`’- ВСЕСОЮЗНАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
` ВЫСТАВНА
	В честь 30-летия
Советской Армии
	_В честь 30-летия Советской Армии
Комитет по делам искусств при Сове-
те Министров СССР готовит в
Москве Всесоюзную художесгвенчую
выставку. Ее открытие приурочено к
	3 мая — третьей годовщине победы
советского народа над фашистской
	Германией. В выставке принимают
участие художники всех шестнайнати
		В экспозицию наряду с новыми ра-
	ботами мастеров советского изобра-
	зительного искусства войдут ранние
произведения художников, посвящен-
ные героической Советской Армии.
Среди них полотна М. Авилова,
М. Грекова, Г. Савицкого, Н. Само-
киша и других.

Особое место займут живописные,
графические и скульптурные произве-
дения, отражающие руководящую
роль партии и ее вождей В.И.
	СПЕНТАНЛИ
НО ДНЮ
СОВЕТЕНОЙ АРМИИ
	В театрах
Моёкаы
	Телеграммы изза гранииы
	Варшава. Здание Совета Министров.
Фото В. МИКОША и П. ОПРЫШКО.
	Конференция партин
Стронниптво Людове в Лолзи
	ну мощную крестьянскую — партию.
Сайчас трудно еше говорить о сроках
слияния, так как это прежде всего за-
висит от самого ПСЛ, от того, на-
сколько быстро и успешно ПСЛ очи-
стит свои ряды от последователей
Миколайчика.

Сила нашей партии, говорит далее
Кожицкий, таится в сотрудничестве с
рабочим классом. Это испытанный
путь, гарантирующий мощь и будущ-
ность польского народа. Идя по это-
му пути, мы не можем допускать
ошибок. Мы никогда не согласимся
ва реставрацию той Польши, какой
она была до 1939 года. Новая Поль-
ша должна стать страной богатой,
просвещенной, подлинным отечеством
широких масс рабочих, крестьян и
трудящейся интеллигенции.

Отвечая на вопрос о союзниках
крестьянства и его врагах, Кожип-
кий указывает, что своих союзников
крестьянство может искать только
«налево», а врагов — только «на-
право». Мы знаем также и то, гово-
рит оратор, как велико еще в Польше
влияние католической церкви, кото-
рая вместо того, чтобы заниматься
церковными делами, непрочь занять-
ся вредной политической игрой.

Касаясь внешней политики Поль-
ши, Кожицкий указывает, что основ-
ной ее линией является борьба за
упрочение всеобщего мира. Осудив
политику американских  империали-
<тов в Китае, Греции и других стра-
нах, направленную к порабощению
народов, а также преклонение перед
ней англо-французских реакционных
кругов, Кожицкий противопоставляет
этому миролюбивую политику СССР.
Прошедший год, указывает Кожиц-
ский, принес нам дальнейшее укрепле-
ние дружбы и сотрудничества с Co-
ветским Союзом, Югославией, Чехо-
словакией и другими странами народ-
ной демократии. Несмотря на то, что
эти страны больше всего потерпели
от войны, они восстанавливаются не-
измеримо быстрее, чем капиталисти-
ческие страны. После опустошитель-
ной войны СССР смог поднять свой

промышленный уровень и фактиче-
ски ликвидировать страшные послед-
ствия войны, показателем чего слу-
жат укрепление валюты и отмена
ограничительной карточной системы.
Кожицкий отмечает огромное значе-
ние для Полыши подписанных в Мо-
скве договоров, которые послужат
делу быстрого экономического рас-
	цвета страны.
		ВАРШАВА, 10. (ТАСС). В Лодза
закончилась воеводская конференция
партии Стронництво Людове. Высту-
пивший на конференции генеральный
секретарь партии вице-премьер Ко-
жицкий, анализируя международное
и внутреннее положение страны, отме-
тил крупные достижения польской
демократии за истекшие три года.
	В то время, когда трудящиеся ка-
питалистических стран, сказал’ Ко-
жицкий, беспомощно бьются в тис-
ках нужды и варварской эксплоата-
ции, польский нарол, успешно прео-
долевая послевоенные трудности, соз-
дает свое Олагосостояние и строит
свое будущее. За все. предвоенные
годы в Польше было электрифициро-
вано около одной тысячи, а за три
года демократической Польши —
более полутора тысяч сел. В текущем
году намечена электрификация до-
полнительчо свыше ‘тысячи двухсот
сел. В 1938 году в Польше было’ по-
быто 38 млн. тонн угля, а в прошлом
году — почти 60 миллионов тонн.
	Значительно превышен довоенный
уровень выплавки стали, Такие же
достижения можно наблюдать во
	многих других озластях жизни демо-
кратической Польши: строятся тыся-
чи новых школ, тысячи народных
домов; открываются новые лечебные
учреждения, вссстанавливаются го-
рода. При всем этом польским рабо-
чим не грозит ни безработица, ни ин-
фляция, как это имеет место, напри-
мер, во Франции.

