На концертах студии
имени Айселоры Дункан
	чает восторженный прием. Надо от-
метить, что эти два танца награжде-
ны дипломами первой и второй сте-
пени на недавно состоявшемся Все-
союзном конкурсе по художествен-
ной гимнастике,
	Из постановок В. Бурмейстера ин-
тересны «Элегия» и «Свет и тьма»
на музыку прелюдии Рахманинова в
исполнении А. Аксеновой. Артистка
раскрывает в «Элегии» большюй мир
переживаний матери — от радости и
счастья за своего ребенка до траги-
ческой утраты любимого существа.
Во втором танце раскрыта символиче-
ская, полная напряженной  экспрес-
сии борьба света с тьмой, заканчива-
ющаяся полной победой света; Запо-
минаются также «Клятва» (на музы-
ку npemioanh Скрябина) в чсполне-
нии В. Головиной, Ю. Вашенцевой,
М. Мысовской и Е. Федоровской и
«Мужество» (на Музыку Ан. Алек-
сандрова) — танец, в котором Е. Те-
рентьева хорошо почувствовала и до-
несла до зрителей его возвышенную
героику и патетику. Творческой ин-
дивидуальности артистки наиболее
близки образы сильные, смелые, му-
жественные. Может быть поэтому ей
и не удалась постановка искрометно-
го, брызжущего’ ‘весельем вальса
Штрауса. Танец’ мало оригинален по
решению, движения однообразны. То
же можно сказать и об этюде «По-
рыв» (на музыку Метнера), постав-
ленном Л. Лукиным.
	Концерты студии имени Айседоры
Дункан свидетельствуют о.тТом, что
талантливые советские ученицы бе-
режно хранят традиции замечатель-
нсй артистки, нашедшей в стране Со-
ветов все условия для творчества и
экспериментов. Но, нам думается,
этого мало. Студия должна более
смело двигать вперед свое искусст-
во, согревая его дыханием подлинной
жизни, полной высокого пафоса и
романтики.

Есть у студии и другая задача:
принципы художественной гимнасти-
ки, лежащие в основе искусства этой
школы, должны занять свое место‹в
системе физического воспитания на-
шей молодежи в школах, в клубах, в
спортивных обществах. Решением
этой задачи Должны заняться соот-
ветствующие организации.
	Мих. Долгополов.
	Дневник
искусств
	yw 10 РАЗ сыграл программу, посвя-
шенную 800-летию Москвы, Государст-
венный джаз-оркестр под руковод-
ством Утесова. В ближайшие дни ор-
кестр выезжает в Ленинград, а в фев-
рале будет.вновь выступать в Москве.
	х К 125-ЛЕТИЮ со дня рождения
А. Н. Островского Театр промкоопера-
ции, выступающий в московских клу-
бах. готовит драматическую сказку
«Снегурочка» в оформлении художни-
ков-палешен. Одновременно театр за-
канчивает работу ‹ над постановкой
ньесы Н. Вирта «Хлеб наш насущный».
	\ НА-ДНЯХ состоялась премьера в
театре «Ромэн». Показана пьеса И. Ром-
Лебедева «Героическая поэма». Поста-
	новщик спектакля -+ народный артист
	РСФСР М.

Дазно уже распались те шко-
лы, которые в разных странах
мира создала’ танцовщица Айседора

ункан. И только в Советском Co-
юзе продолжает существовать и раз-
виваться студия, основанная Дункан
в 192] году в Москве. .

Мы побывали на концертах студии
в зале имени Чайковского. Первые
ученицы Айседоры Дункан, ныне ар-
тистки А. Аксенова; Ю. Вашенцева,
В. Головина, М. Мысовская, Е. Те-
рентьева и другие, составляют  по-
прежнему основное ядро студии. В
свою очередь в школе при студии
они продолжают занятия © молоды-
ми ученицами.

