ПЬЕСЫ №, Н, ОСТРОВСКОГО
НА КЛУБНЫХ СЛЕНАХ
	Самодеятельность клубов широко
отмечает 125-летие со дня рождения
великого русского драматурга А. Н
Островского.

Театральные коллективы многих
заводов и учреждений готовят пьесы
А. Н. Островского. Драматический
кружок завода имени Войкова закан-
	чивает И над пьесой «Без вины
виноватые». На-днях на клубной сце
не 1-го ГПЗ имени Кагановича состо-
ится премьера «Не все коту маслени-
ца». Это—вторая пьеса великого дра-
матурга, поставленная в клубе. Уча-
стники самодеятельного коллектива
	клуба имени Зуева ставят «Бедность
не порок».
	В читальных залах и библиотеках
устроены литературные выставки.
Проводятся лекции о творчестве та-
лантливого русского драматурга. Лек-
торий Дворца культуры автозавода
имени Сталина организовал вечер ху-
дожественного чтения произведений
А. Н. Островского. С большим успе-
хом демонстрируются кинофильмы,
снятые по пьесам драматурга.
	ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ
И ТВОРЧЕСТВА
		ЛЕНИНГРАД. (По телефону. Наш
корр.). В 1923 году была издана пер
вая сводная летопись жизни и твор-
чества, А. Н. Островского, содержа-
шая 1.200 дат. Недавно ленинград-
ский литературовед проф. Л. Коган
закончил составление новой летопи-
си. В этом труде содержится 4.500
дат, причем 700 из’них установлено
по рукописным материалам. В архи-
вах ‘Ленинграда, Москвы, Клина и
других городов страны обнаружены
и включены в летопись новые не-
опубликованные тексты драматурга.
Среди них три речи А. Н. Остров-
ского. Первая речь была произнесе-
на драматургом ‘в артистическом
кружке, созданном им вместе с ком-
позитором Н. Рубинштейном и аоти-
стом П. Садовским. Вторая обраще-
на к артистам Малого театра и
третья произнесена в докторском
клубе в 1886 году перед московски:
ми врачами.
	ПОДГОТОВКА
ХУДОЖНИКОВ-ГРАФИНКОВ
	С 1 октября на факультетах” гра-
фики Московского. художественного
института Академии художеств
CCCP, Тбилисской академии ху-
дожеств, Вильнюсского и Тартус-
кого художественных институтов вво-
дится подготовка художников-графи-
ков по специальностям — станковая
графика, плакат, иллюстрация и
оформление книги. р
	С киноаппаратом
на самолете
	Киносператор Н. ВИХИРЕВ на бор-
ту самолета.
	нулся в часть, ставшую ему родной.
Кинооператор Вихирев совершил 21
боевой вылет и не раз стрелял из
пулемета по фантистам. Николаю Ви:
хиреву довелось затем участвовать в
героической Сталинградской эпопее.
Он вылетал и здесь на бомбежку
вражеских частей, снимал уличные
бои. Много раз приходилось ему под
ураганным пулеметным огнем’ пере-
правляться на левый берег, чтобы до-
ставить драгоценную кинопленку, и
снова возвращаться в осажденный
город. Многие замечательные эпизо-
	ды фильма «Сталинтрад» сделаны
оператором-фронтовиком Николаем
Вихиревым.
	В 1944 году самолет, на котором
летел оператор Вихирев, был сбит
фашистами, и пилот вместе с кино-
оператором едва не погиб в реке.
Оправившись после ранения, Вихирев
полетел в Берлин. Ему принадлежат
многие кадры уличных боев в Бер-
лнне,

И в дни мира Николай Вихирев ча-
ще чувствует под ногами пол само-
лета, чем землю. Он летал на пуск
Днепрогэса, побывал в Норвегии на
открытии памятника советским вои-
нам, а недавно, например, вернулся
из Сухуми, где снимал тренировку
футбольных команд. у

Цветной фильм «День Воздушного
Флота СССР», за участие в создании
которого Николай Вихирев недавно
удостоен Сталинской премии, являет-
ся высшим достижением его опе-
раторского мастерства. Кинооператор
снимал парад с воздуха, с борта са-
молета, В работе над этим фильмом
он проявил тонкое чувство цвета. Ви-
хирев хоропю овладел методами цвет-
ной семки.

