‘

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
	Выступления
Пеппера
	и Уоллеса
НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). Выету-
	пая с речью на банкете, оргавизован-
ном «Американским  всеславянским
конгрессом», сенатор Пеппер (демо-
крат от штата Флорида) резко крити-
	ковал Соединенные Штаты за то, что
	они не соблюдают Пюотедамское со-
глашение, и «империалистов, стремя-
	цихся воссоздать Германию как 06у-
	ферное государство в Западной Ев-
	ропе против наших бывших союзников
на Востоке».

Хотя Пеппер и не назвал по имени
Джона Фостера Даллеса, он заявил:
«Адвокаты картелей и люди, наст-
роенные в пользу картелей, которые
раныше благословляли нацизм, в на-
стоящее время занимают высокие по-
сты в консультативных органах стра-
ны, ведающих международными’ де-
лами. В самом деле, одно из таких
лиц играет решающую роль в приня-
тии важных решений как в Соединен-
ных Штатах, так и в организации Об’-
единенных наций. Такие люди не мо-
гут вызывать доверия. Это люди, ме-
шающие установлению мира».

Среди выступавших на банкете был
также бывший вице-президент Уол-
лес, который в краткой речи воздал
должное достижениям славянских на-
родов, в частности Югославии. «Уси-
лия по сохранению жизненно необхо-
димой дружбы между американским
ий славянскими народами, — сказал
Уоллес, — должны быть удвоены,
так как Соединенные Штаты нужда-
ются в дружбе с динамическими и
прогрессивными странами».
		«Обсуждение в политическом комитете греческого вопроса 868
в большей степени показывает несостоятельность попыток американ“
ской делегации использовать Ас самблею для инсценировки некоего
подобия суда над Югославией, Болгарией и Албанией, обвинить их
во вмешательстве в греческие дела и, таким образом, прикрыть соб-
ственное вмешательство в ЭТИ дела», (Из газет):
		Кавалерийский налет на балканские страны.
	ОДНОТОМНИК
Н. ОСТРОВСКОГО
	HOBBIE
книги
	„ПОЭМА
О РОДИНЕ
	КАНТАТА
ШОСТАКОВИЧА
	Несколько дней назад лауреат
Сталинской премии JI. Шостако-
вич закончил новое произведение,
написанное им к 30-летию Октября,
—«Поэму о Родине».
	— В своей поэме, — говорит Шо-
стакович, — я использовал шесть
широко известных старых револю-
ционных и новых советских песен.
Это — ставшая народной  револю-
ционная песня «Смело, товарищи;
в ногу», песня «По долинам и1по
взгорьям», много лет нгзад  запи-
санная профессором ° Александро-
вым, его собственная песня_ «Свя-
щенная война», моя пееня «Встреч-
ный», «Песня о Родине» Дунаевскоге
и песня Мурадели «Нас воля Сталина
вела». ;

Песни эти рождают `в душе^ слу-
шателя ‘близкие и понятные каждому
советскому человеку чувства и обра-
зы. Основное, что роднит все эти об-
разы, — горячая и беззаветная лю-
бовь советских люлей к своему. оте-
честву, твердая решимость пожертво-
вать жизнью за Родину.
	Торжественная, героическая поэ-
ма-кантата Шостаковича написана
для хора, оркестра и пяти солистов—
меццо-сопрано, тенора, двух бари-
лснов и баса. «Поэма о Родине»

включена в программы праздничных
концертов.
	В ХУДОМЕСТВЕННОМ
ФОНДЕ СССР
	ПЛЕНУМ
ГПГРАБЛЕНИЯ
		ЗАРЯ &
			гих
НИЯ
	03.
ord
Bo:
			В издательстве «Молодая гвардия»
вытили пьеса С. Михалкова. «Веселое
сновидение», первая книга стихов’ мо-
лодого поэта В. Захарченко «С or-
	  крытым сердцем», «Лирика» С. Ши-
	пачева и другие книги. Выпущен так-
же однотомник Н. Островского, в ко-
торый вошли романы «Как закалялась
сталь», «Рожденные бурей», статьи
и речи. ны