Их танцам свойственны многочис-
ленные вариации вольного, широкого
бега и шага. Танец не строится на
движениях на пальцах и прыжке, яв-
ляющихся основными элементами 62-
летной классики, но отнюдь не теря-
ет oT этого своей выразительности,
эмоциональности и дохолчивости.
	Танец «Три грации» ва музыку Шу-
берта — фантазия на тему об ожив-
шей античной скульптуре. Внезапно
фигуры статуй обретают движения, H
зрители видят изящный и легкий та-
нец. Другой танец — отрывок из
«Ифигении в Авлиде» на музыку
Глюка. На морском берегу резвятся
девушки. Живописны их позы, краси-
вы движения рук, подбрасывающих
невидимые кости. А вот — игра в
мяч. Легкие плащи, наброшенные по-
верх хитонов, во время танца созда-
ют иллюзию ветра, дующего с MO-
ря. Глаз любуется чистотой и  благо-
родством пластических композиций,
создаваемых артистками студии.
	Одна за другой проходят в концер-
те постановки самой Дункан. Седь-
мой вальс и полонез Шопена, вальс
Брамса, вальс с шарфом на музыку
Шуберта. Зрители аплодируют знаме-
нитому венгерскому  «Ракоччи-мар-
шу> Берлиоза—Листа. На туниках
танцовщиц  яркокрасные — накидки,
рдеющие, как пламя. Мужественны-
ми, энергичными движениями солист-
ка (Ю. Вашенцева) зовет к борьбе, к
победе. И в заключение отделения—
недавно восстановленное Е. Теренть-
евой и ею исполняемое скерцо из
УТ патетической симфонии Чайков-
ского.

Во втором отделении — танцы, по-
ставленные советскими балетмейсте-
рами. Они уже пытаются воплотить
темы, близкие. и созвучные  совре-
менному советскому зрителю. Наибо-
	лее удачны «Подвиг» на музыку пре-
	люда и вальс «Бриллиант» Шопена,
осуществленные Л. Якобсоном. В
«Подвиге», отлично исполняемом со-
листками Е. Терентьевой, Ю. Вашен-
цевой и М. Мысовской, при крайней
скупости изобразительных средств
оживает один из героических эпизо-
дов на поле боя. В вальсе «Брил-
лиант» хорошо передано ощущение
яркости, жизнерадостности, больших
чувств советского человека. При по-
мощи шелковых полотен, то ритмич-
но взвивающихся вверх, то опускаю-
щихся, достигается иллюзия морско-
	го прибоя, алеющего в воздухе пара-
шюта, брызжушего фонтана. Этот
	пюта, брызжущего фонтана. Этот
празяничный номер неизменно ветре
	«Танец с шарфами» в исполнении артисток
	егра
	Предстоящая сессия
Экономического
и боциального Совета 004
	НЬЮ-ЙОРК. 15. (ТАСС). Секрета-
риат ООН об’явил, чго временная
повестка дня шестой сессии Эконо-
мического и Социального Совета, ко-
торый соберется в Лейк-Саксессе 2
февраля, состоит из 40 пунктов. По-
вестка включает внесенный Югосла-
вией пункт об ущербе, причиненном
Югославии в результате задержания
Соединенными Штатами ее золотого
запаса, вопрос о создании  экономи-
ческой комиссии для Среднего Во-
стока, внесенный Всемирной федера-
цией профсоюзов пункт о принципе
равной оплаты за одинаковую работу
мужчин и женщин и ряд других во-
просов.

Комиссия Экономического и Со-
циального Совета по вопросам пове-
стки дня, состоящая из председате-
ля, двух вице-председателей и пред-
ставителей Белоруссии и Канады, со-
берется на заседание в Лейк-Саксесс
30 января.
	Перед выборами
в Италии
	РИМ, 15. (ТАСС). Вазета «Респу-
блика» сообщает, что конфедерация
атальянской промышленности поста-
новила создать специальный фонд
для финансирования правых партий
и группировок в период  избира-
тельной кампании 1948 года. Руко-
водетво конфедерации потребовало
от всех своих членов сделать отчис-
ления в этот фонд в размере трех
десятых процента фонда зарплаты
каждого отдельного предприятия.
Общая сумма фонда составит 6 млрд.
	пи.

