а

ИНЖЕНЕР *
	в московском,
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ
	Пьеса Ве. Иванова «Бронепоезд
14-69» долгие годы с неизменным ус-
пехом шла на сцене Московского
Художественного театра. Недавно
театр принял к постановке новую
пьесу Вс. Иванова — «Главный ин-
женер».

Действие пьесы происходит в дни
послевоенной сталинской пятилетки
на большюм медеплавильном заводе
в Центральном Казахстане. Основная
тема пьесы — борьба за внедрение
новых научных методов  производ-
ства, за лучшую плавку меди. Цен-
тральный герой — советский ученый
академик Иваньшин — автор этих
новых методов плавки (прообразом
для этой роли драматургу послужил
известный советский ученый-метал-
лург, лауреат Сталинской премии Ва-
HIOKOB).

Научное — открытие академика
Иваньшина вводит в производство
его ученик, молодой советский ме-
таллург — главный инженер завода.
Ему помогает молодая казахская
техническая интеллигенция. В пьесе
нашла свое отражение и тема борьбы
с косностью, отсталостью в технике
производства.
	„Навстречу
жизни“
	В ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКОМ
ТЕАТРЕ ям. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО
	-На сцене оперно-драматического
театра им. К. С. Станиславского за-
канчиваются репетиции спектакля
«Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юс-
со, знакомого москвичам по постанов-
ке в театре имени Вахтангова. Спек-
такль ставит Б. Флягин. Художникы—
И. Носов. Роль Бретта играет изве-
стный негритянский артист Вейланд
Родд.

Премьера состоится в октябре. В
этом же месяце театр покажет еще
один новый спектакль — «Навстречу
жизни» А. Успенского. В пьесе рас-
сказывается о людях угольной про-
мышленности, о новых методах добы-
чи угля, о‘рационализации труда. Ре-
жиссер спектакля — А. Зиньков-
ский, художник — В. Шестаков.

В ноябре москвичи познакомятся
на сцене театра с новой оперой
В. Дехтярева «Горит земля» (либрет-
то Г. Кристи). Действие происходит в
годы ‹ Отечественной войны и рисует
один из эпизодов партизанской борь-
бы советского народа.

Режиссеры — Г. Кристи и В. Нав-
роцкий Художник — Г. Кигель. Ди-
рижер — С. Делециев.

В театре идут также репетиции пье-
	сы П. Нилина «На белом свете» — о
колхозной жизни после войны. Режис-
сер В. Равенский. Художник —
А. Васильев.

„ЧУЕК и ГЕК®

СПЕКТАКЛИ

17 лет работает Московский, ку-
кольный театр, завоевавший любовь и
	признание юного зрителя.
		юЮтославия. Гор. Хвар — здравница трудящихся.
	Протест индийцев против действий
правительства Южно-Африканского Союза
	настоящее время находятся в ТЮРБ-
мах за сопротивление дискримина-
ционным законам.

На той же пресс-конференции. анг-
лийский священник в Южной Африке
Скотт заявил, что он представил де-
легациям Об’единенных наций пети-
цию, в которой 30 тыс. членов самого
крупного южно-африканского племе-
ни герреро призывают Об’единенные
нации не признавать претензию пра-
вительства Южно-Африканского Сою-
за на присоединение Юго-Западной
Африки и вернуть племени герреро
их земли. Петиция обвиняет правч-
тельство Южно-Африканского Сою-
3a B TOM, что с момента получения
мандата Лиги наций оно продолжало
применять германские методы в деле
изгнания герреро и других племен с
целью захвата земель для белых по-
селенцев. Изгнано 10 тыс. человек
племени герреро, которые переселены
в Бечуана-Ленд с их скотом и дру-
гим имуществом. В настоящее время
они желают, чтобы Об’единенные на-
ции вернули им их родовые земли в
Юго-Западной Африке.

