Чехословакия. Уголок старой Праги.
	„ОНЕГИНСКИЕ
СТРОФЫ
	НОВЫЕ ПРОГРАММЫ
И КОЗЛОВСКОГО
	В предстоящем концертном сезоне,
который пройдет под ‘знаком празд-
нования 30-й годовщины Великого
Октября, московские музыканты-ис-
полнители выступят с программами из
произведений советской музыки. Но-
вые вокальные произведения совст-
ских авторов готовит для своих вы-
‹луплений и лауреат Сталинской пре-
мии И. Козловский. Это, во-первых,
три ария для голоса © оркестром Ха-
чатуряна, которые певец исполнит
в одпой из своих симфонических про-
грамм, и большой цикл вокальных
пьес Кэоваля, об’единенных общим
лирическим настроением. ;
	Для голоса в сопровождении струн-
ного квартета написал новое прсиз-
ведение под названием «Онегинские
строфы» композитор Корчмарев. Тек-
стом для него послужили строфы из
«Евгения Онегина», связанные с об-
зазом Ленского, Это произведение
Жорчмарева Козловский также вклю-
чил в свои программы.

Среди шедевров русской и запад-
ной классики артист выбрал для ево-
их предстоящих выступлений дуэт

Чайковского «Ромео и Джульетта»,
сцены и арии из оперы Вагнера «Ло-
	энгрин» и «Вокализ» Рахманинова.
Последнее произведение, — знакомое
	советским слушателям главным обра-
всм в сопровождении фортепиано,
Козловский исполнит в оркестровом
варианте, сделанном самим KOMIOGH-

тором.
	По слозам артиста, его очень ув-
лекает мысль показать в этом сезоне
в концертном исполнении замечатель-
ную оперу Монюшко «Галька», кото-
рая уже много лет не ставилась на
нашей спене.
	Доктора
искусствоведения
	В ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ
комиссии
Высшая аттестационная комиссия
присвоила ученую степень доктора
ряду деятелей театрального и музы-
кального искусства.
Доктором искусствоведения без за-
	шиты диссертации утвержден лауреат
	Сталинской премии народный артист
СССР Ю.`М. Юрьев. Большую мето-
дическую ценность представляют его
«Беседы актера», освещающие воп-
росы актерского мастерства и теат-
ральной педагогики. Серьезным ис-
следовательским трудом являются и
два тома его «Записок». Ю: М. Юрь-
ев исполняет обязанности профессора
в Ленинградском театральном инсти-
туте и работает в качестве старшего
научного сотрудника в Исследова-
тельском институте театра и музыки.
Степень доктора искусствоведения
присуждена также научным работни-
кам Московской государственной кон-
серватории имени Чайковского Г. В.
Келдышу и С. С. Богатыреву.
	Заведующий кафедрой русской му-
зыки Келдыш посвятил свою дис-
сертацию художественному мировоз-
зрению Стасова. По отзывам специа-
листов, автор в своей работе далеко
выходит за пределы музыкознания.
Исследование дает яркое представле-
ние о формировании личности, фчло-
софских, общественных и эстетичес-
ких воззрений Стасова, об их связи
са взглядами Белинского и Черны-
шевского. .
	Заместитель директора консервато-
рии по учебной части и заведующий
кафедрой композиции Богатырев за-
MATH диссертацию на тему «Двой-
ной канон». В глубоком и точном ис-
следовании большого масштаба охва-
чена одна из сложных и почти нераз-
ряботаниых областей контрапунктиче-
ской техники.
			й ПРИРОДА 100М00
	ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ
1. РАДИМОБВА
	Подмосковье, его. прекрасные па-
мятники старинного зодчества, красо-
та его природы издавна привлекают
внимание живописцев. Вспомним кар-
тины и этюды Левитана, значитель-
ная часть которых создана близ Ист-
ры и Звенигорода; в музее Тютчева
можно увидеть замечательные мало-
известные этюды Муранова кисти
Нестерова. В ‘советские годы множе-
ство превосходных картин и наброс-
ков Подмосковья написано академи-
ком И. Грабарем (виды Абрамцева),
народным художником РСФСР. С. Ге-
	академиком живописи К. Юоном
(Троице-Сергиевский` монастырь) и др.