РИМ, 15. (ТАСС). Как сообщает
газета «Пополо», в заключение сес-
сии Национального совета христиан-
ско-демократической лартии, состояв-
шейся в Риме 11—12 января, фуко-
водство партии об’явило «мобилиза-
цию» всех членов паэтии для финан-
сирования избирательной кампании
1948 года. Руководство партии по-
становило провести по этому случаю
«национальную = кампанию сбора
средств» якобы для «борьбы за де-
мократию, порядок и свободу». B
действительности эта «кампания»
служит удобным прикрытием для то-
го, чтобы пополнить кассу партии за
счет «щедрости» Ватикана, высшей
церковной иерархии, банкиров, про-
мышленников, крупных торговцев,
спекулянтов и помещиков.
	Электрификация
польской деревни
	ВАРШАВА, 15. (ТАСС). План ка-
питаловложений, представленный
польским правительством на утвер-
ждение сейма, предусматривает ас-
сигнование 2 миллиардов злотых на
электрификацию деревни. На эти
средства будет  электрифипировано
1217 деревень, т. е. больше} чем за 20
лет существования довоенной Поль-

„Исторические
концерты
русской музыки
	Интересный цикл так называемых
	исторических концертов» из пройз-
ведений русских композиторов ХУШ
и начала ХХ века был начат в ис-
текшем году Центральным музеем
	музыкальной культуры и Московской
	филармонией.
	В Народной Республике Албании про водятся большие работы по осуше-
нию заболоченной котловины озера Малить (район г. Корча). НА СНИМ-
КЕ: строительство канала по осуше нию озера Малить.
	Фото С. ВАЛЕНТИНОВА.
	Инцидент в
	ВЕНА, 15. (ТАСС). 12 января в
венском народном суде начался про-
цесс бывшего гитлеровца Антона Фи-
пера. Неожиданное обстоятельство
слелало процесс сенсационным. Сви-
детелем по делу Фишера выступил
бывший унтерштурмфюрер СС Аль-
фред Борт, один из вожаков гитле-
ровской молодежи. Он, — очевидно,
долго готовился к этому выступле-
нию в суде, решив использовать его
для фашистской пропаганды. Газета
«Нейес эстеррейх» получила от не-
то лаже специальное приглашение
прислать своего коррэспондента на
этот процесс, чтобы «ознакомиться ©
целями, структурой ин организацией»
группы «вервольфов», руководителем
которой он является.

В своем выступлении он особо под-
черкнул свои «заслуги» в прошлом
как активного фашиста,  заслужив-
шего похвалу от матерых гитлеров-
ских вожаков. Затем он рассказал
суду, что организовал.‘ подпольную
группу «вервольфов» в Вене по пря-
мому указанию генерала войск CC
	Первый концерт посвящался опер-
ному творчеству замечательного ком-
позитора второй половины ХУШ века
Евстигнея Фомина; исполнялись эго
оперы «Орфей» и «Ямщики на под-
ставе». Два других концерта позна-
комили слушателей < оперой Борт-
нянского «Сын-соперник» и с неиз-
вестными доселе оркестровыми про-
изведениями Алябъева. Каждому кон-
церту цикла предшествовала дли-
тельная исследовательская и рестав-
раторская работа.
	В нынешнем сезоне цикл «истори-
ческих концертов» будет продолжен.
В первой программе будет предетчв-
лено творчество  Верстовского —
наиболее выдающегося русского ком-
позитора до-глинкинской поры, зна-
комого нам главным образом по од-
нсй из лучших его опер «Аскольдова
могила». В концерте будут показаны
отрывки из двух других опер компо-
зитора — «Пан Твардовский» ч «Гро-
мобой» являющихся первой и по-
следней работой Верстовского в опер-
ном жанре.

«Пан Тварловский» — опера мело-
драматического характера написана
на либретто Загоскина. Для оперы
«Громобой»  либреттистом Д. Лен-
ским, артистом московского театра,
была использована первая часть поэ-
мы Жуковского «Двенадцать спаших
дев».
	Второй концерт цикла в этом се-
зоне посвящен камерному инструмен-
тальному творчеству некоторых ком-
пбзиторов, в частности произведениям
Алябьева. Исполняются его два квар-
тета, квинтет и трио.
	В третьей программе повторяются
оперы «Орфей» Фомина и «Сын-со-
перник» Бортнянского. В концертах
«исторического цикла» примут уча-
стие симфонический оркестр, квартет
имени Бетховена и солисты Москов-
ской филармонии.
	венском суде
	Зеппа Дитриха, Итальянский фашист
Скорца также имел непосредствен-
ное отношение к этой подпольной
организации гитлерозской молодежи.