В петиции есть ссылка на епископа
англиканской церкви, который заявил,
что так называемый плебисцит, про-
веденный правительством Южно-Аф-
риканского Союза, является мошен-
ничеством. 30 тыс. ненегритянского
населения, которое выступало против
аннексии, находится в «полицейской
зоне» и испытывает всю жестокость
режима правительства Южно-Афрни-
канского Союза.
	Война
	НЬЮ-ИОРК, ЦП. (ТАСС). Три пред-
ставителя южно-африкайского совета
пассивного сопротивления Ростомжи,
Чудри и Меер заявили на пресс-кон-
ференции, что они присутствуют на
сессии Генеральной Ассамблеи Об’е-
диненных наций, чтобы помочь индий-
ской делегации представить дело по
обвинению правительства Южно-Аф-
риканского Союза в пренебрежении к
инструкциям Генеральной Ассамблеи,
данным в 1946 г., относительно веде-
ния переговоров с правительством Ин-
дии для урегулирования спора по по-
воду дискриминационных законов в
Южной Африке, а также по поводу
рекомендации о том, чтобы Южно-
Африканский Союз представил пред-
ложения об оцеке для Юго-Западной
Африки. Чудри заявил, что в Южной
Африке «паспортом на. права чело-
века является цвет человеческой ко-
жи: Дискриминация пронизывает все
области жизни, в том числе политиче-
скую, экономическую и социальную».

Меер. заявил, что с тех пор, как
Об’единенные нации осудили прави-
тельство Южно-Африканского Ссюза
за дискриминацию, европейское мень-
шинство бойкотировало индийских
купцов и организовало группы для
нападения на белых и цветных, кото-
рые не участвовали в Golikote. Po-
стомжи указал, что индийцы органи-
	зэвали движение пассивного сопро-
тивления, чтобы добиться предостав-
ления им прав. Он заявил, что 2 тыс.
индийцев уже арестовано, и многие в
	Деятельность фашистских
	организаций в Чили

НЬЮ-ЙОРК, 11. (ТАСС). В то вре-
мя как чилийское правительство по-
давляет так называемую «коммуни-
стическую деятельность», оно разре-
шает открыто‘ действовать профаши-
стским организациям. В число этих
организаций входит «Альянса чилена
антикоммуниста», одним из лидеров
которой является бывший министр
внутренних дели адвокат германских
фирм Артуро Олаварриа. Как сообща-
ют, эта организация создала воору-
женные отряды, которые часто совер-
шают нападения на помещения чи-
лийской конфедерации рабочих и
компартии. Несмотря на широкие про-
тесты, правительство продолжает
хранить молчание. В июне этого года
большая группа чилийских профаши-
стов образовала так называемое
«Прочилийское движение», ставящее
своей целью борьбу против прогрес-
сивных элементов в стране.
	Американские конгрессмены
прибыли в Нанкин
	НАНКИН, 11. (ТАСС). Группа чле-
нов комиссии по военным делам и
членов комиссии по ассигнованиям
палаты представителей американско-
го конгресса прибыла вчера из Цин-
дао в Нанкин.
		ГЕДКИЕ
КНИГИ
	ПРИОБРЕТЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ
	За последнее время Государствен-
ному литературному музею удалось
приобрести несколько чрезвычайно
интересных изданий. Поступила кни-
га; отмеченная всеми библиографиче-
скими справочниками как очень ред-
кая, под названием «Феатрон или
Позор исторический». Слово «Феат-
рон» означает театр в древне-грече-
ском произношении а «позор» в
старинном русском языке употребля-
лось вместо слова «зрелище»; здесь
оно обозначает «обозрение». Книга из-
дана в 1724 году, переведена с латин-
ского Языка иеромонахом Гавриилом
Бужинским. В ней изложена всемир-
ная история, начиная от библейских
времен до конца ХУП века. В 1749 го-
ду книга эта была запрещена и эк-
земпляры ее свозились в петербург-
ский Александро-Невский монастырь,
повидимому для уничтожения. “
	Удалось также приобрести одно
из первопечатных русских изданий.
Это — библия на церковно-славян-
ском языке, напечатанная в городе
Остроге по поручению князя OH=
стантина Острожского. Печатал кни-
гу Иван Федоров в 1581 году. Кни-
га украшена гербом князя Острож-
ского, ачна последней странице по-
ставлен скромный книжный знак
знаменитого московского  первопе-
чатника.
	Интересно поступившее в музей
шеститомное издание под названием
«Арфаксад,  халдейская повесть»,
вышедшее в свет в 1793 году. На
заглавном листе указано, что это
издание  козловского  однодворца
Петра Захарьина, но напечатано оно
в Москве.