В серии «Жизнь замечательных
людей» вышла работа М. Морозова
© жизни. и творчестве Шекспира,
Автор показывает, как складывалось
мировоззрение Шекспира, анализиру-
ет его пьесы, поэмы и сонеты.
качестве приложения к книге даны
основные даты жизни и деятельности
Шекспара, хронологическая таблица
его произведений и библиография.
	„ Груд и быт
колхозной
деревни“
	СЕРИЯ ТРАВЮР
> KOHCTAHTHHOBA
	На Всесоюзную художественную
выставку, посвященную 30-летию Ок-
тября, известный график Ф. Констан-
тинов представил серию гравюр «Труд
и быт колхозной деревни».

Художник известен, как талантли-
вый иллюстратор книг Крылова, До-
стоевского, Шекспира, Чосера. Ягкая
характеристика образа, лаконизм, точ-
ность рисунка — основные черты его
работ.

Качества эти отличают и только-
что оконченную им серию гравюр на
темы колхозной жизни. Тема эта тес-
но связана с творческой биографией
художника. Свое свободное время он
гроеводит в Подмосковье. В частно-
сти последняя серия гравюр создана
на основе впечатлений, полученных в
Звенигородском районе Московской
области. Как известно, чудесная при-
рода Звенигорода издавна вдохнов-
ляла многих русских художников, на-
пример Левитана.

Константинов любит деревню и
умеет эту любовь передать. Сенокос,
жатва показаны не фотографично, а ©
выражением большой художественной
правды. Фигуры людей очерчены еме-.
го и выразительно.

Серия завершается гравюрой «Пес-
ня», Окончился трудовой день. Моло-
дежь и старики отдохнули после ра-
боты. И вот над деревней, окутанной
сгущающимися сумерками, начинает
звучать песия Певцы идут по полю
уверенной и спокойной походкой. Пес-
ня выражает их чувства, их веру в
силу своего побеждающего труда.
	Великого Октября
	«НЕПОКОРЕННЫЕ» В ТЕАТРЕ им. СТАНИСЛАВСКОГО
и НЕМИРОВИЧА-ДЛАНЧЕНКО
	Прошло сравнительно немного времени с тех пор, как на этой
сцене мы видели репетиции оперы В. Энке «Любовь Яровая».
Сейчас коллектив театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Не-
мировича-Данченко готовит к 30-й годовщине Октября новую совет-
скую оперу — «Непокоренные» лауреата Сталинской премии компо-
зитора Д. Кабалевского. Опера написана по мотивам одноименной
повести Б. Горбатова. !

Мы находимся в зрительном зале на одной из первых орке-
стровых репетиций. За дирижерским пультом — лауреат Сталинской
премии С. Самосуд. В проходе зрительного зала непрерывно ходит
взад и вперед композитор. Иногда он останавливается, прислуши-
вается к оркестру и певнам, подходит к дирижеру. За маленьким
столиком здесь же, в проходе зала, сидят постановиики спектакля—
заслуженный деятель искусств П. Марков и заслуженный артист
БССР П. Златогоров. В зале присутствует и автор либретто —~
артист театра ©. Ценин. Порой кто-нибудь из режиссеров встает
со своего места и, не прерывая оркестра, идет на сцену. Он подходит
к актерам и делает необходимые замечания.

На сцене — репетиция четвертой картины оперы — возвраще-
ние из плена Андрея — сына Тараса. Артисты — без грима, в своих
повседневных костюмах. Лишь некоторые одеты в театральные ко:
	стюмы. Декораций также нет, — стоят необходимые для репетици-
онной работы «выгородки» (спектакль оформляет художник
Б. Волков). -

Четвертая картина — одна из наиболее драматических в опере.
	Старый мастер Тарас Андреевич бросает в лицо свсему вернувше-
муся из плена сыну, «убоявшемуся смерти», гневный упрек. Взвол-
нованно и страстно звучат слова стаоика.

Воспользовавииеь неболышим перерывом поеле репетиции  чет-
вертой картины, беседуем с постановщиками.