Кинооператор Вихирев провел в
воздухе в общей сложности 600 ча-
соз и налетал больше 120 тысяч ки-
лометров.

Евг. Мар.
	имени М. С. Шепкина
	В спектакле выпущен целый акт,
происходящий, согласно авторской
ремарке, «в воротах, где торгуют
картинками». Очевидно ero трудно
было поставить в условиях школь-
вой сцены. А жаль! И не только
потому, что он мастерски написан
Островским, до тонкости  знавшим
жизнь улиц старсй, захолустной Мо-
сквы, но прежде всего потому, что
именно в нем проходит перед зрите-
лем целая галлерея «шутников» —
всех этих охотнорядских приказчи-
ков, богатых шелопаев, чиновных
господ, находящих удовольствие В
том, чтобы унизить, осмеять челове-
ка.
	Но и в сокращенном виде поста-
новка производит отрадное впечат-
ление. Молодые исполнители сыгра-
ли свои роли с разной степенью та-
Nauta и убедительности, но есть
нечто общее, что отмечает весь ан-
самбль — отчетливое понимание
своих сценических задач, вдумчивая
работа над образом.

Спектаклем «Шутники» студенты
Шепкинского училища начинают
свои государственные экзамены. Хо-
рошее начало!
	С. Богомазов.
	_ Московский школьник — Николай
Вихирез увлекался сбором марок и
кинематографией. Марки всех. стран
лежали перед ним, как застывшие
кадры гигантской киноленты, Голу-
бели морские волны Адриатики, се-
ребрились вершины Гималаев, гигант-
ский корабль переплывал океан...
На экране кинокадры приходили в
движение: плыл парусник, альпини-
сты поднимались в горы, рыбаки за-
кидывали сети.

Как завидовал уже в ту пору Коля
Вихирев человеку с киноаппаратом в
руках, сопровождающему ученого в
далекой экспедиции, моряка в похо-
де, горняка в забое. солдата в бою.
	Мечта стать кинооператором овладе-
	ла им еще в раннен юности. Он само-
учкой овладел киноаппаратом, и од-
нажды, отправившись на охоту, уп-
росил знакомого репортера кинохро-
ники одолжить ему «Кинамо». Вихи-
фрез увидел затем отснятые им кино-
кадры на экране, и судьба его была
решена.

Вихирев снял для киножурнала об-
лаву на волков, охоту на медведя. В
его первых работах было много све-
жести, изобретательности, смелости.
Став работником кинохроники, Вихи-
pes почти все время проводил в поро-
ге. Он использовал для работы все
способы передвижения — от поезд-
ки на верблюдах до плавания на под-
водной лодке. Однако лишь самолет
стал для Этого «крылатого киноре-
портера» не только наиболее быст-
рым и удобным видом транспорта,
HO и основной его с‘емочной площад-
кой. Дружба Вихирева с авиацией
началась еще во время пуска Рион-
гзса, когда он совершил перелет на
почтовом самолете над Центральным
Кавказским хребтом. Оператор пер-
вым заснял для кино торные пики
Кавказа. Он поднялся на самолете
на высоту свыше 5.000 метров и снял
Казбек, находясь на расстоянии все-
го 15 метров от его вершины,
	Эта очень трудная и опасная рабо-
та выполнена молодым оператором с
блеском. Скоро ему пришлось снова
итти_ в трудный полет и опять в. горы.
Он снимал фильм «Мужество», посвя-
щенный советской авиации. Герой
фильма летчик Томилин, по сцена-
рию, должен был «закачать» находя-
щегося на его борту вооруженного
диверсанта. Одна фигура высшего
пилотажа следовала за другой. Опе-
ратор, снимавший этот фильм с бор-
та другого самолета, провел в возду-
Хе более 30 часов. Приходилось ра-
ботать в открытом самолете. Сильный
ветер вырывал аппарат из рук. Кол-
лектив, работавший над фильмом
«Мужество», показал подлинное му
жество.
	Когда началась Великая Отечест-
венная война, Николая Вихирева на
правили по специальности в авиаци-
онные части. Военный корреспондент
«Правды» Вихирев вылетал на бом-
бежку танковых колонн противника.
Кадры этих боевых операций были
опубликованы уже 6 августа 1941 го-
да в «Правде» и «Красной звезде».