Прекрасно издано в шести томах
«Всеобщее путешествие вокруг све-

та» Дюмон-Дюрвилля, напечатанное
в ’Москве в 1835 году.
	Среди других приобретений музея
	можно отметить Книги: «Карти-
на или описание всех  нашест-
вий на Россию татар и  тур-
	ков, и их тут браней, грабительств и
опустонтений...», составленную П. Ле-
вашовым и напечатанную в 1792 ro-
ду, «Краткое описание острова
Мальты и державного ордена
св. Иоанна Иерусалимского, сделан-
ное Григорием Краевским» (издание
1800 года), роман в четырех ча-
стях «Александр Михайлович, ве-
ликий князь Российский», издан-
ный в Москве в 1818 году, попу-
лярный лубочный роман  <«Битва`
русских с кабардинцами, или пре-
красная магометанка, умирающая на
гробе своего. мужа» В библиотеку
	музея поступило 17-е издание этой

книги, напечатанное в Москве, на

Никольской улице, в 1855 году.
ee
	Артисты Мосэстрады
в колхозе
	Бригада артистов Мосэстрады в со0-
ставе Георгия Орлик, А. Цын, А. Лиси-
ной и других выезжала в колхозы Мо-
жайского района. За десять дней ар-
тисты далл 15 концертов. Можайский
гсрком ВКП(б) отметил работу бригады
и вынес ей благодарность.
	Дневнив
UCKYCCING
	х ПРИ ИНСТИТУТЕ. художественно-
то воспитания детей Акздемии педз-
гогизеских наук создана детская теат-
ральная студия. Из` 350 экзаменовав-
шихся отобрано 49 человек. Руководит
студией лауреат Сталинской премии
режиссер Центрального детского теат-
ра В. Колесаев, В настоящее время
студийцы готовят сказку С. Маршака
«Двенадцать месяцев». Следующая ра-
бота — «Снегурочка» Остоовского.
		И АВСТРИИСКИХ ЖАНДАРМОВ
НА МОЛОДЕЖНУЮ БРИГАДУ.
КАРИНТИЙСКИХ СЛОВЕН
	БЕЛГРАД, 11. (ТАСС). Коррес-
пондент ТАНЮГ сообщает подроб-
ности нападения в Подровщице
(Словенская Каринтия) английских
солдат и австрийских жандармов на
молодежную бригаду  каринтийских
словен. Молодежная бригада, возвра-
щаясь домой со строительства доро-
ги Шамац — Сараево, вместе с деле-
гатами второго конгресса Народного
Фронта Югославии была задержана
на пограничной заставе. У всех чле-
нов бригады были отобраны доку-
менты. Жандармы пытались отнять
национальное знамя, которое было
получено бригадой на строительстве
за образцовую работу. Отпущенные
без документов, члены бригады от-
правились на ночлег. По дороге их
окружили английские солдаты и
жандармы и стали избивать прикла-
дами автоматов, требуя выдачи зна-
мени. Борьба длилась свыше двух
часов. Не добившись результатов,
английские солдаты и жандармы от-
крыли стрельбу и тяжело ранили 6
членов бригады. Все остальные чле-
ны бригады получили легкие ране-
ния. Секретарь бригады Карл Перч в
тяжелом состоянии был увезен на
грузовике англичанами. На требова-
ние комитета  Освободительного
Фронта Словенской Каринтии осво-
бодить Карла Перча начальник ан-
глийского гражданского управления
в Целоваце полковник Кестли ничего
не ответил.
			la:
ipo.
Ra.
CT.
Ba
Ной.

=
			Ay
De
2, +

=
р
	«В семье». авы художника Б. Щербакова.
	«Секреты
	природы»
	Цветной киносборник научно-популярных фильмов
		ВЗ руки — ученого-популяризатора,
‘стремящегося сделать народным до-
стоянием достижения передовой на-
уки, цветное кино дало целый арсе-
нал выразительных средств. Цвет-
ной экран раскрывает все бесконеч-
ное многообразие действительности,
позволяет уловить закономерность в
развитии красок и форм, которыми
так богата природа. Новый, киносбор-
ник «Секреты природы»; выпущен-
ный Московской киностудией науч-
но-популярных фильмов под руко-
водством лауреата Сталинской пре-
мии режиссера А. Згуриди, говорит о
серьезных достижениях научно-попу-
лярного кино в использовании цве-
та.

