УПРАВЛЯЮЩИЙ ДОМОМ И ОБШЛЕСТВЕННОСТЬ
		В «Вечерней Москве» 6 февраля
‘на опобликрваня статья Евг. Мара
	была опубликована статья -вВт. Mt iape
<В защиту управляющего домом».

рей говорилось’ о бережном OTHO-
шении к жилищному фонду, © боль-
	нюй роли управляющих домами и о   циативу жильцоз,

И А Ам:
	необходимости повышения  техниче-
ских знаний работников жилищного
хозяйства, :

В редакцию поступают Отклики
	читателей с предложениями по затро-
нутым газетой вопросам. Они свиде-
тельствуют об актуальности и свое-
временности их постановки-
	Москвичи высказывают свое
`ние не только о работе жилищных
’организаций, но и о правах и обязан-
ностях жильцов.

Вот® что пишет читательница В.
Стреляева из дома Ne 9 no 3-му
Троицкому переулку:

«В одной из квартир нашего дома
в течение семи лет неисправен водо-
провод. Если ‘подсчитать средства,
уплаченные за напрасную утечку во
ды только в одной квартире, то их
с избытком хватило бы на капиталь-
ный ремонт всей водопроводной сис-
тэмы домоуправления. Это происхо-
дит в результате крайнего  равно-
душия к своим обязанностям работ-
ников домоуправления. Жильцы свон-
ми силами исправить водопровод не
могут. Они охотно оказали бы помощь
ромоуправлению. Но что делать, ес-
ли управляющий домом тов. Плит-
минцев на мвогократные просьбы не
хочет даже войти в квартиру и о<-
мотреть  неисправные трубы!»
	По не всегда виноват только YH
равляющий домом. Нередко руково-
дитель домоуправления не может
обойтись без помощи извне. О не-
обходимости усиления помощи управ-
ляющим домами со стороны  район-
ных жилищных управлений пишут в
коллективном письме жильцы дома
№ б по Солянке:
	«Мы неоднократно обращались К
	руководителям Молотовского жилищ-
	ного управления с просьбой произве-
	сти необходимый ремонт в доме.
	последние годы домовладение дваж-
	ды включалось в план капитального
	ремонта. Но дальше этого дело
	пошло. Дом продолжает разрушать-   грамотность. Пожелания читателей 3
		еше большей степени свидетельству.
	ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ
АНАЛДЕМИИ НАУН
		По письмам читателей
	нию; ‘лишь бы они видели, что 5
действительно идет на пользу обще
	› В му делу. Однако упразляющий до
	MoM HM жилищное управление не ц.
гут или не хотят использовать ини,
	«Вечерняя Москва» правильно по
ставила вопрос © необходимости по
вышения технических знаний управ
ляющего  домом,-—пишет читательн.
на. О. Бушуева.—Нужно. также ух.
	крепить и его права как ответствац.
		ного руководителя жилищного —ц.
‚зяйства».

Тов. Бушуева приводит факты в.
правильных ° действий — некоторых
жильцов дома № 23/7 ло Матросски
гашине. Однако управляющий домом
тов. Баранов не проявляет себя как
подлинный хозяин дома, не воздейст
вует должным образом на нарушите.
лей порядка, :

Необходимость установления стро:
гого порядка в жилищном хозяйства
подчеркивает в своем письме и чита.
тельница А. Кратова.

«Восстановление всего нашего на.
родного хозяйства, —пишет она
илет гигантскими шагами. Пора из
жилищном хозяйстве навести строги
порядок. Необходимо прежде все
вывесить на видных местах в до.
мах правила ‘внутреннего распорядка,
В них должны быть указаны обязан.
ности управляющих домами и жиль

UOB ПО отношению к социалистиче.
ской собственности, а также опреде
лены взаимоотношения  домоуправле.
ния ‘с населением. Нужно также раз.
яснить правила санитарного режне,
установить время и качество уборки
‚мест общего пользования, коридоров,
лестниц, под’ездов и т. п. Надо зна
чительно расширить постоянный ак.
тив › жильцов при домоуправлениь
ях создать пбстоянно действующие
комиссии.

Высказываются также по затрову.
тым вопросам коллектив жильцов до
ма № 8 по Савелозскому переулку,
читатели Е. Шабуцкая, А. Рейзер 1
MEOTHe другие.