— Опера «Непокоренные», — рассказывают они, — отличается
болыним идейным звучанием, широким развитием музыкальной
мысли. В опере восемь картин, вступление и пролог. В своей рабо-
те мы добиваемся предельной простоты и выразительности и в TO
же время стремимся донести до зрителя тот пафос сопротивления,
которым жил советский народ в грозные дни войны.

Нашу беседу с постановщиками прерывает помошник режиссера,
— оркестр и артисты готовы к репетиции пятой картины, рисующей
тайную схолку молодежи в доме Тараса. Комсомолец Павка дает
очередное задание ребятам. Затем собравшиеся вспоминают свою
любимую песню «У старой околицы».

Репетиция продолжается. - , В. Шевцов.
	НА СНИМКЕ: репетиция одной из ецен оперы Д. Кабалевекого
«Непокоренные»; в роли Павки — заслуженный артист РСФСР Н. Tum-
ченко, в роли Насти — 3. Смирнора- Немирович,

Фото Б. БОРИСОВА.
	Иностранная комиссия союза совет-
ских писателей СССР проводит цикл
вечеров, посвященных анализу со-
временной литературы Западной Евро-
пы и Америки,

На-днях в Центральном доме лите-
раторов состоялся первый вечер цик-
ла. Критик А. Лейтес сделал доклад
на тему «Литературная экспансия
американского империализма» — 0б-
зор современной американской хуло-
жественной литературы, критики и
литературоведения.
	На книжном рынке
А мерики-
		Процесс организаторов тайных складов
сружиа в Финляндии
	Ярмарка в Гриесте
	ХЕЛЬСИНКИ, 14. (Спец. Kopp.
ТАСС). Вчера в третьем отделении
высшего военного суда продолжался
допрос свидетелей со стороны обви-
нения. Первым был вызван бывший
начальник одного из окружных шта-
бов подполковник Суси. Свидетель
начал вносить «поправки» в свои по-
	казания и по существу выгораживал
	подсудимого Нихтиля.
Свидетельские показания подпол-
ковника Реунанена по сути дела ни-
чем не отличались от показаний Суси.
Реунанен также старался выгородить
Нихтиля, а заодно и Айро, повторив
лживую версию, что Айро якобы при-
казал ликвидировать все тайные скла-
ды оружия путем отсылки оружия в
центральные склады. В . действитель-
ности же, как известно, дело обетоя-
ло так; отдавая приказ о сдаче ору-
жия на легальные склады, Айро рас-
порядился через Хаахти оставить Ha
месте хорошо замаскированные тай-
ные склады, переместить военные ма-
териалы с менее надежных тайных
складов на другие, более надежные,
либо уничтожить укрытый материал.
Несмотря на то, что в руках обви-
нения имеется более чем достаточно
доказательств вины подсудимых. тем
	БЕЛГРАД, 14. (ТАСС). Как сооб-
шает корреспондент ТАНЮГ, в Трие-
сте 12 октября была открыта ярмар-
ка. В ней приняли участие Италия
и Югославия. «Югославский павиль-
он, — сообщает корреспондент, —
опроверг пропаганду итальянских шо-
винистов, утверждавших, что в юго-
славской промышленности и хозяйст-
	ве царит. полный хаос. OHH всеми
средствами пытались помешать юго-
славским представителям в организа-
ции ярмарки. Несмотря на то, что яр-
марка должна была носить чисто хо-
зяйственный характер, итальянские
	«Обсервер» о соглашении
англичан и американцев
в отношении тарифов
имперских преференций
	ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Газета
«Обсервер», комментируя сообщение
из Женевы о том, что между англи-
чанами и американцами достигнуто
соглашение по вопросу о тарифах в
отношении 225 видов товаров и об от-
мене преференций на 12 видов, пишет,
что действительное значение всякого
такого соглашения является скорее
	политическим, нежели экономичес-
ким. <С самого начала переговоров
американцы доказывали, что отказ
	Англии пойти на уступки окажет па-
губное влияние на американское об-
щественное мнение и увеличит опно-
зицию плану Маршалла. Особенную
настойчивость проявляет Клейтон, Он
считает, что без разрешения вопроса
об имперских преференциях его
тщательно разработанная система та-
рифных соглашений, достигнутых в
Женеве, потерпит крушение».
	щим среди большинства 16 делега-
ций, в Париже и на европейском кон-
тиненте вообще задается вопрос: не
слишком ли запоздалым является
план Маршалла?».