Вихирев доставил отснятые мате-
риалы в Москву, а затем снова вер*
	В театральном училище
	Молодежь, покидающая в этом го-
ду стены театрального училища име-
ни Шепкина, показала свой первый
дипломный спектакль — «Шутники»
А. Н. Островского.

Пьеса не стоит в ряду лучших
творений великого драматурга; и все
же — сколько в ней пвижения, жи-
вых характеристик, как сочен и
ярок ее язык! «Шутники» — скорб-
ЕЫЙ драматический рассказ о попира-
емом достоинстве человека, о грубо-
сти и жестокости нравов старой, ку-
печеской Москвы. Первое представ-
ление «Шутников» в Малом театре
состоялось 12 октября 1864 года. В
спектакле участвовали Шумский, Нн-
кулина, Садовский, Живокини — це-
foe созвездие блестящих имен. С
тех пор к этой пьесе, скромно наз-
ванной автором «картинами москов-
ской жизни», много раз обращались
русские театры. Тридцать лет на-
зад москвичи увидели в ней О. Прав-
дина в роли Оброшенова и В. Пашен-
‚ную в роли Аннушки... И вот сейчас,
в дни, когда страна отмечает 195-
летие со дня рождения А. Н. Ост-
ровского, в этой пьесе на крошеч-
ной сцене театрального училища де-
бютируют студенты-выпускники, пн-
томцы «Дома Островского» — Мало-
To театра.
	Со своей ответственной  залачей
молодежь справилась успешно. В
спектакле удалось отразить глубо-
кую сердечную думу великого дра-
матурга о незаметных тружениках,
скорбь его о судьбах маленьких лю-
дей. Именно на это, а не на внешние
детали и бытовые подробности, бы-
ло устремлено внимание постанов-
щика — руководителя курса В. Цы-
ганкова и режиссера — педагога
О. Головиной.

Говоря о молодых исполнителях,
хочется прежде всего назвать А. Ма-
Карова в роли старика Оброщенова.
Вдумчиво, серьезно отнесся он к сво-
ей работе над образом. В ‘обличии
потевного забавника, служащего по-
смешищем для  купцов-самодуров,
А. Макаров открывает натуру ве-
ликодушную, любящую, показызает
заботливого и нежного отца. Под
затрапезным его вицмундиром бьется
благородное сердце. Этот ‘сморщен-
ный, невзрачный человечек словно
вырастает, обретает черты свовоб-
разного величия, когда дело касает-
ся самого дорогого для него —
семьи, счастья дочерей.

Детскую наивность, душевную чи-
стоту Верочки живо и естественно
передает К. Осколкова. В этой роли
легко сбиться на водевильную раз-
вязность, внешний наигрыш, но мо-
лодая актриса успешно обходит
«опасные рифы». Искренность — вот
что подкупает в исполнении В. Бо-
голюбовым роли жениха Верочки,
мелкого чиновника Гольцова. Сцена
его первого об’яснения с Верочкой
полна свежести, молодости чувств.
3. Федоренко в роли Аннушки су-
мела выразить основные черты харак-
тера своей героини — скромность,
самопожертвование. Две колоритные
фигуры старой купеческой Москвыы—
Хрюков и Улита Прохоровна непло-
хо созданы С. Ушаковым и В. Гера-
симовой.
			аммы ий3-за гранйц
	ЗЕХОСЛОВАКИЯ. Гор. ЗЛИН. Па-
мятник советским бойцам, погиб-
шим в боях за освобождение горо-
па Злин,.
		‚ ПРОТЕСТ ПРОТИВ
АМЕРИКАНСКОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В ПРЕДВЫБОРНУЮ КАМПАНИЮ
В ИТАЛИИ
	РИМ, 9. (ТАСС). Бюро печати Все-
общей итальянской конфедерации
труда (ВИКТ) сообщает, что предсе-
датель Национального профсоюза
портовых и складских рабочих США
Гарри Бриджес обратился к ВИКТ с
письмом, в котором выражает’от име-
ни членов этого профсоюза протест
против вмешательства представителей
правительства США, включая самого
государственного секретаря генерала
Маршалла, в предвыборную борьбу в
Италии. Эти действия, говорится в
письме, «нарушают основное право
народов голосовать на выборах так,
как они сами считают нужным».