Поступающие, в редакцию пися
лишний раз подчеркивают. не только
необхолимость усилить о руководств
деягельностью управляющих домами,
	Не   повысить их техническую и общую
	важных организационных вопросов.
’Выл заслушан ‘доклад профессора
	А. В. Арциховского о результатах
	археологических раскопок в Новго-
роде. Далее было заслушано заявле-
ние академика-секретаря отделения
литературы и языка И. И. Мещани-
нова,

— В Академию наук,—<сказал он,
— поступили сообщения о враждеб-
ней Советскому Союзу «деятельно-
сти» турецкого ученого профессора
Стамбульского университета Кепрю-
лю Заде Мехмед Фуада, избранного
в свое время членом-корреспондентом
Академии наук СССР по специально-
сти восточной словесности (тюрколо-
гии). Этот псевдоученый посвятил
свою «деятельность» антисоветской
пропаганде. Имеются также неопро-
вержимые факты, свидетельствующие
о том, что во время второй мировой
войны Кепрюлю поддерживал связь
с немецко-фашистскими агрессорами,
проявляя при этом особые симпатии
к гитлеровской агентуре в турецких
учебных заведениях. С конца 1945
года Кепрюлю систематически вы-
ступает на страницах реакционной
турецкой печати с клеветническими
измышлениями по адресу Советского
Союза.

Обсудив это сообщение, общее со-
брание Академии наук СССР едино-
гласно постановило исключить Ken-
рюлю Заде Мехмед Фуада из соста-
ва членов-корреспондентов Академии
наук СССР.

В заключение были разрешены ор-
	ганизационные вопросы. Ректор М0-
сковского университета   академик
А. Н. Несмеянов избран в состав
	президиума академии, академик М. М:
Дубинин избран академиком-сек-
ретарем отделения химических наук,
член-корреспондент Академии наук
А. М. Еголин ‘утвержден директором
Института мировой литературы имени
	Горького.
(ТАСС).
	Здания
столичных вузов
	СТРОИТЕЛЬСТВО

B 1948 TORY
	Высшие учебные заведения расши-
ряют и укрепляют свою  материаль-
но-техническую базу. ‘Строятся новые
аудиторные и лабораторные корпуса,
ведутся реконструкция и капиталь-
ный ремонт существующих зданий.

В беседе с нашим корреспондентом
исполняющий обязанности начальни-
ка Управления капитального строи-
тельства Министерства высшего об-
разования СССР тов. М. И. Туль-
чинский сообщил:

— В 1948 году на расширение 4
новое строительство зданий столич-
ных вузов нашего министерства бу-
дет израсходовано около 45 миллио-
нов рублей. Кроме того до 20 мил-
лионов рублей затрачивается на ка-
питальный и текущий ремонт.

Сооружением большого, площадью
около ‘5 тысяч квадратных метров,
учебного корпуса начинается рекон-
струкция Московского высшего тех-
нического училища имени Баумана.
Этот корвус будет закончен в теку-
щем году.

По проекту действительного члена
Академии архитектуры CCCP JI. Pya-
нева на Калужском шоссе’ начнется
сооружение комплекса зданий для
Нефтяного института имени Губки-
на. На территории почти в 25 гек-
таров вырастут главное здание и  кор-
пуса геологического, химико-техно-
логического, промыслового и механи-
ческого факультетов, корпус полу-
заводских установок, жилые дома.

Министерство высшего образования
СССР уделяет особое внимание даль-
нейшему расширению и развитию
сельскохозяйственных вузов  столи-
цы. Будет построено здание для ка-
федры гидромелиорации Института
имени Вильямса. Здесь на площади в
3.500 кв. метров разместятся лабо-
ратория и специальный музей. В
Сельскохозяйственной академии. име-
ни Тимирязева вступит в эксплоата-
цию первая в CCCP лаборатория
искусственного климата. В Черемуш-
ках. под Москвой, до конца пятилет-
ки будет возвелено здание Зоовете-
ринарного института.

На углу Новокузнецкой и Ва-
ловой улиц начинает строиться
шестиэтажный дом. для профессоров
и преподавателей Института стали
имени Сталина, в Текстильшиках —
для научных работников Горного ин-
ститута имени Сталина,
	Новый 8-этажный жилой лом Ми-
	нистерства путей сообщения
СССР на Садово-Каретной, № 4/6.
Фото В КУНОВА_
	ИНИЦИАТИВА
ДЕПУТАТОВ
	постоянные комиссии
СБЕРДЛОВСКОГО
РАЙСОВЕТА
	Постоянные комиссии Свердлов-
ского райсовета энергично взялись за
работу.