Сборник состоит из трех фильмов.
Первый фильм — «Весна в горах»—
географический, видовой. Сценарист
Н. Абрамов и режиссер А. Кондах-
чан рассказали о чудесном горном
районе солнечной Грузии — Бакури-
ани. Краткий очерк о географических
и экономических особенностях этого
района легко воспринимается и запо-
минается благодаря. любовно засня-
тым пейзажам снеговых гор и пло-
дородных равнин, пастбищ, лесов и
виноградников, памятников древно-
сти и прекрасных здравниц этого
красивого и богатого уголка нашей
Родины.

‚ Второй фильм — «В мире кристал-
лов», поставленный молодым ре-
жиссером А. Сарданом по сценарию
В. Мордвиновой, — вводит Hac в
сказочный мир’ кристаллов, в лабора-
торию природы, поражающую красо-
той красок и гармоничностью форм.
Искусное применение поляризацион-
‚ной микрос’емки и трехслойной кино-
‘пленки позволило советским кинема-
	тографистам создать уникальные
кадры кристаллизации салола, гипо-
сульфита, хлористого аммония и
	других химических веществ.

Фильм увлекательно рассказывает
о применении искусственного выра-
щивания кристаллов в нашей  про-
мышленности. Мы видим, как созда-
ются крупные кристаллы сегнетовой
соли, применяемые в радио и аку-
стической технике, как в специаль-
ных печах рождаются оггомные ру-
	ВЫЕ
ИСПОЛНИТЕЛИ
	В МХАТ’ и ТЕАТРЕ
им. ВАХТАНГОВА
	За последнее время в Московском
Художественном театре в спектакли
вБедены новые исполнители. В пьесе
«Вишневый сад» роль Раневской по-
ручена новой исполнительнице — ла-
уреату Сталинской премии, заслужен-
ной артистке республики В. Поповой,
роль МЛопахина играет  заслужен-
ный артист РСФСР С. Блинников;
Гаева — заслуженный деятель ис-
кусств М. Соснин; Епиходова — ла-
уреат Сталинской премии, заслужен-
ный артист РСФСР Н. Дорохин; Шар-
лотту — заслуженная артистка
РСФСР Е. Морес.
	` В спектакле «Иван Грозный» роль
Малюты Скуратова поручена заслу-
	женному” артисту РСФСР В. Орлову.
	В театре имени Вахтангова в пьесе
«Глубокие корни» роль Бретта играет
артист-Н. Малышевский, а роль Раг-
но в спектакле «Сирано-де-Бержерак»
— заслуженный артист РСФСР
	М. Сидоркин.
— i> @- Qe
	На юбилейную
выставку
	РАБОТЬТ ЛЕНИНГРАДСКИХ
МАСТЕРОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
	ЛЕНИНГРАД, ИП. {По телефону.
Наш корр.). Из Ленинграда отправ-
ляется в Москву свыше 120 произве-
дений ленинградских мастеров живо-
писи, графики, скульптуры, отобран-
ных для Всесоюзной художественной
выставки к 30-летию Великой Ox-
тябрьской социалистической револю-
ции. Среди этих работ = большое но-
лотно художника Серова «Ленин про-
возглашает советскую власть», кар-
тина Николлева «Сталин в Турухлн-
сксм крае». Ряд полотен посвящен те-
мам Великой Отечественной войны —
«Партизанские тропы» Френца, «В
разведке» Авилова, «Сталинградцы»
	Самохвалова, «Солдатская дружба»
Ефимова, «Победа» Рутковского и
доугие.
	На выставку отправляется также
несколько десятков гравюр и авто-
литографий, в том числе художников
Пахомова, Верейского, Павлоза, Аста-
		бины и сапфиры, по своим качест-
вам неотличимые от естественных
драгоценных, камней. Фильм сооб-
щает зрителю полезные знания и при-
носит настоящее художественное
удовлетворение.

