
заросшие тайгой горы и заболочен-
ные долины далекого северо-восточ-
ного угла Сибири, острова Северно-
го Ледовитого океана. Трансаркти-
ческие перелеты Чкалова и Громова,
папанинский лагерь на полярной
льдине, знаменитый дрейф ледокола
«Седов», разгадка «полюса недосту-
пности» в Ледовитом океане — вот
некоторые из подвигов советских
людей, за немногие годы умножив-
шие славу отечественной географи-
ческой науки.

«Мы знаем свою страну много
лучше, — замечает Н. Н. Михай-
лов, — Чем ее знали правящие кру-
ги дореволюционной России. И но-
вые земли, новые огромные районы
не только познаны, — они включе-
ны в процесс созидательной  дея-
тельности советского народа».

Наряду с географической картой
нашей страны работа Михайлова
знакомит широкого читателя и с ге-
ологической ее картой, раскрываю-
щей богатства земных недр, в кото-
рых сделано много новых замеча-
	К 35-ЛЕТИЮ СО дня
РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

>
	тогдашней — русской литературы.
Здесь зародились издание известных
сборников «Знание», создание попу-
лярного «Книгоиздательства писате-
лей в Москве». На «средах» впер-
зые прочтена была пьеса Горь-
кого «На дне», читались рассказы
молодого Серафимовича.
	...А в другом конце комнаты оаз-
говаривали два писателя, строившие
молодую советскую литературу, —
А. С. Серафимович и Ф. В. Гладков.
Они первыми в нашей литературе
подняли тему патриотизма советско-
го человека. Роман Ф. Гладкова
«Цемент» — первое художественное
произведение о / социалистическом
стал одной из классических
книг  бозетской литературы. Недаром
Горький предсказывал ему успех и
долгую знь.

Старейшим среди собравшихся был
А. С. Серафимович. Беседуя с ним,
невольно вспоминаешь слова В. И.
Ленина об  Александре Серафимови-
че: «..ваши произведения и рассказы
сестры внушили MBe глубокую сим-
патию к Вам и мне очень хочется
сказать Вам, как нужна рабочим и
всем нам Ваша работа...».

Писатель прошел славный 85-лет-
ний жизненный и творческий путь.
Еще Глеб Успенский назвал Алек-
сандра Серафимовича «отличнейшим
писателем», а Лев Толстой поставил
на полях книги, где был напечатан
рассказ Серафимовича, «пять с плю-
COM>.
	_Всю свою жизнь и творчество Се-
рафимович крепко связал < рабочим.
классом. Дм: Фурманов писал: «Не
гнулся и не сдавал .этот кремневый
человек — ни в испытаниях, ни в
искушениях житейских». Произведе-
ния Серафимовича о 1905 годе вол-
новали своей глубокой ‘правдой, звали
	Польсние музыканты в Москве
	В Москву приехали на концерты
видные польские музыканты — глав-
ный дирижер симфонического оркест-
ра польского радио Григорий Фи-
	тельберг ни профессор Краковской
консерватории скрипачка ‘Евгения
Уминская.
	‚ Г. Фительберг, как оперный и сим-
Фонический дирижер, широко изве-
стен в Западной Европе и Америке.
	Приглашенный в 1914 году на цикл
симфонических концертов в Москву
и Петроград, Фительберг вскоре ста-
новится главным дирижером Театра
музыкальной драмы в Петрограде.
Этот театр, стремившийся к претво-
рению в опере идей Московского Ху-
дожественного театра, ставил своей
Задачей изгнание с оперной сцены
дурных приемов и штампов, так на-
вываемой оперной «вампуки». Впо-
следствии, уже в советские голы,
польский музыкант дирижирует цик-
лом общедоступных  концертов-лек-
ций в Большом театре в Москве.
	Вторичное пребывание Г.. Фитель-
берга в Советском Союзе относится
к 1934 году. Он не только выступал
с концертами в Москве и Ленингра-
де, но и совершил большую  гаст-
рольную поездку по стране.

В годы фашистской оккупации
Польши Фительберг покидает роди-
зу. После освобождения его страны
войсками Советской Армии он вновь
становится во главе одного из круп-
нейших симфонических коллек-
тивов — ‘оркестра польского радио.
В качестве руководителя этого орке-
стра Фительберг участвует в органи-
вацаи и проведении состоявшегося
этой осенью радиофестиваля славян-
ской музыки.
	— Бсе полнокровнее и богаче ста-
новится, культурная, и, в частности,
музыкальная жизнь нашей возрождаю-
щейся страны; — рассказывает поль-
ский музыкант.—Несмотря на то, что в
самой Варшаве и в других польских
городах гитлеровцы разрушили и со-
жгли театральные и концертные по-
мещения, творческая энергия  поль-
ского народа ‘творит чудеса. В. ма-
леньком помещении на 200 слушате-
лей возрождается оперное искусст-
во польской столицы. Уже начинают
работать десятки симфонических’ ор-
кестров в Варшаве, Кракове, Лодзи,
Познани, Вроцлаве и других горо-
дах. Центр музыкального  образова-
ния — Варшавская — консерватория,
как и тысячи других монументаль-
ных зданий, была сожжена немцами.
В настоящее время декретом‘ прези-
дента Берута консерватории передан
всемирно-известный дворец Coan-
ских.