По инициативе коммунальной ко-
миссии исполнительный комитет рай-
совета заслушал доклад треста очи-
стки. Депутаты, проверявшие работу
треста, установили, что рейение рай-
совета о новой системе `чоммуналь-
ной очистки осуществляется плохо.
Исполком принял разработанные ко-
миссией предложения об улучшении
	санитарного состояния дворов и
улиц.
Депутаты — члены школьной ко-
	миссии проверили, как осуществляет-
ся в районе закон об обязательном
семилетнем образовании. Они побыва-
ли в школах, посетили квартиры жи-
телей.

Большую работу, которая должна
принести ощутимую пользу хозяй-
ству района, начала жилищная ко-
миссия. Она установила контроль за
ходом ремонта жилищ. Каждому чле-
ну комиссии поручено повседневно
наблюдать за ремонтом одного из до-
мов. Ежемесячно комиссия будет
подводить итоги восстановительных
работ.

Быстро увеличивать производство
добротных товаров для населения —
такова задача местной промышлен-
ности. Депугаты, избранные ‘сессией
райсовета в состав промышленной
комиссии, помогают в. этом отноше-
нии тресту местной промышленности.
Они знакомятся сейчас с положением
дел ва предприятиях треста, содей-
ствуют изысканию резервов для до-
полнительного выпуска товаров. Осо-
бенное внимание уделяют депутаты
качеству и себестоимости продукции.
` Промышленная комиссия решила в
ближайшее время ознакомиться так-
же с работой всех ателье и мастер-
ских хомбината бытового. обслужи-
вания.

Как организована в районе. торгов-
ля картофелем и овощами? Этот воп-
poe поставила торговая комиссия:
Депутаты направились на базы, в
магазины и палатки. После этого ко-
миссия заслушала доклад директора
райпищеторга, указала ему ‘на из’яны
в организации торговли,
	Многие депутаты Свердловского
райсовета установили постоянные
дни и часы для встреч с населением
в своих избирательных округах.
	- 72 февраля —1
	ОВЕШАНИЕ работников машин-

но-тракторных станций столичной
области состоялось вчера в Москве.
Оно было посвящено вручению Мо-
сковской области переходящего
Красного Знамени Совета Министров
СССР за лучшее выполнение ‘планов
ремонта тракторов и сельскохозяйст-
венных машин в декабре 1947 года. С
сообщением о присуждении Москов-
ской области переходящего Красного
Знамени Совета Министров СССР вы-
ступил заместитель министра сель-
ского хозяйства СССР тов. fl. TI.
Лобанов. Принимая переходящее
Красное Знамя Совета Министров
СССР, „механизаторы Московской 0б-
ласти обязались к   марта полностью
завершить ремонт тракторов и: дру-
гих почвообрабатывающих машин. На
совещании выступил секретарь MK
ВКП(б) тов. Б. Н. Черноусов.

*
H4 ВСЕХ железных дорогах, под-
вергавшихся немецкой оккупа-
‚ ции, ведется восстановление вокзаль-
ных помещений. Как сообщает
«Правда», полностью восстановлены
вокзалы в Киеве, Минске, Таллине,
Риге, Вильнюсе, Кишиневе, Ессенту-
ках, Железноводске и других горо-
дах. Завершены работы по BoccTa-
новлению первой очереди Харьков-
ского вокзала. Заканчивается строи-
тельство в Ростове-на-Дону, Орле,
Нарве, Жмеринке, Кегумсе, Любани.
Стройка илет в Днепропетровске,
Сталино. Курске. Восстановлены по-
страдавшие от бомбардировок и арт-
обстрела вокзалы Ленинграда.

*
B КОЛОННОМ зале Дома союзов
вчера состоялось собрание сту-

денческого актива высших учебных
заведений и техникумов столицы, по-
священное итогам зимней экзаменаци-
онной сессии. Собрание открыл сек-
ретарь ВЦСПС тов. Л. Н Соловьев.
Он поздравил студентов вузов и уча-
щихся гехникумов с окончанием пер-
вого семестра и пожелал им дальней-
ших успехов в учебе. С докладом об
итогах экзаменационной сессий вы-
ступил заместитель министра. высше-
го образования СССР профессор И. И.
Агроскин.
х :

ЧЕРА, в лень 111-й годовщины со

дня смерти А. С. Пушкина, в Ки-
шиневе открыт музей в доме, где ве-
ликий русский поэт проживал во
время своей ссылки Особый‘ раздел
Музея посвящен произвецениям.  ©03-
ванным А. С. Пушкиным в Beccapa-
	бии («Правда»).