Из речи Борта выяснилось, что
организация венских  «вервольфов»
была тесно связана с фашистским
Заговором Реснера.

В заключение Борт заявил, что они
решили «основать национал-социали-
стское движенне с совершенно HO-
выми целями» и передал  председа-
телю суда программу своей «новой
нацистской партин». И вот на засе-
дании суда Австрийской республики
в присутствии многочисленной ауди-
тории председатель суда, в обязанно-
сти которого входит прежде всего
борьба с фашизмом, во всеуслышание
начал зачитывать фашистскую  про-
грамму. Только по требованию про-
курора он прекратил чтение, прервал
процесс и после краткого совещания
с членами суда арестозал Борта и 6
других свидетелей по этому делу —
членов — подпольной организации
«вервольфов».
	К Но-летию со дня рождения вели-
кого русского художника В. И. Су-
рикова. НА СНИМКАХ: вверху —
дом № 32 по улице Ленина в Крас-
ноярске, где родился В. И. Сури-
хсв. В ближайшее время здесь от-
	кроется дом-музей художника.
Внизу — проект памятника В. И.
Сурикову работы красноярского ху-
дожника Г. Лаврова. Этот памятник
будет установлен в Красноярске у
дома-музея.
	Фото С. МАЛОБИЦКОГО (ТАСС).
	Книги
о художниках
	«Массовая библиотека» Государ-
ственного издательства «Искусство»
пополнилась новыми выпусками.

Вышли книга А. Розенталь «Не
ждали» — об истории создания И. Е.
Репиным его знаменитой одноимен-
ной картины, монографические очер-
ки В. Зименко о жизни ч творчестве
А. И. Куинджи и М. Сокольникова-
© живописи К. А. Савицкого.

Книга К. Ситника знакомит чита-
теля с жизнью. и творчеством фран-
цузского художника первой половины
прошлого столетия Эжена Делакруа.
Очерк Ю. Колпинского посвящен ис-
панскому художнику-реалисту пер-
вой половины ХУП века Веласкесу.

Книги напечатаны на хорошей бу-
маге, обложки украшены гравюрами
на дереве работы М. Моторина.
	«ЭСТЕРРЕЙХИШЕ ФОЛЬНСШТИММЕ» РАЗОБЛАЧАЕТ СВЯЗИ
«НАРОЛНОЙ ПАРТИИ» © ФАШИСТАМ!
	Отовею 01
	ее фотокопию этого докумен-
та).

‚ «Господа Граф и Грубер,— пишет
газета—знали, что представляет со-
бой Шустер, когда они предоставили
ему руководство центральным орга-
ном партии... Граф и Грубер предо-
ставили Шустеру аост руководителя
пентрального органа народной партии
именно потому, ‘что они, создавая эту
газету, намеревались найти преемни-
кз традиций «Фелькишер беобахтер»,
в задачу которого входило бы CO-
брать все активные фашистские эле-
менты в Австрии в рамках народной
партии... Для роли редактора такой
газеты кандидатура Шустера была
вполне подходящей».
	ду венгерские крестьяне вспахали 6,8
миллиона хольдов земли — на 500 ты-
сяч хольдов больше, чем в прошлом
году (хольд равен 0,57 гектара).

%х в. МИНИСТЕРСТВЕ иностранных
дел Венгрии состоялся обмен ратифи-
кационными грамотами венгерско-юго-
славекого кугьтурного соглашения.

х КАК СООБЩАЕТ пражское радио,
чехословацкая кожевеннгя и резино-
вая промышленность за первую поло-
вину двухлетнего экономического пла-
на выпустила 45 миллионов пар обуви,
выполнив, таким образом, план на 14
процентов больше, чем было установ-
лено. Было выпущено 26 миллионов
пар кожаной обуви и 19 миллионов
пар резиновой обуви. По производ-
ству шин план был превышен на 14
процентов. Всего было выпущено 3,5
миллиона резиновых шин,

% ИЗ АНКАРСКОГО университета
(Турция) исключены «за левые вэгля-
ды» один профессор и два доцента.