Выставка работ ПП. Радимова
«Древние города и природа Подмос-
ковья» в залах Московского област-
ного союза художников пополняет
интересную коллекцию подмосковных
пейзажей.

П. Радимов хороню знает Подмос-
ковье и любит его.
	Интересен раздел «Хотьково и Ра-
донеж — вотчина Ивана Калиты»:
этюды  «Хотьковский — монастырь»,
«Дорога в Радонеж». П. Радимов лю-
бовно изображает уголки ‘древнего
Подмосковья. Ценность его неболь-
ших этюдов в том, что он с теплым,
поэтическим чувством передает орга-
ническую слитность старинного зод-
чества с радостными красками окру-
жающего пейзажа.

Особенно это заметно в-этюдах, по-
священных Абрамцеву. Единствен-
ный, драгоценный ‹ уголок  Под-
московья, связанный с жизнью рус-
ского искусства Х!Х—ХХ вв., пред-
стает в этих работах полный очаро-
вания. Здесь и старый аксаковский
дом, хранящий воспоминания о Гого-
ле и Тургеневе, и оригинальные по-
стройки, возникшие при С. Мамонто-
ве — «Домик бабы-яги», церковь, со-
зданная по рисункам В. Васнецова.
Вот и тихие аллеи, которые, кажется,
ее хранят голоса великих людей, го-
рячо спорящих о путях родного ис-
кусства... Вот речушка Воря, где ста-
рик Аксаков, опытный охотник и ры-
болов, удил окуней с приехавшим в
тости Тургеневым...

Любопытны и другие разделы вы-
ставки: пейзажи «Тропинка», «Первая
зелень», «Липовая аллея», «Весенний
день» — картинки  типично-русской
природы. Они могут служить иллю-
страцией к лермонтовскому стихотво-
рению «Родина», к лучшим лириче-
ским стихам наших поэтов. Голубое
весеннее небо, багряные краски осе-
ни, нежность первой зелени — все
это близкие, родные нашему сердцу
пейзажи.
		Выступление
	Уоллеса
	НЬЮ-ИОРК. 4. (ТАСС). Как сооб-
шает корреспондент газеты «Нью-
Йорк таймс», бывший вице-президент
Уоллес, выступая на митинге в
Питтефильде (штат  Массачузетс),
повторил свои обвинения в том, что
влиятельные представители финан-
совых кругов стремятся к полному
господству над США. Уоллес заявил,
что вместо «благочестивых  заявле-
ний» правительство Трумэна должно
немедленно заняться расследованием
деятельности банковских кругов.

Ссылаясь на выступление министра
обороны Форрестола, пытавшегося
опровергнуть обвинения в поджига-
тельстве войны, выдвинутые Вышин-
ским, Уоллес заявил, что Форрестол
повторил знакомую теорию о том, что
якобы война неизбежна.  «Нужно,—
сказал Уоллес,—положить конец этой
клевете на человечество».

Уоллес призывал широкие массы
американцев к энергичным политиче-
ским действиям, чтобы эффективно
содействовать стремлениям народов к
миру.
	Предстоящая высылка
	из США Ганса Эйслера

НЬЮ-ЙОРК, 4. (ТАСС). Как сооб-
шает корреспондент Ассошиэйтед
Пресс из Вашингтона, председатель
комиссии палаты представителей по
расследованию антиамериканской
деятельности Томас (республиканец,
от штата Нью-Джерси) заявил, что
иммиграционный отдел министерства
юстиции отдал распоряжение аре-
стовать для высылки из пределов
США композитора Ганса Эйслера и
его жену. Это действие предпринято
в соответствии с недавними рекомен-
дациями комиссии,  утверждавшей,
что Эйслер якобы виновен в незакон-
ном получении визы на в’езд в США.
	Преследование демократических
партий в Ираке
	БАГДАД, 3. (ТАСС). В конце сен-
тября по распоряжению министерст-
ва внутренних дел был произведен
обыск в помещениях «Народной пар-
тии» и партии «Национального един-
ства». Деятельность этих партий
сейчас запрещена. Помещения их
опечатаны, принадлежавшая им  га-
зетная бумага конфискована.