Английская пресса без особого эн-
тузиазма комментировала доклад «Ко-
митета европейского сотрудничества»,
Этот доклад оценивается газетой
«Обсервер», как в высшей степени
«противоречивый документ». Консер-
вативная «Санди таймс». заявляет,
что план Маршалла «вряд ли будет
проводиться в жизнь в течение бли-
жайших шести, а может быть и более
месяцев». «Неизвестно, — пишет эта
газета, — принесет ли он облегчение
нашей сильно истощенной экономи-
ке. Мы совершим ошибку, если будем
рассчитывать на него. Избежать ин-
фляции, сбалансировать нашг бюджет
и активизировать нашу внешнюю тор-
говлю можно только с помощью на-
ших собственных усилий».

Туман вокруг таинственного «плана
Маршалла» окончательно рассеивает-
ся. Небезызвестный трубадур амери-
	канского  экспансионизма Уолтер
Липпман на заданный ему стокгольм-
скими журналистами вопрос, как от-
носится американская  обществен-
ность К «плану Маршалла», ответил:
«Дебаты вокруг плана Маршалла яв-
ляются несколько запутанными, так
как самого плана еще не существу-
ет». По словам корреспондента «Дей-
ли экспресс», имеются «все призна-
ки вежливого и постепенного отказа
от всего плана». 3

Так, после четырехмесячной шуми-
хи и безудержной газетной рекламы
выясняется, что неопределенные обе-
щания, содержавшиеся в гарвардской
речи Маршалла, оказались всего-на-
всего долларовой приманкой.
	В. Крамер.
	не менее вызов свидетелей со сторо=
ны обвинения все еще продолжается:

Предполагают, что допрос свидете“
лей со стороны обвинения будет за=
кончен на этой неделе, после чего
суд начнет заслушивать показания
свидетелей защиты; затем выступят
с заключениями представители обви-
нения и защиты; затем суд предло-
жит подсудимым представить к опре-
деленному сроку свое последнее сло-
во и, наконец, последует вынесение
приговора. Есть основание полагать,
что процесс основной группы подсу-
лимых закончится в январе 1948 года,

В четвертом отделении высшего
военного суда сегодня продолжалось
рассмотрение дела бывших вторых
офицеров Малмиваара, Похьянкоски
и Хеластеря. Малмиваара, стараясь
оправдаться, пытался заверить суд,
что он лишь выполнял приказания
Хаахти. На это председатель суда
возразил, что такие приказавия не HO-
сили характера военных приказов.
Обвинитель Вепсяляйнен заявил, что
	виновность Малмиваара и АЛеластеря
доказана. Дальнейшее рассмотрение
дела упомянутых обвиняемых будет
прололжаться на этой неделе.
	шовинистические круги ИСПолЛЬЗовВа“
ли ее в провокационно-пропагандист-
ских целях. На одном из стэндов яр-
марки помещена большая, ярко ©све-
щенная экономическая карта Италии,
включающая в итальянские границы
зсю Юлийскую Крайну».
	«Своим участием в ярмарке, — пи-
шет газета «Приморски дневник», —
Югославия показала, что желает
остаться верной своему обещанию
установить самое тесное экономичес-
кое сотрудничество со Свободной
Территорией Триест и таким образом
помочь оживлению промышленности и
торговли».
	Шведские газеты об источниках
финансирования гитлеровской
пропаганды в Швеции
	СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). «Мор-
гон-тиднинген» и «Дагенс нюхетер»
сообщают, что, по данным, поступив-
шим от англо-саксонских  оккупа-
ционных властей в Германии, перед
концом войны немцами было завезе-
но в Швецию около 5 млн. крон золо-
том для ведения нацистской прона-
ганды после войны.