*
B ЧЕРКАССКОМ районе, Киевской
области, имеегся 44 колхоза В
позапрошлом голу четыре из них по-
лучили миллионные доходы. Camoor-
верженной работой колхозники в про-
шлом году добились вовых успехов
Как сообщает «Правда». сейчас в
районе. насчитывается 12 колхозов-
	миллионеров.
	Завод, где главным: инженером Н. Козырев, освоил выпуск турбогенераторов для паровоза  <«1100еда». пл
СНИМКЕ: в сборочном цехе; на переднем плане  — стахановец испытатель В. Холмогоров за работой.
ото В. КУНОВА и Г КОРАВЕЛЬНИКОВА,
	ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
МУЗЕЯ
		универ
		Москвичи любят и ценят старин-
ный музей. Коллекции его огромны.
В них есть уникальные экспонаты
первый радиоаппарат, собственноруч-
но сделанный ‘изобретателем радио
А. С. Поповым. нодлинный ‘образец
электросвечи Яблочкова, коллекция
по  гальванопластике академика
Якоби.

Увлекательное путешествие в мир
техники совершают экскурсанты.
Почти в каждом отделе историче-
ские экспонаты — документальное
свидетельство величайших открытий
русских ученых и инженеров.

В экспозициях отражены достиже-
ния науки и техники страны побе-
дившего социализма. Советские лю-
ди решили сложнейшие технические
проблемы, построили великолепные
заводы; создали совершенные маши-
ны. Гениальность творческой мысли
советского народа, богатство и мощь
нашей Родины раскрываются перед
посетителями музея.

Большая электрифицированная
карта в центре вводного отдела. Она
иллюстрирует выполнение первого
сталинского пятилетнего плана. Эту
карту демонстрировал делегатам
УН Всесоюзного с’езда Советов Сер-
го Орджоникидзе. Другие экспона-
	ты продолжают яркий рассказ о на-
	ших победах, подводят итог прой-
денному пути, открывают завесу в
светлое будущее.
	Нолитехнический музей — лабора-
тория знаний. Тысячи посетителей
	ежедневно бывают здесь. Виднейшие
	ученые, рабочие, инженеры, учащие-
ся, коляозники, солдаты и офице-
ры — кажлый уходит обогашенный
		fi ародный
	—=

3 AECb в лабораториях работал
®..^7 замечательный изобретатель
П. Н. Яблочков. Здесь вспыхивала
«русская свеча» — первая электриче-
ская ‘лампочка, подарок миру от рус-
ского инженера.

Тут же проводил знаменитые опы-
ты по гальванопластике академик
Якоби. Профессор Н. Е. Жуковский
демонстрировал свои коллекции «па-
рящих птиц». Вдохновенно звучал в
большом зале голос корифея рус*
	  ской науки К. А. Тимирязева.
	С именами людей, обогативших
мировую науку великими сткрыти-
ями, связана история возникновения
Политехнического музея. Крупней-
шие физики А. Г. Столетов и
П. Н. Лебедев создавали физиче-
ский кабинет — один из лучших в
Европе. Академик В. Р. Вильямс
долгие годы руководил  сельскохо-
зяйственным отделом :

Открытие музея было настоящей
победой энтузиастов науки, подлин-
ных патриотов России. Не случай-
ные диковинки, а научные пособия
легли в основу экспозиции. Богатые
коллекции передало музею Общест-
во любителей естествознания —
инициатор его организации. Не для
скучающих диллетантов, He для
публики, жаждущей  развлекатель-
ных зрелищ, открылись зв 1872 году
двери дома в Китайском проезде. Сю-
да приходили ‘люди, серьезно инте-
ресовавшиеся достижениями науки и
техники. Много слушателей собира-
лось на «воскресные чтения». Круп-
нейшие профессора читали циклы
лекций по вопросам физики, химии,
астрономии. Огромным услехом поль-
зовались знаменитые чтения по Ффи-
зиологии растений. Их проводил
К. А. Тимирязев.