В связи с этим «национально-демо-
кратическая», «либеральная» партии
и «партия независимости» через прес-
су заявили протест  расценив эти
действия правительства как наруше-
ние конституции Ирака и наступле-
ние правительства на демократиче-
ские свободы.
	пота польской военкой миссии в Германия
командующему английскими оккупационными войсками
	ВАРШАВА, 4. (ТАСС). По с00б-
ениям печати, польская военная
миссия в Германии направила коман-
лующему английскими оккупацион-
ными войсками в Германии ноту про-
теста в связи с созданием в Гамбур-
ге так называемого представительст-
ва «Немецких предприятий на вос-
ток от Одера». В польской ноте
подчеркивается, что на восток от рек
Одер и Нейссе никаких немецких
предприятий в настоящее время не
существует и что поэтому образова-
	ПАРИЖ, 4. (ТАСС). Газеты сооб-
щают о новом случае связи РПФ
(деголлевская партия «Об’единение
французского народа») с мошенника-
ми, расхищающими остатки золотого
запаса Франции. Газеты «Се суар»,
«Юманите», «Франтирер», «Комба» и
другие сообщают о том, что органы,
производящие расследование дея-
тельности недавно раскрытой шайки
мошенников, переправлявших долла-
ры из Франции в США и получавших
оттуда дорогостоящие автомашины,
которые затем перепродавались во
Францию по ценам черного рынка,
случайно натолкнулись на новое ли-
цо, также проводившее манипуляции
с золотом, но деятельность которого
протекала в другой области и в не-
сколько ином плане. Этим лицом, как
сообщают газеты, является генерал
Бейнэ. Как и лица из шайки мошен-
ников, занимавшихся спекуляцией
долларами, генерал Бейнэ тесно свя-
зан с РИФ и лично с де Голлем.
	Газета «Юманите», разоблачая дея-
тельность Бейнэ, пишет: «Лица,
деятельность которых  разоблачена,
имеют политические связи, придаю-
щие этому делу особое значение. Ар-
мейский генерал  Бейнэ — бывший
верховный комиссар Французской
республики в Сирии обвинен в тор-
говле золотом. По всей вероятности,
эта афера имеет прямую связь с дея-
тельностью банды торговцев долла-
рами, в отношении которой мы пуб-
ликовали в течение последнего вре-
мени сенсационные разоблачения. Мы
показали, продолжает газета, что у
банды торговцев долларами была
марка РПФ. На этот раз снова тоГ-
говля золотом носит на себе марку
РПФ.
	— Генерал Бейнэ, — продолжает
«Юманите», — является человеком
	ние подобной организации является
не только ненужным, но и вредным,
поскольку оно способствует возрож-
дению ревизионистских планов в от-
‚ ношении польских западных земель.

В ноте указывается одновременно,
что образование подобной организа-
ции наносит также вред делу стаби-
	лизации отношении и мира в Европе,
а само существование таких организ
заций противоречит решениям, прич
вятым в Ялте и Потсдаме.
	господина де Голля: это де Голль
назначил его верховным комиссаром
в Сирии, по приказу де Голля гене-
‚рал Бейнэ проводил в Леванте поли-
тику, ведущую к катастрофе. В на-
стоящее время Бейнэ является гене-
ральным инспектором РИФ. В июле
1945 года, — указывает «Юманите»,
— когда в Консультативной ассамб-
лее дебатировался вопрос е Сирии,
Флоримон Бонт энергично выступал
против того, что представлять Фран-
цию в Сирии было доверено генера-
лу-вишисту Бейнэ, бывшему предсе-
дателю «французской» делегации В
комиссии по амнистии в Висбадене.
Генерал де Голль, бывший в то вре-
мя главой временного правительства,
немедленно прервал Флоримона Бон-
та и горячо защищал генерала Бей-
нэ.