% ГАЗЕТА «Ватан» опубликовала со-
общение о. прибытии в Турцию пяти
американских офицеров флота для
обучения турецких моряков.
	ВЕНА, 15. (ТАСС). Газета «Эстер-
рейхише фольксштимме» опубликова-
ла сообщение, в котором приводит
новые данные о связях ответственно-
го редактора органа «народной пар-
тии» «Винер тагесцейтунг» Шустера
с фашистами и разоблачает попытки
«народной партии» реабилитировать
Шустера.

Напоминая о’ заявлении «народной
партии», что «Шустер никогда не
был членом национал-социалистской
партии и «Имперского союза немец-
кой прессы», «Эстеррейхише фолькс-
штимме» пишет, что Шустер вступил
в этот союз еще в 1940 году и всен-
тябре 1941 года ему был выдан член-
ский билет за номером 15723 (газета
	% В СВЯЗИ с «Польской неделей»,
начинающейся в Венгрии 26 января, в
Венгрию вылетает польская делегация.
возглавляемая министром просвещения
Скшешевским. Во время пребывания
делегации в Венгрии будет подписана
культурная конвенция между Польшей
и Венгрией.

% ОТКРЫЛСЯ четвертый пленум
республиканского веча народной моло-
дежи Хорватии. С докладом «Участие
народной молодежи в выполнении пя-
тилетнего плана в сельском хозяйстве
и задачи молодежи на трудовом фрон-
те в 1948 г.» выступил секретарь веча
Трипала. Он остановился на развитии
сельского хозяйства в Югославии, на
значении кооперации и поставил ле-
ред молодежью Хорватии ряд кон-
кретных задач по строительству коопе-
ративных домов и подготовке кадров
специалистов для сельского хозяйства
и промышленности. В 1948 г. в Хорва-
тии молодежь построит 1200 коопера-
тивных домов,

% ГАЗЕТА «Сабад неп», ссылаясь на
официальное сообщение министерства
земледелия, пишет, что в текущем го-
	По поводу одной конференции
	После долгих организационных не-
поладок и неоднократных отклады-
ваний состоялось открытие творче-
ской конференции московских драма-
тургов и критиков. Конференция по-
свящалась теме «30 лет сфветской
драматургии». В пригласительном би-
лете были обещаны доклад предсе-
дателя Комитета по делам искусств
М. Б. Храпченко, а также выступле-
ния писателей, критиков и деятелей
советского театра. Таким образом
можно было ожидать большого и
серьезного разговора не только о се-
годняшнем дне советской драматур-
гии, но и о деятельности Комитета по
делам искусств и о работе москов-
ских театров.
	К сожалению, в зале собралось
лишь несколько известных драматур-
гов и критиков, а деятели театров
вообще отсутствовали. Между тем
доклады тт. И. Альтмана и А. Гле-
бова представляли несомненный ин-
терес. Правда, надо отметить, что
по непонятным причинам была изме-
нена тема конференции. Речь шла
исключительно о драматургии 1947
года. Этому вопросу и посвящался
доклад Альтмана, по поводу кото-
Рого можно было серьезно и поспо-
рить и поговорить. Но такого раз-
говора не получилось.

Оба докладчика бросили ряд спра-
ведливых упреков Комитету по делам
искусств и руководству столичных
драматических театров. Они говорили
© недопустимо медленных темпах
работы театров, с пренебрежитель-
ном отношении их к пьесам нацио-
нальных драматургов. Почему в Мо-
скве идут низкопробные пьесы вроде
«Алмазов» и «Младшей сестры», а
интересные, значительные пройзведе-
ния национальных драматургов не
только не ставятся, но даже и_ не
переводятся? Почему темны работы
театров в постановке актуальных,
злободневных пьес советских драма-
тургов приводят к тому, что эти про-
изведения теряют и остроту и акту-
альность? И. Альтман правильно
указал и на то, что со сцены столич-
ных театров почти совсем исчезла
комедия, а единственный в Москве
Пеатр сатиры явно не справляется со
своими задачами.