Но враждебные демократической
Полыше силы не дремлют, продолжал
Кожицкий. Используя своих лакеев,
капиталисты пытаются изнутри подо-
рвать страны, отказавшиеся итти у
них на поводу. Таким лакеем англо-
саксонских господ был в Польше Ми-
колайчик. Те же круги, которые так
настойчиво поддерживали Миколай-
чика, сейчас упорно работают над вос-
становлением мощи самого крупного
врага польского народа — империали-
стической Германии. Польский народ
с презрением отвернулся от Миколай-
чика. Многие крестьяне не понимали,
  что Миколайчик был просто лакеем
‚международного капитала, его аген-
tom B Польше. — Сейчас  Польске
Стронництво Людове (ПСЛ), говорит
Кожицкий, находится на пути оздо-
ровления. Ощшущается стремление к
об’единению крестьянского — движе-
ния в Польше. Так же, как в рабочем
движении удалось достигнуть едино-
го фронта, так и в крестьянском дви-
жении наступит ‘период, когда обе
крестьянские партии сольются в од-

НА КОНФЕРЕНЦИИ
ГУБЕРНАТОРОВ
ЖЕ ШТАТОВ В. США
	НЬЮ-ЙОРК, 10. (ТАСС). Газеты
сообщают, что 8 губернаторов юж-
ных штатов собрались 7 февраля в.
Уэйкуласпринге (штат Флорида)
для рассмотрения плана создания
так называемого «регионального»
колледжа для негров.

Недавно верховный суд США
постановил, что штат Оклахома дол-
жен допускать’ принятие негритян-
ских женшин в юридическую школу
Оклахомского университета или с93-
дать отдельную школу по типу
школ для белых. Это постановление
обеспокоило официальные — круги
южных штатов, стремящихся сохра-
нить поактику дискриминации Не-
гров. Поэтому губернаторы собра-
лись для рассмотрения плана, по ко-
торому южные штаты об’единят свой
ресурсы для создания одной школы
для всех южных штатов, куда мож-
но будет направлять негров, — та-
ким образом булет выполнено по-
становление верховного сула. Одна-
ко губернаторы по существу мало
заинтересованы в создании школы
для негров. считая, повидимому, что
в случае необходимости они смогут
обсйти постановление верховного су-
ла с помошью какого-либо трюка.
	После того. как губернатор штата
Флорида Колдуэлл выступил на
конференции в защиту создания «ре-
гиональной» школы, губернатор тта-
та Миссисипв Райт потребовал, что-
бы губернаторы об’единились с тем,
чтобы сохранить принцип о «превос-
ходства белых».

Губернаторы приняли решение уве-
ломить правительство Трумэна с том,
что Юг восстанет, если правитель-
ство не прекратит свои нападки на
принцип  «презосходства белых».
Губернаторы решили снова собрать-
ся через 40 дней.

Политические . обозреватели. счита-
ют маловероятным, чтобы план Тру-
мэна о предоставлении больших
гражданских прав неграм в южных
штатах внес какие-либо изменения в
положение ‘негров. Так, например,
корреспондент газеты «Чикаго сан»
Эйкер в корреспонденции из Атлан-
ты (штат Георгия) пишет: «Боль-
шинство политических деятелей Юга
знает, что политика Трумэна, на
которую они жалуются. представля-
ет собой пустой жест, что Трумэн;
повидимому, не может проявить не-
обходимое политическое руководст-
во лля того. чтобы добиться приня-
тия закона, запрещающего суд Лин-
ча или взимание избирательного на-
лога».
	Действия народно-
освободительной армии
в Южном Китае
	ШАНХАЙ, 10. (ТАСС). Газета
«Лагунбао» сообщает, что действия
народно-освободительных войск при-
нимают в провинции Гуанси все бо-
‘лее серьезный характер.

Гоминдановские военные власти
провинции Гуанси. указывает газета,
разрабатывают план крупных опера-
ций против народно-освободительной
армии и намерены обратиться к пра-
вительству с просьбой прислать са-
молеты.