Суть преступной деятельности Бей-
нэ состоит в том, что он нелегально
привез с собой во Францию золото
и ‘фунты стерлингов из Сирии, а за-
	движимым имуществом, производя
расчеты с лицами, покупавшими это
имущество, не во франках, а в золо-
те. Нажив на этой операции значи-
тельные суммы, Бейнэ недавно ку-
пил себе в Ницце роскошную виллу,
за которую заплатил 5 миллионов —
2 миллиона во франках и 3 миллио-
на золотом и фунтами стерлингов.
Это явилось началом разоблачения
его деятельности. Как сообщают га-
зеты, Бейнэ, видимо, занимался по-
добными сделками и в других райо-
нах Франции. Газета «Юманите» ут-
верждает, что золото, которое Бейнэ
привез нелегально из Сирии, исполь-
зовалось для пропагандистских нужд
	РПФ. Несмотря на очевидность пре-
ступлений Бейнэ, пишет газета, 04
временно оставлен на свободе.
							В. А. Давыдова — портрет работы академика живописи, лауреата
	линской премии В. @. Юона.
		„МОСКВА—ТИХИЙ ОКЕАН“
	артист БССР А. Кольцатый) снял
в пути около пяти тысяч метров
цветной пленки, запечатлев из окна
вагона замечательные сибирские пей-
зажи. Находившийся вместе с ним
художник картины А. Фрейдин бес-
прерывно делал нужные зарисовки.
Не так давно в павильоне Москов-
ской студии можно было увидеть на-
стоящий мягкий железнодорожный
вагон. Его соорудили на одном из
заводов столицы и доставили в сту-
дию «Мосфильм». Совсем недав-
цо в павильоне построено настоящее
купе мягкого вагона. Здесь и снима-
лись основные эпизоды картины.
	В двух главных ролях картины
«Москва — Тихий океан» заняты не-
давно окончившая Институт кинема-
тографии молодая артистка Л. Дра-
новская и артист Л. Галлис, также
впервые снимающийся в кино. В
фильме, кроме того, до 50 эпизодиче-
ских ролей, на которые приглашены
артисты Яроцкая, Максимова, Люби-
мов. Лепко, Петров и другие.
	Это было около десяти месяцев на-
зад. Один из павильонов студии
«Мосфильм» представлял тогда плат-
форму Ярославского вокзала в Мо-
скве, возле которой стоял железнодо-
рожный пассажирский состав. Паро-
воза не было, но вагоны внешне почти
ничем не отличались от настоящих.
Здесь и начались тогда с’емки пер-
вых эпизодов нового цветного хуло-
жественного фильма «Москва — Ти-
хий океан».