В своем письме Бриджес разобла-
чает проводимую в США кампанию,
которая имеет целью заставить амери-
канских граждан итальянского проис-
хождения посылать своим друзьям и
родным в Италию письма, убеждаю-
щие их голосовать так, как этого хо-
TAT правительственные круги СИА.
	В ответном письме секретарь ВИКТ
Ди Витторио выразил «чувство глу-
бокой симпатии итальянских  трудя-
щихся к тем трудящимся Америки,
которые проявляют мужество; сопро-
тивляясь чудовищному давлению им-
периалистов ‘и солидаризируясь с
итальянскими братьями».
	Андерсовцы
во Франции
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Газета «Юма-
ните» сообщает, что 700 андерсов-
ских молодчиков должны высадиться
в ближайшее время на побережье
между Марселем и итальянской гра-
ницей. Французское министерство
иностранных дел отдало распоряже-
ние о том, чтобы высадка не произво-
дилась в большом порту во избежание
«волнений среди рабочих». Эти поля-
ки, пишет газета, прибывают из Се-
верной Африки в качестве «переме-
щенных лиц». Всей этой операцией
руководит представитель Междуна-
родной организации по делам бежен-
цев (при ООН). Официально поляки
направляются для работы во француз-
ских шахтах, но известно, что обыч-
но андерсовцы вербуются в легионы
или даже в ряды жандармерии. Раз-
ве не были уже организованы «поль-
ские» отряды в жандармерии Фон-
тенбло? — спрашивает в заключение
«Юманите».
	К конференции 16 стран —
участниц «плана Маршалла»
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Как сообща-
ют газеты, новое пленарное заседание
конференции шестнадцати  европей-
ских стран — участниц «плана Мар-
шалла» состоится в пятницу 16 апре-
ля. Конференция должна будет утвер-
дить многостороннее соглашение и
устав так называемой «Организации
европейского. сотрудничества»,
			К окончанию торговых
переговоров между
Чехословакией и Болгарией
	ПРАГА, 9. (ТАСС). Подлисанием
нового соглашения о товарообмене и
платежах 7 апреля закончились тор-
говые переговоры между Чехослова-
кией и Болгарией, происходившие в
Праге в атмосфере дружбы и взаимо-
понимания. По соглашению, которое
предусматривает значительное увели-
чение торговли между обеими стра-
нами, Чехословакия будет получать
некоторые виды сырья для промыш-
ленности, продукты сельского хозяй-
ства и т. д. В свою очередь Чехосло-
вакия обязуется поставлять Болгарии
продукты металлургической и маши-
ностроительной промышленности, не-
обходимые для индустриализации
Болгарии, а также изделия химиче-
ской, легкой и текстильной промыш-
ленности.
	Народнохозяйственный
план Болгарии на второй
квартал 1948 года
	СОФИЯ, 9. (ТАСС). Государствен-
ная плановая комиссия приняла план
развития народного хозяйства Бол-
гарии во втором квартале 1948 года.
Для успешного выполнения плана
созданы необходимые запасы сырья
и строительных материалов.
	План предусматривает увеличениё
добычи каменного угля на 3 про-
цента по сравнению с первым квар-
талом этого года. Благодаря раци-
онализаторским мероприятиям Ha
электростанциях производетво элект-
	рической энергии возрастет Ha
2,4 миллиона киловатт-часов.