Центральное место в сборнике за-
нимает фильм «Секреты природы»,
смонтированный режиссером А. Згу-
Риди из разнообразнейших MaTepHa-
лов, снятых операторами в разных
странах света. Фильм рассказывает
об окраске и формах птиц, пресмы-
кающихся, насекомых, растений, рыб,
морских моллюсков. Природа во всем
ее бесконечном разнообразии  пред-
стает перед зрителем фильма. Зри-
тель долго не может различить по-
лосатую птичку, спрятавшую — свое
гнездо в траве.  Сучок внезапно
<оживает» и оказывается гусеницей,
цветок — бабочкой. Жаба чудовищ-
но раздувается, желая испугать вра-
га. Хамелеон и каракатица“быстро
меняют окраску в зависимости от ок-
ружающей среды. Спасаясь от вра-
га, каракатица окутывается черной
жидкостью. Раки-отшельники стара-
тельно подыскивают себе квартиру-
раковину, покорно таскают на себе
хищный актиний, украшают себя ко-
раллами и губками.

В фильме множество интересных
драматических, трогательных и смеш-
ных моментов из жизни природы.
Однако обилие — разнообразнейшего
материала несколько затрудняет вос-
приятие фильма. Этот недостаток ча-
стично исправляется удачным дик-
торским текстом. Ясно, популярно, а
иногда и с хорошим юмором диктор-
ский текст поясняет происходящее
на экране. В работе Згуриди чувст-
вуются взыскательный вкус худож-
ника, опыт популяризатора и боль-
шая любовь к природе.

Сборник «Секреты природы» вызо-
вег несомненный интерес зрителя.
Трудно переоценить также значение
	его как учебного пособия в нашей
школе. Работа коллектива — созда-
теля этого сборника — новое сзи-
	детельство растущих успехов луч
шего в мире научно-популярного кн.
но — нашего совэтского кино.
	Р. Юренев.
	УНИВЕРСИТЕТА
	ПЕРВАЯ
ПРОГРАММА
	Заявление сенатора
Тэйлора
	НЬЮ-ИОРК, И. (ТАСС). Профсо-
юзное агентство Федерейтед Пресс
сообщает, что сенатор Тэйлор (демо-
крат, от штата Айдахо), выступая на
с’езде отделения Конгресса  произ-
водственных профсоюзов в штате
Орегон в Портленде, резко критико-
вал внешнюю политику Соединенвых
Штатов. Тэйлор заявил, что полити-
ка США поддерживает реакцию “BO
всем мире и что государственный де-
партамент подчинился военным кру-
гам в первую очередь и Уолл-стрит—
во вторую. «Не хотят ли они, — ска-
зал Тэйлор, — вовлечь нас в войну
или держать нас на грани войны так,
чтобы миллиарды долларов были из-
расходованы Ha вооружение?». Тэй-
лор указал далее, что правительства,
которые пользуются поддержкой со
стороны Соединенных Штатов, это
«картонные правительства», не пред-
ставляющие народов.
	Требование румынских
алвокатов
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). Газеты
сообщают, что 8 октября состоялось
общее собрание коллегии адвокатов
Бухареста и уезда Илфов, на котором
присутствовало свыше тысячи адво-
катов, Выступившие на собрании
председатель коллегии Стелиан Ни-
цулеску и другие ораторы потребова-
ли от имени всех демократических
адвокагов страны беспощадного на-
казания манистских предателей.
	Подготовка к выборам
в народные комитеты
в Сербии
	БЕЛГРАД, 11. (ТАСС). ВБ печати
опубликовано обращение — исполни-
тельного комитета Народного фронта
	  Сербяи к сербскому народу по пово-
	ду предстоящих выборов в местные,
районные и городские народные ко-
митеты. В обращении подчеркивает-
ся заслуга народной власти в борьбе
против фашизма, в восстановлении
и развитйи хозяйства страны. Выбо-
ры на территории Сербии назначены
на 9 ноября, а в автономных обла-
стях Воеводине, Косово и Метохии—
на 16 ноября.
	Протесты в Бразилии против
законопроекта о национальной
безопасности
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 11. (TACC).
8 октября в. Рио-де-Жанейро состоя-
лссь общегородское собрание жен-
щин, протестовавших против проекта
закона о национальной безопасности.
Комиссия женщин-адвокатов подверг-
ла законопроект уничтожающей кри-
тике, охарактеризовав его как попыт-
ку уничтожить последние остатки де-
мократических свобод бразилвского
народа. Собрание постановило вру-
чить палате депутатов протест, под-
	писанный 3Э тысячами женщин Рио-де-
	Жанейро с требованием отвергнуть
этот «чудовищный законопроект».
	В Индонезии