К сожалению, все эти вопросы
Фстались без ответа. Представители
	Н. ИП. БАТАЛОВА
	Вечер памяти артиста МХАТа
Н. П. Баталова в связи с исполнив-
шимся 10-летием со дня смерти `со-
стоялся в Доме актера. С речами вы-
ступили заслуженный деятель ис-
кусств Н. Марков, народные артисты
РСФСР И. Судаков, В. Топорков.
Письма Н. Баталова к Н. Хмелеву
читала артистка РСФСР К. Еланская.

Кинорежиссер В. Пудовкин расска-
вал о работе Баталова над образом
Павла Власова в фильме «Мать»,
	Комитета по делам искусств на кон-
ференции отсутствовали, доклад тов,
М. Б. Храпченко не состоялся, твор-
ческие работники театров в прениях
не участвовали. Да и можно ли было
считать прениями выступления не-
скольких драматургов? А критики
молчали. Неужели им не о чем было
поговорить?

Итак, большой, серьезной дискус-
сии о драматургии не получилось. А
жаль! Выступления Л. Малюгина,
А. Софронова, Б. Чирскова, А. Крона
явно свидетельствовали © TOM, что
далеко не все благополучно в нашей
драматургии, что есть много вопро-
сов, которые надо обсудить и ре-
шить. Секция драматургов при союзе
писателей еще раз продемонстриро-
вала свою организаторскую — беспо-
МОЩНОСТЬ.

В. Шевцов.
	им. Айседоры Дункан.
Фото Б. БОРИСОВА,
			тальных персонажей картины. Мы
говорим «намечены», потому что нет
в этих портретах необходимой силы
характеристики. Эстонские артисты,
видимо, хорошо знают характеры сво-
их героев, понимание образа у них
бесспорно, но в художественном во-
площении его нет яркости и закон-
ченности рисунка. Так часто бывает
с актерами театра, впервые снимаю-
щимися в кино: сказываются недо-
статок опыта, неумение играть перед
об’ективом с’емочной камеры.
	Сильно снижает хорошее впечатле-
ние от фильма ‘посредственный дуб-
ляж. Часто русская речь дублирую-
щего исполнителя явно «отрывается»
от губ играющего в фильме эстон-
ского аотиста. Ведь опыт ‘дубляжа
далеко не является чем-то новым для
наших кинематографистов, так отку-
да же эти досадные несуразности?

Можно пред’явить и еще один уп-
рек. авторам фильма. Хорошо, что
действие пьесы вынесено за пределы
интерьера, на улицу, хороню, что
оператору (С. Иванов) и художникам
(Е. Еней, Л. Шильдкнехт и И. Ива-
нов) удалось показать национальный
облик эстонского города, но таких
кадров в фильме не так уж много.
Можно было полнее и разнообразнее
показать мир, окружающий  «цита-
дель» Мийласа: и штурм города со-
ветскими войсками, и бегство гитле-
ровцев, и жизнь эстонской улицы в
эти тревожные и радостные дни.
	Фильм «Жизнь в цитадели» — пер-
вый опыт содружества русских и
эстонских кинематографистов. И пои
всех его недостатках, кстати говоря
не столь уж значительных и вполне
исправимых в будущем,—опыт инте-
ресный и удавшийся. Фильм волнует .
и заражает зрителя своей идейной и
эмоциональной силой, правдиво рас-
крывая перед ним облик людей но-
BOW, советской Эстонии.
	Ал. Абрамов.
	тов своей работы. И вот проект за-
брошен, и профессор занимается си-
стематикой мхов, начиная с древней-
ших периодов существования нашей
планеты. Так более логически и на-
глядно мотивирован разлад Мийласа
с современной действительностью.
Существенно изменилась и линия
развития самого образа. Упорство
Мийласа слабеет по, мере того, как
жизнь властно взрывается в стены его
«шатадели». Окружающий его мир
расширяется, в этот,мир входят ге-
рои, каких мы не встречали в пьесе:
плотник Кийнаст, помогающий яарти-
занам, военврач Головин, когда-то чи-
тавший статьи Мийласа об осушения
болот. Задушевные беседы с, ними
уже пробивают бреши в его символи-
ческой «цитадели», а встречи с майо-
ром Красной Армии Куслапом, сыном
служанки профессора Анны, незамет-
но, но решительно расширяют эти
бреши. Профессор еще упорствует,
но «цитадель» уже начинает распз-
даться. Он еще произносит гневные
речн в защиту своей «концепции», но
уже покорно провожает ^ дочь, уез-
жающую учиться в университет. Он
еще негодует на то, что «мир войны»
отнял у него младшего сына Карла,
но уже ласковым взором следит за
	ним, когда тот проезжает по улицам
в составе уходящих на фронт частей
Красной Армии. Митинг в горсовете,
на котором простые крестьяне гово-
рят о счастье, какое дала им совет-
ская власть, взрыв на площади, орга-
низованный гитлеровскими последы-
шами, довершают распад «цитадели».
Сцена, в которой профессор, забыв-
ший ключ от дома, сам ломает воро-
та своей «крепости», убеждает
простой и ‚ ясной символикой: мы
уже верим, что Мийлас придет к на-
роду независимо от того, как и когда
будут разоблачены фашистские при-
	более публицистически заостренный
эпизодам пьесы, в фильме значитель-
но ослаблена, И правильно: стихия
кинематографа — действие, а не раз-
говоры.