Сейчас в этом павильоне соэру-
жается другой железнодорожный вок-
зал страны — владивостокский. Тут
будут происходить с’емки финальных
эпизодов картины.
	Фильм «Москва — Тихий океан» —
комедия. Сценарий написан лауреатом
Сталинской премии Л. Малюгиным.
Ставит картину режиссер Ю. Райз-
ман, лауреат Сталинской премии.
	Сценарий новой картины рассказы-
	вает о том, как двое советских люлей
—Зина Соколова, инженер, только-что
	скончившая один из московских ву-
зов, и моряк Тихоокеанского флота
Лаврентьев -— едут из Москвы во
	Владивосток. В пути на одном полу-.
станке они случайно отстают от поез-.
	да. Истооия ‘их дальнейшего путеше-
ствия в погоне за поездом и пройдет
перед зрителем.
	Прежде чем показать это путешест-
вие на экране, часть творческого кол-
лектива решила сама проехать по
трассе Москва — Владивосток. Кине-
матографисты побывали в Свердлов-
ске, Новосибирске, Иркутске, на Бай-
кале, в Красноярске, Хабаровске и
приехали, наконец, во Владивосток.
В течение двухмесячной поездки они
посетили крупнейшие индустриальные
предприятия и колхозы Сибири и
Дальнего Востока, знакомились и 6e-
седовали с людьми, собирали и изу-
чали необходимые материалы. Один
из операторов фильма И. Гелейн
	(картину снимает также заслуженный
		НА ШПИЛЕ
ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
КРЕПОСТИ
	ЛЕНИНГРАД, 4. (ТАСС). Собор Петро-
павловской крепости, построенный бо-
лее 200 лет назад, венчается шпилем
высотой в 122,5 метра. Это самая вы-
сокая точка в городе.
	в начале Отечественной войны
шпиль был покрыт маскировочной
краской. Вчера начались работы по
ее снятию. К вершине шпиля подведен
водопровод. Для подачи воды на такую
высоту под давлением 16 атмосфер со-
оружена специальная насосная стан-
ция. Демаскировку шпиля производят
верхолазы Н, Милорадов и А. Соков.
	С’емки художественной комедии
				Процесс Драголюба Иовановича в Югославии
	нитью распутывает клубок его пре“
ступлений.

Иованович показал суду, что идея
создания блока «крестьянских  пар-
тий» появилась у него после начав-
шейся фракционной борьбы в народ-
ной крестьянской партии и он, видя,
что большинство этой партин не сле-
дует за ним, решил искать поддерж-
ки в других крестьянских — партиях
и группах. Также не удалась Иовано-
вичу организация «группы крестьян-
ских депутатов» в Народной Скуп-
шине.
	Председатель суда выясняет связь
подсудимого с резидентом «Интеллид-
женс сервис» Клиссольдом. Иовано-
вич отрицает сначала наличие этих
связей, но на очной ставке подсуди-
мый Гажи уличает его во лжи. Гажи
подтверждает на суде, что он не раз
говорил Иовановичу о своей службе
в английской разведке и фактически
был связующим звеном между Иова-
новичем и Клиссольдом. Далее Иова-
нович пытается доказать, что его
связь с Ватсоном-младшим якобы
носила чисто личный характер. Од-
нако суд устанавливает, что Ватсон,
помимо «советов», которые он давал
Иовановичу в связи с подрывной
деятельностью последнего в стране,
помог ему опубликовать в иностран-
ной прессе ряд клеветнических заяв-
лений относительно народной вла-
	сти и Народного фронта в Югосла-
BHU.

Также на чисто личные — отноше-
	ния Иованович пытался свести <вою
связь с представителями  югослав-
ской реакционной эмиграции, в том
числе с Мачеком.

Иованович показал, что, выступая
за роспуск Народного фронта, он хо-
тел привлечь себе новых сторонни-
ков. Далее подсудимый признал, что
дал иностранным журналистам мно-
гочисленные интервью, которые ис-
пользовались ими для клеветниче-
ской пропаганды против новой Юго-
славии и ее политического строя.

Суд устанавливает, что Иованович
призывал крестьян срывать мероприя-
тия правительства-в деревне, саботи»
ровать хлебопоставки и т. п. Парал-
лельно выясняется, что  Мованович
создал полпольные кружки для взрос-
лых и молодежи, в которых велась

открытая антигосударственная про“
[ паганда. 1
	БЕЛГРАД, 4. (ТАСС). Верховный
суд Сербии приступил к допросу
Драголюба Иовановича. Подсудимый
всячески увиливает от прямых отве-
тов и безуспешно пытается запутать
допрос. Устраивая ему очные ставки
с подсудимым Гажи, суд нить за