ГААГА, 11. (ТАСС). По сообщению
голландской печати, военные дейст-
вия во многих секторах Индонезин
расширяются. В голландском коммю-
нике сообщается, что голландские
войска вели интенсивные действия «по
очистке» в различных районах Запад-
ной и Восточной Явы.
	Американские конгрессмены
у Салазара
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс сообщает из Лиссабона,
что португальский диктатор Салазар
принял группу американских парла-
ментариев, возглавляемую Мундтом.
	Американские нейтеочистительные
заводы на Суматре
	ГААГА, 11. (ТАСС). Как сообщает
газета «Хандельсблад», американ-
ская компания «Стандард вакуум
ойл компани» пускает в ход нефте-
очистительные заводы на Суматре
около Палембанга — в районе, кото-
рый недавно был захвачен голланд-
цами в результате военных действий.
Эти  нефтеочистительные заводы с
Г ноября будут ежедневно давать бо-
пее 3 тысяч тонн нефтепродуктов,
	Недавно театр показал новую по-
становку — пьесу для детей младше-
го возраста «Пятак и пятачок».

Готовятся новые спектакли. Первый
из них — сказка <В стране чудес»
А. Волкова. Ставит спектакль худо-
жественный руководитель театра за-
служенный артист РСФСР В. Игре-
нев. Следующая постановка — инсце-
нировка рассказа Аркадия Гайдара

«Чук и Гек». Режиссер — Е. Евгекь-
ев.
	1 11таб юных техников
	Два раза в неделю, в часы, свобод-
ные от учебы, группы московских
школьников собираются”в здании По-
литехнического музея: Здесь, в лабо-
раториях Центральной станции юных
техников имени Шверника, делают
первые шаги десятки будущих инже-
неров. Занимаясь под руководством
опытных педагогов, они выступают с
рефератами, ставят опыты, работают
над изготовлением школьных прибо-
ров, строят действующие модели:

В авиамодельной лаборатории нам
показывают разнообразные типы лета-
ющих моделей. Они сделаны учащи-
мися 5—9-х классов. Два года подряд
активисты этой лаборатории занимают
первые места в городских командных
соревнованиях по моделям фюзеляж-
ных планеров.
	Труппа учащихся, среди которых вы*
деляется Ратмир Тушуев (103-я школа),
заканчивает в энергетической лабора-
тории изготовление действующей мо-
дели электростанции. Здесь же уча-
щимися построен универсальный ста-
нок по обработке металлов электроэр-
розионным способом. Этот станок вы-
полняет процессы резки, сверления,
штамповки, шлифовки и гравировки.

Химическая лаборатория. При ней
существует клуб юных химиков имени
академика Зелинского. Быть членом
этого клуба мечтает каждый новый
питомец лаборатории. Но, чтобы осу-
ществить свое желание, он должен
предварительно получить необходи-
мую подготовку в кружке для начи-
наюших и затем в кандидатской
группе. Новичок обязан  самостоя-
тельно разработать какую-нибудь те-
му из области химии, выступить с от-
четным докладом на общем собрании
членов клуба, ответить ‘на все вопро-
сы оппонента и любого из присут-
ствующих: .

К услугам любителей радио особая
	лаборатория. В ней коротковолнэви-
	KH добиваются приема на слух со CKO-
ростью 50—60 знаков в минуту. Здесь
учащиеся приобретают навыки в стро-
ительстве различных приемников“ —
OT простейших детекторных до слож-
ных ламповых-

Но работой в лабораториях не огра-
ничивается деятельность Центральной
станции юных техников. Она руково-
дит 300 детскими техническими стан-
циями в РСФСР, ежегодно устраивает
заочные технические конкурсы, орга-
низует выставки, смотры и олимпиады.

До миллиона советских школьникев
участвовало в дни войны в емотре
«Юные техники — в помощь фронту».
в производственных мастерских они
выполняли оборонные заказы, изготов-
ляли инвентарь для МПВО, ремонти-
ровали сельскохозяйственные машины.
Тысячи школьвиков приняли участие
в двух конкурсах «Юные техники — B
псмощь школе». Они построили для
учебных заведений около 19 тысяч на-
тлядных пособий ‚по физике, химии,
бислогии.