В режиссерском ‘решении’ фильма
есть и бесспорные «находки». Запо-
минается первое появление Мийласа:
мы видим его в глубине кабинета за
высокими грудами книг, и словно из-
далека доносится в открытую дверь
шум ненавистной Мийласу «улицы»,
нарушающий мертвую тишину комна-
ты. Так очень отчетливо. возникает
перед нами зрительный образ «цита-
дели» накануне ее падения.
	Только одного знакомого” актера
узнает зритель в фильме — Б. Доб-
ронравова в эпизодической роли про-
фессора медицины, советского пол-
ковника Головина. В остальных ро-
лях — центральных .и эпизодических
— снимались артисты Эстонского
драматического театра. Некоторым
удалось ° создать образы, достаточно
убедительные художественно. Х. Лаур
показывает Мийласа именно таким,
каким задумали его авторы фильма, —
заблуждающимся, колеблющимся, но
отнюдь неё чуждым народу челове-
ком. Процесс духовного прозрения
	Мийласа ‘раскрыт психологически
верно и убедительно. Много искрен-
ности, неподдельного волнения A
	подкупающей обаятельности в обра-
зе Лидии, дочери Мийласа (артистка
Л. Лаатс). Ее любовь к майору Кус-
лапу (артист Р. Нууде) — цельное и
чистое чувство, согретое неудержи-
мым стремлением к новой жизни, ко-
торая стучится в двери ненавистной
ей «цитадели». Колоритные_фигуры
фашистских мерзавцев, — циничных,
прожженных хищников, типичных
представителей гитлеровской  «нео-
Европы» создали Л. Раяла (Ральф) и
А. Сярев (Рихард).
	С большей или меньшей вырази-
тельностью намечены портреты и ос-
	хвостни, превратившие его «цитадель»
в свою штаб-квартиру.