Братская дружба польского народа
© великим русским народом, принес-
шим Польше освобождение, находит
отражение во всех областях искус-
ства. Польские издательства готовят
	к изданию переводы многих. русских
книг. Высокую’ оценку критики по-
лучили  лучшие советские кинокарти-
ны, которые. подолгу не сходят с
польских экранов. Почетнейшее ме-
сто в симфонических концертах и пе-
редачах польского радио занимают
русские классические и. современные
музыкальные произведения.
	— Я искренно рад, — говорит Фи-
тельберг, — возможности  посетять
вновь вашу прекрасную страну и во-
зобновить свое знакомство с совет-
скими слушателями и советскими му-
зыкантами. Мой первый концерт в
вашей ‘столице состоится завтра в
зале им. Чайковского. В свою про-
грамму я включил произведения Чай-
ковского, Шимановского, Карловича.
	В этом концерте выступит солист-
кой известная уже москвичам по га-
стролям 1934 года скрипачка Евге-
ния Уминская, являющаяся учени-
цей также знакомого москвичам  та-
лантливого скрипача, дирижера и
композитора Жоржа Энеско.
	«АД КАРТОЙ
‚ РОЛИНЬЬ
	aperPAtOmM к этой книге автор
взял слова из речи А. А. Ждано-
ва: «Каждый день поднимает наш на-
род все выше и выше. Мы сегодня
не те, что были вчера, и завтра будем
не те/ что были сегодня. Мы уже не
те русские, какими были до 1917
года, й Русь у нас уже не та, и ха-
рактер у нас не тот. Мы изменились
и выросли вместе с теми величай-
шими преобразованиями, которые в
корне изменили облик нашей стра-
ны».

Старая  градиционная география
внедряла в умы юношества  пред-
ставление об устойчивости, стабиль-
ности географических признаков. В
прямом или косвенном виде мы мог-
ли встретить такую концепцию и в
учебной и в популяризаторской лите-
ратуре. С наибольшей силой и яр-
костью доказана несостоятельность
этой точки зрения  послеоктябрь-
ской тридцатилетней историей нашей
Родины, — историей, отразившейся
на каждом ближнем и отдаленном
участке нашей географической кар-
ты. Такая живая география ‘страны
Советов проходит перед нами в кни-
ге Н. Н. Михайлова”, поставленная в
прямую образную связь с историей,
— география, какую мечтал когда-то
написать Гоголь.

..Мы подошли к карте, раскрытой
перед нами автором книги, и свежий
ветер огромных’ родных просторов
	* И. Н. Михайлов. „Над картой ро-
длины. 1917—1947». «Молодая гвардия»,
1947. Стр. 264. Тираж,100 тысяч экз.
Цена 13 руб.
	Следствие по делу
фашистских заговорщиков
в Австрии
	ВЕНА, 14. (ТАСС). Как сообщает
	Австрийское агентство печати, след-
ствие по делу участников фашист’
ского заговора будет проведено про-
винциальным судом в Граце (Шти-
рия).
	Главный обвиняемый `Реснер до-
	ставлен из Клагенфурта в Грац.
	дины», в неи чувствуется какой-то
	пробел в изложении фактов. Почему?
Думается, потому, что. в ней не, вид-
но’лица тех советских людей, кото-
рые с могучим напряжением. сил
перестраивают страну и в этой пе-
рестройке находят огромные возмож-
ности для собственного роста и раз-
вития. Е

«В новой стране живут новые лю-
ди. У них новые чувства, новые по-
мыслы... Великое обновление чело-
веческой личности движется живо-
творящей,  преобразующей ° силой
большевистских идей, которые партия
несет в толщу народа».

Имена новых людей часто возни-
кают в книге Михайлова. Мы по-
стоянно встречаемся здесь с резуль-
татами их творческих дел, отразив-
шимися на карте Родины. Мы ясно
видим новые земли на старой карте,
новые богатства земных. недр, новые
бастионы социалистической индуст-
рии, новые поля, новые пути. Необык-
новенную конкретность приобретают
на страницах этой книги неузнаваемо
изменившиеся города и пашни, заво-
ды и гидростанции, улицы и дороги.
родной земли. Но отвлеченными и
озобщенными — или только поиме-
нованными — остаются в книге. Ми-
хайлова те, без которых эти измене-
ния ‘были бы немыслимы: люди соци-
алистического - труда.