Для показа творчества юных радио-
любителей из года в год устраивают-
ся всесоюзные заочные радиовыстав-
ки. На заочных состязаниях плаваю-
щих моделей демонстрируют свои ус*
пехи юные судостроители: Огромной
популярностью среди учащихся поль-
зуются также всероссийские олим-
пиады юных физиков и химиков.

В помошь школьникам, живущим
в местностях, где нет станций юных
техников, организованы заочные клу-
бы юных автомобилистов. и авиамоде-

листов.
	Л. Евгеньев.
	заслуженной популярностью поль-
зуются в Москве спектакли студен-
ческого театра университета имени
Ломоносова. Теперь в университете
создан свой симфонический оркестр.
	В ero составе — студенты Филоло-
	гического, Физического, философского
и других факультетов.

В оркестр принято также несколь-
ко студентов из Знергетического,
Автомеханического и Электромехани-
ческого институтов.

В оркестре 40 человек. Художе-
ственным руководителем его пригла-
шен известный дирижер профессор
А. П. Чугунов.

Оркестр приступил к подготовке пер-
вой программы, которая будет испол-
нена в дни октябрьских праздников.
Она составлена из произведений Чай-
ковского, Александрова и Прокофьева.
	БУДУЩИЕ
ПАМЯТНИКИ
СТОЛИЗЫ
	НА площадях городов, на местах
исторических сражений год за
годом возникают — монументальные
скульптурные сооружения, увекове-
чивающие память выдающихся ре-
волюционеров, героев Отечествен-
ной войны, лучших представителей
русской культуры. Десятки  памят-
ников будут воздвигнуты в ближай-
шем будущем, и многие из них укра-
сят столицу нашей Родины — Мо-
скву.

Проекты будущих памятников в сто-
лице были экспонированы в залах Му-
зея изобразительных искусств имени
Пушкина на юбилейной выставке
«Москва в произведениях художни-
ков». Памятники эти представляют
большой интерес для москвичей.

Проект памятника Юрию Долгору-
кому работы С. Орлова известен, по-
жалуй, наиболее широко. По этому
проекту’ будет установлена статуя
основателя Москвы напротив здания
Моссовета. Работа Орлова выполне-
на в  монументально-декоративном
стиле. Основа ее выразительности —
в красоте узорных силуэтов, тща-
тельно разработанных скульптором.
	В театре им. Вахтангова идет новый спектакль — инсценировка р
А. Фадеева «Молодая гвардия». Автор инсценировки Глеб Граков.
	срото М. ОЛЕХНОВИЧ,
	СНИМКЕ: сцена в тюрьме (слева направо): Бальк
шудха — народный артист РСФСР М. Державин.
	В памятнике соединены традиции
изображения сказочных богатырей
русского фольклора с вполне совре-
менными приемами героизации обра-
за.

Статуя фельдмаршала М. И. Ку-
тузова — одно из лучших произве-
дений народного художника СССР
С. Меркурова, автора многих  па-
мятников в Москве. Строгая и чет-
кая, но богатая пластическими от-
тенками, эта скульптура превосходно
передает энергию и мужество рус-
ского полководца. Его величавая фи-
гура, гордая поза, подчеркнутая тор-
жественным ритмом складок одеж-
ды, решительность жестов — все это
служит слагаемыми впечатляющего
монументального образа.
	С. Меркурову принадлежит и
проект памятника Феликсу Дзержин-
скому. Он изображен в сильном, по-
рывистом движении. Опираясь ногой
на возвышение, крепко сжимаяв руке
фуражку, Дзержинский как бы оста-
новился на мгновение, что-то обду-
мывая и решая. Его тонкое, одухо-
творенное лицо революционера-боль-
шевика несет на себе следы непре-
станной работы острой, глубокой мы-
сли. Страстный темперамент соче-
тается в его скульптурном облике с
ясной целеустремленностью и волей.
	Бесспорной удачи достиг И. Раби-
нович в проекте памятника Павлику
Морозову. Подросток с еще не впол-
		вот чем прежде всего вошел Гоголь
в историю нашей литературы. И это
должен запечатлеть будущий памят-
ник писателю.