Продукция промышленных поед-
	приятий в этом квартале увеличится
на 58 процентов по сравнению со вто-
рым кварталом 1947 гола.
	Наглые вылазки
деголлевеких наемников
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Как сообщает
газета «Юманите», в связи с митин-
гом РПФ (деголлевская партия) в го-
poxe Дравей (департамент Сены и

азы) наемники этой организации,
прибывшие в город на грузовиках и
легковых ‘автомашинах, произвели на-
падение на помещение местной орга-
низации коммунистической партии.
Один из провокаторов стал угрожать
револьвером секретарю коммунисти-
ческой организации города Дравей —
Триульеру, рядом с которым находи-
лись член Центрального комитета
коммунистической партии Франции
Андрэ Леруа, депутат собрания фран-
цузского союза Марсель Эгрето и
секретарь Национальной федерации
работников просвещения, входящей в
ВКТ, Этьен Шолле. Налетчик задер-
жан.
	героине войны 1812 года Н. Дуровой.
Фото Ю. ГОВОРОВА,
	Перед
выборами.
в США
	НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). На состоз
явшихся 6 апреля первичных выборах
в штате Висконсин два видных кан-
дидата на пост президента от рес-
публиканской партии — губернатор
штата Нью-Йорк Дьюи и генерал
Макартур — потерпели поражение.
Победу на этих выборах одержал
‘бывший губернатор штата Миннесота
  Стассен. На выборах в штате Вискон-
‘син республиканские избиратели вы-
‘брали 27 целегатов, которые обяза-
лись поддерживать на национальном
С’езде республиканской партии в ию-
не определенного кандидата.

В соответствии с почти полными
данными о результатах выборов Стас-
сен получил, повидимому, голоса 91
делегата из 27, Макартур — 6 голо-
сов, Дьюи не получил ни одного го
лоса. Хотя фактически политические
платформы Стассена и его противни-
ков мало чем отличаются друг от
друга, Tak называемый  «либера-
лизм» Стассена, повидимому, оказал
влияние на результаты выборов.

Понятно, результаты первичных вы-
боров в штате Висконсин не являют-
ся окончательным свидетельством си-
лы претендентов на выдвижение их
кандидатуры от республиканской пар-
тии даже в средне-западных штатах,
так как в этих выборах принимало
участие меньше половины известных
претендентов.
	На 13 апреля намечены также пер-
вичные выборы в штате Небраска, в
‚которых принимают участие 7 претен-
дентов на пост президента от респуб-
ликанской партии — Дьюи, Стассен,
Макартур, сенаторы Тафт и Ванден-
берг, губернатор штата Калифорния
Уоррен, председатель палаты пред-
ставителей Мартин.