Он сам разоблачает их, сам откры-
вает страшную тайну своего старше-
го сына, бывшего коменданта гитле-
ровского концлагеря, сам обнаружи-
вает его «богатства» — золотые зу-
бы и коронки, вырванные у его жертв,
сам готов сообщить об этом властям.
Это— последний, завершающий штрих
«прозрения» Мийласа, штрих, логи-
чески естественный и закономерный,
И, когда в финале его старый друг
Ян Сандер. от имени правительства
Эстонской советской республики
предлагает ему стать во главе работ
пс осушению болот, профессор, уже
не колеблясь, ‹ принимает предложе-
ние. Он давно осознал свою ошибку,
давно уже понял, что несет народу
советская власть. Мысль эта раскры-
вается в концовке фильма: болото,
как бы на глазах у зрителя превра-
щающееся в море спелых колышу-
шихся колосьев.
	Нам кажется, было бы правильнее
назвать фильм не «Жизнь в цитаде-
ли», а «Конец цитадели», ибо не ци-
тадель Мийласа с ее монастырским
уставом является идейным центром
фильма, а новый мир, победно штур-
мующий ее стены. Фильм начинается
с того, как партизан Куслап проби-
рается к дому Мийласа, чтобы уста-
новить связь с Кийнастом, и закан-
чивается картиной  преображенных,
осушенных болот. Карл не только на
словах симпатизирует советским вои-
нам, но и активно помогает им, про-
водя наступающие советские танки
через’ болото. Мы видим в картине
народ, восторженно приветствующий
своих  освободителей, радостный
праздник свободы и счастья, танцую-
щие пары на‘улицах, митинг в горсо-
вете, войска, уходящие на фронт. Ре-
жиссерски все это показано точно и
выразительно, без излишней шум-
ной «риторики». Кстати говоря, изве-
стная риторинность, свойственная наи-
	„глизнь в щитадели“
	Первый эстонский художественный Фильм
		аук и других научных и культур-
ных институтов страны. И естествен-
но, что авторы фильма, экранизируя
пьесу, не могли пойти по пути ее ме-
ханического воспроизведения, не мог-
ли показать Мийласа таким, каким
он показан р пьесе.
	Ведь в пьесе Мийлас — филистер
и педант, работа которого не служит
интересам народа. Он He сотрудйи-
чает с гитлеровцами, но и не хочет
рабстать с людьми новой Эстонии.
Он упорствует в своей антинародной
концепции «невмешательства в поли-
тику» до конца, до последней мину-
ты, пока не сознает, что дальнейшее
упорство логически приводит его уже
в лагерь врага. Он «прозревает» лишь
тогда, когда воочию видит, что его
«цитадель» стала оплотом охвостьзв
фашизма и ближайшие родственники
его — племянник Рихард и сын
от первого брака Ральф — разобла-
чены как предатели и враги народа.
Фактически «прозрение»  Мийласа
происходит уже за пределами пьесы,
за’ театральным занавесом. Мы верим
автору, что Мийлас понял свою
ошибку, но не видим, как он ее осо-
знал.
	Сценарист Ji. Tpay6epr и режиссер
Г. Pananopr внесли существенные
поправки в образ центрального героя
фильма. В пьесе Мийлас — филолог,
специалист по античной литературе,
в фильме — ботаник, автор талантлн-
вого проекта осушения болот. Но ни
в буржуазной, ни в оккупированной
немецкими войсками Эстонии он не
мог увидеть практических результа-
	ЮЖЕТ фильма «Жизнь в цита-
дели>*), только что вынущенного
на экран, повторяет по сути дела уже
знакомые нам события и конфликты
пьесы известного эстонского писа-
теля Аугуста Якобсона,  удостоен-
ной в прошлом году Сталинской пре-
MHH и поставленной на сцене двух
московских театров. Перед нами та
же тема — тема интеллигенции и
народа в послевоенной Эстонии и те
же герои — профессор Мийлас и ок-
ружающий его мир друзей и врагов.
Фильм выпущен почти два года
спустя после появления пьесы Якоб-
сона. За это время жизнь советской
Эстонии изменилась во многом: пре-
восходный документальный фильм
«Советская Эстония» наглядно пока-
зал нам эти изменения в экономиче-
ском и культурном облике молодой
советской республики и в сознании
ее людей. Глубокие сдвиги произош-
ли и в сознании той части эстонской
интейлигенции, которая встретила
рождение нового мира, замкнувтись
в «цитаделях» якобы абстрактной,
«аполитичной» науки. Свежий ветер
жизни давно разметал бастионы этих
символических «цитаделей», и ныне
Мийласы, < горечью и стыдом вспо-
минающие о своих ошибках и за-
блуждениях, честно трудятся для
народа в стенах эстонской Академни
	*) Сценарий лауреата Сталинской
премии Л. Трауберга. Постановка за-
служенного деятеля искусств Г. Ра-
папорта. Гл. оператор — С. Иванов.
Композитор—лауреат Сталинской пре-
мии 93. Канпп. Производство ордена
Ленина киностудии «Ленфильм». 1947
год,
	one
18“
ег
		пе“
	же
			ами