О популярности Музея прикладных
знаний, как называли его тогда, сви-
детельствуют цифры: в 1878 году
музей посетили 12.532 человека, в
1913 году — 156.000.

Яркими событиями отмечены в
жизни Музея годы 1917—1918. Здесь
московские рабочие слышали высту-
пления гениального вождя Владими-
ра Ильича Ленина. В аудиториях
проходили митинги. Пламенно зву-
чали призывы к революционной
борьбе.
	Безграничные просторы открылись
перед этим народным университетом
	после победы Великой Октябрьской
	социалистической революции. Ero
аудитории заполнили ‘слушатели
0 ссионально-технических курсов.

В залах развернулись новые экспо-
	зиции. Выставки, организованные
Политехническим музеем в годы со-
ветской власти, — это иллюстрации
	к историческим победам сталинских
пятилеток.

Гордые слова «сделано из ‘совет-
ских материалов, советскими людь-
ми, на советских заводах» читали
посетители выставки «Наши дости-
жения». Эта надпись — над слож-
нейшими станками, над автомобиля-
ми, над моделями самолетов, домен-
ных и мартеновских печей, прокат-
ных станов, над образцами новой
продукции новых советских заводов
й фабрик. Два миллиона человек —
рабочие, крестьяне, интеллигенция,
учащиеся — посетили выставку. Та-
кого массового посещения ‘музей
еще не знал. :

Больнюе здание Bp Китайском
проезде стало. центром  научно-про-
светительной работы. Со всех кон-
цов страны сюда присылают новей-
шие машины,  точнейшие ’ ариборы,
образцы продукции промышленных
предприятий. Научно-исследователь-
ские. институты, . министерства, заво-
ды и фабрики принимают участие в
составлении. экспозиций.

Многосторонняя деятельность му*
зея не прекращается и в годы Ве-
ликой Отечественной войны. В ау-
диториях собираются учащиеся кур-
	феров, электромонтеров,  слесарей.
Готовятся кадры для ПВХО.

Во время. налета на столицу вра-
жеской авиации от. взрывной волны
пострадали  ценнейшие ‘экспонаты.
Коллектив научных работников в
короткий срок восстановил экспози-
нии залов.
	Оказывается. жилишное  управле-  юг о необходимости самого широко:
	Чем недоволе
	За последнее время в магази-
нах столицы появилось  значитель-
ное количество новых вилов то-
	варов, выпущенных для населения
цехами ширпотреба крупных заводов,
предприятиями местной промышлен-
ности и промкооперации по образ-
цам Всесоюзной торговой палаты:
	За год утверждено около ста таких
образцов. Особенно плодотворно в
этом направлении работали артели
<Автоштамп», «Метхимпром», завод
«Металлодеталь» Бауманского рай-
промтоеста, завод «Молния» и фаб-
рика «Красный художник» Министер-
ства местной промышленности
РСФСР. .
	Однако местная промышленность,
	промысловая кооперация и коопера-
ция инвалидов в целом плохо удов-
летворяют спрос населения. В Моск-
	ве еще мвого предприятий, не зани-
	мающихся освоением новых видов
изделий. За весь 1947 год, например, -
Торговая палата утвердила только
одно новое изделие, представленное
городским «Текстильпромсоюзом». А
между тем в это об’единение входят
сдлиннадцать артелей. Такая же кар-
тина в «Трикотажсоюзе», «Кожпром-
союзе», в промтрестах Кировского,
Дзержинского, Ленинградского, Co-
	ветского, Сталинского и Коминтер-
новского районов.

После денежной реформы и отме-
ны карточной системы резко повыси-
лись требования покупателей к ка-
честву и ассортименту товаров. Не-
смотря на это, некоторые предприя-
тия местной промышленности и пром-
кооперации, оснащенные хорошим
оборудованием и располагающие ква-
лифицированными кадрами, продол-
жают выпускать товары, не находя-
щие спроса.

Плохие замки выпускают завод. ме-
таллоизделий Красногвардейского
райпромтреста и завод № 8 «Мосгор-
метпромсоюза». В магазинах, торгу-
ющих строительными материалами,
нередко можно встретить грубо сде-
ланные оконные и дверные петли,
задвижки, шпингалеты, ручки. Не-
брежно окрашенные трикотажные
изделия устаревших фасонов, топор-
но сшитую обувь можно видеть на
полках ларьков и палаток. Кто же
купит уродливые и скучные игруш-
ки, негодные пуговицы‘ и расчески
из органического стекла? Швейные
изделия с такими пуговицами нельзя
стирать и гладить, а в расческах
зубья ломаются при первой же встре-
че с волосами.