6 апреля были также проведены
первичные выборы в штате Нью-
Йорк, где республиканская и демо-
кратическая партии избирали делега-
тов на национальные с’езды. Однако
эти выборы не имели особого значе-
ния, так как они в основном явились
лишь формальными и прошли без оп-
позиции. В этих выборах принимала
	участие ограниченное число избирателя
лей.
	Американский план создания
западно-германского
правительства
	ОНДОН, 8. (ТАСС). Как сообща-
ет агентство Рейтер, в Лондоне 8 ап
реля стало известно, что США пред-
ложили состоящую из 5 пунктов про-
грамму создания в течение года за-
падно-германского правительства.
	ilo утверждению дипломатического
обозревателя агентства Рейтер план
предусматривает создание временно“
го правительства для нынешней ан-
гло-американской Бизонии и француз-
ской зоны оккупации; территориаль-
ную реорганизацию земель, нынешние
границы которых определяются зо-
нальным разделением Германии:
	Избрание учредительного собрания
и составление этим собранием проек-
та конституции;
	Официальное создание ` нового за-
	«Полагают, — указывает обозрева-*
тель, — что плав США является
главной темой происходящего сего-
дня совещания в Берлине между
представителями США, Англия,
Франции, Бельгии. Голландии и Люк.
	сембурга, которые, как известно из
достоверных источников, обсуждают
положение в Германии». По словам
	обозревателя, план представляет со-
бой «официальную позицию Вашинг-
тона и американских оккупационных
властей во Франкфурте и Берлине.
	Английские представители на со-
вещании экспертов в Берлине. как это
достоверно известно, в основном под-
держали инициативу СИТА в вопоэ-
се ‘о пересмотре сроков слияния зон»;
	Канадская печать
О «плане Маршалла»
	ОТТАВА, 9. (ТАСС). Газета «Си-
тизен» в редакционной статье, Ka-
саясь «плана Маршалла», пишет:
«Несмотря на постоянные заверения
правительства, что инфляция, которая
последовала за первой мировой вой-
ной, никогда не повторится, прожи-
точный минимум в стране достиг са-
мого высокого уровня в истории Ка-
нады. С 1 января прошлого года, ког-
да был отменен контроль над цена-
ми, продукты питания в Канаде вздо-
рожали более чем на 40 процентов,
одежда, — более чем на 38 процентов.
Жизнь канадского населения, заявля»
ет далее газета, еще больше ухуд-
щится в связи с повышением в апреле
железнсдорожных тарифов на грузо-
вые перевозки и поставками по пла-
ну Маршалла».
		Проект памятника И. В. Мичурину
работы лауреата Сталинской пре-
мии скульптора М. МАНИЗЕРА.
	Книжная
		РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ.
СБОРНИК СТИХОВ 1917—1947. Го-
сударственное издательство  худо-
жественной литературы. Тираж
25.000. Цена 28 рублей.
	В сборнике помещены  произведе-
ния русской советской поэзии за 30
лет. Книга открывается поэтическими
произведениями А. М. Горького. Со-
чинения великого писателя, основопо-
ложника советской литературы, яв-
ляются как бы естественным «преди-
словием» к ‹борнику, знакомящему
читателя с творчеством 101 поэта. со-
ветской эпохи. начиная с В. Маяков-
ского и вплоть до молодых поэтов,
вступивших на творческий путь после
Великой Отечественной войны. В ‘со-
ставлении и редакции сборника при-
няли участие Л. Белов, В. Перцов,
А. Сурков.
	АННА КАРАВАЕВА. ИЗБРАН-
НОЕ. Государственное издательство
художественной литературы. Тираж
15.000. Цена № руб.
	В книге напечатаны повести «Золо-

той клюв», «Двор», рассказы «Дым-
ная межа», «Чаепитие», «Мера сча-

стьях, «Память», «Старый король»,
	«Черные   брови», очерки «Письмо»,
«Огни», «Бригада смелых» и др,
						„за тех, кто в море“
	Экранизируя пьесу, — сценарист
М. Котов умело использовал возмож-
ности, заложенные в ремарках авто-
ра. Кинематограф позволил  развер-
нуть на экране боевые действия на-
ших торпедных катеров, показать по-
ведение героев пьесы во время боевой
операции. И, самое главное, — в
сценарии дано завершение судьбы
капитан-лейтенанта Боровского, —
именно такое завершение, которого
ждет, которое хочет видеть зритель.

В поисках личной славы (ее назы-
вает Боровский «жар-птицей», кото-
рую «надо схватить за блестящие
крылья и не отдать никому») он с0-
общил командиру второго отряда ка-
теров Максимову неверные координа-
ты и атаковал противника не совме-
стно с Максимовым, как было при-
казано, а один-на-один. Это явилось
причиной неудачи, вызвало гибель В
неравном бою нашего катера, с эки-
пажем.

Боровский совершил тягчайшее пре-
ступление. Но он не враг. Советская
власть дает ему возможность иску-
пить вину — «жив человек, так он
сам выправится». И мы видим в филь-
ме путь исправления Боровского, Kor-
да он, будучи разжалован. в рядовые,
своим героическим подвигом помогает
блестяще выполнить задуманный
Максимовым дерзкий налет катеров
на немецкую военно-морскую базу.