Газета отмечает активность войск
народно-освоболительной армии в
западной части провинции Гуанси.
	Аресты членов
«Раштрия севак санг»
в Индии
	ДЕЛИ, 10. (ТАСС). В Индии про-
должаются аресты активных .деяте-
лей фашистской военной организации
«Раштрия севак санг», За последнюю
неделю в Восточном Пенджабе аре-
стовано 492 человека, в Соединен-
ных провинциях —` 500, в Дели —
995, в Центральных провинциях —
57а человек.
	  7 О февраля
	НАТНЫЙ мастер московского за“

вода «Калибр» Николай Россий-
ский энергично помогает мастерам ос-
ваивать его методы работы. Тов. Рос-
сийский упорядочил систему произ-
водственного учета. Сейчас каждый
мастер в конце смены знает результа-
ты работы своего коллектива и на
другой день может сообщить рабоче-
му, каким накануне был его зарабо-
ток. На участке Н. Российского внед-
ряется хозрасчет. Крупнейшим меро-
приятием последних недель явились
введение часового графика на поточ-
ных линиях и установление строгого
регламента работы обслуживающего
персонала — ремонтников, контроле-
ров, инструментальщиков. В цехе, где
работает Николай Российский, закан-
чивается составление  стахановского
промфинплана («Московский больше-
	Вик»).

* `
K CrosIETHIO со дня опубликова-

ния «Манифеста Коммунистиче-
ской партии» Государственное изда-
тельство Белоруссии выпускает «Ма-
нифест» на белорусском языке тира-
жом в 10 тысяч экземпляров. Госу-
дарственное издательство Таджикской
ССР выпустило отдельной брошюрой
	«Манифест Коммунистической пар-
тии» На таджикском языке («Прав-
да»).
	Хх
К^к сообщают «Известия», в связи
с опубликованием таблицы перво-
го тиража выигрышей no трехпро-
центному займу, сберегательные кас-
сы возобновили продажу облигаций.
Ближайший тираж состоится 830 мар-
та.
	х
СЕРИИ «Стахановцы новой ста-
линской пятилетки», ‘издаваемой
Профиздатом, вышло двадцать бро-
	шюр знатных мастеров различных про-
фессий — кузнецов, каменщиков, ста-
леваров, ткачих, машинистов, расска-
зывающих о методах и опыте своей
работы. С нынешнего года Профиздат
приступает к выпуску серии брошюр
«3a стахановские участки и цехи»,
посвященной производственному опы-
ту стахановских коллективов. Первым
в этой серии выйдет сборник «Слово
мастеров» — рассказы знатных Ma-
стеров московских заводов и фабрик.
	Ко дню 30-й годовщины Совет-
ской Армии театры столины выпу-
скают новые спектакли. В Централь-
ном театре Красной Армии заканчи-
ваются репетиции пьесы Ю. Чепуря-
на «Последние рубежи». Несколько
лет назад Ю, Чепурин написад свою
первую пьесу «Сталинградцых», кото-
рая до сих пор с успехом идет на
сцене ЦТКА. В «Последних рубе-
жах» автор показывает героев пер-
вой пьесы в момент завершения Ве-
ликой Отечественной войны и раз-
грома последних очагов сопротив-
ления врага.
	Зрители увидят в спектакле коман-
дующего армией генерала Климова,
начальника его штаба, солдат Куд-
рина, Ножкина и других знакомых
«сталинградцев». Спектакль ставит
народный артист РСФСР А. Попов,
художник — И. Федотов.
	Государственный Камерный театр
посвящает ‘славнсму юбилею Соват-
ской Армии постановку пьесы К. Ми-
хайлова «Подвиг останется неизвест-
ным», написанной на сюжет недавно
демонстрировавшегося фильма «Под-
виг разведчика». Этот спектакль о
героической работе советских развед-
чиков в тылу врага в годы Отече-
ственной войны ставят заслуженный
артист РСФСР. Л. Лукьянов и В. Ко-
ролев. Художник — В. Кривошеина.
Роль майора Федотова исполняет

заслуженный артист РСФСР Н. Чап-
лыгин.

Новый спектакль «Под вечным
солнцем» А. Авдеенко покажет те-
атр Дзержинского района. В пьесе
рассказывается о людях Сталингра-
да — рабочих и служащих ‘одного

из крупнейших сталеплавильных за-
родов.
	Действие происходит в период оса-
ды города-героя (первый акт) и в
дни восстановления Сталинграда
(второй и третий акты). Над поста-
новкой спектакля работают режиссер
В. Власов и художник Б. Эрдман.
	Дневные
искусств
	%& K 125-JIETHIO со дня рожде-
ния А. Н. Островского драматиче-
ский коллектив Дома культуры ра-
ботников газеты «Правда» готовит
пьесу «Поздняя любовь».