Артель «Химик» выпускает анили-
новые краски для тканей, назначая
цену два рубля за пакет. Такие же
краски, но в пакетах вдвое больших
и лучше оформленных, Дорхимзавод
продает по 2 руб. 20 коп. Артель
«Химбыт» выпускает фотоклей, рас-
фасовывая его в некрасивые банки
вместимостью от 0,5 до   килограм-
ма. Такая расфасовка неудобна для
фотолюбителей.

Эти примеры можно было бы ум-
ножить. Они дают достаточно ясный
ответ на вопрос, почему сокрашает-
	Ло следам наших
	выступлении
	«Паши требования
к промышленности»
	Директор Мосторга А. Суханов в
своей критической корреспонденции
на страницах «Вечерней Москвы»
14 января пред’явил счет торговых
организаций поставщикам — москов-
ским фабрикам и заводам. Среди та-
ких неаккуратных поставщиков Mo-
сторга была названа швейная фабри-
ка «Красная оборона». Жесткой кри-
тике подверглась работа и швейной
фабрики имени Тельмана.

Директор фабрики имени Тельмана
тов. Балакин и главный инженер
Фабрики «Красная оборона» тов. Ро-
AHOHOB признали критику правиль-
ной. На предприятиях приняты меры,
	ца правленные на улучшение пошивки
пальто.
	го привлечения общественноств к
участию в управлении жилищныу
хозяйством.
	Надо это дело умело организовать
	н покупатель
	ся спрос на иные товары широкого
потребления.
	Косность. нежелание позаботиться
	об изготовлении новых форм, при
способлений, о разработке новых 1.
	центур. и технологии — вот YTO Xa
	рактернс для руководителей некото-
рых предприятий. Расширение acco
тимента изделий промкомбинатов 1
артелей шло бы значительно быст.
рее, если бы руководители предприя
тий поддерживали тесную связь
павильоном лучших образцов товаре
широкого потребления ‘Всесоюзнй
торговой палаты. Здесь они ‚ нашли
бы для себя много полезного. К. го-
жалению, мы еще не можем охва-
литься хорошими связями < местной
‘громышленностью и промысловой
	промышленностью и промысловой
кооперакией Москвы.

Есть еще много изделий, которых
ждет потребитель. Алюминиевую по-
суду (ее сейчас делается у нас мно-
ro) выпускают в ассортименте, не
удовлетворяющем покупателей. Ка-
стрюли вырабатываются  двух-то“
размеров; а следовало бы выпускать
их емкостью от. пол-литра до десят
литров. Пора делать кастрюли с и*-
теплопроводными ручками, электр-
плитки снабжать переключателями на
две — три степени нагрева.

Местная промышленность начала
выпускать ручные стиральные маши
ны. Они значительно облегчают труд
домашних хозяек. Однако в даль
вейшем следует значительно усовер-
шенствовать эти машины, упростать
их конструкцию.

Предприятия министерств хим
ческой и авиационной промышленно“
сти, вырабатывающие полихлорвини
лсвый обувной пластикат, делают в
него в цехах ширпотреба плохие 60
соножки. В то же время в артелх
промкооперации много опытных обуз*
щиков, которые из этого же пласти
	ката могли бы изготовлять COTHA Th
	сяч пар доброгной и красивой обуви
‚Перед местной промышленность
и промкооперацией Москвы стом
большие задачи. Работа будет 31:
чительно облегчена, если руководите
ли предприятий не будут боятья
	нового, используют образцы  лучиих
	товаров, техническую документации
и опыт, накопленный Всесоюзной т
		говой палатои.
	Свыше 759 тысяч человек побыва-
ло в Политехническом музее в 1947
году. Советских людей влекут в эти
залы жажда знаний, любовь к нау-
ке стремление к совершенствова-
	ке. стремление к собБершенствова-
НИЮ. _
	`По. постановлению Совета Минист-

ров СССР Политехнический музей
передан в ведение Всесоюзного об-
щества по распространению полити-
ческих и научных знаний. В полной
мере осуществляется прекрасный де-
виз «знание — народу»,
		Соревнование водителей-стотысячников
	Работая посменно, водители. 1-го
	‚автобусного парка, депутат Москов-
	ского городского совета тов. Боин,
тт. Ратников и Беленков за 412 дней
прошли на своем автобусе «ЗИС-8»
№ 532 без среднего и капитального
ремонта 124.652 километра. У них нр
было ни одной аварии и поломки.
Они сэкономили 20 тысяч рублей на
ремонте и 5.011 рублей на горючем и
резине. Бригада перевыполнила’ ‘ го-
довой план выручки на 49 тысяч руб-
лей.