На последнем заседании Высшен
аттестационной комиссии известным
гианистам — лауреатам международ-
ных конкурсов и доцентам консерва-
тории Я. Флиеру и Я. Заку присвое-
но ученое звание профессора.
	«Судьба Реджинальда Дэвиса» в Моск овсвом театре драмы. Сцена из 3-го акта. Слева направо: лауреат Сталинской
премии заслуженный артист Узбекс кой ССР А. Ханов — Павле Кодрич, лауреат Сталинской премии заслу-
женный артист РСФСР и Узбекской ССР Л. Свердлин — Антонио Доменико, С. Альтовская — Мария и Г. Кирил-
		лов — Реджинальд Дэвис.
	Дэвис — простой, честный амери-
канец. Он видит вокруг вопиющую
несправедливость: людей, которые,
не щадя своей жизни, боролись с
фашизмом, бросают в тюрьмы, а про-
ходимнев и фашистов снова пристра-
ивают в начальство. Он еще не все
понял, но уже начал разбираться в
том, где друзья и где враги. Мы их
отчетливо видим в спектакле — дру-
зей и врагов демократии. Театр помог
нам лучше разглядеть их, крепче за-
ПОМНИТЬ.

В спектакле, поставленном Мос-
ковским театром драмы, заметна тен-
денция постановщика (В. Федоров)
отказаться от всего лишнего, что мо-
гло бы увести зрителя в сторону от
главного, основного. В одной рецен-
зии мы прочли о том, что в этом
спектакле «театр дал яркие и жиз-
ненно достоверные картины нравов и
быта на территорин, оккупированной
англо-американскими войсками».
Меньше всего в этом спектакле мож-
но увидеть «картины нравов и бы-
	та»: нам кажется, такую за
дачу постановщик и не ` ставил
перед собой лаи самый жанр
пьесы Кожевникова и Прута не
	мог натолкнуть театр на решение
ее в бытовом плане. Наоборот, здесь
очень немногое идет от бытовой до-
стоверности; здесь нет полутонов;
свет и тени распределены с макси-
мальной резкостью. Жизненная убе-
дительность достигается не накопле-
нием бытовых подробностей, не тон-
ким психологическим рисунком, а
умением показать главное в уже сло-
жившемся, определившемся образе
героя.

Может быть, поэтому фигуры, сто-
ящие на разных полюсах обществен-
ной ‘жизни, резко противостоящие
друг другу, получились в этом спек-
такле не только более выразитель-
ными, но и более достоверными в их
жизненной судьбе. Это не всегда в
достаточной степени индивидуализи-
рованные образы, часто им нехватает
глубины, трехмерности, но это порт-
реты, в которых видишь подчас неч-
	то большее, чем портрет одного че-
	ловека. Мы верим Павле Кодричу
(А. Ханов) и Антонио Доменико
в темпераментном, исполнении Л.
Свердлина; именно такими  пред-
ставляются нам эти люди — силь-
ные, смелые, уверенные в правоте
своего дела.

Мы видим в сценическом облике
Бардинга (М. Штраух), Дью (С. Мор-
ской), Мейфлауэра (В. Латышев-
ский) меткие характеристики той ка-
тегории людей, в личной и общест-
венной биографии которых трудно от-
делить политику от торговли, войну
	от коммерческого предприятия. Если
	Латышевскому в роли фашиствующе-
го молодчика, американского офице-
ра Мейфлауэра и, особенно, Морско-
му в роли американского подполков-
ника Дью не удалось в полной мере
раскрыть характер своих героев, то
Штраух превосходно справился с
этой задачей. Бардинг  — живое ли-
цо: то, что он делает, говорит, есть
совершенно индивидуальное выраже-
ние определенного характера. И в то
же время Бардинг-Штраух является
убедительным и точным слепком це-
лого слоя людей, моральные и со-
циальные черты которых доведены до
яркого художественного обобщения.