* ИСПОЛНИЛОСЬ 50 ЛЕТ твор-
ческой деятельности артиста Госу-
дарственного центрального детского
театра, заслуженного артиста
РСФСР П. В. Чинарова. За 50 лет
артист сыграл болыне тысячи ро-
лей. Лучшие его роли — дядя Федя
(«Особое задание»), Тимоле («Город

мастеров»), дедушка («Белеет парус
одинокий»).
		На городском смотре театральных
коллективов художественной са-
модеятельности Москвы коллек-
тив клуба Министерства торгов-
ли СССР выступил со спектаклем
«Васса Железнова» М. Герького.
НА СНИМКЕ: сцена из 1-го дей-
ствия; Васса Железнова — Т. Ку-
лакоза (экономист), кавитан Же-
лезнов — Л. Хаценко (инженер).
		«Мужество» Г. Березко в Центральном театре транспорта. Финальная

nm, wen ee Tre ...
	сцева сцектакля.
В. Хохряков.
	В роли командарма
	Рябинина (в центре) артист
Фото Ал. ЛЕСС.
		Советской Армии: полотна А. Гера-
симова — «В. И. Ленин и И. В.
Сталин в 1917 году», Б. Иогансона—
«Вожди Октября», В. Нечитайло
«В. И. Ленин и И. В. Сталин у кар-
ты гражданской войны» и пругие.
Серию скульптурных портретов В. И.
Ленина и И. В. Сталина выставят
М. Манизер, 3. Азгур, Н. Томский и
другие скульпторы.

Широкое отражение в новых рабо-
тах найдут события Великой Отече-
ственной войны, разгром фашистской
Германии и империалистической Япо-
нии. Будут представлены новые рабо-
ты И. Тоиндзе «Сталин на параде
7 ноября 1941 года на Красной площа-
ди», П. Соколова-Скаля «2 мая 1945
года. Берлин», А. Дейнека «Народ и
война», Ф. Модорова «В разведке» и
другие, в том числе картины молодых
художников. Художники Н. Жуков,
П. Васильев, Е. Кибрик, А. Кутате-
ладзе работают над серией рисунков,
посвященных И. В. Сталину.

Посетители увидят также серию
	бюстов дважды Героев Советского
	Союза и полотна военных художни-
ков студии имени М. Грекова,
	«СОВЕТСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
ЗА 30 ЛЕТ»
	АВКА
В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
	Сегодня лнем в Государственном
литературном музее (Моховая, 6) от-
крылась выставка «Советская русская
литература за 30 лет».

Около двух тысяч экспонатов —
книг, документов, рукописей, газет,
произведений живописи, графики и
скульптуры, — размещенные в пяти
залах музея, раскрывают иуть рус-
ской литературы от Великой Ox-
	тябрьской социалистической револю-
	ции до наших дней, показывают ру-
ководящую роль большевистской
партии и ее вождей В. И. Ленина и
	Неред матч-турниром
на первенство мира
		Беседа с вице-президентом
	1 марта. начнется шахматный матч-
турнир на первенство мира.`Как про-
ходила тренировка шести гроссмей-
стеров — участников этого крупней-
шего состязания? С таким вопросом
мы обратились к вице-президенту
Международной шахматной федера-
ций (ФИДЕ) гроссмейстеру В. Раго-
зину. Вот что он нам сообщил:

— В борьбе за первенство мира с0-
ветокие шахматисты участвуют впер-
вые. Ввиду большой важности пред-
стоящего турнира шахматные орга-
низации СССР предоставили совет-
ским участникам широкие возможно-
сти для тренировки и отдыха. He-
сколько месяцев назад были утвер-
ждены секунданты: для М. Ботвин-
ника — гроссмейстер В. Рагозин, для
П. Кереса — мастер А. Толуш, для
В. Смыслова — мастер В. Алаторцев.
Прекрасной тренировкой для гросс-
мейстеров послужил международный
турнир славянских стран памяти Чи-
горина. Они еще раз проверили свон
теоретические исследования.

В высшей степени серьезно отнес-
лись к предстоящей борьбе за миро-
зое первенство и иностранные гросс-
мейстеры. Голландский гроссмейстер
М. Эйве в январе публично заявил,
что он «серьезно занимается подго-
товкой к матч-лурниру уже месяц». В
данном случае гроесмейстер был
весьма скромен. По имеющимся в
моем распоряжении сведениям, ‘он
занимается подготовкой около года,
очевидно, решив во что бы то ни
стало вернуть звание чемпиона мира,
утраченное им во втором матче с
Алехиным.