ВБоммюнике ЦЬ профсоюза
	итальянских
железнодорожников
РИМ, 14 (ТАСС). Агентство
	АНСА сообщает, что центральный
комитет профсоюза итальянских же-
лезнодорожников опубликовал ком-
	мюнике, в кстором отмечает, что, не-
смотря на неоднократные обещания,
«декреты №№ 9 и 301 в отношении
принятия на работу лиц, уволенных
во времена фашизма по политическим
мотивам, не выполняются». Профсоюз
железнодорожников созвал в Риме
представителей лиц, уволенных по
политическим мотивам, и причял ре-
шение направить представителей этих
лиц в министерство транспорта, чтобы
еще раз попытаться разрешить этот
вопрос в духе сотрудничества. В слу-
чае, если цель не будет достигнута,
будет создан комитет для руководст-
ва национальной забастовко№
	В Москве происходит пленум
правления Художественного фонда
СССР. Для участия в работе пле-
вума прибыли представители от-
делений Художественного Фонда
из различных городов РСФСР и
союзных республик. — Московские
художники представлены на пле-
нуме вице-президентом — Акаде»
художеств СССР Ф. Федоровским,
Ф. Модоровым, Г. Шегалем, Ф. Ре-
шетниковым. С. Рянгиной и др.
	Заслушаны доклады правлении
Художественных фондов Москвы,
Ленинграда, Ростова, Латвии, Ук-
раины, Эстонии. Выступавшие рас-
сказали о мероприятиях по органи-
зации творческого труда художни-
ков, об улучшении их бытовых ус-
ловий и обсудили задачи Художе-
ственного фонда на 1948 г.
	Вчера в помещении Московско-
го товарищества художников  уча-
стники пленума познакомились. с
выставксй изделий, выпускае-
мых художественно-производствен-
ными. отделениями фонда. Среди пред-
ставленных экспонатов — бронзовое
литье и декоративные ткани (Моск-
ва), изделия из кожи, дерева и метал-
ла (Прибалтика), ковры (Армения).
	‚  бониерть
из произведений
Рахманинова
	Состоявшийся на-днях в Октябрь-
ском зале Дома союзов концерт фор-
тепианного дуэта А. и М. Готлиб
представлял большой интерес. /

В концерте исполнялись произве-
дения Рахманинова, написанные в
различные периоды его жизни.

Наряду с широко известными дву-
мя сюитами исполнены юношеские
произведения композитора, среди ко-
торых особое внимание привлекла
«Русская рапсодия», сочиненная имв
18-летнем возрасте. Пианистам хоро-
шо удалось передать свежесть и не-
посредственность этого произведе-
HES.

Очень содержательно и поэтично
сыграны обе сюиты, заключающие в
себе мир различных художественных
осоразов. Можно лишь упрекнуть ис-
полнителей в некоторой сухости,
проявленной ими в динамичной «Ин-
тродукции» 2-й сюиты. Темперамент-
но и с большим блеском были испол-
нены финалы сюит и «Прелюдия».

Концерт показал творческий рост

исполнителей, много лет работающих
	в этом ансамбле.
	Лауреат Сталинской премии
Николай Раков.
	Доклад в Доме литераторов
	г р