Мы еще ничего не сказали о Дэ-
висе-Кириллове. С этим об-
разом дело обстоит сложнее.
Потому ли, что главный интерес пье-
сы переместился, потому ли, что в
режиссерской трактовке этой роли
трудно обнаружить ясный и проду-
манный замысел, или потому, что
Г. Кириллов не сумел сделать обра-
за Дэвиса художественно цельным и
законченным, но, так или иначе, тема
крушения иллюзий, воплощенная в
этом образе, отодвинулась в спек-
такле на второй план.

Мы не чувствуем в Дэвисе-Кирил-
лове одного человека — меняющего-
ся, освобождающегося от иллюзий,
прозревающего, но все-таки одного и
того же человека. В спектакле как
будто не один Дэвис, а несколько —
и все разные.
	Приходится отметить, что актер-
ское исполнение в спектакле вообще
не равноценно. Некоторые эпизоди-
ческие роли могли бы быть гораздо
ярче и выразительнее. В группе быв-
ших партизан, окружающих Кодрича и
Доменико, просто никто не запоми-
нается. Даже Ружица (В. Орлова)—
словенская девушка, которая любит
свой народ и свою родину больше
всего на свете, — этот в хорошем
смысле трогательный образ остается
только приятным, но не ярким вос-
поминанием. Нет в этой Ружице ни
национального колорита, ни своеоб-
разия.

Оформление спектакля, принадле-
жащее художнику В. Рындину, вы-
держано в тех же тонах, которые оп-
ределяют общий стиль постановки.
Собственно, декораций, связанных с
конкретным местом действия, в
спектакле нет. Есть великолепно
сделанный фон — лазурное небо ‚и
причудливые линии далеких гор, и
большой красивый город, располо-
жившийся в чудесной адриатической
бухте, и есть еще не совсем понят-
ные конструкции, нечто вроде дви-
гающихся стен, которые изображают
то площадь, то улицу, то комнату.
	Можно спорить, насколько такой
упрощенный лаконизм отвечает стре-
млению постановщика к строгой вы-
разительности спектакля. Может
быть, мы иошибаемся, но нам кажет-
ся, что артисты не очень уютно чув-
ствовали себя среди этих голых,
«неодушевленных» закоулков.
	Но если говорить о «Судьбе Рел-
жинальда Дэвиса» в Московском те-
атре драмы, как о целом, то` перед
нами, несомненно, спектакль худо-
жественно плодотворный, значитель-
ный, хотя и несколько бедноватый по
режиссерскому замыслу. Но полити-
ческая целеустремленность спектак-
ля бесспорна: он доносит до нас боль-
шую правду о друзьях и врагах ми-
ра, свободы, справедливости.
	И. Черейскии.
	Вот он устраивает пирушку для
друзей, с которыми вместе воевал в
партизанских отрядах. Семь месяцев
пролежал он в госпитале, в горах,
отрезанный от мира, от происходящих
событий. Он не знает, что в городе
теперь орудуют перекрасившиеся фа-
шисты, а оккупационные власти им
покровительствуют; ‘он все еще уве-
рен, что англичане и американцы
пришли сюда, чтобы помочь свободо-
любивому народу обрести родину и
свободу, за которые он так героиче-
ски боролся в годы войны.
	Это — один Дэвис. А вот — дру-
гой. Его назначили командиром тан-
кового дивизиона. Он хочет посмот-
реть, как живут, чем интересуются
его ребята-танкисты. В чем дело?
Оказывается, они совсем  распусти-
лись, потеряли боевой дух. Они не
верят в «американские идеалы». Они
позволяют себе пререкаться со своим
командиром. Ах, так! Он, Дэвис, по-
кажет им, что значит дисциплина!
	Есть еще и третий Дэвис — тот,
кто поднимает выпавшее из рук уби-
той Ружицы партизанское знамя и
водружает его над колонной народ-
ной демонстрации. И еще есть один
Дэвис, которого мы видим в заклю-
чительной сцене пьесы начинающим
понимать, что он должен теперь де-
лать.
	В каждом из этих эпизодов испол-
нителю роли Дэвиса нужно найги ту
меру художественного  проникнове-
ния в образ, которая делает понятны-
ми и оправданными все поступки ге-
роя. Правда, нет достаточной цель-
ности и в драматургической обрисов-
ке характера Дэвиса и в ситуациях,
в которых проявляется душевный
склад Дэвиса, меняются его полити-
ческие взгляды, его отношение к
жизни. Тем существеннее актерская
интерпретация образа, тем важнее
задача, которая падает на долю HC-
полнителя этой роли. Кириллов хоро-
шо проводит каждую отдельную сце-
ну, но ему не удалось пока передать
об’единяющую «идею» образа.
	„судьба Реджинальда
Лэвиса“
	Hy Alla встреча с героями пьесы
В. Кожевникова и И. Прута на
	этот раз показалась нам более инте-
	ресной и значительной, чем несколь-
ко месяцев назад, когда мы впервые
увидели «Судьбу Реджинальда Дз-
виса» на сцене Камерного театра.
Такое ощущение возникло вовсе не
потому, что Камерный театр
не нашел достаточно ярких и убе-
дительных красок для сценического
воплощения темы, а Театр драмы
их нашел. Мы не сравниваем
оба спектакля; каждый из нях имеет
свои недостатки и свои достсинства.
Обе постановки — каждая по-своему
— отчетливо доносят до зрителя
идейно-политическое звучание пьесы,
ее публицистически-гневную и взвол-
нованную интонацию. И все же сей-
час «Сульба Реджинальда Дэвиса»
звучит несколько по-иному. пожалуй,
острее, рельефнее воспринимаются
многие эпизоды и характеры пьесы.