В прошлом году легом Эйве пред-
принял путешествие в Южную Аме-
рику, чтобы собрать там новые инте-
ресные варианты, разработанные мест-
ными шахматистами и неизвестные
в СССР. После длительного пребыва-
ния в Аргентине он возвратился в
Голландию. В сентябре—октябре Эй-
ве отдыхал в Швейцарии, где’ совер-
шал альпинистские восхождения и
попуфно сыграл несколько небольших
матчей.. В ноябре гроссмейстер при-
ехал в Берлин (в район Карлхорст) к
своему многолетнему  сотруднику-
корреспонденту, немецкому шахмат-
ному теоретику и специалисту по ис-
	тории шахмат Курту Рихтеру. Еще
_ до войны Курт Рихтер собирал и раз-
	Габатывал для Эйве различные де-
бютные варианты. Таким же сотруд-
ником-корреспондентом Эйве являет-
ся известный венский шахматист
Грюнфельд. Можно быть уверенным,
	Смотр колхозных
	алантов

Сегодня в Центральном доме ра-
ботников искусств — заканчивается
	просмотр программ участников сель-
ской художественной самодеятельно-
сти, приехавших на заключительные
концерты в Москву. Перед комис-
сией, состоящей из видных деятелей
советского искусства, за шесть дней
грошло болыне ‘2.500 человек яз
56 областей, краев и автономных рес-
публик РСФСР. Особенно богато
представлено на смотре хоровое и
танцовальное искусство. Много та-
лантливых исполнителей на народ-
ных инструментах, солистов-певцов.

Среди наиболее интересных кол-
лективов — женский колхозный хор
Шелакушского бельсовета Архан-
гельской области, колхозный хор
села Нижний Кисляй Воронежской
области. В их репертуаре старинные
русские песни и современные песни,
прославляющие Родину, советский
Народ и его вождей.

Из Кабарды прибыл на смотр свое-
образный по народному хореографи-
ческому колориту танцовальный кол-
лектив, из Бурят-Монголии — кол-
Лектив певцов, танцоров и чтецов
колхоза Улан-Эрхерек. Сибирское
село Урульга, находящееся в семи
тысячах километров от Москвы, при-
слало на смотр интересный ансамбль
смычковых инструментов в составе
семи музыкантов. Среди них — четы-
ре бывших фронтовика, награжденные
орденами и медалями Советского
Союза.

В числе участников самодеятель-
ности Ставропольского края — один
из старейших народных музыкантов,
80-летний чабан колхоза имени ! Мая
Григорий Расторгуев. Ом исполняет
на рожке народные песни под ак-
компанемент семилетнего баяниста.
	Из Воронежской области приехала. в.
	Москву одаренная 1%летняя певица
— библиотекарь койхоза Людмила
Смолина.

Завтра начинаются репетиции за-
ключительных конбертов Всероссий-
ского смотра сельской художествен-
HOH самодеятельности, которые со-
стоятся в концертных залах столи-
ЦЫ.

В Концертном зале им. Чайковского
вчера состоялабь встреча гостей, при-
бывших со всёх концов страны, с ма-
стерами искуеств столицы. Перед уча-
стниками смотра выступил хор рус-
ской песни под руководством проф.
‚ Свешникова и ансамбль народного
танца под, руководством И. Моисеева.
	Международной шахматной
	что и Грюнфельд и Рихтер передали
Эйве немало важных материалов.