Фильм «За тех, кто в море» постав-
лен А. Файнциммером. Морская тема
далеко не случайна в творческой био-
графии этого талантливого режиссе-
	А ПОСЛЕДНЕЕ время экранизи-

рованы многие пьесы советских
драматургов. Лучшие из этих пьес
привлекают кинематографистов отчет-
ливо разработанными сюжетами, уже
готовым сценическим диалогом. Но по
сравнению с романом, повестью или
рассказом перенесение на экран дра-
матических произведений — более
сложный процесс. По самой форме,
ограниченной местами действия, рам-
ками театрального спектакля, они не
так легко поддаются переводу на
язык кино. Сценарий требует иной
конструкции, иной разбивки на эпизо-
ды, иных приемов для достижения
динамичности действия. Многое из
того, о чем говорится на сцене, мо-
жет и должно быть показано на экра-
не, а не рассказано.

Благодаря не механическому, не
иллюстративному, а подлинно творче-
скому подходу сценаристов и режис-
серов к этой трудной задаче, на осно-
ве пьес «Жизнь в цитадели» А. Якоб-
сона. и «Русский вопрос» К. Симонова
удалось создать полноценные кинема-
тографические произведения, имеющие
свою самостоятельную жизнь, незави-
симо от театральных спектаклей. Ав-
торы этих фильмов средствами кино
расширили и обогатили не только
«видовой» материал первоисточников,
но и сюжетную линию, характеры
персонажей.

Сказанное целиком относится и к
новому фильму «За тех, кто в море»
по пъесе Б. Лавренева, удостоенной
Сталинской премии в 1945 году.
	Новый фильм Ленинградской студии
®>
	туаре. Роль командира дивизиона Ха- го любимца моряков создал артист
	ритонова — новая грань разносторон-
	него дарования артиста. Бережно хра-
нит Харитонов лучшие традиции ста-
рого русского флота. Это он в споре
Боровского с’ Максимовым приводит
	  HOTOPHNECKHE слова BETRKOTO PYCCRY=
	го флотоводца Нахимова, не утратив-
шие своего значения и в наши лни:
	шие своего значения и в наши дни.
«О собственной славе не тщусь,
	мысля прежде всего о славе России
	и родного флота, но поскольку ду-
пою не отделяю себя от флота, гор-
жусь, что в славе его частица при-
наллежит мне».
	Харитонов — М. Жаров — человек
суровой, но справедливой совести,
соединяющий в себе огромное внут-
реннее обаяние с непреклонной во-
лей. Харитонов проницательно разби-
рается в преступлении Боровского и
решает дело в пользу Максимова еще
до того, как оно рассмотрено судом.
И зритель, вполне солидарный с этим
решением, чувствует горячую симпа-
тию к мужественному командиру,
видя в нем не только начальника, но
любящего отца, чуткого воспитателя
молодежи.

Молодой актер Малого театра
Д. Павлов верно передал в роли Мак-
симова типические черты советского
офицера — верность долгу, мораль-
ную чистоту и личную храбрость,
большевистское понимание дружбы,
воинской чести и славы.

Колоритен И. Любезнов в роли
старшего лейтенанта Лишева. Редак-
тор газеты, человек «глубоко штат-
ский», он совсем недавно вошел в
военную среду, но уже успел духов-
но слиться с нею.*

Биография цыгана Рекало, в прош-
лом беспризорника, а ныне образцо-
вого старшего лейтенанта, — нагляд-
ное свидетельство животворной силы
советского строя. Яркий образ это-
	Д. Сагал. Задушевно поет он род-
	ные песни своего народа и чудесно
мечтает вслух о будущем.
Чрезвычайно трудна роль Боров-
ского. Исполнитель должен передать
не только его отрицательные черты,
но и сохранить у зрителя надежду на
духовное обновление этого карьери-
ста и себялюбца, который «хотел со-
колом взлететь в небо, а свалился в
канаву». Как в спектакле, так и в
фильме Г. Карнович-Валуа хорошо
справился с поставленной автором
психологической задачей.
	Мало внимания уделили сценарист
и постановщик образу дивизионного
механика’ — инженера Клобукова, с
головой ушедшего в математические
формулы и расчеты. Вероятно поэто-
му зритель едва ли запомнит Андрю-
шу Клобукова в исполнении артиста
П. Шпрингфельда.