Время обострило интерес к собы-
тиям, о которых она рассказывает.
Жизнь внесла свои поправки в обра-
зы ее героев. Сама действительность
	словно раздвинула рамки сцены, рас-
шнрила границы действия, открыла
какие-то новые черты в сущности яв-
лений, положенных в основу драма-
тургического произведения. Когда мы
читаем в газетах сообщения о демон-
страциях трудящихся Словенского
Приморья, начертавших на своих зна-
менах: «Народ, борющийся за спра-
ведливое дело, — непобедим!», разве
	не вспоминаем мы гордые слова Пав-
ле Кодрича:

— (Они хотели бы уничтожить все,
что связано с именем народа, даже и
сам народ, но, как сказал один вепи-
кий человек: «Народ — бессмертен!»,
народ уничтожить нельзя!..
	Когда, открывая газетный лист, мы
находим выступление советского де-
легата на Генеральной Ассамблее ор-
ганизации Об’единенных наций и чи-
таем: «Люди, сотрудничавшие с вра-
гом во время войны, теперь в почете,
они сидят в правительствах, судят,
карают тех, кто с оружием в руках во
время войны боролся против фашиз-
ма», нам не нужно об’яснять, ‘о ка-
ких странах и о каких людях идет
тут речь. Разве мы не вспоминаем
показанных в спектакле предателей
и фашистов, творящих суд и распра-
ву над сынами свободолюбивого сла-
вянского народа, смелыми, муже-
ственными борцами, в груди которых
бьется горячее сердце патриотов?
Разве мы не знаем, с кого списаны
омерзительные фигуры фашистских
наймитов вроде Кардоны, бандитские
услуги которых понадобились, ока-
зывается; и новым хозяевам этой,
политой кровью народа, земли—бар-
дингам, дью, мейфлауэрам? Чем они
отличаются от «больших» поджигате-
лей войны? «Торговля и война — яв-
ления одного и того же порядка», —
говорит Бардинг. Он лишь цинично
произносит вслух то, что давно сде-
лали своей профессией бизнессмены
Сити и Уолл-стрита. .
	В Московском театре драмы
>
	oe
IH
		of
cH