проститутки», «Воскресение»
Докладчик отметил, что в Ш®лед-1 т... го рышло пол названт
	нее время печать США стремится К
затемнению сознания читателя, разЗ-
вращению его чувств, притуплению
мыслей. Реакционные писатели про-
поведуют миф 06 «американской
сверхнации», несущей якобы ответст-
венность за судьбы мира. На книж-
ном. рынке появляются произведения,
рекламирующие и прославляющие од-
ного из яростных поджигателей вой-
ны — Черчилля.
	Говоря о современной американской
критике, А. Лейтес отметил измене-
ние ее установок. Уже не слышно вы-
сказываний об искусстве для искус-
ства, об аполитичности литературы.
Американские критики предлагают
своим писателям создавать книги
«волевых интонаций», смотреть Ha
Еврону, как на будущую колонию
США. Все чаше слышны неофашист-
ские мотивы в современной американ-
ской критике и публицистике.
	Значительная часть доклада была
посвящена «литературе атомного
шантажа», в связи с шумихой вокруг
атомной темы, которая занимает в по-
	следние два года немалое место
творчестве американских писателей.
Эти книги являются спекуляцией на
невежестве одной группы читателей
и на страхе другой, стремятся запу-
гать читателя, внести панические на-
строения. Наряду с литературой по-
добного сорта PHHOK наводняется
книгами на сексуально-патологиче-
ские темы.
	В ТЕА!РЕ
ТРАНСПОРТА
	В воскресенье открылся новый се-
зон в Центральном театре транспорта.
В 139-й раз шел спектакль «Молодой
человек» Г. Мдивани и А. Кирова.
	В настоящее время на сцене театра
идут репетиции двух новых спектак-
лей. Режиссер В. Гольдфельд ставит
пьесу Г. Березко «Ночь командарма»
(художники Е. Коваленко и В. Кри-
вошеина). В роли генерала Рябини-
на занят артист В. Хохряков (испол-
нитель главной роли в фильме «Во
имя жизни»).

Художественный руководитель те-
атра народный артист РСФСР Н. Пет-
ров ставит пьесу лауреата Сталин-
ской премии Якобсона «Жизнь в Ци-
тадели». Художник — народный ар-
тист РСФСР Н. Акимов- В главной
роли — народный артист РСФСР
А. Дорошевич.

Идет также работа над пьесами
А. Чехова «Вишневый сад» и Л. Пер-
вомайского «Рядом с вами».

‚

Говоря о положении американских
писателей, докладчик подчеркивает,
что наиболее прогрессивные, талант-
ливые литераторы пользуются за
большей попу-
	пределами Америки большей попу-
лярностью, чем в США. Здесь до сих
пор не издано еще полного собрания
сочинений Драйзера. Бесцеремонно
р=справляются в США и с классика-
мя мировой литературы. Названия
классических произведений переделы-
ваются («Пышка» Мопассана, напри-
мер, переименовывается в «Жертву
проститутки», «Воскресение» Л. Н.
Толстого вышло под названием «Пре-
ступление любви»). Сами произведе-
ния сокращаются до неприличия. Так,
например, «Война и мир» сокращена
до 30 страниц, а «Божественная ко-
	мелия» Данте — до 18.
	ТУРНИР ФУТБОЛИСТОВ
ВТОРОЙ ГРУППЫ
	Розыгрьт первенства СССР по сфут-
болу для команд второй группы закан-
чивается. Вчера на стадионе «Стали-
нец» встретились команды «Торпедо»
(Горький) и Дома офицера (Тбилиси).
Горьковчане выиграли матч со счетом
1:0.

Сегодня в 13 час. 45 мин. дня на
стадионе «Сталинец» закончился пред-
последний матч финала между коман-
дами харьковского «Локомотива» И
челябинского «Дзержинца». Победили
харьковчане со счетом 2:0.

Сегодня состоится заключительный
финальный матч. Лидер розыгрьниа —
московский «Локомотив» играет против
команды сталинабадского «Динамо».

ee O-
	‚ па первенство
Вооруженных сил СССР
по футболу
	В Одессе начался розыгрыш фут-
больного первенства Вооруженных сил
СССР.

На стадионе «Пищевик» состоялись
два матча. Первыми встретились
команды Киевского и Туркменского
военных окгугов. Киевляне ушли с
псля победителями, выиграв матч св
счетом 3:0.

Затем играли коллективы Москов-
ского и Ленинградского военных оК-
ругов. Игра была напряженной и за-
кончилась победой москвичей, выиг-

равших матч со счетом 1:0.
И бир ЕР

ПРОБЕГ ПУШКИН —
ЛЕНИНГРАД
	Десятки тысяч ленинградцев были
в воскресенье свидетелями 22-го
традиционного пробега Пушкин —
Ленинград на приз газеты «Ленин-
градекая правда».