Неоднократный чемпион. США
С. Решевский постоянно выдвигает.
перед организаторами турниров боль-
шие, подчас трудно выполнимые тре-
бования. При обсуждении вопроса о
мировом первенстве Решевский за-
явил, что ему придется для игры в
матч-турнире на два месяца расстать-
ся со своей службой в банковской
конторе. Решевский считал, что для
возмещения денежных потерь, кбто-
рые он понесет при этом, ему нужно
получить 2.000 долларов.  Но, как вы-
яснилось теперь, гроссмейстер оста-
вил свою работу в конторе за полгода
до начала турнира. Очевидно, он на-
шел американских меценатов, предо-
ставивших ему большие средства.
Эти полгода Решевский прозел в
Нью-Йорке, усиленно занимаясь шах-
матной теорией.
	решевский является членом круп-
нейшего в США Манхэттенского клу-
ба (Нью-Йорк). Семь членов этого
клуба входят в национальную шах-
матную команду США. В их числе —
лучший шахматный теоретик США
Горовиц, редактор журнала «Шах-
матное обозрение». С этими-то шах-
матистами и в частности, конечно, с
Горовицем, повидимому, и трениро-
вался гроссмейстер. В прошлом году
зостоялся радиоматч Манхэттенский
клуб — Жокей-клуб (Буэнос-Айрес,
Аргентина). Решевский, игравший aa
первой доске, красиво ‘выиграл у
Штальберга.
	Американский гроссмейстер Файн
задолго до матч-турнира обратил вни-
мание на то, что ему недостает тур-
	федерации гроссмейстером В. Рагозиным
		нирной и матчевой практики (в по- И. В. Сталина в развитии советской
слелние годы OH выступал редко).   литературы.
	Выставка открывается залом, по-
священным творчеству “А; М. Горь-
кого и В. В. Маяковского. Далее
следуют залы, отведенные литерату-
ре эпохи гражданской войны, периола
сталинских пятилеток, Великой Оте-
чественной войны, послевоенных лет.
	Среди 1.600 экспонированных. книг
много первых изданий, нередко став-
ших  библиографической редкостью,
книги, переданные музею  Маяков-
ским. В залах можно видеть фотору-
кописи отдельных глав ето поэм
«Владимир Ильич Ленин» и «Хоро-
шо», рукописи`А. Толстого, переписку
И. Эренбурга с командиром танка
Чмилем, фронтовые блокноты К. Си-
монова, автограф песни поэта Исаков-
ского «В лесу прифронтовом».

На выставке много новых портре-
тов писателей работы художников
Кончаловского, Пластова, Яр-Крав-
ченко, иллюстраций к произведениям
советской литературы, выполненных
лучшими советскими графиками.

В последнем зале приведены вели-
чественные цифры: .

За 30 лет советской власти издано
873.000 названий книг. Общий тираж
их — 11 миллиардов экземпляров.

Произведения‘ советских русских
писателей издаются на 90 языках
братских народов СССР и переведены
ва 31 иностранный язык,
	низованного протеста против нацио-
нального и экономического гнета
встречали оружием. Знаменитое дуб-
линское восстание 1916 года утопили
	в крови. Главной и непоправимой
ошибкой руководителей восстания
было то, что они всячески подчерки-
	вали его «надклассовый» характер,
не связывали идеи политической не-
зависимости Ирландии с требованиями
пролетариата и крестьянства.
	Массовый террор англичан не
смог, однако, сломить национально-
освободительное движение Ирландия.
Партизанская борьба, постепенно рас-
ширяясь, превратилась к 1920—21 гг.
в настоящую’ войну против британ-
ского владычества. Договор правого
крыла ирландских националистов <
лондонским правительством о созда-
нии Ирландского Свободного госу-
дарства и отхода‘ северо-восточных
провинций (Ольстера) к Англии раз-
дробил единый тогда лагерь ирланд-
ских повстанцев и привел к граждан-
ской войне. С одной стороны стояли
капиталисты и помещики, захватив-
ние власть в Ирландии, с другой —
рабочие и беднейшая часть крестьян-
ства, увидевшие, что при новых хо-
зяевах страны им будет не лучше,
чем при англичанах. Демократически
настроенная часть мелкой буржуазии
поддерживала пролетариат.
	1922 год был годом успехов кре-
стьянства в их борьбе с помещика-
ми — ф`энчерами. Многие помещичьи
усальбы были’  экспроприированы.
Успехи оказались, впрочем, недолго-
вечными. Мобилизовав. все наличные
военные и политические силы, ир-
ландский  правительственный блок
cBApeno расправился с «бунтовщикз-
ми». Чуть ли ни в каждой деревне
стояли виселицы, и военные суды не
успевали выносить смертные при-
говоры...
	С тех Hop прошло четверть века.
Официальная ирландская литература
	Секучдантом Файн выбрал мастера
Г. Стейнера, с которым сыграл не-
сколько закрытых матчей. Стейнер
известен как шахматист острого ком-
бинационного стиля. Надо  ожи-