Takes существенный недостаток
весьма ‘значительной части нашей на-
учно-популярной и научно-художест-
венной лчтературы. И  преодоление
	этого недссТатка должно стать де-
лом чести писателей, мастеров науч-
но-художественного жанра, потому
что воспитание любви к родно\. зем-
ле должно быть неотделимо от вос-
питания любви к советскому чело
веку — строителю. :
	Бор. Бегак.
	Центральньйй дом техники желез-
нодорожного ‘транепорта СССР яв-
ляется центром, популяризирующим
технические достижения железно-
дорожного транспорта. Здесь де-
монетрируются различные станки,
приборы и т. д. НА СНИМКЕ: по-
сетители осматривают  действую-
щую установку электоифицирован-
ного участка с автоблокировкой.

Фото Н. КИРЕЕВА и
И. МАНЬГЗА (ТАСС).
	тельных находок @мелыми советски-  ворит и о перестройке ее сельского
	ми следопытами.
Шаг за шагом следуем мы за ав-
	тором по. широкой. дороге,  проло-
женной социалистической — наукой
там, где прежде вились’` тяжелые,
	мучительные тропы: На ‘ярких, вы-
разительных примерах - мы постига-
ем, каким образом наша страна по
богатствам недр—по ‘нефти и желез-
ной руде, по апатитам и марганцу,
по цветным и редким Металлам —
вышла на первое место среди всех
стран земного шара.

На конкретных примерах мы ви-
дим, как раболепствовали перед за-
границей российские помещики и ка-
питалисты,  подрывавшие  творче-
скую инициативу людей народа, как
хозяйственная отсталость царской
России — неизбежный результат та-
кой политики — отражалась и на ее
географической карте. Мы с гордо-
стью следим за ходом решения
грандиозных задач, поставленных
Лениным и Сталиным: задачи mpe-
врашения аграрной страны в индуст-
риальную и проблемы правильного
размещения промышленности по Со-
юзу, в частности по национальным
районам, что обеспечило стойкость и
действенность вашей индустрии в
грозные годы войны против немец:
кого фашизма.

Неузнаваемо изменился облик до-
революционного Донецкого  бассей-
на в Донбассе советском — родине
стахановского движения. Родились
новые мощные источники топлива.
Непрерывно совершенствуется совет-`
ская энергетика, растут гидро- и
электростанции, возникают мощные
базы машиностроения, резко меняе-
тся характер лесного промысла. Убе-
лительно  свидетельствуя об изме-
нении промышленности нашей стра-
ны, географическая карта ясно го-.
	` хозяйства. Воля советского челове-
’ка меняет пейзаж земли, создает но»
вые ‘растительные культуры и новые
породы животных, вступает в побе-
доносную борьбу со случайностями
природы. Массовым. становится ми:
чуринское” движение.  Планомерно
орошаются пустыни.

’Ничто не мешает социалистическо-
му человеку взять от природы все,
что она может дать.

На современной карте нашей Роди-
ны отражаются весь советский строй
и уклад жизни. Это — карта сво-
бодных, полноправных наций. Это —
карта городов социализма во главе с
обновленной Москвой, преображенных
сел,. изменившихся райбвов.

Обо всем этом выразительно по-
вествует книга Н. Н. Михайлова,
принадлежащая к хорошим ›бразцам
современной научно-популярной или,
вернее, научно-художественной ли-
тературы.

Художественная форма nonyaapa-
зации научных знаний, сохраняющаух
строгость отношения к факту, могла
расцвести только в условиях совет-
ской демократии. Фундамент для та-
кой формы был заложен обществен-
ным строем страны, где наука стала
реальным достоянием народа и где
науку, по замечанию Павлова, вво-
дят в жизнь «до последней степени
щедро».

Книги Н. Н. Михайлова «Земля
русская» «Страна родная», «Лицо
страны меняется» и, наконец, «Над
картой родины» обнаруживают ма-
стерство художника — популяриза-
тора науки, владеющего образными
средствами показа прошлого и на-
стоящего на материале карты нашей
Родины.

Однако при всех бесспорных -20-
стоинствах книги «Над картой ро-

%* РАДИО Бухареста сообщает. что
опубликован укгз Президиума Румын-
ской Народной республики об учреж-
дении ордена «Звезда Румынской На-
родной республики». Эта награда бу-
дет вручаться румынским гражданам
за особые заслуги в политической, на-
учной, культурной и социальной обла-
стях.