В тор. Пушкине взяли старт более
60  стайеров Москвы, Ленинграда,
Таллина, Курска, Калуги, Владими-
ра, Пушкина. Первые 20 кипометров
лидировал прошлогодний победитель
пробега, чемпион СССР по марафон-
скому бегу, ленинградец. В. Горди-
енко. На Международном проспекте
в Ленинграде его настигли москвичи
—победитель пробегов в 1940 и 1944
годах Я. Пунько и известный мара-
фонец Ф. Ванин (ЦДКА).

К финишу на Дворцовую площадь
первым пришел Ф. Ванин. 30 кило-
метров он пробежал за 1 чае 42
минуты 18 секунд, установив новое
рекордное время. В 1938 году мо-
сквич ЧН. Голованов пробежал из
	пушкина в Ленинград за 1 чае 35
минуты,
Я. Пунько пришел в финишу вто-

рым.
	Командный приз, как и в прошлом
году, завоевали динамовцы столицы.
	и а ао ба.
Ответственный редактор
		Докладчик обрисовал также и дея-
тельность прогрессивных писателей
США, говорящих читателю правду об
	за
	американском империализуе.
	ключение А. Лейтес подчеркнул то
влияние, какое сейчас приобретает со-
ветская литература среди наиболее
прогрессивных слоев населения Аме-
	рики.
	Художник %. Константинов у законченной работы с дочерью Катей,
ото К. ВЛОВИНОЙ.
		мягко выражаясь, «подвергается ри-
ску».

Однако, судя по последним сооб-
шениям из США, все с большей оп-
ределенностью выясняется, сколь ил-
люзорны надежды, возлагающиеся
определенными кругами Лондона,
Парижа и Рима на быструю амери-
канскую помощь.

Вашингтонские конгрессмены гото-
вятся к выборам 1948 года и поэтому
весьма чувствительны к реакции ши-
роких слоев населения, недовольных
нынешней экспансионистской полити-
кой правящих кругов СИТА. В своем
недавнем выступлении на пресс-кон-
ференции президент США Трумэн
дал ясно понять, что созовет спенци-
альную сессию конгресса для рас-
смотрения программы оказания помо-
щи Западной Европе лишь в том слу-
чае, если это одобрят комиссии кон-
гресса, и таким образом ответствен-
ность падет Ha республиканское
большинство конгресса. Однако, судя
по сообщениям печати, республикан-
ское большинство конгресса не про-
являет особой охоты взять на себя от-
ветственность за непопулярные в
американском народе «программы».
Живейшую заинтересованность в бы-
стрейшем осуществлении «плана Мар-
шалла» выражают лишь финансовые
магнаты США, рупором которых явил-
ся председатель крупнейшего «Чейз
нейшнел бэнк» Олдрич, выступивший
на-днях на собрании «Американской
ассоциации банкиров» в Атлантик-
сити с призывом к поддержке этого
плана.

Амёриканские, английские и фран-
пузские политические ‹ наблюдатели
весьма пессимистически оценивают
перспективы реализации мер по осу-
ществлению «плана Маршалла». По
сообщению агентства Рейтер, «поло-
жение в основных европейских стра-
нах, особенно во Франции и Италии,
‘достигло поистине критической ста-
’дии», и, «судя по настроениям, царя-
	ставится непременным условием вы“
полнения их производственных про-
грамм. Достижение же этой финан-
совой стабилизации будет в значи-
тельной степени зависеть от предо-
ставления соответотвующей амери-
	`° канской помощи в период стабилиза-
	пии. Речь таким образом идет об ор-
ганизации новой западно-европейской
валютной системы, целиком подчи-
ненной доллару.