дать, что в матч-турнире Файн высту-
пит с оригинальными открытыми де-
	бютами, которые за последнее время
	редко приме-
	в турнирной практике
няются.
		Ir
	Ой
		од
		К.
		at
		Завтра утром в Голландию из Мо-
сквы вылетают представители совет-
ских шахматных организаций —
председатель `Оргкомитета по прове-
дению матч-турнира в CCCP Д. Пост-
ников, заместитель главного судьи
матч-турнира от СССР гроссмейстер
А. Котов и заслуженный мастер
спорта Н. Зубарев (Всесоюзная шах-
матная секция). Вместе с голландской
шахматной ассоциацией они уточнят
вопросы проведения матч-турнира. Со-
ветские участники состязания и их
секунданты выедут в Голландию 15
февраля.
	Торжественное открытие матч-тур-
нира состоится 29 февраля. По окон-
чании ‘первой половины игры учает-
ники выедут в Москву. Здесь в се-
редине апреля начнется вторая поло-
вина состязания. Последний тур на-
мечается на 5-6 мая.
	«И ВИНТОВКАМИ
И ЛУБИНАМИ»
		НЬЮ-ИОРК, 10. (ТАСС). По по-
лученным из. Боготы (Колумбия) coos-
щениям печати, вечером 7 февраля
полиция городов Манисалес и Перей-
ра применила оружие против сторон-
нчков либеральной партии, демонст-
рировавших против политических ус-
ловий в департаменте Сантандер дель
Норте, где консервативные власти
прибегают к всевозможным насилиям.
Убито 9 и ранено 20 чел. Во время
проходивших на прошлой неделе де-
монстраций в городах Велес, Сабойя
и Чоконта убито 6 человек.
	го дела до ирландских крестьян»,
лондонские газеты помещают «куцые,
туманные и ‘гнусные заметки», извра-
щающие истинное положение. И в то
время, когда ирландские крестьяче
«яростно защищали свои права пуле-
метами и ружьями, камнями. и› грана-
тами, винтовками ий дубинами», по-
мещики при поддержке высших вла-
стей хладнокровно и методично го-
товили кровавую расправу. Сконцен-
трирована целая полицейская армия,
призваны на выручку регулярные ча-
сти. Провокация, распространение
ложных слухов — испытаяные мето-
ды карателей. Повстанцы лишены
связи с внешним миром, изолированы.
Их руководители в результате ковар-
ного обмана попадают в руки поли-
ЦИИ.
	Фелан показывает множество люЮ-
дей. Наиболее удались ему крестья-
не-повстанцы. Автор знает их быт, с
любовью изображает простых, муже-
ственных, честных парней, во имя
своего раскрепощения идущих в He-
равный бой.

Превосходно обрисованы образы
помещиков, всей этой шайки, полной
зоологической ненависти к беднякам-
крестьянам. «Две группы людей не
могут владеть одной‘и той же зем-
лей. Простая арифметика. Вот и вся
аграрная реформа», — многозначн-
тельно заявляет помещик Фернуоот,
выражая в этих словах решимость
уложить на месте всякого, кто осме-
лится посягнуть на «его» землю.

Полицейские чины, офицеры разных
рангов, богатые скотоводы, их жены,
депутаты представлены Феланом во
всем их духовном убожестве, в от-
вратительном, почти зверином обли-
чье. Они не могут подавить вздох
огорчения, услышав о победах Созет-
ской Армии над Германией, об окру-
жении немцев под Сталинградом.
® Не все в книге Фелана удачно.
Некоторые персонажи безжизнечны,
некоторые положения схематичны.
	На митинге в Боготе, устроенном /
февраля в знак протеста против по-
литических условий в департаменте
Сантандер дель Норте,  присутство-
вало около 100 тыс. человек.
	Возобновление почтовой связи
между Францией
и франкистской Испанией
ПАРИЖ, 10. (ТАСС).. Агентство
Франс Пресс передает, что в ре-
зультате соглашения, заключенного
между французским и франкистским
правительствами, почтовая связь
между обеими странами будет возоб-
новлена с 10 февраля 1948 г.
	Неправдоподобен, например, поли-
цейский офицер Картон, перешедший
на сторону повстанцев. То же можно
сказать о богатейшем помещике Кар-
бери и его дочери Констанс, сражаю-
щихся на стороне повстанцев и тем
не менее цепко держащихся за свое
имение.