Почин лучших водителей-лунинцев
1-го и 2-го автобусных парков
тт. Боина, Косова и Леонова ‘под-
хватили работники многих столич-
	ных автомобильных хозяйств. 32 во-
дителя легковых машин 5-го таксо-
моторного парка подписали социали-
стический договор, обязавшись сде-
лать не меныше ста тысяч километ-
рев без капитального ремонта; Во-
дитель Стрелков уже прошел 109 ты-
сячи километров.

Сорск лунинских бригад’ 3-го так-
сомоторного парка также включились
в соревнование стотысячников. Шо-
феры тт. Колесников и Баркан сде-
	лали на легковой машине 92 тысячи
километров, сэкономив при этом 9 ты-
сяч рублей. Таких же успехов до-
стигли тт. Зарайкин и Маньков.
	АВТОМАТИЧЕСНОЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ОБРЫВА ШАТУННЫХ БОЛТОВ.
	Механик Института машиноведения
Академии наук СССР тов. Шапатин
изобрел прибор для автоматического
предупреждения обрыва шатунных
болтов. Это изобретение предохраня-
ет двигатели внутреннего сгорания
от аварий. При испытании прибор
показал хорошие результаты.

Министерство коммунального хо-
зяйства РСФСР решило широко ис-
пользовать изобретение тов. Шапа-
	тина. Для коммунальных дизельных.
	электростанции в этом году будет
изготовлено 200 таких приборов.
			[ олос
сердца
	СТЬ книги, не отделимые от

личности автора, как бы повто-
ряющие его судьбу. Обычно они при-
надлежат людям, впервые взявшимся
за перо. Часто эти произведения да-
леки от совершенства, тем не менее
они захватывают читателя и держат
его в неослабном напряжении с пер-
вой до последней страницы. Покоря-
ющая ‘ сила таких книг — боль-
шая, благородная правда жиз-
ни, в них заключенная, безыскус-
ственность повествования. К таким
произведениям, составляющим в на-
шей литературе особый раздел. ме-
муаров простых людей, принадлежат,
например, воспоминания старой кре-
стьянки М. Голубковой «Два века в
	полвека». К ним относятся и «За-
писки матери» Клавлии Маховой,

удостоенные премии на недавних
	«Педагогических чтениях» И подго-
товляемые Академией педагогических

наук РСФСР к выпуску отдельным
излавием.
	Многое в этих’ записках привле-
чет внимание советского читателя, и
в первую очередь педагога, матери
воспитателя. Автор не пытается на-
вязать читателю никаких педагоги-
ческих теорий. На страницах записок
почти отсутствуют советы или обоб-
шения. И все же работа Клавдии
Маховой содержит много поучитель-
вого для всякого интересующегося
‘судьбой молодого поколения, вопро-
‘сами. детского воспитания. Совет-
ская женщина найдет в скромной
	брошюре материал для размышлений,
которые могут привести ее к реше-
нию затруднений, встречающихся на
пути матери.
	«Записки матери» принадлежат пе-.
	ру простой советской женщины, до-
машней хозяйки, воспитавшей не-
скольких детей. Они охватывают зна-
чительный отрезок времени — пол-
тора десятка лет. Записки не явля-
ются дневником. Автор знакомит
лишь с важнейшими, интересными ©
педагогической точки зрения факта-
ми, обнаруживая в их отборе несом-
ненное чувство такта.
	Клавдия Махова начинает  свон
записки с того, как она, восемнад-
цатилетняя женщина, возвращается
из родильного дома с первым сыном
на руках. Ребенок приносит неопыт-
ной матери и огромную радость ни
первые огорчения. Молодая супру-
жеская чета чувствует` себя несколь-
ко растерянной. .
	Но в этих первых маленьких ис-
пытаниях молодая мать обнаруживает
выдержку ° и верность избранным
принчинам, Правила, которыми ру-
ководствуется Махова в своей семье.
разумеется, не представляют ника-
кого открытия. Они хороню извест-
ны и педагогам и матерям. Клавдия
Махота воспитывала сыновей и до-
черей. строго придерживаясь задан-
ного режима, советов медицины. С
раннего возраста она прививала де-
тям вкус к свежему воздуху, к фи-
зическим упражнениям, к полезному
труду. Вначале они приучались дер-
жать в порядке игрушки, потом ста-
ли постоянными помошниками мате-
ри в домашнем хозяйстве. Автор су-
мела показать этот большой и слож-
ный процесс на ярких и убедитель-
ных примерах.
	Одна великолепная черта отличает
советскую рядоБую семью, о которой
и рассказывается в записках: в ней
господствуют большая дружба и дух
товарищества, установилось правило
сообща делить и радости и огорче-
ния. Вся семья горячо поздравляет
мальчика, вернувшегося из школы
после первого дня занятий; вся семья
разделяет торжественные чувства
юного пионера, впервые надевшего
красный галстук.