При разборе пьесы «За тех, кто в
море» уже отмечалось, что жечские
роли не так удались Б. Лавреневу,
как мужские. Этот недостаток ска-
зался и в фильме. Юные артистки-де-
бютантки Е. Мышкова (капитан-лей-
тенант медицинской службы Шабу-
нина) и Э. Луценко (актриса Горело-
ва), играя свои роли свежо и искрен-
не, не сумели создать законченных
кинематографических образов.
	Сердечно, с теплотой и юмором
сыграла артистка А. Тришко эпизоди-
ческую роль старухи Харитоновой.

Фильм «За тех, кто в море» произ-
водит сильное, волнующее впечатле-
ние. Средствами киноискусства рас-
крыты в нем темы славы и доблести,
советской морали, большевистской
чуткости к человеку. Благодаря это-
му картина режиссера А. Файнцимме-
ра имеет большое воспитательное и
художественное значение.
	Олег Леонидов,
	ра: им были поставлены фильмы
« йцы»,  <Танкер «Дербент»,
«Морской бастион». А. Файнциммер
знает и любит моряков, их жизнь,
полную опасностей, препятствий,
борьбы. Прекрасно передал он в сво-
ем новом фильме атмосферу крепких
товарищеских отношений моряков, где
исстари ведется: «один за всех, все
за‘ одного». Море и моряков изобра-
жает А. Файнциммер не как фон и
действующих на этом фоне людей, а
как нечто единое, слитное.

А. Файнциммер не загромождает
эпизоды второстепенными подробно-
стями. В каждом кадре он выделяет
главное — то, что раскрывает тему,
сюжет, характер. Но делается это не
сухо, не декларативно, а © большим
эмоциональным чувством. Многие
сцены в фильме идут почти исключи-
тельно на крупных планах: это удар-
ные места, где важнее всего пере-
дать мысли и чувства персонажей.

Но в таких эпизодах, как финаль-
ный бой и возвращение победителей,
режиссер «включает» все ‹редства
кинематографической — выразительно-
сти, весь свой темперамент художни-
ка-баталиста.

В искусстве портретных с емок и в
динамичных натурных кадрах боль-
шое мастерство проявили операторы
М. Магид и Л. Сокольский. На вы-
соком техническом и художественном
уровне и комбинированные с’емки.

Хорошо подобран актерский состав.
Постановщик привлек к’ участию в
фильме на те же роли некоторых.
исполнителей театральных постановок
«За тех, кто в море» — М. Жарова,
который в Малом театре исполняет
роль Харитонова; Г. Карнович-Валуа,
играющего роль Боровского в стеат-
ре имени Ленинского комсомола.

Мы привыкли видеть М. Жарова в
комедийном или характерном репер-
	Л. ПЕРВОМАЙСКОМУ ПРИСУЖДЕНА
МЕДАЛЬ КЛУБА ВЕНГЕРСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ

БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). Kak cox
общают газеты, клуб венгерских пи-
сателей присудил медаль клуба со-
ветскому писателю Леониду Перво-
	майскому за перевод стихов Алек-
сандра Петефи.
	Отовсюду
	я КАК СООБЩАЮТ газеты, Гол-
ландия переживает острейшую нехват-
ку долларов. В первую неделю апреля
Голландия сдала в залог Федераль-
ному резервному банку в Нью-Йорке
золото на сумму около 28 миллионов
гульденов, чтобы получить доллары.

* КАК СООБЩАЕТ «Фронтул
плугарилор», министерство земледе»
лия разработало план технического
оснащения сельского хозяйства Руч
мынии в 1948 году. Машиностроин
тельные заводы в Брашове уже выч
пустили по заказу министерства зем-
леделия 400 тракторов «ИАР-295 и
205 сеялок с механической тягой.
		линском, Белостокском, Штеттинском
	и в других воеводствах Польши, а
также в заболоченных местах вдоль
реки Одер проводятся большие ме-
лиоративные ‚работы. На эти работы
ассигнуется 1 миллиард 633 миллиона
злотых,