Фелан далек от марксистского ана-
лиза явлений, от понимания законо-
мерностей  классовой борьбы. Сэвет-
ский человек без особого труда раз-
берется, в чем сила Фелана, как ху-
дожника-обличителя, и в чем его сла-
бость, как политика. Достоинства же
книги «И винтовками и дубинами» в
том, что она дает выразительную ил-
люстрацию отношений, существую-
щих в Европе под самым носом у:
идеологов «западной демократии», с
их ведома и благословения. Как мы
уже говорили, эти отношения типич-
ны не только для Ирландии. Разве
случайно, что некоторые английские
и американские политическйе деяте-
ли обзавелись имениями в Греции и
в «Бизонии»?
	Фелан заканчивает свою книгу сце-
ной приема гостей в доме помещика
Масуэла. Он чувствует себя победи-
телем. Сияя от удовольствия, то и’ де-
ло спрашивает у соседей:

<— Все хорошо, что хорошо кон-
чается. а?
	— Вы это говорили и в прошлый
раз, — ответил Фернуорт. — Эти кре-
стьяне всегда восстают сызнова —
уж не из навоза ли своих полей и не
из камня ли своих гор? Вы говорили
«все хорошо» и в двадиать втором»...

Стараясь перекричать друг друга,
помещики доказывают. что «сейчас
всё будет по-иному», что батракам
больше не оправиться Но читатель
уже сумел обобщить и проанализиро-
вать факты, приведенные Феланом,
и не вэрит в торжество и прочность
победы ирландской реакции.
	Б. Белогорскии.
	не любит говорить о 1922 годе. Циф-
ра эта ассоциируется и у пришедшей
к власти группы де Валера с непри-
ятными воспоминаниями. Ведь и ны-
нешняя ирландская верхушка делает
ставку на помещиков, на «крепкое»
крестьянство, на тех, кто резко враж-
дебен левым элементам национально-
освободительного движения. И ныне
войска и полиция Ирландии дейст-
вуют против’ крестьян теми же мето-
дами, какими в 1922-м действовали
их ирландские предшественники, а в
1916-м — английские колонизаторы.
Книга Джима Фелана «ИМ винтов-
ками и дубинами» переносит нас в
горы Ирландии, в страну, упоминая
о которой, реакционная печать Евро-
пы и Америки превозносит «патриар-
хальные нравы, выдержавшие напор
столетий». И вот писатель, как ве-
тошь, отбрасывает эту легенду. Вме-
сто тихой, мирной, «самобытной»
жизни — клокочущий водоворот.
	Фелан создал книгу о крестьянской
войне в Ирландии. Это не хроникаль-
ное описание и не дневник очевидца,
хотя Фелан лично наблюдал своих
героев. Он сделал большее. На кро-
хотном клочке земли показал ирланд-
скую деревню в целом, раскрыл взаи-
моотношения крестьян c богачами-
скотоводами. «Возможно, — говорит
Фелан,—что вымышленные мной кре-
стьяне покажутся более красноречи-
выми, чем их двойники в ирландских
горах. Зато ручаюсь, что вымышлен-
ные мной помещики не более ковар-
ны, бессовестны и низки, чем те, с
которыми приходилось встречаться».

Содержание книги несложно. Кре-
стьяне, доведенные до отчаяния гне-
том помещиков, поднимаются на борь-
бу. Сначала дела повстанцев идут хо-
рошо. Полиция и помещичьи охрая-
ные отряды терпят поражения. Кре-
стьянские вожаки рассчитывают на
помошь США и демократических эле-
ментов Англии. Расчеты, однако, бес-
почвенны. Американцам «нет никако-
	ВА мошных броневика ползли В  „ли: его «надклассовый»
	Су гору по крутой улице; зат,
добравшись до более ровного места,
в середине деревни, стали набирать
скорость. Едва броневики поравня-
лись с первым домом, как заговорили
пулеметы и смолкли только тогда,
когда броневики прошли всю дерев-
ню. Потом один вернулся на дальний
конец улицы, а другой остался на
месте. Оба беспрерывно осыпали пу-
лями крестьянские домики...».

Где это происходит? В деревнях
Эпира и Пелопонесса, где греческие
монархо-фашисты стреляют в жен
шин и детей из американских и ан-
глийских винтовок? В Индонезии,
где голландские войска при «кон
сультации» американских и англий-
ских офицеров предают огню в мечу
десятки непокорившихся колонизато-
рам деревень? В Индокитае, где тан-
ки вишийских генералов храбро ата-
куют. поселенья безоружных жите-
лей?

Мы опустили в процитированном
отрывке одно слово. Броневики полз-
ли по крутой Билабегской улице. Де-
ло происходит в ирландской дерев-
не, расположенной на расстоянии
двух часов воздушного пути от Лон-
	дона.
	В ‘течение веков Ирландия нахо-
дилась на положении английской ко-
лонии. Англия проводила «политику
затрещин ин полпенни». Систематиче-
ски подрывалось ирландское народ-
ное хозяйство. Любую попытку орга-
	Джим Фелан «И винтовками и
дубинами». Государственное издатель-
ство иностранной литературы. 1947,