В семье” Маховой родители в об-
щении с детьми избегали  покрови-
тельственно-снисходительного. тона
так же, как и грубого окрика и тем
более наказаний. На иных основах
создавалась дисциплина в семье. Ее
базой был авторитет родителей, за-
воеванный большой и непрестанной
работой. «Воспитывая детей, — пи-
шет Махова, — все время приходит-
ся воспитывать и себя». Автор запи-
сок рассказывает, как ей не раз при-
ходилось бывать в Ленинской библи-
отеке, обращаться к книгам, к спра-
вочникам, чтобы удовлетворить лю-
бознательность детей, чтобы не уро-
нить в их глазах своего авторитета.
И другому правилу неуклонно сле-
довала Клавдия Махова: «Что обе-
щала детям — обязательно выполня-
ла», — пишет она.

Достоинство записок матери дале-
ко не исчерпывается их педагогиче-
ской ценностью. Книга’ представляет
собою правдивый документ, характе-
ризующий одну из важных сторон
жизни `советского общества. Клав-
дия Махова — человек советской
формации, и события ее семьи, о ко-
торых она рассказывает, проходили
в годы социалистического строитель-
ства. Советская эпоха определила
жизненный путь этой семьи. Совет-
ской власти обязана Махова счасть-
	ем, которое она обрела в семье и в
материнстве.
	Студенткой рабфака встретилась.
	Клавдия Махова с будущим мужем,
студентом первого. курса вуза. Ни
замужество, ни дети не помешали им
продолжать образование. Она и муж
получали стипендию, дети находи-
лись в яслях и детских садах. Госу-
дарство приняло большое и непосред-
ственное участге в жизни этой семьи.
К услугам матери с первых дней бы-
ли врачи, консультации, спепиальные
детские поликлиники, которыми она
могла бесплатно пользоваться.
	-B нашей стране для детей труже-
ников. доступны курорты, некогда
принадлежавшие богачам и аристо-
кратам. В Крыму и на Кавказе под
ласковым солнцем юга. не раз про-
водила летние дни семья студента.
	Скупыми, но выразительными штри-
хами рисует автор историю семьи.
Муж Маховой становится научным
работником. Это естественно и зако-
номерно в стране, где счастье чело-
века решает его труд, щедро поощ-
ряемый советским правительством.
	Счастливое детство советским де-
тям даровали наша социалистическая
родина, великий Сталин. К любимой
отчизне, к родному отцу и учителю
обращены лучшие помыслы и чувст-
ва юного советского поколения. За-
писки заканчиваются таким эпизодом.
Мать спрашивает сына, кому он пи-
шет письмо. Сын говорит: «К одно-
му мальчику. Он видел Сталина
очень близко в Кремле, А я хотел
бы не просто видеть, а сделать что-
нибудь очень важное для народа A
чтобы Сталин вызвал меня к себе
и пожал мне руку».
	 В. Антонов.
	директор Постоянного  павиль
она лучших образцов  товароз
ширпотреба Всесоюзной тор
вой палаты.
	На обувной фабрике «Буревест
ник» пущена в эксплоатацию пер
вая очередь нового цеха горячей
вулканизации. В ближайшее время
этот цех будет изготовлять 10
1.500 пар обуви в сутки. НА
СНИМКЕ: начальник цеха Э. Си
рис (справа) проверяет обувь 1
сле горячей вулканизации. Cae
ва — прессовщик ° комсомолей
В. Лолюхин. в
Фото В СОБОЛЕВА (ТАСС