Две работы скульптора Г. Мото-
вилова — проекты памятников А. П.
Чехову и А. Н. Толстому — выпол-
нены мастерски и дают в Целом вер-
ную и убедительную трактовку об-
разов замечательных русских писа-
телей.

И. Чайков — ‘автор проекта памят-
ника Владимиру Маяковскому — по-
ступил совершенно правильно, от-
казавшись от канонической -торже-
ственной застылости-многих мемори-
альных статуй. Великий поэт совет-
ской эпохи изображен в живом дви-
жении. «Прорывая громаду лет», он
	обращаётся к своим читателям. И
зритель, глядя на статую поэта, не
сможет не вспомнить его веших
	слов: «Пускай нам общим памятни-
ком будет построенный в боях со-
пиализм!».
	Проекты новых памятников в Мо-
скве — серьезное достижение со-
ветских скульпторов. Широкое обще-
ственное обсуждение проектов, надо
думать, поможет их авторам окон-
чательно доработать свои произведе-
ния и сделать их целиком отвечаю-
щими тем законно строгим требова-
ниям, которые пред’являются к па-
мятникам в столице.
	А. Каменский.
	ликому писателю, который в 1926
году был установлен в сквере Де-
вичьего поля, где скульптура стоит
и поныне. Не вполне удовлетворен-
ный своим произведением, мастер
продолжает работу над образом Льва
Толстого, намереваясь создать но-
вый памятник. Отдельно представ-
ленная на выставке голова писателя
для будущего памятника свидетель-
ствует о том, что скульптор добил-
ся значительного углубления образа.
	Тому же автору принадлежит и
проект нового памятника Гоголю. Он
заменит стоящий сейчас в начале
Гоголевского бульвара памятник ра-
боты Н. Андреева, который дает
в общем совершенно — неправиль-
ное представление о смысле творче-
ства Гоголя. По контрасту с андре-
евским памятником в скульптуре
Меркурова Гоголь показан радост-
но-приподнятым, вдохновенным, по-
рывистым. Поэтическая сила. многих
гоголевских творений, их нередкая
романтическая окраска вполне гар-
монируют с обликом Гоголя в ста-
tye Меркурова. Но исчерпывается
ли этим содержание литературного
наследия писателя? Вспомним, что
сказал о его произведениях М. И.
Калинин: <..как он клеймил крепост-
ное, помещичье общество! Вряд ли
найдется в мире человек, который
сумел бы представить в столь не-
приглядном виде общество, в кото-
ром он жил». Гениальная  обличи-
тельная сатира на современное ему
крепостническое русское обществоы—
	не сложившейся фигуркой и мальчи-
шеской мягкостью черт лица — та-
ким предстает славный пионер в па-
мятнике Рабиновича. Но в той стра-
стности, с которой Павлик сжимает
древко развевающегося знамени, в
решительности его позы, в упрямой
складке губ и сдвинутых бровях чи-
таются зрелость характера пионера,
его готовность к подвигу. Памятник
Павлику Морозову’ по праву станет в
один ряд с произведениями советско-
го искусства, ` посвященными красно-
донцам, Зое Космодемьянской, Але-
ксандру Матросову.-

Гениальный музыкант П. И. Чай-
ковский показан В. И. Мухиной в
минуты вдохновенного  композитор-
ского труда. Облокотясь на пюпитр
одной рукой, он отставил в сторону
другую, нето сопровождая  неволь-
ным дирижерским жестом родившу-
юся музыкальную фразу, чето к че-
му-то прислушиваясь. Сзади Чайков-
ского изображен мальчик-пастушок,
играющий на свирели. Его простые
народные мелодии слушает (или
вспоминает) композитор в процессе
работы. Так подчеркнута глубокая
связь творчества Чайковского срус-
	ским народным мелосом. Следует,
впрочем, отметить, что столь слож-
ная аллегоричность, ранее никогда
	не свойственная Мухиной, выглядит
в памятнике не вполне органичной.

Около 40 лет назад С. Меркуров
снимал маску с головы Льва Тол-
стого накануне его похорон. В 1913
году Меркуров создал памятник ве-