Вопрос о создании европейского
таможенного союза пока что обойден
молчанием в докладе. В нем имеется
только ссылка на то, что группа по
таможенному союзу представит свой
первый доклад `в течение трех меся-
цев с момента созыва. Но общеиз-
вестно, что Соединенные Штаты на-
стаивают на полном уничтожении та-
моженных барьеров в Западной Ев-
ропе, открывающем шлюзы для аме-
риканского импорта. Оказывая ре
шающее влияние. на валютную систе-
му подопечных европейских стран,
Соединенные Штаты будут пользо-
ваться приоритетом в проектируемом
ими таможенном союзе, участники ко-
торого, конечно,  утратят. возмож-
ность развивать без согласия США
торговые связи с другими странами,
= входящими в союз, и попадут в
еще большую  кабальную  зависи-
мость от Уолл-стрита.
	Доклад «Комитета европейского
сотрудничества» содержит также
ряд проектов «сквозного планирова-
ния», использования ресурсов элек-
трознергия, поощрения стандартиза-
пии оборудования промышленности
(само собой разумеется, применитель-
но к американским «стандартам»).
В докладе констатируется, что = HO-
стоянный поток товаров, сырья И
промышленного оборудования из Со-
единенных Штатов является, необхо-
димым условием выполнения наме-
ченных планов. Без этого потока то-
варов вся программа восстановления,
	Американская „помощь“
и ее результаты
	наиболее животрепешущий интерес
для стран Западной Европы в пред-
	дверии наступающей зимы.

Доклад в его новом, «клейтонов-
ском», издании утвержден и отправ-
лен на специальном самолете в Ва-
шингтон. Он констатирует, что 16 ев-
ропейских стран нуждаются на про-
тяжении ближайших четырех лет в
помощи, размер которой исчислен В
22.440 млн. долларов. Из этой суммы
«Комитет европейского сотрудниче-
ства» будет просить у Международ-
ного банка реконструкции и развития
3.110 млн. долларов и у Соединен-
ных Штатов — 19.330 млн. долларов.

Не возникает никакого сомнения В
том, что Соединенные Штаты под ви-
дом оказания помощи 16 стравам на-
мерены превратить Западную Евро-
пу в свой рынок сбыта и таким об-
разом предотвратить надвигающий-
ся экономический кризис. Только
этим можно об’яснить те явные не-
суразности четырехлетнего экономи-
ческого «планирования», которые со-
держатся в этом докладе. Так, на-
пример, в то время как увеличение
производства стали запроектировано
лишь на 20 процентов по сравнению
с довоенным уровнем, производство
электрической энергии должно в03-
расти более чем на 60 процентов про-
тив довоенного уровня и на 40 про-
центов сверх уровня 1947 года. В до-
кладе много говорится о восстанов-
лении довоенного производства зла-
ков и о значительном увеличении
‘производства сахара и картофеля. Но
суть дела не в этом, а в том, что
создание внутренней финансовой ста-
`бильности в 16 европейских странах
	сотрудничества» о мероприятиях HO
ссуществлению «плана Маршалла»
был, наконец, опубликован 22 сен-
тября.

Известно, что утверждению этого
доклада предшествовало грубое вме-
шательство американских  диплома-
тов. потребовавших не только CO-
кращения на 10 миллиардов долла-
ров суммы испрашиваемых у США
кредитов, но и изменения отдельных
глав доклада. Под бдительным кон-
	тролем заместителя государственно-
	‚о секретаря США по экономиче-
ским вопросам Клейтона, советника
Маршалла по вопросам планирования
Кеннана и американского посла В
Париже Джефферсона Кеффери до-
клад был коренным образом перера-
ботан в соответствии с американски-
ми требованиями. В связи с этим гол-
ландская газета «Хандельсблад» пи-
сала: «В тот момент, когда в Ва-
шингтоне Маршалл произносит речи
о необходимости оказать срочную по-
мощь Европе, его заместитель по
экономическим вопросам Клейтон
обливает в Париже ледяным душем
гредставителей 16 европейских
стран, составивших доклад». Клей-
тон нашел, что проект доклада, вы-
работанный первоначально «Комите-
	том европейского сотрудничества»,
слишком напоминает «перечень за-
купок». Особенно тщательно была

wr. .8._.
	a

переработана по настоянию Клейто-
на редакция глав доклада, касаю-
цихся вопросов продовольствия И
сельского хозяйства, то-есть именно
тех вопросов, которые представляют